Считается что каутилья является автором
Артхашастра
Артхашастра — древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) — главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321—297 года до н. э.).
Содержание
Источниковедческие трудности изучения «Артхашастры»
«Артхашастру» впервые обнаружил учёный Р. Шамашастри в XIX веке. В 1905 году он начал публикацию переводов отдельных фрагментов памятника на английский язык. Появление такого источника опровергло устоявшееся мнение об абсолютной религиозности древнеиндийской культуры.
Бесспорно, «Артхашастру» нельзя назвать произведением полностью лишённым влияния религиозных систем, в частности индуизма. С данной проблемой связаны и споры по поводу, например, перевода названия памятника на русский язык. По мнению Г. М. Бонгарда-Левина, перевод «Артхашастры» как науки о политике не совсем точен, более правильной же является трактовка памятника как «науки о достижении полезного».
Что же касается авторства и датировки произведения, то этому вопросу посвящён не один десяток монографий, тем не менее он является до сих пор не решенным. Если постараться обобщить все теории, то мы получим два взаимоисключающих предположения:
Первая теория
Индийская традиция приписывает составление трактата главному министру при дворе царя Чандрагупты — Каутилье или, по другому прочтению, Чанакье. По этой версии, «Артхашастра» была создана в IV веке до н. э. Образ Каутильи является полулегендарным. Так, например, уже в раннем средневековье были целые циклы о Чандрагупте и Каутильи, причем не только индуистские варианты, но и буддийские и джайнийские. Например, драматург Вишакхадатта посвятил им свою драму «Перстень Ракшасы» («Мудраракшаса»). Именно с помощью Каутильи ниспровергли с престола царя Нанду и утвердили первого правителя династии Маурьев. По преданию, Чанакья происходил из известного рода брахманов (хотя есть предположения, что он выходец из сельской местности, что он из шудр или из кшатриев). Появлению его на свет предшествовало знамение, предрекавшее необычную судьбу царя или его ближайшего советника. Зная это, царь изгнал из собрания Чанакью, которому пришлось скитаться по стране. Он познакомился с выходцем из влиятельного кшатрийского клана Мориев Чандрагуптой (хотя есть предположения, что он выходец из сельской местности, что он из шудр) и начал обучать его, чтобы тот стал достойным правителем. В итоге, Чандрагупта стал правителем, а Каутилья — его ближайшим советником.
В Средние века эта легенда была очень популярна. Её пересказывали многие авторы, например, Хемачандра, живший в XII веке.
С этапами борьбы за власть Чандрагупты и Каутильи связаны споры в литературе. Обширные сведения об этом появляются еще у античных авторов. Так, «Юстин различал и два периода в деятельности Чандрагупты — борьбу против греков и захват престола». Показательны в этом отношении слова Помпея Трога (Юстин XV. 4. 13-14): «Руководителем борьбы за свободу здесь был Сандрокотт (Чандрагупта — Авт.), но после победы он, злоупотребив именем свободы, превратил её в рабство; захватив власть, он стал сам притеснять народ, который освободил от иноземного владычества».
На сведениях о том, что Каутилья жил в то же время, что и Чандрагупта, не ставя это под сомнение, базируются целые системы доказательств о примерном времени написания трактата. Приведём следующие соображения на этот счёт: «Весьма важны для определения этой даты годы правления Ашоки. Если согласиться, что оно началось в 268 году до н. э., и учесть сведения Пуран о продолжительности царствования Чандрагупты (24 года) и его сына Биндусары (25 лет), то получится, что воцарение Чандрагупты произошло в 317 году до н. э. Указанная цифра не совпадает с датами, предложенными многими учёными (320, 321, 324, 325 гг.), но подтверждается материалами некоторых индийских текстов (кстати, по джайнской традиции устанавливается ещё более поздняя датировка). Одним из дополнительных аргументов в пользу принимаемой нами точки зрения служит и сообщение о том, что „Сандрокотт, захватив царскую власть, владел Индией в то время, когда Селевк закладывал основы своего будущего величия“ (XV. 4. 20.). Очевидно, имеется в виду период, непосредственно предшествовавший установлению эры Селевка (312 год до н. э.)». Авторы этого предположения также считают, что захвату власти способствовала политическая обстановка, сложившаяся после 317 года до н. э., когда последний македонский сатрап покинул Индию.
