чем прославился джеймс кук
Джеймс Кук
Краткая биография
«Морская» часть жизни началась у сына батрака Джеймса Кука (1728–1779) в тот момент, когда он поступил юнгой на корабль, перевозящий уголь. Получив со временем некоторый опыт и предложения работы, он не захотел больше плавать на торговых судах, а вместо этого записался матросом в Королевский флот.
Упорное учение, чтение книг, увлечение морскими путешествиями привели к тому, что он достаточно быстро продвигался по службе, участвовал во многих военных кампаниях, боях, но и не только это. В его обязанности входило составление карт побережья, что в конечном счете и привело к тому, что именно Джеймсу Куку доверили возглавить несколько кругосветных экспедиций, которые были организованы английским Адмиралтейством.
На карте мира сейчас имя Д. Кука упоминается большое количество раз, и это совершенно обоснованно и заслуженно. После его нескольких экспедиций на просторах Тихого океана уже не осталось принципиально нерешенных вопросов, за исключением только загадочного южного материка, который Кук безрезультатно искал. Во время третьего кругосветного путешествия в одной из стычек с туземцами на Гавайях Кук был убит. Это произошло 14 февраля 1779 года.
В поисках Южной земли: три экспедиции и вся жизнь
Когда английское Адмиралтейство приняло решение об экспедиции в Тихий океан, Кук был уже хорошим опытным моряком, испытанным в военных кампаниях и прекрасно зарекомендовавшим себя в составлении карт. Корабль под командованием капитана Кука «Индевор» в 1768 году вышел из Плимута.
Как это ни прискорбно, большая часть английских морских исследований совершались под пиратскими и каперскими флагами, с целью завоевания не столько новых земель, сколько золотых запасов, перевозимых на кораблях противников. Бессмысленное сокрытие плаваний и открытий новых земель приводило к тому, что многие державы повторяли «открытия» своих соперников, но не двигались в своих исследованиях дальше. Каждой стране было важно «первыми открыть» какую-то часть света, или остров, или побережье, но моряки не ведали, что до них эти земли и страны уже были открыты и заселены, а настоящие открытия еще ждали впереди: еще далеко не вся акватория океанов посещалась европейцами.
Экспедиция под началом Джеймса Кука не была исключением: в ее планы входили астрономические наблюдения за положением планеты Венеры, но негласно длительное путешествие подразумевало открытие «крайней южной земли», о возможности существования которой говорили уже давно. Для быстрейшего достижения этой цели при остановках на многочисленных островах предписано было, в противоречие с традицией, не пленять и истреблять местное туземное население, а всячески пытаться вступить с ним в переговоры, пытаться завязать дружбу.
Первое путешествие Д. Кука (1768–1771)
«Индевор», корабль военно-морских сил Англии, был достаточно прочным и приспособленным для длительного путешествия. Кук, выйдя из Англии, пересек Атлантику, обогнул мыс Горн и направился к Таити. При плавании капитан пытался отклониться к югу как можно больше, чтобы, возможно, увидеть хоть край искомой «южной земли», но этого не случилось (в то время самой крайней южной частью суши была Австралия, называемая тогда Новой Голландией). Самой южной землей, встреченной на пути экспедиции, были острова архипелага Новая Зеландия. Именно они считались возможной частью «неведомой южной земли», которую мечтали найти практически все мореплаватели. Но Кук обошел их на своем корабле, подтвердив, что это всего лишь острова, а не материк. В результате экспедиция произвела топографическую съемку островов Новой Зеландии, разделенных проливом, носящим теперь имя Кука, пересекла Тасманово море и отправилась вдоль берегов Австралии на север. Нужно сказать, что мало кому из мореплавателей удалось совершить так много открытий и детализировать так много побережий, создать так много карт и совершить это без особенных потерь среди экипажа (за время долгого плавания на корабле Кука практически не случалось случаев цинги – бича моряков того времени). Однако и в этом плавании было много удивительных и опасных событий.
В отличие от своих предшественников Кук решил пройти у самого восточного побережья Австралии на север, постоянно наблюдая с востока полосу опасных рифов. Это было одно из чудес природы – Большой барьерный риф, простирающийся вдоль восточных берегов континента. В конце пути расстояние между берегом и рифами настолько сблизилось, что капитану едва удалось провести корабль по безопасному пути (фарватеру). Не избежав некоторых поломок и подлатав свой корабль, Кук подтвердил, что между Новой Голландией (тогда так называли Австралию) и следующей землей (островами Новой Гвинеи) есть пролив, т. е. они нигде не соединяются. Это место было названо проливом Торреса (или Торресовым проливом), но Куку удалось пройти им даже по более южному пути, чем сам Торрес, который был первым европейцем, проложившим этот путь. Отсюда через Индийский океан «Индевор» отправился домой, в Англию. И одной этой экспедиции хватило бы, чтобы увековечить имя Кука и в истории, и на картах. Но впереди были новые морские путешествия.
«Над носовою … частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых – по восемь». Дж. Кук о военных судах на Таити
Второе Кругосветное плавание Кука (1772–1775)
На этот раз Кук стал капитаном флотилии из двух кораблей: «Резольюшн» и «Эдвенчер». Во время этого плавания Кук отправился еще южнее и пересек все океаны (это было настоящим кругосветным путешествием) выше 40-х широт, про которые ходили недобрые истории. В обоих полушариях эти места называли «ревущие сороковые», подразумевая жестокие шторма, обрушивающиеся на корабли. Мало того, Кук дважды пересек широту Южного полярного круга. Кстати, Кук это сделал впервые в истории человечества, никто еще до него не подплывал к Южному полюсу так близко. Напомним, что лишь спустя 50 лет кораблям Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева удалось подойти к Антарктиде ближе и увидеть ее берега. Но Кук, хотя и лавировал на кораблях среди айсбергов, не встретил там никакой земли. Как сейчас можно предположить, это действительно произошло по несчастливой случайности, поскольку Антарктический полуостров Антарктиды расположен севернее полярного круга в том месте, где Кук не был, а именно напротив мыса Горн, южной оконечности Южной Америки.
Не найдя южного материка, Кук направил корабли на север, к тропическим широтам Океании. Причин тому было несколько: все же не удалось избежать цинги, кроме того, в планы входило изучение акватории и островов около Новой Зеландии (в то время эти места были настоящим «белым пятном» на картах).
Достигнув Таити, капитан и команда пополнили запасы свежими продуктами и фруктами. Это оказывало всегда хорошее действие на больных, ведь тропические плоды содержали массу витаминов – это было как раз то, что нужно измученным однообразной сухой пищей организмам. Кроме свежих фруктов были закуплены и свиньи. Продолжив свое плавание, Кук посетил еще несколько островов Океании. Не везде туземцы были дружелюбны, хотя капитан придерживался самого обходительного и дружественного тона при общении с ними. Наблюдения за бытом и нравами островитян оставили у моряков разноречивые впечатления: с одной стороны, они были свидетелями даже сцен каннибализма у местных жителей, с другой, они не могли не отметить, в общем, их миролюбие. «…Я должен сказать, что хотя они, несомненно, и каннибалы, обладают от природы добрым нравом и человечностью», – писал в своих дневниках Кук. Многочисленные наблюдения за бытом местного населения, предметы обихода туземцев, зарисовки, сделанные с натуры, были впоследствии переданы в Королевское географическое общество.
«Я обязан был приложить все усилия для того, чтобы открыть новые территории на юге, следуя либо в восточном, либо в западном направлении, по моему собственному усмотрению. Нужно было при этом держаться наиболее высоких широт и плыть к южному полюсу до тех пор, пока это позволят наши запасы, состояние здоровья команды и состояние самих кораблей. При любых обстоятельствах необходимо было иметь на борту резервный запас продовольствия, достаточный для благополучного возвращения на родину в Англию». Дж.Кук
Корабли разделились. Кук остался на «Резолюшн». Но тщетно они дожидались второго корабля в намеченной бухте у островов Новой Зеландии. Впоследствии оказалось, что несколько матросов и боцман со второго корабля были убиты местными жителями. Как потом выяснил Кук, скорее всего англичане сами спровоцировали ссору и нападение.
Кук еще несколько раз пытался проникнуть в воды Южного океана в поисках земли, но успеха не добился. «… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».
Третье плавание Кука (1776–1780)
Отправиться в свое последнее мореплавание Куку пришлось на уже знакомом ему «Резолюшн». Второй корабль его флотилии назывался «Дискавери». На этот раз в намерения Англии входило завладеть любой землей, встреченной экспедицией на пути. Путь этот лежал на сей раз гораздо севернее: Куку и его кораблям следовало включиться в поиски Северо-западного прохода, то есть найти путь из Тихого океана в Атлантический. Уже известным путем корабли прошли через Атлантику, обогнули Африку, пересекли Индийский океан и направились к Новой Зеландии. Дальше они сделали остановку на уже знакомом Таити и подготовились к цели своего вояжа, поискам у берегов Северной Америки. В пути они прошли Гавайи, названные Куком Сандвичевыми островами, и поднялись к северу.
Действительно, Кук побывал практически везде в Тихом океане: его путь на этот раз был направлен на север, вдоль побережья Америки, к Алеутским островам и Берингову проливу. Побывай он даже в четверти мест, его бы уже считали отличным моряком и великим путешественником. Но он шел все дальше. Пройдя Берингов пролив, он пересек на своем корабле Чукотское море. «Резолюшн», таким образом, побывал выше обоих полярных кругов: и Северного, и Южного. Стремительно уходили летние и осенние дни, и перед Куком встал вопрос зимовки. Узнав от встреченного в пути русского мореплавателя Г. Измайлова, что на Камчатке недостаточно продовольствия и оно дорого, а кроме того, не желая долгое время оставаться так далеко к северу, Кук решился на возвращение на Гавайи, где хотел остановиться надолго.
Но случилось так, что Кук остался на Гавайях навсегда. В конце октября 1779 года в случайной стычке с прежде дружелюбными островитянами капитан Джеймс Кук был убит. Ему было всего 50 лет. Тело Кука были предано морю. Люди Кука были вынуждены бежать с острова и достигли дома лишь спустя год.
Вклад в географию
Кук первым подошел достаточно близко к Антарктиде, но не увидел ее. Многократно пересек и Южный и Северный полярные круги. Открыл Большой Барьерный риф. Открыл острова Новой Зеландии и проход между ними. Открыл Гавайские острова. Нанес на карту многочисленные острова и побережья, в том числе и побережье Аляски. Дважды за свою жизнь совершил кругосветные путешествия.
Джеймс Кук
Биография
Детство и юность
Джеймс родился 27 октября 1728 года в населенном пункте Мартон. Исходя из исторических сведений, отцом был бедный шотландский батрак. Когда Джеймсу было 8 лет, семья будущего моряка переезжает в Грейт Айтон, где поступает в местную школу. Сегодня школа стала музеем в честь Джеймса Кука.
После 5-ти лет учебы мальчик приступил к работе на ферме, где его отец получил должность управляющего. Когда Джеймсу исполнилось 18 лет, он нанимается юнгой на «Геркулес». Это и стало началом морской карьеры молодого и амбициозного Кука.
Путешествия
Джеймс работал на кораблях, владельцами которых были Джон и Генри Уокеры. В свободное время юноша самостоятельно обучался географии, навигации, математике и астрономии, читая книги. Путешественник Кук ушел на 2 года, которые провел в Балтике и на востоке Англии. По просьбе братьев Уокеров решил вернуться на должность помощника капитана на «Френдшип». По истечении 3-х лет Джеймсу предложили принять командование над судном, он отказался.
Корабль Джеймса Кука «Индевора»
Вместо этого Кук записывается матросом в Королевский ВМФ и через 8 дней получает назначение на корабль «Игл». Этот факт биографии вызывает недоумение: непонятно, почему юноша предпочел капитанскому посту тяжелый труд матроса. Но по истечении месяца Кук вступает в должность боцмана.
Вскоре, в 1756 году, начинается Семилетняя война, судно «Игл» участвует в блокаде побережья Франции. В результате боя с кораблем «Герцог Аквитанский» «Игл» получает победу, но вынужден отбыть на ремонт в Англию. В 1757 году Джеймс сдает экзамен на капитана, а в свой 29-й день рождения получает назначение на корабль «Солебей».
Корабль Джеймса Кука «Резолюшн»
Когда взят Квебек, Джеймса перевели на должность капитана на корабль «Нортумберленд», что считалось профессиональным поощрением. По приказу адмирала Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты опубликованы в 1765 году.
Три экспедиции
Первая экспедиция продолжалась три года, официальная цель которой – исследование прохождения Венеры через Солнце. Но секретные приказы предписывали Куку после завершения наблюдений отправляться на поиски Южного материка.
Экспедиции Джеймса Кука: первая (красный цвет), вторая (зеленый цвет) и третья (синий цвет)
Так как на тот момент мировые государства воевали за новые колонии, историки предполагают, что астрономические наблюдения – это ширма, призванная прикрывать поиск новых колоний. У экспедиции была ещё одна цель – установление берегов восточного побережья Австралии.
В результате экспедиции основана цель выполнена, но полученные сведения не принесли пользы из-за неточных показателей. Вторая задача, открытие материка, выполнена не была. Южный материк открыли русские моряки в 1820 году. Доказано, что Новая Зеландия – это два отдельных острова, которые разделены проливом (прим. – Пролив Кука). Получилось занести часть восточного берега Австрии, который до этого был не исследован.
Джеймс Кук с туземцами Океании
Целью третьей экспедиции было открытие Северо-Западного водного пути, она не была достигнута. Но были открыты Гавайи и остров Рождества.
Личная жизнь
В Англию Джеймс Кук вернулся ещё в 1762 году. После этого, 21 декабря этого же года, моряк женится на Элизабет Баттс. У них родились шестеро детей, Джеймс и Элизабет жили в восточной части Лондона. Первый ребенок, которого назвали Джеймсом, прожил 31 год. Жизнь остальных сравнительно коротка: двое детей дожили до 17 лет, один ребенок – до 4-х, а ещё двое не прожили и года.
Элизабет Баттс, жена Джеймса Кука
Смерти, следующие одна за другой, поразили миссис Кук. После гибели мужа Элизабет прожила ещё 56 лет, скончавшись в возрасте 93-х лет. Жена восхищалась Джеймсом, измеряла все по его чести и моральным убеждениям. Когда Элизабет хотела выказать неодобрение, она говорила, что «Господин Кук никогда этого не сделал бы». Перед смертью миссис Кук старалась уничтожить личные бумаги и переписку с любимым мужем, считая, что содержимое слишком священно для чужих глаз. Её похоронили в семейном хранилище в Кембридже.
Смерть
В ходе своей третьей и последней экспедиции, 16 января 1779 года, Джеймс причалил к Гавайским островам. Жители острова сосредоточились вокруг кораблей. Мореплаватель оценил их в несколько тысяч, гавайцы приняли Кука за своего Бога. Сначала между экипажем и жителями установились хорошие отношения, но количество краж, совершаемых гавайцами, увеличивалось. Возникающие стычки становились все горячее.
Гибель Джеймса Кука
Ощущая накал обстановки, 4 февраля экипаж покинул залив, но из-за шторма кораблям был нанесен серьезный ущерб. 10 февраля корабли вынужденно вернулись, но отношение гавайцев уже было откровенно враждебным. 13 февраля с палубы украли клещи. Попытка возврата была неудачной и закончилась столкновением.
Смерть Джеймса Кука
На утро следующего дня украли баркас, Кук хотел вернуть имущество, попытавшись взять заложником вождя. Когда Джеймс в окружении своих людей вел вождя на борт, тот прямо у берега отказался идти. В этот момент среди гавайцев разнесся слух об убийстве англичанами местных жителей, спровоцировав враждебные действия. Капитан Джеймс Кук и четверо матросов скончались от рук гавайцев в ходе этих событий 14 февраля 1779 года.
Память
Как дань памяти великому моряку Джеймсу Куку:
Сейчас наследием Кука стали его дневники, которые и сегодня представляют особенный интерес для исследователей. Биография Джеймса имеет массу колоритных эпизодов, а сам капитан по праву считается выдающимся первооткрывателем.
Кук, Джеймс
Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. Совершил своеобразную революцию в мореплавании, научившись успешно бороться с такой опасной и широко распространённой в то время болезнью, как цинга. Смертность от неё во время его плаваний практически была сведена к нулю. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей, таких как Джозеф Банкс, Уильям Блай, Джордж Ванкувер, Джордж Диксон, Иоганн Рейнгольд и Георг Форстер.
Содержание
Детство и юность
Джеймс Кук родился 27 октября 1728 года в деревне Мартон (Южный Йоркшир). У его отца, бедного шотландского батрака, помимо Джеймса было четыре ребенка. В 1736 году семья переезжает в деревню Грейт Айтон, здесь Кука отдают в местную школу (превращённую ныне в музей). После пяти лет учебы Джеймс Кук начинает работать на ферме под началом своего отца, получившего к тому времени должность управляющего. В возрасте восемнадцати лет он нанимается юнгой на угольщик «Геркулес» Уокеров. Так начинается морская жизнь Джеймса Кука.
Начало карьеры
Кук начал карьеру моряка простым юнгой на торговом бриге-угольщике «Фрилав», принадлежащем судовладельцам Джону и Генри Уокерам, на маршруте Лондон — Ньюкасл. Через два года был переведён на другой корабль Уокеров — «Три брата».
Известно свидетельство друзей Уокеров о том, как много времени Кук проводил за книгами. Свободное от работы время он посвящал изучению географии, навигации, математики, астрономии, также его интересовали описания морских экспедиций. Известно, что Кук оставил Уокеров на два года, которые провел на Балтике и у восточного побережья Англии, однако вернулся по просьбе братьев помощником капитана на «Френдшип».
Через три года, в 1755 году, Уокеры предложили ему принять командование над «Френдшип», однако Кук отказался. Вместо этого 17 июня 1755 года он записался матросом в Королевский военно-морской флот и спустя 8 дней получил назначение на 60-пушечный корабль «Игл». Этот факт в его биографии приводит в недоумение некоторых исследователей — неизвестны причины, по которым Кук предпочел тяжёлый матросский труд капитанской должности в торговом флоте. Но уже через месяц после поступления Кук становится боцманом.
Вскоре началась Семилетняя война (1756 год) «Игл» участвовал в блокаде побережья Франции. Известно также, что в мае 1757 года у острова Уэссан «Игл» вступил в бой с французским кораблем «Герцог Аквитанский» (водоизмещение 1500 тонн, 50 пушек). В ходе преследования и боя, «Герцог Аквитанский» был захвачен. «Игл» в том бою получил повреждения и был вынужден уйти на ремонт в Англию.
