юнтай монастырь как попасть
Как попасть в Шаолинь иностранцу
Не спешите покупать билет или искать «служебный» вход в монастырь. Ищите своего учителя.
Даже если вы говорите по-китайски, находитесь в хорошей физической форме и искренне хотите овладеть традиционным кунг-фу, это не значит, что вас примут в ученики с распростертыми объятьями. «Открыть дверь» в Шаолинь получится только с помощью мастера, который от сердца к сердцу передаст духовные знания, поможет понять внутренний смысл боевых искусств.
Возможно, вы пытаетесь распланировать свое время и узнать, сколько вам потребуется, чтобы овладеть кунг-фу. Планирование здесь бессмысленно. Вы идете по болоту, нащупывая каждую кочку и не будучи уверенным, что найдете следующую. Если да — пойдете дальше. Нет — завязнете и вернетесь домой.
Как начинался путь
С древних времен ворота Шаолиня, а вместе с ними и тайны кунг-фу, открывались далеко не всем.
Монахи считали, что лишь тот способен обучаться в стенах монастыря, кто в дальнейшем приумножит его славу. Только самые достойные миряне, отличающиеся хладнокровием, терпением, мужеством и умом могли попасть в Шаолинь.
Всегда существовали некие подобия вступительных испытаний, подготовиться к которым было невозможно: не было сборников ответов или специальных книг с правильным алгоритмом действий. Монахи оценивали претендента по критериям, известным только им. Двери монастыря либо открывались, либо испытуемому приходилось уйти домой ни с чем.
Как стать учеником Шаолиня сегодня
Если вы ищете ответ на этот вопрос не на сайтах туристических компаний, значит, вас интересует монастырь не просто как архитектурный комплекс с богатой историей.
Вас интересует ушу, как культурный пласт, как идеология, как дверь в мир традиций. Вы хотите стать частью этой традиции, узнать о себе что-то, что открывается только в процессе глубокой работы над телом и духом. И вы на правильном пути.
Истории людей, приходящих в кунг-фу, отличаются. Но во всех присутствует момент, когда человек понимает, что то, что тянет его в Шаолинь сильнее, того, что держит в своей стране.
Нельзя не признать, что Шаолинь овеян таинственным флером из-за большого количества голливудских фильмов о восточных единоборствах, поэтому многие люди приезжают сюда излишне, романтизируя это место.
Как же испытать себя и понять, действительно ли стремление учиться традиционному ушу так велико, что вы готовы к многолетней аскетичной жизни и полному погружению в другую культуру?
Новичок ли вы, или опытный мастер боевых искусств, хотите ли вы остаться на месяц или год — вы можете приехать изучать китайские боевые искусства у выдающихся мастеров шаолиньского кунг-фу.
Если это ваш путь — вы пойдете дальше с кунг-фу в сердце.
Шаолинь — место силы и загадок: как попасть в одну из самых необычных точек планеты
Дизайнер и блогер-миллионник Мила Марсель в течение 12 лет ежегодно по месяцу проводит в монастыре Шаолинь на практиках цигун. В чем заключается уникальность этого места и как попасть в Шаолинь — рассказываем в нашем материале.
Как туда попасть
Несмотря на его обособленность, все же попасть туда может каждый, купив экскурсионный билет на один день. Выбираясь в Шаолинь на экскурсию, закладывайте побольше времени — он находится далеко от других достопримечательностей. Прилететь можно в любой крупный город Китая: Пекин, Гонконг, Гуанчжоу. Затем на самолете или скоростном поезде за четыре часа доехать до города Лиян. После — еще два часа на машине.
Лиян — город-миллионник, но по китайским меркам это деревня. В аэропорту и на вокзале почти нет официальных такси, на английском никто не разговаривает. Мой лайфхак: заранее найдите в интернете название монастыря «Шаолинь-Ци» по китайски и сделайте скриншот. Покажите это таксисту, и он сразу поймет, куда вас везти.
