Сын полка читать о чем
«Сын полка»: краткое содержание и анализ произведения
Юный разведчик Ваня Солнцев: YouTube/Классное Чтение
Хотите познакомиться с произведением «Сын полка»? Краткое содержание поможет быстро понять основную канву событий, кто главные герои и какая история с ними произошла. Представленный в статье анализ также даст ответы на вопросы, кто написал «Сын полка», каковы жанровые и композиционные особенности произведения.
«Сын полка»: краткое содержание
Чем интересен «Сын полка»? Катаев сумел создать яркую, достоверную, увлекательную историю, передать драматизм военных лет, показать истинный патриотизм, который проявляли все от мала до велика. Краткий пересказ «Сын полка» таков:
«Сын полка» в сокращении: начало истории
В лесу разведчики случайно обнаружили мальчика. Услышав странные прерывистые звуки, они нашли его спящим, взяли его с собой. Так Ваня Солнцев оказался в артиллерийской батарее, командиром которой был капитан Енакиев.
О своих мытарствах 12-летний мальчик рассказал следующее:
Разведчики Василий Биденко и Кузьма Горбунов взяли Ваню в свою палатку, вкусно покормили и стали называть пастушком. Однако капитан батареи, у которого погибла вся семья, хоть и трепетно отнесся к мальчику, но решил отправить его в тыл.
«Сын полка»: развитие событий
Биденко, одному из опытнейших разведчиков, было поручено доставить мальчика в приемник для детей. Целый день его не было, а вернулся он с такой историей:
Два дня мальчик снова провел в лесу и надо же было ему встретить во время своих скитаний самого капитана. Ваня не знал его в лицо и пожаловался офицеру на то, что его отсылают в тыл и не желают принимать в «сыновья». Пришлось Енакиеву вернуться вместе с мальчиком и оставить его в батарее.
Кадр из фильма «Сын полка» (1981): YouTube/RVISION
Когда Биденко и Горбунков пошли на следующее задание, то прихватили с собой Ваню. Тот снова сбежал, чтобы отметить мосты и броды, и был пойман немцами. Это ужасно разозлило и взволновало капитана, но, к счастью, наши войска перешли в наступление и юный шпион сумел ускользнуть от немцев.
После этого приключения Ваня получил мундир и стал настоящим солдатом. Капитану при взгляде на него вспоминался его погибший сын. Поэтому он решил всерьез заняться воспитанием и военным образованием Солнцева, для чего составил целый план. Так Ваня остался в первом взводе, чтобы выучить все обязанности, и стал своим в тесной семье бойцов.
В этом знаменитом орудийном расчете был самый лучший в дивизии баянист, а также служил искуснейший наводчик Ковалев, Герой Советского Союза. Последний рассказал Ване о том, что наши войска уже подходят к границам Германии.
«Сын полка»: краткое содержание концовки произведения
Между тем в дивизии Енакиева вели подготовку к бою. Капитан рассчитывал на поддержку пехотной дивизии, пытаясь разгадать планы неприятеля. Немцы могли воспользоваться запасными частями, что беспокоило Енакиева. Перед боем в разговоре со старым наводчиком он сказал, что усыновит Ваню.
Бой действительно оказался сложным, и первый взвод по приказу капитана был передвинут вперед, чтобы прикрыть пехоту. Дальше события развивались так:
Ваня доставил пакет и поспешил вернуться. Но оказалось, что бой окончен, а весь расчет первого орудия вместе с капитаном погиб в трагическом сражении. Енакиев успел оставить несколько строк, в которых:
Просьба капитана была выполнена. Его торжественно похоронили, а Ваня Солнцев стал курсантом Суворовского училища.
«Сын полка»: анализ произведения
Что следует учесть, разбирая произведение «Сын полка»? Анализ можно провести с учетом таких факторов:
Основная идея автора заключалась в том, чтобы показать патриотические чувства, мужество, отвагу, героизм, храбрость воинов. Все бойцы верили в справедливость и были готовы погибнуть, чтобы освободить Родину.
Главную мысль конкретизировал Валентин Петрович Катаев. «Сын полка» — повесть о том, что даже в суровое военное время ничто человеческое не было чуждо нашим солдатам. Они приняли участие в судьбе маленького мальчика и считали его сыном полка, всячески заботясь и стараясь сохранить ему жизнь, воспитать из него настоящего воина.
«Сын полка»: главные герои
Кадр из фильма «Сын полка» (1981): YouTube/RVISION
Главный персонаж повести — Ваня. Этот хрупкий мальчик двенадцати лет в военные годы становится круглым сиротой после гибели всех родных. Мальчика отличают отвага, смелость, мужество, желание бороться за освобождение страны.
Второстепенные герои произведения представлены советскими воинами, среди которых:
Отличительная особенность произведения заключается в том, что автор описал не только внешность героев и их характерные черты, но и переживания, мысли персонажей, которые раскрываются с помощью диалогов, воспоминаний.
Согласно жанровой направленности, это повесть с изображением реально происходивших событий, но с вымышленными героями и художественными усилительными элементами. Автор описал не только каждого персонажа с его яркими чертами, но и передал их мысли, переживания.
Композиция и сюжет
«Сын полка», автор которого сделал акцент на своих персонажах, построен последовательно. Сюжет развивается стремительно:
Таковы основные моменты в описании произведения «Сын полка». Краткое содержание и анализ помогают составить общее впечатление, понять направление и особенности повести, которая достойна неоднократного прочтения.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Краткое содержание «Сын полка»
Всего получено оценок: 4605.
О произведении
Повесть Катаева «Сын полка» была написана в 1944 году. В книге впервые в советской литературе тема война была раскрыта через восприятие ребенка – Вани Солнцева, мальчика двенадцати лет. За повесть «Сын полка» Катаев был удостоен Сталинской премии II степени. Произведение написано в рамках литературной традиции соцреализм.
Повесть «Сын полка» входит в школьную программу по литературе 4 класса. Прочитать краткое содержание «Сына полка» по главам можно прямо на нашем сайте. Предлагаемый пересказ будет интересен школьникам, а также всем, кому нужно быстро ознакомиться с сюжетом произведения.
Место и время действия
События повести происходят осенью — зимой 1944 года на территории СССР: в лесу, военном штабе, затем в Суворовском училище.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Биденко и Горбунов пообещали Ване зачислить его «на все виды довольствия» и обучить военному делу, но сначала им нужно получить приказ о зачислении от капитана Енакиева. Однако, вопреки желанию разведчиков, Егоров передал Биденко распоряжение Енакиева отправить Ваню в тыл в детский дом. Расстроенный мальчик говорит, что все равно сбежит по дороге.
Глава 5
Биденко, хмурый и молчаливый, вернулся в часть на другой день поздно вечером. В это время армия, преследуя врага, продвинулась далеко на запад.
Глава 6
Биденко не хотел признаваться, что Ваня от него дважды сбегал, но после расспросов все-таки рассказал. Первый раз мальчик на повороте выпрыгнул из грузовика и спрятался в лесу. Биденко так бы и не обнаружил Ваню, если бы на ефрейтора не упал букварь – мальчик заснул, сидя на верхушке дерева.
Глава 7
Чтобы Ваня снова не убежал, Биденко привязал к его руке веревку, второй конец которой обмотал вокруг своего кулака. В грузовике ефрейтор периодически просыпался и, дергая за веревку, проверял, на месте ли Ваня. Однако, поспав чуть больше, ефрейтор под утро обнаружил, что второй конец веревки привязан к сапогу ехавшей с ними женщины-хирурга. Мальчик же сбежал.
Глава 8
Главы 9 – 10
Ваня, не зная Енакиева в лицо, принял его за важного командира. Мальчик начал жаловаться капитану, что строгий Енакиев не захотел взять его сыном полка. Капитан забирает мальчика с собой к разведчикам.
Глава 11
Глава 12
Глава 13
Разведчики отправили Ваню вперед, но через несколько часов вернулась только его лошадь. Горбунов отправил Биденко в часть сообщить о случившемся.
Разведчики не знали, что пока Ваня узнавал дорогу, он параллельно с помощью компаса делал зарисовки на полях букваря – пытался снять план местности. За этим делом и застали его немцы, схватили и посадили в темный блиндаж.
Глава 14
Ваню допрашивала немка. Несмотря на то, что чертежи в букваре и русский компас были очевидными уликами против мальчика, он ничего не рассказал.
Глава 15
Главы 16. – 17
Глава 18
Капитан вызвал мальчика к себе и назначил его связным.
Главы 19. – 20
Главы 21. – 22
Разговаривая с наводчиком Ковалевым о Ване, Енакиев делится своими планами о том, что хотел бы усыновить мальчика.
Неожиданно начали наступать немцы. Противник окружил пехотные части.
Глава 23
Глава 24
Находясь в первом взводе, Ваня, чем мог, помогал солдатам. В разгар сражения Енакиев заметил мальчика и приказал ему вернуться назад на батарею. Ваня отказывался. Понимая, что спорить с мальчиком бесполезно, капитан что-то написал на листке бумаги и попросил Ваню доставить пакет командиру штаба.
Глава 25
Глава 26
Глава 27
Заключение
В повести «Сын Полка» Катаев описывает историю простого крестьянского мальчика Вани Солнцева, у которого война отобрала родной дом и семью. Однако тяжелые испытания только закалили дух Вани, а среди солдат он находит свою вторую семью. Автор показывает храбрость, смелость и выдержку мальчика даже в самых трудных ситуациях.
Повесть «Сын Полка» была дважды экранизирована, а также поставлена на сцене театра юного зрителя в Ленинграде.
Рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Сына полка», а прочитать книгу полностью.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Сын полка
Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания через сырой осенний лес. Они услышали «странный, тихий, ни на что не похожий прерывистый звук», пошли на него и набрели на неглубокий окопчик. В нём спал мальчик, маленький и истощённый. Мальчик плакал во сне. Именно эти звуки и привлекли внимание разведчиков.
Разведчики относились к артиллерийской батарее, которой командовал капитан Енакиев, человек добросовестный, точный, предусмотрительный и непреклонный. Туда и попал Ваня. В лес, находящийся почти на линии фронта, Ваня попал после долгих мытарств. Отец мальчика погиб в начале войны. Мать убили немцы, которым женщина не хотела отдавать единственную корову. Когда бабушка и младшая сестра Вани умерли от голода, мальчик пошёл побираться по окрестным деревням. Его схватили жандармы, отправили в детский изолятор, где Ваня чуть не умер от тифа и чесотки. Сбежав из изолятора, мальчик два года скрывался в лесах, надеясь перейти линию фронта и попасть к нашим. В холщевой торбе заросшего и одичавшего Вани нашли остро заточенный гвоздь и рваный букварь. Разведчикам Солнцев сообщил, что ему исполнилась двенадцать лет, но мальчик был настолько истощён, что выглядел не старше девяти.
Капитан Енакиев не мог оставить мальчика на батарее. Глядя на Ваню, он вспоминал свою семью. Его мать, жена и маленький сын погибли три года назад, во время авианалета по дороге в Минск. Капитан решил отправить мальчика в тыл. Не подозревавший об этом решении Ваня Солнцев блаженствовал. Его поселили в замечательной палатке у двух разведчиков, Василия Биденко и Кузьмы Горбунова, и накормили необыкновенно вкусным кушаньем из картошки, лука и свиной тушёнки со специями. Хозяева этой палатки были закадычными друзьями и на всю батарею славились своей хозяйственностью и запасливостью. Ефрейтор Биденко, «костистый великан», был донбасским шахтёром. Ефрейтор Горбунов, «гладкий, упитанный и круглолицый» богатырь, до войны работал лесорубом в Забайкалье. Оба великана искренне полюбили мальчика и стали называть его пастушонком.
Велико же было разочарование Вани, когда он узнал о решении капитана! Отвезти мальчика в детский приёмник поручили Биденко, который считался самым опытным разведчиком на батарее. Биденко отсутствовал сутки, в течение которых линия фронта переместилась далеко на запад. В новый блиндаж, который заняли разведчики, ефрейтор явился хмурый и молчаливый. После многочисленных расспросов он признался, что Ваня от него убежал. Подробности этого «беспримерного» побега стали известны только через некоторое время.
В первый раз Ваня сбежал от ефрейтора, на полном ходу «сиганув» через высокий борт грузовика. Биденко нашёл мальчика только к вечеру. Ваня не бегал от ефрейтора по лесу, а просто забрался на высокое дерево. Так бы разведчик и не нашёл мальчика, если бы букварь из Ваниной рваной торбы не упал прямо ему на голову. Биденко поймал очередную попутку. Сев в грузовик, разведчик привязал к руке мальчика верёвку, а ругой ее конец крепко зажал в кулаке. Время от времени Биденко просыпался и подёргивал за верёвку, но мальчик крепко спал и не откликался. Уже под утро выяснилось, что верёвка была привязана не к руке Вани, а к сапогу толстой, пожилой женщины — военного хирурга, которая тоже ехала в грузовике.
Ваня же двое суток бродил «по каким-то неизвестным ему, новым военным дорогам и частям, по сожжённым деревням» в поисках заветной палатки разведчиков. То, что его отослали в тыл, казалось мальчику недоразумением, которое легко уладить, достаточно найти того самого капитана Енакиева. И нашёл. Не ведая, что говорит с самим капитаном, мальчик рассказал ему, как сбежал от Биденко, и пожаловался, что строгий командир Енакиев не хочет принимать его в «сыновья». Капитан и привёз мальчика обратно к разведчикам. «Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время».
Мальчик поселился у разведчиков. Вскоре Биденко и Горбункову дали задание: перед боем разведать расположение немецких резервов и найти хорошие позиции для огневых взводов. Без ведома капитана, разведчики решили взять с собой Ваню, благо обмундирования он ещё не получил, и все ещё напоминал пастушонка. Ваня хорошо знал эту местность и должен был послужить проводником, однако не прошло и нескольких часов, как мальчик пропал. Ваня решил проявить инициативу, и сам отметил мосты и броды небольшой реки. Карту он рисовал в своём старом букваре. За этим занятием его и поймали немцы. Горбунов отправил товарища в часть, а сам остался выручать пастушонка. Узнав о таком самоуправстве, капитан Енакиев в бешенстве грозился отдать разведчиков под трибунал и собирался отправить на выручку Ване целый отряд. Плохо бы пришлось мальчику, если бы наши войска не начали наступление. Спешно отступая, немцы забыли о юном шпионе, и Ваня снова попал к своим.
После этого происшествия Ваню вымыли в бане, подстригли, выдали обмундирование и «поставили на полное довольствие». «У Вани была счастливая способность нравиться людям с первого взгляда». Попал по обаяние мальчика и капитан Енакиев. Разведчики любили Ваню слишком «весело», а в душе капитана мальчик пробудил более глубокие чувства — он напоминал Енакиеву его погибшего сына. Капитан решил «заняться Ваней Солнцевым вплотную» и назначил мальчика своим связным. «Со свойственной ему основательностью капитан Енакиев составил план воспитания» Вани. Прежде всего, мальчик должен был «постепенно выполнять обязанности всех номеров орудийного расчёта». Для этого Ваню приставили запасным номером к первому орудию первого взвода.
Орудийцы уже все знали о мальчике и охотно приняли его в свою тесную семью. Этот орудийный расчёт был знаменит не только самым лучшим в дивизии баянистом, но и искуснейшим наводчиком Ковалевым, Героем Советского Союза. Именно от наводчика Ваня узнал, что наши войска подошли к границе Германии.
Между тем дивизия Енакиева готовилась к бою. Их должна была поддержать пехотная дивизия, однако Енакиеву что-то не нравилось в планах его приятеля, капитана пехоты. У немцев могли оказаться запасные части, но это было не доказано, поэтому Енакииев принял этот план. Перед боем капитан навестил первое орудие и признался старому наводчику, что собирается официально усыновить Ваню Солнцева.
Предчувствия не обманули капитана Енакиева. У немцев действительно оказались свежие силы, с помощью которых они окружили пехотные части. Капитан приказал первому взводу своей батареи передвинуться вперёд и прикрыть фланги пехоты. После он вспомнил, что именно в этом взводе находится Ваня, но приказ отменять не стал. Вскоре капитан и сам присоединился к расчёту первого орудия, которое оказалось в самом эпицентре боя. Немцы отступали, и первое орудие перемещалось все дальше. Неожиданно в бой вступили немецкие танки. Тут капитан Енакиев и вспомнил о Ване. Он попытался отослать мальчика в тыл, но тот наотрез отказался. Тогда капитан пошёл на хитрость. Он что-то написал на клочке бумаги, вложил записку в конверт и велел Ване отнести послание начальнику штаба, на командный пункт дивизиона.
Доставив пакет, Ваня вернулся назад. Он не знал, что все уже кончено — немцы продолжали наседать, и капитан Енакиев «вызвал огонь батарей дивизиона на себя». Погиб весь расчёт первого орудия, в том числе и капитан. Перед гибелью Енакиев успел написать письмо, в котором прощался со всей батареей, и просил похоронить себя в родной земле. Попросил он озаботиться и о Ване, сделать из него хорошего солдата и достойного офицера.
Просьбы Енакиева выполнили. После торжественных похорон ефрейтор Биденко отвёз Ваню Солнцева на учёбу в суворовское училище одного старинного русского города.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание В.Катаев “Сын полка”
В кратком содержании повести В.П.Катаева «Сын полка» повествуется история, которая произошла в последний год Великой Отечественной войны. Произведение получило Сталинскую премию, завоевало огромную популярность и на его основе был снят одноименный фильм. Сюжет повести основан на реальных событиях, которые происходили в рядах красной армии.
Основные персонажи
Пересказ тезисно
Красноармейцы находят двенадцатилетнего мальчика, Ваню. Он сирота, вся его семья погибла на войне. Командующий отправляет ребенка в тыл, в детский дом, однако по пути смышленный паренек сбегает от сопровождающего — служивого Биденко — и возвращается обратно в часть. Енакиев проникается к мальчику отеческими чувствами и разрешает оставить его. О мальчике заботятся разведчики, и вскоре Ваню отдают учиться артиллерийскому делу. Енакиев говорит, что хочет усыновить его, и мальчик соглашается. Во время боя с немцами Красная Армия терпит большие потери. Енакиев погибает. Мальчика отвозят в Ленинград в военное училище.
Краткое содержание по главам
Глава 1
Небольшой отряд разведчиков во главе с сержантом Егоровым возвращается ночью с задания. Остановившись на перекур, они слышат странные звуки из воронки от снаряда неподалеку. Приблизившись к ней, солдаты находят спящего мальчика, которому снится тяжелый сон. Ребенок вскрикивает и плачет. Красноармейцы будят его, и мальчик пугается. Поняв, что это свои и бояться нечего, ребенок падает в обморок.
Глава 2
Командующий Енакиев с комдивом Ахунбаевым воюют плечом к плечу уже более 2 лет. Они сидят на специальной площадке на дереве и составляют карту местности, нанося объекты вражеской артиллерии. Ахунбаев хочет поскорее закончить и отпустить солдат-разведчиков. Енакиев же подробно разбирается с каждым знаком, который планируется нанести на карту.
Глава 3
Начинается легкая атака, Ахунбаев отбывает к себе в расположение. Енакиев составляет план, приходит приказ о немедленном наступлении. Пока есть несколько минут перед боем, капитан вызывает сержанта Егорова и спрашивает, как самочувствие найденыша. Сержант рассказывает историю мальчика Вани Солнцева: его маму расстреляли немцы, позже умерли остальные родственники. Деревню, где жил ребенок, стерли с лица земли, и мальчик скитался, пока его не нашли фашисты и не отправили в спецприемник для детей. Там он долго болел, потом сбежал и бродил по лесу полуголодный, пока на убежище не набрели советские солдаты. Мальчик смышленый, шустрый, хочет остаться в полку. Енакиев вспоминает о своем сыне, жене и матери. Они все погибли при бомбежке Минска. Считает, что ребенку не место в полку и отдаёт приказ перевезти Ваню в тыл. Сержант говорит, что мальчик обещал убежать, если его увезут отсюда, но Енакиев повторяет приказ.
Глава 4
Солдаты, которые шли в отряде Егорова и нашли Ваню, приютили его в своей палатке. Голодавший до этого времени ребёнок с удовольствием ест солдатские харчи. Первый раз за три года у него появилось ощущение безопасности. Биденко и Горбунов — крепкие русские мужики: первый до войны работал в шахте, второй — рубил лес. Горбунову приходит приказ заменить погибшего однополчанина. Прибывает сержант Егоров и передает слова комбата о том, что Ваню следует отправить в детский дом, поскольку находиться на передовой ему не положено. Биденко нехотя подчиняется приказу. Иван не хочет ехать, говорит, что убежит, и просит оставить его в части. Однако приказ есть приказ: ребенка сажают в машину вместе с Биденко.
Глава 5
Дислокация частей меняется. Биденко возвращается в полк грустный, голодный и уставший. Горбунов встречает его, рассказывая подробности прошедшего боя. Биденко интересуется, где сержант Егоров, но тот занят. И мужчина, наконец, поведывает, что ему не удалось доставить Ваню до места назначения, потому что тот все-таки сбежал по пути.
Глава 6
Биденко вспоминает, как мальчик сбежал. Солдаты ехали в машине, как вдруг Ваня резко из нее выпрыгнул и побежал в лес. Опытный разведчик пошел наперерез, надеясь поймать ребенка до того, как тот далеко убежит, но не находит никаких следов. Биденко возвращается к машине, но та уже отправилась дальше. Он решает перекурить и садится под дерево, откуда на него падает букварь. Оказалось, что Иван спрятался на дереве, чтобы его не нашли, решив позже спокойно уйти, но уснул там. Биденко будит его, снимает с дерева и уводит с собой.
Глава 7
Ефрейтор ведет Ваню по лесу на дорогу, чтобы поймать попутку. Ребенок грозится убежать, разведчик шутливо говорит, что от него еще никто не убегал. Они садятся в машину, и Биденко привязывает ребенка к себе веревкой для надежности. Мужчина засыпает, периодически просыпаясь и проверяя наличие мальчика рядом. В очередной раз проснувшись обнаруживает, что вторая часть веревки привязана к посторонней женщине, а мальчик успел убежать. Биденко спешивается и, раздосадованный, возвращается в часть.
Глава 8
Ваня выходит на расположение кавалеристов, прося доложить о нем начальнику. Встречает мальчика ненамного старше себя, который служит связным уже два года. Ване становится обидно, что разведчики не оставили его у себя.
Глава 9
Дожидаясь начальства, Ваня встречает Енакиева, которого до этого ни разу не видел. Он рассказывает о том, как несправедливо его не взяли в сыны полка, и жалуется на капитана Енакиева, даже не догадываясь, что тот сидит перед ним. Капитана веселит история побега Вани от ефрейтора, и он увозит ребенка в часть.
Глава 10
Командующий возвращается в полк, спрашивая у разведчиков, как они относятся к мальчику. Солдаты говорят, что мальчик шустрый и из него бы получился отличный боец. Енакиев просит привести Ваню и оставляет его в расположении.
Глава 11
Ребенок встречается со знакомыми красноармейцами. Все рады встрече. Выясняется, что собеседник Вани – это сам Енакиев. Мальчик делает вид, что удивлён, но на самом деле давно его распознал.
Глава 12
Друзья-разведчики берут с собой Ваню тайком на задание. Мальчик должен идти впереди и разведывать дорогу под видом пастушка: с собой они взяли старую клячу Серко для отвода глаз. Солдаты лежат в засаде, в то время как Ваня ушёл вперёд. Через 3 часа лошадь вернулась без седока, а мальчик наткнулся на расположение фашистов.
Глава 13
Разведчики идут выручать Ваню. По дороге они находят место, где его взяли в плен, принимая решение разделиться. Биденко возвращается в роту с докладом, а Горбунов остаётся спасать мальчика.
Оказалось, что ребенок, подражая настоящим разведчикам, неумело составлял карту местности. Так его поймали немцы и взяли в плен.
Глава 14
Ваню ведут на допрос. Он ни в чем не сознается, и его бьют. Но ничего узнать фашистам так и не удалось. Они приказывают оставить мальчика на 3 дня без еды и воды.
Глава 16
Юному разведчику заказывают новое обмундирование. За махорку и харчи договариваются, чтобы форму перешили под его размер. Приходит парикмахер по прозвищу Восемь-сорок и стрижёт его впервые за три года, затем Ваня отправляется в баню.
Глава 17
Биденко и Горбунов парят мальчика в бане — отмыть его удаётся с трудом. После этого Ваня надевает новую форму и учится завязывать портянки.
Глава 18
Енакиев вызывает Ваню на разговор. Ребёнок вызывает в нем особые чувства, напоминая о погибшем сыне. Он предлагает ему служить при штате связным и держаться вместе, поскольку семьи у обоих погибли. Ваня соглашается.
Глава 19
Ваню Солнцева переводят в другое подразделение. Енакиев решил заняться его воспитанием и приставил к первому орудию обучаться мастерству. Здесь мальчик знакомится с солдатами, в первый раз вблизи видит пушку, ощущая ее пока скрытую мощь. Судьба сводит его с Героем Советского Союза, гениальным наводчиком Ковалёвым.
Глава 20
Поступает приказ «Орудие к бою», Ваня с Ковалёвым и остальными солдатами готовят пушку. Ковалёв прицеливается, выстреливает. После даёт каждому из состава по разу нажать спусковой крючок. Ваня тоже просит выстрелить один раз, и ему разрешают. Войска стоят уже на границе с Германией.
Глава 21
Енакиев и Ахунбаев готовятся к предстоящему сражению. Капитан возвращается в своё подразделение, подходит к спящему Ване и спрашивает у сослуживца, как мальчик справляется со своим новым положением.
Глава 22
Енакиев признается Ковалёву, что хочет усыновить Ваню. Ковалёв поддерживает его решение. Внезапно начинается атака, фашисты, разгадав план Ахунбаева, начали бомбить его роты. Енакиев срочно готовится к наступлению.
Глава 24
Бой идёт с переменным успехом. Ваня помогает орудийному расчету, как может. Вдруг со стороны немцев появляются 6 танков в окружении пехоты. Енакиев понимает, что сражение может оказаться для них последним: подразделения терпят большие потери. К капитану подходит Ваня, Енакиев просит, а затем и приказывает ему покинуть передовую и уйти в тыл. Но мальчик упрямо не соглашается. Тогда Енакиев пишет записку, прося Ваню передать ее в штаб, тем самым давая повод уйти подальше от выстрелов и взрывов.
Глава 25
К тому моменту, как Ваня возвращается, бой уже закончился. Немецкая атака отбита, но рота понесла огромные потери. Мальчик идёт через подбитые орудия и горящие грузовики. Вскоре он находит первое орудие, около которого, прислонившись, сидит мертвый Енакиев. Ваня плачет, его поддерживает Биденко, который оказался рядом в этот момент.
Глава 26
В кармане у Енакиева находят записку, где он прощается с товарищами и просит позаботиться о Ване. Мальчику отдают погоны названного отца, и Биденко провожает его на обучение в Суворовское училище.
Глава 27
Ваня спит с остальными воспитанниками училища в казарме. К нему подходит старый генерал, который знает о судьбе ребенка, и вспоминает своё детство. Мальчику снится сон, в котором его в будущее уводит старый солдат.
Сын полка Ваня Солнцев
В чем авторская идея
В данном произведении автор показывает суровые военные годы. Книга повествует о том, какие жертвы несли люди вне зависимости от возраста. Война оставила отпечаток на судьбе каждой семьи, но, несмотря на все горе, которое она причинила, люди находят в себе силы жить и верить в лучшее. Красноармейцы сражаются отчаянно и до победного конца. Краткий пересказ повести Валентина Катаева – это описание последнего победоносного года Великой Отечественной войны, унесший жизни тысяч воинов. В рассказе достоверно передано настроение солдат, смелость и героизм, которые проявляли на войне даже дети. Читать краткое содержание повести «Сын полка» можно уже в начальной школе. Произведение воспитывает в молодом поколении патриотизм и даёт знания об истории родной страны.