По достижении двухлетнего стажа, в 1757 году, Джеймс Кук успешно выдерживает экзамен на мастера (англ. Sailing Master ), а 27 октября получает назначение на корабль «Солебей» под командованием капитана Крейга. Куку было в это время двадцать девять лет. С началом Семилетней войны он назначается на 60-пушечный корабль «Пемброк». «Пемброк» участвовал в блокаде Бискайского залива, затем в феврале 1758 года был отправлен к североамериканскому побережью (Канада).
Перед Куком была поставлена важнейшая задача, имевшая ключевое значение для взятия Квебека, — обставить фарватер участка реки Святого Лаврентия, чтобы британские корабли могли пройти до Квебека. Данная задача включала в себя не только нанесение фарватера на карту, но и обозначение судоходных участков реки буями. С одной стороны, в силу чрезвычайной сложности фарватера, объем работы был очень велик, с другой — работать приходилось по ночам, под обстрелом французской артиллерии, отбивая ночные контратаки, восстанавливая буи, которые французы успевали уничтожить. Успешно выполненная работа обогатила Кука картографическим опытом, а также явилась одной из основных причин, по которым Адмиралтейство в конечном итоге остановило свой исторический выбор именно на нем. Квебек был осаждён, затем взят. Кук непосредственно в боевых действиях участия не принимал. После взятия Квебека Кук был переведён мастером на флагманский корабль «Нортумберленд», что можно расценить как профессиональное поощрение. По приказу адмирала Колвилла, Кук продолжал картографирование реки Святого Лаврентия до 1762 года. Карты Кука были рекомендованы адмиралом Колвиллом к публикации и были опубликованы в Североамериканской лоции 1765 года. В Англию Кук вернулся в ноябре 1762 года.
Вскоре после возвращения из Канады, 21 декабря 1762 года, Кук женился на Элизабет Баттс. У них было шестеро детей: Джеймс (1763—1794 гг), Натаниэль (1764—1781 гг), Элизабет (1767—1771 гг), Джозеф (1768—1768 гг), Джордж (1772—1772) и Хью (1776—1793). Семья проживала в лондонском Ист-Энде. О жизни Элизабет после смерти Кука известно мало. Она прожила после его смерти ещё 56 лет и умерла в декабре 1835 года в возрасте 93 лет.
Три экспедиции Джеймса Кука
Под началом Джеймса Кука были совершены три экспедиции, значительно расширившие представления людей о нашем мире.
Первое кругосветное плавание (1768—1771 годы)
Цели экспедиции
Состав экспедиции
Можно выделить следующие причины, которые повлияли на выбор Адмиралтейства в пользу Кука:
Экспедиции был выделен «Индевор» — небольшое судно, принадлежащее к классу так называемых «угольщиков» (названных так из-за того, что корабли данного класса в основном использовались для перевозки угля), с характерно малой осадкой, переоборудованное специально для экспедиции.
Ботаниками были Карл Соландер и Джозеф Банкс, член Королевского общества и будущий его президент, который был к тому же очень состоятельным человеком. Художники — Александр Бьюкен и Сидни Паркинсон. Астроном Грин должен был вместе с Куком проводить наблюдения. Судовым врачом был доктор Монкгауз.
Первым помощником на «Усердии» был Захари Хикс, вторым помощником — Джон Гор. Команда состояла из сорока матросов и двенадцати морских пехотинцев.
Ход экспедиции
С целью обеспечения контроля над побережьем, где должны были проводиться наблюдения, был сооружён форт, окружённый с трёх сторон валом, местами — частоколом и рвом, защищённый двумя пушками и шестью фальконетами, с гарнизоном из 45 человек. Утром 2 мая обнаружилось, что единственный квадрант, без которого проведение эксперимента было невозможно, был украден. К вечеру того же дня квадрант удалось найти.
С 7 по 9 июня команда была занята кренгованием корабля. 9 июля, незадолго до отплытия, дезертировали солдаты морской пехоты Клемент Уэбб и Сэмюэл Гибсон. Натолкнувшись на нежелание островитян поспособствовать поимке дезертиров, Кук захватил в заложники всех наиболее значимых вождей округи и выдвинул в качестве условия их освобождения возвращение беглецов. Вожди были отпущены, когда при помощи местных жителей солдат удалось вернуть на корабль.
После проведения астрономических наблюдений, Кук направился к берегам Новой Зеландии, взяв с собой местного вождя по имени Тупия, который хорошо знал близлежащие острова и, кроме того, мог служить переводчиком, и его слугу Тиату. С аборигенами Новой Зеландии, несмотря на подчеркнутое миролюбие англичан, не удалось установить хороших отношений. Экспедиции пришлось участвовать в нескольких стычках, в ходе которых новозеландцы понесли некоторые потери.
Продолжая двигаться вдоль западного берега, Кук нашел бухту, очень удобную для якорной стоянки. В этой бухте, названной им заливом Королевы Шарлотты, «Индевор» встал на ремонт: корабль вытащили на берег и заново проконопатили. Здесь же, на берегу залива Королевы Шарлотты, было сделано открытие — поднявшись на возвышенность, Кук разглядел пролив, разделяющий Новую Зеландию на два острова. Этот пролив был назван его именем (пролив Кука или Куков пролив).
В апреле 1770 года Кук подошёл к восточному берегу Австралии. На берегу залива, в водах которого остановился «Индевор», экспедиции удалось найти много неизвестных ранее видов растений, поэтому Кук назвал этот залив Ботаническим. Из Ботанического залива Кук направился на северо-запад вдоль восточного побережья Австралии.
11 июня корабль сел на мель, серьезно повредив обшивку. Благодаря приливу и принятым мерам по облегчению корабля (были выброшены за борт запасные части такелажа, балласт и пушки) «Индевор» удалось снять с мели. Однако через поврежденную бортовую обшивку корабль стало быстро заливать водой. С целью блокирования потока воды под пробоину была подведена парусина, таким образом поступление забортной воды удалось снизить до приемлемого уровня. Тем не менее «Индевор» нуждался в серьезном ремонте, поскольку в нынешнем положении для удержания корабля в плавучем состоянии требовалась бесперебойная работа помповых установок, не говоря уже о том, что продолжать плавание с огромной дырой в борту, едва прикрытой парусом, было просто опасно. И Кук приступает к поиску места, где можно было бы безопасно встать на ремонт. Через 6 дней такое место было найдено. «Индевор» был вытащен на берег, пробоины заделаны. Вскоре выяснилось, что корабль отрезан от моря Большим барьерным рифом, таким образом экспедиция оказалась заперта в узкой полосе воды между австралийским берегом и Рифом, усеянной мелями и подводными скалами.
Огибая Риф, пришлось пройти на север 360 миль. Двигаться приходилось медленно, постоянно бросая лот, из трюма приходилось без остановки откачивать поступающую воду. К тому же на корабле началась цинга. Но Кук продолжал следовать этим путем, игнорируя бреши, время от времени возникающие в сплошной стене Рифа. Дело в том, что побережье, постепенно отдалявшееся от Большого Барьерного Рифа, однажды могло оказаться недоступным для наблюдения из открытого моря, что совершенно не устраивало Кука, желавшего держать австралийский берег перед глазами. Эта настойчивость принесла плоды — продолжая следовать между Рифом и берегом, Кук наткнулся на пролив между Новой Гвинеей и Австралией (в то время не знали, является ли Новая Гвинея островом или частью австралийского материка).
Кук направил корабль через этот пролив в Батавию (старое название Джакарты). В Индонезии на корабль проникла малярия. В Батавии, куда «Индевор» пришел в начале января, болезнь приняла характер эпидемии. Жертвами малярии стали также Тупиа и Тиату. Корабль был немедленно поставлен на ремонт, сразу же по окончании которого Кук покинул Батавию с ее нездоровым климатом. Однако люди продолжали умирать.
На острове Панаитан к малярии добавилась дизентерия, ставшая с этого момента основной причиной смертельных исходов. Когда 14 марта «Индевор» входил в порт Кейптауна, на корабле оставалось 12 человек, способных работать. Потери в личном составе были чрезвычайно велики, только на пути из Батавии до Кейптауна погибло 22 члена команды (главным образом от дизентерии), а также несколько штатских, в числе которых был и астроном Грин. Чтобы сделать возможным дальнейшее плавание, команда была доукомплектована. 12 июля 1771 года экспедиция вернулась в Англию.
Результаты первой экспедиции
Основная заявленная цель — наблюдение прохождения Венеры через диск Солнца — была выполнена, но результаты эксперимента не принесли пользы из-за неточности измерений, вызванной несовершенством оборудования того времени.
Вторая задача — открытие Южного материка — не была выполнена, и, как теперь известно, не могла быть выполненной Куком во время первого плавания. (Южный материк был открыт русскими моряками Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым в 1820 году).
Экспедиция также доказала, что Новая Зеландия — это два самостоятельных острова, разделенные узким проливом (проливом Кука), а не часть неизвестного материка, как было принято считать ранее. Удалось занести на карту несколько сотен миль восточного побережья Австралии, до того времени совершенно не исследованного. Был открыт пролив между Австралией и Новой Гвинеей. Ботаники собрали большую коллекцию биологических образцов.
Второе кругосветное плавание (1772—1775 годы)
В 1772 году Адмиралтейство приступило к подготовке ко второй экспедиции в Тихий океан.
Цели экспедиции
Конкретные цели, которые поставило Адмиралтейство перед второй экспедицией Кука, неизвестны. Известно лишь, что в задачи экспедиции входило продолжение исследования южных морей. Совершенно определенно, настойчивые попытки Кука проникнуть как можно дальше на юг имели целью найти Южный материк. Вряд ли Кук действовал подобным образом исходя лишь из личной инициативы, поэтому представляется очень вероятным, что открытие Южного материка было одной из целей экспедиции, хотя о подобных планах Адмиралтейства ничего и не известно.
Вторая экспедиция Д. Кука (1772—1775 гг.) была связана с географическими и политическими проблемами, поставленными в повестку дня на начальном этапе европейской экспансии в моря южного полушария. Организация второй экспедиции Кука, произведенного после возвращения на родину в капитаны, была связана с большой активностью, которую французы в это время проявили в южных морях. По крайней мере четыре французские экспедиции были посланы в конце шестидесятых годов на поиски Южного материка. Они связаны с именами Бугенвиля, Сюрвиля, Мариона дю Френа, Кергелена. У французов поиски Южного материка также не были вызваны научными интересами. Инициатива исходила от купеческой французской Ост-Индской компании, заботившейся, конечно, только о своём обогащении; именно она снарядила экспедицию Сюрвиля так же, как в первой половине XVIII века — экспедицию Буве, о которой упоминает Кук. О результатах этих французских экспедиций (кроме экспедиции Бугенвиля) в Лондоне еще не знали и тем более поэтому тревожились. Решено было послать два корабля (французы посылали по 2—3 корабля вместе) и поставить во главе новой экспедиции капитана Кука, успехи которого произвели огромное впечатление в Англии. Адмиралтейство так спешило с этим делом, что Куку дали после составления им подробного отчета о первом путешествии только три недели отдыха (в декабре 1771 года) — после трехлетнего плавания.
Безусловно, Королевское общество приложило к этому свою руку — оно считалось полуправительственной организацией и представляло собой мощную силу в обществе. Несомненно, позиция самого Кука была далека от пассивной в этом вопросе: подобно всем великим первопроходцам, стоило ему вкусить радости и удовлетворения от проникновения в неведомое, и он бы никогда не успокоился, пока снова не вступил бы на этот путь. Несомненно, что ведущие географы того времени, в особенности Александр Далримпл, который продолжал верить в свою идею Южного материка, стали бы торопить организацию второй экспедиции. Но всем понятно, что реально принимали решения только лорды Адмиралтейства. Они думали о возможности того, что Кук и в самом деле натолкнется на мифический Южный материк, или на какую-нибудь другую страну или остров, не открытые до сих пор, и присоединит их с его обычной оперативностью к Британской короне; интригующе приятная и вовсе не невозможная мысль, поскольку Южные моря оставались в своем большинстве неизведанными. Более вероятно, что они сказали Куку, что он должен отправиться в другое героическое путешествие для открытий — и не важно, в каком направлении он отправится, — которые принесут новое доверие, честь и славу ему и его стране, а заодно и им, лордам Адмиралтейства. В подтверждение подобной точки зрения следует заметить, что при втором путешествии, самом страшном, какие когда-либо предпринимались, Кук не получил специальных инструкций. Можно мимоходом отметить, что никто никогда бы не предпринял такое путешествие еще раз, потому что, когда Кук закончил его, в высоких широтах южного океана мало что осталось открывать. Нет сомнения в том, что Кук получил карт-бланш относительно того, куда он должен был плыть и что он должен был делать.
