вывод по научно исследовательской практике

Отчет по научно исследовательской практике магистранта

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практике

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Руководитель НИР от университета:

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практике

В его задачи входит:

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

Основными критериями оценки для отчета выступают:

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.

Источник

Отчет по научно-исследовательской работе (НИР)

Научно-исследовательская работа обычно является начальным этапом перед более масштабными исследованиями, проводимыми в научных лабораториях при производстве. Однако, как и любая другая работа, она проводится согласно определенным условиям и документации. Так основанием для начала научно исследовательской работы становится договор между заказчиком и исполнителем. Основными пунктами перед началом самой работы и при оформлении отчета, на которые должны обращать внимание исполнители, это календарный план и техническое задание.

При прохождении студенческой практики также проводят научные работы. Основанием для проведения таких работ становится план, утвержденный в деканате и у научного руководителя студента. Итогом становится отчет по практике оформленный как НИР

Пример отчета по НИР

Помощь с выполнением научно-исследовательской практики.
Оставьте заявку: info@the-distance.ru

Виды отчетов по НИР

Отчеты по научно-исследовательской работе подразделяются в зависимости от этапа выполнения на промежуточные и итоговые отчеты. Они отличаются друг от друга по содержанию и объему информации.

Промежуточный отчет по научно-исследовательской работе зависит от этапов работы прописанных в техническом задании. Этапы могут включать в себя патентный и литературный поиск, подготовку к исследованию и собственно результаты исследования.

Итоговый отчет – это заключительный этап всего научного исследования. Он должен включать в себя все основные результаты, в том числе и публикации патентов и статей по результатам работы в различных научных издательствах. Собственно по публикациям и формируется основная часть отчета по НИР.

Для чего нужен отчет по НИР?

Отчет по НИР имеет целью структурирование всех сведений полученных во время работы и сравнение их с мировым уровнем. Поэтому формирование отчета очень ответственное и трудоемкое мероприятие.

С чего начать написание отчета по НИР

Написание отчета по научно-исследовательской работе начинают с изучения ГОСТов по оформлению этого документа. Основной ГОСТ для оформления НИР, в котором изложены все необходимые сведения по оформлению, ГОСТ 7.32-2017. Основные величины, которые будут приведены в отчете НИР, обозначены в ГОСТ 8.417

Описание своей работы лучше всего начинать с написания основной части. В структуре отчета она обычно называется «Результаты и обсуждения». По мере написания будут формироваться и все остальные части отчета.

Структура отчета по научно-исследовательской работе

В большинстве отчетов по НИР используется стандартная структура, прописанная в ГОСТ 7.32-2017. Рассмотрим оформление элементов более подробно.

Титульный лист

Это лицо Вашего документа. Он включает наименование НИР, организацию, в которой выполнялась работа, ФИО руководителя и основного исполнителя НИР, дату выполнения работы. В шапке титульного листа приводится наименование министерства или ведомства, к которому относится организация выполняющая НИР.

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практикеПрактика. Пример дневника в 2020 году

Список исполнителей

Список исполнителей не всегда приводится в отчете. В отчете по студенческой практике обычно присутствуют только руководитель и исполнитель, в этом случае в списке исполнителей нет необходимости.

В списке исполнителей приводятся ФИО всех, кто принимал участие в выполнении НИР с указанием частей и глав, в которых они принимали участие. Напротив ФИО каждого участника пишут дату и подпись исполнителя.

Реферат

В этом разделе приводят цели и задачи исследования, а также аннотацию всей работы. Обязательно должна быть кратко описана актуальность работы и ее научная новизна.

В шапке реферата приводят объем отчета по НИР в страницах, количество таблиц и рисунков, а также количество источников используемой литературы. Объем реферата не должен превышать одну страницу.

Сокращения и условные обозначения или термины и определения

Эти элементы отчета по научно-исследовательской работе пишутся параллельно всей работе. Перечисление терминов или условных обозначений, используемых в тексте отчета, приводится в алфавитном порядке.

Эти два пункта, сокращения и условные обозначения и термины и определения, могут быть объединены в один при необходимости.

Введение

Основная задача пункта «Введение» сравнение Ваших исследований, с теми которые уже приведены в публикациях других авторов. Также во введении более подробно расписывают задачи исследования (желательно по пунктам), еще раз приводят цель.

В итоговом отчете во введении перечисляются наименования всех промежуточных отчетов вместе с регистрационными номерами.

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практикеПрактика. Пример характеристики в 2020 году

Материалы и методы

В этом пункте в формате перечисления описывают все материалы (характеристики приборов, реактивы, комплектующие детали и т.д.), которые применялись в работе.

Также следует привести основные подходы исследования, особенно те, которые раньше не применялись.

Результаты и обсуждение

Это основная часть отчета. По объему она должна составлять большую часть, около 1/3 от всего текста. Результаты и обсуждения помимо описания исследования могут включать теоретическую часть.

Этот пункт содержит подробное описание результатов исследования и методов их проведения, оценку полученных результатов и сведений.

Вас также могут заинтересовать отчеты по педагогической практике.

Выводы или заключение

Выводы по исследованию делаются согласно перечисленным во введении задачам исследования. Лучше всего начинать каждый пункт выводов с фразы «В результате проведенных исследований» или «При выполнении работ по НИР».

Оформление отчета НИР кропотливая задача, которая при правильном подходе может получиться с первого раза. При проверке обычно учитывается соответствие написанного отчета ранее согласованному плану или ТЗ, а также новизне научных исследований и возможности их применения.

Источник

Отчет по НИР бакалавра: пример

В результате научно-исследовательской работы будущий бакалавр накапливает материал для ВКР (выпускной квалификационной работы). Студент занимается научно-исследовательской деятельностью как в рамках учебного процесса, так и во время практики.

За время практики студент получает представление о том:

что такое научное исследование;

какими методами оно ведется и какие понятия включает;

обобщать и критически анализировать опыт, накопленный учеными в нашей стране и за рубежом;

выявлять и формулировать научные проблемы;

обосновывать актуальность и значимость темы;

разрабатывать план научного исследования.

работы в коллективных проектах;

разработки исследовательских инструментов;

сбора и анализа результатов, формирования выводов на их основе;

способность к творчеству и самостоятельной деятельности.

К концу практики приходит время систематизации накопленного опыта и подведения итогов.

Основные формы отчетности по практике

Дневник студент заполняет ежедневно, кратко записывая в нем выполненные задания. После обработки, анализа и систематизации накопленного материала будущий бакалавр составляет отчёт по НИР.

Он строится по стандартной схеме, которая облегчает его чтение и понимание:

обзор литературы по теме (работы предшественников);

методы исследования (описание);

После приложений (если они есть) или основной части подшиваются или помещаются в папку в отдельные файлы:

задание на практику;

тематический и календарный план;

дневник прохождения практики;

Перед защитой все это предварительно проверяется руководителем кафедры. Он должен проставить свою резолюцию «проверено» на титульных листах, расписаться и отметить дату.

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практике

Пример отчета по НИР бакалавра-экономиста

НИР – неотъемлемая часть подготовки бакалавра по специальности «Экономика». Студенты экономических Вузов проходят практику на базе предприятий, имеющих в штате должность экономиста.

В отчет по НИР бакалавра-экономиста входят:

формулировка целей работы и обоснование актуальности темы;

обобщение существующего опыта и написанных экономистами трудов по теме;

обзор исследовательской методики (например, приемов статистического анализа);

выводы на основе результатов и предложения по решению экономической проблемы;

список литературы и нормативных актов;

Учтите, что наибольшей наглядностью по части представления результатов обладают графики. На них хорошо видна динамика экономических процессов и явлений. Поэтому, где возможно, таблицу лучше свести к диаграмме или графику.

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практикеПример отчета экономиста по НИР.

Пример отчета по НИР бакалавра по лингвистике

Темы НИР бакалавра-лингвиста разнообразны как сам язык. Это могут быть проблемы:

литературных приемов и жанров;

семантики (значения слов);

словообразования и др.

Отчет по проведенному во время преддипломной практики исследованию включает:

формулировку целей работы и обоснование актуальности темы;

обзор трудов лингвистов, которые уже занимались этой проблемой;

обзор методов и инструментов, которые использовал студент (например, методов анализа языковых фактов или текстовых источников);

текст доклада, результаты;

библиографию (включая интернет-ресурсы и словари);

иллюстративный материал (раздаточный или презентацию).

Защита отчета проходит на семинаре. После доклада, который может сопровождаться презентацией, студент отвечает на вопросы, делится выводами и предложениями по теме.

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практикеПример отчета по НИР бакалавра-лингвиста.

Пример отчета по НИР бакалавра ГМУ

Основная форма практики студентов по специальности ГМУ (Государственное и муниципальное управление) – это самостоятельная работа со справочно-правовыми системами («Консультант Плюс»), а также с информационно-поисковыми системами и интернет-ресурсами.

Отчет по НИР бакалавра ГМУ содержит:

формулировку целей работы и обоснование актуальности темы;

характеристику объекта и предмета исследования;

обзор методов и инструментов исследования (например, приемов отбора и систематизации экономической информации);

список источников по теме, которыми пользовался студент;

данные, полученные студентом;

статью по теме, обобщающую результаты;

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практикеПример отчета по НИР бакалавра ГМУ.

