чем можно рисовать на уроках

Разработка мастер-класса «Нетрадиционные техники рисования на уроках ИЗО»

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках Асия Кабикова
Разработка мастер-класса «Нетрадиционные техники рисования на уроках ИЗО»

Нетрадиционные техники рисования- «Зентагл», «Грифонаж», «Граттаж».

Разработала: учитель Изобразительного искусства Кабикова Асия Шамильевна

Тема моего мастер-класса Нетрадиционные техники рисования- «Зентагл», «Грифонаж», «Граттаж». Он рассчитан на всех, кто любит фантазировать и творить, не боится экспериментировать и пробовать свои силы в чем-то новом, необычном.

Цель мастер-класса: знакомство с нетрадиционными техниками рисования – «Зентагл», «Грифонаж», «Граттаж» и возможностями их применения на уроках ИЗО.

Задачи мастер- класса:

• Научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения

• Повысить уровень мастерства педагогов

Какие навыки мы развиваем у детей на уроках изобразительного искусства, используя нетрадиционные техники рисования?

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техникспособствуют развитию у ребенка:

• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• Внимания и усидчивости;

• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

• Воспитывать желание узнавать новое.

Теперь давайте познакомимся с каждой техникой в отдельности.

Зентангл (англ. zentangle) – новая, развивающаяся форма искусства,которая сочетает в себе сразу несколько направлений: это и творчество, и медитация, и удовольствие в одном флаконе. Любой человек, даже не умеющий рисовать, может попробовать себя в этой технике. Рисуя в технике зентагл, вы расслабляетесь и уменьшаете стресс, одновременно создаете красивые и неповторимые вещи.

Эта техника возникла в 2006 году в США. Само название zentangleсостоит из двух слов: «zen» (название одной буддистской секты) и «tangle» (сплетение, путаница, запутанный клубок).

Человек, не имеющий выдающихся талантов к рисованию, способен создать оригинальные и уникальные картины в этой технике.

В этой технике повтор сделать невозможно. Даже у одного автора не получатся одинаковые узоры. Ведь рисунок определяется не столько композицией, сколько интуицией.

Материалы и инструменты необходимые для выполнения работы в технике «Зентагл»:

Лист плотной бумаги. черная глеевая ручка, линер, графитный карандаш.

Последовательность работы классического рисунка зентагл:

1. На квадрате бумаги – 9х9 при помощи карандаша нанесите 4 точки в каждом углу.

2. Соедините эти точки, определив границы рисунка.

3. Карандашом нарисуйте направляющие линии, чтобы разделить полотно рисунка на секции.

4. При помощи ручки (линера) заполните каждую секцию орнаментами. Некоторые участки могут оставаться открытыми.

Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.

Последовательность работы в технике ЗИА:

1. На бумаге при помощи карандаша нанести силуэт изображения (животное, птица, портрет)

2. Наметить секции для нанесения орнамента

3. При помощи ручки (линера) заполните каждую секцию орнаментами.

4. Можно добавить цвет

Многие писатели и учёные в черновиках своих великих творений делали беглые наброски импровизационного характера в технике «Грифонаж».

Современные художники и дизайнеры создают в технике «Грифонаж» оригинальные картины и скульптуры.

Грифонаж – это не только необычный способ рисования, это ещё и зовущая за собой тайна, удивительная загадка, потрясающая интрига. Приступая к выполнению рисунка, нельзя точно сказать, что получится в результате, всё зависит от случайно проведённых линий и от воображения рисующего.

Материалы и инструменты необходимые для выполнения работы в технике грифонаж:

листы бумаги, акварельные краски, кисточки для рисования разной толщины, кусок губки, простой карандаш, фломастеры, ножницы, клей-карандаш или клей ПВА.

1. На альбомном листе простым карандашом «накарябайте» что-нибудь. Для этого проведите сначала длинную линию в любом направлении, а затем свободно «покружите» по бумаге, рисуя петли и изгибы, пересекая уже нарисованные линии новыми. При этом старайтесь не отрывать карандаша от бумаги. Когда вы почувствуете, что линий достаточно, остановитесь. У вас получились каракули.

2. Внимательно рассмотрите получившиеся каракули. «Включите» своё воображение и поищите среди линий различные силуэты животных, птиц, рыб. Если вам это не удаётся сделать, и вы не видите ни одного образа, переверните лист бумаги, и продолжите поиск. На одном листе бумаги вы можете найти только одну фигуру, а можете отыскать сразу несколько объектов. Чтобы найденные вами образы не потерялись среди линий, выделите их фломастером.

3. Акварельными красками раскрасьте фигуры обитателей.

4. Тонкой кисточкой или фломастером дорисуйте различные детали.

5. Подумайте, какие элементы вы включите в будущую композицию. Поищите среди оставшихся линий эти элементы. Если вы их нашли, обведите фломастером.

6. Раскрасьте новые элементы композиции.

7. Аккуратно вырежьте все элементы, которые вы нарисовали для создания композиции.

8. Подготовьте фон. На альбомный лист при помощи губки нанесите краску. Для этого краску разбавьте водой, обмакнитев неё губку, которую затем легонько прижмите к бумаге. На бумаге останется след в виде пятнышек разной формы и разного размера. Повторяйте эти действия до тех пор, пока весь листок не покроется пятнышками.

9. На готовый фон приклейте все элементы композиции.

Техника рисования – «Граттаж»

Граттаж – это фактически вид гравюры. Хотя тут мнения художников расходятся. Если считать гравюрой всякое изображение, сделанное путем нанесения штрихов, без помощи красок, то граттаж – типичная гравюра. Как, впрочем, и любой карандашный рисунок.

Если же считать гравюрой только то, что наносится на специальную твердую поверхность (дерево, металл и т. п., то граттаж – это имитация гравюры на картоне или плотной бумаге.

Материалы и инструменты необходимые для выполнения работы в технике граттаж::

картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, восковая свеча, тушь, губка, вязальный крючок, зубачистки, иглы.

1. Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой свечей.

3. Далее берем зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши.

4. На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так вот мы с вами познакомились с нетрадиционными техниками зентагл, грифонаж, граттаж.

Как вы думаете почему я их объединила в один мастер-класс?

— они относятся к видам графики

— легки в исполнении

— во всех этих техниках мы изучаем линию и ее возможности

Эти техники мы можем применить на таких уроках:

• Во 2кл. Выразительные возможности графических материалов. Украшение и реальность. Линия как средство выражения –

• В 3 кл. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме –

• В 5кл. Декор русской избы –

• В 6кл. Линия и ее выразительные возможности –

• В 7кл. Графические серии –

Так же эти техникиможно использовать в жизни :

• Для украшения интерьера

• Оформление тематических стендов

• В качестве оригинального подарка

• Украшение одежды, обуви, аксессуаров

Сейчас мы разделимся на 3группы. Каждая группа будет работать в одной из предложенных техник

Для работы я вам предлагаю несколько тем на выбор:

• Обитатели далекой Пандоры

• Разнообразный мир животных

А теперь посмотрите на свое творение, понравилось вам,и ответьте на вопрос: Умеете ли вы рисовать?

Вы все справились с заданием. Предлагаю оформить выставку творческих работ.На выставке каждая работа имеет этикетку: прошу придумать название и подписать автора.

А теперь все вместе оформим экспозицию нашей выставки и сфотографируемся на фоне

У человека может быть много разных настроений, но душа у него одна, и эту свою душу он неуловимо вкладывает во все свое творчество. Я желаю каждому из вас быть всегда в хорошем настроении. Творить и заряжать окружающих своей неутомимой энергией и мастерством.

Прикреплённые файлы:

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на урокахФотоотчет «Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» В нашем детском саду был проведен мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» для педагогов. Целью мастер-класса было расширение знаний.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на урокахКонспект мастер-класса для педагогов: «Нетрадиционные техники рисования. Рисование мыльными пузырями» Цель: Применение техники рисования мыльными пузырями в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений нашего района. Задачи:.

Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования» Цель: расширять знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средством развития интереса дошкольников к.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на урокахМастер-класс для родителей «Рисуем вместе с мамой». Нетрадиционные техники рисования Мастер-класс для родителей. Рисуем вместе с мамой. «Нетрадиционные техники рисования» Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития творческого потенциала дошкольников».

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Детский сад «Колокольчик» филиал МБДОУ детского сада «Теремок» Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования, как.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на урокахМастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования» (фотоотчёт) Цель мастер-класса: познакомить с особенностями создания изображения в технике «пуантилизм» с помощью акварельных красок. Задачи: Познакомить.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на урокахМастер-класс «Пушистая кошка». Нетрадиционные техники рисования в старшей группе Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Хочу вас познакомить с мастер-классом по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Точечная.

Источник

Сборник идей «Нетрадиционные техники рисования» для уроков изобразительного искусства в начальной школе

Сборник идей «Нетрадиционные техники рисования»

для уроков изобразительного искусства в начальной школе

Использование нетрадиционных техник на уроках ИЗО вызывает у учащихся неподдельный интерес к творчеству. Изображение в реалистической манере достаточно сложно, а потому не всем доступно. Постепенно, особенно если ребенок чувствует, что работы не получаются, у него пропадает интерес к урокам изобразительного искусства. Применение же нетрадиционных техник, позволяет не только заинтересовать ребят, но и дать им возможность получить удовлетворение от своей работы. Как показывает практика, такие уроки очень нравятся детям. Остается положиться только лишь на фантазию учителя. В своей работе я попыталась применить советы авторов пособий по изобразительному искусству и собственные наработки к традиционно используемой программе в школе «Изобразительное искусство»

Данный сборник представляет собой подбор творческих идей, направленных на развитие креативных способностей.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

10 самых необходимых инструментов для начинающего художника

1. Акварельные краски. Для начала можно купить дешевые медовые краски, продающие в любом супермаркете или магазине канцтоваров стоимостью от 70 до 140 рублей. Обычно «медовые» акварельные краски производиться на основе меда, декстрина и кукурузного клея, т.е. в основном с добавлением натуральных добавок. Тем самым краски абсолютно безвредны для вашего ребенка, даже если он решить их попробовать на вкус. Количество цветов в красках, как утверждают психологи, чем больше, тем лучше. Лучше с самого начала использовать богатую палитру. Чтоб ребенок знал, что существует много оттенков и цветов.

2. Гуашевые краски. Художественная и плакатная — именно такие разновидности гуаши можно приобрести на сегодняшний день. Первая предназначается для профессиональной живописи, вторая для оформительских работ. Обычно для обучения начинающих юных художников используется плакатная гуашь, потому, что она дешевле, ярче и насыщенная по цвету.

3. Кисти. Основным инструментом художника является, конечно же, кисть. Поэтому с самого начала лучше купить качественные жёсткие кисти. Самое главное, чтоб в вашем арсенале были кисть тонкая (пригодится нам для прорисовки деталей) и широкая для заливки фона и больших площадей. Средняя кисточка понадобится для выполнения основного рисунка.

4. Палитра. Не обойтись нам также нам без палитры, чтоб смешивать цвета. Лучше научить пользоваться ребенка с ней с самого начала творческого пути. Так он будет знать, из каких цветов получаться красивые оттенки, а из каких просто грязь. На сегодняшний момент продаются в основном пластмассовые палитры. Самое главное, чтобы она была белого цвета и с углублениями для каждого цвета отдельно. А если вы не успели ее купить, можно воспользоваться обыкновенной тарелкой или пластиковыми крышками коробки акварельных красок.

5. Бумага. Для начала творческого пути для живописи пойдет обычная белая картонная бумага. Для рисунка или для гуаши подойдет обыкновенный ватман, который тоже можно приобрести в отделе канцелярских отделах.

6. Баночка для воды. Для самых маленьких художников, подойдет «непроливайка», которую тоже можно найти в любом магазине канцелярских товаров. Ну, если сказать честно лучше всего, когда банка больше. В «непроливайке» обычно помешается мало воды и кисти в ней мыть неудобно. И поэтому ее надо будет постоянно менять.

7. Тряпочка или влажные салфетки.

Конечно, очень пригодится в живописи и обыкновенная тряпочка, чтобы отжимать ею кисть и убирать с нее излишек воды. Без нее никак. Этот элемент помогает держать рабочее место в полной чистоте и приучать маленького художника к порядку.

8. Фартук для рисования и нарукавники. Когда малыши творят, а особенно красками, они не задумываются о том, что можно испачкаться. После их творчества обычно остается уйма запачканной одежды, которую потом очень трудно отстирать, а иногда и совсем невозможно. Чтоб как-то застраховаться от этой лишней работы, лучше сразу покрыть все поверхности стола клеенкой, длинные рукава закатать или надеть на них нарукавники, и надеть на ребенка фартук для рисования. И тогда никакие порывы вдохновения вашего ребенка не страшны.

9. Простой карандаш. Незаменимый помощник в любом творчестве простой графитный карандаш. Он используется как для создания набросков к будущим шедеврам, так и для самостоятельного карандашного рисунка.

10. Ластик. Немаловажным инструментом художника является ластик. Именно от выбора качественного ластика и зависит качество ваших будущих рисунков. Не нужно использовать в творчестве цветные декоративные стирательные резинки, разновидности которых превеликое множество на сегодняшний день. Они красиво выглядят, но, увы, не выполняют свою главную функцию. Самое главное ластик должен быть белым, легко сгибаться, но не крошится при этом.

10 правил юного художника

Следи за тем, чтобы твои художественные материалы (карандаши, кисти, мелки, краски) были аккуратно убраны в отведенное для них место. Не поручай уход за своими материалами никому: ни папе, ни маме, ни даже бабушке. Будь хозяином.

После работы помойте кисти теплой водой с мылом, чтобы они всегда были готовы к работе. Кто знает, когда тебя посетит вдохновение.

Проверяй, плотно ли закрыты колпачки на фломастерах, тюбиках. Помни: от этого зависит продолжительность их жизни.

После работы с тушью завинти поплотнее бутылочку. Это гораздо легче, чем оттирать пролитую тушь с паласа и отстирывать одежду. Также промой и насухо вытри перья и чернильницу.

Точи карандаши (неважно – цветные или простые) в специальную коробочку или в мусорное ведро. Это позволит тебе хлопот по уборке помещения от карандашной стружки и цветного порошка.

Плотно закрывай гуашь после работы. Помни, что высохшая гуашь теряет свои свойства. Ее очень трудно вернуть к жизни. Акварель наоборот, не закрывай, дай краскам проветриться. Если краски после работы слишком сырые, просуши их на батарее. Вымой палитру, если она у тебя есть. Вылей из банки грязную воду, а банку вымой.

Не оставляй даже во время работы кисти в банке с водой. Щетинные кисти от этого теряют форму и становятся похожими на помело, а из мягких кистей начинает вылезать щетина. Помни, лысые кисти не признак их мудрости, а скорее признак нерадивости и лени их хозяина.

Художник отдается работе целиком, а потому после работы вымой не только ладоши, но и руки по локоть, а также лицо.

Заведи для своих рисунков папку по размеру самого большого из них. Помни: художники никогда не сгибают свои рисунки. Работы, выполненные мелками или пастелью, перекладывай чистыми листами бумаги.

Если искусство потребует от тебя жертв, согласуй их сначала с родителями.

Как сделать уроки рисования интересными: оригинальные идеи

Процесс рисования очень полезен для детей, ведь развивает внимание, мелкую моторику, воображение и память. Подобные оригинальные техники рисования можно использовать не только на школьных уроках рисования, но и во внеурочной деятельности, либо для развлечения ребенка и его друзей на природе или во время детской вечеринки дома.

