чем развивается словарный запас
Как развить словарный запас
Богатство любого языка – в его словах, а русский язык известен во всем мире своим разнообразием. Благодаря этому каждый из нас может разговаривать, передавать свои мысли, красноречиво выражаться. Точность подбираемых нами формулировок и красота речи напрямую зависят от объема словарного запаса, которым мы располагаем. Чем больше слов мы знаем, чем чаще их употребляем, тем ярче и красочнее наша речь, тем точнее мы передаем смысл. К тому же богатый словарный запас является свидетельством интеллектуального развития человека. Он может пригодиться нам на работе, в учебе, при публичных выступлениях, в обычном повседневном общении. Вот почему развитие словарного запаса так важно и даже необходимо. В наших статьях «10 способов пополнения словарного запаса» и «Стратегии для обогащения своего словарного запаса» мы уже говорили на эту тему, но и здесь есть, что добавить.
Что нужно знать о словарном запасе
Для начала полезно узнать о том, что в науке о языке для обозначения словарного запаса принято использовать специальный термин – «лексикон». Он как нельзя лучше подходит для передачи сути понятия «словарный запас». Важно понимать, что лексикон является не просто архивом слов, а целым комплексом словарных единиц языка, которыми пользуется общество и владеет человек.
И тут мы сразу же должны уточнить, что обладать словарным запасом и использовать его – две разные вещи, и не стоит приравнивать одному к другому. Лексикон включает в себя:
Определить четкие границы между разными видами словарного запаса не всегда возможно, поскольку они довольно размыты и могут постоянно смещаться то в одну, то в другую сторону. Плюс к этому нужно понимать, что, например, ребенок, только отправляющийся в школу, может владеть буквально парой тысяч слов, а к окончанию школы в его лексиконе их уже около пяти тысяч. И, в принципе, этого количества уже вполне достаточно для повседневной жизни; почти все эти слова активно используются.
Если же человек продолжает учиться, читает и познает новое, его словарный запас может расшириться до десяти тысяч слов, однако огромное их количество уже будет относиться к пассивному словарному запасу. А вот лексикон истинных эрудитов и интеллектуалов порой насчитывает до 50 тысяч слов. Конечно, лишь небольшая их часть будет употребляться активно. Остальные будут использоваться такими людьми для общения с подобными им эрудитами или в процессе чтения специфической литературы. В то же время их пассивный лексикон для большинства обычных людей окажется в зоне внешнего словарного запаса.
Далее мы сосредоточимся на том, как развить именно активный словарный запас. Также мы советуем прочитать статью «Как перевести лексику из пассивного словарного запаса в активный» и пройти небольшой видеотест, чтобы примерно узнать, насколько развит ваш лексикон в настоящее время.
Развитие словарного запаса
Предложенные ниже упражнения и приемы для развития речи и словарного запаса прекрасно подойдут как для детей и школьников, так и для студентов и взрослых людей. Никаких особых правил и указаний по их выполнению нет, кроме единственного – их обязательно нужно применять, и чем чаще вы будете упражняться, тем более высоких результатов будете достигать. Начнем с рассмотрения трех групп заданий, а затем дадим несколько полезных рекомендаций.
Общие упражнения на развитие словарного запаса
Упражнения из этой группы можно выполнять устно или письменно:
Сначала выполнять эти упражнения будет непросто, особенно школьникам и детям, но с практикой результаты будут становиться все лучше: составлять интересные предложения и истории будет все проще, а в повседневной речи постепенно будут появляться новые слова.
Простые и быстрые приемы развития словарного запаса
Как мы уже знаем, развитие речи и лексикона необходимо в первую очередь для озвучивания мыслей и передачи смысла. Если постоянно тренироваться, этот навык будет развиваться, а если внимания ему не уделять, то он будет становиться слабее. Исходя из этого, для развития лексикона нужно как можно больше общаться людьми, обращать внимание на новые слова, которые они употребляют, запоминать их значение и применять в речи самим.
Здесь мы можем дать два основных совета:
Представленные приемы подойдут школьникам, студентам, занятым людям и бизнесменам, а также всем тем, кто не имеет свободного времени на специальные занятия по расширению словарного запаса. Если же у вас нет проблем с досугом, и вы хотите проводить время с пользой, обратитесь к следующим средствам.
Специальные приемы развития словарного запаса
Чтобы применить эти приемы, вам придется специально выделять на них время. Но и эффект будет намного сильнее, чем при выполнении общих упражнений и использовании простых и быстрых инструментов. Развитию словарного запаса способствуют:
Предложенных нами упражнений и приемов должно быть достаточно, чтобы наполнить свою голову множеством самых разных слов, понятий и терминов. Лучше всего прибегать не к какому-то одному способу, а использовать несколько сразу. Можно даже выбрать определенное занятие на каждый день. И если с упражнениями, иностранными языками и лингвистическими играми все достаточно просто, то вот с книгами вполне можно пофантазировать. Поэтому мы хотим посоветовать вам для чтения не просто все и что угодно, а кое-что конкретное.
Книги для развития словарного запаса
Книги всегда хороши тем, что позволяют человеку узнавать много нового и интересного. Чтение само по себе делает речь более развитой и богатой, но далеко не все книги будут полезны именно в этих целях. Есть общепризнанные писатели, авторы настоящих шедевров, демонстрирующих красоту великого русского языка (и языка в целом) настолько, насколько это вообще возможно.
Начнем с отечественной классики, повлиявшей на становление русской речи, а также нравственности. Существенно расширить лексикон помогут книги следующих авторов:
Зарубежная классика в не меньшей степени способна повлиять на развитие речи. К тому же, читая подобные книги, вы сможете познакомиться с особенностями поведения людей различных национальностей:
Далее в нашем списке более специфическая литература – словари. Их изучение, пожалуй, еще лучше помогает развивать речь и словарный запас. Смело берите любой из перечисленных словарей и начинайте его читать:
И несколько толковых словарей:
И, наконец, если вам хочется устроить себе настоящее интенсивное обучение развитию речи и речевым навыкам, но при этом еще и интересно провести время, обратитесь к очень познавательным специализированным произведениям:
И в заключение, несколько слов о том, как быстрее запоминать новые слова из книг. Делать это лучше всего в игровой и творческой форме:
Общайтесь с людьми, читайте книги, изучайте словари и энциклопедии, записывайте в дневнике, блокноте или на стикерах новые слова – все это и есть составляющие развития речи и лексикона. Если же хотите расширить словарный запас своего ребенка, читайте ему вслух, рассматривайте и описывайте виммельбухи, играйте в настольные и активные игры, составляйте слова из кубиков и магнитов и объясняйте их значение, поддерживайте в нем любознательность и интерес к окружающему миру.
Активные и осознанные действия – вот, что является обязательным условием и гарантией развития словарного запаса. Речь человека можно сравнить с мышцей, требующей постоянной тренировки для роста и укрепления. Старайтесь всегда поддерживать ее в рабочем состоянии, не пропуская и не игнорируя новые слова, узнавая, уточняя и запоминая их значения. И самое главное – это, конечно же, использование новых слов в своей повседневной речи.
Для полноты картины предлагаем вам ненадолго отвлечься от чтения и посмотреть видео с участием педагога по риторике Анны Комлевской, в котором она делится полезными советами по развитию словарного запаса и речи. Желаем вам успехов и тысяч новых слов!
Как увеличить словарный запас – самые популярные методы с практическими советами и рекомендациями
Надо читать и писать. А еще – учить иностранный язык.
Чтобы увеличить словарный запас, надо читать, писать, говорить и слушать. Еще надо учить иностранный язык. То есть нужно постоянно работать со словами, разными текстами, самостоятельно создавать предложения.
Это самая общая и поверхностная рекомендация. В статье я расскажу подробнее, что именно читать, как говорить, что слушать и пр.
Что надо делать, чтобы слов в голове стало больше
Итак, давайте разбираться, как всё сделать правильно, чтобы повысить словарный запас максимально быстро и эффективно.
Читайте
Во-первых – художественную литературу. И классическую и современную. Не надо думать, что увеличить ваш словарный запас может только классика. Для начала современная литература тоже сгодится.
Классику вам с непривычки будет очень сложно читать и вы будете «отключаться» от текста, постоянно задумываться о чем-то постороннем. С современной литературой, с романами того же Кинга или детективами Чейза (хотя это тоже почти классика) подобного не происходит.
Читайте любую литературу, которая заставляет вас о чем-то задумываться. В этом плане очень хорошо работают книги по саморазвитию. Они к тому же очень мотивирующие.
Начать можете вот с этих книг:
Читайте обязательно с карандашом в руках. Если читаете электронную книжку – включите функцию маркера для мыши. Выделяйте все важные моменты. Это поможет вам не отвлекаться от книги, быть более вдумчивым и несколько раз просматривать глазами одни и те же «сильные» фрагменты текста.
Чтение – это напряжение для мозга. Читать намного сложнее, чем листать Инстаграм или смотреть ТикТок. Поэтому скажите своему мозгу, что чтение не будет вечным. Например, что вы будете читать в день всего по 20 страниц. Когда прочитаете 20 страниц – переключитесь на что-то другое, отдохните.
Пишите
Это самый действенный способ. Потому что он заставляет нас «вынимать» слова из головы. Поначалу писать вам будет очень тяжело, слова не охотно будут «выниматься» из головы. Но постепенно вы увеличите свой активный словарный запас и будете генерировать тексты легко и быстро.
Разберем, что именно можно писать.
Художественные тексты
Их писать сложнее всего, но они и самые действенные в плане словарного запаса. Попытайтесь написать сначала несколько рассказов, потом – повесть, а потом, может быть, роман.
Продумайте сюжет, создайте героев. Постарайтесь писать так, чтобы было интересно, захватывало. И пишите, пишите, пишите.
Статьи в интернет
Их писать намного проще. Еще один плюс таких статей – их можно продавать на биржах копирайтинга и получать за это оплату. Если будете писать тексты в интернет постоянно – постепенно вырастите в профессионального веб-райтера.
Статьи в интернет можно писать на любые темы. Я, например, пробовал разные способы «копеечного» удаленного заработка (серфинг, опросники, онлайн-игры с выводом денег) и потом писал о них.
Еще можно делать так – посмотреть серию видеороликов на какую-то тему, а потом изложить их содержание своими словами. Или прочитать чьи-то статьи и самостоятельно пересказать их. Это называется «рерайтинг».
Если решите зарабатывать на своих статьях – начинайте продавать их на бирже Etxt.ru – на мой взгляд, это самая классная биржа копирайтинга и самая простая в плане интерфейса.
Вот ссылки на наши статьи о том, как заработать на текстах в интернете, пробегитесь по ним глазами. Они помогут вам совместить приятное с полезным:
Письма
Письма хороши тем, что вы пишете конкретному человеку, который действительно будет эти письма читать. Найдите себе какого-нибудь друга по переписке и общайтесь с ним.
Мне пару недель назад вообще написала какая-то девушка в Телеграме. Сообщение было такое: «Hello». Я ответил: «Hello». Потом она опять написала: «How are you?» (Как ты?), я ответил: «Not bad and you?» (Неплохо, а как ты?) – и вот, до сих пор мы с ней переписываемся.
Она рассказала, что она учится в Корее, что ее родители живут там же вместе с ней, что она изучает маркетинг и хочет потом работать в Европе и пр.
Я это к тому, что найти человека для вот такого общения очень просто. Может быть, найдете даже такого, который тоже хочет повысить свой словарный запас. И можно будет договориться писать друг другу подробно, используя разные слова и грамматические конструкции.
Отзывы
Отзывы писать легко, потому что вы всегда знаете, о чем писать. Например, прочитали рассказ Чехова «Черный монах», отошли немного от впечатления, потом сели за компьютер и написали отзыв, все свои эмоции в этом отзыве высказали.
Отзывы помогут вам не только увеличить объем активной лексики (лексика – это то же самое, что и слова), но и научиться использовать ее для выражения своих эмоций.
Еще на отзывах можно заработать. Как и на обычных текстах. Вот наша статья про заработок на отзывах, почитайте.
Слушайте
Вам надо слушать лекции, подкасты и пр. То есть не музыку и не песни, а «чистый текст». Чтобы слушать было интересно, выберите для себя подходящую тему. Мне, допустим, очень нравится слушать лекции Дмитрия Быкова о литературе. Вот пример такой мини-лекции – про «Вишнёвый сад» Чехова.
Еще вам может быть интересно слушать интервью. Здесь главное – найти людей, которые вас «зацепят», за словами которых интересно будет понаблюдать. Например, вот интервью священника Дмитрия Смирнова Владимиру Познеру:
Я лично его смотрел с интересом, было много моментов, которые заставили задуматься.
А вот интервью Дмитрия Киселева Юрию Дудю.
В общем, выбирайте и слушайте. Старайтесь это делать «вдумчиво», не уходите мыслями неведомо куда. Не отвлекаться помогает блокнот с ручкой – держите их наготове, чтобы сразу записать какую-то интересную мысль.
Говорите и записывайте себя
Мало читать, надо еще писать. Слушать – тоже мало, надо еще говорить. Попытайтесь поговорить вслух на темы, которые вас интересуют, и записать себя. Например, вы можете ответить вот на эти вопросы и потом объяснить вслух свою точку зрения. То есть не просто дать ответ, а прокомментировать его.
P. S. Эти вопросы я позаимствовал из интервью Владимира Познера, а он большую часть из них взял из опросника Марселя Пруста.
Разгадывайте кроссворды
Кроссворды помогут вам сопоставлять слова с их значениями, отгадывать слова по значениям. Чтобы разгадать кроссворд, надо перебрать в голове много-много слов, иногда даже усиленно повспоминать какие-то слова.
Это отличная тренировка для вашего головного мозга.
Учите иностранный язык
Изучая любой иностранный язык, вы будете лучше осваивать свой. Вам постоянно надо будет работать с текстом, со словами, слушать, переводить, читать. Иностранные языки эффективно повышают объем активного словарного запаса, учат правильно использовать те или иные слова, чувствовать особенности их стилевой окраски.
Начать изучение любого языка можно с бесплатной программы Дмитрия Петрова «Полиглот». Вот, например, первое занятие по английскому.
Вот ссылки на наши статьи про английский язык, посмотрите их:
Еще вот моя статья про подготовку к экзамену IELTS по английскому языку. Я даю там много бесплатных сервисов и классных рекомендаций, почитайте обязательно. Даже если не планируете сдавать никакие экзамены по английскому.
Общайтесь с новыми людьми
Стремитесь расширять свой круг общения и «добавлять» в него новых людей. Подбирать их надо правильно. Старайтесь искать тех, кто интеллектуально более развит, чем вы. В идеале – людей, которые занимаются преподавательской деятельностью, постоянно «говорят и говорят».
Хорошее решение в этом случае – поступить на заочное обучение в какой-нибудь гуманитарный вуз или пройти курсы повышения квалификации.
Практические упражнения для увеличения словарного запаса
Еще несколько практических рекомендаций.
Излагайте всё своими словами
Когда вы что-то прочитали или прослушали – потренируйтесь пересказать это своими словами. Либо в устной, либо в письменной форме. Да, вы можете использовать какие-то цитаты, но лучше всё-таки говорить без них.
Чем чаще вы будете упражняться в изложении, тем быстрее расширится ваш словарный запас.
Подбирайте синонимы и антонимы
Это можно делать, например, в транспорте. Берите любое слово и начинайте подбирать к нему синонимы и антонимы. Синонимы – это слова, которые схожи по значению, а антонимы – наоборот, противоположны.
Например, какие есть синонимы у слова «дом»? Изба, хата, хоромы, поместье, крепость, замок. Какие-то более связаны друг с другом, какие-то кажутся более отдаленными, например «дом» и «замок».
Какие есть синонимы у «лица»? Морда, харя, лик, рожа… – в основном, слова с негативной окраской.
Какие есть антонимы у прилагательного «красивый»? Уродливый, мерзкий, отвратительный, безобразный.
Вот и подбирайте разные слова. Анализируйте их, задумывайтесь над тем, у каких слов синонимия/антонимия более яркая, у каких – менее яркая.
О чем надо помнить
Надо помнить о нескольких психологических и психических моментах, которые позволят вам расширять свой словарный запас более эффективно.
Определите свою цель
Если нет цели, нет мотивации. Зачем вам большой словарный запас? Чего вы хотите достичь в жизни, используя этот словарный запас, каким вы хотите стать человеком?
Подумайте об этом. Может быть, «слова» нужны вам для того, чтобы свободно говорить перед аудиторией? Или для того, чтобы иметь возможность поддерживать любой разговор?
Или вы хотите построить политическую карьеру?
Без четкой цели вы помучаетесь с неделю и бросите. Потому что ваш мозг постоянно будет вас спрашивать: «Зачем тебе это надо? Пошли смотреть видео в ТикТок».
Чем больше думаете, тем лучше
Чем больше вы размышляете над словами, подбираете нужные слова, тем лучше. Если вы пишете статьи и вам кажется, что у вас вообще ничего не получается – поверьте, вы просто не видите своего прогресса.
Каждое усилие, которое вы прилагаете, чтобы расширить словарный запас, действительно его расширяет.
Слова надо постоянно использовать
Чтобы «помнить» иностранный язык, надо постоянно на нем говорить, читать на нем какие-то тексты, что-то писать. То же самое и со словами в русском. Если вы не будете регулярно их использовать, они будут уходить в пассив – в тот перечень слов, который вы понимаете, но почти никогда не используете.
Старайтесь почаще говорить на диктофон, писать сложные тексты и читать сложные книги. Тогда словарный запас не будет сужаться.
Слова должны быть связаны
Когда разгадываете кроссворды, подбираете синонимы или просто узнаете значения новых слов, старайтесь их связывать в голове. Самый лучший способ сделать это – создавать тексты.
Стремитесь включать новые слова в логически связанные высказывания и тексты, тогда «когнитивные» (мыслительные) связи между ними станут крепкими и вы не потеряете слово, не позволите ему уйти в пассивный лексикон.
Полезные материалы по теме
Если вы учитесь в школе, я могу вам предложить четыре бесплатных электронных пособия по русскому языку. Это справочники для подготовки к разным видам контроля – ОГЭ, ЕГЭ, ВПР. Их составляли обычные учителя. Там есть системное объяснение грамматики и рекомендации о том, как сформировать хороший словарный запас для сочинений.
Чтобы получить пособия – укажите свой электронный адрес на этой странице, архив с пособиями отправится вам автоматически.
Еще я вам рекомендую зарегистрироваться на проекте Викиум. Он посвящен саморазвитию и там почти все материалы полностью бесплатные. Вот несколько тренажеров, которые помогут вам быстрее расширить словарный запас:
Регистрируйтесь и занимайтесь в свое удовольствие.
Посмотрите видеоролик Николая Ягодкина о том, в чем разница между активным и пассивным словарным запасом. Николай является создателем учебного центра Advance-club, где очень много развивающих материалов – в целом по учебе, по изучению английского языка, математики и других дисциплин.
Заключение
Вот и подошел к концу наш разговор о том, как увеличить словарный запас. Уважаемые читатели, мне бы очень хотелось получить от вас обратную связь. Была ли эта статья для вас полезна? Воспользовались ли вы какими-то дополнительными материалами из тех, что я предлагал?
Лично вы в данный момент делаете что-то, чтобы увеличить свой словарный запас? Если не секрет, для чего планируете его расширять?
Как пополнить словарный запас и научиться красиво говорить
Улучшаем свою речь за каникулы
Каникулы – самое время подтянуть навыки, на совершенствование которых во время школьных занятий не хватает времени и сил. Например, пополнить словарный запас и научиться говорить гладко и без запинок. Рассказываем, как быстро освоить это умение.
Записывайте и анализируйте
Запись можно вести на диктофон или записать видео с телефона или ноутбука, изображение тут не так принципиально, как сама речь. Расскажите под запись историю из жизни, перескажите содержание любимой книги или фильма. При этом говорите так, как обычно, не старайтесь специально украсить или улучшить речь. Главная задача на этом этапе – выявить основные недостатки в вашей речи: бедность словарного запаса, запинки, паузы, неправильно поставленные ударения, проблемы с дикцией, слова-паразиты, слишком быстрый или слишком медленный темп речи. Проанализируйте запись и определите, над чем вы будете работать.
Как пополнить словарный запас
Как избавиться от слов-паразитов
Как улучшить речь
Зачем это нужно
🤓 Вы сможете без проблем отвечать у доски. Уменьшится количество запинок и ненужных пауз, ответы станут связными и понятными для слушателей — разумеется, при условии, что вы знаете материал.
😎 Вам будет проще защищать курсовые, делать устные доклады и презентации.
😏 Вы научитесь к месту употреблять сложные слова и не делать речевых ошибок.
🤐 Вы перестанете бояться выступать на публике. Чаще всего страх возникает из-за плохого владения техникой речи, нехваткой словарного запаса и неумением связно выражаться.
🙄 У вас есть все шансы стать лучшим оратором в классе. Значит, вас будут охотнее звать на все школьные и районные мероприятия, а это отличная возможность показать себя и приобрести хорошую репутацию среди учителей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Лексический запас: развитие по возрастам
Лексический запас – количество слов, которые человек понимает и использует в речи. При чем часть из них он употребляет, а вторую нет. Благодаря речи мы общаемся друг с другом, выражая свои мысли и донося их до собеседника, формируем убеждения и интеллектуально развиваемся. Чем насыщеннее, грамотнее и выразительнее речь у человека, тем выше считается его уровень образования и культурного развития.
Лексический словарь детей и взрослых состоит из двух категорий:
Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Проверить свой словарный запас и оценить его помогают онлайн-тесты. Но результаты у одного и того же человека в разный период времени могут отличаться, так как он постоянно развивается – узнает новые слова, но при этом забывает или перестает использовать ранее выученные.
Как правило, люди с богатым лексиконом имеют больше перспектив, быстрее добиваются целей, успехов в карьерной лестнице, менеджменте, шоу-бизнесе. По мнению большинства, работа у них более интересная, творческая, неординарная, а достижения выше. То же касается и личной жизни. Человек с большим лексическим запасом лучше формулирует свои мысли, вербализирует желания, эмоции, за счет этого лучше находит общий язык с людьми.
Лексический запас можно сравнить со снежным комом: чем больше сложных понятий знает человек, тем больше новых слов и терминов он в состоянии воспринять, запомнить и использовать в своей речи. Вот для чего следует заниматься развитием речи ребенка с самого раннего детства.
Развитие лексического запаса
Лексическое развитие ребенка состоит из двух аспектов:
В дошкольном возрасте обогащение словаря ребенка происходит быстро. Период речевого развития от 1 до 6 лет считается сензитивным (чувствительным) и наиболее удачным для обучения, благоприятным для воздействия внешней среды. Но скорость сильно зависит от среды, в которой он находится, поэтому данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста отличаются.
Рассмотрим сензитивный период развития речи и лексического запаса более подробно.
Пополнение лексического запаса ребенка по годам
В первый год жизни ребенок для нормального развития речи нуждается в эмоционально-положительном общении со взрослыми.
Ребенок усваивает слова в таких условиях, когда может соотнести визуальный образ предмета и звуковое звучание. Если он в это время имеет возможность манипулировать предметом (вертеть в руках, пробовать на вкус), новое слово запомнится быстрей. Например, мама дает ребенку ложку и показывает, что ею нужно кушать.
К году он использует всего 5-9 слов вроде «дай» и «ням-ням», соотносит их с предметами и действиями, у него появляются реакции на слово. Это подготовительный этап к овладению речи.
В данном возрасте уже стоит уделять внимание обогащению словарного запаса ребенка. Регулярные и систематические занятия позволят малышу расти эрудированным и интеллектуально развитым.
Важно, в каких условиях у ребенка формируется и развивается речь. Лучше всего, чтобы окружающие говорили правильно и неторопливо, так как дети в этом возрасте подражают взрослым. Если ребенок слышит неправильную речь, у него закрепляются неправильные образы слов, что сложно исправить в будущем.
1-1,5 года – гиперсензитивная фаза, быстрое накопление пассивного словаря и начало формирования фонетической и грамматической сторон речи. Но если речевого общения недостаточно, формирующаяся речь быстро разрушается. Симптомы: задержка появления первых слов, «забывание» уже знакомых слов, остановка речевого развития.
В данном возрасте начинается предметно-действенное общение со взрослыми. Пассивный словарный запас стремительно расширяется до 800-1000 лексических единиц. Он состоит из слов, употребляемых родителями в общении друг с другом и с окружающими.
К полутора-двум годам внимание к артикуляции взрослых усиливается, ребенок повторяет (эхолалия) и сам произносит определенные слова. Нормально, если в этом возрасте он путает звуки, искажает, переставляет или пропускает их.
Первые слова имеют обобщенно-смысловой характер – т.е. одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие, и чувства. Понять ребенка можно в ситуации, поэтому такая речь называется «ситуационной».
В полтора года ребенок на фотографии различает, где папа, где мама, где бабушка, а где брат или сестра, называет и показывает части тела (нос, рот, глаза и т.д.).
2,5-3,5 года – формирование фразовой речи. Переход к отвлеченной форме мышления, от односложных фраз к комплексным структурам. С 3-х лет начинается формирование грамматического строя речи. Ребенок из примитивных фраз, не согласованных между собой, начинает строить предложения, согласовывая и соподчиняя слова.
В этот период наблюдается значительное расширение и накопление словаря. Наиболее распространённые данные о количественном росте словарного запаса у детей:
С 3 лет ребенок все воспринимает через игру. В этот период он осознанно называет предметы и указывает на них жестами, обращает внимание на цвет, форму, величину, определенные качества предметов и явлений, а также понимает разницу между словами «один» и «много».
Что должен знать ребенок в 3 года:
В основе развития словарного запаса 3-летнего ребенка лежит запоминание значений существительных и глаголов. Так как в этом возрасте дети не могут описать предмет или свое состояние с помощью слов, нет смысла делать упор на прилагательные и наречия. В этом возрасте достаточно знать названия некоторых ощущений и состояний (тепло, жарко, холодно, больно, вкусно).
К 3 годам у ребенка появляется «внутренняя речь». Она становится средством его интеллектуального и речевого развития. Он постоянно подключает взрослого в процесс общения с собой. Любые психические стрессы и сенсорные депривации в этом возрасте могут спровоцировать задержку речевого развития и привести к патологии речи (заиканию, мутизму, речевому негативизму).
Нормально, если ребенок в данном возрасте делает паузы не только между отдельными фразами, но и в середине слов (это дизритмия речевого высказывания, что говорит об интенсивном формировании внутриречевого программирования). Также в речи появляются повторения слов, сочетаний и даже слогов (физиологические итерации). Важная составляющая речи в этот период – речевое дыхание (ребенок может начать говорить в любую из фаз дыхательного акта). Бывает, что в процессе высказывания активно реагирует вегетатика – ребенок краснеет, чувствует напряжение в мышцах, учащенно дышит.
3,5-5 лет – полноценное понимание речи взрослого, инструкций, речь становится средством общения.
Дети 3-5 лет учатся употреблять те или иные слова, повторяя за взрослыми, а также в процессе взаимодействия с предметами, о которых они говорят. В подавляющем большинстве случаев ребенок придает буквальный смысл произнесенным словам. Например, слово «дружба» ребенком 5 лет будет усвоено буквально: вместе играем, ходим за ручку. Только после 11 лет, согласно теории Пиаже, он начинает понимать, что дружба основывается на доверии, взаимопомощи, совместных интересах и т.д. (так как в это же время он начинает понимать такие абстрактные понятия, как доверие, предательство, взаимовыгода).
В этом возрасте у ребенка появляется много вопросов по типу «Почему?», «Зачем?» и т.д. Также в этом возрасте дети овладевают обобщением (собака – не только игрушка дома, но и рисунок на картинке, домашнее животное у соседки). Особое внимание стоит уделить формированию звукопроизношения, так как могут проявиться нарушения в произношении свистящих, шипящих и сонорных звуков.
В 4 года нормотипичный ребенок употребляет в основном простые предложения, но также уверенно строит сложносочиненные и сложноподчиненные. В этом возрасте он способен без помощи взрослых составить рассказ из 40-50 предложений, что говорит об овладении монологической речью.
Происходит высшая стадия интеграции слова, так как в мозгу ребенка уже содержится итог полученных ранее знаний, появляются обобщения. В этом возрасте дети часто называют категорию предмета, а не сам предмет, что усложняет процесс понимания их родителями.
Объем словаря составляет 1900-2200 слов. Новые тематические группы и категории, которыми владеют дети в этом возрасте:
В этом возрасте ребенок полностью понимает, как образовывается слово. Поэтому у него появляются навыки создания групп однокоренных слов благодаря добавлению приставок и суффиксов: мышь – мышонок, пить – попил. При этом он понимает различия между однокоренными словами из одной группы: кот – большое животное, а котенок – маленький детеныш кота.
После пяти лет также происходит резкий скачок по сравнению с предыдущим периодом – количество слов увеличивается в 2 раза, словарный запас составляет 3000-4000 слов. Количество лексических единиц резко возрастает за счет именно однокоренных слов: «кот-кошка-котик-котенок», «ведро-ведерко». Значения слов еще больше обогащаются и уточняются, но ребенок все еще может их употреблять не по смыслу.
В возрасте 5-6 лет появляется навык отнесения нового слова не к одному предмету, а ко многим. Узнавая новые слова в этом возрасте, дети иногда не осознают весь смысл их содержания, поэтому наблюдается ошибочное употребление слов, сужение и расширение границ их значения и применения. Так происходит из-за того, что они колеблются между конкретным и абстрактным опытом (до этого они были точно уверены, что существует только то, что они видят).
Также это период формирования контекстной речи, т.е. ребенок сам придумывает монолог и озвучивает его. У него запускается сложнейший механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Центральная нервная система наиболее напряжена в этом возрасте, как и в 3 года.
В период 5-7 лет случаются «сбои» речевого дыхания при употреблении сложных фраз и длительные паузы из-за трудностей с формированием лексико-грамматически правильного высказывания. Монологическая речь может быть недостаточно сформирована из-за психических стрессов и ограничений общения в естественной среде.
Важный этап формирования речи в дошкольном возрасте – это словотворчество. Ребенок сам придумывает новые слова, беря за основу знакомые существительные или существительные и глаголы. Например, может назвать свою руку «нососумкой» от «ношения сумки».
Темы, которые понимает ребенок в 5-7 лет:
Чем старше ребенок, тем он становится менее зависимым от чувственной ситуации. Смысловое содержание слов набирает силу только к концу среднего дошкольного возраста благодаря усвоению новых знаний об окружающем мире. Также в этот период у детей зарождается эстетическое отношение к слову и речи. К примеру, в 5-летнем возрасте дети могут употреблять метафоры, но осознанно они это делают только со старшего школьного возраста.
Под конец среднего дошкольного возраста усваиваемый язык становится действительно родным для ребенка.
С 6-7 лет для обучения ребенка актуально чтение. Это время, когда у него уже достаточно большой запас знаний о мире, в котором он живет, активно развиваются навыки придумывания, сочинения и проявления творчества. В таком возрасте чтение является источником переживаний эмоций для детей, способствует их умственному и речевому развитию. Задача взрослого – привить детям любовь к чтению вместо просмотра мультфильмов и видеороликов на ютубе, объяснить, что книга (письменная речь) является источником знаний.
При поступлении детей в школу обязательно проводится тестирование на уровень их речевого развития. Чтобы избежать проблем в обучении, рекомендуется предварительно оценить лексический запас своего ребенка и заполнить существующие пробелы.
Как помочь ребенку сформировать хороший словарь?
Чтобы развитие словарного запаса вашего ребенка проходило правильно, необходимо с ним постоянно общаться. Насколько это общение полноценно, показывает объем и качество словаря дошкольника. Поэтому рекомендуется регулярно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, называть их, объяснять особенности и характеристики каждого. Также важно уделять внимание беседам с ребенком, задавать ему вопросы, создавать ситуации, в которых возможно выявить недочеты в понимании и употреблении слов ребенком. Чем активнее образ жизни семьи, тем наиболее благоприятные условия создаются для расширения словарного запаса ребенка. Это не только путешествия в другие города и страны, можно ходить в театр, цирк, зоопарк. Таким образом, регулярно пополняющийся словарный запас систематизируется, упорядочивается, складывается в семантические поля.