Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Фрейд и бессознательный разум

Зигмунд Фрейд не совсем изобрел идею о соотношении сознательного и бессознательного, но он определенно ответственен за то, что она стала популярной, и это был один из его главных вкладов в психологию.

Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть картинку Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Картинка про Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Фрейд и бессознательный разум

Фрейд разработал модель психики, с помощью которой он описал особенности структуры и функции разума. Фрейд использовал аналогию айсберга для описания трех уровней психики.

Три уровня психики по Фрейду

Именно это мы имеем в виду, употребляя слово «доступная память». Например, в настоящее время Вы не думаете о номере своего мобильного телефона, но когда он упоминается, Вы можете легко вспомнить его.

Легкие эмоциональные переживания могут находиться в предсознании, но иногда травмирующие и сильные негативные эмоции подавляются и, следовательно, недоступны в предсознании.

Наконец, бессознательное или подсознание, третий и самый нижний слой психики, включает в себя психические процессы, недоступные сознанию, но влияющие на суждения, чувства или поведение.

Определяющая роль подсознания

Наши чувства, мотивы и решения на самом деле находятся под сильным влиянием нашего прошлого опыта и хранятся в бессознательном.

Фрейд соотнес эти три системы со своей теорией о структуре личности, включающей такие понятия как «Я», «Эго» и «Суперэго». Здесь «Я» рассматривается как полностью бессознательное, в то время как Эго и Суперэго имеют сознательные, предсознательные и бессознательные аспекты.

Бессознательный разум

Хотя мы полностью осознаем, что происходит в сознательном разуме, мы не имеем ни малейшего представления о том, какая информация хранится в подсознании.

Бессознательное содержит массу важной, но тревожной информации, которую мы должны держать вне сознания, потому что она, будучи полностью осознанной, становится слишком опасной для психики.

Бессознательное действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, сдерживаемых и опосредуемых областью предсознательного. Например, Фрейд обнаружил, что некоторые события и желания часто были слишком пугающими или болезненными для его пациентов, чтобы признать их, и считал, что такая информация заперта в бессознательном разуме.

Бессознательное сознание содержит наши биологически обоснованные инстинкты (эрос и танатос) для примитивных побуждений к сексу и агрессии. Фрейд утверждал, что наши примитивные влечения часто не доходят до сознания, потому что они неприемлемы для нашего рационального, сознательного «я».

Люди используют ряд защитных механизмов, в том числе так называемое подавление, чтобы избежать осознания своих бессознательных побуждений и чувств.

Фрейд считал, что влияние бессознательного проявляется различными способами, включая сновидения, а также непреднамеренные ошибки при построении фраз, которые теперь известны как «оговорки по Фрейду».

Современный научный взгляд на подсознание

Изначально психологи скептически относились к идее психических процессов, действующих на бессознательном уровне. Однако со временем понятие бессознательного стало одним из важных направлений психологии.

Например, когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память и автоматическое мышление, а социальная психология показала важность неявной бессознательной обработки информации. Такие эмпирические результаты продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.

Однако эмпирические исследования в психологии выявили ограничения фрейдистской теории бессознательного, и современное понятие «адаптивного бессознательного» не во всем совпадает с тем, что думал по этому поводу Зигмунд Фрейд.

Действительно, Фрейд недооценил важность бессознательного, и, по аналогии с айсбергом, под водой находится гораздо большая часть разума. Разум работает наиболее эффективно, передавая значительную часть высокоуровневой, сложной обработки информации в бессознательное.

Если Фрейд рассматривал бессознательное как единое целое, то теперь психология понимает разум как совокупность модулей, которые развивались в течение долгого времени и работают вне сознания.

Наконец, если Фрейд считал, что примитивные побуждения остаются бессознательными, чтобы защитить человека от переживания тревоги, то современный взгляд на адаптивное бессознательное заключается в том, что большая часть обработки информации находится за пределами сознания по причинам эффективности, а не подавления.

Источник

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд

Сознание и бессознательное. Зигмунд Фрейд

Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».

В конце XIX в. прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. Из психологов(от греч. psyche– «душа» и logos– «учение») первым усомнился в разумной природе человека австрийский ученый, врач Зигмунд Фрейд.

Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть картинку Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Картинка про Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Зигмунд Фрейд (1856–1939)

Нам кажется, говорит он, что человек – целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не Божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих. Так неужели он настолько далеко ушел от царства природы, что в нем не осталось ничего биологического? Конечно же, осталось, просто мы не хотим этого замечать. Причем, по мнению Фрейда, биологического, или природного, в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Все биологическое в человеке, представляющее различные инстинкты, которые есть у любого живого существа, Фрейд назвал областью бессознательного. В силу самой своей природы (специфики) оно скрыто от нас, а вернее, недоступно нашему сознанию, или разуму. Говоря иначе, оно в нас есть, но мы его не осознаем и поэтому не знаем или не понимаем, что оно существует.

Представьте себе айсберг – огромную ледяную глыбу, плавающую в океане. Как известно, надводная, видимая его часть намного меньше подводной, невидимой. Нам кажется, что айсберг – это только то, что находится над водой, и мы не знаем его настоящих размеров, потому что они скрыты от непосредственного наблюдения. Так же и с бессознательным – оно представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица. Как айсберг – главным образом, то, что находится под водой, а не над ней, – так и человек – это в основном сфера его бессознательного, а вовсе не сознания, как нам кажется.

Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией(от лат. sublimare– «возносить или переходить»).

Другим сильным инстинктом после сексуального является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти, который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Таким образом, жизнь и деятельность человека, с точки зрения Фрейда, объясняются взаимодействием трех слоев, или пластов, его психики. Человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного, главными из которых являются сексуальный инстинкт (греч. – Эрос) и инстинкт смерти (греч. – Танатос). Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Само же человеческое сознание Фрейд именует «Я». В приводимой ниже схеме проиллюстрирован механизм взаимодействия этих трех слагаемых человеческой психики.

Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть картинку Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Картинка про Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Получается, что человеческое сознание (Я) не является «хозяином в собственном доме», потому что вынуждено постоянно раздваиваться, рваться пополам между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Человеку всегда приходится выбирать что-то среднее между своими биологическими влечениями (желаниями) и моральными нормами общества, в котором он живет. Говоря проще, ему чего-то хочется и в то же время ему нельзя этого делать. Он вынужден или подавить свои желания, или пренебречь общественными нормами. Ему трудно сделать и то и другое.

На этой почве у человека могут возникнуть психические расстройства, главной причиной которых являются, по Фрейду, подавленные или вытесненные желания (как правило, сексуального характера). Австрийский ученый разработал особый метод лечения психических заболеваний, который получил название психоанализ(от греч. psyche– «душа» и analysis– «разложение»). Этот термин можно трактовать как освобождение души. Сущность его в том, что врач в ходе длительной беседы выясняет истинную причину психического расстройства (заболевания) своего пациента, которой оказываются, чаще всего, когда-то подавленные им сексуальные желания. Он показывает (демонстрирует) ему эти причины, и пациент, осознавая или понимая их, сам может справиться со своей болезнью, потому что с врагом видимым бороться всегда намного легче, чем с невидимым противником.

Не случайно же говорят: «Предупрежден – значит, вооружен».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

а) Сознание и бессознательное

а) Сознание и бессознательное Казалось бы, сознание судит об Ну а благодаря возможности забывать о нем и прерывать его — возможности спать. Это способ быть, но берущее на себя бытие сознание — воплощенная нерешительность быть. Тем самым оно обретает измерение

1. Сознание как предметное сознание (Gegenstandsbewußtsein), самосознание, сущее сознание.

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь

Сознание как высшая форма отражения. Социальная сущность сознания. Сознание и речь Об отражении как всеобщем свойстве материи и его роли в жизни живых форм в общих чертах было рассказано в предыдущей теме. Здесь данный вопрос освещается несколько шире, поскольку речь

99. Сознание и бессознательное

99. Сознание и бессознательное Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в

1. Сознание как переживание; сознание вообще; абсолютное сознание.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд (74)…[Во взглядах Фрейда необходимо] подчеркнуть и особо выделить его явно обусловленный временем скепсис по отношению ко всем идеалам девятнадцатого века или, по крайней мере, к большинству из них. Это то прошлое, которое составляет духовный фон, совершенно

7. Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд 1856–1939Три эссе о сексуальной теории1905Не будучи философом по профессии, первооткрыватель психоанализа создал произведение, которое имеет серьезное философское значение. Эта работа тесно связана с жизнью. Чтобы определить место Трех эссе о сексуальной

11.4. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд)

11.4. Сознание и бессознательное (Зигмунд Фрейд) Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является

Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное

Зигмунд Фрейд. Сознание и бессознательное Классические философские представления о человеке заключаются, главным образом, в том, что он представляет разумное, или сознательное, существо. Человек разумен, как и мир, в котором он живет. Сознание, или мышление, является его

40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

40. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Зигмунд Фрейд — австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления.Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд Проблема мазохизма затрагивалась Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) и метапсихологической работе «Влечения и судьбы влечений» (1915), прежде чем получить более детальное рассмотрение в предлагаемых ниже статьях «Ребенка бьют» (1919) и

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд Но если Ведекинд просто не решил или, может быть, не пытался решить загадки отношений Эроса и Танатоса, то решение Зигмунда Фрейда, мягко говоря, вовсе никуда не годится. Это прозвучит парадоксально, но на волне нарождающейся внутренней свободы человека

Современное поколение исследователей: Зигмунд Фрейд и Конрад Лоренц

7. ЗИГМУНД ФРЕЙД

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939)

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939) Австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа. Центральной в учении Фрейда явилась теория психосексуального развития индивида. Согласно Фрейду, основу бессознательного составляют сексуальные инстинкты (либидо), обусловливающие

Источник

Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда

Первая теория о бессознательном

Одним из первых о теории бессознательного заговорил З. Фрейд, более того, в начале XX в. он представил свою версию миру. Первые идеи бессознательного зародились в клинической психологии, они представляли собой методики лечения невротических заболеваний, а чуть позднее психоанализ вырисовался в общую психологическую теорию. И уже спустя некоторое время, усилиями последователей и учеников З. Фрейда он окончательно оформился в концепцию философии.

З. Фрейд представил миру совершенно новое мнение о бессознательном, утверждая, что оно первично по отношению к сознанию и определяет его. Все предшественники учёного полагали, что бессознательное – это низшая форма психической активности, которая преодолевается посредством сознания. З. Фрейд отрицал тезис, что сознание первично, а бессознательное является недоразвитым сознанием. Более того, он доказал это опытным путём, занимаясь лечением психических заболеваний у людей.

Бессознательное – это все психические явления и процессы, которые протекают за пределами человеческого разума, которые не осознаются и не поддаются контролю воли.

Информация сознания может забываться, тяжёлые воспоминания вытесняются, негатив, зло и отрицательные эмоции подавляются. Всё это уходит в основу бессознательного. Границы между бессознательным и сознанием размыты, т.к. есть основания полагать о существовании миграций психических явлений из сознательного в бессознательное и наоборот.

Для обозначения это границы З. Фрейд придумал понятие «подсознание».

Подсознание – это бессознательные психические явления, связанные с переходом на уровень сознания.

Бессознательное выхолит на показ под видом сновидений, гипноза, оговорок или ошибочных действий. В таких ситуациях проявляется бессознательное и становится доступным.

З. Фрейд, утверждает, что основная функция бессознательного заключается в охране сознания и уменьшении груза тягостных переживаний.

Бессознательное носит сексуальный характер.

Именно бессознательное формирует в человеке комплексы – устойчивые психические структуры, образовывающиеся вокруг серьёзных потрясений, и получающие дальнейшее развитие в виде психических заболеваний. Выявить комплекс, довести до сознания и устранить его можно опираясь на свободные ассоциации или объяснения снов.

Бессознательное по З. Фрейду

З. Фрейд обрисовал основы собственной модели субъективности, которая представляет собой совокупность сознания и бессознательного. По его мнению, субъективная реальность состоит из:

«Я» или «Ego» – сознание, которое выступает посредником между бессознательным и окружающим миров. Работает по принципу реальности.

«Сверх-Я» или «Super-Ego» – предписания общественности и культуры. Основные установки: мораль, цензура и совесть.

«Сверх-Я» – репрессивная функция, где в качестве репрессии выступает «Я».

«Я» выступает в качестве посредника между внешним миром и «Оно», задача «Я» сделать так, чтобы «Оно» было приемлемо для мира или сделать мир таким, который будет соответствовать желаниям «Оно». Внешний мир – это культура, которая, в свою очередь, состоит из требований «Сверх Я», иными словами из тех правил и догматов, которые лежат напротив желаний «Оно».

Для демонстрации взаимоотношений между «Я» и «Оно», учёный взял образ всадника на лошади, где «Я» – всадник, а «Оно» – лошадь. Если человек «Я» здоров, то он способен подчинить себе «Оно», управлять его волей в соответствии с собственными предпочтениями. Но если противоречия между склонностями «Оно» и указаниями «Сверх-Я» приобретают непреодолимый характер, то «Оно» уходит из-под контроля «Я», это, согласно З. Фрейду, и служит основанием для развития неврозов.

Учёный говорил о том, что всем люди невротики, в силу того, что они живут в культуре, которая основана на подавлении любых биологических влечений. Здесь подразумевается агрессия, деструкция, сексуальность. Разнятся невротики только в степени глубины этого состояния. Для любого человека характерен конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», а сознательное «Я» может оказаться настолько слабым, что не сможет управлять инстинктами. Человек будет находиться под давлением «Сверх-Я» до той поры, пока он вынужден подчиняться правилам общества, в котором живёт.

Избавиться от культуры или от тела, в котором человек живёт, он не может, а потому у него остаётся единственный выход – находить разумный компромисс между «Оно» и «Сверх-Я». В качестве инструмента для данного компромисса человек использует «Я». Таким образом, содержание «Оно» постепенно переходит в содержание «Я».

Человек с более осознанной внутренней жизнью намного меньше подвержен неврозам, однако полностью освободиться от них не представляется возможным.

Наиважнейшее место в концепции бессознательного з. Фрейда занимает понятие «Эдипов комплекс».

С историей царя Эдипа мир познакомил Софокл две с половиной тысячи лет назад. А в XX в. этот мифологический персонаж стал символом развития сексуальности. История царя Эдипа в следующем. В Фивах руководили царь Лаий и царица Иокаста. Дельфийский оракул предсказал Лаию, что он может погибнуть от руки собственного сына. Царь Фив уверовал, и после рождения сына, он распорядился отнести младенца хищным зверям на съедение. Пастух, которому это поручили, сжалился над новорожденным и отдал его правителю соседнего Коринфского царства. У Коринфского правителя не было сыновей-наследников, поэтому он вырастил Эдипа как своего сына.

З. Фрейд полагает, что этот миф служит иллюстрацией фундаментального психического конфликта человека, который интерпретирует формирование сексуальности и основу взрослых отношений. В трёх- пятилетнем возрасте сексуальное желание ребёнка сконцентрировано на родителях, он представляет их в своих фантазиях и старается повторять поведение взрослых.

Эдипов комплекс – это этап развития личности, в который ребёнок усваивает запреты, пытается научиться контролировать собственные желания и отказываться от некоторых из них.

Овладение собственной матерью – в этом основная цель бессознательного маленького мальчика, так считает З. Фрейд. При этом в качестве соперника он видит своего отца и одновременно боится наказания от него. Спустя некоторое время он отказывается от желания овладеть собственной матерью. Для девочки характерен Эдипов комплекс в виде соперничества с матерью за отца. Она пытается повторять её поведение, при этом одновременно испытывает чувство ненависти в ней как к сопернице и восхищается ей как образцом для подражания.

Таким образом, Эдипов комплекс заключается в сложных и противоречивых чувствах любви и ненависти, которые испытывает ребёнок по отношению к собственным родителям.

З. Фрейд говорит о том, что влюблённый взрослый человек может почувствовать желание сродни того, что чувствует ребёнок на эдиповой фазе развития.

В своих работах позднего периода З. Фрейд заменяет понятие «сексуальное влечение» на «либидо».

Либидо – это сексуальность и вся сфера любви, которая включает в себя родительские, дружеские, патриотические и иные чувства.

Более того, в своих трудах учёный размышляет о понятиях «Эроса» и «Танатос». Под эросом он понимает олицетворение любви и жизненного инстинкта. А под танатосом – инстинкт разрушения и смерти. З. Фрейд полагает, что эти противоположные стремления подчиняют себе человека и всю его жизнь.

Источник

Сознание и бессознательное. (Фрейд, Юнг, Райх, Хорни, Салливан) — Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

Человек обладает удивительным даром — разумом с его любопытным полетом как в далекое прошлое, так и в будущее, в мир грез и фантазий, в творческое решение практических и теоретических задач, наконец, в воплощение самых смелых идей. С древних времен мыслители интенсивно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

На протяжении многих веков ведутся жаркие споры о природе сознания и возможностях его познания. Теологи считают сознание крошечной искрой величественного пламени божественного Духа. Идеалисты придерживаются идеи примата сознания по отношению к материи. Извлекая сознание из объективных условий реального мира и рассматривая его как независимую и творческую сущность бытия, объективные идеалисты относятся к сознанию как к чему-то изначальному: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само по себе призвано объяснить все, что происходит в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Сознание признается приверженцами субъективного идеализма как единственная достоверная реальность.

Согласно представлениям, возникшим в древности и сохранившимся до наших дней в религиозной вере и идеалистической философии, в человеческом теле действует некая особая, сверхъестественная сила — душа, которая будто бы является носителем и причиной наших мыслей, чувств, желаний. Подобные концепции, мистифицирующие сознание, всегда служили препятствием на пути исследования как природных явлений, так и событий общественной жизни и природы человека. Отсюда агностик утверждает, что попытка постичь природу сознания столь же тщетна, как, скажем, попытка утопающего вытащить себя из воды за волосы.

В то время как идеализм разрывает пропасть между разумом и миром, материализм ищет общую основу, единство между явлениями сознания и объективным миром, и выводит духовное из материального. Материалистическая философия и психология в решении этой проблемы исходят из двух кардинальных принципов: признание сознания как функции мозга и как отражения внешнего мира. Однако до появления марксизма материалистическая интерпретация сознания носила ограниченный, метафизический характер: она сводила сознание к пассивному, созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической природы и связи с общественной практикой.

Сознание — это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с языком, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в подготовительном мысленном конструировании действий и предвидении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека.

Психический мир человека нельзя потрогать, увидеть, услышать или открыть с помощью каких-либо приборов или химических реактивов. В человеческом мозге еще никто не смог напрямую «найти» ни самую серую, ни самую яркую мысль: Мысль, идеал не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. В то же время мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому идея не может считаться чем-то «недействительным». Однако его реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир «сверхличной» духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому невозможно сказать, что более реально — материя или сознание. Здесь мы имеем дело не с мерой, а с типами реальности. Материя объективна, а сознание — субъективная реальность.

Субъективный образ как знание, как психическая реальность, и физиологические процессы как его материальный субстрат — качественно различные явления. Непонимание этой качественной специфики привело к механистической тенденции их выявления. Абсолютизация специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставления идеального и материального и доведения этого противопоставления до полного разрешения мира на две субстанции — психическую и материальную.

Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть картинку Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Картинка про Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть картинку Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Картинка про Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Соотношение сознания и бессознательного в работах З. Фрейда

В философии долгое время господствовал антропологический рационализм, который рассматривал человека как проявление жизни. Этот взгляд был ярко реализован в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»). Человек был задуман только как «разумное человеческое существо». Но начиная с Нового времени, в философской антропологии проблема бессознательного становилась все более и более важной.

Ницше, Гартман, Кант, Кьеркегор, Лейбниц начинают с разных позиций и сторон анализировать роль и значение психических процессов, не осознаваемых человеком. Однако решающее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, который открыл целое направление в философской антропологии и утвердил бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования.

С точки зрения Фрейда, мы получаем наше представление о бессознательном из доктрины подавления. Подавленное является для нас примером бессознательного; но мы видим, что существует два вида бессознательного: латентное, но способное к сознанию, и подавленное — само по себе и без дальнейшего сознания — неспособное к сознанию. Наша концепция психической динамики может повлиять только на номенклатуру и описание. Мы называем латентное — бессознательное — только в описательном, а не в динамическом смысле, предсознательным. Называя бессознательное, мы ограничиваем только динамически бессознательное репрессированным и тем самым сохраняем его. Репрессия является одним из механизмов психологической защиты. Она заключается в активном, мотивированном устранении чего-либо из сознания. Обычно это проявляется в виде мотивированного забывания или игнорирования. Благодаря анализу подавление устраняется, и подавленные желания реализуются.

Фрейд выделяет три области в сфере психики, так сказать, по принципу иерархии: самая низкая (глубинная) подструктура личности, содержание которой бессознательно — «ид» (Id). Он содержит необузданные сексуальные и агрессивные влечения. Она подчиняется принципу удовольствия и, естественно, находится в конфликте с «эго» и «суперэго». Согласно Фрейду, именно «Я», подчиненное принципу удовольствия, оказывает решающее влияние на мышление, чувства и поступки человека. Мужчина — это, прежде всего, существо, в котором доминируют и движут сексуальные влечения и сексуальная энергия (либидо).

Затем идет сравнительно небольшой слой сознания — эго человека. На самом деле это посредник между эго и суперэго, между личностью и внешним миром. «Эго» выполняет функцию восприятия, сознания и привязанности к внешнему миру, и поэтому подчиняется принципу реальности, но в то же время оно должно «угождать» «эго» и «суперэго». Для того чтобы сохранить целостность личности, «эго» развивает так называемые защитные механизмы, которые кажутся реальными, но на самом деле являются воображаемыми решениями конфликтов. Верхний слой человеческого разума — это «суперэго». Она играет роль внутреннего цензора, совести и представляет собой систему моральных и культурных норм, принятых обществом и усвоенных человеком.

Сознательный ум по сути является границей между «эго» и «суперэго», а бессознательный ум — границей между двумя царствами. С одной стороны, бессознательное выступает как компонент психики, обусловленный природой, с другой стороны. — как компонент, содержание которого определяется предыдущим опытом субъекта. Бессознательное — это факторы, обусловленные структурой культурного пространства, в котором действует индивид, факторы, которые индивидуально психологически не осознаются и не регулируются. Человек говорит, не осознавая закономерностей функционирования языка, участвует в политических акциях, где впоследствии выясняется, что их результатом стало нечто, никак не соответствующее его намерениям и целям, использует инструменты, часто не осознавая закономерностей, приведших к их созданию.

Взгляд К.Г. Юнга на бессознательное

В отличие от 3. Фрейда К.Г. Юнг не только не противопоставлял бессознательное и сознательное, но считал, что сознание основано на слоях коллективного бессознательного, архетипах — идеях, сформировавшихся у человечества в далеком прошлом. Человек стремится к самореализации, основываясь на стремлениях подсознания, которые обусловлены коллективным бессознательным. Чувство, подсознание, а не мышление, не сознание, говорит нам, что для нас хорошо, а что плохо. Все наши непроизвольные реакции находятся под влиянием глубинных структур, универсальных образов (символов). Человек сталкивается с проблемой адаптации не только к внешнему миру, но и к своему внутреннему миру.

Вот что он пишет в своей работе «Воспоминания, сны, размышления»: «После разрыва с Фрейдом для меня наступило время внутренних колебаний. Как будто я потерял ориентиры и не мог больше найти землю под ногами. Но прежде всего мне пришлось выработать новое отношение к своим пациентам. Я решил полностью положиться на их рассказы и не связывать себя какими-либо первоначальными предубеждениями. Поэтому я оставил все на волю случая. Вскоре я обнаружил, что пациенты спонтанно рассказывают мне о своих снах и фантазиях, а я просто задаю вопросы типа: «А что вы помните об этом?» или «Как вы сами это понимаете?». Где вы его взяли?». Таким образом, объяснение исходит от самого пациента, рождается из его собственных реакций и ассоциаций. Я избегал всевозможных теоретических установок и просто помогал пациентам понять себя, объяснить свои бессознательные образы.

Вскоре я был твердо убежден, что иду по правильному пути, что сны нужно понимать именно так, как исходный материал для интерпретации бессознательных процессов. Конечно, мой новый метод таил в себе много сюрпризов. Все больше и больше я чувствовал необходимость в объективном критерии, я бы сказал, точке отсчета.

Г. Юнг отмечал, что одним из наиболее существенных свойств бессознательного является то, что оно способно компенсировать реакции сознательного разума. В нормальных условиях реакция сознательного разума специфична для конкретной личности и приспособлена к внешней реальности, тогда как бессознательное обеспечивает типичную реакцию, которая исходит из всего опыта человечества и гармонирует с потребностями и закономерностями внутренней жизни человека. Бессознательное, таким образом, дает человеку возможность принять такое отношение, которое соответствовало бы конфигурации его психики в целом.

Взгляд Фромма на бессознательное

По мнению Фромма, классический психоанализ помог расширить знания о человеке, но он не расширил знания о том, как человек должен жить и что он должен делать. Фрейд пытался представить психоанализ как естественную науку, но он совершил ошибку, не уделив достаточного внимания этическим вопросам. Но человека нельзя понять, рассматривая его с точки зрения подавления сексуальных инстинктов, а не в целом, включая необходимость найти ответ на вопрос о смысле его существования и найти нормы, по которым он должен жить.

Фромм критически относился к фрейдовскому пониманию сексуальности. Однако, в отличие от многих противников психоанализа, он критиковал Фромма не за переоценку сексуальности, а за недостаточно глубокое ее понимание и сведение к ее биологической основе. С этой точки зрения Фромм стремился исправить и углубить идеи Фрейда о человеке, переведя их из биологической в экзистенциальную перспективу, поскольку в его понимании человек — единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой. Человек не может избежать этой проблемы, он обязан ее решить.

Фромм рассматривает историю развития человека с точки зрения борьбы за его свободу. Стремление к независимости приводит к тому, что человеку удается освободиться от различных ограничений. Обычно эта свобода начинает тяготить человека; в результате он прибегает к психологическим механизмам, чтобы избежать завоеванной свободы, будь то стремление к конформизму, тоталитаризму или деструктивности. «Свобода от» отчуждает человека от окружающей среды, других людей и самого себя.

Фромм пересматривает некоторые идеи Фрейда и Маркса, пытаясь рассмотреть человеческие ориентации, лежащие в основе формирования различных типов социального характера (рецептивного, эксплуататорского, накопительского, рыночного). Вместо подавленного бессознательного (Фрейд) и коллективного бессознательного (Юнг), Фромм вводит понятие социального бессознательного и понимает его как подавленные сферы, присущие большинству членов общества.

Фромм различает авторитарную совесть (голос внутреннего, внешнего авторитета родителей и государства, аналог фрейдовского суперэго) и гуманистическую совесть (собственный голос человека, независимый от внешних санкций и стимулов, выражающий его личный интерес и целостность и требующий стать тем, кем он потенциально является). Он противопоставляет некрофилию (любовь к мертвым) и биофилию (любовь к жизни и живому). Он различает разные виды агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, и злокачественную, исторически приобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью к мучениям и убийствам). Показывает необходимость изменения образа жизни, основанного на готовности человека отказаться от различных форм обладания, чтобы быть прежде всего самим собой.

В проблемах, обсуждаемых Фроммом, гуманистический психоанализ представляет собой терапию, направленную не столько на адаптацию человека к существующей культуре и социальной реальности, сколько на оптимальное развитие его способностей и склонностей и реализацию его индивидуальности. Психоаналитик выступает не как помощник в адаптации, а как «целитель души».

Проблемы бессознательного (Адлер, Хорни, Райх)

Альфред Адлер (1870-1937) пересмотрел положения Фрейда о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В отличие от постулата Фрейда о сексуальных влечениях и постулата Юнга о комплексах, которые, по их мнению, мотивировали поведение человека, Адлер сосредоточился на социальных влечениях личности.

Рассмотрение Адлером отношений между людьми закрыто раскрытием бессознательных властных побуждений, которые якобы присущи каждому человеку. Поэтому изучение социальных влечений человека сводилось, по сути, к расшифровке подавленных желаний власти, доминирования и превосходства над другими.

Пытаясь ответить на вопрос, что является конечной целью, управляющей деятельностью человека, Адлер долгое время не мог прийти к однозначному решению. Сначала он провозгласил стремление к власти как конечную цель человеческой деятельности, а затем провозгласил стремление к господству, которое больше не связано с престижем, доминированием и другими социальными атрибутами человеческой власти, а относится к кульминации, целостности и тотальности личности.

Хотя он не соглашался со многими идеями Фрейда, Райх, тем не менее, признавал, что существует такая психическая реальность, как бессознательное, находящееся за пределами сознания. Он утверждал, что бессознательное нельзя понять само по себе; его можно познать только в его проявлениях.

В. Райх предложил новую интерпретацию структуры личности. Его биопсихическая структура характера состоит из трех автономно функционирующих слоев:

Таким образом, пытаясь выявить внутренние механизмы человеческой деятельности, Райх придерживается натуралистической ориентации, которая сводит все психические процессы к физическим и биологическим законам развития человеческого организма.

К. Хорни (1885-1953), она делала акцент на бессознательных процессах и психической жизни личности. Особенность Хорни проявилась в том, что основным мотивом она считала стремление к безопасности, которое всегда рождалось из состояния тревоги и страха индивида.

Чувства страха и тревоги Хорни считала основополагающими для поведения индивида. Хорни считала этот страх основополагающим для поведения человека, и она полагала, что этот страх присутствует на протяжении всей жизни. Это может быть вызвано отсутствием уважения, враждебной атмосферой, насильственным подавлением желаний авторитетом или властью. Хорни показывает, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Из-за характера этих отношений у него развивается базальное чувство тревоги, которое отражает базальное чувство страха перед потенциально враждебным миром. Невроз — это не что иное, как реакция на страх; извращения и агрессивное поведение, описанные Z. Фрейд описывал извращения и агрессивные тенденции не как причину невроза, а как его следствие. В своей книге «Наши внутренние конфликты» (1945) К. Хорни формулирует три типа ориентации поведения человека по отношению к другим людям:

Когда один из этих векторов упорно доминирует в поведении индивида, возникают три типа невротической личности:

Все эти формы реагирования оказываются недостаточными, создавая порочный круг — страх не устраняется, наоборот, он обостряется и порождает все новые и новые конфликты.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Смотреть картинку Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Картинка про Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает. Фото Фрейд утверждал что кроме сознания человек обладает

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *