я мозг и возникновение сознания pdf

Антонио Дамасио: В попытках понять сознание

Каждое утро мы просыпаемся, и к нам возвращается сознание. Это великолепно, но что конкретно мы обретаем снова и снова? Нейробиолог Антонио Дамасио, отвечая на этот простой вопрос, знакомит нас с тем, как мозг создает наше самоощущение

я мозг и возникновение сознания pdf. Смотреть фото я мозг и возникновение сознания pdf. Смотреть картинку я мозг и возникновение сознания pdf. Картинка про я мозг и возникновение сознания pdf. Фото я мозг и возникновение сознания pdfАнтонио Дамасио Саморазвитие

Я хочу поговорить с вами о чудесах и загадках сознательного разума. Чудо заключается в том, что все мы проснулись сегодня утром и в тот же самый момент поразительным образом к нам вернулось наше сознание. Мы снова полностью осознали себя и полностью осознали свое существование, однако мы даже не задумались над этим чудом. Хотя, на самом деле, стоило бы, потому что не имея возможности мыслить сознательно, мы бы ничего не знали о своей человеческой природе, мир вокруг нас был бы для нас закрыт. Мы бы не испытывали боли, но и радости в жизни не было бы. Мы бы не знали любви и счастья созидания. Скотт Фицджеральд, как известно, написал: «Великий грех совершил тот, кто изобрел сознание». Однако он забыл, что если бы у нас не было сознания, мы бы не нашли путь к истинному счастью и потеряли бы возможность хотя бы приблизиться к нему.

Но, хватит о чудесах – перейдем к загадкам. Это одна из тех тайн, на которые очень сложно пролить свет. Со времен зарождения философии и, безусловно, на протяжении всей истории нейробиологии эта тайна оставалась неразгаданной и вызывала массу дискуссий. И на самом деле, вокруг много людей, которые считают, что не стоит даже пытаться разгадать эту загадку, что стоит оставить ее в покое, она не для человеческого ума. Я так не считаю и думаю, что ситуация сдвинулась с мертвой точки. Было бы глупо утверждать, что мы знаем, как в нашем мозге возникает сознание. Однако, мы, безусловно, можем начать обращаться к этому вопросу и тем самым приближаться к решению.

Хорошая новость заключается в том, что у нас в распоряжении есть технологии визуализации, которые позволяют попасть внутрь мозга человека и, например, сделать то, результаты чего вы видите сейчас. Это изображения из лаборатории Ханны Домасио, на которых видна реконструкция мозга человека, живого, работающего мозга. Это мозг живого человека, а не объект паталогоанатомического исследования. И более того, вы будете удивлены тем, что я сейчас вам покажу — это то, что происходит под поверхностью мозга, так, как это на самом деле выглядит в живом мозге, реальные связи и проводящие пути. Все эти цветные нити изображают пучки аксонов, волокна, соединяющие клетки посредством синапсов. Не хочу вас расстраивать, но они на самом деле не цветные. Но, в любом случае, они там есть. В нашем случае цвет обозначает направление: идут они вперед или в обратном направлении.

В любом случае, что же такое сознание? Что такое сознательный разум? Мы можем упростить и сказать, что это то, что мы теряем, когда глубоко засыпаем без снов или находимся под наркозом. Это то, что мы снова обретаем, когда просыпаемся или выходим из анестезии. Но что именно мы теряем, находясь под анестезией или засыпая глубоким сном без сновидений? Ну, во-первых, это разум, поток мысленных образов. И, конечно, обдумывание картинок, которые могут быть сенсорными паттернами, визуальными образами, которые возникают у вас прямо сейчас при восприятии сцены и меня, или слуховые образы, возникающие, пока вы слышите мой голос и мои слова. Этот поток мысленных образов и есть разум.

Но есть что-то еще, что испытывают все находящиеся в этом зале. Мы не пассивные наблюдатели визуальных, слуховых или тактильных образов. У нас есть личность. У нас есть свое «Я», автоматически находящееся в наших мыслях. В разуме, принадлежащем нам. И мы чувствуем, что все мы, каждый из нас переживает то же самое, не только наш сосед по креслу. Итак, мы обладаем сознательным разумом, и в этом разуме заключено наше «Я». То есть сознательный разум – это разум со своим «Я». Наше «Я» приносит субъективную оценку мыслей, и мы тогда лишь полностью в сознании, когда «Я» — часть разума. То, что нам нужно знать, чтобы приблизиться к разгадке — во-первых, как мозг обрабатывает мысли, и, во-вторых, как формируется личность.