Когда я первые побывала в Шаолине, он был совсем другим: маленькая китайская деревня, несущая в себе что-то сокровенное. Но за последние два года все очень изменилось, и это место стало более туристическим. На центральном входе стоят кассы с билетами. Построен торговый центр. Днем приезжает много автобусов с китайскими туристами. Иностранцы, и тем более россияне, встречаются крайне редко. Для всех гостей ежедневно устраиваются шоу кунг-фу. Смотрится, конечно, красиво, но местные ругают слишком яркий и аляпистый новодел, созданный на потеху туристам. Ради этого «убили» много старых маленьких монастырей, забросив их и оставив разрушаться. Как человек, живущий там на практиках, ощущаю на себе, что все таинство теряется в этом бесконечном потоке туристов.
Мистика Перу: моя жизнь изменилась за 12 дней Читать
Важные лайфхаки
Но вернемся к паспортам. Их выдают ученикам находящихся на территории школ. Люди со всего мира обычно останавливаются там на срок от двух недель — хотя этого мало — до нескольких месяцев. Я езжу в Шаолинь раз в год и провожу там месяц. Последние несколько лет компанию мне составляет сын Саша. Я отправляюсь на практики цигун, он — кунг-фу. Школы, где мы занимаемся, выдают нам разрешение на проживание на территории комплекса. Знаю, что кто-то договаривается напрямую с живущими там монахами.
Для продолжительной жизни и практик на территории Шаолинь-Ци много монастырей: от совсем маленьких, где почти индивидуальные занятия, то огромных школ. Общение с мастерами происходит, как правило, через Google-переводчик. Я, в принципе, рекомендую установить себе эту программу, чтобы показывать местным жителям иероглифы. Это облегчит взаимопонимание. Монахи не говорят по-английски, и по-русски тем более. Хотя на стенах монастыря можно увидеть много портретов нашего президента, который там был и уважает эту практику.
Еще важный нюанс — понимание особенностей китайской речи. Иногда может возникнуть впечатление, что во время разговора на вас кричат. Но это не так. Это особенности языка — с резкими всплесками, которые можно ошибочно принять за агрессию. В целом местные настроены к иностранцам очень миролюбиво. Но если вы все же оказались в конфликтной ситуации, постарайтесь уладить ее как можно более деликатным способом. Иначе местное население сгруппируется и объединится против вас. Тогда могут возникнуть неожиданные проблемы.
Как устроена философия кунг-фу
Нужно понимать, что такая поездка не отдых в стандартном понимании этого слова и не курорт. Например, мой сын Саша, как и все остальные мальчики, которые занимаются кунг-фу, ежедневно просыпается в пять утра и отправляется на утреннюю пробежку. Детей собирают в группы по возрастам — старшие являются наставниками младших. Во время пробежек 3–4-летние дети часто отстают. За ними возвращаются, берут на руки, помогают догнать остальных. Это часть философии наставничества. А некоторые занятия проходят в группах по возрастам. И в таких тренировках мальчики проводят каждый день. Вечером, где-то около девяти часов, проходит общий сбор. Детей выстраивают по группам на огромном поле, и они соревнуются, показывают, чего смогли добиться за сегодняшний день. А потом ложатся спать. На следующее утро все повторяется. Тренировки проходят при любой погоде, и именно так они закаляют свой дух. Многие мальчики живут там постоянно, как в школе-интернате.
В основе кунг-фу находится система практик, дающая монахам не только духовную, но и физическую силу. Единение силы духа и тела — это основной смысл практики кунг-фу. Я своими глазами видела, как мастера разбивают кирпичи, взлетают над землей в прыжке. Но это все происходит не только благодаря физической силе. Прежде чем сделать что-либо, необходимо максимально сильно сосредоточиться и направить свою энергию в то или иное действие.
Где есть
В Шаолинь нет ни ресторанов, ни закусочных, но есть настоящий китайский рынок, где еду готовят и подают прямо на улице. С точки зрения европейца это полная антисанитария, есть это просто невозможно. Также шокирует то, что миски не моют, а еду подают в обычном целлофановом пакете. Есть ее нужно палочками прямо из упаковки. Это тоже испытание не из легких. Еда — слишком пряная для европейца. Готовясь к поездке, запишите себе в заметки слово «бьяо», что означает «не остро». В кафе и ресторанах всегда выбирайте места, где в меню есть фотографии блюд, иначе вы никак не объясните, что хотите заказать. Китай очень большой, там много наречий, и даже жители южных и северных провинций не понимают друг друга. Что уж говорить об иностранцах!
Что брать
С собой важно взять удобную обувь: в монастыре практически нет транспорта, а достопримечательности расположены далеко друг от друга, так что придется много ходить. Точно рассчитывайте время своего возвращения с прогулки. Большие расстояния, незнакомая местность, множество тропинок. Есть риск заблудиться или не успеть спуститься с гор до темноты.
Летом здесь очень жарко, печет солнце и понадобятся хороший защитный крем и головные уборы. На рассвете в горы прилетает вертолет и опрыскивает лес инсектицидами, поэтому вы можете не опасаться укусов насекомых.
Что посмотреть
На входе в монастырь Шаолинь стоит статуя монаха-основоположника Шаолинь-Ци — Дамо. К ней приезжают люди с разными просьбами: кто-то тяжело болен, другие просят семейного счастья, детей. У меня и самой в 2008 году сбылось сокровенное желание. Я воспитывала дочку Анну, но мечтала о большой семье. Теперь детишек трое, появились Саша и Маруся. Любимый муж. Так что я подтверждаю, Дамо — действительно сильная статуя. В нескольких километрах хода, на вершине одной из гор находится пещера, в которой Дамо несколько лет неподвижно медитировал. Он ушел туда, когда остальные монахи прогнали его за непохожесть на них. А когда после медитации тот спустился вниз, смог объяснить монахам, что сила заключается не только в духовности, но и в физическом здоровье. И когда ты совершаешь этот многочасовой подъем к пещере, ощущаешь не утомленность, а невероятную энергию тех мест.
Можно посмотреть и храм Матери, подвесную дорогу Императоров, Суншаньские горы, храм Трех Императоров, культовые места, в которые приезжали императоры Великого Китая и наполнялись энергией и силой. Вокруг них садились монахи, медитировали на успех императоров и насыщали эти земли энергией.
Еще одно место силы — старинное кладбище «Пагодный лес», который насчитывает около 300 сооружений. Это своего рода каменные столбы, в каждом из которых находится тело одного монаха. По преданиям, их физическое тело остается нетленным. Каждый из них сам выбирал время и дату своего ухода, по-нашему — смерти. Считается, что они достигли максимального уровня духовной энергии, что является высшей практикой кунг-фу и цигун.
Сегодня границы с Китаем закрыты, но добавьте эту статью в закладки — вы еще не раз к ней вернетесь, когда будете планировать поездку в это удивительное место.
Приемные испытания в монастыре Шаолинь
Как утверждают легенды, попасть в Шаолинь было очень непросто, а выйти оттуда еще труднее. Для поступления в монастырь и для ухода оттуда одного желания оказывалось недостаточно. Двери его открывались только перед теми, кто мог выдержать весьма суровые испытания своих физических и морально-психологических качеств.
Строгие правила отбора наиболее достойных кандидатов в монахи впервые установил Мэн Чжан. Он справедливо считал, что приумножит славу и мощь Шаолиня далеко не каждый. Для этого подходили только такие люди, которые умели находить выход из самой отчаянной ситуации, отличались хладнокровием, отвагой и исключительным терпением. Большое значение он придавал также их умственным способностям и моральным качествам. Выявлять лиц, отвечавших подобным требованиям, позволял оригинальный «вступительный экзамен».
Если на поступление в монастырь претендовал мирянин, то ему следовало представить рекомендации от трех уважаемых особ, удостоверявших его благочестие и незапятнанность репутации. В том случае когда претендентом являлся монах, рекомендательных писем не требовалось. Достаточно было предъявить письменное разрешение своего патриарха на переход в Шаолинь и пожертвовать какую-нибудь ценную вещь в монастырскую сокровищницу. Чем влиятельнее были люди, давшие рекомендации, и чем дороже подарки, тем благосклоннее относились к новичку. Но ведь ошибаться могут и святые. Поэтому от прохождения через систему придуманных Мэном тестов не освобождался никто.
Поступающий получал записку с повелением в указанный день прибыть до восхода солнца к первым воротам Шаолиня. Эти ворота находились у подножия горы Сун, в самом начале пробитой в скалах тропинки, ведущей к монастырю, находившемуся, как известно, выше, возле самой вершины. Здесь надо было ждать до тех пор, пока не впустят. Время ожидания колебалось от одного дня до недели. Самые нетерпеливые не выдерживали долгого ожидания и уходили. Остальных, наконец, впускали. Обычно это происходило около полудня. Вскоре им тут же, возле ворот, подавали довольно странный обед. Он состоял из очень черствой лепешки и горячего супа. Суп был налит в котел, но плошки, которые вручали испытуемым, были с отбитым дном. Стоило только кому-нибудь спросить, как же из нее есть, и его тотчас отправляли домой. Подобные вопросы свидетельствовали о недостатке сообразительности. А решение было простым: использовать лепешку вместо дна и съесть ее потом, когда она размякнет от супа.
После трапезы наступал черед следующего испытания. Оно заключалось в том, что надо было самостоятельно добраться до входа в сам монастырь. Задача осложнялась тем, что сразу за нижними воротами тропинка разветвлялась на несколько совершенно одинаковых путей. Но к цели вела только одна из них. Какая именно? Вот это и надо было определить по каким-либо признакам или же угадать. Нередко бывало так, что только после многочасового блуждания в скалах кандидат убеждался в том, что выбрал неверный путь. Тогда ему приходилось возвращаться назад, чтобы начать все сначала. При этом он ежеминутно рисковал жизнью, ибо спускаться вниз было гораздо труднее, чем карабкаться вверх. Стоило лишь оступиться, и рухнешь в шестидесятиметровую пропасть! И все это приходилось делать с мыслью о том, что следующая тропинка тоже может вести в тупик! Сами монахи поднимались вверх кратчайшей дорогой, проходившей под водопадом. Но те, кто стремился вступить в их ряды, об этом даже не подозревали.
Добравшись в конце концов до монастыря, они оказывались в густых бамбуковых зарослях, вплотную подступавших к его стенам. Здесь следовало смотреть в оба глаза. Листья в этом зловещем саду ранили словно бритвы, а отдельные побеги бамбука специально были срезаны почти до самой земли и заострены. Стоило наступить на такую трубку, и нога оказывалась проколотой насквозь. Кроме того, здесь повсюду таились ямы-ловушки, с острыми кольями на дне. Тот, кому удавалось избежать всех опасностей, оказывался перед красиво оформленным входом в Шаолинь. Но там он убеждался, что эта дверь не для него. Она считалась священной и открывалась только для особо важных гостей, а также перед теми немногими монахами, которые выдержали жестокие выпускные испытания.
Кроме нее, имелось еще два входа. Один находился в боковой стене, а другой – сзади. По традиции, боковой дверью в Шаолине пользовались те монахи, которые по решению общины должны были на какое-то время вернуться к мирским делам, если того требовали интересы монастыря. Все остальные входили и выходили через заднюю дверь. Перед ней поступающие снова ждали от одного дня до недели. Все эта время об их пропитании никто не заботился. Им приходилось есть ягоды и коренья, ловить мелких животных и птиц или питаться тем, что| прихватил с собой из дому, если вовремя об этом побеспокоился.
Пока длилось ожидание, новичка якобы случайно несколько раз обливали со стены помоями и посыпали мусором. Любые проявления нетерпеливости или гнева подмечались специальными наблюдателями, находившимися в укрытии. Наиболее не выдержанным заявляли, что они могут возвращаться туда, откуда пришли. Иногда калитка приоткрывалась, но лишь для того, чтобы выпустить или впустить кого-нибудь, идущего по своим делам. Если поступающий бросался к нему с вопросами или просьбами, его за такую дерзость немедленно отправляли восвояси.
Наконец, наступал момент, когда самых терпеливых приглашали войти. Но поначалу никто в монастыре не обращал на них никакого внимания. Только пара монахов пыталась разными способами заставить их пасть духом или вывести из себя. Если им это не удавалось, то кандидату поручали малоприятную работу: таскать воду (ведро, к несчастью, оказывалось дырявым, так что почти вся вода проливалась), мыть коридоры (только пол высыхал, как по нему проходила толпа монахов в грязных сандалиях, и все приходилось начинать сначала). Новичку давали подчас распоряжения, противоречащие одно другому, или же предлагали исполнять чьи-то прихоти, весьма похожие на насмешку. Его упрекали также в чем-то таком, о чем он не имел ни малейшего представления. Те, которые отказывались что-то сделать, злились или приходили в уныние, тоже могли возвращаться к себе домой.
Последний вступительный экзамен заключался в собеседовании с патриархом, в разговоре с которым нельзя было показаться ни слишком доверчивым, ни чересчур хитрым. В конце беседы патриарх предлагал своему гостю чашку чая. Если тот начинал пить, его немедленно отсылали из-за незнания этикета и отсутствия должной вежливости. Следовало поставить свою чашку перед алтарем предков, склониться перед ним в низком поклоне, а затем, обернувшись, отвесить поклон еще и патриарху. Если последний выпивал после этого свой чай, это означало, что кандидат наконец окончательно принят.
Во время церемонии посвящения в монахи новичок давал клятву душой и телом служить монастырю и оставаться верным ему до самой смерти. В знак полного разрыва с прежней своей жизнью он получал новое имя. Он узнавал также о том, что отныне ему нельзя покидать Шаолинь даже на время, кроме тех случаев, когда это связано с выполнением определенных заданий.
Уйти в монастырь. Все о монастыре Шаолинь – факты, вымыслы и совсем сказки
Но так ли было на самом деле? «Советский спорт» разбирался, что стоит за брендом Шаолиньского монастыря.
Шаолинь как бренд
Публикация от bG (@mygoh55) Июл 25 2017 в 2:37 PDT
Официальный сайт Шаолиня с гордостью перечисляет: под торговой маркой «монастырь Шаолинь» зарегистрированы более двух сотен различных товаров. Монастырь имеет сеть аффилиатов (отделений) по всему миру. Сколько именно этих аффилиатов, не называется. «Дочки» монастыря существуют в США и Европе – среди учеников американского Шаолиня числится, например, рэппер RZA из группы Wu Tang Clan.
Формально, все финансовые дела монастыря Шаолинь ведет предприятие «Henan Shaolin Temple Industrial Development Co. Ltd». Судя по открытым источникам, в совет директоров этого предприятия входит ряд крупных китайских чиновников. С начала 80-х годов 20 века правительство Китая поддерживает Шаолинь как объект национального культурного наследия.
На средства «Henan Shaolin Temple Industrial Development Co. Ltd» восстанавливали здания и инфраструктуру монастыря. Одной из последних инвестиций стали 3 миллиона юаней (почти 27 миллионов рублей), на которые в 2008 году монастырь оснастили ванными и «лакшэри-туалетами для туристов», как назвало их китайское интернет-издание Xinhuanet.com.
Руссо туристо, облико морале
Публикация от Master Hu (@shaolinmasterhu) Мар 29 2017 в 9:16 PDT
Туристические потоки – основной источник заработка монастыря Шаолинь и его аффилиатов. Монастырь ежегодно принимает группы желающих изучать кунг-фу и буддизм: по оценкам китайской прессы, ежедневно Шаолинь посещают до 5 тысяч человек, в дни буддийских праздников это число может увеличиваться в десять и более раз. Под брендом «Шаолинь» проходят многочисленные культурные фестивали.
Большинство обитателей Шаолиня говорят только на китайском. Всего в монастыре проживают около 100 монахов и столько же послушников. Если верить официальному сайту Шаолиня, только 2 монаха в офисе настоятеля владеют английским языком. Параллельно с курсами единоборств и основ буддизма, Шаолинь организует уроки китайского языка для туристов и иностранных студентов.
Восставший из пепла
Публикация от Way Of Martial Arts (@wayofmartialarts) Июл 24 2017 в 12:46 PDT
Шаолинь пришел к своей сегодняшней популярности, благодаря кинематографу. В конце 70-х годов на волне популярности фильмов о кунг-фу, на экраны вышли сразу несколько картин о монахах-бойцах. К тому времени, реальный монастырь почти полвека лежал в руинах: в 1928 году здесь случился пожар, который, в числе прочих, уничтожил часть монастырской библиотеки.
Впервые Шаолинь упоминается в летописях в конце 5 века – с этого времени принято отсчитывать его историю. Известно, что в 6 веке группа монахов, которая владела неким боевым искусством, помогла удержаться на троне императору Тай-Цзуну. В благодарность, император позволил монастырю создать собственное войско.
Сцены в кино, где монахи Шаолиня сдают «выпускной экзамен» в смертельном лабиринте – выдумка китайских сценаристов. В реальности, такого лабиринта со смертоносными устройствами не существовало. Хотя, по некоторым сведениям, в годы правления династии Мин (14-17 век) в монастыре действительно использовали разнообразные тренажеры для тренировки боевых навыков. В их числе был и «китайский мальчик»: крутящееся бревно с палками, которое заставляло ученика уклоняться и ставить блоки.
Легендой было и утверждение о существовании второго тайного монастыря – Южного Шаолиня. В кинематографе он предстает сакральным местом, скрытым в лесах, где мастера продолжают передавать избранным тайны боевого искусства. Уже в 20 веке исследователи выяснили, что миф о Южном Шаолине выдумали в средние века.
Лбы и пальцы
Публикация от Taijiquan✴Kungfu. Qigong (@qigong.poznan) Июл 22 2017 в 10:15 PDT
Британский журналист Мэтт Эванс, которому удалось попасть в британский филиал Шаолиня, описывает урок кунг-фу как изнурительный многочасовой тренинг. Он стартует с множества отжиманий на пальцах, прыжков, растяжки и «утиного бега» на корточках, а заканчивается изучением различных стоек – в каждой из которых нужно стоять до полного отказа мышц. Эванс пишет, что монахи тренируются ежедневно, уделяя тренингу по 6-8 часов ежедневно: они начинают тренировки с утра, затем прерываются на молитву, вновь тренировка, обед, и затем тренинг до самого вечера.
Скандалы и фейки
Публикация от motivation on a daily basis! (@calisthenicgirls) Июл 16 2017 в 3:31 PDT
Слава Шаолиня привлекает мошенников и авантюристов всех мастей: они учат «шаолиньскому» кунг-фу, открывают школы и центры под вывеской легендарного монастыря.
Официальный Шаолинь следит за использованием своей торговой марки и, время от времени, выступает с опровержениями. Одним из последних было заявление пресс-службы Шаолиня об открытии мошенниками «шаолиньской школы футбола».
Известный в Азии боец ММА Юи Лонг тоже стал объектом опровержения со стороны Шаолиня. Этнический китаец, Лонг выходил на бои в желтом монашеском одеянии и использовал, по его словам, «шаолиньскую технику железной рубашки»: Лонг принимал удары соперников на себя, утверждая, что они не приносят ему боли.
После того, как Лонг стал называть себя «Монахом Шаолиня №1», спикер монастыря выступил с официальным заявлением: «Этот человек – не один из нас и никогда не имел отношения к Шаолиню». Опровержение, впрочем, не помешало Лонгу и дальше именовать себя первым среди монашеской братии.
Как попасть в монастырь Шаолинь
Шаолинь — это, пожалуй, самый известный китайский монастырь в мире. Он находится на склоне горы Суншань в живописной местности, окружённой густыми лесами. Монастырь появился здесь в начале V века. Правда, относился он к другому религиозному течению — даосизму. Буддисты обосновались на этом месте только в 495 году, сразу после того, как предыдущие хозяева монастыря подверглись гонениям.
Основоположником традиций Шаолиня считается монах Бодхидхарма. Он несколько изменил привычное для того времени понимание буддизма, объединив молитвы, медитацию и физические упражнения. Благодаря такому единству монастырь стал не просто местом духовного развития и самосовершенствования, но и настоящим центром боевых искусств.
Как живут монахи Шаолиня
По некоторым данным, на сегодняшний день в монастыре Шаолинь живут всего 100 настоящих монахов, которые довольно редко выходят пообщаться с туристами. Почти всё своё свободное время они медитируют, тренируются и молятся. Увидеть, как они это делают, не так-то просто — требуется особое разрешение. Примечательно, что монахов из России в Шаолине пока ещё нет.
Все работы по обеспечению жизни монастыря выполняются послушниками: они благоустраивают дворы и занимаются другими видами хозяйственной деятельности, присутствуют на службах. Им также не запрещено общаться с многочисленными туристами. Некоторые из них по вечерам, снимая монашеские одежды, выезжают в город, чтобы развлечься.
Каждый день шаолиньских монахов ждут изнуряющие физические тренировки, которые закаляют их дух и укрепляют силу воли. Вся жизнь обитателей монастыря тесно связана с постоянным совершенствованием тела, овладением боевыми искусствами и молитвами — эти традиции остаются неизменными вот уже несколько сотен лет.
Монахи Шаолиня просыпаются в 5 часов утра и вне зависимости от возраста и погоды собираются на площадке у храма, чтобы предаться двухчасовой коллективной медитации. Из старейшин всегда выбираются 10 смотрителей, которые пристально следят, чтобы новички случайно не заснули. В противном случае нарушитель «награждается» ударами палкой, при этом он должен обязательно поблагодарить смотрителя за оказанную помощь.
После духовного насыщения наступает время гимнастики для развития гибкости. Растяжка по-шаолиньски — это довольно сложный и тяжелый комплекс упражнений, который для неподготовленного человека может оказаться непосильным.
По окончании своей необычной зарядки все монахи приходят в храм, там они выслушивают проповеди о жизненном пути и предназначении, а затем опять переходят к тренировкам: выполняют гимнастические упражнения, которые способствуют развитию мышц и увеличению силы.
Далее начинаются занятия по овладению боевыми искусствами. Новички изучают 5 основных стилей: Дракон, Тигр, Змея, Леопард и Богомол. Каждый из них необходим для совершенствования определенных качеств. Обучение этим стилям длится 3 года, после чего ученику присваивается ранг воина и определенный пояс — своеобразный аналог поясов в карате или дзюдо. Став монахом-воином, адепт начинает усложненные и очень жесткие тренировки, осваивая весь комплекс, состоящий из 170 специальных техник.
Все физические занятия заканчиваются к 14 часам дня. Только тогда монах может приступить к приёму пищи, а затем ему даётся 1 час для личных нужд. После этого небольшого перерыва опять начинаются занятия, но уже в залах, где проводятся тренировки «в полную силу» со старейшинами монастыря. Помимо боевых искусств монахи изучают медицину и методы воздействия на болевые точки.
Ужин в монастыре начинается в 7 часов вечера, после него монахи и послушники могут заняться своими личными делами. Кто-то посвящает это время наукам или языкам, кто-то дополнительным тренировкам, а кто-то и вполне привычным нам развлечениям. Жители Шаолиня вовсе не изолированы от внешнего мира. В монастыре есть телевизор, и обитатели монастыря регулярно смотрят новости. На это специально выделяется время — 2-3 раза в неделю по одному часу. В монастыре также есть читальный зал, где всегда есть свежие газеты и книги.
Как добраться до монастыря Шаолинь
Если стать послушником монастыря Шаолинь не так-то просто, то посетить его в качестве туриста не составит труда. Для этого необходимо отправиться в Китай, самостоятельно заказав билеты и гостиницу или забронировав соответствующий тур.
Если вы решили путешествовать самостоятельно, то самым лучшим вариантом для размещения станет небольшой город Дэнфэн (на карте). Он расположен всего в 30 километрах от обители монахов. Прямого авиарейса из Москвы до Дэнфэна нет, поэтому стоит брать билеты до Пекина и уже оттуда лететь до пункта назначения. Из Дэнфэна до монастыря ходит автобус. Стоимость проезда составляет 15 юаней (140 рублей). Попасть в монастырский комплекс можно, купив билет по цене 110 юаней (около 1000 рублей).
Если вы хотите не просто посетить монастырь, а на короткое время принять активное участие в его жизни, то можете воспользоваться услугами специализированных центров, которые сотрудничают с Шаолинем и организовывают групповые поездки. К каждой из групп «прикрепляется» сопровождающий. В ходе экскурсии можно будет не только осмотреть монастырь, но и поучаствовать в молитвах и медитациях и даже потренироваться вместе с монахами. Среди подобных центров можно выделить, например, Центр изучения боевых искусств «Дамо».
Каждый турист, попадая на территорию монастыря, должен соблюдать ряд обязательных правил. Для посещения открыты почти все залы и помещения, но необходимо помнить, что это священное место и здесь недопустимы излишнее веселье и фривольности, а проводить фото- или видеосъёмку можно лишь с разрешения монаха, который будет сопровождать вас.