Такова «индийская традиция». Обратимся же к обратной теории.
Вторая теория
Эта версия имеет много вариантов, но в основной своей массе их можно свести к тому, что Каутилья является:
Обратимся к первой точке зрения. По мнению ряда ученых, в частности Шарфе, средневековые предания о Каутилье отражают брахманский идеал бездеятельного царя и активного министра. Это не согласуется с рекомендациями КА о трех-четырех советниках при царе, так как один советник является всевластным и безнаказанным. Кроме того, «…приверженцам индийской традиции не удалось найти удачных параллелей, показывающих древнеиндийскую практику цитирования себя в третьем лице, а потому встречающиеся в КА „так (говорит) Каутилья“ и „не так (говорит) Каутилья“ могут служить аргументами скорее против его авторства».
Можно добавить также, что в КА не упоминается ряд современных Каутилье имен и названий, нет ни Чандрагупты, ни империи Маурья, ни ее столицы Паталипутры, что может служить также доказательством второй теории. Сторонники мнения о том, что трактат отражает «идеальное» государство могут возразить на этот счет: дескать, идеальное государство — это очень абстрактный образ. Так почему бы не упомянуть в своем произведении черты того, государства, где ты являешься советником? Однако, например, по мнению, Кангле в основе подобной аргументации лежит непонимание характера КА: «Он многократно подчеркивает, что трактат этот вовсе не рекомендация для какого-либо конкретного правителя, теоретическое изложение государственной мудрости, как таковой». Также в специальной литературе еще не решен вопрос о том, каков именно предмет изображения в КА: это «идеальное», абстрактное или вполне конкретное государство.
Что же касается третьей точки зрения, то относительно нее возникает, прежде всего, вопрос датировки, поэтому трактат следует датировать, исходя из скудных исторических сведений, содержащихся в нем. Так, «Кангле и Кане настаивают на традиционной датировки КА концом IV в. до н. э., временем правления Чандрагупты, притом Кангле полагает, что трактат преимущественно сообщает теории, сложившиеся до создания империи Маурьев, и отражает общественные и государственные отношения домаурийской эпохи». Шарфе же считает наиболее вероятной датой составления КА в настоящем виде I в н. э. (не исключено и то, что дошедший до нас текст отредактирован не один раз). Таким образом, этот аргумент может быть использован в поддержку второй точки зрения о том, что автор трактата не жил во времена Чандрагупты. В пользу мнения Шарфе могут быть использованы следующие факты:
a) Сравнительно позднее ознакомление с трактатом. Каутилья впервые упоминается в «Ланкаватарасутре» (вероятно, IV в.). Кроме того, Ватсьяяна может быть подражает КА в структуре своей «Камасутры» (примерно III—IV вв.). Таким образом, нам известны упоминания о КА только не ранее III—IV вв. н. э., и очень странным является забвение трактата почти на несколько веков, а потом всплеск его цитируемости. Даже «Махабхарта» не содержит в себе сведений о нем, хотя и перечисляет авторов других наук о политике.
b) Шарфе делает заключение, что «…грамматическая терминология КА более поздняя, чем терминология не только Панини, но и его комментатора Катьяяны». Он приводит пример слово surunga, что означает «рудник, подземный ход», и выводится оно из греческого слова, впервые встречающегося у Полибия в данном значении. Также исследователь основывается на словах, связанных с торговлей с Китаем и Александрией Египетской (здесь упоминается название коралла алакандака из Красного моря, торговля существовала еще во времена незадолго до Перипла), которая еще не была развита во времена, на которые указывает индийская традиция.
Из вышеприведенных данных следует, что доводы Кангле и Кане в лучшем случае способны опровергнуть такую позднюю датировку, как III в. н. э. и показать древность сведений КА, но бессильны доказать достоверность индийской традиции.
Нельзя также выделить хронологические слои, как это было бы в случае, если бы в КА была «основа», «ядро». Есть несколько вариантов этой точки зрения: a. КА — результат многовековой традиции политической мысли в Древней Индии. В трактате упомянуто 15 имен теоретиков, живших до Каутильи. А его роль сводиться к тому, что он обобщил все знание в этой области. Он может и критиковать, и придерживаться мнения тех или иных своих предшественников.
b. Гипотеза о том, что КА является прозаическим переложением стихов, может считаться глубоко устаревшей. Ее опроверг еще Д. Д. Косамби, который доказал, что КА не имеет больших лакун, что порядок изложения за многие века остался неизмененным. Кстати, вполне вероятным может считаться и то, что вскоре после «выхода в свет» КА была разделена на главы, но только не самим автором. Стихи памятника часто древнее прозы, и проза иногда может быть основана на стихах. Из этого делается вывод, что стихи КА заимствованы и не принадлежат автору.
c. Некоторые ученые указывают на соотношение КА, самой известной из артхашастр (наук о политике), и дхармашастр (смрити) — литературы священного предания, рассматривающнго вопросы права, политики и военного искусства. Если датировать КА довольно поздним временем (III—V вв. н. э.), то признанию значительного влияния артхашастр на дхармашастры препятствует только это, однако, данный факт лучше согласуется с датировкой рубежа эр, чем с традиционной.
Анализ произведения
Памятник уникален своим жанром — это наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу, говорится в трактате, «как ученик учителю, как сын отцу, как слуга господину». Однако авторы трактата главную роль в законодательной отводили деятельности государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.
Текст КА написан на санскрите, номинальным (безглагольным) стилем, который весьма труден для понимания без комментариев.
КА состоит из 15 отделов или «книг», последние подразделяются на разделы и главы. Каждая из «книг» содержит в себе какую-либо из важных составляющих управления государством. Следует заметить, что в произведении указываются только действия царя, и посвящена целая глава действиям против республик. Итак, можно предположить, что либо автор КА жил в условиях монархии и был ярым монархистом, либо наоборот, живя в немонархии считал монархическую власть более правильной.
«Артхашастра» считается одним из самых лучших памятников, по которым реконструируют социальную структуру общества. Этому есть несколько доказательств.
Каутилья (будем называть именно его в качестве автора памятника) признавал «четыре основных отрасли знаний», в числе и локаяту — древнеиндийский материализм:
Автор отходит от ортодоксальных брахманских позиций, что может быть объяснено общей практической направленностью трактата и близостью к уже упоминаемым локаятикам. За все это Каутилья подвергался резкой критике с многих сторон.
Говоря об областях применения трактата, не следует думать, что он был «настольной книгой» царя. Если рассматривать указания для подчиненных то, конечно же, им не следовали строго в каждой провинции, более того, наверное, с ним не были знакомы широкие слои населения. Он был предметом изучения ограниченной группы людей. Однако памятник занимает значительное место в культуре Индии. [1]
Каутилья
Чанакья является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — «Мудраракшаса».
Содержание
Исторические источники
Биография
Чанакья и Чандрагупта присоединили к владениям побеждённую ими Империю Нанда, после чего была основана Империя Маурья.
Когда Биндусара стал взрослеть, Чандрагупта оставил трон и последовал за святым Ачарьей Бхадрабаху на территорию современной Карнатаки, где остановился в Шраванабелаголе. Он там жил, придерживаясь аскез, несколько лет, прежде чем не скончался от самовольного голодания по джайнской традиции. Чанакья же в это время оставался при дворе, служа советником и наставником молодого Биндусары.
Содержание литературных трудов
Книга Чанакьи Артхашастра подробно рассматривает вопросы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, социальное обеспечение, международные отношения и военные стратегии. Другая работа Нити-шастра (Наставления в этике) представляет собой трактат об идеальном образе жизни, и показывает глубокое знание автором индийского образа жизни. Чанакья также разработаны афоризмы Нити-сутры (или Чанакья-сутра), которые рассказывают людям о правильном поведении. Из известных 455 сутр, около 216 относятся к «Чанакья-раджанитишастра» (что нельзя делать при правлении царством). Очевидно, Чанакья использовал эти сутры для наставления молодого Чандрагупты и других избранных учеников в искусстве государственного управления.
Он был очень образованным человеком, также сведущим в астрологии. Мысли Чанакьи о астрологии можно найти в тексте, названном «Саравали».
Легенды о Чанакье
Историк Томас Траутман перечисляет следующие элементы, общие для различных вариантов легенд о Чанакье: [19]
Чанакья являлся проницательным наблюдателем за природой. Однажды воинам Маурьев пришлось скрыться в пещере, где не было никакой пищи. Выйти из пещеры они не могли, поскольку это угрожало их жизни. Тогда Чанакья увидел что муравей нёс рисовое зернышко, хотя нигде поблизости не было никакого риса. Помимо того, зёрнышко было сварено. Чанакья послал разведать, и нашли, что их враги сошлись обедать под пещерой. Получив известие об этом, воины выбрались из пещеры и бежали, быв таким образом спасены.
Политико-правовые учения
Вторая половина I тысячелетия до н. э. была чрезвычайно важным этапом в развитии политической организации и государственности древней Индии. Этот период связан с образованием первой из великих держав в долине Ганга, а затем и объединённой империи. Разрабатываются принципы управления, теории государственной власти, появляются политические школы и политические трактаты. Наибольший интерес представляет трактат «Артхашастра», авторство которого индийская традиция приписывает Каутильи — главному сановнику маурийского царя Чандрагупты. Это политическое произведение сложилось в начале нашей эры. Изложенные в нём идеи и принципы государственной политики были отражением и маурийской эпохи.
Важнейшим считал Каутилья практические интересы. Исходя из этого, он допускал даже уход от устоявшихся норм брахманской Шастры. Если закон, по его мнению, находится в противоречии с правительственными распоряжениями, то предпочтение следует отдать последним.
Каутилья советовал царю в тяжёлых финансовых ситуациях забирать имущество храмов и пополнять таким образом свою казну. Интересно, что Каутилья разработал ряд методов, которые мог применять царь для того, чтобы, используя суеверие народа, убедить его в магической силе царя.
В этот период детально разрабатываются различные методы взаимоотношений между государствами, способы ведения войны и мирных переговоров. Одними из важнейших становятся вопросы внешней политики. «Артхашастра» обосновывает шесть главных методов внешней политики: мир, войну, выжидательное положение, наступление, поиск средств защиты и двойная политика. Специальное внимание уделяется деятельности послов, круг обязанностей которых был очень широким. Наряду с соблюдением договоров и поддержкой престижа своего государства Каутилья считал обязанностью посла вызывать споры союзников, осуществлять скрытые переговоры, тайные перевозки войск, действовать всевозможными средствами. Подробно разрабатывались методы борьбы с соседями, которые рассматривались обычно как враги. Говоря о наиболее выгодной ситуации для нападения, Каутилья советовал учитывать финансовое состояние будущего противника и его взаимоотношения с подданными: «Если подданные возбуждены против своего правителя, то они могут привести его к гибели, даже если он является мощным. Поэтому стоит выступать именно против того правителя, чьи подданные относятся к нему враждебно». [ источник не указан 554 дня ]
Ряд политических проблем поднят в трактате «Артхашастра» («Книга о пользе»). В этом трактате содержатся советы царю относительно организации администрации и суда, законодательства и управления, внешней и внутренней политики. Согласно «Книге Ману» и высказываниями Каутильи, государство определяет семь элементов: царь, министры, территория, столица, государственная казна, войско и международные союзники. Зарождение государственной организации связывается с упадком нравственности среди людей, поскольку существовали времена, когда люди подлежали только законам и когда не было никакой власти. И собственно власть «уверяет мирное существование как философии, так и святым Ведам, а также экономической жизни. Поскольку там, где нет власти, сильный пожирает слабого». В «Артхашастре» подчёркнуто, что власть является важнейшим элементом, без которого общество не могло бы существовать. «Власти оберегает сонного, господствует над всеми существами, охраняет их, стоит на страже общего порядка». Фактически доктрина доходит до самой сути государственной власти и права «Царь опирается на финансы и принуждение, принуждение — на финансы, на принуждение опирается право; наконец, на право опираются люди».