Обводим контур по тени

Рисование можно превратить в игру с солнцем, если переместить весь процесс на свежий воздух. Понадобится лишь бумага, предметы, которые будут отбрасывать тень, и фломастеры. А еще это способ объяснить детям о роли света и тени, о движении солнца и смене дня и ночи.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Позвольте детям нарисовать свой автопортрет, но не рисуя его с чистого листа, а дорисовав лишь правую/левую часть. Принцип симметрии никто не отменял.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Вместо кисточек можно использовать коктейльные трубочки и дуть через них на краску, тем самым делая красочные разводы на листе бумаги. Таким образом интересно получаются прически у заранее нарисованных персонажей.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Пальчиковое рисование или раскрашивание с помощью пальчиков, это очень интересное и полезное занятие. Это отличное занятие, чтобы разнообразить урок изо. Пальчиковой краской для детей может служить гуашь. Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом, нарядить голое дерево в листву и т.д.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на урокахчем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Нарисованный силуэт или вырезанный на бумаге, а затем приклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, темное или светлое пятно на контрастном фоне. В силуэтном рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть выразительны. Излюбленными жанрами силуэтного рисования стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты, пейзажи.

С помощью красок и кисти нанести на бумагу фон. Дать краске подсохнуть. Приложить трафарет к полученному фону. Затушевать изображение трафарета с помощью черной краски или черного маркера. Снять трафарет, просмотреть четкость контуров. При необходимости выровнять изображение.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Рисование с ватными палочками

Рисование ватными палочками развивает творческий потенциал ребенка, его фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость и, конечно же, мелкую моторику пальцев рук, что прямо связано с развитием ребенка. Занятие это очень увлекательное, интересное. И очень красиво получается на бумаге. Должна сказать, что почти всем детям, такой необычный способ рисования, пришелся по душе. Если детям это нравится, тогда мы это берем себе в копилку идей. Включите приятную музыку для фона, это придаст еще большей «сказочности вашему волшебству».

Источник

Необычная практика: как используют рисование во время нехудожественных занятий

Это полезно как в образовании детей, так и взрослых. Объясняем, почему стоит поощрять рисование на лекции, например, по истории или физике.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Цветочки, скандинавские узоры-косички, чёртики, сердечки и штрихи — стандартные украшения тетрадей, блокнотов и ежедневников. Рисованием во время серьёзных уроков и лекций балуются и школьники, и студенты, и взрослые. Некоторые «облагораживают» портреты Пушкина в учебниках, а то и занимаются творчеством прямо на партах. Да и сам Пушкин на полях рисовал!

Казалось бы, такой «вандализм» можно лишь порицать — только тетради с партами портит да от занятий отвлекает. Но многие прогрессивные педагоги, а вместе с ними и учёные, призывают использовать любовь к незатейливым рисункам в образовательных целях. Для этого есть несколько техник, например дудлинг, скриббинг, скетчноутинг. Разберёмся, что это такое и как с этим работать.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Редактор направления «Образование» Skillbox Media.

Почему для учёбы стоит рисовать

Объяснить этот феномен проще всего на дудлинге. Дудлинг (doodling) — фактически машинальное рисование, а дудл (doodle) — незамысловатый рисунок, закорючка. Представьте, что вы слушаете длинную лекцию и в это время «на автомате» рисуете те самые сердечки, чёрточки и квадратики, рожицы — это и есть дудлы. Их, кстати, не стоит путать с друдлами, то есть визуальными загадками, хотя их в обучении тоже используют.

Удивительно, но дудлы помогают сконцентрироваться и лучше запоминать получаемую информацию. В 2009 году профессор Плимутского университета Джеки Андраде провела эксперимент, чтобы подтвердить эту теорию. Участие в нём приняли 40 человек, все они собирались идти домой после другого эксперимента, поэтому были достаточно уставшими и уже не так хорошо могли воспринимать информацию.

Исследовательница попросила их послушать небольшое, но очень монотонное сообщение о подготовке вечеринки и записать имена людей, которые на неё пойдут. При этом часть волонтёров заштриховывали квадраты и круги на листке, который им выдали. После окончания эксперимента исследователь провела минутную беседу с каждым участником, а после попросила вспомнить имена, которые были им записаны. Оказалось, что рисовавшие запомнили на 29% больше, чем те, кто делал обычные заметки.

Спустя почти десять лет учёные из Ирана также решили провести эксперимент с дудлами, но уже с подростками — девочками в возрасте 12–13 лет, которые учились в одной из иранских школ. В рамках десяти занятий по естественным наукам школьницам предложили рисовать по желанию во время теоретической части. После первого такого урока исследователи выбрали 27 девочек для экспериментальной группы, в которой рисовали на занятиях, и ещё 27 для контрольной группы. Их результаты оценивали с помощью тестов на каждом уроке. В результате выяснилось, что девочки, которые рисовали, запоминали материал лучше тех, кто просто слушал учителя.

Похожее исследование провели и в одной из школ Техаса (США), но уже на уроках истории. Участие в нём приняли 39 старшеклассников в возрасте 16–17 лет. Их разделили на три группы:

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Все участники слушали обычные лекции по 45–60 минут, а результаты — их способность запоминать услышанное и «не уплывать» во время урока — оценивались с помощью письменного опроса.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

«Результаты показали значительную разницу в оценках между контрольной группой и экспериментальными: те, кто занимался как структурированным, так и неструктурированным дудлингом, продемонстрировали оценки выше, при этом первая группа, использовавшая структурированный дудлинг, получила самые высокие результаты», — говорится в исследовании.

При этом 82% школьников из экспериментальных групп подтвердили, что отвлекались реже, чем на обычных уроках. И 79,5% отметили, что дудлинг помог им лучше запоминать материал.

Исследователи считают, что такой эффект объясняется достаточно просто: механическое рисование помогает избавить человека от скуки и «дневных мечтаний».

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

«Когда вам скучно, реакция „бей или беги“ сделает всё возможное, чтобы вы оставались начеку. Рисование может быть последней попыткой бодрствовать и сконцентрироваться. Рисование не даёт вам заснуть или сидеть с отсутствующим взглядом, когда ваш мозг уже отключился. Разрешение на „свободное рисование“ даёт вашему мозгу ещё некоторое время „оставаться на связи“», — объясняет профессор Медицинской школы Гарварда Шрини Пиллэй.

Кроме того, благодаря спонтанному рисованию снижается уровень тревоги, а значит, проще сосредоточиться на восприятии и запоминании чего-то нового. Учёные доказали, что даже самые простые рисунки, как и другие виды занятий искусством, помогают снизить уровень кортизола, «гормона стресса».

Как в одной школе разрешили рисовать на партах

На пользу дудлинга обращают внимание не только учёные. Так, в 2016 году директор одной из средних школ Нью-Йорка Эндрю Касэль начал заменять обычные парты столами с досками для рисования. За два года он переоборудовал 12 классов из 30. Ученики, конечно, не просто их разрисовывали: под присмотром учителя они делали заметки и скетчи на уроках, работали над совместными проектами в группах. Касэль отметил, что возможность рисовать на партах-досках нравится школьникам, а совместная работа и похвала от педагога, которому хорошо видны все сделанные в классе записи, дополнительно их мотивируют.

Как рисовать с учебной пользой

Для этого в образовании применяют две техники — скетчноутинг (sketchnoting) и скрайбинг (scribing). По своей сути они очень похожи: это способ записи информации с помощью визуализации, то есть с использованием символов, рисунков и слов. Но есть и различия.

СкрайбингСкетчноутинг
Используется в профессиональной среде.Используется в основном для личных заметок.
Фиксация идей или встречи
в реальном времени.
Фиксация мыслей, информации
с помощью скетчей.
Рисуют на большом листе бумаги или доске.Рисуют в обычном блокноте или тетради.

Скрайбинг часто используют, например, спикеры на конференциях или во время рабочих совещаний, чтобы быстро доносить суть своих докладов с помощью системы визуальных образов и отдельных слов. В образовании такой инструмент поможет именно педагогу — чтобы в процессе урока визуализировать на доске предложенные учениками идеи или ответы. А вот самим школьникам для работы больше подойдет скетчноутинг.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Скетчноутинг для детей

Американский преподаватель по математике и художественному мастерству Рэйчел Смит, которая сегодня работает графическим фасилитатором, рассказывала, что, когда она была школьницей, учителя ругали её за записи с помощью рисунков. Они были уверены, что Смит плохо слушает и запоминает урок, если рисует в процессе — и даже заставляли её вставать перед всем классом, чтобы пристыдить «нерадивую» ученицу. А она, наоборот, прекрасно запоминала сказанное на уроке и впоследствии собрала собственную «библиотеку» символов, которые помогали ей «кодировать» информацию и «доставать» её из памяти в нужный момент.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

«Рисование помогает студентам создать персональные визуальные заметки, на которые они помогут посмотреть позже и воспроизвести услышанную историю. Когда педагог учит, на самом деле он рассказывает историю о том, что его увлекает. Когда школьник создаёт рисованные заметки, то визуализирует эту историю. Главное, чтобы рисунки можно было создать быстро и просто», — говорит Смит.

Если быстро создавать их не выходит, а у рисующего есть конкретная концепция, которую непросто перенести на бумагу сразу же, — для рисунка можно оставить место и вернуться к нему позже. Даже такой «пропуск» поможет запомнить информацию, объясняет Смит. Но если полностью «погрузиться» в художественный процесс, то внимательно слушать уже не получится.

В России учёная из СПбГУ Валентина Браташ провела собственное исследование: скетчноутинг она использовала для литературной мастерской в образовательном центре «Сириус» и на занятиях по литературе в петербургской школе №92. В общей сложности в её эксперименте приняли участие 533 российских школьника.

Например, на диагностическом этапе исследования ученикам «Сириуса» показывали скетчи, отражающие три темы: биографии русских писателей, классические литературные произведения и общелитературные темы. Ребятам предложили посмотреть на визуальные заметки, проанализировать их и обсудить в группе. По откликам школьников было сделано несколько выводов:

На экспериментальном этапе школьники в ходе внеурочных занятий по литературе сами делали визуальные заметки, при этом они изучали, как именно можно структурировать такой вид текста, как создавать визуальные метафоры, а также основы рисунка. В итоге часть учеников стала на постоянной основе прибегать к скетчноутингу на основных занятиях как в школе, так и позже в университете. По результатам исследования Браташ отметила, что скетчноутинг приносит значительную пользу для образовательного процесса. Однако применять инструмент можно с оговорками.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

«Чтобы использовать скетчи во время урока, учителю необходима дополнительная подготовка. Педагогу важно понимать, что создание скетчей — это альтернатива, которую могут предпочесть не все дети. Поэтому продумывая логику представления формата, стоит сделать акцент на альтернативности инструмента. При знакомстве с порядком работы с таким текстом необходимо объяснить школьникам, как читать визуальную заметку (читать можно не только текст, но и визуальные элементы) и понимать, что скетч не является заменой линейному тексту. По этой причине при разворачивании скетча подразумевается привлечение ребёнком разных источников», — объяснила исследовательница.

Кстати, скетчноутинг используют и в обучении детей с особыми потребностями. Например, своим опытом с изданием Kqed поделилась Кэрри Баукум (она педагог и автор книги «Карандаш заставил меня сделать это»). Кэрри преподавала для детей с разным видом проблем — от речевых особенностей до расстройства поведения. Однажды она говорила с учениками об одном из рассказов Эдгара По и попросила их представить, что они видят, — но они молчали. Тогда педагог стала рисовать то, что представляла сама, прямо на страницах книги, а школьники честно повторили за ней это действие. Так повторялось на нескольких уроках, пока один из учеников не решил нарисовать собственную картинку, а его примеру последовали одноклассники.

Баукум рассказывает, что постепенно ребята стали визуализировать свои идеи или восприятие материала. Даже если изображение на первый взгляд не имело ничего общего с тем, что ученик изучал, — главное, чтобы он сам мог объяснить связь нарисованного с изучаемым. Визуализация, отмечает педагог, помогла ребятам лучше запоминать, внимательнее слушать и чувствовать себя увереннее.

Скетчноутинг для взрослых

Скетчноутинг прекрасно вписывается и в концепцию непрерывного обучения. Так, директор Центра нейтронных исследований Национального института стандартов и технологий (NIST Center for Neutron Research) из США Роб Димео решил использовать эту технику, чтобы лучше понимать и запоминать объяснения учёных — сотрудников ведомства. В течение года он «зарисовывал» каждую презентацию, встречу и даже прочитанную книгу. И если поначалу скетчи давались ему довольно тяжело, то чем дольше он рисовал — тем проще было вести записи в таком формате. Теперь они похожи на произведения современного искусства, и на них может посмотреть любой желающий.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

«Самая тяжелая часть — слушать внимательно и осмыслять информацию, пока ты ведёшь записи, но это и становится самым полезным навыком, стоит только преодолеть дискомфорт. Этот процесс превращает тебя из пассивного слушателя в активного и вовлечённого», — считает Димео.

Кстати, скетчинг послужил вдохновением для выставки с участием нобелевских лауреатов, её целью была популяризация науки. Знаменитые учёные позировали фотографу Волкеру Стегеру с рисунком, отражающим суть их изобретения.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

Почему не нужно бояться скетчей

На пути использования скетчноутинга стоит только страх перед рисованием: «У всех такие красивые заметки, а я могу только „точка-точка-огуречик“». В своём выступлении британский педагог и автор книги «Искусство бизнес-коммуникации» Грэхэм Шоу наглядно демонстрирует, почему бояться этого не стоит.

чем можно рисовать на уроках. Смотреть фото чем можно рисовать на уроках. Смотреть картинку чем можно рисовать на уроках. Картинка про чем можно рисовать на уроках. Фото чем можно рисовать на уроках

«Люди говорят: „Скетчинг — отличная идея, но я ведь не умею рисовать!“ Но я верю, что каждый может рисовать и достаточно хорошо, чтобы сделать обучение запоминающимся», — подчёркивает Шоу.

Рэйчел Смит приводит простейший алгоритм для тех, кто хочет создавать свои визуальные заметки. Его вполне можно использовать, чтобы научить скетчноутингу учеников.

1. Выберите подходящие инструменты. Это могут быть карандаш и бумага, ручка и блокнот, планшет или телефон, главное — чтобы работать было комфортно. Поэтому пусть это будет что-то простое и понятное: например, если приложения для скетчей вам не знакомы, то попытка найти в них нужную функцию приведёт только к раздражению. Но даже со знакомыми инструментами нужно заранее потренироваться.

2. Создайте свою библиотеку визуальных элементов. Это могут быть самые простые иконки: домики, человечки, даже обычные лампочки — всё, что упростит как сам процесс записи, так и дальнейшее восприятие материала. Это тоже лучше сделать заранее, чтобы можно было сосредоточиться на происходящем.

Смит приводит такой пример: предположим, вы записываете лекцию в обычном текстовом формате, но ведь сделать это трудно, если в процессе вы будете придумывать новый язык для записи. Простые визуальные элементы будут своеобразным готовым словарём.

3. Практикуйтесь в том, как отражать основную суть материала. В этом помогут детали. Рисунки в скетчноутинге могут быть самыми простыми — теми же закорючками из дудлинга, но их можно дополнять. Например, если в вашей библиотеке визуальных экспериментов есть человечек, то выражение его лица может быть разным (его, опять же, можно отражать в виде черточки и двух точек). Предположим, вам нужно изобразить исторический факт: гнев царя Петра I на его сына Алексея — и на человечке появится корона, а на лице его будет «перевёрнутая» улыбка. Другой пример: вы делаете заметки на инструктаже по пожарной безопасности — тогда в круге-гидранте появится спираль, а круглая кнопка тревоги будет закрашена красным цветом.

обложка: Оля Ежак для Skillbox Media

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *