Сэргэ это что на якутском
Сакральные объекты Якутска: сэргэ
Сэргэ («коновязь») — ритуальные столбы у якутов.
Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Нельзя разрушать сэргэ — оно должно само прийти в негодность.
Сэргэ связано с культом коня — к нему привязывали коней хозяева и гости, а также оно является символом дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира.
На столбе вырезаются три горизонтальные канавки. Верхняя предназначается для привязывания коней небожителей верхнего мира, средняя — для коней людей, и нижняя — для лошадей подземного мира.
В Якутске установлено большое количество сэргэ — в этом фоторепортаже покажем некоторую их часть.
ИППОДРОМ
(бывшее место проведения общегородского праздника Ысыах)
ДОМ АРЧЫ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
ДЮСШ-3
ДОМ ПЕЧАТИ
НВК САХА
ОБЩЕЖИТИЕ ПО ПОЯРКОВА
УЛИЦА ОКТЯБРЬСКАЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ПЛОЩАДЬ ДРУЖБЫ
БАССЕЙН «САМОРОДОК»
РУИНЫ (БЫВШЕЕ РЕАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ)
сэргэ
1 сэргэ
См. также в других словарях:
Сэргэ — на «Стоянке Гэсэра» над рекой Селенга. Сэргэ (бур.) коновязь, ритуальные столбы и деревья у бурят, якутов. Сэргэ означало, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэрг … Википедия
Сэргэ — 1. Деревянные или каменные столбы на местах, где буряты шаманисты совершали подношения духам. 2. Коновязь в центре двора (1) бурятской усадьбы, олицетворяющая благосостояние хозяина и его гостеприимство. (Термины российского… … Архитектурный словарь
Алтан-Сэргэ — … Википедия
Ат баайар сэргэ — Якутская коновязь утилитарного (не культового) назначения. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Киниит сэргэ — Якутская коновязь для коня невесты. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Ойюлаах сэргэ — Якутская коновязь с узорами. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Герб Абыйского улуса — Детали Утверждён … Википедия
Флаг Сунтарского района — Флаг муниципального района «Сунтарский улус (район)» Сунтарский улус Якутия Россия … Википедия
Флаг Абыйского района — Флаг муниципального образования «Абыйский улус (район)» Абыйский район Якутия Россия … Википедия
Нерюнгри — В Якутии, республиканского подчинения, в 740 км к югу от Якутска. Расположен на северных отрогах Станового хребта. Конечная железнодорожная станция (грузовая Беркакит; пассажирская Н.) на ветке (192 км) от Байкало Амурской магистрали.… … Города России
Сэргэ это что на якутском
I 1) коновязь (столб); ат сэргэтэ коновязь; сэргэтэ туруор = поставить коновязь; ыһыах сэргэтэ праздничная коновязь ысыаха (как символ якутского традиционного коневодства); 2) уст. заострённый колышек (привязываемый к бычьему поводу и втыкаемый в землю, чтобы бык не трогался с места).
II 1. послелог. упр. вин. п. 1) рядом, возле; дьиэни сэргэ ампаар турар рядом с домом стоит амбар; 2) рядом с. наряду с. одновременно с. ; итини сэргэ наряду с этим; тустууну сэргэ бокс сайдар одновременно с борьбой развивается и бокс; 2. в роли союза наряду с тем что. ; одновременно с тем, что. ; рабочайдары сэргэ колхозтаахтар эмиэ кэлбиттэр наряду с рабочими пришли и колхозники.
дьон-сэргэ
люди, общество; народ.
сосуществовать (Русский → Якутский)
несов. сэргэ баар буол, сэргэ олор, бииргэ олор.
параллельный (Русский → Якутский)
прил. 1. мат. параллельнай; 2. сэргэ барар, сэргэ; параллельные улицы сэргэ уулуссалар; 3. (совпадающий, одновременный) параллельнай, сэргэ; параллельные явления сэргэ көстүүлэр.
ортоку (Якутский → Русский)
средний; ортоку сэргэ уст. средняя коновязь.
сосуществование (Русский → Якутский)
с. сэргэ баар буолуу, сэргэ олоруу, бииргэ олоруу; мирное сосуществование эйэлээхтик сэргэ олоруу, сэриитэ суох ыаллыы олоруу.
публика (Русский → Якутский)
ж. публика (дьон-сэргэ, мустубут дьон).
публика (Русский → Якутский)
сущ
(мн. ч. нет)
дьон-сэргэ мустубут дьон
наряду (Русский → Якутский)
нареч. с кем-чем сэргэ, кытта, тэҥэ; наряду с этим итини тэҥэ.
бастакы (Якутский → Русский)
первый, передний; главный; бастакы сэргэ первая коновязь; бастакы дьон передние люди (т. е. находящиеся впереди).
одновременный (Русский → Якутский)
прил. биир бириэмэлээх, тэҥҥэ буолар, сэргэ буолар; одновременные события биир бириэмэлээх событиелар.
рядом (Русский → Якутский)
нареч. 1. (один подле другого) кэккэлэһэ, сэргэ; сесть рядом с кем-л. сэргэ олор; 2. (по соседству, около) кэккэлэһэ; он живёт рядом кини кэккэлэһэ олорор; # оказаться рядом субу аттыгар баар буола түс.
Айхал Габышев нашел еще одно значение Сэргэ
Известно, что в практической жизни Сэргэ имел лишь два значения: коновязь и ритуальный столб — сакральный символ, унаследованный от древних народов. Однако, по словам генерального директора Ассоциации СРО «Союз строителей Якутии» Айхала ГАБЫШЕВА, существует третья, главная роль, которая отводилась Сэргэ.
«В былые времена каждый саха (якут) устанавливал перед своим домом (ураса, балаҕан) священную Сэргэ, который был и остается главным атрибутом якутской семьи.
Научные труды политссыльных и местных ученых утверждают, что Сэргэ — это коновязь и ритуальный столб. Но я никак не мог согласиться с этим простым определением. Не может быть такого простого предназначения и определения к нашему Сэргэ. Проанализировав все возможные варианты, недавно я раскрыл тайну: Сэргэ — это не только коновязь и тотемный символ, но и календарь для вычисления дня и месяца года, а также часы для определения времени суток.
Благодаря Сэргэ, предки четко знали, что в году 365 дней, а в сутки 24 часа. Какой час дня определяли по тени, падающей от Сэргэ в дневное время, а какой день месяца – по расположению на небе месяца над Сэргэ.
Свое драгоценное время древние якуты использовали очень грамотно и эффективно, Сэргэ им помогало четко спланировать свой день и год. Потому что, лето короткое, а зима длинная. Необходимо было тщательно запланировать все действия. Не зря говорят, один день спасает весь год.
Можно сказать, Сэргэ — наш спаситель! Он поэтому играет важную роль для нас. Спасибо нашим предкам, что нашли практическое решение вопроса по определению дня в году и времени в сутки. Это еще раз доказывает, что древние якуты были очень грамотными. И письменность была у наших предков, которую мы скоро докажем, и с астрономией, анатомией, физикой, химией, географией, черчением, геометрией, биологией и с математикой у них все было нормально. Я горжусь своими предками. И спасибо Сэргэ за все!» — поделился А. Габышев.
«Большая земля»: Сэргэ
Сэргэ занимает особое место в якутской культуре. Древние считали, что дух-иччи коновязи защищал жилище и жизненное пространство от негативного влияния злых сил. О символе, привлекающем благополучие и процветание, — в новом выпуске «Большой земли».
Первые сведения о якутских сэргэ появились в 18 веке в трудах Иоганна Гмелина. Есть упоминания, что «в прошлом коновязи делали многие коневодческие народы степей юга Евразии, юга Западной Сибири, севера Казахстана, Алтая, Тувы, Бурятии, Якутии. Устанавливали вблизи своих жилищ столбы для привязывания к ним лошадей. Хороня умершего, предки убивали его коня и привязывали животное к установленной на могиле коновязи».
Столбцы коновязей считаются священными, с ними связано счастье дома […] Богатые якуты, переменяя место жительства, не раз выкапывали и увозили их с собой… […] Простой народ придает такое большое значение связи домашнего благополучия со столбами коновязи, что влиянию его поддаются даже местные полуинтеллигентные русские люди. Мне рассказывали, что покойный поп Намской управской церкви О. Винокуров, переезжая в нововыстроенный приходский дом, увез с собою главный столб коновязи того здания, где жил раньше. Этот столб стоит там и поныне…
Вацлав Серошевский, российский и польский этнограф-сибириевед
В старину и до 19 века якутские коновязи изготавливались только из лиственницы и сосны, поэтому сэргэ можно отнести к деревянному зодчеству. Делали их обычно плотники, иногда сами хозяева или их родственники, приглашаемые на новоселье или свадьбу.
Художественная отделка старинных коновязей свидетельствует о высоком уровне мастерства якутских резчиков, о понимании ими значения объемных форм, о развитом чувстве ритма и пропорций; они умело сочетали объемные части сэргэ с их плоскостной резной орнаментацией. Удачное членение стволов, соотношение конструктивных и декоративных частей делает коновязи похожими на миниатюрные колонны. Все это позволяет видеть в сэргэ предметы, заслуживающие внимания и изучения как с этнографической, так и с художественной точек зрения.
Сергей Иванов, искусствовед
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ
Обычные древние коновязи повседневного использования в высоту низкие — от полутора до двух метров, а ритуальные и обрядовые — от 20 сантиметров до 8 метров и более.
Водружали сэргэ сразу же по окончании постройки жилища с молитвой-пожеланием — алгысом к богам. Когда собирались гости, отец хозяина нового дома, держа в правой руке пучок белых волос от гривы лошади, а в левой — пучок волос от хвоста коровы, подходил к яме и произносил алгыс со словами: «Пусть длинногривые ваши бегают по всем долинам», а затем опускал в яму пучок конского волоса, произнося: «Пусть ваши высокорогие заполнят все поля», и накрест клал второй пучок.
Потом, опустив закопченный конец в яму (коптили, чтобы уберечь дерево от гниения), закапывали. У подножия сэргэ клали самую изысканную пищу, которая была приготовлена для новоселья.
В старину во дворах богатых и знатных хозяев всегда было много различных сэргэ, так как каждая свадьба, рождение ребенка, посещение почетного гостя и много других событий сопровождались установкой памятной коновязи. Поэтому они могут рассказать о знаменательных событиях давно минувших веков.
В старину во дворах богатых и знатных хозяев всегда было много различных сэргэ, так как каждая свадьба, рождение ребенка, посещение почетного гостя и много других событий сопровождались установкой памятной коновязи. Поэтому они могут рассказать о знаменательных событиях давно минувших веков.
В конце XIX века некоторые якуты оставляли перед домом несколько обтесанных, но еще стоящих на корню деревьев. Когда они высыхали, верхние их части срубали по высоте роста человека и использовали в качестве коновязи. Именно такие сэргэ делали из растущего дерева на местах захоронения людей с лошадьми и слугами. Такой символ стоял у могилы двух жен едейского богача Угаалаха.
У якутов существует древнейшее табу: коновязь нельзя рубить на дрова и выкапывать. Сэргэ должны стоять до тех пор, пока не упадут от ветхости (старости). Благодаря этому запрету до нынешних времен сохранились древнейшие экземпляры коновязи. Упавшие столбы поднимали и устанавливали на том же месте или уносили в лес и клали в развилину между двух сросшихся лиственниц.
В советское время большое количество сэргэ выкопали и уничтожили, потому что они являлись символами веры и памятниками, свидетельствующими о жизни богатых людей.
РАЗНОВИДНОСТИ СЭРГЭ
Обрядовое сэргэ
Коновязь с головами трех лошадей. Хозяева ысыаха ставили сэргэ, вызывая дух процветания, привязывая трех жеребцов.
Сторожевое сэргэ
Коновязь с верхушкой в форме меча. Древние якуты считали, что такие сэргэ защищают от врагов, поэтому во время установки приглашали шамана для камлания.
Свадебное сэргэ
Устанавливались во дворах для встречи свадебного поезда. Особенность этих коновязей заключается в обязательном завершении столба стилизованной фигурой посуды, рогов домашнего скота и т.п.
Сэргэ с чороном
Специальная коновязь для кобылы устанавливалась во время праздника ысыах. Лошадь купали, жеребенка укрывали маленьким чепраком, на голову кобылы надевали украшенную серебром узду с кисточкой из медвежьего меха.
Байанай сэргэ
Охотник перед выходом на промысел ставил коновязь с просьбой о благополучной и богатой охоте. Если она завершалась удачно, человек в знак благодарности приносил дар.
Сэргэ для белой лошади
Коновязь, к которой привязывалась только белая лошадь с серебряными сбруей и седлом.
Сэргэ для урасы
Ставились возле урасы. Верхушка коновязи имела форму урасы.
Түһүлгэ сэргэ
Столб высотой с человеческий рост в виде сэргэ с перекладиной. На них подвешивались большие кожаные бродильные чаны с кумысом.
Существовала разновидность коновязей с перекладинами. К верхней обычно привязывали лошадей, к нижней — быков. Они устанавливались перед домом, несмотря на присутствие надворного сэргэ. Упряжной скот привязывался только к этой коновязи.
По обычаям якутов, при приезде невесты в дом жениха необходимо было поставить новую коновязь. Невеста объезжала сэргэ три раза и каждый раз «угощала духов», наливая кумыс в сосуды. Затем хозяин усадьбы иконой благословлял молодых, а сопровождающие девушку привязывали лошадь невесты.
В Олонхо говорится о наличии восьмигранного алтан сэргэ (медной коновязи). Слово «алтан» в древнем тюркском языке означает золото. В реальности медных или золотых коновязей не существовало. Раньше на территории Якутии медь не производилась в огромных количествах, избыточных для изготовления коновязи. Сейчас медная коновязь установлена в местности Ус хатын («Три березы»), где проводится Ысыах Туймаады.
Сэргэ для шамана представляло собой вычищенную от коры верхнюю часть дерева. Его особенностью было наличие многочисленных ветвей или рогов. На них садились прилетевшие по призыву шамана или удаганки помощники в виде птиц в обличии ворона, филина, кукушки, кукши, чайки и кулика, которые с древних времен считались священными.
СИМВОЛ ЯКУТСКОГО ГОСТЕПРИИМСТВА
Сегодня коновязи трансформировались в символ якутского гостеприимства и стали памятными обелисками, которые устанавливаются по всему миру к праздникам и важнейшим событиям. Мы представляем вашему вниманию интерактивную карту стран, где есть сэргэ.
«Большая земля» — национальный проект «Сахамедиа», посвященный 100-летию ЯАССР. Мы говорим о символах нашей большой республики: о людях, природе, истории, традициях, культуре – обо всем, что делает Якутию уникальной и неповторимой.
Сэргэ изучали:
Галина Мозолевская, редактор проекта
Григорий Фоменко, журналист
Роман Данилов, дизайнер
Мария Васильева, фотограф
В проекте использованы материалы блогера NikBara
Сэргэ изучали:
Галина Мозолевская, редактор проекта
Григорий Фоменко, журналист
Роман Данилов, дизайнер
Мария Васильева, фотограф
В проекте использованы материалы блога NikBara.