Источник

Отчет о прохождении научно-исследовательской практики

вывод по научно исследовательской практике. Смотреть фото вывод по научно исследовательской практике. Смотреть картинку вывод по научно исследовательской практике. Картинка про вывод по научно исследовательской практике. Фото вывод по научно исследовательской практике

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

о прохождении научно-исследовательской практики

Магистром _________ курса по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Управление образовательными системами

ФИО магистранта ____________________________________

Раздел 1. Сроки и место прохождения практики………………….……. ………4

Раздел 2. Содержание практики……………………………………. ……. …….4

2.1.Индивидуальное задание на практику….………………………………4

2.2. Анализ деятельности студентов в соответствии с планом работы и содержанием практики…………………………………………………………….5

2.3. Рефлексия собственных достижений………………………………….6

Список использованных источников……………………………………………..8

Введение

Основной целью научно-исследовательской практики магистрантов является развитие способностей самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ, связанных с решением профессиональных задач, необходимых для текущей или дальнейшей профессиональной деятельности, так же приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе. Научно-исследовательская практика является рассредоточенной и выполняется студентом-магистрантом с руководителем. Направление научно-исследовательских практики определяется в соответствии с программой магистратуры и темой магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательской практики являются: развитие профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решений, формировать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере образования более того, формирование умения самостоятельной постановки профессиональных задач, планирования научно-исследовательской работы и выполнения практических исследований при решении профессиональных задач с использованием современных методов исследования, а также формирование умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, ведение библиографической работы по выполняемой теме выпускной квалификационной работы с привлечением современных информационных технологий.

Сроки и место прохождения практики

Тематикой научно – исследовательской практики стало название магистерской диссертации « Управление качеством педагогического процесса в общеобразовательной организации ». В рамках практики был рассмотрен ряд ключевых направлений написания работы, составлено введение и первая глава.

Главным вопросом работы стало изучение особенности управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе. В постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования.

Совместно с руководителем выявлена наиболее эффективная гипотеза, которая утверждает что: управление качеством результатов образовательного процесса в школе будет наиболее эффективным, если:

— расширить понятия «качество образования», «управление качеством образования».

— основными направлениями в обеспечении качества результатов образовательного процесса будут:

— работа с учащимися;

— работа с педагогическим коллективом;

— работа по сплочению коллектива обучающихся.

— критериями качества результатов образовательного процесса выступят:

— сплоченность общешкольного коллектива;

Эффективными показателями, к вышеуказанным критериям будут подходить такие как : качество общения, взаимодействие, уровень общительности, удовлетворенность обучающихся школьной жизнью, самоопределение, самооценка.

К данным критериям и показателям мы подобрали методики, для проведения диагностики.

1. Методика выявляет уровень компетентности учителя с точки зрения ученика, определяет степень симпатии ученика к учителю, показывает реальное взаимодействие учителя и ученика (разработана Е. И Роговым)

2. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

3. Методика изучения самооценки «Какой Я» (разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Результаты диагностического среза на констатирующем этапе мы можем увидеть в таблицах «№ 1,2,3

Таблица№1. Развитие педагогического общения, методика «учитель-ученик».

Источник

ОТЧЁТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

ОТЧЁТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ

Выполнил: Лопатинский Д. В.

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ….…………………………………4

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ……………….…..……………………. 5

Цель научно-исследовательской и квалификационной практики: формирование профессиональной компетенции в области психологии, проведение исследования для ВКР.

В ходе практики были поставлены следующие задачи:

Подбор диагностических методик исследования и метода математической статистики;

Проведение диагностического исследования;

Обработка результатов диагностического исследования и качественный анализ полученных результатов исследования.

Статистическое подтверждение выдвинутой гипотезы методом математической статистики.

Формулирование выводов исследования и составление рекомендаций.

Оформление выпускной квалификационной работы согласно методическим требованиям.

ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Подготовка к проведению исследования: составление плана исследования, подбор психодиагностического инструментария

Изучение уровня зависти респондентов

Изучение уровня личностных свойств респондентов

Изучение уровня самоотношения респондентов

Изучение СЖО, локуса контроля респондентов

Проведение анкетирования респондентов

Изучение ценностных ориентаций факторов

Обработка результатов исследования.

Статистическая обработка результатов исследования

Разработка психокоррекционной программы

Подведение итогов практики.

Объектом исследования является зависть как психологический феномен.

Предмет исследования: социально-психологические детерминанты зависти как характеристика межличностных отношений.

В качестве гипотезы данного исследования было принято утверждение о том, что зависть, рассматриваемая как характеристика межличностных отношений, детерминирована индивидуально-психологическими свойствами личности, а также рядом социально-психологических факторов.

Цель исследования: изучить социально-психологические детерминанты зависти в плоскости межличностных отношений.

1. Провести теоретический анализ исследуемой проблемы на основе материалов доступной научной психолого-педагогической литературы.

2. Провести эмпирическое исследование социально-психологических детерминант зависти как характеристики межличностных отношений.

3. Дать количественный и качественный анализ полученных результатов собственного исследования.

4. На основании полученных данных разработать практические рекомендации психологической коррекции чувства зависти.

Результаты изучения предметных сфер зависти

Прежде всего, при помощи методики «Проявления зависти и её самооценка» Т.В. Бесковой (интегративного показателя склонности к зависти) были выявлены респонденты с более высоким уровнем зависти.

В состав первой группы вошли респонденты с показателями 7-10 баллов – 28 человек (13 мужчин и 15 женщин).

Автор методики указывает, что такие показатели говорят завистливости как о личностном свойстве.

В состав второй группы вошли респонденты с показателями 1-4 балла – 32 человека. Согласно интерпретации методики Т.В. Бесковой, данные показатели говорят как о несклонности личности к зависти, так и о несформированности завистливости как личностного свойства.

Далее были выявлены предметные сферы, в большей степени вызывающие зависть у респондентов 1 группы – отдельно в группах мужчин и женщин.

При помощи ранжирования средних баллов предметов зависти удалось выявить наиболее значимые из них (см. Таблицу 1 и Рис. 1).

Таблица 1. – Значимость сфер, являющихся объектами зависти в группах мужчин и женщин

Для мужчин таковыми по мере уменьшения значимости являются карьерный рост, материальный достаток, социальный статус, досуг и профессиональные (учебные) успехи.

Для женщин, согласно результатам исследования, основными предметами зависти — внешняя привлекательность, молодость, материальный достаток, досуг, успех у противоположного пола, карьерный рост.

Рисунок 1. – Значимость сфер, являющихся объектами зависти в группах мужчин и женщин

На основании проведённого исследования можно говорить как об инвариантных, так и о вариативных предметах зависти, детерминированных гендером.

К первым относятся материальный достаток, карьерный рост и досуг; а ко вторым для мужчин — социальный статус и профессиональные (учебные) успехи, а для женщин — внешняя привлекательность и интеллект, т.е. можно говорить о различной структуре предметов зависти у мужчин и у женщин.

Таким образом, проведённое исследование показало, что и для мужчин, и для женщин наиболее желанными предметами зависти являются те сферы, в которых и мужчины, и женщины, согласно социальным ожиданиям, должны состояться. Эти ожидания, в свою очередь, детерминированы гендерными ролями.

В этой связи можно вспомнить утверждение Д. Басса, что «…мужчины реагируют на внешность женщины, а женщины реагируют на экономические и карьерные достижения мужчин, поскольку эти переменные представляют источники, необходимые для них самих и их потомства». И внешняя привлекательность и дорогие (модные) вещи образуют внешний имидж женщины, позволяющий ей чувствовать себя на высоте.

Статистически значимые различия в уровне интенсивности зависти по выделенным семнадцати предметным областям были выявлены только в пяти предметных сферах являются: похвала значимого человека, популярность, материальный достаток, молодость, семейное благополучие, успех у противоположного пола (см. Рис. 2).

эмпирическое U Манна-Уитни

Похвала значимого человека, популярность

Успех у противоположного пола

Результаты изучения индивидуально-психологических особенностей, самоотношения, локуса контроля, особенностей смысложизненных ориентаций респондентов, социальных факторов как дерминант завистливости

Вторым шагом эмпирического исследования стало выявление при помощи сравнительного анализа особенностей личностных свойств, смысложизненных ориентаций, самоотношения, локуса контроля, удовлетворённости жизнью у респондентов с более высоким и более низким уровнем зависти.

Прежде всего, при помощи опросника «ИТО» были изучены индивидуально-личностные особенности мужчин. Результаты представлены в таблице 3 и графически отображены на рис. 2.

эмпирическое U Манна-Уитни

Профиль личности респондентов обеих групп достоверен (показатели лжи и аггравации – в пределах нормативных значений). Сравнительный анализ выявил, что респонденты с большим уровнем зависти отличаются большей агрессивностью ( p ≤0,01), ригидностью ( p ≤0,01), сензитивностью ( p ≤0,01), тревожностью ( p ≤0,01), лабильностью ( p ≤0,01), конфликтностью ( p ≤0,01), конформностью ( p ≤0,01), зависимостью ( p ≤0,01), а также меньшей интровертированностью ( p ≤0,01).

Таким образом, характерологическая типология респондентов, для которых характерна завистливость, представлена гипостеническим типом реагирования, сочетающим в себе сензитивные и тревожные черты. Сложившиеся социально-психологические характеристики определяют такие качества как тенденция к уходу в мир иллюзий, стремление к ограничению круга непосредственных контактов и избеганию конфронтации с окружением, избирательность в общении при стремлении к сохранению немногочисленных контактов. Впечатлительность, пессимистичность в оценке перспектив, при неудачах легко возникает чувство вины, потребность в теплых отношениях и понимании, осторожность в принятии решений, повышенная озабоченность проблемами и собственными неудачами – вот что характеризует личность, склонную к зависти.

Далее были изучены особенности самоотношения респондентов из групп 1 и 2 (см. таб. 4 и рис. 3).

эмпирическое U Манна-Уитни

Сравнительный анализ показал, что респонденты группы 1 статистически достоверно отличаются большей закрытостью ( p ≤0,05), самопривязаностью ( p ≤0,05), внутренней конфликтностью ( p ≤0,01), склонностью к самообвинению ( p ≤0,01), меньшим саморуководством ( p ≤0,05), меньшим ощущением ценности собственной личности ( p ≤0,05). Следует также отметить более низкие показатели по шкалам «само принятие» и «отражённое самоотношение» у респондентов данной группы.

Таким образом, исследование выявило, что лица с высоким уровнем завистливости испытывают больше негативных чувств по отношению к себе, отличаются внутренней конфликтностью и расценивают отношение окружающих к себе как негативное.

Известно, что отношение человека к себе в определённой степени детерминировано качеством отношения к нему значимых людей. С другой стороны, человек склонен проецировать своё собственное отношение к самому себе на окружающих, воспринимать свою склонность к самоосуждению как порицание со стороны. На наш взгляд, оба эти явления имеют здесь место.

Речь идет уже не о том, что у человека существуют потребности, скажем, потребность в самоактуализации, потребность в удержании своей самооценки и т.д., речь идет о том, что сами эти потребности могут формироваться только в процессе осуществления деятельности (чаще всего, профессиональной), а также в процессе разыгрывания какой-то социальной роли.

Основным механизмом и структурой личности является ее ролевая сущность, когда индивид формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных группах. В соответствии с принимаемыми социальными ролями (и с их приоритетностью) появляются ориентиры, по которым личность оценивает себя.

Показательно, что в беседе с «завистливыми» респондентами предложение рассказать о себе, (то есть, воспринимаемый респондентами вопрос «Кто Я?») часто подменялся вопросами «Что я люблю?» и «Какой Я?», т.е. происходила деятельная самоидентификация либо идентификация по личностным характеристикам.

Респонденты с высоким уровнем завистливости говорили о себе с позиции с семейных и профессиональных ролей, после этого лишь некоторые из них упоминали свои личностные характеристики и любимые занятия. Это указывает на сужение и обеднённость сферы самоотношения респондентовданной группы.

Отношение к себе – сложный полимодальный психологический феномен, детерминированный эмоциональным отношением к осознаваемым составляющим Я-концепции, представлениями о ценности и осмысленности своего существования. Влияние названных составляющих на качество самоотношения предполагалось выяснить в дальнейшем при помощи корреляционного анализа, следующим же шагом исследования стало изучение смысложизненных ориентаций респондентов.

Далее мы изучили смысложизненные ориентации респондентов.

Осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. В сфере смысложизненных ориентаций средние значения по факторам, определяющим осмысленность жизни, согласно результатам исследования, контрольной группы превышают средние значения факторов экспериментальной группы (см. Таб. 5 и рис. 4).

эмпирическое U Манна-Уитни

Показатель субсферы «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» также относительно ниже в группе с высоким уровнем завистливости, чем в группе с низким уровнем завистливости. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы субсферы характеризуют неудовлетворенность прожитой частью жизни.

У респондентов с низким уровнем завистливости высокие показатели указанных субсфер означают, что процесс жизни воспринимается ими как интересный, эмоционально насыщенный, а прожитая часть жизни оценивается как продуктивная и осмысленная.

Далее мы изучили особенности локуса контроля респондентов.

эмпирическое U Манна-Уитни

Интернальность семейных отношений

Интернальность производственных отношений

Анализируя результаты данного теста, а также показатели шкал «Локус контроля – Я» и «Локус контроля – жизнь», отражающие, соответственно, представление и своей способности контролировать управлять собой и собственной жизнью, можно заметить, что завистливые личности более склонны приписывать причины происходящего внешним факторам (другим людям, окружающей среде, судьбе, случаю, везению), нежели своим усилиям, собственным положительным и отрицательным качествам, наличию или отсутствию необходимых знаний, умений и навыков.

Однако эта закономерность проявляется не во всех областях, а в области неудач, производственных и семейных отношениях.

Обсуждая полученные результаты, отметим, что интернальность субъекта всегда трактуется как ожидание результативности собственных действий. Иначе говоря, разные события интерналов обусловлены их же активными действиями. В отличие от интернальности, экстернальность субъекта не столь однозначна.

Так, Дж. Роттер выделяет

а) защитно-экстернальное поведение (на низком уровне межперсонального доверия), характеризующееся недоверием, честолюбием, агрессией;

б) пассивно-экстернальное (при высоком уровне межперсонального доверия), главное в котором доверие людям и апеллирование к случайности. Х. Левенсон различает экстернальность, связанную с чувством беспомощности и зависимости от других, и экстернальность, связанную с чувством неструктурированности окружающего мира и фатализмом.

Нами для интерпретации полученных результатов использованы типы экстернальности, выделенные И. М. Кондаковым и М. Н. Нилопецом. Авторы выделяют:

а) экстернальность, обусловленную случаем, в которой непредсказуемость и невозможность манипулировать событиями выходит на первый план;

б) экстернальность, обусловленную другими, однако в которой нет речи о бессилии индивида.

На наш взгляд, зависть субъекта может быть детерминирована как экстернальностью, обусловленной случаем, проявляющейся в склонности завистника к преувеличению роли обстоятельств или судьбы, так и экстернальностью, обусловленной помощью и содействием других.

Анализируя различия в общей склонности к зависти в соотношении с различными областями экстернальной атрибуции, можно сказать, что субъект зависти склонен считать, что как эмоционально-положительные, так и эмоционально-отрицательные события и ситуации, которые произошли с ним (преимущественно в области производственной сферы), непременно детерминированы счастливым/несчастливым стечением обстоятельств или же содействием/несодействием значимых людей, а не собственными усилиями или промахами.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: субъекты с экстернальным субъективным контролем более завистливы, чем интерналы. Статистически значимые различия проявляются как в общем уровне субъективного контроля, в области неудач, а также в сфере производственных и смейных отношений.

Оценка человеком результативности жизни, её наполненность связана с осознанием степени реализованности и значимости в общечеловеческом масштабе приоритетных для личности ценностей. Поэтому, следующим этапом исследования стало изучение ценностных ориентаций респондентов из групп с высоким и низким уровнем завистливости (см. Таб. 7 и Рис. 6).

Таблица 7- Результаты сравнительного анализа ценностных ориентаций респондентов

высок матер положен

сохран собствен индив

сф обучен и образов

Сравнительный анализ ценностных респондентов групп 1 и 2 выявил следующее:

приоритетной ценностью для респондентов из группы 1 является высокое материальное положение – показатели по этой шкале у данной группы испытуемых значимо выше (p≤0,01);

для респондентов с высоким уровнем завистливости такие ценности как креативность, социальные контакты, развитие себя, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности малозначимы, о чём свидетельствуют низкие баллы по соответствующим шкалам;

для респондентов из данной группы креативность, социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности статистически достоверно менее значимы, чем для респондентов 2 группы (p≤0,01);

для респондентов с высоким уровнем завистливости более значимы ценности, актуальные в настоящем, в противовес ценностям, которые направлены, должны реализовываться или будут более актуальны и в будущем.

показатели значимости всех сфер жизнедеятельности у респондентов с высоким уровнем завистливости статистически значимо ниже, чем у респондентов с низким уровнем завистливости (p≤0,01), что может объясняться размытостью и невыраженностью ценностных приоритетов у данной группы.

Респонденты с низким уровнем завистливости в большей степени стремятся реализовать себя во всех сферах жизни (p≤0,01).

Таким образом, сравнительный анализ выявил обеднение ценностной сферы у мужчин из экспериментальной группы.

Структура ценностей респондентов с высоким уровнем завистливости, система их взаимоотношений и отношений в социальном окружении имеют определенную специфику, которая проявляется в направленности на достижение не столько социально значимых, сколько узколичностных целей и ценностей, что позволяет сделать вывод о большей утилитарной направленности данной группы, а также о её некоторой социальной незрелости.

При сопоставлении результатов данной методики с результатами, полученными по методике самооценки зависти можно обнаружить, что зависть возникает при рассогласовании ценностей, при фрустрации потребностей в определенных сферах («хочу, но не имею»).

Далее был выявлен уровень субъективного благополучия респондентов.

Респонденты группы с более высоким уровнем зависти отличаются большей выраженностью психосоматических нарушений, напряжённости (p>0,05), более низко оценивают состояние своего здоровья (p>0,01) и в гораздо ниже оценивают своё благополучие (p>0,01).

Данная группа отличается меньшей нервно-психической устойчивостью (p>0,05) и в большей степени подвержена влиянию психотравмирующих обстоятельств (p>0,01).

Таким образом, на основании проведённого исследования можно заключить, что лица с высоким уровнем завистливости отличаются большей аутистичностью, большей поверхностностью и неустойчивостью, более выраженной подозрительностью, агрессивностью и определённой степенью социальной дезадаптации, неудовлетворенностью жизнью, фрустрацией значимых потребностей и ценностью, размытостью ценностных ориентаций.

Для таких людей характерны тревожность, сомнения, навязчивые мысли. Выраженность астеноневротических проявлений, свидетельствующая об ощущении безнадёжности, безысходности и усталости указывает на склонность лиц, склонных к зависти, при столкновении с проблемами и стрессовыми ситуациями уходить от попыток их непосредственного разрешения при помощи механизмов психологической защиты (например, отрицания, о выраженности которого свидетельствуют высокие балы по шкале «закрытость» опросника «МИС»).

Следующим этапом исследования было изучение особенностей эмоционального отношения к успеху другого человека (результаты сравнительного анализа представлены в таблице 9 и графически отображены на рис. 8).

Таблица 9 – Особенности эмоционального отношения к успеху другого

эмпирическое U Манна-Уитни

Рисунок 8 – Особенности эмоционального отношения к успеху другого

Сравнительный анализ показал, что у респондентов, склонных к зависти при известии об успехе другого человека, уровень таких эмоций как горе ( p ≤0,01), гнев ( p ≤0,05), страх ( p ≤0,05), стыд ( p ≤0,05) статистически достоверно выше, а эмоции «радость» ( p ≤0,05) – ниже. Это указывает на то, что успех других для респондентов из группы 1 является причиной чувства собственной неполноценности.

Далее для выявления уровня и особенностей предмета зависти, обусловленных возрастом, были исследованы выделенные возрастные группы. Первую группу составили респонденты в возрасте от 24 до 30 лет, вторую – респонденты в возрасте от 38 до 45 лет.

Предположительно, различия в уровне и предметных сферах зависти могут быть обусловлены особенностями социально-психологической ситуации, жизненных задач выделенных возрастных групп и, соответственно с оценкой собственных достижений на значимом этапе жизненного цикла.

Сравнительный анализ не дал статистически значимых результатов, хотя в разных возрастных интервалах наблюдаются некие колебания завистливости

Таблица 10. – Уровень завистливости, значимость сфер, являющихся объектами зависти в группах, выделенных по возрасту

Похвала значимого человека,

Дорогие или модные вещи

Профессиональные (учебные) успехи

Успех у противоположного пола

Наличие преданных друзей

Дети (их наличие или их успехи)

Рисунок 9. – Уровень завистливости, значимость сфер, являющихся объектами зависти в группах, выделенных на основании возраста

Далее были изучены уровень завистливости, значимость сфер, являющихся объектами зависти в группах, выделенных на основании профессионального статуса, а также уровня дохода. Первоначально предполагалось, что разделение испытуемых по указанным критериям будет осуществлено по отдельности, однако, анализ исходных данных показал, что деление респондентов на группы по указанным критериям имеет один и тот же результат группировки, поэтому представилось возможным объединить оба критерия.

В состав группы 1 вошли респонденты с уровнем дохода до 25 000руб, занимающие подчинённые должности (19 человек). В состав группы 2 вошли респонденты с уровнем дохода от 45 000руб, занимающие различные руководящие должности, военнослужащие, люди, имеющие свой или партнёрский бизнес (15 человек).

На основании проведённого исследования можно говорить о различном уровне завистливости, а также о вариативных предметах зависти, детерминированных профессиональным статусом и уровнем дохода, т.е. можно говорить о различной структуре предметов зависти.

Согласно нашим результатам, у респондентов с более низким профессиональным статусом и уровнем дохода отмечены более высокие показатели по следующим параметрам:

Индекс завистливости ( p ≤0,01)

Карьерный рост ( p ≤0,01)

Социальный статус ( p ≤0,05)

Материальный достаток ( p ≤0,05)

Дорогие или модные вещи ( p ≤0,01)

Успех у противоположного пола ( p ≤0,05)

Эти результаты могут указывать на фрустрацию в соответствующих предметных сферах.

У респондентов с более высоким профессиональным статусом и уровнем дохода отмечены более высокие показатели по следующим параметрам:

Интеллект, способности ( p ≤0,01)

Личностные качества ( p ≤0,01)

Можно предположить, что в данной группе респондентов именно эти сферы являются значимыми для достижения профессиональных успехов.

Таблица 11. – Уровень завистливости, значимость сфер, являющихся объектами зависти в группах, выделенных на основании профессионального статуса и уровня дохода

Похвала значимого человека,

Дорогие или модные вещи

Профессиональные (учебные) успехи

Успех у противоположного пола

Наличие преданных друзей

Дети (их наличие или их успехи)

эмпирическое U Манна-Уитни

Дорогие или модные вещи

Успех у противоположного пола

Результаты корреляционного анализа

Для выявления взаимосвязей в группе 1 между изучаемыми в исследовании характеристиками был применён корреляционный анализ (см. Рис. 11).

Примечание: прямой линией обозначены положительные корреляции, пунктирной – отрицательные. (*Корреляции значимы на yровне 0,05 **Корреляции значимы на уровне 0,01).

Таким образом, можно резюмировать, что завистливость имеет отрицательную корреляцию с осмысленностью жизни, особо выделяя неверие самого человека в возможности контролировать свою жизнь, а также с самопринятием и самоуважением, то есть факторами, отражающими самоотношение.

Завистливость высоко отрицательно коррелирует с интернальностью, что также характеризует пассивность личности.

Положительно коррелируют с завистливостью внутренняя конфликтность, ригидность, внутренняя конфликтность, агрессивность, тревожность, конформность.

1. На основании проведённого исследования можно говорить как об инвариантных, так и о вариативных предметах зависти, детерминированных гендером. К первым относятся материальный достаток, карьерный рост и досуг; а ко вторым для мужчин — социальный статус и профессиональные (учебные) успехи, а для женщин — внешняя привлекательность и интеллект, т.е. можно говорить о различной структуре предметов зависти у мужчин и у женщин. Таким образом, проведённое исследование показало, что и для мужчин, и для женщин наиболее желанными предметами зависти являются те сферы, в которых и мужчины, и женщины, согласно социальным ожиданиям, должны состояться. Эти ожидания, в свою очередь, детерминированы гендерными ролями.

2. Респонденты с большим уровнем зависти отличаются большей агрессивностью (p≤0,01), ригидностью (p≤0,01), сензитивностью (p≤0,01), тревожностью (p≤0,01), лабильностью (p≤0,01), конфликтностью (p≤0,01), конформностью (p≤0,01), зависимостью (p≤0,01), а также меньшей интровертированностью (p≤0,01). Характерологическая типология респондентов, для которых характерна завистливость, представлена гипостеническим типом реагирования, сочетающим в себе сензитивные и тревожные черты. Сложившиеся социально-психологические характеристики определяют такие качества как тенденция к уходу в мир иллюзий, стремление к ограничению круга непосредственных контактов и избеганию конфронтации с окружением, избирательность в общении при стремлении к сохранению немногочисленных контактов. Впечатлительность, пессимистичность в оценке перспектив, при неудачах легко возникает чувство вины, потребность в теплых отношениях и понимании, осторожность в принятии решений, повышенная озабоченность проблемами и собственными неудачами – вот что характеризует личность, склонную к зависти.

3. Респонденты группы 1 статистически достоверно отличаются большей закрытостью (p≤0,05), самопривязаностью (p≤0,05), внутренней конфликтностью (p≤0,01), склонностью к самообвинению (p≤0,01), меньшим саморуководством (p≤0,05), меньшим ощущением ценности собственной личности (p≤0,05). Следует также отметить более низкие показатели по шкалам «самопринятие» и «отражённое самоотношение» у респондентов данной группы. То есть, лица с высоким уровнем завистливости испытывают больше негативных чувств по отношению к себе, отличаются внутренней конфликтностью и расценивают отношение окружающих к себе как негативное.

5. Завистливые личности более склонны приписывать причины происходящего внешним факторам (другим людям, окружающей среде, судьбе, случаю, везению), нежели своим усилиям, собственным положительным и отрицательным качествам, наличию или отсутствию необходимых знаний, умений и навыков. Однако эта закономерность проявляется не во всех областях, а в области неудач, производственных и семейных отношениях.

6. Респонденты с низким уровнем завистливости в большей степени стремятся реализовать себя во всех сферах жизни (p≤0,01). Таким образом, сравнительный анализ выявил обеднение ценностной сферы у мужчин из экспериментальной группы. Структура ценностей респондентов с высоким уровнем завистливости, система их взаимоотношений и отношений в социальном окружении имеют определенную специфику, которая проявляется в направленности на достижение не столько социально значимых, сколько узколичностных целей и ценностей, что позволяет сделать вывод о большей утилитарной направленности данной группы, а также о её некоторой социальной незрелости. При сопоставлении результатов данной методики с результатами, полученными по методике самооценки зависти можно обнаружить, что зависть возникает при рассогласовании ценностей, при фрустрации потребностей в определенных сферах («хочу, но не имею»).

7. Респонденты группы с более высоким уровнем зависти отличаются большей выраженностью психосоматических нарушений, напряжённости (p>0,05), более низко оценивают состояние своего здоровья (p>0,01) и в гораздо ниже оценивают своё благополучие (p>0,01).

8. У респондентов, склонных к зависти при известии об успехе другого человека, уровень таких эмоций как горе (p≤0,01), гнев (p≤0,05), страх (p≤0,05), стыд (p≤0,05) статистически достоверно выше, а эмоции «радость» (p≤0,05) – ниже. Это указывает на то, что успех других для респондентов из группы 1 является причиной чувства собственной неполноценности.

9. Сравнительный анализ респондентов групп, выделенных по возрастному принципу, не дал статистически значимых результатов, хотя в разных возрастных интервалах наблюдаются некие колебания завистливости.

У респондентов с более низким профессиональным статусом и уровнем дохода отмечены более высокие показатели по следующим параметрам: индекс завистливости (p≤0,01), карьерный рост (p≤0,01), социальный статус (p≤0,05), материальный достаток (p≤0,05), дорогие или модные вещи (p≤0,01), успех у противоположного пола (p≤0,05). Эти результаты могут указывать на фрустрацию в соответствующих предметных сферах. У респондентов с более высоким профессиональным статусом и уровнем дохода отмечены более высокие показатели по следующим параметрам: интеллект, способности (p≤0,01), личностные качества (p≤0,01). Можно предположить, что в данной группе респондентов именно эти сферы являются значимыми для достижения профессиональных успехов.

10. Таким образом, можно резюмировать, что завистливость имеет отрицательную корреляцию с осмысленностью жизни, особо выделяя неверие самого человека в возможности контролировать свою жизнь, а также с самопринятием и самоуважением, то есть факторами, отражающими самоотношение.

Завистливость высоко отрицательно коррелирует с интернальностью, что также характеризует пассивность личности.

Положительно коррелируют с завистливостью внутренняя конфликтность, ригидность, внутренняя конфликтность, агрессивность, тревожность, конформность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *