выдропужская икона божией матери
Икона Божией Матери «Одигитрия» Выдропужская
Выдропужская (Выдропусская) икона Божией Матери «Одигитрия» – чудотворный список Смоленской иконы Божией Матери, почитавшийся в городе Торжке и окрестных селах.
Выдропужская икона известна с XV века. Она пребывала в храме Великомученика Георгия Победоносца в селе Выдропужск (или Выдропусск; ныне в Спировском районе Тверской области) и начала почитаться после того, как чудесным образом осталась неповрежденной при пожаре. В 1471 году во время похода великого князя Ивана III на Новгород икона была похищена и поставлена в церкви близ Мурома. Однако когда перед ней стали служить молебен, стены храма затряслись, с крыши посыпались камни, и вихрь унес икону обратно в Выдропужск. Похититель иконы, узнав о произошедшем, совершил паломничество к чудотворному образу и прилюдно покаялся в своем грехе. С XVI века икону стали периодически носить крестным ходом из Выдропужска в Торжок и оставлять там на несколько дней. Горожане не хотели отдавать икону обратно, из-за чего у них вышло несогласие с жителями Выдропужска. В 1630 году в Москве с чудотворного образа сделали копию, которую отправили в Выдропужск. Сама икона была поставлена в соборе Преображения Господня в Торжке.
После революции Преображенский собор был закрыт, чудотворный образ исчез. Выдропужский список, находившийся в церкви Смоленской иконы Божией Матери, уцелел и был возвращен в храм после его открытия в 1995 году.
Авторизуйтесь
Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.
ВЫДРОПУССКАЯ ОДИГИТРИЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(празд. 28 июля), чудотворная. Обстоятельства прославления иконы изложены в «Повести душеполезной о чудотворном образе Пресвятыя Богородицы, иже в новгородской области в веси нарицаемой Выдропуске. », известной по списку из Сборника XVII в. (РГБ. Отд. I. Q. № 239; Толст. II 277). Время создания «Повести», автором к-рой назван «князь Егорий Звенигородский, иже именуется Токматон» (Юрий Иванович Токмаков, кн. Звенигородский, воевода в царствование Иоанна Грозного), можно отнести ко 2-й пол. XVI в. (возможно, 70-е гг. XVI в.). Источником повествования, как указал автор, стал рассказ Феодора корчемника, в монашестве Феодосия («в добродетели навык от соловецкого игумена Филиппа, именованием Колычева»), жившего в с. Выдропуск (ныне Выдропужск Спировского р-на Тверской обл.) близ храма вмч. Георгия, где находилась В. и. Повесть относит время прославления В. и. к событиям, связанным с покорением Новгорода вел. кн. Иоанном III (1478). Некий воин родом из «области града Мурома», из дружины вел. князя, проходя со своим отрядом мимо Выдропужска, на правах победителя забрал из ц. вмч. Георгия В. и., стоявшую у царских врат, и поставил икону в своем селе, в ц. свт. Николая. Перед Неделей св. жен-мироносиц, после утрени и чтения Акафиста Пресв. Богородице, воин велел иерею отслужить молебен и перед В. и., назвав икону «полонянкой». По прочтении Евангелия «внезапу трус бысть», церковь поколебалась, сорвало крышу, вихрем подняло икону и унесло прочь. Пораженные страхом люди упали на землю без чувств.
Чудесный вихрь явился и около Выдропужска, вблизи ц. вмч. Георгия. Его свидетелем стал местный крестьянин Флор. Пономарь же храма Феодор, имевший обыкновение каждый день совершать каждение в опустевшем храме («после воинства того иерею не сущу ту у церкви»), обнаружил В. и. лежащей в алтаре на престоле. Пономарь известил жителей села о совершившемся чуде перенесения иконы и напомнил предание о том, как эта икона уцелела после пожара, полностью уничтожившего храм во имя вмч. Георгия. Образ был найден под слоем пепла на месте алтаря лежащим ликом вниз, следы огня остались на незначительной части тыльной стороны иконы.
Похититель иконы после ее чудесного исчезновения осознал дерзость своего поступка и принял решение, сложив с себя воинский чин, совершить пешее паломничество в Выдропужск. Там он, увидев «полонянку» на прежнем месте, всенародно покаялся.
В 1565 г. В. и. стараниями Феодора корчемника была поновлена и богато украшена («обложил серебром и златом»).
Список с В. и. находился в Георгиевской ц. Выдропужска до сер. XVIII в., затем был перенесен в новопостроенную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1784). Храм закрыли в 1931 г. В конце Великой Отечественной войны в нем разместили нем. военнопленных. Стояли суровые морозы, и командование приказало отапливать храм иконами. Среди расквартированных в Выдропужске солдат, охранявших немцев, был юноша, Кронид Поспелов (буд. архимандрит Псково-Печерского мон-ря Нафанаил, сын замученного большевиками муромского священника), к-рому удалось спасти В. и. с помощью хозяина снимаемой им квартиры Степана Юрзова, выменявшего у командира конвоя образ Божией Матери на дрова. Ок. 50 лет икона пребывала в семье Юрзовых и после возвращения в лоно РПЦ ц. Смоленской иконы Божией Матери (1991, богослужения с 1995) была передана в храм, где ныне и находится в приделе свт. Николая Мирликийского.
Об особых чинопоследованиях В. и. не известно. В 2000 г. были составлены тропарь 4-го гласа, кондак 6-го гласа и акафист В. и. (в наст. время на рассмотрении Богословской комиссии). В тропаре воспроизведена версия об обретении В. и. иноками Валдайского мон-ря. Тексты кондака и тропаря были отредактированы архим. Нафанаилом.
Выдропужская икона божией матери
Сказание о Выдропужской иконе Божией Матери
Древнее новгородское село Выдропужск, находящееся сейчас в пределах Спировского района Тверской области с незапамятных времен славится местными святынями, — двумя святыми источниками, — Покровским и Георгиевским, а больше всего чудотворной иконой Божией Матери Одигитрии, т.е. Путеводительницы, называемой по месту своего нахождения также и Выдропужской.
Слава об этой иконе идет еще со времен новгородской независимости. Никто не помнит теперь точной даты первого чуда совершившегося от иконы, однако известно, что она привлекла внимание к себе тем, что уцелела после мощного пожара полностью уничтожившего церковное здание в селе. Икона была тогда найдена под слоем пепла и золы, лежащей ликом вниз, там, где был алтарь храма. Лишь незначительная часть тыльной части хранила следы соприкосновения с огнем. С тех пор икону стали почитать, как чудотворную. Когда это было — Бог весть, ясно что до 1477 г., года полного присоединения Новгорода к Московии. Тогда, или чуть ранее в 1471 г., произошло следующее, более знаменитое чудо. Вел. Кн. Иоанн III, совершал завоевательный поход на Новгород, призвав по свои знамена не только московскую дружину, но и отряды соседних, полувассальных княжеств. Были в его войске и муромцы. Один из них, сын боярский, чье имя предание не сохранило, на правах завоевателя вместе со своим отрядом участвовал в разграблении новгородчины. Разграбили они в этот раз и село Выдропужск, где в качестве одного из трофеев муромец захватил чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. Возвратившись в родной удел близ Мурома, он поместил икону в своем храме св. Николая, и в шутку называл ее Полонянкою, т.е. Пленницей. Раз вовремя совершения молебна перед захваченной иконой читалось Евангелие о пребывании Девы Марии в доме св. Елизаветы, матери Иоанна Крестителя. На последних словах о том, что, пробыв три месяца, Мария возвратилась в дом свой, раздался грохот, с храма сорвало крышу, вихрем подняло икону в воздух и унесло прочь, в неизвестном направлении. Примерно в тоже самое время около Выдропужска появился быстро приближающийся к церкви Св. Георгия вихрь. Свидетелем это явления стал местный крестьянин Флор, а пономарь храма, переживавшего после московского набега трудности и запустение, Феодор обнаружил похищенную икону Одигитрии лежащей в алтаре на Св. Престоле. Муромский же дворянин, разузнав об этом чудесном возвращении, совершил в последствие пешее паломничество в Выждропужск, где со слезами покаяния оплакивал свой дерзкий разбой и похищение святыни.
В XVI веке эта святая икона была взята в Москву, с неё сделан точный список для церкви села Выдропужска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка.
С тех пор икона прославилась многочисленными чудотворениями, была ценима и любима не только выдропужцами, но и жителями окрестных городов и сел. Чудеса от иконы продолжились и в наши дни.
Любопытна история спасения этой иконы от уничтожения в конце Великой Отечественной войны. В то время храм был закрыт богоборческой властью. В Выдропужске квартировались солдаты, охранявшие пленных немцев. Среди солдат был богомольный юноша, Кронид Поспелов, сын умученного большевиками муромского(!) священника, сам в будущем известный Псково-Печерский старец архимандрит Нафанаил. Немцев разместили в здании храма. Была зима, дров не было, и красноармейцы получили команду отапливать храм. иконами. В волнении Кронид прибежал к хозяину снимаемой им квартиры Степану, и сообщил о готовящемся злодеянии. Срочно загрузив целый воз дров, Степан отправился к командованию конвоя и обменял дрова на чудотворный образ.
Около пятидесяти лет Выдропусская чудотворная икона Божией Матери пребывала в семье Степана и его детей. Лишь после того, как храм св. Георгия в Выдропужске был возвращен Русской Православной Церкви, святыня покинула благочестивую семью и вернулась в «дом Свой».
Будучи драгоценной, не только для верующих, но и для подпольных торговцем антиквариатом, икона лишь изредка, в большие праздники предстает перед народом. Главный из них — день празднования в честь Выдропужской иконы 10 августа н. ст.
Тропарь и кондак
иконе Божией Матери Выдропужской
Твоя Богородице Дево святыня,\ яко омофором нас от бед покрывающая,\ явися в облаце с шумом летящая\ к радосте веси Выдропусской\ егда из нея исхищена бысть\ ныне даруеши нам благодать многомощную\ с неюже и чудеса Твоя,\ и подаеши нам велию милость.
Во спасение нам рождшая Безначального,\ и явившая нам свое заступление безконечное,\ Семя Доброе Хлеба жертвеннаго преломления\ безсеменно во утробе пречистей возрастившая,\ и образом Твоим Выдропусским благодать миру явившая,\ Дево, спасай Тя величающия.
Спировское благочиние
Бежецкой епархии Тверской митрополии, сайт создан по благословению Преосвященнейшего Филарета, епископа Бежецкого и Весьегонского
Особо почитаемые иконы Спировского благочиния
Икона Божей Матери Одигитрия Выдропусская.
Икона Пресвятой Богородицы «ОДИГИТРИЯ» называется Выдропусской по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии (ныне Тверская область). Память: 10 августа (28 июля ст. ст.)
Эта икона стояла у царских врат храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Когда великий князь Иоанн III возвращался в Москву после покорения Новгорода, то один из его воинов, боярский сын, проходя мимо села Выдропусска, вошёл в церковь и, взяв с собою икону «Одигитрия», принес её в свою Муромскую вотчину. Там он поставил её в храме во имя святителя Николая.
В субботу недели святых Жен-Мироносиц после утрени воин попросил иерея отслужить молебен перед этой иконой, сказав: «Отпой молебен полонянке» (то есть пленнице).
И вот, когда во время молебна священник прочёл слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», а и певцы пропели: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг в храме сделалось колебание, налетел вихрь, послышался сильный гром, сотрясся весь храм, кровля церкви раскрылась, и икона «Одигитрия», а вместе с нею ещё одна храмовая икона «Умиление», невидимою силою поднялась с места своего и вышла из церкви через расступившийся верх. Боярин, священник и все бывшие тут люди от страха пали на землю и долго лежали как полумертвые.
В тот же день и час, при восхождении солнца вышел на ниву сеять лён благочестивый крестьянин села Выдропусска Фрол. Утро было тихо и светло. Вдруг мимо него по направлению к церкви великомученика Георгия пронёсся сильный вихрь. Фрол остановился, но ничего не увидел.
В то же время один человек, исправлявший пономарскую должность, вошёл в церковь и изумился, когда увидел, что икона «Одигитрия», похищенная воином, лежала в алтаре ликом вниз на престоле, а с нею другая икона Богородицы — «Умиление». Пономарь в страхе пошёл к жителям села и объявил о случившемся. Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям, все устремились в церковь, чтобы поклониться чудотворной иконе. Фрол, сеявший лен, рассказал, что он слышал, как пронёсся вихрь по направлению к церкви.
Вскоре Икона Богородицы «Умиление», пришедшая вместе с иконой Выдропусскою, скрылась и явилась снова в вотчине боярина, в храме святителя Николая Чудотворца. Между тем, после чудесного отшествия икон, боярина-воина стало мучить раскаяние. Всюду отыскивал он скрывшиеся иконы и не находил их. Боярин плакал горькими слезами, раскаиваясь в том, что во время похода забрал икону Божией Матери из храма. Но вот он услышал, что икона «Умиление» снова явилась в храм Святителя Николая. Поспешно пришёл он в церковь, пал пред святою иконою и со слезами стал испрашивать у Божией Матери прощения.
После многих слёз и усердной молитвы покаяния боярину пришло вразумление, что икона возвратилась в свой храм, откуда он её взял. Боярин, не возвращаясь домой, взял благословение у священника, оделся в убогие одежды и объявил, что отправляется пешком в Новгород. Напрасно жена и дети со слезами умоляли его отменить свой обет – грех тяжело лежал на его душе, и он в сопровождении своего верного слуги пустился в путь к Новгороду.
В посте, молитвах и слезах совершил он путь до Выдропусска, а когда вошёл в храм, то увидел образ Одигитрии, прежде пленённый им. Боярин упал на колени перед иконой и так пребывал три дня, не принимая пищи, и всё плакал. Труды поста и душевной скорби так обессилили воина, что он стал падать без чувств. Жители села, видев его раскаяние, попросили священника отслужить Литургию.
После службы боярин вкусил просфоры, принял пищи и почувствовал прилив сил, после чего всенародно попросил прощения у жителей села за то, что в своё время похитил их святыню. Ему же в свою очередь рассказали, как явилась в село похищенная им икона Божией Матери.
В 1565 году икона была поновлена, обложена серебром, вызолочена, благолепно украшена. Впоследствии эту икону ежегодно приносили в Торжок и ставили для поклонения в соборный храм Преображения, а оттуда носили по домам, затем икона возвращалась в Выдропусск. Позже, по невыясненным причинам, в Выдропусск был возвращён список иконы. Сам же чудотворный образ остался в Торжке навсегда.
Древний список Выдропусской иконы Пресвятой Богородицы находится в п.Спирово Спировского района Тверской области в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии.
Акафист одобрен: утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 25.12.2013 (журнал № 149).
Выдропужская икона божией матери
Выдропужская икона Божией Матери
К XV веку икона стояла у царских врат храма. В 1471 году, когда великий князь Иоанн III совершил завоевательный поход на Новгород, один муромец в его войске, боярский сын, вместе со своим отрядом участвовал в разграблении новгородчины. Разграбили они и село Выдропужск, где в качестве одного из трофеев муромец захватил чудотворную икону Божией Матери. Возвратившись в родной удел близ Мурома, он поместил икону в своём храме святого Николая, и в шутку называл её Полонянкою, т.е. Пленницей. Раз, во время совершения молебна перед захваченной иконой читалось Евангелие о пребывании Девы Марии в доме святой Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. На последних словах о том, что пробыв три месяца Мария возвратилась в дом свой, раздался грохот, с храма сорвало крышу, вихрем подняло икону в воздух и унесло прочь. Примерно в тоже самое время около Выдропужска появился быстро приближающийся к церкви святого Георгия вихрь. Свидетелем это явления стал местный крестьянин Флор, а пономарь храма, переживавшего после московского набега трудности и запустение, Феодор обнаружил похищенную икону Одигитрии лежащей в алтаре на святом Престоле. Муромский же дворянин, узнав об этом чудесном возвращении, глубоко раскаялся в своём грехе, совершил пешее паломничество в Выждропужск, где с горькими слезами покаяния оплакивал свой дерзкий разбой и похищение святыни.
В XVI веке эта святая икона была взята в Москву, с неё сделан точный список для церкви села Выдропужска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка.
Икона прославилась многочисленными чудотворениями, была ценима и любима не только выдропужцами, но и жителями окрестных городов и сел, являя чудеса и до наших дней.
Около пятидесяти лет Выдропусская икона Божией Матери пребывала в семье Степана и его детей. Лишь после того, как храм святого Георгия в Выдропужске был возвращён Русской Православной Церкви.
Избранная от всех родов людских ко спасению мира, Пренепорочная Отроковице и Заступница всех к Тебе притекающих, помози нам днесь взыти на путь в горняя селения Сына Твоего и Бога нашего, да во умилении зовем Ти:
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Ангели и архангели воспевают Тя выну: радуйся, Дево, Ты бо еси честнейшая и славнейшая всех бесплотных чинов, яко иногда путесотворила еси Господу внити в мир во спасение людей. Ныне же, яко усердная Молитвенница о роде христиан православных, путесотворяеши всем чтущим Тя, да достигнем любы Христа и
Бога нашего, славословяще Тя сице:
Радуйся, Невместимаго вместившая;
Радуйся, Свет спасения от Себе явившая.
Радуйся, необуреваемое наше Пристанище;
Радуйся, неоценимое наше Сокровище.
Радуйся, из мрака суеверия изводящая многих;
Радуйся, неоскудеваемое вспоможение продающая верным.
Радуйся, злобу безпросветную в сердцах изженяющая;
Радуйся, людем своим заступление от века являющая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Видя на пепелище, идеже бысть святый храм во имя великомученника Божия Георгия дивную икону Твою Одигитрию, в пламене страшном невредимо спребывшую, и обретя ту с велией радостию, боголюбивые богомольцы Твоя выдропусския, возопиша Богу: Аллилуия.
Разумея икону Твою, яко сокровище драгоценное, сын боярский и верный слуга князя московскаго Иоанна Великаго, взяша ю в полон, увезе в отчину свою, сиречь град Муром, и тамо поставиша ю яко велию святыню во храме святителя Николая, да и муромския людие воспевают Тя словесы сицевыми:
Радуйся, образ Твой из пламене невредимо изведшая;
Радуйся, пламень душетленных страстей в нас угашающая.
Радуйся, земли тверстей и новгородстей древнее Сокровище;
Радуйся, яко по всей земли славится имя Твое.
Радуйся, скорая Помощнице всем чтущим Тя;
Радуйся, велие Заступление Тебя почитающим.
Радуйся, распри меж князей скоро утишающая;
Радуйся, скорби простолюдин далече отгоняющая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Сила Вышняго возбудиша вихорь велик и страшен зело, трус силен, и гром велий, егда боярский сын повеле отслужити молебен пред иконою Твоею Одигитрией, именуя Царицу Небесную «Полонянкою». И точию прозвучали суть слова Евангелия «Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой», абие разверзися кровы соборныя, и падоша на лице свое людие вси и священници, и узреша силу неведомую, еже сорва верх храма Божия и вознесе на воздусе икону сию и унесе ю в вихре далече. Мы же дивяшеся чуду сему вопием Христу Богу: Аллилуия.
Имея разсуждение здравое о чуде сем, сын боярский возопи с сокрушением сердечным и рече: «Увы мне безумному! Како посмех аз грешный, пленити Ту, Еюже весь мир свободися греха и работы вражией! Ныне посрамленный дерзостию своею, каюся и молю Тя, Пречистая, даждь ми неосужденно воспевати Тя сице:
Радуйся, мир рождеством Твоим свободившая;
Радуйся, чудо всем на уверение в Истине явившая.
Радуйся, яко гордым противляющаяся;
Радуйся, словеса Евангельския исполняющая.
Радуйся, яко икона Твоея небесными силами бысть носимая;
Радуйся, Надеждо наша неугасимая.
Радуйся, видети славу Божию нас сподобляющая;
Радуйся, к покаянию сердечному нас обращающая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая».
Бурю внезапную узре выдропусский селянин Флор, егда труждася в поле близ дома своего. В буре же той незримо пребываше образ Пречистой Девы Одигитрии, летящий, яко на крилу ветреню, в дом Свой, во храм святаго Георгия, иже по нашествии московском разорен бываше. Добронравный же пономарь Феодор, по благому обычаю своему, кадяще заутра святыя иконы, обрете утрату сию драгоценную на Святем Престоле лежащую. И абие изшед вон, радостно вопияше, созывая криком велиим боголюбивых селян: «Приидите христиане православныя! Пойдем купно со мною и узрим преславное чудо Богоматере от иконы ея Одигитрии, яже бысть исхищена и обретеся. Днесь Заступница наша Небесная незримыми шагами преиде к нам. Радуйтеся и веселитеся, прославляя милость Божию: Аллилуия.
Слыша о Твоем чудеснем возвращении, сын боярский облечеся в ветхия ризы и вретище, и абие постяся и моляся изшед из дому своего в весь выдропусскую, во еже прияв зрак нищаго, взыти вновь в храм Твой святый, поклонитися пресвятому образу Одигитрии, и моляще о прощении своей дерзости, славословити Ти сицевая:
Радуйся, кающихся от Себе не отреевающая;
Радуйся, путников богомольных заступающая.
Радуйся, прелагающая слезы в веселие;
Радуйся, подающая велие радование.
Радуйся, надежная Заступнице на Тя уповающим;
Радуйся, скорая Помощнице к Тебе претекающим.
Радуйся, яко от Тебе чудеса многия исходят;
Радуйся, яко о Тебе всякая тварь радуется.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Боготечней звезде уподобилася еси Пречистая Дево, и яко та привела еси волхвов к вертепу Божию, такожде и Ты управляеши верных ко спасению во Христе заботою о роде человечестем, молитвою непристанною и помощию от чудотворных икон Твоих, да поют Богу: Аллилуиа.
Видеша чудеса мнозии от иконы Твоея Выдропусской, благочестивые жители града Торжка восхотеша принимати ю, кресным ходом приносимую, дондеже не написаша себе другую таковую Одигитрию, во еже пети и славословити Тя сице:
Радуйся, любящих Тя упование;
Радуйся, путетворящая людем спасение.
Радуйся, Троическия тайны в Зачатии девственнем являющая;
Радуйся, от юдоли плачевней к духовной бодрости возводящая.
Радуйся, боголюбие в душах наших укрепляющая;
Радуйся, поползновения злу нас отвращающая.
Радуйся, неискусомужная Мати, Агнца спасительного нам Рождшая;
Радуйся, благодатные сокровища от иконы Твоея нам показующая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Яко проповедь спасения на древе напечатленную, видим чудную икону твою Одигитрию, яже в храме выдропусском обретающуюся и благословляющую всякаго изшедшего в путь земнаго странствия вперити очеса своя в Отечество наше Небесное, зане бо вси людие суть токмо пришельци в мире сем, и отселе надлежит нам пети непристанно Богу: Аллилуиа.
Возсия на брегах тверецких благодать от иконы Твоея, Богородице, Одигитрии. Сей образ освящает и благословляет путь между стольными градами государства Российскаго, градом Москвою и градом во имя святаго Петра, и подает покой и благое поспешение боголюбивым путником, управляя их дух к горним вершинам Царствия Владыки всех Бога. Темже и оне же славословят Ти сицевая:
Радуйся, в пути шествующим благая Водительнице;
Радуйся, гонимых укромное убежище.
Радуйся, страннопреимным людием небесную награду посылающая;
Радуйся, усталость странников потребляющая.
Радуйся, великие грады Российстие незримым покровом соединяющая;
Радуйся, страну нашу и весь язык русьский усердно заступающая.
Радуйся, Тебе по Бозе служат ангели;
Радуйся, Тебя песнословят праведницы.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Хотящу явити миру сугубую благодать Свою, ниспосла Пречитая Дево богомольцем Твоим выдропусским, два исходище чудес и благодати; овое убо есть чудотворныя и цельбоносныя источницы водныя, иное же икону Твою Одигитрию. Теже, яко саму Царицу Небесную сию икону чтуще, добре восхваляют творимыя от нея чудеса, поя Богу: Аллилуиа.
Новая показася пагуба злому племени бесовскому; всякое бо искушение от врага нашего спасения творимое, пред иконою Твоею Выдропусскою обращается на главу сотворшаго е; зане молитва, яже к Тебе, Пречистая, пред тою иконою возносимая, непреложно услышана бывает, темже и получаем заступление многосильное и благодаряще поем Ти сице:
Радуйся, Молние светозарная, злые духи поражающая ;
Радуйся, Заре неугасимая, к бдению молитвенному нас пробуждающая.
Радуйся, лютых бедствий от рода православнаго отгнание подающая;
Радуйся, Пламене чистый, теплоту сердец наших разогревающий.
Радуйся, печальных утешение;
Радуйся, верующих в Тя и Сына Твоего спасение.
Радуйся, отчаянных воззвание;
Радуйся, наше непосрамимое присное упование.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Странное и всехвальное заступление и поруку имея себе, жители окрестных весей притекаша к чудней иконе Твоей Выдропусской, прося благословения Божией Матере на всякое свое начинание, наипаче же на труды польския. Во исполнение сего священници Твоя при велицем стечение богомольцев и трудников, взем пречистый и чудотворный образ Твой, изходят в поля и тамо благословляют сеятелей и бразды, во еже быти добрым плодом от земли русьской, и да восхвалят Бога, лишенные глада и иних бедствий христиане: Аллилуиа.
Вся еси в вышних, Ты и о нас не забываеши. Аще же видеши в нашем естестве удобь поползновения к греху, обаче чаяши, спасения нам, богомольцем Твоим, поелику пред Христом непристанно о нас в молитве сладкогласней Заступницей предстоиши, и подаеши нам ослабу искушений диавольских, да бо мы радостно воспели Ти благодарения сицевыя:
Радуйся, благорастворение воздухов нам низпосылающая;
Радуйся, житницы усердных делателей наполняющая.
Радуйся, чистым сердцем сокровища на небесех собирать помогающая;
Радуйся, Лозо благолиственная, гроздие исполненныя вина Живота Вечнаго произрастившая.
Радуйся, вси прилози врагов видимых и невидимых надежно отвращающая;
Радуйся, яже младенцем к Тебе приносимым, доброе воспитание подавающая.
Радуйся, яко недуги многия исцеляющая;
Радуйся, от одра болезни зравых душею и телом подымающая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Всякое естество недоумевает, слышаша яко помощь Твоя многомощная подается от иконы Твоей пречестной. Зряще образ и не видяще Первообраза Пречистыя Девы; зряще краски, и не стяжав благодати, сии не обретаху в суемудрии своем истины, и не можаху уразумети тако чудесе Богоматере, яже нам во утешение, а Богу во прославление явлени бывают. Мы же воспеваем в чудесех сих Премудрость Господню: Аллилуиа.
Ветия велеречивыя онемеша, зря дивный и без числа чудеса творящий образ Девы, яже в пречистых руцех держащей легце Исполняющаго мир. Се велие чудо зрим, обаче узрим и иное: яко аггелы злобныя, чающие восхитити души наша посрамлени будут, понеже имамы себе надежную к Богу Путеводительницу, Тя Матерь Божию. Твоим бо заступлением чрез воздушныя поприща, бесовом лютим принадлежащия, непреткновенно пройдем к месту покоя присноблаженнаго, идеже гласом непристанным вернии воспевают Ти словесы сицевыя:
Спасти хотяй от поругания и огненнаго попаления икону Твою Одигитрию, благочестивый селянин Стефан, видяще яко безумнии отметницы веры отеческия, восхотеша ввергнути в огнь святые образа храма выдропусскаго, откупи ю у безбожных разбойников за един воз дров, и благоговейно внесе ю в дом свой, благодаряще Бога: Аллилуиа.
Стена крепкая явилась еси земле русьской икона Твоя, Мати Божия, яко Ты и во изгнании из храма своего не оставише милосердие о роде человечестем, и благоволила еси спребывати в дому благочестиваго Стефана и чад его. Богомольци же Твои, тайне от лютих врагов Церкве Христовой, приходили в дом сей, и припадше к своей надежной пред Богом Заступнице, слезно со умилением славили суть Тя сице:
Радуйся, богоборцев безумие обличающая;
Радуйся, исповедников веры венцем Небесныя славы венчающая.
Радуйся, яко в гонениях сущих без утешения не оставляющая;
Радуйся, благодатных Твоих посещений их сподобляющая.
Радуйся, смирение и терпение в нас удобряющая;
Радуйся, любовь нелицемерную в душах наших пестующая.
Радуйся, не единожды яве волю Свою от иконы выдропусской людем являвшая;
Радуйся, от татей нощных и человек лукавых образ сей благоприятно спасавшая.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Пение вознося доброгласное, и духом предстоя Богоматере, богомольцы Твои вернии, многократы вносиша образ Твой Одигитрии, в домы свои, чая получити от Тебе цельбы и радость велию, и снискав просимое, ликовствуя возносили суть Богу хвалу: Аллилуиа
Светоприемную свещу, яко молнию освещающую богоугодное жительство видим Тя, Богородице, егда пребывая во граде Твери, явила еси благое поспешение сестрам обители святой Екатерины, яже молитвенно принимали святую икону Твою, ангельски поя Ти похвалы сицевыя:
Радуйся, иноческаго образа небесная Покровительнице;
Радуйся, обителей земных, яже являют в себе образ обителей небесных, добрая Устроительница.
Радуйся, иереям честным помогающая;
Радуйся, архиереом благочестивым опору подающая.
Радуйся, всех христиан во благих наставляющая;
Радуйся, радость роду человеческому приносящая.
Радуйся, неоскудное Вместилище милости;
Радуйся, неизсякаемый Источниче благодати.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
Благодать Твоя сердца наша утешающая, выну с нами пребывает, Ты бо, Пречистая, не избрала еси достославней иконе Твоей места инаго, но паки водворила еси ю в дом свой выдропужский днесь, аможе и древле. Ныне аще и прославляемая молитвами и славословием во устех благочестивых, обаче хулимая от богоборцев скудоумных, наипаче же стужаемая татями, чающими исхитити многоценный образ Твой, в храме древлем с нами спребываеши, во исполнение воли Господней, да поем Ему доброгласно: Аллилуиа.
Поюще славу светозарному лику Твоему, Богородице, мним Тя, яко и отцы наша, незримо с нами Спасу предстоящую, и от многих неведомых напастей нас укрывающую честным покровом Твоим. Ныне да устрашатся все врази Божии, понеже вемы, яко вси богоборци нечестивыя сходят во ад. Вернии же, образ Твой Выдропусский яко заступление неодолеваемое имуще, к Царствию Небесному на брачный пир Христов восходят, воспевая Ходатаицу свою, Богородицу, сице:
Радуйся, радование наше паче всякой радости;
Радуйся, утешение в бедах изнемогающим.
Радуйся, мучеников и исповедников Славо;
Радуйся, святителей и страстотерпцев украшение.
Радуйся, грядущему веку Наставнице;
Радуйся, в разум Божественного Света многих вводящая.
Радуйся, сретение славного пришествия Сына Твоего Предвозвестительнице;
Радуйся, роду христианскому нежная Мати.
Радуйся, Звездо незаходимая, к Солнцу спасения нас путеводящая.
О, Всепетая Мати Одигитрие, рождшая всех святых святейшее Слово, нынешнее молебное приемше приношение, и на нужды наша призирающе, подаждь нам силу Твоея благодати, управи нас по пути спасения и умоли ниспослати нам милости щедрыя Сына Твоего, Емуже хвалу велию во умилении возносим: Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
МОЛИТВА
О, Всечестная Мати Богородице Одигитрие! Яко ведаеши путие видимыя и невидимыя, яко зриши в душах наших ведомая и неведомая, волю свою отложив под Твое, Пречистая, попечение прибегаем и Тебе усердно молимся: упаси, управи и в беде не остави всех погибающих; водвори отпадших во врата церковныя и возстави, во унынии углебающих, паки на брань духовную; окорми алчущих и напои жаждущих; вдов утеши, сирот защити, младенцев воспитуй; гнев укроти на ны движимый; боляшим ослабу и исцеление подаждь; от бесов люте стужаемым свобождение ниспошли, Церкве Православней необоримою защитою и покровом буди. Ты бо еси наша Надежда несумненная, от Себе не отвержи нас многогрешных. Веруем, яко молитва Твоя многомощная не престает, и всяк просящий Тя, полезная себе получает. Твоя бо есть милость нас присно заступающая, Твоя бо есть сила с нами выну спребывающая, и вемы яко много может моление Пречистой Девы к Сыну Ея Божественному, Емуже славу и поклонение возсылаем ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Твоя Богородице Дево святыня, яко омофором нас от бед покрывающая, явися в облаце с шумом летящая к радосте веси Выдропусской егда из нея исхищена бысть ныне даруеши нам благодать многомощную с неюже и чудеса Твоя, и подаеши нам велию милость.
Во спасение нам рождшая Безначального, и явившая нам свое заступление безконечное, Семя Доброе Хлеба жертвеннаго преломления безсеменно во утробе пречистей возрастившая, и образом Твоим Выдропусским благодать миру явившая, Дево, спасай Тя величающия.