Фреон 134 и 134а в чем разница
В чем разница между разными марками фреона
Очень часто в прайс-листах климатических фирм, и в нашем в том числе, вы можете видеть комментарии «фреон R22», «R-407» или «R-410A». Что это значит и какая разница клиенту, кондиционер с каким фреоном приобрести, мы и опишем в данной статье.
Сразу оговорюсь, чтобы избежать нападок от специалистов, статью написал специалист по бытовым системам кондиционирования, а не специалист по фреонам. И статья направлена не на доскональное описание свойств разных фреонов, а на то, чтобы дать клиенту понимание того, стоит ли переплачивать деньги за кондиционер с новейшим фреоном.
Первый, признанный историками техники комнатный кондиционер, выпущенный в 1929 году компанией General Electric, работал на аммиаке. Это вещество небезопасно для человека, что в значительной мере сдерживало развитие холодильной техники.
В отличие от традиционных хладагентов, R-407C и R-410A являются смесями различных фреонов, а потому менее удобны в эксплуатации. Так в состав R-407C, созданного в качестве альтернативы R-22, входят три фреона: R-32 (23%), R-125 (25%) и R-134a (52%). Каждый из них отвечает за обеспечение определенных свойств: первый способствует увеличению производительности, второй исключает возгорание, третий определяет рабочее давление в контуре хладагента.
К тому же его «экологичность» на практике может привести к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Эвакуированный из кондиционеров фреон необходимо утилизировать, а в России или странах Азии с этим никто не станет связываться. Его просто стравят в ближайшей подворотне. И хотя для озонового слоя R-407C не опасен, он является одним из наиболее сильных «парниковых газов».
Хладагент марки R-410A, состоящий из R-32 (50%) и R-125 (50%) является условно изотропным. То есть при утечке смесь практически не меняет своего состава, а потому кондиционер может быть просто дозаправлен. Однако и R-410A не лишен некоторых недостатков. Дело в том, что детали компрессора кондиционера смазываются специальным маслом, растворенным во фреоне. Для каждого фреона необходимо применять строго ту марку масла, которая совместима с данным хладагентом. В случае неправильной заправки маслом вероятность погубить компрессор (сердце кондиционера) возрастает почти до 100%. В отличие от R-22, который хорошо растворим в обыкновенном минеральном масле, новые хладагенты предполагают использование синтетического полиэфирного масла.
У нового фреона R32, на котором работают новейшие модели кондиционеров Daikin, Mitsubishi Electric и др. имеются неоспоримые преимущества. В первую очередь это касается потенциала глобального потепления (ПГП). Если сравнивать хладагент R410A и R32, то R410A отличается увеличенным более чем на 65% ПГП. А это значит, что от фреона R32 в меньшей степени страдает окружающая среда. Также R32 отличается низкой вязкостью и плотностью. За счет этого уменьшается интенсивность расходования фреона с учетом одинаковых показателей мощности. Плотность дифторметана на 30% меньше по сравнению с хладагентом R410A. Низкая вязкость также позволяет уменьшить потери давления в холодильном контуре и увеличить энергоэффективность кондиционера. По теплопроводности, R32 также превосходит R410. Это положительным образом складывается на холодопроизводительности, которая увеличена на 4%. По сравнению с R410A, R32 является однокомпонентным веществом, в связи с чем он очень удобен в эксплуатации по причине возможности дополнительной заправки без удаления из системы хладагента полностью и отсутствия необходимости ее полной заправки.
Характеристики фреонов, используемых в кондиционерах
Статья откорректирована в 2017 году
Опубликовано: 01.05.2009 | Просмотров: 47117
Хладон R134a: отличительные особенности, сферы применения
Разница между хладонами– в химическом составе, числе атомов фтора, брома, метанов, хлора. Фреоны, в зависимости от состава, могут быть безвредными для здоровья человека и окружающей среды, либо оказывать на них токсичное воздействие. К числу первых относится марка R134a.