Сам Кук описывает свои инструкции в собственных дневниках так:
Мы салютовали ему семнадцатью выстрелами. Лорд Сандвич и сэр Хью Пеллизер посетили «Резолюшн» и дали новое, на этот раз последнее, доказательство своих забот о нашем благополучном отправлении. Они пожелали лично удостовериться, что корабль снаряжен для дальнего плавания в полном соответствии с моими требованиями.
В Плимуте я получил инструкцию, подписанную 25 июня. Эта инструкция вменяла мне в обязанность принять под свое командование «Эдвенчер», немедленно следовать к острову Мадейре, запастись там вином и продолжать путь к мысу Доброй Надежды. Пополнив там наши запасы всем необходимым для дальнейшего плавания, я должен был отправиться к югу в поисках мыса Сирконсинсьон, который, по данным Буве, был расположен на 54° ю.ш. и 11°20′ в.д.
Обнаружив этот мыс, я обязан был установить, является ли он частью южного материка (о существовании которого издавна вели споры мореплаватели и географы) или же оконечностью сравнительно небольшого острова.
В первом случае новооткрытые земли надлежало обследовать самым детальным образом, имея в виду потребности навигационной практики и торговли и значение подобного рода исследований для науки. Если бы эти земли оказались обитаемыми, я должен был определить численность туземного населения, собрать сведения о характере, нравах и обычаях жителей и вступить с ними в дружественные сношения. Для этой цели необходимо было щедро раздавать подарки и привлекать туземцев к торговым операциям. При всех обстоятельствах следовало относиться к местным жителям заботливо и предупредительно.
Я обязан был приложить все усилия для того, чтобы открыть новые территории на юге, следуя либо в восточном, либо в западном направлении, по моему собственному усмотрению. Нужно было при этом держаться наиболее высоких широт и плыть к южному полюсу до тех пор, пока это позволят наши запасы, состояние здоровья команды и состояние самих кораблей. При любых обстоятельствах необходимо было иметь на борту резервный запас продовольствия, достаточный для благополучного возвращения на родину в Англию.
Во втором случае, если бы мыс Сирконсинсьон оказался только частью острова, я должен был точно определить его положение. Затем, найду я его или не найду, я должен был держать курс на юг, пока еще будут надежды на открытие Южного материка. Тогда я должен был взять курс на восток и обследовать в поисках еще неоткрытых земель неизведанные части южного полушария.
Плавая в высоких широтах, возможно ближе к южному полюсу, я должен был обойти вокруг земного шара, вернуться к мысу Доброй Надежды, а оттуда следовать в Спидхед.
Я мог, если бы плавание на высоких широтах в неблагоприятное время года оказалось опасным, временно возвратиться в заранее избранный пункт, расположенный севернее, чтобы дать отдых людям и ремонтировать суда. Однако инструкция требовала, чтобы из этого пункта корабли при первой же возможности вновь направились к югу. Если бы «Резолюшн» погиб в пути, плавание следовало продолжать на «Эдвенчере».
Копию этой инструкции я дал капитану Фюрно для руководства и неукоснительного исполнения. На случай неожиданного разъединения кораблей я определил пункты для ближайшей и последующих встреч: первая встреча должна была состояться на острове Мадейре, вторая — в Порту-Прайя на острове Сантьягу, третья — на мысе Доброй Надежды, четвертая — у берегов Новой Зеландии.
Во время нашего пребывания в Плимуте, астрономы Уолс и Бейли провели на острове Дрейк наблюдения для сверки корабельных хронометров. Они установили, что остров Дрейк лежит на 50°21’30″ с.ш. и 4°20′ з.д. Гринвичский меридиан был принят нами как исходный, и от него впоследствии отсчитывались долготы как в восточном, так и в западном полушарии, вплоть до 180°.
Состав экспедиции
Главными кандидатами на должность начальника экспедиции были Джеймс Кук и Джозеф Банкс. Известно, что в ходе подготовки к экспедиции между Адмиралтейством и Банксом возникли разногласия, в результате чего Банкс отказался от участия в экспедиции. Руководителем экспедиции вновь стал Джеймс Кук.
Экспедиции выделили два корабля — «Резолюшн» водоизмещением 462 тонны, которому отводилась роль флагмана, и «Эдвенчер», имевший водоизмещение 350 тонн. Капитаном на «Резолюшн» был сам Кук, на «Эдвенчер» — Тобиас Фюрно. Лейтенантами на «Резолюшн» были: Джон Купер, Ричард Пикерсгилл и Чарльз Клерк.
В экспедиции принимали участие натуралисты Иоганн Рейнхольд и Георг Форстеры (отец и сын), астрономы Уильям Уэллс и Уильям Бэйли, художник Уильям Ходжес.
Ход экспедиции
13 июля 1772 года корабли вышли из Плимута. В Кейптауне, куда прибыли 30 октября 1772 года, к экспедиции присоединился ботаник Андерс Спаррман. 22 ноября корабли покинули Кейптаун, взяв курс на юг.
В течение двух недель Кук искал так называемый остров Обрезания, — землю, которую увидел впервые Буве, однако не смог точно определить ее координаты. Предположительно остров находился приблизительно в 1700 милях южнее мыса Доброй Надежды. Поиски ничего не дали, и Кук отправился дальше на юг.
17 января 1773 года корабли пересекли (впервые в истории) Южный полярный круг. 8 февраля 1773 года, во время шторма, корабли оказались вне пределов прямой видимости и потеряли друг друга. Действия капитанов после этого были следующими.
7 июня 1773 года корабли вышли из залива Шарлотты и направились на запад. Во время зимних месяцев Кук хотел заняться исследованием малоизученных районов Тихого океана, прилегающих к Новой Зеландии. Однако из-за обострения цинги на «Эдвенчуре», которое было вызвано нарушениями установленного режима питания, пришлось посетить Таити. На Таити в рацион команд было включено большое количество фруктов, таким образом удалось вылечить всех цинготных больных.
После Таити Кук посетил остров Хуахине, на котором ему удалось приобрести около 300 свиней. Несмотря на то, что с островитянами и их вождем были установлены прекрасные отношения, некоторые члены экспедиции подверглись на этом острове нападению злоумышленников. Так, 6 сентября Спарман был ограблен и избит, угрозе нападения подвергся и сам Кук. 7 сентября, перед самым отплытием, к экспедиции присоединился Омай, житель близлежащего острова Ульетеа, куда Кук собирался сразу после Хуахине.
Ульетеа увидели вечером того же дня. На этом острове было куплено столько свиней, что их общее количество, по оценкам Кука, достигло 400 голов. На Ульетеа Кук взял с собой еще одного островитянина по имени Эдидей.
Следующими островами, где побывал Кук, были Эуа и Тонгатабу, жители которых настолько поразили Кука своим дружелюбием и доверием, что Кук назвал эти острова вместе с третьим островом, находящимся неподалеку, островами Дружбы. Это название, утратившее впоследствии статус официального, употребляется до сих пор.
У берегов Новой Зеландии, куда Кук отправился после островов Дружбы, корабли попали в шторм и снова разошлись. Переждав шторм в проливе Кука, «Резолюшн» вернулся в залив Шарлотты, условленное место встречи, однако «Эдвенчура» здесь еще не было. Во время трехнедельного ожидания англичане стали свидетелями сцен каннибализма среди местных жителей.
Так и не дождавшись «Эдвенчура», Кук двинулся на юг, оставив на берегу записку для капитана Фюрно. В ней Кук обозначил места, которые собирался посетить после возвращения из полярных морей, и предложил Фюрно либо попытаться встретиться, либо вернуться в Англию. «Эдвенчур» пришел в залив Шарлотты спустя неделю после отплытия Кука. 17 декабря 1773 года произошло чрезвычайное происшествие — восемь матросов во главе с двумя боцманами, направленные на берег за свежими овощами, были убиты и съедены новозеландцами. Капитан Фюрно принимает решение (возможно, под впечатлением от произошедшего накануне) возвращаться в Англию. На следующий же день (18 декабря) Фюрно покидает Новую Зеландию, и направляется в Кейптаун. Пополнив запас продовольствия и оставив Куку записку, Фюрно возвращается в Англию.
Из залива Шарлотты, так и не дождавшись Фюрно, Кук отправляется в полярные воды и 21 декабря 1773 года второй раз пересекает Южный полярный круг. 30 января 1774 года, когда «Резолюшн» достиг 71° 10′ ю.ш., путь был прегражден сплошным полем пакового льда. Это была самая южная точка, которую удалось достичь Куку за все время его путешествий.
Посетив остров Пасхи (12 марта 1774 года), Маркизские острова (7 апреля 1774 года) «Резолюшн» 22 апреля 1774 года снова подходит к берегам Таити. Здесь Кук становится свидетелем подготовки таитян к войне с жителями соседнего острова Муреа. Особенное впечатление на экспедицию произвёл таитянский военный флот, который описывается в журнале Кука следующим образом:
Флот состоял из 160 военных судов и 150 судов, предназначенных для подвоза съестных припасов. Военные суда имели от 40 до 50 футов в длину. Над носовою их частью расположены платформы, где стояли воины в полном вооружении. Гребцы сидели внизу между столбами, поддерживающими платформы, по одному человеку на каждый столб. Таким образом, эти платформы были приспособлены только для боя. Суда для подвоза съестных припасов гораздо меньше и лишены платформ. На больших судах сидело по сорок человек, а на малых — по восемь. Я высчитал, что всего в таитянском флоте занято 7700 человек, но многие офицеры сочли эту цифру преуменьшенной. Все суда были украшены разноцветными флагами и представляли величественное зрелище, какого мы не ожидали увидеть в этих морях. Впереди шел адмиральский корабль, состоящий из двух больших военных судов, соединенных вместе. На нем ехал командующий флотом адмирал Товга, пожилой человек с красивым, мужественным лицом.
После Таити Кук посетил острова Хуахине и Раиатеа, острова Дружбы. На островах Фиджи экспедиция выдержала несколько стычек с аборигенами. На острове Танна (о-ва Фиджи) были пополнены запасы продовольствия.
3 сентября 1774 года была открыта Новая Каледония. 18 октября 1774 года Кук в третий раз встал на якорь в заливе Шарлотты и пробыл там до 10 ноября.
Посетив Кейптаун, Кук снова — и в последний раз — двинулся в полярные воды. Была открыта Южная Георгия, но и на этот раз достичь Антарктиды не удалось.
21 марта 1775 года Кук возвращается в Кейптаун для ремонта, там же он получает записку, оставленную ему капитаном Фюрно. Из Кейптауна «Резолюшн» направляется прямиком в Англию и 30 июля 1775 года входит в Спитхед.
Третье кругосветное плавание (1776—1779 годы)
Цели экспедиции
Основная цель, поставленная Адмиралтейством перед третьей экспедицией Кука, — открытие так называемого Северо-Западного прохода — водного пути, пересекающего североамериканский континент и соединяющего Атлантический и Тихий океаны и Австралию.
Состав экспедиции
Экспедиции, как и ранее, было выделено два корабля — флагманский «Резолюшн» (водоизмещение 462 тонны, 32 пушки), на котором Кук совершил второе путешествие, и «Дискавери» водоизмещением 350 тонн, имевший 26 пушек. Капитаном на «Резолюшн» был сам Кук, на «Дискавери» — Чарльз Клерк, участвовавший в первых двух экспедициях Кука. Джон Гор, Джеймс Кинг, Джон Уильямсон были на «Резолюшн» соответственно первым, вторым и третьим помощниками капитана. На «Дискавери» первым помощником был Джеймс Берни, вторым — Джон Рикмен.
Ход экспедиции
Англию корабли покинули порознь: «Резолюшн» вышел из Плимута 12 июля 1776 года, «Дискавери» — 1 августа. По дороге в Кейптаун Кук посетил остров Тенерифе. В Кейптауне, куда Кук прибыл 17 октября, «Резолюшн» был поставлен на ремонт по причине неудовлетворительного состояния бортовой обшивки. «Дискавери», прибывший в Кейптаун 1 ноября, был также отремонтирован.
Из Новой Зеландии корабли отправились на Таити, однако из-за встречных ветров Кук был вынужден изменить курс и посетить сначала острова Дружбы. На Таити Кук прибыл 12 августа 1777 года.
7 декабря 1777 года корабли двинулись в Северное полушарие, экватор пересекли 22 декабря. Через два дня, 24 декабря, был открыт остров Рождества. Находясь на этом острове экспедиция наблюдала солнечное затмение.
18 января 1778 года были открыты Гавайские острова, названные Куком Сэндвичевыми островами по имени одного из лордов Адмиралтейства (это название не прижилось).
На Гавайях экспедиция пробыла до 2 февраля, восстанавливая силы и готовясь к плаванию в северных широтах, затем двинулась на северо-восток, к западному побережью Северной Америки. На этом пути корабли попали в шторм и получили частичные повреждения («Резолюшн», в частности, потерял бизань-мачту).
30 марта 1778 года корабли встали на ремонт в протяженном и узком заливе Нутка (англ: Nootka Sound), вдающемся со стороны Тихого океана в остров Ванкувер.
26 апреля, закончив ремонт, они вышли из залива Нутка и направились вдоль североамериканского побережья на север. У берегов Аляски, однако, снова пришлось сделать остановку для ремонта, так как «Резолюшн» сильно протекал.
В начале августа корабли прошли через Берингов пролив, пересекли Северный полярный круг и вошли в Чукотское море. Здесь они натолкнулись на сплошное ледяное поле. Продолжать дорогу на север было невозможно, приближалась зима, поэтому Кук развернул корабли, намереваясь провести зиму в более южных широтах.
2 октября 1778 года Кук достиг Алеутских островов, здесь он встретил русских промышленников, которые предоставили ему свою карту для изучения. Русская карта оказалась значительно полнее карты Кука, она содержала неизвестные Куку острова, а очертания многих земель, нанесённые у Кука только приблизительно, были отображены на ней с высокой степенью детализации и точности. Известно, что Кук перерисовал эту карту и назвал пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Беринга.
24 октября 1778 года корабли покинули Алеутские острова и 26 ноября достигли Гавайских островов, однако подходящая стоянка для кораблей была найдена только 16 января 1779 года. Жители островов — гавайцы — сосредоточились вокруг кораблей в большом количестве; Кук в своих записях оценивал их число в несколько тысяч. Позднее стало известно, что высокий интерес и особенное отношение островитян к экспедиции объяснялись тем, что они приняли Кука за одного из своих богов. Хорошие отношения, установившиеся поначалу между членами экспедиции и гавайцами, начали, однако, быстро портиться; с каждым днем количество хищений, совершаемых гавайцами, возрастало, а стычки, возникавшие из-за попыток вернуть украденное, становились всё горячее.
Чувствуя, что обстановка накаляется, Кук 4 февраля покинул залив, однако начавшийся вскоре шторм нанёс серьёзный ущерб такелажу «Резолюшн» и 10 февраля корабли были вынуждены вернуться для ремонта (другой якорной стоянки поблизости не было). Паруса и части такелажа свезли на берег для ремонта. Отношение гавайцев к экспедиции стало тем временем откровенно враждебным. В округе появилось много вооруженных людей. Число краж увеличилось. 13 февраля с палубы «Резолюшн» были украдены клещи. Попытка их вернуть оказалась неудачной и закончилась открытым столкновением.
На следующий день, 14 февраля был украден баркас с «Резолюшн». Для того, чтобы вернуть украденное имущество, Кук решил взять на борт в качестве заложника Каланиопу, одного из местных вождей. Высадившись на берег с группой вооруженных людей, состоявшей из десяти морских пехотинцев во главе с лейтенантом Филипсом, он прошёл к жилищу вождя и пригласил его на корабль. Приняв предложение, Каланиопа последовал за англичанами, однако у самого берега отказался следовать дальше, предположительно поддавшись уговорам жены. Тем временем, на берегу собралось несколько тысяч гавайцев, которые окружили Кука и его людей, оттеснив их к самой воде. Среди них разнёсся слух, что англичане убили нескольких гавайцев (в дневниках капитана Клерка упомянут один туземец, убитый людьми лейтенанта Рикмена незадолго до описываемых событий), и эти слухи, а также не вполне однозначное поведение Кука, подтолкнули толпу к началу враждебных действий. В начавшейся схватке сам Кук и четверо матросов погибли, остальным удалось отступить на корабль. Есть несколько противоречивых свидетельств очевидцев тех событий, и по ним сложно судить о том, что же произошло на самом деле. С достаточной степенью достоверности можно лишь сказать, что среди англичан началась паника, команда стала беспорядочно отступать к шлюпкам, и в этой суматохе Кук был убит гавайцами (предположительно ударом копья в затылок).
Из дневников капитана Клерка:
Рассматривая все это дело в целом, я твердо уверен, что оно не было бы доведено до крайности туземцами, если бы капитан Кук не предпринял попытку наказать человека, окруженного толпой островитян, всецело полагаясь на то, что в случае необходимости солдаты морской пехоты смогут огнем из мушкетов рассеять туземцев. Подобное мнение, несомненно, основывалось на большом опыте общения с различными индейскими народностями в различных частях света, но злосчастные сегодняшние события показали, что в данном случае это мнение оказалось ошибочным. Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, с тем чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них.
После смерти Кука должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку. Клерк пытался добиться выдачи тела Кука мирным путем. Потерпев неудачу, он распорядился провести военную операцию, в ходе которой высадившийся под прикрытием пушек десант захватил и сжег дотла прибрежные поселения и отбросил гавайцев в горы. После этого гавайцы доставили на «Резолюшн» корзину с десятью фунтами мяса и человеческую голову без нижней челюсти. 22 февраля 1779 года останки Кука были захоронены в море. Капитан Клерк погиб от туберкулёза, которым был болен на протяжении всего плавания. В Англию корабли вернулись 7 октября 1780 года
Результаты экспедиции
Основная цель экспедиции — открытие Северо-Западного прохода — не была достигнута. Были открыты Гавайские острова, остров Рождества и некоторые другие острова.
Интересные факты
В честь Индевора, первого корабля, которым командовал Джеймс Кук, был назван Командный Модуль космического корабля Аполлон-15. В ходе его полета была осуществлена четвертая высадка людей на Луну.