Франко элеватор что это
Что такое франко‑склад
Что такое франкировка
Франко-склад — это место, в которое по условиям договора поставщик обязуется доставить товарно-материальные ценности. В этой точке право на ТМЦ и ответственность за их сохранность передается от поставщика к клиенту. Пока груз не доберется до этой точки, все расходы по доставке и риски несет грузоотправитель.
Ценообразование во многом зависит от франко-склада, потому что в цену на товар производители включают стоимость доставки. Соответственно, чем ближе пункт назначения, тем меньше дополнительной стоимости заложено в цене ТМЦ.
Термин “франко” всегда употребляют вкупе с пунктом доставки, например, франко-вагон, франко-аэропорт, франко-порт и так далее. Наиболее популярны следующие виды франко.
Франко-склад поставщика
В договоре может быть прописано условие франко-склада поставщика. Это значит, что клиент становится собственником товаров в момент отгрузки со склада продавца. То есть поставщик вообще не нужно тратиться на доставку и страхование груза, это забота покупателя.
Тогда грузополучатель должен нанять грузоперевозчика или организовать доставку своими силами и застраховать груз, если это нужно. Кроме того, если товар перемещается через таможню, то все таможенные процедуры покупатель проходит сам или нанимает таможенного брокера.
Продавец обязан произвести продукт в нужном объеме, упаковать его, наклеить маркировку и предоставить покупателю доступ на склад.
Франко-склад покупателя
Продавец доставляет товар прямо на склад покупателю, поэтому в стоимость ТМЦ включается больше расходов, чем при франко-складе поставщика. Клиент становится собственником товара в момент отгрузки ТМЦ на своем складе.
Поставщик сам нанимает грузоперевозчика, страхует груз и так далее. Если франко-склад находится в другой стране, то поставщик дополнительно занимается растаможкой груза.
Понятие франко в Инкотермс-2020
Понятие франко сильно упростило международные перевозки. Поэтому правила франкировки зафиксированы в Инкотермс — сборнике торговых терминов, регулирующих международные перевозки. В 2020 году действует Инкотермс-2020. Обычно они меняются раз в 10 лет, например, до этого действовал Инкотермс 2010. Документ регулирует следующие моменты:
Франко-склад поставщика или франко-завод в Инкотермс названы аббревиатурой EXW. Этот термин используется для любого вида транспорта. Цена EXW включает в себя только стоимость самого товара без стоимости растаможки.
При EXW поставщик обязан только отгрузить товар на своем складе. Покупатель же занимается всем остальным: таможенным оформлением, погрузкой, доставкой и разгрузкой. Этот термин выгоден поставщику, но не покупателю.
Для покупателя выгодно прописать в договоре термин DDP. Это и есть франко-склад покупателя. То есть все расходы несет поставщик. Но DDP-цена будет ощутимо выше, чем EXW. В международных поставках DDP применяется гораздо реже, чем франко-склад поставщика.
В отечественных договорах поставки термины Инкотермс не применяют. Там обычно просто указывают место отгрузки товара и условия доставки. Правила Инкотермс прочно закреплены во внешнеэкономических контрактах.
Что такое франко-склад
Многие торговые операции предусматривают транспортные расходы. Приобретенный товар должен быть перевезен со склада производителя на склад покупателя. При этом может задействоваться как транспорт продавца, так и транспорт клиента. В некоторых случаях транспортировку осуществляет сторонняя организация. Но, так или иначе, на одну из сторон сделки возлагаются транспортные расходы. В договоре купли-продажи указывается, на какую именно.
Что такое франкировка
Расходы на транспорт не относятся к основным расходам той или иной организации. Вот почему производители, определяя отпускные цены на свою продукцию, обычно закладывают в эти цены расходы на доставку. Базовые условия поставки оказывают непосредственное влияние на цену товара. Если в договоре купли-продажи фигурирует понятие «франко-склад», это значит, что продавец добавил к стоимости товара определенную сумму за его транспортировку в указанное место, а также позаботился о страховке.
Факторы ценообразования
Цена товара устанавливается исходя из следующих факторов:
Франко-склад – это условие сделки, согласно которому на поставщика возлагается обязанность осуществить доставку товара в пункт, обозначенный в договоре. До того, как покупатель получит товар, все расходы по его перемещению несет продавец.
Что такое франко-склад поставщика и покупателя
Франко-склад поставщика – это поставка, при которой право собственности на продукцию переходит от продавца (производителя) к покупателю прямо на территории склада поставщика. После этого клиент самостоятельно перевозит товар туда, куда ему нужно, и несет связанные с этим процессом риски. В некоторых случаях он обращается к компании-перевозчику.
Франко-склад покупателя означает, что продавец утрачивает право собственности на продукцию только после того, как доставит ее на склад покупателя. Продавец предоставляет собственный транспорт (или же оплачивает услуги компании-перевозчика), несет все риски и все расходы по перемещению товара, в том числе по отгрузке и разгрузке.
Некоторые понятия, используемые в договорах
Условия франкировки обязательно указываются в бумагах, сопровождающих сделку (накладных на товар). Когда клиент самостоятельно забирает купленный товар, продавец возмещает ему транспортные расходы, если они были учтены при определении отпускной цены.
— своевременно оплатить заказ железнодорожного транспорта;
— осуществить погрузочные работы;
— уведомить покупателя о времени доставки груза;
— подготовить сопроводительные документы.
Покупатель же в этом случае должен оплатить разгрузку и перевозку товара от станции назначения до склада.
Зачем нужна франкировка
За долгие годы торговых отношений были выработаны правила формирования отпускных цен на товары. Франкировка упростила осуществление импорта и экспорта. Ценообразование во всех сферах торговли – как внешней, так и внутренней – происходит на основании все тех же правил.
Большинство торговых терминов, относящихся к франкировке (франко-набережная, франко-борт, франко-пристань), включено в Инкотермс (свод международных правил внешней торговли). Наличие общепринятой системы ценообразования (франкировки) способствует оперативному решению вопросов транспортировки грузов и ответственности за их сохранность. Франкировка выгодна всем участникам сделки, заинтересованным в соблюдении своих интересов.
Термин «франко» служит для обозначения распределения транспортных расходов между участниками сделки. Эта приставка используется в сочетании с указанием на пункт доставки. Франко-склад – это и одно из условий сделки, и место, где осуществляется передача прав собственности на товар от поставщика к покупателю.
Базисы поставки и условия транспортировки нефтепродуктов
«Франко-вагон станция отправления»
Поставка товара осуществляется с НПЗ железнодорожным транспортом на условиях сдачи товара первому перевозчику на железнодорожной станции отправления.
По согласованию сторон Поставщик может оказывать покупателю услугу по организации транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом от станции отправления до станции назначения,указанной покупателем.
«Франко-вагон станция назначения»
Поставка товара осуществляется с НПЗ железнодорожным транспортом на условиях доставки товара Поставщиком до железнодорожной станции, указанной покупателем и являющейся пунктом назначения.
Поставка товара осуществляется по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти путем сдачи товара Поставщиком в систему магистрального трубопроводного транспорта Транснефти из резервуара НПЗ.
По согласованию сторон организация транспортировки нефтепродуктов по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти может осуществляться либо покупателем самостоятельно и за свой счет, либо Поставщиком
путем оказания услуги по организации транспортировки нефтепродуктов по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти.
Поставка товара осуществляется путем передачи товара от Поставщика покупателю в резервуаре покупателя.
Транспортировка нефтепродуктов до резервуара покупателя осуществляется Поставщиком по трубопроводу.
«Франко-резервуар 3 их лиц»
Поставка товара осуществляется путем передачи товара от Поставщика покупателю в резервуарах 3 их лиц.
Транспортировка нефтепродуктов до резервуара третьих лиц осуществляется Поставщиком по трубопроводу.
Начиная с даты поставки товара дальнейшее хранение или транспортировка товара производится покупателем самостоятельно и за свой счет.
Поставка товара осуществляется на условиях самовывоза (выборки) товара автомобильным или железнодорожным транспортом покупателя с пунктов налива /погрузки (НПЗ).
«Франко-вагон промежуточная станция»
Поставка товара импортного производства осуществляется железнодорожным транспортом на условиях доставки товара Поставщиком до промежуточной железнодорожной станции.
По согласованию сторон Поставщик может оказать покупателю услугу по организации транспортировки нефтепродуктов от промежуточной станции до станции назначения, указанной покупателем, либо покупатель самостоятельно и за свой счет организует транспортировку от промежуточной станции до станции/пункта назначения.
Как выбрать условия поставки: разъяснение Инкотермс
Почти в каждом международном контракте можно найти условное обозначение из трех букв: EXW, CPT, DPU. Это условия международной поставки Инкотермс.
Что такое Инкотермс
International commerce terms (Incoterms) – это одиннадцать общепринятых терминов, сокращенных по первым трем буквам, которые регулируют международную поставку товаров. Применение этих правил:
Инкотермс был опубликован в 1936 году Международной торговой палатой (ICC), и с тех пор подвергся нескольким правкам. С 1980 года, изменения стали вноситься регулярно, каждые десять лет.
Сейчас, актуальной версией документа считается Инкотермс 2020. Однако, новая версия не аннулирует предыдущие. Можно использовать любую, но необходимо указывать на какую именно вы ссылаетесь.
Например, если вы хотите использовать базис поставки DAT, который был заменен в Инкотермс 2020 на DPU, нужно указать следующее DAT London, Great Britain (Incoterms 2010).
Зачем нужен Инкотермс
В условиях нарастающей глобализации и все более развивающейся международной торговли, было необходимо упорядочить условия торговых сделок. Вместо того, чтобы каждый раз оговаривать, на кого ложатся: оплата за погрузку, доставку, таможенное оформление, а также определять границы ответственности продавца и покупателя, был создан Инкотермс, как попытка привести все возможные варианты условия сделки к общему знаменателю.
Термины Инкотермс зашифрованы тремя латинскими буквами. Каждый из них определяет следующие условия сделки:
Однако, когда переходит право собственности с продавца на покупателя, условия оплаты, штрафы и последствия при форс-мажоре придется прописать в договор отдельно. Эти условия не включены в термины Инкотермс и никак ими не регулируется.
Категории Инкотермс
Выделяют четыре основные категории, на которые в дальнейшем распределяются правила Инкотермс:
EXW — Ex Works / Франко завод
Согласно правилу EXW Франко-завод, поставщик считается исполнившим свои обязанности в тот момент, когда покупатель, либо перевозчик принимает товар на складе или на месте производства. После этого, все риски и ответственность за груз переходит на него.
Обязанности продавца: упаковка, маркировка и предоставление доступа к товару для покупателя.
Обязанности покупателя: погрузка, транспортировка, таможенное оформление импорта и экспорта.
Преимущества и недостатки условий поставки
На деле применение правил EXW трудноосуществимо на практике по причине нескольких недостатков:
Использование базиса Ex Works может быть выгодно для покупателей, которые объединяют несколько товарных партий от разных производителей в одну и только после этого передают ее на экспорт.
FCA — Free Carrier / Франко перевозчик
Free Carrier определяет границы ответственности продавца и покупателя в момент погрузки поставки на транспорт покупателя.
Обязанности продавца: отгрузка товара с места производства, таможенное оформление экспорта, погрузка товара на транспортное средство покупателя.
Обязанности покупателя: доставка в порт и морской фрахт, доставка до места таможенного оформления импорта, выгрузка и растаможка.
Преимущества и недостатки условий поставки
Несмотря на то, что базис FCA возлагает больше обязанностей на продавца, чем EXW, по-прежнему, существует неравномерное распределение ответственности между сторонами:
Преимущества базиса поставки FCA:
FAS — Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна
Обязанности продавца: продавец берет на себя обязанности по отгрузке товара со склада, таможенное оформление на экспорт и размещение готовой партии рядом с кораблем, указанным покупателем.
Обязанности покупателя: погрузка товара на судно, морской фрахт, выгрузка с судна и доставка до места растаможки, страховка, таможенное оформление импорта, выгрузка с транспорта.
Преимущества и недостатки условий поставки
Главный недостаток базиса поставки FAS для продавца — груз не может быть доставлен в порт, если там еще нет корабля. Поэтому задержка судна из-за форс мажорных обстоятельств может нарушить планы поставщика.
Покупатель может полностью контролировать погрузку на судно и фрахт, а не рассчитывать в этом вопросе на продавца. К тому же в последней редакции документа поставщик обязуется передавать покупателю коносамент с отметкой «на борту», который необходим для оплаты по аккредитиву.
FOB — Free on Board / Свободно на борту
Обязанности продавца: отгрузка товара, таможенное оформление экспорта, погрузка и доставка товара до порта, погрузка на корабль.
Обязанности покупателя: морской фрахт, выгрузка с судна и доставка до таможни, таможенное оформление импорта.
Преимущества и недостатки условий поставки
Основным преимуществом правил поставки FOB для покупателя является обязательное условие погрузки товара на судно продавцом. Принимающей стороне не приходится организовывать сам процесс погрузки товара, а лишь оплатить фрахт.
Однако, базис невозможно применять при контейнерных перевозках, переход ответственности от продавца к покупателю проходит в тот момент, когда товар окажется именно на корабле, а не на контейнерном терминале. Поэтому возникают определенные сложности. Для контейнерных грузоперевозок рекомендуется использовать базис поставки FAS.
CPT — Carriage Paid to / Перевозка оплачена до
Правила CPT подразумевают переход рисков после затаможки товара и погрузки его на транспорт, но обязанности по дальнейшей транспортировке и доставки до места нахождения покупателя сохраняются за продавцом.
Обязанности продавца: расходы за доставку, таможенное оформление экспорта, фрахт до места назначения.
Обязанности покупателя: затраты и риски на транспортировку, без организации самого фрахта, страховка, таможенное оформление импорта.
Преимущества и недостатки условий поставки
Основной минус при использовании CPT — это переход рисков и расходов от одной стороны к другой переходит в разных местах. Не каждый покупатель соглашается нести ответственность за товар, когда тот находится в руках чужого перевозчика. Большинство импортеров предпочитают брать на себя все соответствующие риски за груз, когда тот, уже экспортирован.
Подобные условия подходят для расчетов по банковскому аккредитиву, потому что поставщик может легко получить все необходимые для этого документы у своего же перевозчика.
CIP — Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до
Данное условие подразумевает, что продавец берет на себя обязанности по страховке и доставке груза до заранее обозначенного места.
Обязанности продавца: оплата расходов за доставку до покупателя, фрахт, экспортное таможенное оформление, оплата страховки, расходы, связанные с товаром до момента его поставки, ответственность за риски до передачи перевозчику.
Обязанности покупателя: принятие на себя рисков с момента приема груза перевозчиком, разгрузка на месте, таможенное оформление импорта.
Преимущества и недостатки условий поставки
Базис поставки CIP по своим условиям похож на CPT. Их главное отличие в том, что в первом случае все затраты на страховку груза берет на себя продавец. В остальном все плюсы и минусы данных правил Инкотермс схожи.
Переход рисков и расходов от одной стороны к другой происходит в разных местах, что является не очень привлекательным условием для покупателя. Товар в момент передачи рисков, все еще находится в руках чужого перевозчика.
В базисе CIP нет определения того, где именно должна происходить отгрузка товара.
Условия поставки CIP могут быть выгодны для продавца, если он имеет регулярные поставки и может координировать действия собственных перевозчиков.
CFR — Cost and Freight / Стоимость и фрахт
Обязанности продавца: отгрузка товара, таможенное оформление на экспорт, погрузка на транспорт, доставка в порт, погрузка товара на судно, морской фрахт.
Обязанности покупателя: выгрузка с судна, страховка товара, ответственность за груз во время транспортировки, таможенное оформление импорта, доставка и разгрузка в конечном пункте назначения.
Преимущества и недостатки условий поставки
Главным недостатком правил поставки CFR является то, что они не подходят для контейнерных перевозок, поскольку товар передается покупателю уже в порту назначения, а не на контейнерном терминале.
Также, банки готовы использовать базис поставки CFR для оплаты по банковскому аккредитиву.
Однако ответственность между продавцом и покупателем распределена достаточно сбалансировано.
CIF — Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт
Условия CIF аналогичны CFR, но в данном правиле продавец также заключает договор страхования, покрывающий возможные риски.
Обязанности продавца: отгрузка товара со склада, таможенное оформление экспорта, погрузка на транспорт доставки до порта и доставка, погрузка на судно, страховка товара, морской фрахт.
Обязанности покупателя: прием товара в порту и выгрузка с судна, доставка и разгрузка в месте таможенного оформления, таможенное оформление импорта.
Преимущества и недостатки условий поставки
Основными преимуществами для поставщика при использовании правил поставки CIF можно считать:
Главным преимуществом использования CIF для покупателя является то, что затраты на страховку берет на себя продавец.
Недостатки у базиса поставки CIF те же, что и у предыдущих двух правил:
DAP — Delivered at Place / Поставка в месте назначения
Обязанности продавца: производство и выпуск товара, предоставление всех необходимых документов на груз, погрузка и транспортировка товара до границы, затаможка товара, доставка и все связанные с ней формальности до пункта таможенного оформления.
Обязанности покупателя: оплата товара согласно договору, растаможка товара, оплата страхования груза и ответственность за риски.
Преимущества и недостатки условий поставки
Условия поставки DAP имеет перевес ответственности за проведение процедур на сторону продавца. В правиле DAP не указано прямо, что подразумевается под «местом доставки». Обычно это помещение покупателя, но это стоит уточнять.
Условия DAP хорошо работают при перевозке автомобильным транспортом. С мультимодальными перевозками имеются определенные риски и неудобства. Например, при морских контейнерных перевозках пустой контейнер после разгрузки должен быть возвращен обратно продавцу за счет покупателя.
Базис DAP несовместим с оплатой по банковскому аккредитиву. Формально доставка товара происходит в самом конце транспортной цепочки, поэтому представление соответствующих документов в банк невозможно.
Существует также ряд прочих, частных проблем. Например, связанные с формальностями, которые могут возникнуть во время транзита, через другие страны.
DPU — Delivered at Place Unloaded / Доставка до места выгрузки
Обязанности продавца: отгрузка товара, затаможка, логистика и морской фрахт, страховка товара, доставка и разгрузка на месте.
Обязанности покупателя: в обязанности покупателя входит лишь таможенное оформление партии на конечном этапе. В основном все риски несет продавец. Принимающая сторона страдает только в случае задержки по времени растаможки.
Преимущества и недостатки условий поставки
Основной сложностью работы с условиями поставки DPU является то, что это единственный базис, который требует от продавца выгрузку товара в месте доставки. Поставщику стоит заранее продумать процесс выгрузки и убедиться, что получится организовать этот процесс. Если с ним могут возникнуть сложности, то следует придерживаться базиса DAP. Их условия отличаются только в этом конкретном факте, во остальном они схожи.
Базис поставки DPU целесообразно применять, при доставке небольших курьерских посылок. Когда передача товара происходит сразу в руки покупателя.
DDP — Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин
Обязанности продавца: выпуск товара и оформление технической документации, погрузка товара, таможенное оформление импорта и экспорта, логистика на всем пути следования.
Обязанности покупателя: разгрузка на месте.
Преимущества и недостатки условий поставки
Плюсы и минусы условий поставки по правилам DDP зеркальны EXW. Если для базиса Франко-завод был актуален перевес обязанностей в сторону покупателя, то в данном случае ситуация диаметрально противоположная.
Соответственно минусы использования схемы DDP имеют аналогичный характер:
Большим преимуществом при поставки по правилам DDP то, что покупатель получает на руки уже готовый для реализации на внутреннем рынке товар.
Базисы прошлых версий Инкотермс
DAT — Delivered at Terminal / Поставка в терминал Инкотермс 2010. Сейчас вместо этого базиса используется DPU. Причиной для изменения стало расширение возможных типов мест выгрузки, ранее все ограничивалось доставкой до терминала.
DAF — Delivered at Frontier / поставка до границы Инкотермс 2000. Согласно этому базису передача товара происходит на таможенной границе. DAF часто используется в автомобильных и железнодорожных перевозках.
Страховка
Инкотермс закрепляет обязанности по страховке только в двух базисах поставки CIP и CIF за продавцом. Во всех остальных правилах ответственность за страховку груза определяется соглашением сторон.
В страховом документе должно быть указано:
Не существует какого-либо универсального способа застраховать груз. При выборе страховки, следует руководствоваться наиболее вероятными рисками, которые могут возникнуть по пути следования товара до места назначения.
Какой базис выбрать поставщикам
Зачастую экспортеры и производители товаров не имеют специалистов по ВЭД и самостоятельно не занимаются организацией поставок за границу. Им выгодней, как можно скорее передать товар покупателю и не брать на себя лишние риски и обязанности. Однако, такой расклад может не устроить потенциальных покупателей, поэтому приходиться выбирать более сбалансированные условия поставки.
Если вы совсем не хотите заниматься таможенным оформлением и логистикой, то следует выбрать правила поставки EXW. Единственное, что от вас потребуется в таком случае – это предоставить свободный доступ к товару со своего склада.
Наиболее оптимальными базисами можно считать FOB – в случаях доставки груза по морю, и FCA – для всех остальных. В этих случаях вы должны будете провести таможенное оформление экспорта и отгрузить товар перевозчику покупателя. При этом обязанности по страховке товара и все, что с ним будет происходить в пути и стране отправления – не ваша забота.
Либо, если вы хотите облегчить работу покупателю, то можно воспользоваться правилами CPT, и доставить груз в согласованное место. При этом ответственность за него все равно будет лежать на вашем партнере, с момента погрузки на транспорт.
Какой базис выбрать покупателю
Стоимость контракта во многом зависит от правил поставки Инкотермс. Например, если используется базис EXW, то в контракт будет заложена только цена за товар. А если DDP, то придется заплатить за все сопутствующие расходы.
В первом случае стоимость контракта можно регулировать, выбрав более дешевый способ доставки или таможенного оформления. Во втором, за вас все решит экспортер и работать придется на удобных ему условиях.
Например, вы решили заказать партию пластиковой посуды из Китая стоимостью 5000 долларов. При актуальном курсе ЦБ РФ 1 доллар – 75 рублей, стоимость партии будет 375 000 рублей. При использовании базиса EXW, вы забираете товар по этой цене. Но если контракт оформлен согласно правилам DAP, то продавец доставит товар на таможню и стоимость партии в этом случае будет равна 415 000 рублей, 40 000 из которых – это дополнительные издержки, на которые вы никак не можете повлиять.
Начинающим импортерам
Импортерам, которые только начали погружаться в международную торговлю рекомендуется придерживаться базисов группы D: DAP и DPU. Согласно этим правилам Инкотермс продавец берет на себя большую часть обязанностей. Вам остается только грамотно провести процедуру таможенного оформления. Конечно у вас будет меньше возможностей для того, чтобы сэкономить на логистике, но на начальном этапе лучше переплатить, чем по неопытности потерять весь груз.
Следование этим базисам не избавит вас от всех проблем, но минимизирует их.
Опытным импортерам
Если ввоз товара из-за границы для вас дело привычное, то стоит присмотреться к следующим базисам: EXW, FCA, FAS, FOB. Использовать данные правила поставки можно тем, кто имеет опыт в международной логистике и знает, как можно сэкономить на доставке товара.
Необходимо понимать, что использование правил группы Е, F и С требует подготовки и сбора дополнительных договоров и документов, а также большую ответственность за партию на покупателе.
Иные случаи
Наиболее сбалансированными базисами поставки являются CIF и CIP. В этих случаях риски распределяются равномерно между продавцом и покупателем.
Если для оформления сделки вы берете кредит в банке, стоит придерживаться правил группы D. Финансовые организации предпочитают, когда в контракте уже указаны и включены все соответствующие расходы.