Отличительные черты хладона R134a
Фреон марки R134a называют также тетрафторэтаном. Он не имеет цвета и запаха. Считается экологически безопасным соединением, так как не содержит опасных хлора и брома. В настоящее время успешно заменяет более токсичный хладагент R12.
Отличия хладона R134a:
Внимание: применение фреона 134a в сочетании с другими марками категорически запрещается! Так, в сочетании с фреоном марки R12 образуется газ высокого давления.
Где используется марка R134a
В настоящее время также рассматриваются перспективы использования смеси 134а в установках для охлаждения воды с центробежными и винтовыми компрессорами.
Какие государства используют хладон R134a
Данная марка широко распространена в Европе (Испании, Франции), Японии, Соединенных Штатах Америки, Китае. В Российской Федерации используется, но большей частью у нас пользуется спросом его аналог R600a. Различаются ли смеси, произведенные в разных странах, по качеству? Специалисты рекомендуют: дорогостоящее оборудование лучше заправлять хладоном европейского производства или китайского, но произведенным под маркой известного бренда.
Достоинства, недостатки хладона R134a
Степень его негативного воздействия на озоновый слой планеты равна нулю! В то же время, как доказали ученые, данный хладагент оказывает влияние на потепление Земли. Поэтому рекомендуется его перевозить, хранить, использовать только в закрытых, герметичных емкостях.
Особенности, хранения, транспортировки фреона R134a
Формы выпуска хладагента R134a – одноразовые и возвратные баллоны, небольшие баллончики для аэрозолей. Хранить их рекомендуется в закрытых помещениях, максимально защищенных от попадания прямых солнечных лучей, подальше от горючих, легко воспламеняющихся материалов, открытого огня. Хладон R134a входит в группы веществ и смесей, относящихся к четвертому классу опасности. А это значит, что особых условий требований, условий к перевозке, видам транспорта не предъявляются. Главное – соблюдение общих требований, норм безопасности.
Безопасная температура для фреона R134a – до плюс пятидесяти градусов по Цельсию. При необходимости баллончик со смесь можно легко и безопасно для здоровья, окружающей среды дозаправить – небольшая утечка не несет опасности. Разумеется, самостоятельно заниматься этим не стоит – следует обратиться в специализированные сервисные центры либо вызвать квалифицированного специалиста на дом, в офис, промышленное предприятие.
Какие преимущества и особенности имеет фреон R-134А
Фреон R134A – представитель современных хладонов, используемых в климатическом и холодильном оборудовании. Его стали применять в связи с введением ограничений на работу различных систем с хладонами, содержащими хлор. Фреон R134A используется как в чистом виде, так и в составе смесей. Он имеет неоспоримые преимущества в сравнении с R12, однако обладает определенными особенностями, влияющими на эксплуатацию.
Описание и применение фреона R134A
Все фреоны представляют собой вещества, закипающие при низком давлении, и выпадающие в конденсат при высоком. Эти свойства позволяют успешно использовать хладагенты при создании климатического и холодильного оборудования.
Существуют различные виды хладонов:
К последним относится фреон R134A – хладагент, изготовленный без использования хлора. Бесцветный газ имеет химическое наименование – тетрафторэтан.
Чаще всего хладагентом заправляют кондиционеры в автомобилях, промышленные холодильные установки и бытовое климатическое оборудование. Его применяют в процессе создания других марок фреона. Хладагент предназначен для работы в среднетемпературном диапазоне.
Фреон R134A может использоваться в системах, в которых официально применяются другие хладагенты. Это возможно благодаря включению вещества в состав большинства хладонов.
Фреон используют в пневматическом оружии, заправляют в баллоны для пылеочистительных устройств, применяют для охлаждения воды в промышленных масштабах. В жидком состоянии вещество широко используется для охлаждения персональных компьютеров (системы для разгона).
Хладон имеет российский аналог, носящий название R-600A. Несмотря на схожие свойства фреона R134A и R12, их нельзя смешивать. Такие действия могут стать причиной выхода оборудования из строя. Отечественные производители утверждают, что их продукт создавался с учетом эксплуатации российских компрессоров.
Преимущества и недостатки
Хладон не воспламеняется и не обладает токсичностью. Давление насыщенного пара у R134A выше, чем у R12. Это означает, что теплообменник холодильного оборудования будет нагреваться дольше.
Основные преимущества хладона:
По результатам испытаний в широком температурном диапазоне было установлено, что хладагент R134A имеет большую степень производительности, чем прогнозировалось. Вещество обладает наилучшими показателями теплопередачи, в сравнении с R12 и R22.
Одним из весомых недостатков фреона является разложение с выделением вредных паров при нагревании выше 250 градусов. Кроме того, он имеет высокий коэффициент парникового эффекта, который в 1300 раз выше, чем у углекислого газа.
Еще один недостаток фреона R134A – высокая гигроскопичность. Когда при ненадлежащем обслуживании проницаемость шлангов увеличивается, повышается риск проникновения влаги в систему. При попадании воздуха и дальнейшем сжатии возможно образование горючей смеси.
Особенности хладагента
Газ R134A лучше применять в средне- и высокотемпературных холодильных агрегатах. По сравнению с аналогами, он лучше справляется с ежегодным повышением температур, что позволяет его использовать в особых герметичных системах охлаждения.
Хладон применяют при модернизации оборудования, работающего при низких температурах.
Другие особенности бесцветного газа:
Таким образом, для использования R134A необходимы:
При тестировании техники с эфирными маслами применялись обычные металлические элементы. При использовании гибких шлангов эластомеры подбираются отдельно. Это условие обеспечивает минимальную проницаемость стенок и наименьшее количество остаточной влаги.
Все системы перед заправкой и заменой масла тщательно обезвоживаются. В холодильный контур устанавливают фильтры осушения, которые должны соответствовать по характеристикам молекулам R134A.
При грамотном подходе к использованию хладагента проблем при работе с ним не возникает.
Фреон R134A: характеристики
В таблице представлены технические данные вещества, которые помогут сравнить хладагент с имеющимися на рынке аналогами.
Наименование показателя | Числовое значение, мера измерения |
Температура кипения | -26,5 градусов |
Критическое давление | 4,06 МПа |
Критическая температура | 101,5 градусов |
Озоноразрушающий потенциал | 0 ODP |
Молекулярный вес | 102,03 г/моль |
Плотность жидкости | 126 кг/м3 |
Плотность газа | 5,28 кг м3 |
Растворимость в воде | 0,21 об/об |
Благодаря этим показателям фреон R134A применяют в автомобилестроении, промышленности, при создании бытовой холодильной техники.
В состав фреона R134A входят:
Тесты на хранение вещества выявили высокую гидролизную устойчивость на алюминии, меди, латуни и нержавеющей стали.
R134a или R600a: какой хладагент лучше, выгоднее, эффективнее
Обновлено: 4 марта 2021.
Какой хладагент лучше, R134a или R600a? В чем их отличия и особенности? Можно ли заменить фреон 134 на 600 и обратно? Стоит ли переплачивать за это? На эти и другие вопросы мы ответим вам в этой публикации.
При этом важно понимать, что r-600a и r-134a – не единственный вариант. В холодильниках также используются другие газы. Подробнее эту тему мы раскрыли в статье «Каким фреоном заправляют холодильники и как определить его тип».
Особенности хладагента R134a
Фреон R134a (тетрафторэтан, HFC 134a) был создан на смену хладагенту R12. Он не содержит хлора и не разрушает озоновый слой. При этом имеет большой потенциал глобального потепления (GWP), в 1430 раз больше углекислого газа.
Хладагент R134a не горюч, не представляет опасности для здоровья человека. Его используют в холодильниках, автомобильных кондиционерах и другой климатической технике. По холодопроизводительности он хуже фреона R12.
Более подробную информацию про этот газ читайте в статье: Фреон r134a: подробные характеристики, свойства, особенности. Про R-12 хладагент мы писали в публикации: R12 фреон: характеристики, свойства, особенности.
Особенности хладагента R600a
Фреон R600a (изобутан, HC 600a) – изомер бутана. Имеет такую же химическую формулу, но другое расположение атомов в молекуле. Его стали использовать в бытовых холодильниках и морозильных камерах позже R134a. он также является заменителем R12.
Хладагент R600a горюч, как обычный природный газ. Не оказывает токсичного и отравляющего действия на здоровье человека. Имеет нулевой потенциал глобального потепления, озоноразрушающая способность хладагента равна нулю. Подробнее про этот газ мы написали в статье: Характеристики и свойства фреона R600a (изобутана), особенности.
Слева — молекула изобутана, справа — бутана.
Чем отличается фреон 134 от 600
Холодильники на r134a работают на синтетическом полиэфирном масле из-за его агрессивности. Установки на r600a используют минеральное масло. Как в случае с автомобильными маслами, синтетика всегда дороже минералки. При этом 600 фреон также может работать на синтетическом.
В системах на 134 фреоне требуется больше газа для нормальной работы. Холодопроизводительность тетрафторэтана на 30% ниже, чем изобутана. Энергопотребление бытовых холодильников и морозильных камер на r134a на 20-40% выше, чем на r600a.
Из-за горючести, компрессоры для работы на фреоне r600a имеют конструктивные особенности. Они дороже двигателей для 134 хладона. Из-за низкой нагрузки при работе у них ниже уровень шума и больше срок работы.
Хладагент R600a воспламеняется, но быстро сгорает. В системе холодильника его мало, поэтому вероятность пожара низкая. К тому же, техника на 600 фреоне сделана так, чтобы при утечке он скапливался в тех местах, где не сможет загореться. Поэтому и фреон R-290 (пропан) рекомендован для применения в бытовой холодильной технике.
Фреон r134a агрессивен и требователен к качеству масла. Для его работы необходимо высокое давление, поэтому диаметр капиллярных трубок небольшой. Из-за этого они чувствительны к засорам. Благодаря этому вместо него заправляют R600a, который менее прихотливый чем другие аналоги R134a хладагента.
При разложении масла или его низком качестве, 134 хладагент вступает в реакцию с примесями и результатами реакций. Образуются примеси, которые осаждаются на стенках системы. Они уменьшают пропускную способность, образуют засоры. Это может вызвать:
По информации сервисных центров, со временем фреон R134a реагирует с маслами и приводит к их парафинизации. При этом процессе выделяются вещества, осаждающиеся на стенках фреоновой магистрали и рабочих поверхностях ее узлов.
По опыту мастеров и сервисных центров, через 5-6 лет в капиллярных медных трубках холодильников на r134a хладагенте возникает засор. Он начинает образовываться через 2-3 года после начала эксплуатации, но скапливается постепенно.
У хладагента r600a низкая температура кипения. Рабочие температуры систем ниже, чем у аналогичных на r134a. Они более чувствительны к наличию влаги. Поэтому при заправке, ремонте или обслуживании, их необходимо продувать сухим сжатым азотом.
14. Заправка кондиционера. Переход с R-1234уf на R-134a. Или раскрытие тайного заговора Кондейщиков.
Добрый вечер вновь.
Эта запись поставит под «удар» многих, кто занимается заправкой кондиционеров.
После ремонта столкнулся с проблемой заправки фреона в автомобиль.
По мануалам и наклейкам под капотом — четко видно, что заправлять нужно R-1234yf и ничего другого туда нельзя запускать. Данное новшество появилось на рестайле, более того, многие авто сейчас тоже активно переводят на этот газ.
Если вы начнете изучать стоимость заправки 1234 фреона — вы сильно удивитесь.
На закупке в РБ, 100 грамм данного газа стоит от 40-70уе. В 2.0 необходимо
620 грамм.
Не сложно посчитать, что для заправки нашего авто газом 1234 понадобится порядка 300 уе — цена довольна ощутимая для бюджета рядового Беларуса. (для справки — полная заправка 134 с маслом
И изучая очередной раз мануал наткнулся на следующую информацию:
Я провел аналогию, что Беларусь не далеко ушла от Мексики, и для нас «Мексиканский сценарий» идеально подходит.
Дополнительно — помучал сервисменов забугорного FORD на вопрос замены газа — на что получил положительный ответ, что в мануале написано верно, и при полной замене — можно переходить на 134, но они яростно рекомендуют 1234, т.к. экология — мать его!
Перепроверил, дополнительно, информацию на форуме кондиционерщиков и что выяснил:
1. 1234 очень схож по структуре на 134 газ.
2. 1234 газ сделали для того, что бы поднять денег на «инновациях» и битвы за экологию (здравствуй Грета Тунберг). В целом — это просто маркетинг.
Что надо, что бы спокойно перейти на 134 газ:
1. Полностью опустошить систему от старого газа, и постараться по максимуму выкачать масло из компрессора.
2. Залить масло для 134 газа.
3. Найти переходники на штуцеры (у многих контор они уже куплены).
4. Заправить газ.
5. Проверить, что все работает еще лучше, чем было на 1234.
Машина на 134-ом уже больше месяца. Никаких проблем нет. Уверен, что и в жару проблем не должно возникнуть.
Надеюсь, это было кому-то полезно.
Всем хороших дорог! И пусть ваш кондиционер холодит за вменяемые деньги!
Запчасти
Ford Fusion (America) 2018, двигатель бензиновый 2.0 л., 245 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — плановое ТО
Машины в продаже
Комментарии 67
А какие переходники нужны на штуцеры?
специальные с 134 на 1234)
На Зое тоже этот 1234, при этом в спецификации на компрессор указано, что работает с обоими газами. По отзывам украинских владельцев на 134 работает тише (это еще и тепловой насос). А 1234 еще и горюч. Поеду переделывать. Спасибо за статью
Очень полезная статья особенно сейчас для меня спасибо
Всегда рад писать для вас 🙂
Не стал читать все комментарии, но скажу кратко — смело можно заправлять R134а вместо 1234UF. Масло менять не надо. Есть всего несколько типов масел, но в данном случае оно полностью совместимое, кто не верит могу сбросить фото канистры с маслом для 1234UF, там все написано. Мыть систему не надо, вакуумировать — надо. Масло доливать только если его достаточно много ушло или меняли элемент (испаритель, конденсатор, снимали компрессор ну и т.п.). В таком случае действительно необходимо полностью слить старое масло и заправить новое.
Спасибо за информативный пост. Согласен, кто чем хочет — пусть тем и заправляет.
Но как я уже привел факт, взаимосвязь газов прописана в официальном мануале автомобиля 🙂
Не совсем понял: автомобиль у Вас поставлялся для канады или для мексики?
Автомобиль для США
следует использовать хладагент и масло для рынка США. В основе работы холодильных установок лежит одинаковый принцип: при сжатии компрессором газ нагревается, газ высокого давления охлаждается до состояния горячей жидкости в конденсаторе, доходит в таком состоянии до расширительного клапана, в расширительном клапане давление падает и горячая жидкость начинает кипеть, отбирая много энергии в испарителе, на выходе из испарителя холодный газ низкого давления. Задача инженеров подобрать температуры кипения и конденсации хладагента, объём и давления на всех узлах таким образом, что бы горячая жидкость, попавшая в испаритель успела вся испариться до попадания в компрессор (иначе гидроудар), а сжатый газ успел весь превратиться в жидкость в конденсаторе (иначе снижение эффективности). У каждого хладагента они разные. Так же: система, помимо металлических трубок, частично состоит из гибких шлангов и уплотнителей, материал, которых подбирается под масло, которое заполняет поры, что бы хладагент не уходил (как в воздушные шарики добавляют смазку, что бы дольше воздух держался). материал шлангов и уплотнителей по разному взаимодействует с маслами и хладагентами. Цена на хладагент и масла вторична — это производная от предожения/спроса/стоимости производства. Первично взаимодействие хладагента с озоном, у 1234 оно меньше чем у 134, у СО2 оно ещё меньше, но этот хладагент в Вашей системе точно не заработает. Да, и про воспламенимость: у Вас весь автомобиль воспламенимый, даже если аллюминий двигателя мелко натереть (методом трения сопряжённых деталей) он тоже станет взрывчатым веществом в кислородной среде, тем более там и масла горючие и горючее не менее воспламенимое. Весь вопрос в том как Вы его воспламенять собираетесь, если открутите какой-нибудь болт и спичками проверять будете утечку, ну…, наверное спичка гореть будет ярче…, или при свете факела решите в атмосферу выпустить содержимое системы, то же, наверное в округе станет светлее. Короче: чайником можно делать самогон (немного доработав), а самогонным аппаратом заваривать чай, но лучше использовать в соответствие в предназначением…
Люди уже давали развёрнутый ответ, более того, отвечали и люди, кто непосредственно работает с заправкой кондиционеров.
Спасибо за комментарий! Уверен, многим будет это очень полезно)
-1234 газ сделали для того, что бы поднять денег на «инновациях» и битвы за экологию (здравствуй Грета Тунберг)
— Если бы вы удосужились хотябы немного прочитать об этих хладогенах, прежде чем писать, вы бы поняли в чём их физическая и химическая разница. А так просто глупое высказывание. Если вы напрямую не видете угроз, это не означает, что их нет. Попробуйте обосновать обратное апеллируя цифрами, а не фразами пропаганд и вы убедитесь, что ваше высказывание фальшивое.
Уважаемый Антон.
Если бы вы внимательно прочитали всю статью, а не уткнулись в фразу про Грету — вы бы смогли заметить пруфы, предоставленные из мануала, где черным по белому указано, что система может работать как на 134, так и на 1234 фреоне, с учетом замены масла.
Более того, как я и указал — официальный диллер форда так-же подтвердил.
Поэтому, я не только удосужился прочитать, а еще и позвонил «за бугор».
Я верю официальным источникам, а вы?
А если же вы, фанат Химии, и Физики и отлично разбираетесь в газах и агрегатных состояниях — то вам, увы, не на Драйв. Тут никто не будет вдаваться в детали, всем нужны решения. подтвержденные фактом + практикой.
Я прочитал вашу статью. Меня задел не ваш подход к решению проблемы, а аргументация вашего выбора. Ваш единственный аргумент в пользу R134a это цена. При этом вы умудрились оправдать высокую цену другого газа только маркетинговым ходом и при этом унизить экологов. Это глупостью так и осталось. Будьте честны с собой, вы экономите на экологии и это имеет место быть, но не надо лукавить, оправдывая своё решение тем, что вас хотят обмануть.
На сколько мне известно, поправьте, если не прав.
Мой блог — есть мой блог. Я не заставляю заходить сюда людей из вне, и соглашаться с моими аргументами. Верно?
Глупость — трата вашего, и моего времени.
А по поводу обмана — поверьте, может у вас в Германии нет такого, но у нас, поголовно, людям впихивают 134ый под видом 1234. И это я говорю про РБ.
У меня есть знакомые, кто занимается заправкой кондиционеров и я знаю цену газа, который доступен на нашем рынке и на рынках РФ, и когда я слышу от знакомы — Ой да мне заправили 1234 по цене 134 — становится очень-очень стыдно и грустно.
За экологию — пусть топят те, кто ездит на заглушенных ЕГРах, и вырезают катализаторы для ускорения своих коней, а я топлю за правду, и за простые выходы из сложных и дорогих ситуаций.
надо бы дополнить статейку вашими комментариями! Спасибо!)