чем опасен электронный птс
Электронный ПТС. Документ виртуальный, грабли реальные.
С 1 ноября 2020 года бумажные ПТС исключены из оборота При покупке автомобиля ЭПТС оформляет дилер, номер документа указывается в договоре купли-продажи.
*Из «интернетов».
Досужим воскресным вечером решил привести в порядок персональные данные в бесконечных электронных сервисах. Среди прочего захотелось иметь электронную выписку своего ПТС из СЭП. У меня была бумажная копия вписки, с которой я проходил процедуру постановки на учёт ТС, но по ряду причин, она несколько потеряла товарный вид, что было видно даже на скане.
Я первый раз пользовался СЭП поэтому для начала просто вбил номер ЭПТС. В системе номер нашелся, но по такому запросу предоставлялась только обезличенная информацию. Для получения полной выписки, да и вообще для контроля над ЭПТС необходимо зарегистрироваться в системе. Имея учетную запись на Госуслугах это можно сделать довольно быстро.
Далее все просто. Вводим номер своего ЭПТС и… получаем отрицательный результат. По спине бегут мурашки, глаза тщательно сверяют номера, пробуем найти по VIN. Нет, нет и еще раз нет… Уфь…
Чем же грозит отсутствие ЭПТС в СЭП?
Самое малое – невозможность оформить электронный страховой полис.
При оформлении ОСАГО ЭПТС приравнен к «бумажному» ПТС. Страховые организации – члены РСА имеют доступ к системе электронных паспортов. Следовательно, если вас нет в базе как собственника, то РСА вас не увидит. Выписка из ЭПТС не является документом – основанием для заключения договора страхования, и вам для заключения договора ОСАГО надо будет предоставить страховщику документ, подтверждающий право собственности на автомобиль (ДКП, Акт П-П).
Учитывая темпы развития «цифровизации» проблем в обозримом будущем может быть больше.
Как выяснилось, это проблема распространенная, если не сказать, системная.
Все дело в том, что дилер, как продавец, не вносит в ЭПТС данные о новом собственнике. Почему? Причин на это очень много, перечислять их смысла нет.
Что делать в сложившейся ситуации?
Если идти «сверху», то проблема быстро вряд ли решится. Техподдержка СЭП вежливо посылает в Госуслуги, ГИБДД и прочие организации. В свою очередь уже они, ссылаясь что СЭП не их компетенция, отправляют дальше.
Для начала надо попробовать самый простой и короткий путь – позвонить продавцу (в моем случае дилеру) и попросить вписать меня в ЭПТС. Видимо я был не первый кто с этим обращался, потому как меня довольно быстро переключили на специалиста, и проблема была решена буквально в течении получаса.
Электронный ПТС: как пользоваться и что с ним не так
За пять месяцев после отказа от бумажных ПТС в России выдали уже 2,2 млн электронных паспортов транспортного средства. Создатели системы говорят об удобстве электронного документа, невозможности его потерять и более быстром оформлении автомобиля при постановке на учет. Кроме того, ЭПТС — инструмент прозрачности сделки при последующей перепродаже машины.
Однако за первые месяцы работы системы обнаружились и сложности — например, собственников автомобилей часто не указывают в электронном документе. Мы поговорили об этом с управляющим директором АС «Система электронных паспортов» Борисом Ионовым, а заодно выяснили, что еще важно знать собственнику автомобиля с ЭПТС, кто может выдавать документы и что не так в целом с этой системой.
Какие данные содержатся в ЭПТС
По аналогии с бумажным ПТС в электронном аналоге содержится вся информация об автомобиле: его масса, мощность мотора, самые важные технические характеристики, VIN-номер, а также данные о пробеге. Однако в отличие от бумажного документа в ЭПТС также можно вносить сведения о прохождении техосмотра, информацию об ограничениях, наложенных на автомобиль, а также данные об изменении в конструкции.
Система подразумевает, что в ЭПТС можно будет увидеть данные о том, находится ли автомобиль в залоге у банков, а также информацию от судебных приставов и данные из ГИБДД о том, вносились ли изменения в конструкцию. Однако пока всей этой информации в ЭПТС еще нет.
«Судебные приставы пока не проявили интереса к работе системы. Они все еще не определили, какую пользу может принести работа с ЭПТС. Поэтому могу сказать, что сотрудничество с судебными приставами сейчас находится на зачаточном уровне. Что касается данных об изменениях в конструкции, то тут тоже не все пока получается. Есть технические сложности по доработке внутренней системы ГИБДД. Сейчас эту информацию добавляют фактически в ручном режиме», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.
Почему собственников не указывают
За время работы системы был обнаружен серьезный недочет. А точнее, неверное трактование постановления правительства некоторыми участниками процесса работы с ЭПТС. Это уже привело к большому количеству жалоб и вопросов от собственников автомобилей.
Дело в том, что согласно постановлению правительства об ЭПТС, данные о собственнике вносят в документ добровольно, то есть только с согласия на обработку персональных данных.
«Но некоторые производители и дилеры это интерпретируют по-другому. Они слово «добровольно» равняют со словом «необязательно», то есть не хотят вносить сведения о собственнике. И многие покупатели оказались в непростой ситуации, потому что не видят себя в электронном паспорте. Хотя, конечно, нет ничего сложного в том, чтобы получать всю информацию о данных из ЭПТС через личный кабинет», — уточнил Ионов.
По его словам, причины такого поведения дилеров в том, что они не хотят заниматься лишней работой, тратить дополнительное время на оформление и авторизацию собственников. Кроме того, направление, которое было выбрано для занесения собственников, — это авторизация через портал Госуслуг. И иногда дилер не может внести собственника, потому что у него нет аккаунта на Госуслугах.
Как сейчас оформляют ЭПТС
Если же новые машины, произведенные за границей, ввозят в Россию, то оформлением занимаются официальные импортеры, то есть российские представительства автомобильных марок. И, наконец, если автомобиль приобретен в другой стране в частном порядке, то оформить электронный ПТС может испытательная лаборатория. Такая схема покупки популярна на Дальнем Востоке с праворульными машинами. В первый же месяц отказа от бумажных бланков там произошел коллапс: в ГИБДД перестали принимать бумажные документы, и сотни автомобилистов были вынуждены срочно искать лаборатории.
«Большинство крупнейших автопроизводителей и многие импортеры сразу и без проблем перешли на ЭПТС. Единственные, кто затянул — это были автомобили, ввозимые в частном порядке. Поэтому были небольшие сложности с этим переходом во Владивостоке. Но на сегодня все уже урегулировано и оформляется в штатном режиме в лабораториях», — пояснил Борис Ионов.
Кроме того, по его словам, страны Таможенного союза пока не проявляют большой активности, чтобы полноценно работать с системой. «Коллеги из Беларуси активно подключились, остальные ведут работу в этом направлении, но пока еще не все гладко», — пожаловался Ионов.
Сегодня схема ввоза автомобиля в Россию следующая: гражданин ввозит машину и сразу едет в испытательную лабораторию, где проводят оценку соответствия. Там же выдают свидетельство о соответствии конструкции всем требованиям безопасности. После этого лаборатория оформляет ЭПТС. Потом подаются документы в таможню и проходит процедура электронного декларирования, причем услугу можно получить удаленно. Таможенники проводят расчет платежей и утилизационного сбора, фиксируют оплату. Тогда ЭПТС получает статус действующего, после чего можно идти в ГИБДД и ставить машину на учет.
Проблемы с базой ГИБДД
Как объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов, еще одна сложность связана с нестыковками ЭПТС и внутренней базы данных ГИБДД. По его словам, последнюю уже давно пора обновить, а сотрудников необходимо обучать работе с электронными паспортами, так как нередки ситуации, когда инспектор не может разобраться в системе или сомневается из-за каких-то сбоев и просто отказывает в регистрации, хотя с ЭПТС все в порядке.
«Опытный сотрудник разберется, а неопытный просто откажет. Бывает такое, что в выписке ЭПТС указана одна информация, а подтянулась в базу ГИБДД другая. Внутреннюю базу давно надо обновлять и нам пообещали, что все будет готово в мае. Сейчас происходит так, что даже если все правильно, но у сотрудников ГИБДД возникают сомнения, то им проще отказать, чем разбираться. Поэтому вывод такой: нужно направлять инспекторов на разъяснения, обучать», — объяснил Борис Ионов.
Несмотря на все недочеты работы системы, собственники, которые приобрели машины после 1 ноября, уже отметили удобство ЭПТС. В отличие от бумажного паспорта, электронный невозможно потерять, а также не надо делать дубликаты, что всегда вызывает сомнения при перепродаже. Также в электронный документ можно вносить подробную информацию, не боясь, что в нем закончится место. Сотрудники ГИБДД уже начали быстрее обрабатывать данные при регистрации. А при продаже автомобиля информация о новом собственнике вносится моментально, что автоматически избавляет продавца от штрафов за проданную машину.
Электронные ПТС, хорошо или плохо?
День «X» уже скоро, невольно хочется задуматься, что нам принесет очередное нововведение, поэтому хочется разобраться, кому это всё-таки выгодно, так как за любым действием стоят чьи-либо интересы.
С одной стороны, перевод на электронные носители информации в какой-либо отрасли — естественная ступень для информационного общества. С другой стороны, все законы в нашей стране, в большинстве случаев, лоббируют. И, прежде, чем вдаваться в негатив, надо рассмотреть, что, в первую очередь, мы с этого получим.
Несуразицей веет изначально, не будет обязательного перехода на электронный вид для тех, у кого уже есть на руках бумажная версия. Можно подумать, оно и понятно, если все разом ломанутся в ГАИ менять документы — очереди будут на несколько месяцев. Старые ПТС будут подлежать переводу только по добровольному волеизъявлению, либо когда некуда будет вписывать нового собственника. Получение новых ЭПТС будет стоить в районе 250 рублей, но это коснется исключительно официалов, а за замену с бумажного — 600 рублей. Не хилый оброк в сторону государства, если уж сами вводите реформу, зачем перекладывать финансовые расходы на население? Конечно, везде написано, что это по желанию — но мы прекрасно понимаем, что владельцам бумажных ПТС будут устраивать различные помехи, чтобы побудить их к сию действию.
Очень интересно станет с переоформлением машины, изначально это будет осуществляться на сайте:
Бывший собственник ЭПТС обязан туда заявку с ДКП, своего рода, это будет равносильно прекращению регистрационных действий, как я понимаю. А новый собственник обязан будет также направить своё ДКП, чтобы автомобиль стал на него. Данная услуга числится, как дополнительная и, наверняка, будет платной, пока четкой информации по этому поводу не нашел. И снова, скорее всего, оброк!
С переоформлением и получением разобрались. Теперь перейдем к информации, которую будет содержать ЭПТС. И тут, всё очень двояко.
Будет разный уровень доступа. Естественно, что у государственных органов будет вся информация о вашем автомобиле, включая информацию по техническому состоянию, полису, штрафам, официальному обслуживанию, установке и номере ГЛОНАСС…в общем то неплохая база, которую будут продавать в переходах метро или качать на закрытых торрентах.
Для собственника же можно будет сделать выписку, через этот сайт, а в будущем подключат и www.gosuslugi.ru/
Покупателю будет возможность сделать запрос через VIN или шасси и получить инфу по статусу автомобиля, не в угоне ли он и прочее, а возможно, по согласию собственника, будет предоставляться и информация по техническому состоянию. По сути, скорее всего, получим второй автокод, только по всей России.
Что самое страшное — вся информация будет забиваться операторами elpts.ru/, а как известно, любой школьник-фрилансер накосячит с ПО в 10 раз меньше, чем доверять такое государственным организациям…вспоминаю, как налоговая система переходила на другое ПО, там такое творилось…и до сих пор не все оправились…
К слову, они уже к этому приготовились и будет статус у ЭПТС «Аннулированный», если допущены ошибки при заполнении.
Теперь пора перейти к тому, кто с этого выиграет.
1) В первую очередь Государство, так как +оброки, +налоги (уже вряд ли получится занижать стоимость), пока не придумают другие схемы.
2) Контролирующие органы — зачем рыться по разным базам, когда можно всё объединить в одну, именно поэтому годом ранее и ввели реформу с ГЛОНАСС.
3) Крупные компании, выкупающие автомобили, по типу карпрайса и прочих, так как с введением ЭПТС у обычных перекупов возникнет огромное количество сложностей и, соответственно, отток пойдёт к первым.
4) Сервисы по техосмотру, прям как чую появления большого количества «однодневок-многодневок» забивающих «нужное описание»…и так то плохо проверяют во многих местах, а тут целый бизнес подтянется.
5) Добросовестные продавцы. Но их количество столь мало, что будет неощутимо…»не наебешь — не проживешь» сейчас и так, практически, девиз вторички.
Поворот от бумаги
Насколько система электронных паспортов готова к работе? Не рухнет ли она от наплыва большого количества оформляющих электронный ПТС?
Борис Ионов: Система работает уже больше года. Сегодня в ней оформлено более 1,4 миллиона электронных ПТС. До момента, когда она набрала большое количество данных, проводились тестирования, проводили нагрузочные испытания, все это делалось как раз для того, чтобы проверить ее работоспособность. Пока на сегодняшний день проблем со стороны системы электронных паспортов не зафиксировано. Иногда возникают проблемы, связанные с коммуникациями, в частности с взаимодействием с госорганами: с МВД, таможней, налоговой. Где-то бывают иногда сбои, мы это проверяем, обзваниваем все службы поддержки, стараемся решать эти проблемы максимально быстро и оперативно, чтобы исключить негативные последствия.
Готовы ли подразделения ГИБДД оформлять машины по электронным паспортам?
Роман Мишуров: Подразделения ГИБДД уже оформляют автомобили по электронным паспортам. Из более 1,4 миллиона машин с такими паспортами уже 85-90 процентов прошли регистрацию. Бывает, связь иногда нестабильно работает, но это оперативно решается.
На новые автомобили электронные ПТС оформляют производители или импортеры. Как должны будут действовать те, кто ввозит автомобили сам?
Хватит ли этих лабораторий? Сколько их всего?
Борис Ионов: Всего по России сейчас 19 лабораторий, которые имеют техническую и юридическую возможности оформлять электронные паспорта. Они все представлены и на сайте минпромторга в соответствующем реестре, и на нашем сайте.
А как с регистрацией таких автомобилей?
То есть сейчас все проходит достаточно гладко?
Роман Мишуров: Если гражданин получит выписку из электронного паспорта, он уже будет видеть, что статус еще не действующий и смысла ему ехать в подразделение ГИБДД нет, поскольку у него документ еще до конца не вступил в силу.
Что я смогу узнать из электронного паспорта? Например, на бумаге я вижу, сколько у машины собственников. Будет ли доступ к такой информации?
Борис Ионов: На нашем сайте есть возможность получить вход через портал «Госуслуги» абсолютно любому желающему, не важно, собственник он автомобиля с электронным паспортом или нет. Можно проверить наличие этого ПТС, проверить его статус, а также увидеть ограничения, если они есть, которые в частности накладывают таможенные органы.
Бумажные паспорта менять на электронные никто никого не обяжет. А имеет ли это смысл?
Роман Мишуров: У нас свободная страна и каждый может выбирать, что ему нравится. Лично мне нравится читать бумажный документ. Его можно потрогать, спрятать в сейф. Кому-то больше нравится электронный документ, с точки зрения удобства. Здесь каждый волен выбирать сам.
Электронный ПТС: что это такое, как получить и как оформить автомобиль в ГИБДД
Содержание
Вопрос перехода с бумажных ПТС на электронные в странах Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан) обсуждался давно. Планировалось создать единую систему электронных паспортов (СЭП), которая помогла бы сделать прозрачными все операции с автомобилями.
В нашей стране первые электронные ПТС на автомобиль выдали в начале 2019 года при продаже новых машин из дилерских центров, и уже к ноябрю в системе было зарегистрировано 100 тысяч ЭПТС. К августу 2020-го, по данным «Автостата», их количество достигло 1 млн. Окончательный переход на новые электронные ПТС (ЭПТС) произошел 1 ноября текущего года.
Чем электронный ПТС отличается от бумажного
Электронные ПТС 2020 не имеют физического носителя. Это запись в единой электронной базе данных, которая имеет свой уникальный 15-значный код. Такая запись не потеряется, в отличие от бумажного документа, и автовладельцу не придется получать дубликат ПТС. Плюс это исключит мошеннические действия с потерянным паспортом авто.
Новый электронный ПТС содержит больше данных об автомобиле. Если в бумажном варианте информация фиксируется в 21 поле, то в электронном – в 150. Сведения, вносимые в ЭПТС, делятся на две части: обязательные и дополнительные.
В обязательной части указывается номер и статус электронного паспорта и технические данные авто. В дополнительные графы заносятся сведения о собственниках, наличии кредита, залога, ДТП, регистрационных ограничений, данные о ремонтах, страховках, факт угона или ареста и проч.
Информацию в ЭПТС вносят только представители уполномоченных организаций. По умолчанию это:
Ограниченный доступ к базе в рамках своей компетенции будут иметь операторы техосмотра, налоговые, органы сертификации, дилеры, кредитные организации, МВД и ФССП.
Данные в электронный ПТС вносятся методом пополнения и не могут корректироваться. Если при переоформлении автомобиля на нового владельца предыдущий не даст согласия на сохранение его персональных данных, они удаляются. Удаление происходит в момент передачи прав собственности. Однако у ГИБДД информация о текущем владельце транспортного средства останется.
К электронному ПТС прилагается выписка. Это миниверсия ЭПТС, в которой отображаются исходные данные транспортного средства: VIN-номер, марка, модель, номер шасси, номер двигателя, номер и цвет кузова, год изготовления, экологический класс, масса и проч.
Выписка нужна при покупке полиса ОСАГО. Получить ее можно после регистрации на портале системы электронных паспортов или в МФЦ. Выписка предоставляется бесплатно.
Какие преимущества дает введение ЭПТС
Введение ЭПТС, с одной стороны, уменьшит аферы с продажей б/у автомобилей на вторичке, с другой, – обезопасит покупателей от приобретения проблемного экземпляра. История эксплуатации будет видна как на ладони, поэтому нерадивый продавец не сможет скрыть реальное количество владельцев и прочие проблемы автомобиля, а покупатель, в свою очередь, будет знать реальное положение дел.
На данный момент полную информацию о машине можно получить через специальные онлайн-сервисы проверки истории авто. Avtocod.ru собирает информацию из более 13 баз данных и показывает, сколько собственников было у автомобиля, битый ли он, числится ли в лизинге или залоге, когда проходил технические осмотры и прочие данные. Посмотреть пример отчета
С автоматизацией процесса сократится влияние человеческого фактора и риск ошибок. Сведения о постановке на учет (а также об изменении конструкции или цвета авто) добавляются в базу сразу же, и госорганы смогут работать более оперативно.
Обязательно ли менять бумажный ПТС на ЭПТС
Менять в обязательном порядке бумажный ПТС на электронный не нужно. После 1 ноября 2020 года обязательная замена понадобится в случае:
Получить электронный ПТС можно в ГИБДД, таможне или испытательной лаборатории. Пошлина за ЭПТС составляет 600 рублей.
Одновременное наличие и бумажного, и электронного ПТС у одного автомобиля не допускается.
Как купить б/у автомобиль с бумажным ПТС
При покупке подержанного автомобиля с бумажным ПТС для владельца и покупателя порядок совершения сделки не изменится. Участники подписывают ДКП, вносят изменения в «бумажку», и новый владелец едет в ГИБДД переоформлять транспортное средство на себя.
При желании новый собственник автомобиля может обратиться в уполномоченные организации, чтобы заменить бумажный ПТС на новый электронный. К уполномоченным организациям относятся операторы техосмотра, список которых опубликован на сайте Минпромоторга.
Как купить автомобиль в кредит с новым электронным ПТС
Раньше при покупке автомобиля в кредит бумажный ПТС забирал банк и хранил его до того момента, пока долг не погашался полностью. Так как электронный ПТС — это всего лишь запись в базе данных, банковские сотрудники физически не имеют возможности изъять документ. Зато они будут заносить сведения о кредите и залоге в электронную систему.
Удалить информацию о кредите невозможно, изменить его статус может только банк. Потенциальные покупатели машины на вторичном рынке имеют доступ к этой информации.
Как поставить на учет автомобиль с электронным ПТС
Новые автомобили продаются в салонах уже с электронными ПТС. После покупки дилеры вносят номера ЭПТС в договор купли-продажи. С этим договором покупатель идет в страховую компанию, а после получения полиса — в ГИБДД.
Если покупается подержанное авто, после подписания ДКП новый собственник обращается с запросом в уполномоченные организации, чтобы те внесли изменения о владельце автомобиля в электронный ПТС. Заявку можно оставить через портал «Госуслуги», МФЦ или портал системы электронных паспортов (при наличии цифровой подписи у действующего собственника).
Смена собственника выстраивается по принципу двух согласий, то есть покупатель не сможет ничего сделать в системе, пока прежний владелец не даст ему доступ. Внесение изменений в электронный ПТС стоит 250 рублей.
Автор: Анна Сапронова
Как вы считаете, поможет ли введение электронных паспортов снизить количество мошеннических действий на вторичном рынке? Поделитесь своим мнением в комментариях.