Первая часть, первая задача относительно проста – не слишком проста, конечно, – но это то, что постоянно было предметом изучения нейробиологии. Достаточно ясно, что для того, чтобы мыслить, необходимо создавать нейронные карты. Представьте себе сетку, примерно такую как вы видите, а теперь представьте внутри сетки двухмерный пласт клеток, представьте, что там нейроны. И картинку, такое табло, цифровое табло, на котором есть элементы, которые могут быть освещены или не освещены. И в зависимости от того, как вы выстроите последовательность освещенности и неосвещенности, проецирующуюся на цифровые элементы, или, в нашем случае, на нейроны в пласте, у вас получится карта. В данном случае я показываю вам зрительную карту, но это применимо к любой карте, допустим, слуховой по отношению к частоте звуков или карте, создающейся на нашей коже по отношению к предмету, которого мы касаемся.

Чтобы вернуться к тому, насколько близки отношения между сеткой нейронов, топографической организацией активности нейронов и нашим умственным опытом, позвольте поделиться с вами собственной историей. Итак, если я закрою левый глаз — только я закрою, вы не закрывайте — если я закрою левый глаз, я посмотрю на сетку, ну вот такую, как я вам показал. Сейчас все замечательно, линии перпендикулярны. Однако не так давно я обнаружил, что если я закрою левый глаз, я увижу вот что. Я смотрю на сетку и вижу деформацию на краю центральной части левого поля зрения.

Очень странно. Я проанализировал ситуацию. Не так давно, с помощью моей коллеги офтальмолога, Кармен Пулиафито, разработчицы лазерного сканера сетчатки глаза, мне удалось выяснить следующее. Если просканировать мою сетчатку в горизонтальной плоскости, которую вы видите в углу, получается вот что. Справа моя сетчатка идеально симметрична. Видите уклон по направлению к ямке, где начинается зрительный нерв. Однако, на сетчатке моего левого глаза видно выпуклый участок, на него указывает красная стрелка. И вот видите небольшой пузырек, расположенный снизу под ней. Именно это и есть причина деформации моих зрительных образов.

Вы только подумайте: у вас есть сетка нейронов, и вот по причине механического изменения положения сетки, у вас меняется мысленное восприятие. Вот насколько близко мысленное восприятие и активность нейронов в сетчатке, то есть части мозга, расположенной в глазном яблоке, а точнее, в нашем случае это слой нейронов зрительной коры. Итак, от сетчатки переходим к зрительной коре. И, конечно же, мозг добавляет много информации о том, что происходит к сигналам, идущим от сетчатки. На вот этом изображении вы видите множество островков, которые я называю областями создания образов в мозге. Например, зеленые отвечают за тактильную информацию, синие — за слуховую информацию.

Происходит еще кое-что. Области, ответственные за создание образов, в которых монтируются все нейронные карты, могут впоследствии передавать сигналы вот в этот пурпурный океан — ассоциативную зону коры головного мозга, записывающую происходящее в островках создания образов. И великая красота заключается в том, что потом из памяти, из ассоциативных зон, можно вытянуть образы и воспроизвести их в тех самых областях, которые ответственны за восприятие. Задумайтесь, насколько удобен и рационален наш мозг. Ведь он выделяет определенные области для восприятия и создания образов. И для создания образов мы используем те же области, что и при вспоминании информации.

Пока что тайна сознательного разума стала немного яснее, ведь у нас появилось общее представление о том, как создаются образы. Но что по поводу «Я»? Личность или «Я» – та еще задача. Очень долго люди вообще не хотели затрагивать эту тему, говоря: «Как можно открыть такую точку отсчета, такое постоянство, которое необходимо для обеспечения целостности «Я» изо дня в день?» И я задумался о возможном решении этой задачи. И вот оно. Мы создаем карты мозга, относящиеся к процессам внутри нас, и используем их как ориентир для всех других карт.

И в последнюю очередь, существует очень тесная взаимосвязь между тем, как мозг управляет нашим телом и самим телом, это единственная в своем роде связь. Например, у меня формируются образы вас, но физиологической связи между образами вас как аудитории и моим мозгом нет. Однако существует тесная, постоянно поддерживаемая связь между центрами мозга, контролирующими тело и моим собственным телом.

Но при рассмотрении зеленой части ствола головного мозга, ничего такого не происходит. Настолько специфична эта область. Если часть ствола головного мозга, обозначенная зеленым, повреждается, что порой происходит, случается полный паралич, однако сознательный разум сохраняется. Вы чувствуете, вы знаете, что у вас в полной мере сохранено сознание, но дать об этом знать можете с трудом. Это ужасное состояние. Не думаю, что вы хотели бы такое увидеть. И получается, что люди становятся заложниками своего собственного тела, но разум, вместе с тем, остается. Был очень интересный фильм, один из немногих хороших фильмов, рассказывающих о таких условиях. Он снят Джулианом Шнабелем несколько лет назад. Это фильм про пациента в таком состоянии.

Сейчас я покажу вам иллюстрацию. Обещаю не говорить ничего такого, что напугало бы вас слишком сильно. Просто хочу сказать, что в красной области ствола головного мозга находятся, если упростить, все те квадратики, соответствующие модулям, в которых рождаются карты мозга по отношению к нашим внутренним процессам, различным проявлениям нашего тела. Их положение четко определено, и они тонко взаимодействуют друг с другом, образуя рекурсивный паттерн. Именно отсюда, из этих тесных взаимосвязей между стволом головного мозга и телом, по моему мнению, и я могу ошибаться, хотя не думаю, что ошибаюсь, и происходит генерация образа тела, который является основой для личности в форме ощущений – первобытных чувств, между прочим.

Я рассматриваю три уровня «Я»: протоуровень, основной и автобиографический. Первые два — общие для многих видов и действительно определяются, в основном, стволом и в какой-то мере корой головного мозга у этих видов. Автобиографическое «Я», по моему мнению, есть у некоторых видов. Китовые и приматы также обладают автобиографическим «Я» в какой-то мере. И все ваши собаки дома тоже в какой-то мере обладают автобиографическим «Я». Но новость вот в чем.

Автобиографическое «Я» строится на основе воспоминаний из прошлого и воспоминаний о планах, которые мы уже составили. Это прожитое прошлое и ожидаемое будущее. И как раз автобиографическое «Я» стало толчком для лучшей памяти, логического мышления, воображения, креативности и речи. Отсюда же возникли инструменты культуры: религии, право торговля, искусства, наука, техника. И то, что мы действительно можем получить от этой культуры, и это — неожиданно — это что-то, что изначально не заложено нашей биологией. Культура дала этому развитие. Это развивается внутри коллективов людей. И, конечно же, культура стала той средой, в которой получило свое развитие то, что я называю социо-культурным регулированием.

Ну и наконец, вы можете задать резонный вопрос: «Зачем это все?» Зачем знать: это из-за ствола или коры головного мозга, и как все происходит? Три причины. Во-первых, любопытство. Приматы очень любопытны, и большинство людей тоже. И если нас заинтересовал, например, тот факт, что антигравитация тянет галактики все дальше и дальше от Земли, почему бы нам не заинтересоваться тем, что происходит внутри человека?

Во-вторых, понимание общества и культуры. Мы должны наблюдать за тем, как общество и культура взаимодействуют в этом социо-культурном регулировании. И, наконец, – медицина. Давайте не забывать, что среди некоторых самых ужасных болезней человечества, есть такие болезни, как депрессия, болезнь Альцгеймера, наркозависимость. Подумайте об инсульте, способном разрушить ваш разум или превратить вас в бессознательное существо. Нет волшебной палочки, которой бы эффективно лечились эти болезни и наступал бы счастливый конец, пока неизвестен механизм болезни. Так что это очень хорошая причина кроме любопытства для того, чтобы оправдать то, что мы делаем, и оправдать интерес к тому, что происходит у нас в голове.

Источник

Mozg_i_coznanie_Almanakh

я мозг и возникновение сознания pdf. Смотреть фото я мозг и возникновение сознания pdf. Смотреть картинку я мозг и возникновение сознания pdf. Картинка про я мозг и возникновение сознания pdf. Фото я мозг и возникновение сознания pdf

S C I E N T I F I C A M E R I C A N

S C I E N T I F I C A M E R I C A N

В М И Р Е Н А У К И

Нейробиология XXI века

Мозг: структуры и функции

Наука о человечестве

УДК [52+629.78](082) ББК 22.6+39.6

Руководитель проекта, главный редактор журнала «В мире науки»

Сергей Петрович Капица

Научный консультант, профессор, доктор медицинских наук

Андрей Сергеевич Петрухин

Валентина Эдуардовна Катаева,

Варвара Дмитриевна Ардаматская

Владимир Валентинович Свечников

К 71 Мозг и сознание: Альманах / Под рук. С.П. Капицы — М.: В мире науки, 2007. — 240 с., ил.

Сборник научно/популярных статей ведущих мировых и российских ученых по нейробиоло/ гии, биотехнологиям и психологии, опубликованных за последние три года в журнале «В мире науки»/Scientific American. Тематика альманаха охватывает самые актуальные научные проблемы, связанные с мозгом и сознанием, а также с развитием человечества, и заинтересует как специалистов, так и широкий круг образованных и думающих читателей. К выпуску готовится вторая часть сборника, посвященная аналогичным проблемам.

УДК [52+629.78](082) ББК 22.6+39.6

© «Scientific American», 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Р едакция журнала «В мире науки» представляет второй выпуск сборника статей, опубликован/ ных в период с 2003 по 2007 гг. в нашем журнале. На сей раз он посвящен проблеме человека. Первый выпуск был обращен к космосу, и продолжение не/ случайно: как бесконечна Вселенная, так безграни/

чен наш интерес к самим себе.

В первом томе, за которым последует второй, мы обратились в первую очередь к проблеме созна/ ния и мозга. Первый раздел посвящен нейробио/ логии и, наверное, ни одно направление современ/ ной науки не вызывает такого интереса. Более того, благодаря новым методам экспериментальных исследований, развитых в физике, особенно в био/ химии, а также широкому применению современных достижений информатики нейронауки стреми/ тельно развиваются. Это открывает дорогу иссле/ дованиям как самого мозга, которым посвящен второй раздел, так и психологии, статьи по кото/ рой собраны в третьем разделе. Он начинается статьей, посвященной оценке работ Фрейда, ока/ завших влияние на многие стороны мышления

в ХХ веке, и тому, как его идеи воспринимаются ныне в поисках нового синтеза. Внимание же современных исследователей переместилось в сто/ рону когнитивной психологии, исследования образного восприятия мира и великой загадки сознания человека. Так, на 35/ой ежегодной конфе/ ренции по нейронаукам в Вашингтоне в 2005 г. было более 30 тыс. участников и 17 тыс. докладов!

Наконец в последнем, четвертом разделе, собра/ ны статьи, посвященные уже всему человечеству. Он открывается статьей ректора Московского государственного университета академика В.А. Садовничего, написанной на основе его выступ/ ления на 4/м Российском философском конгрессе и посвященной месту науки в современном мире как основной силы развития человечества. Эти идеи по/ лучили свое отражение в моих работах по динамике роста населения Земли, где показано, как знания и способность их передавать путем образования лежат

в основе механизма, могущего объяснить взрывной рост человечества и тот кризис развития, к которо/ му мы пришли. Таким образом, круг познания замк/ нулся. Начав с работы мозга и механизмов сознания, мы вышли к общим вопросам нашего будущего. Это подтверждает проникновенное замечание Джулиана Хаксли: «Человек — это ни что иное, как эволюция, осознавшая самое себя», приведенное в предисло/ вии к книге Тейяр де Шардена «Феномен человека».

Как и первый выпуск альманаха, настоящий сборник не дает достаточно полного изложения рассматриваемого круга проблем, однако он,

Альманах «МОЗГ И СОЗНАНИЕ»

несомненно, отражает некоторые основные темы, точки роста в области нейронаук, в значительной мере определяющие наши взгляды на науки о чело/ веке и обществе. Правда, последнему аспекту, т.е. об/ щественным наукам, по существу, должного внима/ ния не уделено. Это связано как с понятным ограни/ чением тематики, так, в еще большей степени, с тем водоразделом, который по/прежнему отграничивает естественные науки от тех, что некоторые самонаде/ янно называют «неестественными». Быть может, эта граница проходит на более глубоком методологиче/ ском уровне и обязана своим существованием редукционизму, царствующему в области методов познания точных наук. Несмотря на то что эти во/ просы лежат за пределами тематики альманаха, они незримо отражают упомянутый водораздел.

Ряд статей, в первую очередь материалы русских авторов, написаны на основе выступлений в телеви/ зионных передачах «Очевидное — Невероятное». Эти записи требовали большой работы по переводу из устной формы изложения в письменную, чем редакция обязана как самим авторам, так и видимо/ му вкладу невидимых, но преданных науке и просве/ щению работников редакции в тот текст, который находится перед вами. В такой работе также при/ ходится преодолевать расщепленность сознания, о которой я только что упомянул. В этом в значи/ тельной мере и состоит традиция Scientific American

и журнала «В мире науки», его просветительская и информационная функция, которая столь актуальна для мира и страны. Поэтому в заключение редакция с благодарностью отмечает поддержку и понимание технического директора компании «ТАРИО.net» В.Г. Костюнина и ректора Российского Нового Уни/ верситета В.А. Зернова, которые сделали возможным второе пришествие журнала в русскоязычный мир.

Их решимость в полной мере отвечает словам В.А. Садовничего: «Будущее науки и наука будущего определяются отношением к ней государства и влас/ ти. И речь вовсе не о том, чтобы державой руководили исключительно ученые мужи. Но горе той стране, чье правительство полностью игнорирует науку, — у нее нет перспектив. Потому что будущее закладывается сегодня в кабинетах правительства и ученых, на про/ мышленных предприятиях и в университетских аудиториях, более того — в умах и сердцах людей. Однако если и в дальнейшем наука, ненаучное знание

и политика останутся разобщенными, будущее чело/ вечества станет еще менее предсказуемым и окажется в зоне риска. Хочется верить, что всем нам достанет мудрости выбрать верный путь для нашей цивилиза/ ции. И тогда мы «увидим новое небо и новую землю».

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Гомеостатические чувства, внешний интерфейс эмоций и простое решение «трудной проблемы» сознания

Антонио Дамасио / Wikimedia Commons

Профессор Университета Южной Калифорнии и Института Салка (США), глава Brain and Creativity Institute (Великобритания), член государственного совета Португалии и один из самых видных нейробиологов в мире Антонио Дамасио выступил с почётным докладом на XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Уже много лет важной темой моих исследований остаются эмоции в широком смысле этого слова. Многие находки в этой области сделаны совсем недавно, и сегодня я с удовольствием расскажу о них. Думаю, они исключительно важны для всей широкой сферы психологии, для нейронаук, а также для их философского осмысления.

Одна из причин важности исследования эмоций и чувств, тех физиологических процессов, которые лежат в их основе, связана с тем, что большую часть времени специалисты игнорировали эти аспекты. Эмоции отбрасывались в пользу когнитивной части нашего разума и поведения. Процесс познания развивался волнами: в определенные исторические периоды появлялись психологи и физиологи, крайне заинтересованные феноменом эмоций. Затем наступало время, когда речь шла только о чистой «когнитивности». Предпочтение получали такие явления как восприятие, научение, память, язык, математические способности, разум, мотивация, принятие решений, — а эмоции игнорировались.

Но очевидно, что люди обладают и тем, и другим. Стараясь описать человечество с точки зрения чистой когнитивности (что, кстати, сплошь и рядом происходит в экономической сфере), вы отбрасываете часть человека и оставляете без рассмотрения то, что является критически важным, в том числе и для принятия им экономических решений. Поэтому моя цель сегодня — не столько в защите этих представлений, которые, думаю, сегодня в защите уже не нуждаются, — сколько в том, чтобы рассказать, что нового здесь происходит и какие последствия это может иметь для нашего понимания поведения и разума.

Что есть чувства: гомеостаз и тело

Здесь мы прямо приходим к представлению о чувствах (feelings), и для начала хотелось бы объяснить, как я сам их понимаю. Я зачитаю определение: «Чувства — это ментальные переживания состояний тела, возникающие в ходе регуляции гомеостаза». Давайте над этим поразмышляем. Во-первых, тут говорится не о действиях, а именно о переживаниях. Второе — это прямая связь между переживаниями и состояниями тела. Часто люди думают о чувствах, как о чём-то возвышенном, но по факту они психическое отражение телесных состояний.

Однако важно учесть, — чувства возникают не просто из определённого состояния тела, а из регулируемого состояния. Из тела, которое переживает постоянные «взлёты и падения», связанные с тем, что раз организму необходимо выживать и процветать, ему требуется регулировать и постоянно осуществлять свой метаболизм. Говоря простыми словами, чувства — это ментальная ретрансляция текущего состояния тела.

Именно чувства являются центральными для мира эмоций, хотя в связи с внутренними переживаниями чаще вспоминают об эмоциях как таковых.

Думаю, необходимо пояснить, как именно я рассматриваю их отношения и провести ясную черту, разделяющую чувства и эмоции.

Чувства — события субъективные. Их невозможно увидеть, это нечто, что ощущаете только вы, будучи их носителем. Чувство приватно, никто не может его перехватить, оно объективно разве что для вас самого. И наоборот, эмоции — это набор открытых, публичных действий. Мы проявляем эмоции вовне, даже если эта реакция вызвана чем-то происходящим внутри.

Чувства — это внутренние события, эмоции — это театр, — то, что мы проявляем. Кстати, интересно, что когда мы смотрим театральную пьесу или кинофильм, мы оцениваем актёров по тому, насколько убедительно они демонстрируют переживания, которых на самом деле не испытывают — чувства боли или страха, страсти или любви. Итак, одно — это «правда», другое — игра, способ продемонстрировать окружающему миру что-то, происходящее внутри (или не происходящее, если вы хотите лишь убедить в этом остальных).

Впрочем, определяющую роль играют чувства, тесно связанные с регуляцией метаболизма: голод и жажда, боль, благополучие, беспокойство, желание. Легко заметить, что они отражают состояния гомеостаза, поэтому я и называю их «гомеостатическими». Они составляют ядро эмоционального мира, именно из них, а не от обычных эмоций, он возникает.

Если у вас появляется эмоциональное переживание — например, если кто-то угрожает вам, и вы испытываете страх, то меняется выражение вашего лица, напрягаются мускулы, в кровь выбрасываются вещества, которые резко изменяют состояние организма. Иными словами, вы проходите через целый набор событий, одни из которых видны снаружи, другие остаются внутренними. Это «эмоциональные чувства», которые возникают как результат внезапных состояний, охватывающих всё тело.

Никакого конфликта между ними нет. В основе лежат «гомеостатические чувства», появление которых, как мы увидим вскоре, было революционным прорывом в истории жизни. Наряду с ними имеются «эмоциональные чувства», которые связаны с широкой регуляцией жизненных процессов и вызывают череду ментальных состояний. Они вторичны по отношению к чувствам, которые являются прямыми отражениями состояний тела. Думаю, теперь их отношения для вас более понятны.

Нейробиология внешнего и внутреннего восприятия

Но как происходит переход от состояния тела к ментальному? Чтобы объяснить это, стоит обратиться к восприятию. Очевидно, у нас есть тело и есть нервная система, которая воспринимает происходящее как внутри, так и снаружи него. Тело имеет разные состояния, и нервные волокна, которые проникают во все его уголки, доставляют сигналы об этом «в центр». Здесь формируются «карты» происходящего в организме, возникают чувства. Вот тут и начинается то новое, о чём говорят недавние открытия из области физиологии восприятия.

Экстрацептивные внешние каналы — скажем, сетчатка глаза и зрительный нерв, который передает сигналы от неё в различные области мозга — включают весьма «современные» нервы и волокна. Их аксоны полностью миелинизированы и, словно хорошо изолированные провода, передают сигнал из точки в точку без каких-либо потерь. Но в интроцептивной системе мы встречаем аксоны, лишенные миелиновой оболочки. Они открыты всему происходящему по соседству: любой другой нервный отросток может подсоединиться к ним в любой точке и начать взаимодействовать.

Но и это ещё не всё. Нейронные каналы, которые работают с интероцепцией, не имеют гематоэнцефалического барьера (ГЭБ) на входе в центральную нервную систему. Защитный слой ГЭБ не позволяет кровеносной системе напрямую контактировать с нервной, но это не касается «сферы чувств». Здесь происходящее в кровотоке может непосредственным образом влиять на нервные клетки.

Получается, что в экстрацепции всё понятно: чёткие карты, ясное восприятие того, что вы слышите, видите или осязаете. Но в мире восприятия происходящего внутри тела, в ходе метаболизма и пищеварения, в результате сна или его нехватки, — всё совершенно иначе. Существует теснейшая связь между телом как таковым и «разумом», находящимся в какой-то части нервной системы. В этом, если коротко, и заключаются самые важные недавние находки в области физиологии чувств. И такая картина, конечно, в корне отличается от общепринятой: получается, что процессы восприятия внутренних переживаний нужно концептуализировать совершенно иначе, чем восприятие внешнего мира.

Сознание как осознавание чувств

Ещё один момент связан как раз с философским пониманием всей этой системы. Давайте представим: глядя на пейзаж за окном, я воспринимаю нечто отдельное от моего тела, от нервной системы, от меня самого. Для меня не существует никакой возможности прямо повлиять на деревья вдалеке, срубить их или обрезать. Деревья репрезентируются в моём сознании, но сами не могут влиять на него. В то же время, если взглянуть на то, как нервная система воспринимает происходящее внутри организма, то это будет совсем другая история. Объект, который мы регистрируем, — это состояние тела, — того самого, в котором находится мозг, заключающий в себе наше «Я» и его идентичность: они смешаны друг с другом, что совершенно непохоже на «обычное» внешнее восприятие.

Давайте посмотрим, что происходит, когда мы чувствуем боль. Очевидно, что нервная система отзывается на изменения, происходящие из-за того, что вы, например, порезались. При этом ещё до того, как вы попадёте к врачу или примите обезболивающее, боль начнет отступать. Нервная система уже восприняла её и пытается адаптироваться к новой ситуации, влияя на источник этого сигнала. Система настолько нестандартна, что процесс восприятия влияет на само воспринимаемое явление. Таким образом, область чувств и область внешнего восприятия — это две максимально отличные друг от друга сущности, — и путать их не следует. Однако это различие открывает возможности для понимания многих явлений и может повлиять на самые разные сферы, включая, например, робототехнику.

Первый момент касается понимания сознания. Всем известно, что большинство людей, которые сегодня работают в сфере нейронаук, предпочитают говорить, что сознание остается полной загадкой, что мы не знаем, откуда и как оно возникает, что это «трудная проблема». Лично я с этим не согласен и считаю, что существуют вполне убедительные концепции сознания, — особенно те, что учитывают область чувств и переживаний.

Что является самым важным аспектом бодрости или усталости, голода, желания? Я бы сказал, — их сознательная природа. Все эти «гомеостатические чувства» обязательно сознательны, иначе они не имели бы никакого воздействия на нас.

Мы не всегда задумываемся над тем, насколько потрясающее событие произошло в ходе эволюции: как только живое существо стало переживать чувства, у него «запустилось» сознание, и чувства стали влиять на происходящее с этим существом! До их появления организм регулировался полностью автоматически, тело управлялось бессознательными импульсами вегетативной нервной системы. Вмешаться в эти процессы было невозможно, ведь вы не знали, что именно с вами происходит. В отличие от этого, и мы, и другие достаточно сложные существа — знаем. Чувства создают знания: если вы чувствуете, вы знаете и сознаёте. Моя идея в том, что сознание как биологический феномен возникает именно с появлением чувств.

Чувствующие роботы

Тут, разумеется, появляется масса интересных моментов для дискуссии. Например, первично ли сознание состояния тела или сознание, которое поддерживает работу, скажем, зрительной системы? Есть ли другие формы сознания, развившиеся в связи с другими путями восприятия окружающего мира? Было бы любопытно это обсудить, хотя, откровенно говоря, лично я уверен, что именно чувства открыли эволюционный путь для сознания. Они — начало сознания, и думаю, что это следует помнить, рассматривая новые находки в физиологии.

Наконец, хотелось бы упомянуть об областях искусственного интеллекта и робототехники. За последние годы они совершили большой рывок, совершенно не касаясь чувственной сферы. Здесь мы имеем дело с областью чисто когнитивного, «незамутнённого» какими-либо переживаниями. Казалось бы, и слава богу — раз это работает, зачем в это вмешиваться.

С другой стороны, можно порассуждать, что будет, если мы целенаправленно внесём в такую систему некоторую «уязвимость»? Что, если мы сделаем систему чувствительной к собственной структуре, собственному состоянию? Представьте себе машину, которая достаточно сложна организационно, и которая может в ходе работы или взаимодействия с миром принимать состояния более или менее «благоприятные». Думаю, что некоторые новые разработки, например, из области «мягкой робототехники» — действительно позволят дополнить машины чем-то вроде нашей интероцепции, хотя и в довольно ограниченном виде.

Получается, что уже сегодня мы можем создать нечто, напрямую опирающееся на современную науку о чувствах. С этой мыслью я готов вас и покинуть. Напоследок хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что чувства коренным образом отличаются от обычного восприятия внешних событий, и что именно они стали основой для возникновения феномена сознания.
IQ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *