Фгос 2021 для начальной школы что нового
Новые ФГОС: что важно знать учителю
В сентябре 2021 года были опубликованы новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определят вектор развития современной российской школы. О том, что изменилось и как это повлияет на работу учителя, мы поговорили с экспертом на вебинаре.
Изменения уже приняты, остаётся на практике осознать принципиальные различия между ФГОС 2-го и 3-го поколения. На что обратить внимание при составлении программ по новому стандарту? Как детализировать учебные компетенции и критерии оценивания? На какие образовательные ресурсы и правовые документы при этом опираться?
На эти и другие вопросы ответила Марина Геннадьевна Волчек — методист-эксперт, кандидат педагогических наук.
Новые вызовы ФГОС НОО и ФГОС ООО в школе с учётом государственной политики в сфере общего образования
Государство заинтересовано в повышении результативности обучения российских школьников. В связи с этим новый образовательный стандарт предлагает несколько принципиально новых установок:
Это напрямую отразится на деятельности учителей-предметников уже на этапе составления рабочих программ.
Требования к рабочим программам
Вызовы времени, связанные с полным или частичным переходом на дистант, провоцируют всё более интенсивное обращение к электронным образовательным платформам. Таких ресурсов не должно быть слишком много, чтобы учащиеся воспринимали учебный фрагмент целостно. Рекомендуется отдавать предпочтение очной и очно-заочной формам обучения, ведение уроков в начальной школе полностью в заочной форме крайне нежелательно.
Повышение качества образовательного процесса: за счёт чего?
Новый стандарт не регламентирует увеличение количества часов на преподавание каждой из 26 школьных дисциплин. Для улучшения качества образования предлагается сделать акцент на внеурочной деятельности и использовании инновационных технологий.
Государство обозначило пять приоритетных учебных дисциплин, изучаемых в средней школе:
Если вектор работы учителя совпадает с этими направлениями или соответствует общему направлению учебного заведения, педагог-предметник готов предложить инновационный подход в преподавании предмета и обосновать его значимость для обучающихся, он вправе говорить с администрацией школы об увеличении рабочей нагрузки. Это можно сделать за счёт часов внеурочной деятельности. Например, в биотехнологическом лицее уместно проводить дополнительные занятия в лаборатории с учениками 3–4 классов. Такие встречи с педагогом за рамками расписания увлекают детей, развивают интерес к предмету, дарят учителю возможность творчества.
Ещё один способ сделать процесс обучения более интенсивным — обращение к электронным образовательным площадкам. В графе «Ресурсы» должны быть обозначены ЭОР: мультимедийные программы, виртуальные лаборатории, электронные учебники и задачники, коллекции цифровых образовательных ресурсов, содержание которых соответствует законодательству об образовании. При этом безусловным подспорьем в поиске заданий для тысяч педагогов России является «ЯКласс».
«Педагог процесса» — «педагог результата»: как перестроиться
Составители новых стандартов призывают современных педагогов перестать ориентироваться только на перечень тем учебного плана. Перед нами больше не стоит задача изучить весь учебник от корки до корки. Ориентиром должен служить перечень учебных тем и примерные образцы программ, прописанных на сайте Росреестра, но не выбранный учителем учебник.
Если для полного освоения материала необходимо отступить от учебника, допускается самостоятельно добавить дополнительную тему, разработать авторский курс. Важно дать знания и умения, обеспечивающие практический результат, а не просто озвучить в классе некоторое количество учебной информации. Каждый учитель сталкивается с подготовкой к Всероссийским проверочным работам и видит, насколько отличается материал учебника от требований составителей тестов. Ответственность педагога — устранить пробелы в формировании необходимых навыков, дополнив необходимым материалом свою рабочую программу.
Деятельностная форма: технологии, ориентированные на практику
Педагогов готовят к формированию гибких навыков у учащихся. Школьники должны ориентироваться в ситуациях, где нет понятийного аппарата, но присутствуют конкретные жизненные задачи. Например, без проговаривания понятий «площадь» и «периметр» нужно подсчитать количество плитки, необходимой для облицовочных работ, или вычислить длину забора для загородного участка. Необходимо учитывать эту установку при заполнении графы программы «Предметные результаты».
К личностными результатами обучения в первую очередь относится формирование гражданско-патриотических ценностей. Рекомендуется различать формы подачи информации (прямое и непрямое воздействие) в разных возрастных группах.
Здоровьесберегающие технологии
Новый стандарт не устанавливает ограничений на число уроков физкультуры в неделю. Если недавно выпустившиеся 11-классники занимались спортом 2 раза в неделю, современным старшеклассникам по решению администрации школы могут добавить ещё час занятий.
Кроме того, в стандартах прописано соотношение видов деятельности, позволяющее ограничить пребывание детей за компьютером в процессе дистанционного обучения.
Отдельный пункт нового стандарта — особенности обучения учащихся с ОВЗ. Для них предусмотрены индивидуальные виды учебной деятельности, прописаны критерии сдачи аттестационных работ.
Модульное обучение
Важным нововведением ФГОС является установка на модульное обучение. Во многих школах с 2020 года уже апробируются инвариантные модули предмета «Технология». Они могут быть следующими:
В реализации модульных направлений могут помочь центры «Точка Роста» и подобные структуры в регионах. Понятия «учебный предмет», «учебный курс» и «учебный модуль» не тождественны. Программы учебного курса составляются совместно преподавателями всех модулей.
Также новым стандартом приветствуется деление учащихся на подгруппы (по любому принципу). Работа в подгруппах усложняет тарификацию труда учителя, но выход есть: например, можно объединить в рамках урока учебные подгруппы двух классов одной учебной параллели.
Приоритетом нового стандарта становится свобода преподавателя в выборе и использовании педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. При этом эксперты просят обратить внимание на культуру поведения учителя, фактор стрессоустойчивости как важный элемент воспитания собственным примером.
Изменения в учебном плане
Среди обязательных предметов по-прежнему остаются дисциплины
родной язык, родная литература. Даже если весь класс планирует изучать русскую литературу и русский язык, школа обязана получить от родителей официальное согласие в форме заявлений.
Такое же согласие (или отказ) требуется при введении в образовательном заведении второго иностранного языка.
Изменения касаются такого предмета, как математика. Теперь он будет иметь такое название на всём протяжении обучения с 5-го по 9-й класс, без формального деления на алгебру и геометрию. В программе эти составляющие должны быть прописаны отдельными тематическими блоками.
Обязательным остаётся предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Отметка по нему идёт в аттестат.
Учителя-историки будут преподавать единый предмет история, а программа по нему будет составляться в соответствии с разделами «История России» и «Всеобщая история».
Часть дисциплин, формируемая участниками образовательных отношений, выявляется на основе выбора родителей. Формировать такой выбор следует через диалог на родительских собраниях, обосновывая значимость и актуальность предлагаемых предметов.
Отдельным предметом школьной программы может стать «Функциональная грамотность учащихся». Эта дисциплина обеспечит перевод школьных знаний и навыков в условия реальной жизни. Практиковать функциональный подход необходимо уже сейчас, в рамках каждой учебной дисциплины.
Полную версию вебинара вы можете посмотреть здесь.
О спикере: Марина Геннадьевна Волчек, канд. пед. наук, директор АНО ДПО «Образование Сибири», доцент кафедры управления образованием ИДО «НГПУ», доцент кафедры техники и технологического образования ИФМИТО «НГПУ», доцент кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования «Новосибирский ИПКиПРО», методист-эксперт.
Хотите узнать больше? На нашем сайте вы можете легко зарегистрироваться на предстоящие вебинары и онлайн-конференции по самым актуальным темам образования. Общайтесь с коллегами в режиме реального времени! Каждый участник прямого эфира получает именной сертификат.
Патриотизм и «новая» история РФ: как изменятся стандарты образования в школах?
В июле текущего года были утверждены новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начального и основного общего образования, они же ФГОС. Они разработаны Министерством просвещения РФ и начнут действовать повсеместно с 1 сентября 2022 года. Однако при согласии родителей детей возможно изменение уже используемых программ обучения в начальной и основной школах в соответствии с новыми правилами.
Разбираемся, что такое ФГОС и для чего они созданы, какие изменения в них вносят и почему, а также изучаем новшества, которые появятся в школьном образовании совсем скоро.
Содержание:
Что такое ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных учебных программ государственными образовательными учреждениями.
Цель внедрения ФГОС – обеспечить равные возможности получения качественного образования для каждого ребёнка в стране независимо от того, учится он в маленькой сельской школе или в престижной гимназии большого города. Также стандарт предусматривает преемственность основных учебных программ, то есть дети должны получать знания поэтапно, шаг за шагом переходя от более простых к более сложным и глубоким темам в рамках предметных областей.
Утверждённые государством стандарты определяют разработку, структуру и объёмы основных образовательных программ и порядок проведения промежуточной и итоговой аттестации учеников, а также регулируют профессиональную подготовку, повышение квалификации и аттестацию педагогических работников, финансовое обеспечение образовательной деятельности и многое другое.
Зачем в школах внедрили ФГОС?
Централизованный подход к системе обучения действовал не всегда. До 2004 года школьное образование регулировал государственный стандарт общего образования (его ещё называют ФГОС первого поколения), состоящий из трёх компонентов:
Ключевым показателем было усвоение информации, обязательной для изучения, то есть успеваемость по предметам из федерального компонента. От учеников требовалось освоить их на уровне, достаточном для получения аттестата.
Очевидно, что это приводило к неравенству в качестве получаемых знаний в различных школах. Кроме того, из-за растущего потока новых знаний и развития технологий такой подход к обучению и оценке школьников быстро устарел.
ФГОС в современном виде появились в российском образовании порядка 10 лет назад: для начального образования их утвердили в 2009 году, для основного общего образования – в 2010, для среднего общего – в 2012.
Они принесли новый подход к обучению – главным стало развитие у детей умения учиться, то есть добывать и использовать знания для решения различных задач. Кроме предметной успеваемости, у учеников оценивали уровень междисциплинарных знаний, вовлечённость в проектную деятельность.
Помимо этого, ФГОС прописали требования к учебным пособиям, контрольно-измерительным материалам, квалификации педагогов, содержанию информационно-образовательной среды в школе. То есть, наряду с введением ЕГЭ, это была попытка преодоления регионального неравенства в образовании.
Законом предусмотрено обновление ФГОС минимум один раз в 10 лет, поэтому сейчас школьное образование вновь ждут перемены.
Что изменится в обучении детей 5-9 классов?
Система образования отражает изменения, происходящие в обществе, и меняется в соответствии с ними. В новом поколении ФГОС для основного общего (5-9 класс) образования сделан упор на индивидуальный подход к ученикам и закреплён инклюзивный характер образовательной среды, то есть обеспечение полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ОВЗ.
Пока ещё действующие ФГОС в целом расписаны всего на 45 страниц, тогда как документ, который придёт на смену, содержит 126 страниц:
Патриотический уклон – самое главное изменение в стандартах
В текущих ФГОС, которые скоро утратят силу, патриотическая составляющая изложена кратко. Она была направлена на обеспечение «овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России». По итогу ребёнок обретал российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, Родину, прошлое и настоящее многонационального народа страны.
Новые ФГОС для основного общего образования содержат значительно больше патриотических установок, особенно в контексте формировании у детей представлений о значимом международном положении России.
Документ ставит задачу на формирование у школьников системных знаний о:
«Новая» история
Изучив историю, ребёнок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи и временную последовательность изучаемых исторических событий и их связь с важнейшими событиями 20-21 веков: Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, Великой Отечественной войной, распадом СССР, «сложными 1990-ыми годами», «возрождением страны 2000-х годов», «воссоединение Крыма с Россией 2014 года».
Обществознание и политика «сдерживания» России
В рамках изучения обществознания детей, например, будут учить характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности, в том числе: защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, коллективизм, служение Отечеству и т.д.
ФГОС указывают, что по итогам освоения программы выпускник должен уметь аргументированно объяснять проведение в отношении России «международной политики «сдерживания».
Ин.яз. и пропаганда российской культуры
Изучая иностранный язык, дети в повседневной практике для закрепления полученных навыков должны знакомить представителей других народов с культурой и традициями народов России.
ОБЖ и особая роль РФ
Новый федеральный образовательный стандарт добавил патриотизма и в курс ОБЖ. В задачах предмета – формирование у детей понимания и признания особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, и «чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга – защите Отечества».
Финансовая грамотность
Хотя новые ФГОС не содержат такого предмета как «Экономика», на обществознании детей ждёт обучение основам финансовой грамотности, практика составления простейших документов, например, доверенности, личного финансового плана или резюме.
Фишинг и основы программирования
На базовом уровне преподавания детей будут учить защищаться от вредоносного программного обеспечения, обеспечивать личную безопасность и безопасность персональных данных в интернете, а также разъяснят, что такое сетевая анонимность, цифровой след и научат распознавать попытки вовлечение себя и окружающих «в деструктивные и криминальные формы сетевой активности», в том числе кибербуллинг, фишинг – интернет-мошенничество с целью получения чужих конфиденциальных данных.
Школьников, которые будут изучать информатику на продвинутом уровне, научат создавать программы на языках программирования общего назначения, таких как Python, C++, JAVA, С#.
Ужесточённые требования к изучению основного иностранного языка
В действующих ФГОС результатом базового обучения иностранному языку должно стать достижение порогового уровня владения, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения.
По новому ФГОС школьники должны вести диалог объёмом до 8 реплик со стороны каждого собеседника, уметь составить монолог на 10-12 фраз, воспринимать и понимать на слух не более двух минут аутентичного текста, писать сообщение на 100-120 слов.
Изучение второго иностранного языка – не обязательно
Теперь преподавание ещё одного иностранного языка будет осуществляться при наличии такой возможности в конкретной школе и по заявлению родителей ученика.
В рамках программы школьники должны научиться изъясняться на втором иностранном языке на уровне, «превышающем элементарный», то есть вести диалог объёмом до 5 реплик со стороны каждого собеседника и составлять монологи в 7-9 фраз, воспринимать и понимать на слух не более 1,5 минут несложного аутентичного текста, уметь писать сообщения до 90 слов.
Исключение из ОБЖ блока про воинскую службу
Действующие ФГОС предписывали изучение школьниками законодательства об обороне государства и воинской обязанности, быта военнослужащих и воинских ритуалов, основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту и т.д. Новый образовательный стандарт таких требований не содержит.
Уважение к чувствам верующих
Стандарты изучения «Основ духовно-нравственной культуры народов России» (продолжение курса «Основ религиозных культур и светской этики» в начальной школе) по сравнению с прошлой редакцией претерпели некоторые изменения и в целом стали более светскими.
В действующих стандартах прописана задача научить детей осознавать значимость нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Во ФГОС, которые скоро вступят в силу, такого пункта нет, но есть цель по формированию у детей «уважительного отношения к национальным и этническим особенностям, религиозным чувствам народов России».
Что нового готовит ФГОС для учеников начальной школы?
Документ, регламентирующий обучение в 1-4 классах, был утверждён 31 мая 2021 года и также вступает в силу с 1 сентября 2022 года:
Отметим, что данные ФГОС не будут использоваться для детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями. Для учеников с особыми потребностями создаются адаптивные образовательные программы.
Предметная программа начальной школы: учимся писать, считать и любить Родину
В новый ФГОС для 1-4 классов также добавили задачи на развитие патриотизма у детей. Их реализация должна отражаться в предметных и личностных результатах освоения программ по ряду учебных дисциплин.
В числе обязательных предметов в начальной школе:
Изучение родного языка
В стандартах прописано право детей проходить обучение в начальной школе на родном языке из числа языков народов России, либо изучать его «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования».
В школах, где языком преподавания является русский, изучение родного языка осуществляется по заявлению родителей ученика и при наличии возможности преподавания предмета у образовательной организации.
Подход к изучению иностранных языков в начальной школе
Ученики начальной школы к её окончанию должны научиться строить диалог на 4-5 фраз со стороны каждого собеседника, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного или аутентичного текста и писать тексты объёмом до 80 слов в рамках тематического блока «Мир моего «Я». Мир моих увлечений. Мир вокруг меня. Родная страна и страна изучаемого языка».
В целом уровня должно хватать для «элементарного бытового общения» и знакомства представителей других стран с «культурой своего народа».
Окружающий мир – не только о природе
Новый ФГОС, как и пока действующий, ставил в задачи учебного модуля формирование у детей уважительного отношения к семье и семейным традициям, школе, «родному краю, России, её истории, культуре, природе», но теперь также появилась цель развить у детей «чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы». У ребёнка должны сложиться первоначальные представления о «важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России».
Шахматы вместо физкультуры не ввели
На этапе разработки нового федерального образовательного стандарта для начальной школы активно обсуждалось предложение заменить один из уроков физической культуры шахматными занятиями. В ряде учебных заведений страны даже вводились экспериментальные программы. Однако повсеместной такая практика не станет – в новом ФГОС нет никакой информации о введении обязательного обучения игре в шахматы детей в 1-4 классах.
Зато появилась установка на повышение физической и умственной работоспособности, в том числе для подготовки к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
ФГОС идёт в ногу со временем?
Школьное образование должно быть динамичным и отражать изменения, которые происходят в науке и культуре, идти в ногу с техническим прогрессом. В то же время на него накладывают отпечаток перемены, происходящие в обществе. В связи с этим федеральные образовательные стандарты, формирующие учебную программу, а также задачи по воспитанию и развитию детей, регулярно обновляются.
Родители, с учётом мнений которых складываются многие аспекты процесса школьного образования, должны быть в курсе норм, которые вводят новые ФГОС, чтобы сделать процесс обучения детей максимально комфортным и продуктивным.
Школьные программы для начальных классов в 2021-2022 году: какие будут, новый ФГОС
Стандарты образования являются основой для образовательного процесса в учебных заведениях России и обновляются примерно раз в 10 лет. В результате реорганизации Министерства образования и создания обособленного ведомства (Министерства просвещения) был разработан новый проект ФГОС. Каковы основные изменения в школьных программах для начальных классов в 2021-2022 году?
Виды современных школьных программ
Учебные программы различаются по принципам преподавания и по системам проверки знаний. Можно условно выделить три вида:
Все программы, разрешенные к применению в государственных общеобразовательных учреждениях, должны соответствовать стандартам и общим требованиям, предъявляемым к образованию в России.
Как школы будут выбирать учебные программы в 2021-2022 учебном году
Школа вправе самостоятельно выбирать УМК, разрешенный Министерством образования. Процесс обучения проходит по учебной литературе, включенной в федеральный перечень. Этот список утверждается изданным в декабре 2018-го года приказом Минпросвещения под номером 345. Причем федеральный перечень – это не хаотичный набор разных учебников, а завершенные сформированные предметные линии, входящие в состав учебно-методических комплексов. И сочетать разные УМК нельзя.
Абсолютно все учебные программы, которые могут использоваться в школах, должны входить в федеральный перечень, а также соответствовать ФГОС – федеральным государственным образовательным стандартам. Если УМК в перечень не входит и стандартам не соответствует, ее применение в образовательном госучреждении недопустимо (но в частных школах оно возможно).
Чем новые стандарты отличаются от нынешних
Сейчас в документах, которые действуют с 2010-го, содержатся достаточно общие и даже размытые положения. А в новой редакции подробно прописано, какой минимум знаний и навыков должны освоить учащиеся. При этом основной фокус направлен на практическое применение знаний.
Оба ФГОС должны, в частности, обеспечивать:
Учебные программы для начальной школы в 2021-2022 году
Программы начальной школы 2021-2022 делятся на две категории: традиционные и развивающие. В целом существует несколько ведущих учебных программ для начальной школы в 2021-2022 году. У каждой из них есть приверженцы. Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Школа России
Создана под руководством кандидата педагогических наук Андрея Плешакова и направлена уважение национальных традиций и воспитание человеческих ценностей. К детям не предъявляются завышенные требования, задания рассчитаны на средний уровень знаний учеников. Предполагается, что любой ребенок сможет без труда ее освоить. От первоклашек не требуется умение читать и считать.
Цель – научить детей учиться. У ребенка воспитывается нацеленность на результат, а не на труд ради хорошей оценки или одобрения родителей. Учебный материал доступен и понятен педагогам и родителям. Ведь именно они помогают детям в освоении дисциплин. В результате освоения программы дети становятся самостоятельными и ответственными.
Начальная школа XXI века
Это проект многолетних исследований коллектива Центра начальной школы и российской академии образования. Целью является модернизация начального образования, поиск новых подходов к методике обучения младших школьников. Для этого были разработаны рабочие тетради, учебники, поурочные планирования, методические рекомендации.
Основным принципом является соответствие школы потребностям детей каждого возраста. Пристальное внимание обращается на безболезненную адаптацию детей к новой деятельности. С этой целью для учеников 1 класса разработаны интегрированные курсы. Они направлены на формирование цельного восприятия окружающего мира. Также разработана система игр с правилами, которые развивают необходимые для обучения качества учеников. Кроме того разработаны подходы к развитию навыков контроля и самооценки. Это рубрика «Проверь себя», «Найди ошибки», «Сравни ответ с текстом».
В рамках программы ученики выступают исследователями, а не слушателями. Поощряется выдвижение гипотез, самостоятельный поиск истины.
Программа реализует право ребенка на индивидуальность. Учебный материал дает возможность учитывать уровень развития, индивидуальный темп усвоения материала каждого школьника. Ребенку дается право на ошибку, самостоятельный анализ учебного процесса и результатов обучения.
Перспективная начальная школа
Целью программы является оптимальное развитие способностей, интересов, склонностей каждого ребенка при поддержке педагогов. Школьники поочередно выступают в роли учащихся и учителей, могут быть организаторами учебной ситуации.
Основные принципы программы:
Учебный процесс помогает формировать умение работать одновременно с учебником и другими источниками информации. Развиваются навыки работы и общения в парах, в малых и больших группах. Поощряется демонстрация нескольких точек зрения.
Планета знаний
Была разработана для лицеев и специализированных школ. Содержит разные уровни заданий.Материал направлен на формирование правильной речи, ораторского мастерства, на саморазвитие. В рамках программы предполагается развитие логического мышления, которое помогает ребенку учиться рассуждать и самостоятельно делать выводы.
Программу отличает связность и последовательность подачи информации, наглядное объяснение материала, красочные учебники, доступная подача базовых знаний. Разработана взаимосвязь предметов между собой. Материал, изученный на уроках литературы, переносится на математику; знания о животном мире становятся темой для изложений.
Перспектива
Обеспечивает всестороннее развитие личности младших школьников. Разработанные учебники помогают работать с информацией, структурировать материал, формируют навык самостоятельной работы. Созданы все условия для индивидуального подхода к учащимся с разным уровнем подготовки к школе. На уроках математики дети учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности. Развивается мыслительная деятельность, формируются вычислительные навыки на основе рациональных способов действий.
Материал в учебниках «Технология» построен в виде путешествия и знакомит школьников с деятельностью человека в разных сферах: Человек и Вода, Человек и Воздух, Человек и земля, Человек и информационное пространство.
Гармония
Понравится сторонникам развивающего обучения. Ее целью является многогранное развитие, поддержание активности детей в процессе освоения нового материала. В рамках программы поощряется искусственное создание ситуаций успеха для каждого ученика. Программа предназначена для детей с высоким уровнем развития, которые:
Детям помогают применять собственный опыт при решении задач. Дают основы одновременного использования нескольких моделей обучающего процесса с графиками и схемами. Воспитывают духовные ценности и нравственные приоритеты. Отдают предпочтение самостоятельной работе на уроках и дома. Другими словами, первоклассник уже должен быть заранее подготовленным к моменту поступления в школу и заинтересованным добывать знания вместе с учителем, познавая окружающий мир.
Программа объединяет все предметы начальной школы. В основе лежит переработанная и дополненная с ФГОС «Классическая начальная школа». Но в школах встречается достаточно редко.
Поддерживается идея, что ребенок должен мыслить творчески и самостоятельно, раскрывая индивидуальность.
Система Эльконина-Давыдова
Основным отличием является отсутствие оценок. Ученики стремятся к получению знаний, а не к оценкам. Учатся обрабатывать информацию, отсеивать второстепенное и выделять значимое. Школьников отличает высокая мотивация к учебе. Им интересно учиться. От детей не требуется ведение дневников, они учатся оценивать результат самостоятельно. Но для начала, в первом классе ученики подбирают критерии для оценки работы. И на втором году обучения уже могут сказать насколько правильно, аккуратно и точно выполнена работа. Для контролирования процесса родителям предоставляется портфолио ребенка, где собраны его творческие работы.
Систему отличают интересные методы и приемы обучения. Учитель может намеренно ошибаться, создавая задания-ловушки. Здесь нет беспрекословной веры в слова учителя. Ученик должен проверить и убедиться лично в правильности информации. С этой целью на уроках создается свободная и раскованная атмосфера, потому что только в таких условиях проявляется творчество, фантазия, полет мысли. На уроках практикуются различные виды игр, что особенно важно для учеников первых и вторых классов.
Это развивающая программа не соответствует классической системе обучения. Поэтому родителям советуют не переводить ребенка в обычную школу хотя бы до седьмого класса. Иначе школьнику будет очень сложно перестроиться.
Начальная инновационная школа
Основная задача – обеспечить информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с индивидуальными особенностями. Это сочетание развивающего обучения и традиционной школы. В начальной инновационной школе 2021-2022 предусмотрена работа с особенными детьми. Разработана система обучение в инклюзивных группах. Уделяется внимание одаренным детям. Но главный акцент сделан на формировании здорового и безопасного образа жизни младших школьников.
Как выбрать конкретную программу
Выбор учебно-методических комплексов, используемых в образовательном процессе, осуществляется учебным заведением. Руководство школы совместно с преподавательским составом определяет, по какой школьной программе будут обучаться школьники. Родителей лишь уведомляют о сделанном выборе, либо они сами уточняют его.
К сведению! Определить лучшие и наиболее удачные УМК помогут отзывы и мнения родителей учеников. Но все программы соответствуют ФГОС и обеспечивают качественное и полноценное преподавание основных школьных дисциплин.
У мам и пап будущих первоклассников есть возможность повлиять на ход обучения своих детей, выбрав школу с предпочтительной программой. Для этого до записи в общеобразовательное учреждение нужно уточнить, какие УМК действуют. Далее можно записать ребенка в ту школу, в которой будет применяться подходящая учебная программа.
Но выбрать образовательное учреждение удается не всегда, так как набор учеников осуществляется по территориальному принципу (по прописке) и некоторым привилегиям (обучение старшего ребенка). Кроме того, программы могут отличаться в разных классах одной школы.
Зная особенности всех разрешенных школьных программ, родители смогут понять, что ожидает их детей во время обучения в школе. Также можно заранее ознакомиться с УМК, чтобы определить его соответствие особенностям ребенка, а также подготовиться к успешному освоению материала.