После гаммы что идет
Альфы и Омеги: психология социальных групп
Психологическая иерархия как фактор формирования личности человека.
Согласно теории эволюции, человек произошёл от обезьяны, естественно, унаследовав все её принципы и повадки. Среди них оказался и принцип формирования общества. То есть, грубо говоря, обязательно должны присутствовать вожаки, свита, «средний класс», работяги, ну и там всякие «отбросы». Борьба за обладание властью ведётся, как правило, в центре, а периферия помалкивает, пока её саму не трогают. При этом для каждого из званий прописываются права и обязанности входящих в неё особей, а также степень подчинения особям вышестоящих групп.
Собственно, подобные вопросы в своём изучении затрагивает психология социальных групп, изучающая механизмы взаимодействий внутри относительно закрытых коллективов. А поскольку осознанное формирование личности начинается (а в некоторых случаях – и заканчивается) ещё в подростковом возрасте, то наиболее сильные проявления психологической борьбы наблюдаются именно там, и даже чуть позднее – уже к 20-23 годам. То, что произойдёт с человеком за такой промежуток в 10-12 лет, во многом определит его дальнейшее положение в обществе.
Итак, одни из многих существующих в обществе моделей неформальных взаимоотношений – это, как ни странно, обычный школьный класс и обычная институтская группа. Предпосылок тому несколько. Во-первых, всё более усиливающаяся потребность в самореализации, и поиск способов её воплощения. Во-вторых, учебный коллектив – это очень тесная среда, которая существует немало лет, и из которой очень непросто выйти. То есть на протяжении целых десяти лет школьного обучения класс как социальная группа всё больше замыкается в себе, лишь укрепляя неформальную иерархию. Конечно, в институтской среде всё формируется заново, но с тем же итоговым результатом через пять лет. И, в-третьих, не стоит забывать, о нарастающем бурлении гормонов (во всех смыслах), что значительно укрепляет самолюбие и безбашенность. Продолжительность процессов зависит от преобладающего социального статуса, а также общего интеллектуального и культурного уровня в группе. Впоследствии это проходит, страсти утихают, но результаты остаются.
По ту сторону Солнца: составляющие иерархии.
Таким образом, можно представить себе общую картину появления такой группы. Всё начинается с простого деления её на две части: те, кто работают на статус и те, кто работают на оценку. Некоторым удаётся и то, и другое. Первое время, конечно, все ещё присматриваются друг к другу, но затем формируется окончательная структура, неуязвимая (за редчайшими исключениями) аж до самой выдачи аттестата или диплома.
Подобную иерархию, в её классическом понимании, можно представить в виде солнечной системы. В центре находится ядро фактической власти, вокруг на ближайшей горячей орбите вращаются альфа-звёзды, чуть поодаль их прикрывают бета-звёзды. Затем, всё ближе к холоду, крутятся гаммы, дельты, эпсилоны и омеги.
При этом важное значение имеет разделение по половому признаку. Интересно, что если более половины группы составляет её женская часть, то устанавливается матриархат, по своей жесткой диктатуре не уступающий мужской власти. А 95% сильного пола волей-неволей вынуждены уходить на задворки системы. Может, где-то бывает и наоборот, но в современной действительности это уже большая редкость.
Наиболее многочисленная часть количеством примерно в полгруппы. По иерархии болтаются внизу относительно Альфы и Беты. Основная задача – своим численным большинством ходить за «хозяевами», выполняя их прихоти и всячески заискивая перед ними. Интеллектуальные способности – обязательно не выше, чем у верхушки. Общей мозговой массы может быть и больше, но Гаммы считаются одной из самых психологически подавляемых прослоек в группе. То есть стремления к лидерству у них нет, своим положением они в общем-то довольны, а собственное мнение их приучили не высказывать ещё в школьные годы.
На самом деле, Альфы относятся к Гаммам без уважения, но держат их при себе за животную преданность и обладание различными полезными ресурсами в виде конспектов, шпаргалок, моральной поддержки и просто «чем бы поделиться пожрать». Большая часть подобных ресурсов достаётся, с «единодушного согласия», Альфам и Бетам. Гаммы делят между собой всё остальное.
Прослойка Гамм, кажущаяся на первый взгляд единой и непоколебимой, является очень размытой и неоднородной. Здесь кипят страсти за право встать поближе к Альфам и Бетам. В результате чего возникают Привилегированные Гаммы и Периферийные. Этот состав может периодически меняться, например, в зависимости от того, чей подругой являлась экс-Гамма, выбранная на роль Беты, или кого из Гамм Альфы могут назначить старостой (желая править, но при этом не желая брать большой ответственности на себя). А ещё некоторые Гаммы могут попасть под раздачу со стороны Альфы за мелкие «провинности», и на их место тут же попадают другие, более услужливые. Гаммы очень легко возбудимы и неустойчивы, но на людей рангом повыше нападать не отваживаются, предпочитая в качестве мишеней, прежде всего, Эпсилонов или Омег.
Стереотипные пофигисты, самая тихая и незаметная часть группы. Своеобразно плывут по течению, присутствуют не ради своего статуса, а потому что «так надо». В иерархии занимают место на уровне с Гаммами, при этом, как и Дельты, находятся в стороне. Независимы от общей вертикали, но нерешительны и неактивны. Умственные способности и итоговые результаты – порой выше, чем у Альфы и Беты, но общую картину это не меняет совершенно.
Падения на самое дно избежали благодаря запасу психологической устойчивости и своему равнодушию к жизни группы в целом и в частности. Это имеет двойственные последствия – с одной стороны, Альфы и Беты их не трогают, но с другой – рассчитывать на высокое положение точно не приходится, и главное – обходиться надо только собственными силами.
Нападки на Эпсилонов, если и осуществляются, то только со стороны Привилегированных Гамм и по всяким мелким поводам (например, лучше результат по контрольной и т.п.), и не более того. С Периферийными Гаммами, а также с Дельтами и Омегами общий язык находится довольно быстро. Причём, что любопытно, как только состав Гамм перетасуется, вчерашние «враги» для Эпсилонов уже могут набиваться к ним в друзья.
Существует редкая разновидность Эпсилонов – «перевёртыши» (чаще всего девушки). Первоначально они относятся к Эпсилонам, однако первое время (год-два, например) не могут чётко определиться со своим положением, то и дело передвигаясь по нижнему слою иерархии. В итоге становятся перед выбором: остаться в стороне от вертикали и жить как раньше или же примкнуть к Гаммам (где вкуснее и сытнее «кормят»), чтобы попытаться стать Привилегированной среди них, за счёт более высокого интеллекта и хорошей организованности. Впоследствии у неё может появиться возможность выбраться на место Беты (риск обрести статус «дуры» компенсируется растущим нимбом на голове).
Однако Эпсилон-перевёртыш имеет более чем двойственный характер, поэтому в его присутствии Альфы рискуют получить проблемы на свои же головы от такой «подруги»: во-первых, она умнее, во-вторых, красивее, в-третьих, может и подвинуть их, ввиду скрытой жажды власти, а для Гамм она уже давно стала своей. При изгнании из общей вертикали перевёртыш может вернуться обратно к Эпсилонам, если те её окончательно не послали.
За финишной чертой: последствия пребывания в иерархии.
Итак, дипломы вручены, все расходятся по своим направлениям… Что их ждёт в теперь уже взрослой жизни, когда они прошли 15 лет обучения в относительно закрытом социуме?
Лучше всего, конечно же, устроятся Бета-самцы, именно из-за своей ответственности, умения входить в доверие и хорошей исполнительности. Это первые претенденты на должности менеджеров разного пошиба. Альфа-самцы (Основные) словно поменяются местами со своими бывшими «помощниками», поскольку сами по себе не обладают реальной силой и властью. Зато их ключевым козырем по-прежнему остаётся харизма. Основными направлениями деятельности могут стать программирование, работа «штатным директором» или даже политика. Однако не факт, что в новом коллективе они не упадут до уровня Гаммы или Омеги, а это совсем уж плохо.
Альфа-самки Основные чаще всего удачно выходят замуж, вернее, их просто удачно выдают по расчёту за таких же «нужных детей нужных родителей». Бета-самка может рассчитывать примерно на такой же результат, но гораздо похуже, так как она всегда и во всём уступала Альфа-самкам. Идёт ли речь о работе? – Неизвестно.
Наиболее удачным будет считаться брак Альфа-самки и Бета-самца, поскольку харизма плюс исполнительность дадут эффективный результат в будущем. С Альфа-самкой Конкурирующей ситуация абсолютна идентична, так как выбор не особо богат. Самодостаточная Альфа-самка Альтернативная, по крайней мере, будет искать мужчину с задатками Альфы (а это может быть и Альфа, и Бета, и даже нераскрывшийся Эпсилон) –таков её выбор. Работа для неё, как для разносторонней особы, будет зависеть от разных факторов.
Для Альфы-самца Альтернативного, возможно, спутницей станет такая же адекватная ему Альфа-самка или Эпсилон-самка, которая, что самое главное, будет ему надёжным тылом в жизни. Работа его точно будет связана не с бизнесом, скорее, будет иметь отношение к весьма неожиданной сфере. Эпсилоны же в основном устраивают свою жизнь по-разному, но по-прежнему тихо и спокойно.
Гаммы и Дельты (что самцы, что самки), как правило, остаются на своём уровне до конца жизни. В основном, становятся мелкими реализаторами, офисным планктоном, рабочими на загнивающем заводе, либо от неумения что-то делать просто подаются в творческую среду, где, естественно, всё портят. Выходят замуж и женятся они, в большинстве своём, на себе подобных.С Омегами (а точнее с экс-Омегами) ситуация сложнее всего, поскольку большинству из них очень трудно заново научиться общаться с людьми. Если Омеге удастся преодолеть эти комплексы, то жить дальше станет проще. За некоторое время может выработаться устойчивость к стрессовым ситуациям, и Омега может достичь определённого успеха, наравне с теми же Альфами и Бетами. Однако, если он останется таким, как прежде, то его жизнь мало чем будет отличаться от тех же Гамм, по сути своей, никому не нужных. Проблема усугубится, если несколько таких типичных Гамм и Омег после неудавшихся курсов психологической «реабилитации» от какого-нибудь психолога-недоучки, окажутся вместе, в одном коллективе, и только будут себя чувствовать одинаково плохо в обществе, со всеми вытекающими из этого последствиями.
Подводя итог, можно сказать, что подобная иерархия существовала всегда – так как в любом случае, самая разношёрстная группа рано или поздно сплотится в единую систему. А вот сама обстановка в ней зависит от многих факторов. Например, порядочности самого заведения, гендерного соотношения в группе, а также стабильности иерархии. Как уже отмечалось, менее «застойная» иерархия более живуча, за счёт активных и не очень конфликтов наверху. И наконец (а вообще-то, в первую очередь!), особое внимание стоит обратить на формирование личности не в закрытом социуме, а за его пределами, например, в родном доме, в семье.
Описанная модель в какой-то степени достаточно условна. В какой-то – вполне соответствует реальным ситуациям, которые можно наблюдать своими глазами. Здесь у каждого свой выбор, а когда и на какой ступеньке иерархии он его сделал – это уже другой вопрос.
Помощь с теорией музыки #4
У вас найдётся минутка поговорить о гаммах?
Что такое гаммы? Ну, это когда берёшь ноты от До до Си (ABCDEFG), выбираешь, какие у них будут знаки альтерации (диез/бемоль), и это даёт нам определённый окрас нашей мелодии, так как мы выбрали 7 из 12 возможных нот.
Также стоит быстро сказать, что мы говорим о традиционном европейском «темперированном строе». Азиатская музыка, или музыка племён других континентов может быть похожа на европейскую как Цельсий на Фаренгейта.
Добавлю в этот пост ещё продолжение темы про гаммы. Вот примеры популярных гамм (но это точно не все):
Думаю, в этих карточках лучше упомянуть о ладах вскользь, чтобы человек знал, но пока не заморачивался.
К тому же, было бы клёво найти какую-нибудь общеизвестную мелодию, которая играется не обычной гаммой, а ладом. Так в голове свяжется не только инфа+картинка, но ещё +мыщечная память игры+слуховая память.
Помните, в каждой нашей гамме (из семи нот) есть все буквы нашего нотного алфавита (ABCDEFG)? Теперь давайте посмотрим на расположение клавиш на фортепиано (на фортепиано очень наглядно показывать лады).
Заметьте и запомните, что мажорная гамма от ноты «до» содержит в себе ТОЛЬКО белые клавиши.
Теперь глянем на ноту Ля:
Давайте попробуем построить какую-нибудь гамму от ноты Ля, чтобы в ней тоже были ТОЛЬКО белые клавиши.
Логично предположить, что можно построить «гамму» не только от «до» и «ля», но и от любой ноты. Это и есть лады.
Но не стоит считать, что лады играются только от определённой ноты. Также как мажор и минор имеют свою уникальную «формулу», лады тоже состоят из попеременных тонов и полутонов.
Пример с белыми клавишами позволяет посчитать эти формулы для каждого из ладов. Но, также как существуют ля-мажор или до-минор, существуют всякие ми-локрийский, ре-минор и соль-диез-мажор.
Например ре-миксолидийский состоит из: D-E-F#-G-A-B-C.
И имеет «формулу»: Тон-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон.
Зачем нам нужны лады?
Также как и мажорный и минорный (ионийский и эолийский лады) придают «весёлое» или «грустное» настроение композиции, также и другие лады привносят свои особенности в звучание мелодии. Например, многие говорят, что раньше металлисты играли в локрийском ладе, как самом «мрачном».
Вот табличка (не моя, поэтому ссылкой), где приведены хорошие эпитеты звучания каждого из перечисленных ладов: https://www.rishamanis.com/uroki-muzyki/krasivye-akkordy-i-g.
Её материалы и уроки я тоже читал/смотрел, когда готовил карточки.
Я вижу, что вторая пара карточек страшновата, но, честно, у меня практически нет идей, как это исправить. Так что надеюсь на ваш брейнсторм 🙂
Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.
Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
Формула для минора:
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид):
Зачем нужно играть гаммы
Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.
Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.
Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.
Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.
Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.
Аппликатура
Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.
Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:
Виды гамм
Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.
Прямая гамма
Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.
Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.
Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:
Расходящаяся гамма
Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.
Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:
Гамма в терцию
Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.
Гамма в сексту
Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.
Гамма в дециму
Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.
Гаммы развивают
С какой гаммы начать
Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.
Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.
Мажорные гаммы
В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…
Минорные гаммы
Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.
В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.
Гармонический минор
В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:
Мелодический минор
В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.
Арпеджио
Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.
Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.
Короткие арпеджио
Длинные арпеджио
Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.
11 Арпеджио
11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:
Из чего состоят 11 арпеджио:
Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие
Арпеджио 2 — минорное трезвучие
Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд
Арпеджио 4 — минорный секстаккорд
Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд
Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд
Арпеджио 7 — доминантсептаккорд
Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд
Арпеджио 9 — терцквартаккорд
Арпеджио 10 — секундаккорд
Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд
Двойные терции
Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:
Как заниматься
Также полезно играть разными штрихами
Использовать разную динамику
Отличная статья 91
Бесполезная статья 6
Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.
А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский