выступал за обучение на родном языке написал первые научные труды по грамматике русского языка
Русские грамматики (книги)
Русские грамматики или грамматики русского языка — научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка.
Содержание
Первые грамматики славянского языка
Долгое время основой книжной учености и словесности были старославянский (в разных изводах) язык, поэтому книжники в первую очередь создавали грамматики церковно-славянского языка для обучения в церковных учебных заведениях (монастырских или братских школах и гимназиях). Первой печатной грамматикой славянского языка можно считать вышедшую в 1591 году во Львове «Грамматику доброглаголиваго эллино-словенскаго языка». В 1594 году в Вильне была издана «Грамматика словенска» Лаврентия Зизания. Она множество раз перепечатывалась: в 1621 в Вильне, а в 1649 году и в Москве. В 1619 году близ Вильни была напечатана знаменитая грамматика Мелетия Смотрицкого, которая на многие годы являлась главным учебником церковно-славянского языка. По этому учебнику, в частности, учился Ломоносов.
Первая грамматика русского языка
Первой грамматикой именно русского языка является вышедшая в 1696 году в Оксфорде Grammatica Russica Генриха Лудольфа на латинском языке. По сути эта была первая попытка создания научного описания русского разговорного языка. В грамматике впервые содержалось указание на различия между старославянским и русским языками, перечислялись особенности русского произношения, приводились образцы склонения существительных, прилагательных и местоимений, достаточно подробно объяснялись особенности глагола и приводилась глагольная парадигма. В составе грамматики был краткий русско-латинско-немецкий разговорник, содержащий повседневные фразы, и маленький словарик. Орфография во многом отражала разговорную речь. Однако эта книга по структуре повторяла грамматики старославянского языка.
Русские грамматики на русском языке
XVIII век
Первую попытку систематизировать знания о русском языке и составить русскую грамматику для русских предпринял русский учёный-полимат Василий Адодуров. В своём трактате, написанном им предположительно в 1739—1740 годах, он описывал прежде всего правила орфографии и пунктуации и употребление тех или иных букв, однако в ней содержались некоторые замечания по поводу произношения, склонения, спряжения, синтаксиса. Трактат являлся расширенным вариантом его заметки о русском языке, изданной в 1731 году. Трактат Адодурова был переведен на шведский язык Михаилом Грёнингом и издан в 1750 году. Однако работа Адодурова так и осталось незавершённой и неизданной, и была практически забыта, а перевод Грёнинга был малоизвестен. Более чем через 200 лет научное издание найденной рукописи было предпринято Борисом Успенским.
Однако первой печатной русской грамматикой на русском языке была «Российская грамматика» Михаила Ломоносова, опубликованная в 1755 году. В ней впервые со всей полнотой описывался русский язык того времени, впервые фактически устанавливалась норма литературного языка. Она была разделена на несколько тематических глав: о человеческом слове вообще, о чтении и правописании, об имени, о глаголе, о служебных частях речи, о сочинении частей слова (т.е. синтаксисе). Она была по достоинству оценена соотечественниками и множество раз переиздавалась. Грамматика Ломоносова оставалась важнейшим справочником русского языка на протяжении XVIII века. Работа Ломоносова позже была переведена также на немецкий язык.
В 1771 Антоном Барсовым была составлена книга «Краткие правила российской грамматики». Из всех работ того времени она являлась наиболее полным описанием русского языка и вместе с тем уникальным произведением русской лингвистической мысли. Однако она, так же как и грамматика Адодурова, осталась в рукописи и была опубликована лишь в 1981 году.
Кроме того, в XVIII веке было создано несколько примечательных произведений, посвященных русскому языку. Например, в 1769 году Кургановым была издана «Российская универсальная грамматика» или «Письмовник». Она помимо общедоступных объяснений русской грамматики имела приложения с разными учебными и назидательными текстами, баснями и т.п. Несмотря на свою неполноту, эта книга выдержала 18 переизданий и была популярным учебным пособием по русскому языку тех времён.
XIX век
Начало века ознаменовалось выпуском Императорской академией наук в 1802 академической грамматики. Так же как и другие она делилась на несколько частей: орфография, грамматика, синтаксис. Грамматика выдержала 3 издания.
Вообще XIX охарактеризовался расцветом отечественной филологии и прежде всего русистики. Одна за другой издаются очень подробные грамматики и научные работы по русскому языку. Особое значение в первой половине XIX века имели труды Н. И. Греча. В 1827 году им была выпущена «Пространная грамматика Русского языка» (позже была переведена на французский язык), «Практическая грамматика русского языка», а также сокращённая «Краткая русская грамматика». Кроме того он написал несколько учебных пособий по русскому языку.
Почти параллельно с Гречем в 1830 известным языковедом А. Х. Востоковым была издана «Русская грамматика».
Выступал за обучение на родном языке написал первые научные труды по грамматике русского языка
Русские грамматики или грамматики русского языка — научные произведения, описывающие грамматический строй русского языка.
Первые грамматики церковно-славянского языка
Долгое время основой книжной учености и словесности были старославянский язык (в разных изводах), поэтому книжники в первую очередь создавали грамматики церковно-славянского языка для обучения в церковных учебных заведениях (монастырских или братских школах и гимназиях). Первые попытки издания церковнославянской грамматики имели место в типографиях на белорусских и украинских землях Речи Посполитой. Первой из них можно считать Грамматику, вышедшую 1586 году в Вильне в типографии Мамоничей. В 1591 году во Львове вышла «Грамматика доброглаголиваго эллино-словенскаго языка». В последующем главным центром подготовки и издания грамматики стали белорусские типографии в Вильне (типография Мамоничей, братская типография). Так, около 1593 года в типографии Мамоничей вышли два издания Грамматики. В 1596 году в Вильне была издана «Грамматика славенска» Лаврентия Зизания. В 1618-1621 гг. Грамматика (Букварь) трижды издавалась для нужд униатов в виленской типографии Л. Мамонича.
В 1619 году в Евье близ Вильны была напечатана знаменитая грамматика Мелетия Смотрицкого («Грамматики славенския правилное синтагма. «), которая на многие годы являлась главным учебником церковнославянского языка. По этому учебнику, в частности, учился Ломоносов.
Единственным изданием Грамматики в Московском государстве в 16-17 веках стало переиздание евьевской Грамматики М. Смотрицкого, которое вышло в 1648 году.
Первая грамматика русского языка
Первой грамматикой именно русского языка является вышедшая в 1696 году в Оксфорде Grammatica Russica Генриха Лудольфа на латинском языке. По сути эта была первая попытка создания научного описания русского разговорного языка. В грамматике впервые содержалось указание на различия между старославянским и русским языками, перечислялись особенности русского произношения, приводились образцы склонения существительных, прилагательных и местоимений, достаточно подробно объяснялись особенности глагола и приводилась глагольная парадигма. В составе грамматики был краткий русско-латинско-немецкий разговорник, содержащий повседневные фразы, и маленький словарик. Орфография во многом отражала разговорную речь. Однако эта книга по структуре повторяла грамматики старославянского языка.
Русские грамматики на русском языке
XVIII век
Первую попытку систематизировать знания о русском языке и составить русскую грамматику для русских предпринял голландский просветитель и издатель белорусского происхождения Илья Копиевич. В 1706 году в пригороде Данцига Штольценберге в типографии Х.-Ф. Гольца он издал «Руковедение в грамматыку во славяноросийскую или московскою ко оутреблению оучащыхся языка московскаго» (лат. Manuductio in grammaticam in sclavonico Rosseanam seu Moscoviticam).
Следующей инициативой была работа русского учёного-полимата Василия Адодурова (1709—1780). В своём трактате, написанном им предположительно в 1739—1740 годах, он описывал прежде всего правила орфографии и пунктуации и употребление тех или иных букв, однако в ней содержались некоторые замечания по поводу произношения, склонения, спряжения, синтаксиса. Трактат являлся расширенным вариантом его заметки о русском языке, изданной в 1731 году. Трактат Адодурова был переведен на шведский язык Михаилом Грёнингом и издан в 1750 году. Однако работа Адодурова так и осталось незавершённой и неизданной, и была практически забыта, а перевод Грёнинга был малоизвестен. Более чем через 200 лет научное издание найденной рукописи было предпринято Борисом Успенским.
Более успешной грамматикой на русском языке была «Российская грамматика» Михаила Ломоносова (1711—1765), опубликованная в 1755 году. В ней со всей полнотой описывался русский язык того времени, впервые фактически устанавливалась норма литературного языка. Она была разделена на несколько тематических глав: о человеческом слове вообще, о чтении и правописании, об имени, о глаголе, о служебных частях речи, о сочинении частей слова (то есть синтаксисе). Она была по достоинству оценена соотечественниками и множество раз переиздавалась. Грамматика Ломоносова оставалась важнейшим справочником русского языка на протяжении XVIII века. В 1764 году работа Ломоносова была переведена на немецкий язык и вышла под названием нем. Rußische Grammatick verfaßet von Herrn Michael Lomonoßov.
В 1771 Антоном Барсовым (1730—1791) была составлена книга «Краткие правила российской грамматики». Из всех работ того времени она являлась наиболее полным описанием русского языка и вместе с тем уникальным произведением русской лингвистической мысли. Однако она, так же как и грамматика Адодурова, осталась в рукописи и была опубликована лишь в 1981 году.
Кроме того, в XVIII веке было создано несколько примечательных произведений, посвященных русскому языку. Например, в 1769 году Кургановым была издана «Российская универсальная грамматика» или «Письмовник». Она помимо общедоступных объяснений русской грамматики имела приложения с разными учебными и назидательными текстами, баснями и т. п. Несмотря на свою неполноту, эта книга выдержала 18 переизданий и была популярным учебным пособием по русскому языку тех времён.
XIX век
Начало века ознаменовалось выпуском Императорской академией наук в 1802 году академической грамматики. Так же как и другие, она делилась на несколько частей: орфография, грамматика, синтаксис. Грамматика выдержала 3 издания.
XIX век в целом охарактеризовался расцветом отечественной филологии и прежде всего русистики. Одна за другой издаются очень подробные грамматики и научные работы по русскому языку. Особое значение в первой половине XIX века имели труды Н. И. Греча (1787—1867). В 1827 году им была выпущена «Пространная грамматика Русского языка» (позже была переведена на французский язык), «Практическая грамматика русского языка», а также сокращённая «Краткая русская грамматика». Кроме того он написал несколько учебных пособий по русскому языку.
Почти параллельно с Гречем в 1830 году известным языковедом А. Х. Востоковым (1781—1864) была издана «Русская грамматика».
XX век
В 20 веке вышел целый ряд научных описаний исторической и современной грамматики русского языка.
Советское время
В 1980 г. вышла вторая академическая Грамматика современного русского языка, известная филологам-русистам как «Грамматика-80».
Реферат по монографии «Первая русская грамматика на родном языке»
Реферат по монографии «Первая русская грамматика на родном языке».
Содержание
Введение
Цель настоящей работы – составление реферата по монографии «Первая русская грамматика на родном языке».
Борис Андреевич Успенский – видный специалист в области языкознания, действительный член Европейской академии наук (Лондон), и Российской академии естественных наук (1990), иностранный член Австрийской и Норвежской академий (1987), почетный член Международного общества визуальной семиотики, Британского общества по изучению славянской культуры, член Международной ассоциации семиотических исследований (1976), лундского Королевского общества гуманитарных исследований. Doctor honoris causa Российского государственного гуманитарного университета и Университета им. Константина Преславского (Болгария). Издал более 300 научных работ.
1. «Исследование»
В своем исследовании приходит к следующим заключениям:
1. Российская грамматика (СПб, 1755) не была первой русской грамматикой на родном языке. Грамматическое описание на русском языке было составлено более чем за 15 лет до ее появления.
2. Вышеупомянутая грамматика М. Тренинга, написанная на шведском языке, оказалась переводом не известной до сих пор русской грамматики. Этот перевод с ней дословно совпадает и оказывается одним из основных источников при ее исследовании. подчеркивает, что на титульном листе данной Грамматики указано, что грамматика издана М. Тренингом, а не сочинена им.
Доселе неизвестная русская грамматика на родном языке хранится в отделе рукописей Библиотеки Академии наук в качестве анонимного сочинения. Она представлена не полностью. В ней имеются, с одной стороны, пустые страницы, с другой стороны, она явно не окончена. Она содержит только собственно первую часть, посвященную вопросам орфографии и отчасти фонетики. В вводном рассуждении представлен план всего произведения в целом, из которого следует, что рукопись должна состоять из четырех частей: орфографии, этимологии (т. е. морфологии), синтаксиса и просодии (т. е. орфоэпии).
По поводу авторства доломоносовской грамматики русского языка, написанной на родном языке, полагает, что есть все основания считать автором Василия Евдокимовича Адодурова (1709—1780), первого русского адъюнкта Академии наук и активного члена ее «Российского собрания» (образованного в 1735 г.). Одной из его основных задач было создание грамматики русского языка.
В качестве иллюстрации в предлагаемой книге приводится текст для сопоставления начала синтаксического раздела в том и другом источнике. Оригинальной считалась до сих пор только первая часть (посвященная орфографии), потому что в кратком очерке Адодурова 1731 г. соответствующий раздел дан сжато. Однако доказывает, что она представляет собой простой перевод грамматики русского автора.
утверждает, что грамматика Адодурова не осталась незамеченной современниками и отразилась в последующих грамматических сочинениях. Очевидно, она не была известна М. Ломоносову, и это обстоятельство в большей степени способствовало ее последующему забвению.
Единственный, кто определенно был знаком с рассматриваемым трудом — это (1703—1769), который с осени 1730 г. был с Адодуровым лично знаком и их связывала совместная работа в «Российском собрании» при Академии наук. В орфографическом трактате Тредиаковского 1748 г. обнаруживается целый ряд достаточно показательных совпадений с исследуемым сочинением. С его помощью можно получить представление о лингвистических взглядах Адодурова и реконструировать более полный текст рассматриваемой грамматики. В книге далее говорится об анонимных отсылках, встречающихся в грамматике.
Автором целого ряда предложений, на которые ссылаются в своих произведениях Адодуров, Тредиаковский, а иногда и Ломоносов, является
(1686 до 1750), являющийся одной из наиболее авторитетных фигур в доломоносовской русистике. Его лингвистическое наследие относится преимущественно к области лексикографии, но по некоторым источникам можно судить и о его орфографических взглядах.
3. «Материалы»
В 1972 году в БАН была найдена рукопись на русском языке (БАН, отдел рукописей, шифр 16.7.3), датированная 1738 годом, — грамматическое сочинение, представляющее собой пространный вариант «AnfangsGründeder Russischen Sprache» и использовавшееся как учебное пособие в Академической гимназии.
К сожалению, найденная рукопись сохранилась не полностью и включает в себя только первую часть грамматики, посвященную вопросам фонетики и орфографии. Русский текст рукописи дословно совпадает с текстом шведской грамматики М. Гренинга (Michael Groening, 1714–1778) «Россiйская грамматика. Thet är Grammatica Russica, Eller Grundelig Handledning Til Ryska Språket» (1750), являющейся, таким образом, не оригинальным сочинением М. Гренинга, а переводом пространной грамматики на шведский язык.
Вторая часть монографии состоит из трёх разделов.
Третий раздел представляет собой «Объяснительный коментарий», относящийся к параграфам самой грамматики. В нем учтены как русский список, так и шведский перевод соответствующих разделов. Если комментарий относится к параграфу, который представлен лишь в шведском переводе, номер параграфа взят в квадратные скобки; в этом случае текст соответствующего параграфа следует искать в разделе текстологических примечаний.
В конце книги приложен список сокращений («Принятые сокращения»).
Заключение
В монографии содержится много информации из истории описания и кодификации русского литературного языка, а потому она представляет большой интерес для лингвистов, работающих в области грамматики русского языка.
Становление научной педагогики
Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.
Педагогика — это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике — в искусство использования этих закономерностей, т. е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей. Творческое взаимодействие теории и практики превращает педагогику в науку и искусство.
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» — дитя и «аго» — вести. В дословном переводе слово «педагогика» означает «дето-вождение». В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, пе-реосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни — обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.
Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат °формления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц,
поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика, включающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.
Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469—399 гг. до н. э.), Платон (427—347 гг. до н. э.), Аристотель (384—322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.
Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания — метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.
Сократический метод развил до совершенства талантливый ученик Сократа выдающийся философ Платон. В трактате «О государстве» Платон разработал систему образования и воспитания, которая должна была служить укреплению «идеального государства». В соответствии с концепцией Платона все люди делились на три сословия (касты). Задача системы воспитания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций. Сословие земледельцев должно получать производственные навыки. Стражи порядка (воины) и правители сначала должны пройти курс физического воспитания — гимнастики, а затем изучать такие предметы, как чтение, письмо, счет. Это подготовительный этап к занятию поэзией и музыкой. Совокупность гимнастики, музыки и математики определяет достаточный для стражей круг образования.
Вершиной образования Платон считал занятие диалектикой, изучение которой начинается после освоения гимнастики, музыки и математики. Диалектику должны изучать философы-правители.
Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно — становится мужественным, действуя умеренно — становится умеренным. В целом Аристотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.
Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинти-лиана (35—96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.
В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер. Идея о всестороннем развитии личности, выдвинутая в античный период, была предана забвению. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на «спасение» человеческой души на первый план в воспитании была выдвинута идея религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного возвышения личности как средства поддержания божественного благочестия.
Основной формой воспитательного воздействия стала церковная проповедь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.
Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали несколько веков.
Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV—XVI вв.). В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования, на новую оценку человека, его возможностей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек — центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.
Одна из ключевых идей педагогики Возрождения — естественность земных радостей и чувственных наслаждений человека. Поэтому в педагогике этого периода акцент вновь делается на физическое развитие человека. Задача воспитания — воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли итальянец Витторино да Фельтре (1378—1448), француз Франсуа Рабле (1494— 1553), англичанин Томас Мор (1478—1535) и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.
Мишель Монтень (1533—1592) в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека. Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению.
Голландец Эразм Роттердамский (1467—1536) в педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» пишет о необходимости сочета-
ния античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип активности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.
Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635) одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.
На дальнейшее развитие педагогической мысли большое влияние начинают оказывать зарождающиеся капиталистические общественные отношения. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, целям и значению познания и образования. Если в Средние века главные усилия ученых были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рассматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.
Педагогика XVII в. испытала значительное воздействие идей английского философа Френсиса Бэкона (1561—1626). Его афоризм «Знание — сила», акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали толчок для развития прикладных аспектов образовательных методик.
Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи отражены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования».
Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», — писал он.
Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип при-родосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632—1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена —
человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.
Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеций (1715-1771), Я. Гольбах (1723-1789), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), швейцарский педагог И. Г. Лесталоцци (1746—1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.
Жан-Жак Руссо явился основоположником теории «свободного воспитания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. В основе педагогической теории Ж.-Ж. Руссо лежит принцип естественного воспитания, т. е. воспитания в соответствии с требованиями природы человека.
Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Его педагогическая теория была радикальна для своего времени. И хотя Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (например, он выступал за ограничение женского образования), его идеи явились источником обновления теории и практики воспитания, получившими дальнейшее развитие и практическое воплощение, в частности в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.
Иоганн Генрих Песталоцци, развивая прогрессивные идеи своих предшественников, выступал за соединение обучения с трудом. Он утверждал, что цель обучения состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образования следует опираться на знание человеческой психики.
На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали также взгляды русских мыслителей, философов, педагогов. Педагогическая мысль Киевской Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного православного христианства. Особенно быстро культура и просвещение на Руси стали развиваться после принятия христианства в 988 г. В XI в. появился широко известный памятник древнерусской культуры «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В «Поучении» Мономаха выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отношению к своим подданным; б) быть смелым и мужественным в борьбе с врагами Русской земли; в) любить науку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В. Мономах называл тех, кто «владел учением книжным».
Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерусскими мыслителями (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий
и ДР-).
Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский универси-
тет. Видя прогресс общества, прежде всего в развитии наук и просвещения, М. В. Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение академии наук и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. Он выступал за обучение на родном языке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская фамматика»). М. В. Ломоносов первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Он рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.
Заметный след в российской педагогике оставили Н. И. Новиков (1744— 1818) и А. Н. Радищев (1749-1802).
Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литературе педагогику объявил наукой. В воспитании Н. И. Новиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На основе их сочетания возможно формирование человека и фажданина.
Александр Николаевич Радищев связывал професс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на фажданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.
Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811 — 1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828—1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский(1824—1870), Н. И. Пирогов (1810-1881), Л. Н. Толстой (1828-1910), К. Н. Вентцель (1857-1947) и др.
Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостничества и царизма и в этом видел цель воспитания. Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания — подготовка свободной, гуманной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.
Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в характере как отдельных людей, так и народа в целом. Огромную роль Н. Г. Чернышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей — важнейшее условие становления личности.
Взгляды Н. Г. Чернышевского на воспитание и образование разделял Николай Александрович Добролюбов. Он критиковал ущемление права на образование в тогдашней России, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека («чтобы всем было хорошо»).
Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.
Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают основателем научной педагогики в России. Он продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. К. Д. Ушинский стоял за демократизацию образования, за равные права на образование всех слоев общества. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания, и подошел к пониманию воспитания как целенаправленной деятельности. В воспитании личности К. Д. Ушинский большое значение придавал труду. По его мнению, труд является ведущим фактором развития личности. «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда».
Особое значение К. Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. К. Д. Ушинский предпринял попытку создания педагогической антропологии. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.
Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».
Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева (учение о педагогическом процессе), С. Т. Шацкого (социальная педагогика), Н. К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А. С. Макаренко (учение о коллективе), Л. В. Занкова и Д. Б. Элько-нина (теория развивающего обучения), П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.
Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были Я. Я. Блонский (1884-1941) и А. П. Пинкевич (1884-1939).
Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 50-х — начале 60-х гг. В этот пе-
риод развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, III. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.
Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование. Главное в перестройке образования — изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совершенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократической педагогики означает:
• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспитательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;
• гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии;
• деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;
• создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодеятельности человека.
2. Объект, предмет и функции педагогики
Во взглядах ученых на педагогику утвердились три точки зрения:
1) педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Та
кой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теорети
ческую науку, т. е. как область отражения педагогических явлений. В этом
случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные
объекты действительности (космос, культура, политика и др.);
2) педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений;
Третья точка зрения, согласно которой педагогика рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, является наиболее признаваемой. В отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения педагогика как наука обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи
1 Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
между явлениями. Она отвечает на вопросы, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области, ответив на вопрос: «Что же она изучает?» Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.
Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Под педагогическим процессом понимают специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).
Исходя из такого понимания объекта и предмета педагогики, можно сделать вывод, что педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Каковы же функции педагогической науки, обусловленные ее предметом?
Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений действительности, которую она изучает.
Различают следующие функции педагогической науки: общетеоретическую, прогностическую и практическую.
Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.
Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Единство всех функций педагогики позволяет наиболее полно решать задачи педагогического процесса в различных типах образовательно-воспитательных учреждений.