Образ Чанакьи в искусстве
Главным образом Чанакьи в искусстве, помимо исторических легенд с его участием, стал его образ в драме Вишакхадатты «Мудраракшаса». В пьесе Чанакья предстаёт умелым и коварным политиком. Вначале он заключает договор с правителем Гималай Парватешваром против династии Нанда, которую задумал уничтожить. Когда же царь Нанды, Малайякету (англ. Malayaketu ) в коалиции с Ракшасой, министром Нанды, осаждают с войском Паталипутру, столицу Чандрагупты, Чанакья хитростью переманивает Ракшасу на сторону Маурьев, тем самым помогая им одержать победу.
На основе этой драмы в Индии был снят «Чанакья» (англ. Chanakya (TV series) ), состоящий из 47 серий. Снятый как эпическая историческая драма, сериал выходил на экраны в период с 8 сентября 1991 по 9 августа 1992. Сериал был снят по сценарию и срежиссирован Чандрапракашем Двиведи (англ. Chandraprakash Dwivedi ), который также исполнил главную роль. Созданный в реалистичных декорациях с использованием аутентичных предметов и костюмов, сериал показывал жизнь Чанакьи с детства до момента коронации царя Чандрагупты.
Чанакья
Чанакья является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — «Мудраракшаса».
Содержание
Содержание литературных трудов
Книга Чанакьи Артхашастра подробно рассматривает вопросы денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, социальное обеспечение, международные отношения и военные стратегии. Другая работа Нити-шастра (Наставления в этике) представляет собой трактат об идеальном образе жизни, и показывает глубокое знание автором индийского образа жизни. Чанакья также разработаны афоризмы Нити-сутры (или Чанакья-сутра), которые рассказывают людям о правильном поведении. Из известных 455 сутр, около 216 относятся к «Чанакья-раджанитишастра» (что нельзя делать при правлении царством). Очевидно, Чанакья использовал эти сутры для наставления молодого Чандрагупты и других избранных учеников в искусстве государственного управления.
Он был очень образованным человеком, также сведущим в астрологии. Мысли Чанакьи о астрологии можно найти в тексте, названном «Саравали».
Легенды о Чанакье
Историк Томас Траутман перечисляет следующие элементы, общие для различных вариантов легенд о Чанакье: [6]
Чанакья являлся проницательным наблюдателем за природой. Однажды воинам Маурьев пришлось скрыться в пещере, где не было никакой пищи. Выйти из пещеры они не могли, поскольку это угрожало их жизни. Тогда Чанакья увидел что муравей нёс рисовое зернышко, хотя нигде поблизости не было никакого риса. Помимо того, зёрнышко было сварено. Чанакья послал разведать, и нашли, что их враги сошлись обедать под пещерой. Получив известие об этом, воины выбрались из пешеры и бежали, быв таким образом спасены.
Каутилья
Чанакья, (санскр. चाणक्य Cāṇakya) известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна — знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха и в уничтожении прежней династии — Нанда. Он выдавался своей хитростью и тонким политическим умом, и сравнивается историками Индии с Макиавелли. Его перу приписывают трактат о политике и нравственности, известный под заглавием Чанакья-сутра, а также трактат Чанакья-раджанитишастра. Так же из под его пера вышел трактат «Артхашастра», что в переводе с санскрита значит «Наука о пользе». Данная работа оформлялась на протяжении IV века до нашей эры. И являлась первой в мире книгой в которой были сформулированы основные принципы деятельности спецслужб.
Чанакья является главным действующим лицом в известной драме Вишакхадатты — «Мудраракшаса».
Ссылки
Смотреть что такое «Каутилья» в других словарях:
КАУТИЛЬЯ — древнеиндийский мыслитель, автор Артхашастры и советник царя Чандрагупты Маурьи … Большой Энциклопедический словарь
КАУТИЛЬЯ — КАУТИЛЬЯ, древнеиндийский мыслитель, автор «Артхашастры» и советник царя Чандрагупты Маурьи … Энциклопедический словарь
Каутилья — (гг. рождения и смерти неизвестны) древнеиндийский государственный деятель 4 в. до н. э. Исторической традицией ему приписывается важная роль в свержении династии Нандов в Магадхе (См. Магадха) и воцарении Чандрагупты Маурьи, главным… … Большая советская энциклопедия
Артха-шастра — Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия
Артхашастра — Артхашастра древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321 297 года до н. э.). Содержание 1 Источниковедческие… … Википедия
Чандрагупта — (Маурья), древнеиндийский правитель, основатель династии и государства Маурьев в IV III вв. до н. э. Захватил престол в Магадхе, расширил свои владения на всю Северную Индию и по договору с Селевком I Никатором (около 305 до н. э.) присоединил к… … Энциклопедический словарь
БИХАР (штат) — БИХАР (Bihar, Behar), штат на северо востоке Индии (см. ИНДИЯ), преимущественно на равнине среднего течения Ганга. На севере граничит с Непалом (см. НЕПАЛ), на западе со штатом Уттар Прадеш (см. УТТАР ПРАДЕШ), на юге со штатом Джаркханд (см.… … Энциклопедический словарь
Чанакья — (санскр. चाणक्य Cāṇakya) (около 370 283 гг. до н. э.), известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства… … Википедия
Артхашастра — («Артхашастра») древний индийский трактат, собрание наставлений по вопросам управления государством. Авторство приписывают Каутилье (См. Каутилья) (4 в. до н. э.), но, вероятнее, ему принадлежит основа «А.», которую затем дополняли и… … Большая советская энциклопедия
Каутилья
Смотреть что такое «Каутилья» в других словарях:
КАУТИЛЬЯ — древнеиндийский мыслитель, автор Артхашастры и советник царя Чандрагупты Маурьи … Большой Энциклопедический словарь
КАУТИЛЬЯ — КАУТИЛЬЯ, древнеиндийский мыслитель, автор «Артхашастры» и советник царя Чандрагупты Маурьи … Энциклопедический словарь
Каутилья — Чанакья, (санскр. चाणक्य Cāṇakya) известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства Магадха и в уничтожении прежней династии … … Википедия
Артха-шастра — Статья по тематике Литература индуизма Веды Риг · Яджур … Википедия
Артхашастра — Артхашастра древнеиндийский политический и экономический трактат, составителем которого считается Каутилья (Кауталья или Вишнагупта) главный советник императора Чандрагупты Маурьи (321 297 года до н. э.). Содержание 1 Источниковедческие… … Википедия
Чандрагупта — (Маурья), древнеиндийский правитель, основатель династии и государства Маурьев в IV III вв. до н. э. Захватил престол в Магадхе, расширил свои владения на всю Северную Индию и по договору с Селевком I Никатором (около 305 до н. э.) присоединил к… … Энциклопедический словарь
БИХАР (штат) — БИХАР (Bihar, Behar), штат на северо востоке Индии (см. ИНДИЯ), преимущественно на равнине среднего течения Ганга. На севере граничит с Непалом (см. НЕПАЛ), на западе со штатом Уттар Прадеш (см. УТТАР ПРАДЕШ), на юге со штатом Джаркханд (см.… … Энциклопедический словарь
Чанакья — (санскр. चाणक्य Cāṇakya) (около 370 283 гг. до н. э.), известный также под именами Каутилья, Вишнугупта и Ватсьяяна знаменитый в индийской истории брахман, игравший главную роль в возведении Чандрагупты на престол царства… … Википедия
Артхашастра — («Артхашастра») древний индийский трактат, собрание наставлений по вопросам управления государством. Авторство приписывают Каутилье (См. Каутилья) (4 в. до н. э.), но, вероятнее, ему принадлежит основа «А.», которую затем дополняли и… … Большая советская энциклопедия