Таблиги джамаат что это
«Таблиги жамаат» в Кыргызстане. Что это за течение и как устроен даваат
После обретения независимости Кыргызстан распахнул двери всему миру. Объявив его «общим домом», он начал активно продвигать эту национальную идеологию. Но вместе с прогрессивными взглядами, технологическими достижениями в страну начали проникать и различные религиозные идеологии. Некоторые из них существенно отличались от традиционного ислама, которого придерживались наши предки.
Как показали последние исследования, 86 процентов жителей страны считают себя мусульманами, но в это же время в Кыргызстане насчитывается много разных исламских течений. Одним из более или менее крупных является движение «Таблиги жамаат». Представители этого движения ставят себе целью призывать новых адептов к своей вере, укреплять эту веру путем трехдневного, сорокадневного и четырехмесячного отрешения от мирской жизни. Корреспондент «Азаттыкка» побывал на трехдневном даваате. Свои наблюдения он изложил в форме блога, который мы публикуем на своем сайте.
Порядок трехдневного даваата
Прежде чем приступить к субъективному повествованию действий даваатчи, хочу немного остановиться на порядке проведения трехдневного даваата.
Решившие совершить трехдневный даваат (странствие) приходят на пятничную молитву в мечеть уже со всеми необходимыми в дороге принадлежностями. Они берут с собой матрас, сменную одежду, посуду и предметы личной гигиены и после пятничной молитвы собираются внутри мечети. Выслушав перед дорогой напутствие от представителя «Таблиги жамаат», там же они избирают лидера, которого называют амир сапом. После этого группа современных паломников отправляется в одну из мечетей того или иного района.
Напутствовавший нас человек сказал, что место, куда мы должны прибыть, определяет центральная мечеть. По дороге мы собрали немного денег и в магазине купили продукты, которыми собирались питаться предстоящие три дня. В своем напутствии даваатчи рекомендовал быть умеренными в еде, сне, меньше говорить о мирских делах, без особой причины не покидать мечеть, а также больше времени уделять даваату, таалим-мутаалиму. Больше учиться и обучать, чаще упоминать имя бога, больше времени посвящать служению вере, держаться подальше от политики, избегать обсуждения мазхабов (других школ), воздерживаться от вмешательства в дела мечети и от замечаний в сторону других людей. Также необходимо быть бережливым, не допуская расточительства, не использовать без разрешения чужие вещи, не надеяться на помощь других, а полагаться во всем на себя и свои силы.
В это время в мечети сидят два даваатчи: один читает проповедь прихожанам, а другой занимается зикром (поминанием Аллаха) и молится об эффективности даваата. Гашт по времени длится минут 20-40. Владельцы домов, в которые мы стучались, сразу закрывали двери. Женщины же, едва завидев нас, выкрикивали нам издалека, что в доме нет мужчин. За час мы обошли две улицы общей протяженностью в 3 километра.
После вечернего намаза в мечети читают проповеди и хадисы. А после последней ночной молитвы даваатчи садятся ужинать. Один из них рассказывает о правильном порядке (адабе) принятия пищи. Перед сном другой рассказывает об адабе сна.
Действия и принципы «Таблиги жамаата», вызвавшие во мне сомнения
Один из основных принципов движения «Таблиги жаамат» гласит: «Учить тому, что знаешь, и учиться тому, чего не знаешь» (таалим-мутаалим). На первый взгляд может показаться, что принцип-то вполне безобидный. Один из новичков нашей группы поделился со мной своими соображениями по этому поводу:
— Я выхожу на даваат в первый раз. Я очень уважаю религию, но прежде чем учить других, мне хотелось бы углубить свои знания. Мне кажется, проповедью должны заниматься не все желающие, а только те, кто действительно обладает знанием. По-моему, амир-сап должен был оставить новичков в мечети, чтобы призывами занимались более опытные.
В медресе могут преподавать исключительно люди с соответствующим образованием. У религиозных учреждений есть свои требования и условия, но для ведения проповеди в даваате не требуется никакой специальной подготовки. Глядя на все это невольно вспоминаешь фразу о том, что «полуобразованный мулла портит религию».
Состав нашей группы (жамаата)
Наш жамаат состоял из 11 человек. Для трехдневного даваата это была довольно многочисленная группа. Четверо из нас (включая меня) вышли на даваат в первый раз. Поговорив с ними я узнал, что решили это не с целью учить кого-то религии или призывать к вере, а с целью самим получить знания. Именно поэтому можно было заметить, с какой неохотой они выходили на гашт.
Двум участникам нашей группы было уже за 50. Выяснилось, они и раньше выходили на даваат. Зачастую они расходились во мнениях или взглядах с молодыми людьми. Поэтому наш ужин, как правило, сопровождался бурными спорами и дискуссиями. Молодые люди выступали против излишнего расточительства на тоях и поминках, в то время как люди постарше никак не соглашались с ними и приводили свои доводы.
Кто и с какой целью выходит на трехдневный, сорокадневный и четырехмесячный даваат?
Человек должен уметь четко планировать свое время, для того, чтобы выйти на даават. Трехдневный даават практически не создает сложностей – на трехдневное отречение от мирской суеты уходят в пятницу после обеда и посвящают ему два выходных дня. В отречении от мирской жизни и посвящении себя богослужению на три дня практически нет ничего плохого. Именно по этой причине на трехдневных даваатах можно увидеть студентов, государственных служащих и бизнесменов. Но ситуация меняется, когда речь заходит о сорокадневных даваатах. По закону госслужащему в год положено 28 отпускных дней. Поэтому путь в сорокадневный даваат им заказан. У тех же, кто вышел на сорокадневный даваат, просят осуществить намерение выйти уже на четырехмесячный даваат.
Но когда человек, мужчина, оставляет свою семью, работу и дом на 4 месяца, возникает вероятность того, что у него могут начаться социальные и финансовые проблемы. Очень часто бывает, что после долгого отречения от мирской жизни в семье человека начинаются конфликты. В большинстве случаев именно тот факт, что люди уходят на даваат вопреки воли своей семьи, выставляет их в неприятном свете. Но сами даваатчи утверждают, что такое отречение «является единственно правильным путем Аллаха».
«Таблиги жамаат». Даваат и радикальные условия
Кому не хотелось бы пребывать в мечети, посвящая себя богослужению? Но мне показалось очень странным, когда по возвращении с трехдневного даваата участники группы стали обращаться ко мне с просьбой высказать намерение выйти теперь уже на сорокадневный и четырехмесячный давааты. При этом они не поинтересовались моим семейным положением. На моем попечении находятся пожилые родители и ребенок. Простит ли меня Аллах, если я оставлю их одних и проведу сорок дней в поисках бога? Заступится ли за меня пророк, если я брошу мать, «под стопами которой находится рай»?
История появления «Таблиги джамаата»
В 20-е годы прошлого столетия многие мусульмане Индии начали переходить в индуизм. Проповедники индуизма в те годы отличались особой активностью. У мусульман возникла необходимость в разработке собственных методов психологического воздействия на людей с тем, чтобы противостоять распространению индуизма. Так, в 1927 году имам по имени Маулян Мухаммад Ильяс Кандехлеви создал движение «Таблиги Джамаат». С арабского «таблиг» означает «призывать».
Ильяс Кандехлеви считал, что для проповедей не обязательно иметь соответствующее образование. (Один из участников нашей группы выразил мысль, что «даваат – это передвижное медресе»). К концу жизни Ильяса Кандехлеви (1944) «Таблиги джамаат» успел пустить свои корни по всей Индии, но несмотря на широкий охват, движение оставалось в стороне от политики.
В форуме (ижтима) сторонников «Таблиги джамаата», который проходит ежегодно в октябре в Пакистане, из Кыргызстана участвует около тысячи человек. По словам одного из членов движения, в 2016 году на ижтиму поехали 900 кыргызстанцев, в 2017-м – 800, 2018-м – около 600. Он говорит, что в настоящее время около 200 кыргызстанцев получают образование в различных медресе «Таблиги джамаата» в Пакистане.
В Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Китае и России движение «Таблиги джамаат» признано экстремистским, деятельность которого находится под запретом. В Кыргызстане сложилась несколько иная ситуация. Несмотря на отсутствие официальной регистрации, муфтият страны и влиятельные богословы выражают открытую поддержку движению. Они считают, что «Таблиги джамаат» является силой, сдерживающей рост религиозного радикализма.
Даваат и госслужащие
Известны даже случаи, когда государственные служащие выходили на проповеди. Мэр Таласа Айдар Жусупбеков рассказал, что в январе 2019 года вместе с депутатами горкенеша вышел на трехдневный даваат в медресе в Кара-Балте. Среди даваатчи, говорит он, немало предпринимателей, налогоплательщиков и рядовых законопослушных граждан:
— Год назад я совершил умру (малый хадж – ред.). После возвращения начал совершать намаз. Не пять раз в день. Езжу на пятничную молитву в центральную мечеть Таласа. Там ребята предлагали выйти на даваат, несколько раз даже приезжали на работу. Я нашел время, после наступления нового года, 4-5-6-го числа (января – ред.) съездили на трехдневный даваат в Кара-Балту. Мне 50 лет. Советский Союз воспитал нас атеистами.
Нас было 27 человек. Мы много чему научились у молодых ребят в медресе, несмотря на их возраст. Было полезно. Ничего плохого в этом нет. Я слышал, что уходят на 40-дневные или 4-месячные проповеди. Некоторые оставляют своих детей и уезжают за рубеж. Но, думаю, что они исходят их своих возможностей. А я сразу же сказал, что из-за работы на госслужбе у меня не будет времени на это. Меня пригласили знакомые ребята в Таласе. Я знаком с ними много лет. Это не случайные люди.
Даваат совершают не только мужчины, но и женщины. Иногда на проповеди выходят целыми семьями. Женский даваат называют мастуратом. Единственное, женщин во время даваата размещают не в мечетях, а в близлежащих домах. О проповедях среди женщин известно мало даже теологам и религиоведам.
В 2009 году в Кыргызстане предприняли попытку запретить деятельность движения «Таблиги джамаат». Генпрокуратура обратилась в Первомайский районный суд Бишкека с просьбой признать движение террористическим и экстремистским, но позже отозвала свое заявление с формулировкой о необходимости более глубокого изучения деятельности организации.
Отношение теологов к «Таблиги джамаат» неоднозначное. Одни считают, что движение далеко от политики и никакой угрозы государственному устройству не несет. Они считают ошибочным называть «Таблиги джамаат» экстремистской или террористической организацией. Другие уверены в том, что движение формирует у молодежи радикальные взгляды.
В качестве примера положительного влияния движения экс-замдиректора Госкомиссии по делам религий Канатбек Мурзахалилов называет реабилитацию бывших заключенных и воспитательные работы среди людей, страдающих алкозависимостью.
Но ОДКБ и ШОС признали «Таблиги джамаат» экстремистской организацией. По словам Мурзахалилова, при реализации соглашений ОДКБ и ШОС в будущем Кыргызстан может столкнуться с серьезными препонами.
Теолог Кадыр Маликов называет приверженцев «Таблиги джамаата» нео-суфиями и отмечает, что от экстремистских организаций движение отличает отдаленность от политики, отсутствие призывов к построению халифата или пропаганды против конституционного строя. Аналогичной точки зрения придерживаются религиоведы Татарстана и Таджикистана.
«Джамаат Таблиг»: питательная среда для террористов и корона-диссиденты
Специальный корреспондент Федерального агентства новостей Аббас Джума рассказал о самой неуловимой и неоднозначной террористической организации в мире.
С недавних пор антииндийская информационная кампания разрослась до невиданных масштабов, буквально захлестнув соцсети и крупнейшие международные СМИ. Мусульмане по всему миру обвиняют Индию в исламофобии. Даже традиционный союзник — Иран — возмутился и пригрозил принять меры против Нью-Дели.
Но не все так просто
Работая в Индии, я получил прекрасную возможность изучить отношения индусов и мусульман. Побывав в нескольких провинциях, побродив по далеким от туристических мест районам, — в том числе и там, где живут преимущественно мусульмане — я так и не стал свидетелем исламофобии. Хотя и встречал мусульман-оппозиционеров. И, помнится, особенно яростно мы спорили о недавно принятом законе о гражданстве. Согласно новым правилам, мигрантам из Пакистана, Бангладеш и Афганистана для получения индийского паспорта нужно прожить в стране не 11, а шесть лет. Однако закон не распространяется на мусульман.
На первый взгляд, это действительно может показаться нечестным. Но если переставить акцент с «религии» на «меньшинства» (в законе речь идет именно о меньшинствах), то логика индийских властей становится понятной. Согласитесь, и в Афганистане, и в Пакистане и в Бангладеш мусульмане в большинстве.
Ну а в остальном, мечети работают, одеваться можно как угодно. И нет такой сферы в Индии, где мусульманин не смог бы добиться успеха. К такому выводу я пришел, беседуя с сопровождавшим меня дипломатом по имени Фахруддин. Он рассказал, что его единоверцев достаточно много и в МИД, и в Минобороны, и в спецслужбах. Мусульмане работают и в медицине, и в сфере образования, и, конечно же, в бизнесе. Особенно в шоу-бизнесе. Не все знают, что богатейшие звезды Болливуда — мусульмане: Салман Хан, Шахрук Хан, Амир Хан.
Однако все это не отменяет того, что столкновения с некоторыми мусульманами в Индии все-таки случаются. Это происходит, когда та или иная община ставит себя выше закона. В таком случае речь идет не о дискриминации верующих, а о борьбе с экстремизмом.
«Джамаат Таблиг»
Эта запрещенная в России и ряде других государств организация была основана в 1926 году в Индии проповедником Мауланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви. Движение сложно идентифицировать, так как под брендом «Джамаат Таблиг»* («Таблиги Джамаат»*) собрались последователи разных религиозных направлений — салафиты, суфии и так далее. Даже ваххабиты относятся к «Джамаат Таблиг» более-менее терпимо.
Декларируемая цель организации — оживление ислама и возвращение этнических мусульман-суннитов в русло истинной религии. Об этом говорит и лозунг «Таблигов»: «Мусульмане, будьте мусульманами!». При этом последователи Кандехлеви также ведут работу по привлечению в ислам иноверцев.
Дело в том, что «Джамаат Таблиг» с самого начала создавался именно как движение против индуистских проповедников. И тактика заключалась в привлечении многочисленных (часто малообразованных, но активных) миссионеров, которых снабжали религиозной литературой и запускали в народ.
Аполитичные проповедники или исламисты?
Несмотря на то, что сами таблиговцы постоянно подчеркивают свою отстраненность от политики, организацию часто называют политической.
Во-первых, в «Джамаат Таблиг» существует жесткая вертикаль власти. Во главе движения стоит амир, которому подчиняются руководители структурных отделений. Действует Шура (Совет старейшин), заседающая в самой большой мечети, которая является еще и штаб-квартирой «Джамаат Таблиг». Там проводятся собрания адептов и обучение новобранцев.
Чему учат? Миссионерской работе. А когда курс пройден, агентов отправляют с персональными миссиями по деревням, селам, городам и даже странам.
На новом месте те начинают организовывать новые ячейки. И так, согласно плану, будет продолжаться до тех пор, пока мир не станет мусульманским.
Главные штаб-квартиры, откуда контролируется вся деятельность движения, находятся в Индии (Дели) и Пакистане (Лахор).
Во-вторых, многие члены «Джамаат Таблиг» занимаются политикой. Надо думать, принимая те или иные решения, они руководствуются в том числе и таблиговскими правилами. Если не в первую очередь.
Ну и наконец, многие исследователи связывают «Джамаат Таблиг» с различными террористическими организациями. Французский востоковед Марк Габорью (Marc Gaborieau) уверен, что единственной целью движения является завоевание мира в духе воинственного джихада.
Таким образом, мы имеем дело не просто с международным сообществом проповедников, но с опасной политической организацией, действующей в 150 странах мира и имеющей порядка 70-80 миллионов последователей.
В России «Джамаат Таблиг» запрещен с 2009 года. Верховный суд страны признал движение угрожающим межнациональной и межконфессиональной стабильности, а также территориальной целостности Российской Федерации.
«Таблиги» и корона-диссидентсво
Недавно миссионеров обвинили в распространении коронавируса. В марте в мечети Низамуддин Марказ в Дели (штаб-квартира «Джамаат Таблиг»), несмотря на запрет, продолжались коллективные молитвы. Причем съезжались люди из других регионов Индии и даже из других стран. Больше 2 000 человек, среди которых были и зараженные.
К середине апреля медики зарегистрировали более 4 000 подтвержденных случаев заражения коронавирусом и по меньшей мере 27 смертей. Очагом распространения COVID-2019 был признан район, в котором расположена мечеть.
Причем необходимости в коллективном намазе не было, о чем не раз говорили авторитетные суннитские богословы. Не даром мечети официально закрылись в ряде мусульманских стран, никто с этим не спорил.
Учитывая все это, удары палками, которые индийские полицейские щедро раздавали прихожанам, кажутся слишком мягким наказанием.
Пакистан подливает масло в огонь
По большому счету, члены «Джамаат Таблиг» отказались соблюдать общепринятые меры безопасности и подвергли риску весь многомиллионный индийский народ, чем вызвали у последнего праведный гнев. И исламофобия тут ни при чем. Полагаю, если бы индуисты или христиане собирались в своих храмах во время пандемии, общественная реакция была бы такой же.
Единственный, кто поддержал безумных таблиговцев — соседний Пакистан. Премьер-министр Имран Хан публично выступил за то, чтобы мечети в священный месяц Рамадан были открытыми. А в начале марта десяткам тысяч мусульман было разрешено собраться в храмах, что подстегнуло распространение вируса.
Таблиговцы продолжили свои собрания в Райвинде (к югу от Лахора). В середине марта там прошла ежегодная конференция, на которую, несмотря на пандемию, съехались десятки тысяч миссионеров со всего мира. А когда в городе начали массово заболевать люди, власти все-таки поместили Райвинд под карантин.
Сложно сказать, что помешало Исламабаду последовать примеру Саудовской Аравии, Ирана, Турции или Египта и закрыть мечети.
Разве что религиозные фанатики в Пакистане имеют больше влияния, чем ученые и врачи.
1 Организация запрещена на территории РФ.
6 Организация запрещена на территории России.
Таблиги джамаат что это
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим, учитель Ибн База говорил:
“В джама’ате таблиг нет никакого блага, поскольку это джама’ат нововведения и заблуждения! Причитав их книги, мы нашли в них заблуждения и нововведения, а также призыв к поклонению могилам и многобожие!”
См. “Фатауа уа расаиль” 1/268.
Шейх Хамуд ат-Тууейджири о джамаате таблиг сказал:
“Джамаат таблиг – это сообщество нововведения и заблуждения. Они – не на пути посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и последовавших за ними. Однако, несомненно, они – на пути суфиев и еретиков”. См “аль-Каулюль-балиг фи-тахзири мин джамаат ат-таблиг” 30.
⃣ Спросили шейха аль-Альбани: «Каково ваше мнение по поводу джама’ата таблиг?»
«Джама’ат таблиг не основан на манхадже Книги Аллаха, Сунне пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и того, на чем были наши предшественники (саляфы). И по этой причине не дозволено выходить вместе с ними. Они не основывают свой призыв на Коране и Сунне, хоть и заявляют об этом. И у этого джама’ата нет манхаджа основанного на истинном знании!»
См. «аль-Фатауа аль-имаратия» 38.
Шейх ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи о джама’ате таблиг сказал:
“Они приверженцы нововведений и следуют тому, на чем кадариты и им подобные, и выход вместе с ними – это не выход на пути Аллаха!”
См. “Фатауа уа расаиль” 1/174.
Шейх Салих аль-Фаузан в ответ на вопрос о джама’ате таблиг, сказал следующее:
См. “Салясу мухазарат”.
Шейх ‘Абдуллах ибн Гъудаян сказал:
«Не следуйте за джама’атом таблиг, следуйте за Книгой Аллаха и Сунной Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует)!»
Сл. «Фатауа аль-уляма филь-джамаат»
Шейх ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад сказал:
«Это течение новоизобретенное, зародившееся в Индии. У них есть заблуждения и в ‘акиде и в пути, и среди них есть и суфии и аш’ариты, которые не на манхадже ахлю-Сунна уаль-джама’а ни ‘акидой, ни путем!»
Сл. «Фатауа аль-уляма филь-джамаат»
Шейх Салих аль-Люхайдан сказал:
«Джама’ат ихуан и джама’ат таблиг не являются приверженцами правильного манхаджа. Поистине, все эти джама’аты с их названиями не имеют никакого основания. И первым джама’атом, давшим себе названия, были шииты»
Сл. «Фатауа аль-‘уляма филь-джама’ат».
Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима) о джама’ате таблиг и их следующих деяниях:
«Они собираются в мечети по два и более и читают десять последних сур Корана;
Постоянно совершают и’тикаф (затворничество) по четвергам;
У них установлен срок хуруджа (выходя для призыва): три дня каждый месяц, сорок дней каждый год и четыре месяца в течение жизни;
И они постоянно совершают совместную мольбу (ду’а).
Так можно ли мне выходить с этим джама’атом и сотрудничать с ними?»
«Все что ты упомянул из деяний этого джама’ата, является нововведением! И не дозволено сотрудничать с ними, пока они не вернутся на манхадж Корана и Сунны и не оставят нововведения!»
См. «Фатуа аль-лляджна» № 17776.
(Шейх Ибн Баз, ‘Абдуль-‘Азиз Али Шейх, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зайд)
ПРО ДЖАМААТЫ «ИХВАНУЛЬ-МУСЛИМИН» И «ТАБЛИГ»
Шейх Абдуллах аль-Гудаян, да помилует его Аллах, сказал:
«Эта страна (Саудовская Аравия) никогда не знала джамаатов. Однако к нам приехали люди из-за границы и распространили здесь то, что было в их странах. У нас сейчас есть например те, кого называют «ихван аль-муслимин», так же у нас есть например «джамаат таблиг» и ещё много джамаатов! Каждый создает джамаат и желает, чтобы люди следовали его джамаату. Они запрещают следовать другим джамаатам, всячески мешают этому, и утверждают, что именно они следуют истине, а другие пребывают в заблуждении.
В таком случае, сколько же истин в мире?
Конечно же одна!
Как я говорил вам, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что его умма (община) разделится на 73 группы и все они окажутся в Огне, кроме одной»
Сподвижники сказали: «О посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)! Кто же они, спасшиеся?» Он ответил: «Это те, которые будут придерживаться того, на чем сегодня я и мои сподвижники»
Каждый джамаат определяет для себя законы и выбирает руководителя. Эти джамааты приносят присягу и стремятся к власти. Они разделяют общину на группы, и сами делятся также, и ты видишь, как эти группы враждуют друг с другом!
Конечно же это не имеет отношение к религии. Потому что едиными являются и религия, и истина, и община мусульман.
Поистине, эти джамааты, приехав в нашу страну, совершили много порицаемых поступков и испортили людей, а особенно молодежь. Они не ведут дела с пожилым населением. В основном они привлекают учащихся средних и высших учебных заведений. Мы видим, как джамаат ихван и таблиг ведут свою деятельность в этих заведениях и даже в заведениях, отведенных для женщин.
В таком случае, почему же люди не следуют по пути Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?»
О ДА’УАТЕ ДЖАМААТА ТАБЛИГ
Шейху Салиху аль- Фаузану был задан вопрос:
«Достопочтенный шейх, есть братья, которые причисляют себя к «Джамаату Таблиг». Они часто призывают нас выйти с ними на «Хурудж». Они доказывают свою правоту тем, что во всем мире многие люди, как кафиры, так и некафиры, становятся на истинный путь. Что нам ответить на это?»
Ответ: «Мы ответим им так: кто встал на истинный путь посредством вас в вопросе таухида (единобожия)? Встал или нет хоть один из неверных, или нововведенцев, или могилопоклонников на верный путь посредством «Джамаата Таблиг» и оставил многобожие, покаялся Аллаху за многобожие, познал таухид?! Они призывают людей покаяться за грехи, однако они абсолютно не сопротивляются многобожию и не предостерегают от него. Именно поэтому в их странах распространилось поклонение мертвым и могилам, однако они не сопротивляются этому! Что это такое?! И что это за да’уат такой?! Они призывают людей покаяться за грехи, а сами вводят их в нововведения, которых они придерживаются в своем известном манхадже».
См.: Шарх аль-усуль ас-ситта, 46.
ИХВАНЫ, СУРУРИТЫ И ТАБЛИГИ САМИ ВИНОВАТЫ В СВОЕМ ЗАБЛУЖДЕНИИ, ТАК КАК ОНИ ОТВОРАЧИВАЮТСЯ ОТ УЧЕНЫХ
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах
Вопрос: «Этот спрашивающий говорит: «Заметно, что многие молодые люди из этой страны находятся под впечатлением различных отклонившихся призывов, таких как таблиг, суруриты, джихадисты, ихваны. При том, что известно, что ученые этой страны на правильном саляфитском манхадже, прикладывают усилия в наставлении и обучении людей. Какова наша обязанность в отношении этого явления?»
Ответ: «Поскольку ученые разъяснили правильный манхадж, то тем самым доведен довод отклонившимся. Ученые, вся хвала Аллаху, объяснили, расписали и разъяснили правильный манхадж.
А кто не принимает истину, то ответственность за это только на нем самом. Да»
ПРО ДЖАМААТ «ТАБЛИГ»
«Они призывают к поклонению могилам и ширку. Нельзя молчать об этом. Поэтому мы, ин ша Аллах, напишем опровержения, открывающие их заблуждения и ложь».
(24.01.1382 г. хиджры, 1964 г. х.э.)
ШЕЙХ АЛЬ-АЛЬБАНИ О СЕКТЕ ДЖАМААТ ТАБЛИГ
Вопрос, заданный Шейху Мухаммаду Насируддину Альбани, да смилуется над ним Аллах, следующий:
Вопрос: «Каково Ваше мнение о джамаате таблиг? Можно ли учащемуся и другим присоединяться к их выходу на призыв с целью призыва к Аллаху?»
Ответ: «Джамаат таблиг не является стоящим на пути Книги Аллаха и Сунны Посланника, да благословит и приветствует его Аллах, а также направлении праведных предшествеников. Раз это так, нельзя выходить вместе с ними, ибо они отвергают наш путь в доставлении пути праведных предшественников.
На путь призыва к Аллаху должен выходить ученый. Однако те, кто выходит с ними, обязаны учиться в мечетях своего края. Когда придет их очередь призывать к Аллаху, пусть выходят ученые из них. В подобном положении дел учащийся должен на своей родине направлять приверженцев джамаата таблиг изучать Коран и Сунну, а также призывать людей к этому.
Иногда может возникнуть вопрос: «Ведь труд джамаата таблиг стал причиной возвращения многих людей к Аллаху. Многие немусульмане стали под их влиянием мусульманами. Не достаточно ли уже этого для разрешения выходить с ними и соучаствовать с ними в том, к чему они призывают?» Мы знаем эти слова и много слышим их. Мы знаем эти слова и от суфиев. Например, там есть один шейх, с испорченным вероубеждением. Он не знает из Сунны ничего. Напротив, он ест чужое неверными способами. Несмотря на это, много нечестивцев раскаиваются под его влиянием. У каждого джамаата, призывающего к добру, есть его последователи.
(Фатва аль-Альбани о матуридизме. 73-вопрос, 38-с.)