выставка античный миф в творчестве бертеля торвальдсена
Эрмитаж проводит выставку датского скульптора Бертеля Торвальдсена
На выставке «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена» к 250-летию певца античной красоты собрали 6 мраморных рельефов и 2 статуи из коллекции Эрмитажа и 18 рисунков из музея скульптора в Копенгагене
Классика выставочного показа в честь 250-летия со дня рождения национального художественного героя Дании Бертеля Торвальдсена (1768/1770–1844), популярного среди его современников — ценителей изящных искусств в России. Шесть мраморных рельефов и две статуи из российского музея, восемнадцать рисунков — из Музея Торвальдсена в Копенгагене.
Современники утверждали, что, живя в Риме почти 40 лет, Торвальдсен мало читал античных классиков. Разве что для вдохновения пару страниц Гомера в переводе на немецкий. Но дотошные современные искусствоведы убеждены: круг общения скульптора был таким, что хватало устных пересказов. Например, поэзии Анакреонта, занимавшего умы европейских интеллектуалов начала XIX века.
Амур, или Эрот, был любимым персонажем Торвальдсена. На рисунках из датского музея он изображен в обществе то Венеры, то бабочки (души человеческой), то в компании трех граций, играющим то на лире, то на флейте Пана. Скульптура «Амур, играющий на лире» принадлежала Михаилу Милорадовичу, петербургскому генерал-губернатору. После его гибели от рук декабристов изящная вещь была куплена Николаем I для Эрмитажа.
Рельеф «Амур у Анакреонта» изображает историю, рассказанную поэтом. Ненастной ночью он пустил в свой дом и обогрел мальчика. Тот своеобразно поблагодарил за кров, вонзив стрелу в грудь старца. Четыре рисунка показывают, как Торвальдсен искал образы, делая Анакреонта все наивнее и беззащитнее, а Амура — все коварнее и циничнее. Впрочем, Анакреонт воспевал беззаботную жизнь, признавая, что душевные проблемы создает только Амур.
Впервые Эрмитаж показывает публике серию из четырех барельефов «Власть Амура над стихиями». Они долгое время находились в Висячем саду. Вполне в духе Анакреонта пухленький мальчуган запросто управляет всеми стихиями. Он ловко оседлал дельфина (вода) и орла (воздух). С помощью тетивы лука Амур ведет «под уздцы» трехголового пса Цербера (огонь). Лев (земля) подобострастно лижет ступню нашему мальчику. Рисунки «Амур и дельфин» и «Амур и лев» показывают, как Торвальдсен искал для Амура естественную позу верхом на дельфине, а льву придавал образ покорности.
Замыкают диалог рисунка и скульптуры «Автопортрет», нарисованный Торвальдсеном в 1811 году, и мраморный «Ганимед» 1816 года. На карандашном рисунке в профиль, как на медалях, изображен человек, знающий себе цену. В это время Торвальдсен — римская знаменитость, знамя Антонио Кановы попало в надежные руки. Миф о юноше Ганимеде, за красоту похищенном Зевсом, чтобы исполнять на небе роль простого виночерпия, напоминает о суетности всего земного.
Государственный Эрмитаж
«Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена»
До 3 октября
В Эрмитаже — нашествие датских Амуров
Небольшая, но важная для ценителей классического искусства выставка открывается в Петербурге — «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа». Впервые в одном выставочном пространстве будет представлено сразу 8 скульптурных произведений и 18 рисунков датского скульптора.
Он жил на рубеже XVIII и XIX веков и уже при жизни стал признанным мастером. Главным источником вдохновения для него служили античные мифы и история. А его самым любимым персонажем был вечно юный бог любви Амур.
В Пикетном зале Зимнего дворца можно будет увидеть статуэтку «Амур, играющий на лире», рельефы «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта» (а также наброски к нему), серию барельефов «Власть Амура над стихиями» или «Четыре элемента», рисунок «Амур с бабочкой».
Графические произведения Торвальдсена, привезенные из Копенгагена, впервые демонстрируются в Петербурге. Эрмитажные рельефы, составляющих серию «Власть Амура над стихиями», также никогда ранее не выставлялись в музее, а два рельефа — «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта» — демонстрировались более двадцати лет назад.
Кстати
Бертель Торвальдсен отмечал два дня рождения — собственно день, когда он появился на свет, и день, когда он прибыл в Рим. В этом городе он прожил более 40 лет, занимался творчеством, воспитывал учеников. Когда в возрасте 68 лет он вернулся в Данию, в стране отмечали это как важную веху в истории государства. Мастер еще был жив, а на родине уже начали строить музей для его работ. Строили, правда, не быстро. Торвальдсен успел скончаться, а музей открыли лишь четыре года спустя. Там же устроили и мавзолей скульптора.
А самой известной в мире скульптурой Торвальдсена считается «Умирающий лев в Люцерне» — памятник швейцарским гвардейцам, погибшим при сопротивлении штурму дворца Тюильри во время восстания в 1792 году.