чем определяется порядок взаимодействия диспетчера дистанции сцб инженера по мониторингу

Чем определяется порядок взаимодействия диспетчера дистанции сцб инженера по мониторингу

4.4.3 Организация устранения предотказных состояний устройств ЖАТ
В дистанциях СЦБ, в пределах которых эксплуатируются системы технической диагностики и мониторинга, вводится должность технолога (инженера) по мониторингу.
Порядок взаимодействия диспетчера дистанции СЦБ и технолога (инженера) по мониторингу определяется приказом начальника дистанции СЦБ.
Диспетчер дистанции СЦБ (по информации технолога по мониторингу) организует устранение предотказных состояний, требующих срочного вмешательства. Устранение остальных предотказных состояний устройств ЖАТ, выявленных посредством СТДМ, происходит в плановом порядке и контролируется диспетчером ЦУСИ железной дороги по направлению. При этом качество устранения предотказного состояния контролируется технологом по мониторингу.

4.4.4 Учет нарушений нормальной работы устройств ЖАТ
Учет нарушений нормальной работы устройств ЖАТ ведется в соответствии с требованиями действующих в ОАО «РЖД» документов по учету и расследованию отказов технических средств.
Расследованию, учету и анализу подлежат отказы технических средств пути и стрелочных переводов, электроснабжения, СЦБ и связи, случаи их краж и умышленной порчи, неисправность зданий и сооружений, а также нарушения правил производства работ и пользования средствами управления, приведшие к нарушениям нормальной работы устройств ЖАТ.
Диспетчер дистанции СЦБ учитывает все неисправности технических средств, приведшие к нарушениям нормальной работы устройств ЖАТ. Отказы устройств СЦБ, остановки подвижного состава по показаниям КТСМ, срабатывания УКСПС учитываются посредством систем АСУ-Ш-2 (КЗ УО ЖАТС), ЕК АСУИ (информация о неисправностях попадает в систему автоматически из АСУ-Ш-2) и КАС AI IT.
Ежесуточно диспетчер дистанции СЦБ формирует оперативную справку об отказах устройств ЖАТ за смену (сутки) в форме журнала ШУ-78 (учета нарушений нормальной работы устройств автоматики и телемеханики) из АСУ-Ш-2. Справка распечатывается, подписывается дежурным диспетчером дистанции СЦБ и подшивается в специально отведенную папку. При наличии системы ЭТД журнал формируется в АСУ-Ш-2, подписывается электронной цифровой подписью в АС ЭТД.
Первичные данные об отказе технических средств диспетчер дистанции СЦБ заносит в карточку АСУ-Ш-2 в течение первых 15 минут с момента получения информации о случае. В ходе устранения отказа диспетчер ведет хронологию событий в АСУ-Ш-2.
Старший диспетчер дистанции СЦБ контролирует достоверность и полноту ввода информации в задачи АСУ-Ш-2 и КАС АНТ о нарушениях нормальной работы устройств ЖАТ. По окончании расследования и внесения всех изменений, карточка отказа (отказ СЦБ, срабатывания УКСПС, показания КТСМ) распечатывается из АСУ-Ш-2 в форме журнала ШУ-78, подписывается старшим диспетчером дистанции СЦБ и одним из руководителей дистанции СЦБ и подшивается в специально отведенную папку. При наличии системы ЭТД журнал формируется в АСУ-Ш-2, подписывается электронной цифровой подписью в АС ЭТД.
Старший диспетчер дистанции СЦБ участвует в составлении анализов эксплуатационной деятельности на основании данных автоматизированных систем (АСУ-Ш-2, ЕК АСУИ, КАС АНТ и КАСАТ) и в сроки, установленные Положением (9).
Старший диспетчер дистанции СЦБ участвует в разработке предложений по повышению надежности работы устройств ЖАТ и недопущению повторения отказов.

Источник

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОПЕРАТИВНОМ РУКОВОДСТВЕ В ХОЗЯЙСТВЕ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ (часть 10) от 3 июля 2012 г. N 1316р

4.4.3 Организация устранения предотказных состояний устройств ЖАТ
В дистанциях СЦБ, в пределах которых эксплуатируются системы технической диагностики и мониторинга, вводится должность технолога (инженера) по мониторингу.
Порядок взаимодействия диспетчера дистанции СЦБ и технолога (инженера) по мониторингу определяется приказом начальника дистанции СЦБ.
Диспетчер дистанции СЦБ (по информации технолога по мониторингу) организует устранение предотказных состояний, требующих срочного вмешательства. Устранение остальных предотказных состояний устройств ЖАТ, выявленных посредством СТДМ, происходит в плановом порядке и контролируется диспетчером ЦУСИ железной дороги по направлению. При этом качество устранения предотказного состояния контролируется технологом по мониторингу.

4.4.4 Учет нарушений нормальной работы устройств ЖАТ
Учет нарушений нормальной работы устройств ЖАТ ведется в соответствии с требованиями действующих в ОАО «РЖД» документов по учету и расследованию отказов технических средств.
Расследованию, учету и анализу подлежат отказы технических средств пути и стрелочных переводов, электроснабжения, СЦБ и связи, случаи их краж и умышленной порчи, неисправность зданий и сооружений, а также нарушения правил производства работ и пользования средствами управления, приведшие к нарушениям нормальной работы устройств ЖАТ.
Диспетчер дистанции СЦБ учитывает все неисправности технических средств, приведшие к нарушениям нормальной работы устройств ЖАТ. Отказы устройств СЦБ, остановки подвижного состава по показаниям КТСМ, срабатывания УКСПС учитываются посредством систем АСУ-Ш-2 (КЗ УО ЖАТС), ЕК АСУИ (информация о неисправностях попадает в систему автоматически из АСУ-Ш-2) и КАС AI IT.
Ежесуточно диспетчер дистанции СЦБ формирует оперативную справку об отказах устройств ЖАТ за смену (сутки) в форме журнала ШУ-78 (учета нарушений нормальной работы устройств автоматики и телемеханики) из АСУ-Ш-2. Справка распечатывается, подписывается дежурным диспетчером дистанции СЦБ и подшивается в специально отведенную папку. При наличии системы ЭТД журнал формируется в АСУ-Ш-2, подписывается электронной цифровой подписью в АС ЭТД.
Первичные данные об отказе технических средств диспетчер дистанции СЦБ заносит в карточку АСУ-Ш-2 в течение первых 15 минут с момента получения информации о случае. В ходе устранения отказа диспетчер ведет хронологию событий в АСУ-Ш-2.
Старший диспетчер дистанции СЦБ контролирует достоверность и полноту ввода информации в задачи АСУ-Ш-2 и КАС АНТ о нарушениях нормальной работы устройств ЖАТ. По окончании расследования и внесения всех изменений, карточка отказа (отказ СЦБ, срабатывания УКСПС, показания КТСМ) распечатывается из АСУ-Ш-2 в форме журнала ШУ-78, подписывается старшим диспетчером дистанции СЦБ и одним из руководителей дистанции СЦБ и подшивается в специально отведенную папку. При наличии системы ЭТД журнал формируется в АСУ-Ш-2, подписывается электронной цифровой подписью в АС ЭТД.
Старший диспетчер дистанции СЦБ участвует в составлении анализов эксплуатационной деятельности на основании данных автоматизированных систем (АСУ-Ш-2, ЕК АСУИ, КАС АНТ и КАСАТ) и в сроки, установленные Положением (9).
Старший диспетчер дистанции СЦБ участвует в разработке предложений по повышению надежности работы устройств ЖАТ и недопущению повторения отказов.

Источник

Чем определяется порядок взаимодействия диспетчера дистанции сцб инженера по мониторингу

УТВЕРЖДЕНО
МПС России от
07.10.98 N ЦШ/601

ПОЛОЖЕНИЕ
о диспетчере дистанции (службы) сигнализации и связи и диспетчерском руководстве техническим обслуживанием и ремонтом устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи

(с изменениями на 20 января 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минтранса России от 14 декабря 2015 года N 361
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
указанием МПС России от 20 января 1999 года N Б-39у.
____________________________________________________________________

1.2. Диспетчер является оперативным руководителем дистанции (службы) сигнализации и связи в организации технического обслуживания и ремонта устройств ЖАТС и восстановления их действия при неисправностях и отказах. Диспетчер дистанции (службы) подчиняется начальнику дистанции (службы) или его заместителю в соответствии с приказом о распределении обязанностей руководителей дистанции (службы).

1.4. Для координации работы диспетчеров дистанции (службы) на одного из них возлагаются обязанности по проведению анализов отказов устройств с разработкой предложений по повышению надежности работы устройств в пределах дистанции (железной дороги), организации и проведению технической учебы с диспетчерами дистанции (службы).

1.5. Диспетчер дистанции (службы) назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом начальника дистанции (службы).

При назначении на должность диспетчера дистанции (службы) работник должен быть испытан на знание: Федерального закона «О федеральном железнодорожном транспорте», Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», трудового законодательства Российской Федерации, настоящего Положения, приказов, распоряжений, указаний МПС России, локальных актов железных дорог, других нормативных правовых актов и нормативно-технических документов, в части, касающейся выполнения им служебных обязанностей, в том числе Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (ИДП), Инструкций по техническому обслуживанию устройств СЦБ и связи, Инструкции по обеспечению безопасности движения при производстве работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, Правил техники безопасности и производственной санитарии в хозяйстве сигнализации, связи и вычислительной техники на железнодорожном транспорте, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, Положения о рабочем времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта.

Диспетчер дистанции (службы) должен уметь пользоваться персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ) и другой оргтехникой.

1.6. Диспетчеру дистанции оперативно подчиняются начальники производственных участков (ШЧУ), старшие электромеханики (ШНС), электромеханики (ШН), электромонтеры (ШЦМ), работники аварийно-восстановительных летучек связи, водители автомашин и автодрезин. Его распоряжения, касающиеся организации восстановления нормального действия устройств ЖАТС, использования транспортных средств и механизмов, страхового (аварийно-восстановительного) запаса оборудования и материалов, являются обязательными для выполнения перечисленным персоналом. Отменить распоряжение диспетчера могут только руководители дистанции (службы).

1.8. Рабочее место диспетчера дистанции (службы) должно быть оборудовано ПЭВМ. Типовое программное обеспечение автоматизированного рабочего места диспетчера дистанции (АРМ-ШЧД) и службы (АРМ-ШД) должно быть утверждено Департаментом сигнализации, связи и вычислительной техники МПС России.

Кроме того, рабочее место диспетчера дистанции (службы) может быть оснащено автоматизированной системой диспетчерского контроля (АСДК), позволяющей контролировать положение поездов, стрелок, состояние рельсовых цепей, светофоров и других устройств ЖАТС.

Рабочее место диспетчера дистанции оборудуется служебной связью электромехаников СЦБ и связи, в которую включаются телефоны дежурных по станциям, работников ремонтно-технологических участков (РТУ) и мастерских, телефоны рабочих мест и квартир ШЧУ, ШНС, ШН, ШЦМ.

Диспетчер дистанции должен иметь связь с диспетчером службы, выход на сети связи общего пользования и возможность подключения в поездную диспетчерскую, энергодиспетчерскую и перегонную связи.

1.9. Диспетчер службы:

руководит оперативной работой диспетчеров дистанций, координирует действия работников дистанций при восстановлении работоспособности устройств ЖАТС;

ведет учет случаев отказов и браков в работе устройств ЖАТС, а также задержек поездов по вине работников хозяйства, нарушений трудовой дисциплины;

докладывает о всех неисправностях, приведших к нарушению в действии устройств ЖАТС, диспетчеру Центральной станции связи МПС России.

1.10. Диспетчер дистанции (службы) осуществляет свою работу на основе должностной инструкции, разработанной в соответствии с настоящим Положением и утвержденной начальником дистанции (службы).

1.11. Оценка качества работы диспетчера дистанции (службы) производится в соответствии с системой оценки результатов деятельности работников дистанции (службы).

2. Обязанности диспетчера дистанции (службы)

2.1. Диспетчер дистанции (службы) обязан:

2.1.1. Знать основные принципы действия всех видов устройств, обслуживаемых на дистанции (железной дороге), рациональные способы поиска неисправностей и их устранения; порядок организации связи с местом восстановительных работ; правила, инструкции и другие нормативные документы, перечисленные в приложении 1 к настоящему Положению.

2.1.2. Осуществлять непрерывный контроль за выполнением на дистанциях четырехнедельных и годовых планов-графиков технического обслуживания устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных горок, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН), УКСПС, КГУ, САУТ, ПОНАБ, ДИСК, проводной радиосвязи и других устройств ЖАТС при безусловном выполнении правил производства работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств и требований безопасности движения поездов.

2.1.3. Организовывать устранение отказов устройств ЖАТС, их расследование и учет; контролировать наличие, использование и пополнение страхового (аварийно-восстановительного) запаса оборудования, аппаратуры и материалов; своевременно организовывать связь с местом аварийно-восстановительных работ в пределах дистанции (железной дороги).

Учет отказов устройств СЦБ, механизированных и автоматизированных горок, АЛСН, САУТ, ПОНАБ, ДИСК, УКСПС, КГУ, проводной и радиосвязи и других устройств ЖАТС ведется отдельно в журналах учета повреждения устройств автоматики и телемеханики (ШУ-78).

2.1.4. Вести учет выполнения четырехнедельных и годовых планов-графиков технического обслуживания устройств ЖАТС.

Приказом начальника дистанции должен быть установлен порядок, при котором в течение рабочего времени каждый электромеханик и старший электромеханик должен докладывать диспетчеру дистанции о каждой смене вида работы и места ее выполнения (пост электрической централизации, сигнальная установка автоблокировки, дом связи и т.д.).

Четырехнедельные и годовые планы-графики для околотков, бригад, цехов должны быть универсальными, т.е. порядковый номер одних и тех же работ должен быть одинаков на всех околотках, бригадах и цехах.

О выполнении работ по планам-графикам старшие электромеханики докладывают диспетчеру дистанции.

Отметки о выполнении работ или их переносе диспетчер дистанции делает в порядке, установленном начальником дистанции.

Перенос не выполненных в соответствии с планом-графиком работ допускается только с разрешения диспетчера дистанции на срок не более двух суток (кроме работ по проверке стрелок на плотность прижатия остряков к рамным рельсам и подвижных сердечников крестовин к усовикам, перенос которых разрешается только руководителям дистанции), о чем в контрольном журнале диспетчер дистанции делает соответствующую отметку. О всех случаях невыполнения работ по планам-графикам на околотках, бригадах и цехах диспетчер дистанции докладывает ежесуточно руководителю дистанции. В контрольном журнале делаются отметки о месте нахождения бригады РТУ, бригады по рельсовым цепям со сварочной техникой, а также отметки о нахождении на линейных участках руководителей дистанции, начальников производственных участков, старших электромехаников.

2.1.5. Ежесуточно контролировать работу устройств автоматики на переездах по системе диспетчерского контроля или опрашивая дежурных по станциям, на которые выведен контроль исправности работы автоматики на переездах. Результаты отмечаются в отдельном журнале, куда внесен перечень всех переездов в пределах дистанции.

2.1.6. Осуществлять контроль за обеспечением безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, а также при устранении неисправностей и отказов устройств СЦБ.

С этой целью все работы, связанные с изменением монтажа, включением устройств из централизации (независимо от способа выключения) должны выполняться с разрешения и под контролем диспетчера дистанции, который осуществляет его в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ.

Прежде, чем дать разрешение на производство работ диспетчер дистанции:

— проверяет знание электромехаником правил производства работ;

— согласовывает электромеханику текст записи в журнале осмотра;

— проверяет знание электромехаником мер, исключающих ошибки при установке макетов стрелки, изолированного участка для их выключения с сохранением пользования сигналами;

— убеждается в знании электромехаником всех проверок, которые он должен выполнить совместно с дежурным по станции (ДСП) перед включением устройств СЦБ в централизацию.

Если диспетчер дистанции обнаружил недостаточные знания правил производства работ, то он запрещает электромеханику СЦБ производить эти работы (в исключительных случаях проводит дополнительный инструктаж). О всех фактах запрещения работ и дополнительного инструктажа немедленно информирует руководителей дистанции.

Об окончании работ, проведении соответствующих проверок, оформлении записи об окончании работ в журнале осмотра электромеханик СЦБ докладывает диспетчеру дистанции. Если перечень работ, проведенных электромехаником СЦБ, соответствует перечню работ, указанному в Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, диспетчер дистанции делает отметку в журнале учета разрешений и подтверждает включение устройств по форме, указанной в данном журнале. После этого электромеханик СЦБ расписывается в журнале осмотра под записью и работа считается законченной. В случае, если какая-либо проверка не сделана, диспетчер поручает электромеханику СЦБ выполнить ее и доложить. Только после дополнительного доклада электромеханика СЦБ диспетчер делает в журнале учета разрешений отметку о выполнении недостающей проверки и подтверждает включение устройств.

Журнал учета разрешений с начала и до конца работ должен находиться на столе диспетчера дистанции с открытой страницей записи по выключенным устройствам.

Для контроля со стороны руководителей дистанции за правильностью действий диспетчера и электромеханика СЦБ и принятия мер по допущенным нарушениям, переговоры диспетчера и электромеханика СЦБ могут записываться на магнитофон. Порядок и периодичность контрольных прослушиваний определяется приказом начальника дистанции.

2.1.7. Организовывать устранение отказов, расследование причин отказов устройств ЖАТС.

Получив сообщение дежурного по станции или поездного диспетчера и уточнив место, характер и обстоятельства, при которых произошел отказ, диспетчер дистанции вызывает электромеханика СЦБ для устранения отказа и сообщает старшему электромеханику.

При вызове электромеханика СЦБ на устранение отказа диспетчер дистанции обязан провести с ним инструктаж, в соответствии с пунктами 9.2 и 9.3 настоящего Положения и оформить запись в журнале регистрации инструктажа по охране труда (ТПУ-19).

Диспетчер дистанции при отказах устройств СЦБ в случаях, предусмотренных требованиями ПТЭ и ИДП, обязан по согласованию с одним из руководителей дистанции оперативно дать заявку на выдачу предупреждений на поезда.

После уточнения характера отказа диспетчер дистанции определяет необходимость вызова на его устранение работников дистанций пути, электроснабжения и контролирует их вызов через дежурного по станции и диспетчеров этих дистанций.

Диспетчер дистанции обязан постоянно контролировать ход устранения отказов, точное соблюдение правил производства работ с безусловным выполнением требований по обеспечению безопасности движения поездов; организовывать доставку приборов, материалов, оказывать соответствующую помощь консультациями. Для оперативности установления причины отказа диспетчер дистанции пользуется информационной диаграммой поиска отказа.

2.2. Порядок уведомления диспетчером дистанции (службы)руководителей дистанции (службы) об отказах в работе устройств должен быть установлен приказом начальника дистанции (службы).

2.3. Диспетчер дистанции (службы) ведет учет отказов устройств СЦБ в журнале ШУ-78.

Диспетчер дистанции передает диспетчеру службы оперативные данные о количестве отказов устройств СЦБ, оформленных в журнале ШУ-78 за истекшие сутки, с указанием причастных к отказам служб, видов устройств и причин отказов. Отдельно сообщает об отказах устройств, происшедших по вине работников дистанции сигнализации и связи, в результате которых были задержаны пригородные, пассажирские и грузовые поезда. Указывает наименование станции (перегона), время начала, окончания и причины отказов, принимаемые меры по предотвращению их повторения. Передает данные о работниках, устранявших отказ (ШН Иванов, ПД Петров), участвовавших в расследовании (ШЧУ Васильев, зам ШЧ Сидоров).

Диспетчер службы сообщает указанные оперативные данные за истекшие сутки в Департамент сигнализации, связи и вычислительной техники МПС России, а также о мерах, принятых руководителями службы по повышению надежности работы отказавших устройств.

2.4. Диспетчер дистанции производит регистрацию случаев краж и умышленного повреждения устройств ЖАТС и другого имущества, находящихся в ведении дистанции сигнализации и связи, а также уведомляет о данных случаях органы внутренних дел на транспорте.

Учет краж и умышленных повреждений ведется в журнале учета случаев краж и умышленных повреждений имущества на транспорте, в котором должно быть отражено:

— дата, время и место кражи или умышленного повреждения;

— краткое описание случая;

— Ф.И.О., должность работника, обнаружившего факт кражи или умышленного повреждения;

— Ф.И.О., должность работника линейного отделения внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ), приинявшего сообщение;

— дата, время и регистрационный номер в книге регистрации ЛОВДТ;

— номер письменного сообщения в органы внутренних дел, дата,. сумма ущерба;

Источник

Чем определяется порядок взаимодействия диспетчера дистанции сцб инженера по мониторингу

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДИСПЕТЧЕРСКОГО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Требования безопасности и методы контроля

Centralized traffic and dispatching control systems of trains movement. Safety requirements and methods of checking

Дата введения 2017-11-01

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» («ВНИИНМАШ»), Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» (ФГОУ ВПО ПГУПС) и Акционерным обществом «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22 ноября 2016 г. N 93-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2017 г. N 235-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33896-2016 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2017 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 54899-2012

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов.

Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов, значения параметров, обеспечивающих их безопасность, критерии опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов и оценке соответствия вновь разрабатываемых и импортируемых систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля требованиям безопасности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 26.005 Телемеханика. Термины и определения

ГОСТ 9238 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 33432 Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта

ГОСТ 33436.4-1 Совместимость технических средств электромагнитная. Системы и оборудование железнодорожного транспорта. Часть 4-1. Устройства и аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Требования и методы испытаний

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 26.005, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 железнодорожная автоматика и телемеханика; ЖАТ: Подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя комплекс технических сооружений и устройств сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающих управление движением поездов на перегонах и станциях и маневровой работой.

3.2 диспетчерская централизация (железнодорожный транспорт); ДЦ: Система телемеханического централизованного управления и контроля объектами диспетчерского участка на основе объединения устройств железнодорожной автоматики и телемеханики железнодорожных станций и перегонов.

3.3 диспетчерский контроль (железнодорожный транспорт); ДК: Система телеконтроля состояний и телеизмерений параметров объектов железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях и перегонах диспетчерского участка.

3.4 условия безопасности движения железнодорожных поездов: Совокупность контролируемых состояний путевых объектов, железнодорожного подвижного состава, смежных систем и устройств, при которых обеспечивается безопасное движение железнодорожных поездов.

3.5 критерий опасного отказа железнодорожной автоматики и телемеханики: Признак или совокупность признаков опасного состояния системы железнодорожной автоматики и телемеханики, установленные в нормативных документах и (или) конструкторской документации.

3.6 комбинированное управление станцией: Режим управления железнодорожной станцией на участке диспетчерской централизации, при котором поездной диспетчер управляет движением железнодорожных поездов по главным и боковым путям для безостановочного пропуска поездов, а по остальным железнодорожным путям, изолированным охранным положением стрелок, управление движением осуществляет дежурный по железнодорожной станции (маневровый диспетчер).

3.7 полигон диспетчерского управления: Зона управления перевозочным процессом, интегрированная в диспетчерском центре по технологическим соображениям.

3.8 электрическая централизация стрелок и светофоров: Станционная система централизованного управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики с обеспечением установленных требований безопасности движения железнодорожных поездов и заданной пропускной способности.

— релейная централизация, где все функции управления и контроля объектами железнодорожной автоматики и телемеханики станции реализуются с помощью релейных устройств;

— релейно-процессорная централизация, где функции маршрутного управления реализуются программно-аппаратными средствами, функции обеспечения зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами, а также функции управления и контроля напольными объектами реализуются с помощью релейных устройств;

— микропроцессорная централизация, где функции маршрутного управления, функции обеспечения зависимостей между стрелками, светофорами и маршрутами реализуются программно-аппаратными средствами, а функции управления и контроля напольными объектами могут реализовываться с помощью программно-аппаратных или релейных устройств.

3.9 ответственная команда (железнодорожная автоматика и телемеханика): Команда, передаваемая с пульта управления диспетчерской или электрической централизации стрелок и светофоров, выполняемая под ответственность дежурного персонала по управлению движением железнодорожных поездов с исключением проверки устройствами железнодорожной автоматики и телемеханики отдельных условий безопасности.

3.10 станция автономного управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой осуществляет дежурный по станции под контролем поездного диспетчера.

3.11 станция диспетчерского управления: Железнодорожная станция на участке диспетчерской централизации, управление которой в нормальном режиме осуществляет поездной диспетчер.

3.12 станционное управление на участке диспетчерской централизации: Режим работы станции диспетчерского управления, при котором она находится под управлением дежурного по станции.

3.13 местное управление объектами железнодорожной станции: Управление объектами района железнодорожной станции с маневровой колонки или маневрового поста.

3.14 резервное управление на участке диспетчерской централизации: Режим управления железнодорожной станцией участка диспетчерской централизации с местного аппарата управления системы электрической централизации при отсутствии возможности осуществления диспетчерского управления.

4 Требования безопасности

4.1 Функции, реализуемые системами диспетчерской централизации и диспетчерского контроля

4.1.1 Системы ДЦ и ДК должны обеспечивать выполнение следующих функций телесигнализации:

а) сбор и отображение для поездного диспетчера в реальном времени данных о состоянии всех объектов, контролируемых системами электрической централизации стрелок и светофоров (ЭЦ) и автоматической блокировкой (АБ) участка железнодорожной линии;

в) фиксация и выдача актуальной информации по нахождению железнодорожного подвижного состава (подвижного состава) на объектах путевого развития;

г) информационное взаимодействие с локомотивными устройствами безопасности по радиоканалу (при установке необходимого оборудования связи на диспетчерском участке и локомотивах);

д) автоматическое ведение графика исполненного движения поездов и приложения к нему;

е) расчет ожидаемого времени проследования поездов по станциям участка железнодорожной линии;

ж) выявление возможных конфликтных ситуаций в организации движения поездов;

и) расчет и корректировка прогнозного графика движения поездов;

к) формирование диспетчерских приказов и предупреждений;

л) ведение диспетчерского журнала;

м) протоколирование эксплуатационных событий с возможностью воспроизведения архивированных данных;

н) логический анализ эксплуатационных событий и действий персонала;

п) мониторинг состояния технических средств ДЦ и передача информации в систему диагностики и мониторинга ЖАТ железнодорожного участка;

р) автоматизированный учет показателей движения поездов и производимых работ;

с) контроль выполнения технологических этапов перевозочного процесса на участке железнодорожной линии;

т) слежение за перемещениями подвижных средств и организация динамических моделей поездного, локомотивного, вагонного положений на участке железнодорожной линии;

у) формирование и выдача сведений о поезде:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *