Факультет что это пример
Факультет
Факультет (нем. Fakultät , от лат. facultas «возможность, способность») — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет.
Содержание
Факультеты в мире
В высших учебных заведениях ряда стран учебные подразделения, соответствующие факультетам, могут называться департаментами, институтами, колледжами. [1]
Факультеты в России
Структура факультета в России
В современной России факультет вуза имеет следующую структуру. Руководство работой факультета осуществляет декан. Декан избирается в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, учёным советом высшего учебного заведения или советом структурного подразделения путём тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих учёную степень или звание, и утверждается в должности приказом ректора. [2] Для руководства отдельными направлениями деятельности факультета (учёба, научные исследования и т. д.) назначаются заместители декана. Для рассмотрения ключевых вопросов деятельности факультета при декане организуется совет факультета. Основным учебным и научно-исследовательским подразделением факультета является кафедра, в составе которой могут создаваться секции. Для организации учебной работы в составе факультета создаются отделения. Отделения выделяются либо по специальностям или специализациям, либо по форме обучения (заочное, очное, подготовительное, вечернее). Для ведения научно-исследовательской работы в составе факультета создаются лаборатории и научно-исследовательские центры.
Факультет в структуре российского вуза
Факультет является основным типом учебного подразделения вуза. Иногда факультеты близких специальностей группируются в рамках вуза в более крупные подразделения (которые получают названия, характерные для вузов — институты, академии и т. п.). Во многих вузах существуют самостоятельные заочные и вечерние факультеты, подготовительные факультеты, факультеты повышения квалификации специалистов.
История
Деление учебных заведений на факультеты возникло и установилось в средневековых университетах. [1]
Стандартный средневековый университет состоял из четырёх факультетов. [3]
В XVI веке в период Реформации в Германии факультет искусств был переименован в философский факультет.
С развитием науки в XVIII—XIX веках количество факультетов значительно возросло. Общеобразовательный философский факультет начали делить на естественнонаучный и гуманитарный (название «философский факультет» при этом закреплялось за подразделением, где преподают только философию). Естественнонаучный факультет назывался физико-математическим или факультетом наук, гуманитарный — историко-филологическим или факультетом словесности. Количество факультетов росло и дальше, физико-математический факультет разделился на математический факультет и факультет естественных наук, выделялись биологические, технические и другие факультеты. [3]
Развитие промышленности повлияло на создание новых факультетов в вузах, однако, не все специальности включались в цикл университетских учебных дисциплин, прикладные науки часто изучались в технических вузах, в которых подразделения, аналогичные факультету, XIX и начале XX века часто назывались отделениями.
Что такое факультет и кафедра вуза
Факультет
Вузовский факультет – это подразделение университета или института, в котором ведется подготовка студентов по специальностям определенного направления. Во главе стоит декан.
Количество факультетов зависит от типа и масштаба учебного заведения. В специализированных относительно небольших вузах (например, в узкопрофильных академиях, институтах – транспорта, таможенного дела и т. д.) их начитывается пять-десять. В структуре крупных классических университетов обычно несколько десятков факультетов (В МГУ – 43, в СПбГУ – 18).
Какие бывают
Поскольку вузы готовят специалистов для всех отраслей экономики и сфер общественной жизни, факультеты бывают самые разные, но их названия во всех университетах и институтах отражают направления подготовки.
Какие есть факультеты в большинстве крупных классических (то есть многопрофильных) университетов:
Причем на юридический можно поступить и в СПбГУ, и в МГУ, и в КФУ. Кроме этих стандартных факультетов, в многопрофильном вузе могут быть и редкие или вовсе уникальные: такие как городского и регионального развития (ВШЭ) или космических исследований (МГУ). Их окончить можно только в этих вузах.
В узкопрофильных институтах или академиях, готовящих специалистов для определенных сфер профессиональной деятельности, факультеты чаще всего без преувеличения эксклюзивные, как, например, во ВГИКе – анимации или сценарного мастерства и киноведения, в академии имени Строганова – искусства реставрации.
Кафедра
Узкопрофессиональной подготовкой студентов факультета занимаются кафедры. Это научно-образовательные подразделения, осуществляющие обучение в рамках одной специализации. Например, на гуманитарном факультете кафедра лингвистики готовит переводчиков, а филологии – преподавателей английского языка.
Вузовская кафедра не только обеспечивает проведение лекций и семинаров, но и занимается организацией производственной или учебной практики, исследовательской работы студентов (курирует написание курсовых, дипломов, диссертаций). На одном факультете может быть (и в большинстве случаев имеется) несколько кафедр.
Возглавляет кафедру заведующий, который избирается на пять лет голосованием преподавательского коллектива. Он подчиняется декану, который, в свою очередь, – ректору.
Межфакультетская
Кроме того, в вузе всегда есть межфакультетские кафедры. Их преподаватели читают лекции, проводят практические занятия, принимают зачеты и экзамены по «сопутствующим» непрофильным дисциплинам, общим для программ подготовки специалистов на разных факультетах учебного заведения.
Обычно во всех высших учебных заведениях это кафедры физического воспитания. В технических университетах – иностранного или русского языка, в гуманитарных или педагогических институтах – информационно-коммуникационных технологий, в творческих вузах – истории искусств и т. д. Часто преподаватели таких подразделений, независимых от руководства какого-либо факультета, привлекаются в качестве консультантов или рецензентов дипломных работ студентов различных факультетов.
Базовая
В последние годы в российских вузах активно создаются базовые кафедры. Их специфика заключается в ориентированности на интересы и потребности бизнеса и производственных компаний, работающих в разных отраслях. Поэтому к преподаванию привлекаются не только педагоги вуза – студентов обучают практикующие специалисты, причем обычно на базе предприятий.
Суть работы базовой кафедры – вовлечь студентов в специальность, повысить качество образования и профессионального обучения, открыть больше возможностей для будущей карьеры. Нередко подготовка специалистов ведется по заказу конкретного предприятия, которое после защиты диплома забирает к себе в штат всех (или наиболее успешных) выпускников определенной программы.
К примеру, базовые кафедры в МФТИ:
Предприятия, предоставляющие учебную базу, заинтересованы в высококвалифицированных молодых специалистах, поэтому охотно нанимают на работу студентов, начиная со второго курса.
Военная
Эти кафедры готовят рядовых, офицеров и сержантов запаса. Выпускники вместе с дипломами получают военные билеты с отметкой о прохождении срочной службы. Желающие могут во время учебы заключить контракт с Министерством обороны, по которому обязуются отслужить минимум три года после получения диплома.
Также по отдельным программам обособленные структуры гражданских вузов – учебные военные центры – готовили для Вооруженных сил кадровых офицеров по технологичным, инженерным и наукоемким специальностям. В январе 2019 года военные кафедры объединили с ними и преобразовали в военные учебные центры (ВУЦ).
Для студентов принципы и суть подготовки не изменились. ВУЦ, как и прежние военные кафедры, будут по разным программам готовить рядовых, офицеров, сержантов запаса и кадровых военнослужащих. Сейчас ВУЦ открыты в 93 вузах страны.
Какие именно факультеты есть в вузе, узнать можно на сайте выбранного учебного заведения. Но и это еще не всё. Внимательно изучите кафедры и специальности, программы обучения, так как вполне может оказаться, что по стандартному, казалось бы, направлению экономический факультет конкретного вуза не готовит финансистов, а выпускает только бухгалтеров.
Что такое кафедра, факультет и деканат в университете
Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.
Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.
Что такое кафедра и факультет в университете
Что такое кафедра в институте
Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).
Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету
Основные задачи кафедры вуза:
Существует несколько типов кафедр.
Факультет в институте или университете
Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.
Должности на кафедре в университете
На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.
Лаборант на кафедре в университете
Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:
Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.
Ассистент кафедры
Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.
На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.
Старший преподаватель
Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.
Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.
Кто такой доцент кафедры в институте
Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Профессор
Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).
Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.
Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах
Заведующий кафедрой
Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:
При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.
Другие должности на кафедре
Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).
Сотрудники деканата
Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.
Методист
Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.
А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.
Секретарь
Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:
Декан
Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.
Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).
Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.
У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)
Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.
Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.
Факультет, кафедра и деканат в вузе — объясняем на пальцах
Обновлено: 14 Апреля 2021
Абитуриент при поступлении в вуз выбирает учебное заведение и профессию. Кафедра определяет будущую специализацию, поэтому нужно отнестись к этому ответственно.
Схема устройства факультета:
Что такое факультет
Факультет представляет собой учебно-научное и административное структурное подразделение вуза, которое подготавливает студентов и аспирантов по совокупности родственных специальностей. Он осуществляет переподготовку специалистов, обратившихся для повышения квалификации.
Факультет управляет научно-исследовательской деятельностью кафедр, входящих в его состав.
Какие бывают факультеты: пример
Университет определяет представленность факультетов в зависимости от полученных лицензий и предлагает абитуриентам соответствующий перечень специальностей. Примеры:
Это не полный перечень, но подробную информацию о специальностях предоставляет приемная комиссия вуза.
Что такое кафедра
Кафедра — это подразделение факультета, которое подготавливает кадры по узкой специальности.
Выделяют 3 типа кафедр:
Деятельность кафедры обеспечивают специалисты:
Факультет и кафедра: в чем разница
Определение «факультет» шире — это совокупность подразделений для осуществления деятельности в одном научном направлении. Кафедра имеет более глубокую структурную организацию и подготавливает студентов по специальности.
Взаимосвязь факультета и кафедры на примере:
Что такое деканат
Деканат — подразделение, курирующее деятельность факультета. Размер деканата может косвенно обозначать количество студентов и преподавателей: чем больше людей, тем больше деканат.
В деканате работают:
Чтобы не увидеть себя в списке отчисленных у дверей деканата, сдавай все работы вовремя с ФениксХелп.
Факультеты вузов – университетов, академий, институтов
Набор факультетов в государственных и частных университетах России в целом стандартный: в большинстве вузов есть гуманитарные, технические и естественно-научные, на которых можно получить специальности из утвержденного Минобрнауки списка. Какие именно направления представлены в высшем учебном заведении и каким образом в нем готовят специалистов, зависит от профиля университета, академии или института.
Классические университеты
Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).
Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:
Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:
Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:
На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.
Специальности на факультетах университетов и других вузов – академий и институтов – соответствуют тем, что установлены приказом Минобрнауки № 1061.
Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Институты
Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:
В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:
Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.
Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.