Тактильное чувство что это
Тактильные ощущения
Смотреть что такое «Тактильные ощущения» в других словарях:
Тактильные Ощущения — форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением,… … Психологический словарь
тактильные ощущения — Этимология. Происходит от лат. tactilis осязательный. Категория. Форма кожной чувствительности. Специфика. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности. Обусловлены работой… … Большая психологическая энциклопедия
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ — то же, что осязательные. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
тактильные ощущения — ▲ ощущение ↑ прикоснуться тактильные ощущения ощущения прикосновения. осязание. осязать. осязательный. осязаемость. на ощупь (ткань мягкая #). ощупью. мягкий (# сидение). твердый. жесткий. зуд. зудеть. зудить. свербеж. свербеть. чесотка (#… … Идеографический словарь русского языка
Тактильные ощущения — (или осязательные) см. Осязание, Кожа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Тактильные ротовые ощущения — (mouthfeel): тактильные ощущения, воспринимаемые в ротовой полости, включая язык, десны, зубы. Источник: ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. СЛОВАРЬ. ГОСТ Р ИСО 5492 2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 N 491 ст) … Официальная терминология
Ощущения — Ощущение (англ. sensation) психическое отражение свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при… … Википедия
ОЩУЩЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫЕ — (англ. tactile sensations) один из видов кожной чувствительности. О. т. включают ощущения прикосновения, давления, вибрации, фактурности и протяженности (отражение площади механического раздражителя). Возникновение их связывают с деятельностью 2… … Большая психологическая энциклопедия
Кинестетический ощущения тела — Тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия. В HЛП этот теpмин использyется как собиpательное название всех ощyщений, включая тактильные, висцеpальные (во внyтpенних оpганах)… … Словарь нейролингвистического программирования
Кинестетический ощущения тела — Тактильные ощущения и внутренние чувства, такие, как вспоминаемые впечатления и эмоции, а также чувство равновесия. В НЛП этот термин используется как собирательное название всех ощущений, включая тактильные, висцеральные (во внутренних органах)… … Большая психологическая энциклопедия
Тактильные ощущения: что это, понятие и определение термина, особенности
Зачастую людей интересует, что такое тактильное ощущение. Это форма кожной чувствительности, что позволяет людям ощущать давление и текстуру объектов, которых они касаются.
Тактильное ощущение относится к чувству осязания, в частности к информации, полученной от изменяющегося давления или вибрации против кожи. Тактильное ощущение и тактильное восприятие считаются соматическими чувствами, то есть они возникают на поверхности тела, а не внутри.
Что такое тактильная дискриминация?
Существуют различные типы тактильной дискриминации. Одним из наиболее известных и изученных является двухточечная дискриминация, способность различать два разных тактильных стимула, которые относительно близки друг к другу. Существуют и другие типы дискриминации, например, такая как пространственная, но она не так широко исследована.
Обман мозга
После того, как узнали, что это, тактильные ощущения, стоит понять, что прячется под термином «обман мозга».
Поскольку тактильные сенсоры собирают так много информации, можно настроить мозг на неверную интерпретацию информации. Например, трюк, называемый иллюзией Аристотеля, требует, чтобы человек скрестил пальцы и коснулся маленького круглого предмета. Мозг будет интерпретировать один объект как два.
Протезирование
Одной из самых сложных проблем в создании реалистичного протезирования является воспроизведение тактильных ощущений. Последнее позволяет человеку узнать, какое давление он может разместить на объекте, не причинив ему вреда. Без этой информации люди не могут судить о силе их захвата до тех пор, пока у предмета не будет изгибов или трещин.
Соматосенсорная система
После того, как ознакомились с тактильными ощущениями и что это такое уже знаете, следует поговорить о соматосенсорной системе. Она включает в себя несколько типов чувств от тела. А именно: свет, прикосновение, боль, давление, температуру и ощущение сустава / мышцы.
Каждый из них подразделяется на три категории: дискриминационное прикосновение, боль и температура, а также проприоцепцию. Дискриминационный контакт включает в себя прикосновение, давление, способность распознавать вибрации и т. д. Боль и температура включают в себя: восприятие боли (ее количество, сила и т. д.) и разницу температур. Эти же категории ощущений также включают зуд и щекотание.
Проприоцепция включает рецепторы для всего, что происходит под поверхностью кожи. Это объединяет в себя ощущения различных мышц, суставов и сухожилий. Каждая из этих трех категорий имеет свои собственные типы путей и рецепторов. Первые направлены на мозжечок в мозг. Этот раздел мозга отслеживает, что делают мышцы во все времена, поэтому любой потенциальный ущерб этой области может сильно повлиять на чувства.
Псевдоуниполярные биполярные нейроны
Чувствительность кожи у разных частей тела отличается. Например, на бедре или плече она ниже (количество рецепторов 1 мг/мм 2 ), тогда как на кончике пальца их в 2 раза больше. Адаптация кожного покрова также различается благодаря этим нейронам, она может быть длительной (при боли) или практически мгновенной.
Примером используемого быстро адаптирующего тактильного чувства является надевание одежды. Сначала вы почувствуете, что она на вас, но через некоторое время вы забываете, что носите ее. В центре внимания мозга нет сосредоточенности на ощущении одежды на вашем теле, однако если бы вы сконцентрировались на этом чувстве, вы могли бы мгновенно почувствовать контакт между вашей кожей и вещами, которые на вас надеты.
Дискриминационная сенсорная система
Дискриминационная система касания включает в себя много чего: от пальцев ног до шеи, посылая импульсы через спинной мозг. Ощущение воспринимается на периферии аксонами. Если говорить более конкретно, то это делают сенсорные аксоны (находятся в составе дорсальных корешков спинного мозга). Импульсный сигнал проходит через аксон к аксону от дистального к проксимальному процессу. Последний у конкретного аксона ведет в спинной мозг.
Затем этот импульс движется к мозгу. Эти аксоны, которые приводят сигнал из спинного мозга в головной, классифицируются как первичные афференты. Это имеет смысл, поскольку термин означает «движение от» к чему-то. Эти нейроны посылают сигналы в мозг. Те, что получают синапсы нейронов, классифицируются как вторичные афференты. Эти нейроны ведут импульс к таламусу, а затем синапсируют его к другому набору нейронов, которые двигаются к коре головного мозга.
Типы рецепторов
Существует много типов рецепторов в соматосенсорном пути, включая:
После того, как узнали, что это, тактильные ощущения и как мозг получает и преобразует сигналы от кожных рецепторов, каждый сможет определить, насколько они развиты у него.
Тактильное чувство что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Развитие восприятия у ребенка. Развитие органов чувств у ребенка. Развитие тактильного восприятия у ребенка. Как развитие тактильного восприятия влияет на развитие интеллекта.
Статья:
Можно сколько угодно рассказывать ребенку о том, что виноград бывает кислым и сладким, что сорт «дамские пальчики» отличается от сорта «киш-миш», но все это будет плохо усвоено ребенком до тех пор, пока он сам не прикоснется пальчиками к глянцевым, наполненным соком плодам винограда и не попробует его на вкус. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой.
Тактильная дорожка
(для детей от 1 года)
Ее устраивают прямо на полу. По кругу рассыпают гладкие камушки (гальку), солому, чистый песок, комочки бумаги, зернышки овса, кладут махровую ткань, куски меха, деревянные дощечки и пр. Детям предлагают пойти в ванную комнату, снять обувь, облить теплой водой ножки и вытереть их насухо. Каждый, кто это уже сделал, становится босиком на шершавую дорожку и медленно идет по ней, стараясь не сойти в сторону. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно. Незаметно для себя они тренируются координировать движения, концентрируют внимание, учатся владеть своим телом.
Разумеется, такую дорожку можно сделать и на улице, во дворе. Собственно, и делать-то ее специально не обязательно. Просто разрешать детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Поскольку центры тактильных ощущений в головном мозге расположены рядом с центрами речевого развития, то для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.
Домашняя песочница
(для детей от 2,5 лет)
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, строить из него каналы, горки, дороги. Во многих детских группах М. Монтессори ставят специальную большую коробку на подставке, в которую насыпают песок. Конечно, в летнее время дети играют в песочнице во дворе. Например, весь уличный городок для ребятишек в Мюнхенском детском центре (Германия) представляет собой одну большую песочницу, заполненную чистым мелким песком и огороженную низеньким заборчиком. По этой песочнице можно бегать босиком, прыгать, строить в ней замки, прокладывать дороги и настоящие тоннели. Когда идет дождь, песочницу специально прикрывают огромной клеенкой, чтобы песок не намокал. Оказывается, и самая обыкновенная дворовая песочница требует заботы и внимания взрослых.
Мешочки с зерном
(для детей от 6 месяцев)
Шершавый коврик «Правая и левая рука»
(для детей с 3 лет)
Этот коврик можно увидеть в московском детском саду «Монтессори-Ромашка». Его придумали и изготовили для своих ребятишек педагоги Елена Максимова и Елена Никитина. Он висит низко на стене около входа в рабочую комнату группы Монтессори так, что каждый ребенок может запросто приложить к нему свои ладошки.
Лоскутки
(для детей с 3 лет)
М. Монтессори так описывала презентацию этого материала: «Среди наших дидактических материалов имеется хорошенький шкафчик из папки, в ящичках которого разложены прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, полотно и т. п. Мы предлагаем ребенку потрогать каждый из этих кусочков, произнося соответствующее название и добавляя несколько определений качества, как «грубый», «тонкий», «мягкий». Затем подзываем ребенка и сажаем его за один из столиков, откуда его могут наблюдать сверстники; завязываем ему глаза и даем ткани одну за другой. Он их трогает, поглаживает, мнет между пальцами и говорит: «Это бархат»; «Это тонкое полотно»; «Это грубое сукно» и т. п. Это упражнение возбуждает всеобщий интерес. Когда мы даем ребенку какой-нибудь предмет, например, лист атласной бумаги, наше маленькое собрание трепещет в ожидании его ответа».
Фигурки Равиццы (для детей с 3 лет)
В России игрушки Равиццы назывались бирюльки. Их обычно вырезали из мягкого дерева, березы или сосны, и делали не плоскими на ножке, а объемными. И раскрашивали их не всегда. Разные российские губернии славились особой формой бирюлек и специфическим их набором. Для бирюлек делали специальную берестяную или деревянную коробочку. Но чаще всего их клали в полотняный мешочек с завязкой.
С бирюльками дети играют по-разному, но одной из любимых игр всегда была именно такая, как и с фигурками Равиццы. Их складывали в волшебный мешочек, ребенок опускал в него ручку, ощупывал бирюльки и по просьбе взрослого доставал одну из них. Игра усложнялась, если игрушек в мешочке становилось все больше. Часто, особенно если фигурки были раскрашены, требовалось немало усилий, чтобы отличить одну бирюльку от другой: многие детали не прощупывались, так как были лишь нарисованы. Бирюльки незаметно развивали в ребенке внимательность, абстрактное мышление, умение сопоставить тактильное и зрительное восприятие.
Публикации в СМИ
Нарушения чувствительные при заболеваниях НС
Чувствительные нарушения могут возникать как при центральном, так и при периферическом повреждении нервной системы.
Терминология • Дерматом — зона иннервации кожи от одного спинномозгового ганглия и соответствующего сегмента спинного мозга • Анестезия — отсутствие чувствительности (тактильной, температурной, болевой и др.) •• Диссоциированная — отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной или наоборот •• Истерическая — анестезия у больных истерией, характеризующаяся отсутствием органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы и распространяющаяся обычно на области тела, границы которых не соответствуют зонам иннервации определённых корешков или нервов •• Корешковая — анестезия в зоне иннервации определённого заднего корешка спинного мозга •• Парциальная — отсутствие одного или нескольких видов чувствительности при сохранении остальных •• Сегментарная — диссоциированная или тотальная анестезия в зоне иннервации определённого сегмента спинного мозга •• Тотальная — отсутствие всех видов чувствительности •• Травматическая — анестезия, возникающая в результате повреждения чувствительных нервов и (или) центров нервной системы • Гипестезия — понижение поверхностной чувствительности • Гиперестезия — повышение чувствительности • Гипалгезия — снижение болевой чувствительности •
Этиология • Зоны гипестезии во всех конечностях по типу носков и перчаток характерны для полиневропатии • Вовлечение одной конечности или одной стороны тела предполагает центральное поражение • Поражение отдельных нервов (множественная мононевропатия) • Поражение нервных корешков (радикулопатия) • Поражение спинного мозга (нарушения чувствительности ниже определённого уровня) • Поражение головного мозга (гемигипестезия) • Гиперпатия возникает при неполном перерыве смешанных и чувствительных нервов, при их восстановлении после перерезки, при поражении таламуса или задних столбов спинного мозга • Диссоциированная анестезия указывает на поражение участка мозга, где проводники разной модальности проходят раздельно. Особенно характерно для поражения задних рогов, передней спайки спинного мозга и для очагов в мозговом стволе.
Клиническая картина
• Типы чувствительных расстройств •• Периферический •• Сегментарный — нарушение чувствительности в зоне сегментарной иннервации •• Проводниковый — нарушение чувствительности на всём протяжении ниже уровня поражения •• Корковый — локальное выпадение чувствительности; определяется поражением определённого участка коры.
• Выделяют симптомы раздражения, выпадения и извращения функции чувствительных проводников •• Наиболее частый признак раздражения чувствительных нейронов — боль ••• Виды боли: местная (локальная) — возникает в области нанесения раздражения; проекционная — при раздражении нервного ствола; проецируется в кожную зону, иннервируемую данным нервом; иррадиирующая — возникает в зоне иннервации одной из ветвей нерва при нанесении раздражения в зоне иннервации другой ветви того же нерва; отражённая — при заболеваниях внутренних органов, локализуются в зонах Захарьина–Хеда; каузалгия (см. Синдром каузалгии); фантомная — наблюдают после ампутации конечностей ••• Болевые ощущения могут быть острыми, тупыми, режущими, колющими и т.п. •••
• Качественные нарушения поверхностной чувствительности: полиестезия, аллохейрия, синестезия, дизестезия, батианестезия.
Исследование чувствительности • Болевая чувствительность — при помощи булавки обследуют симметричные участки кожи. При обнаружении разницы проверяют в тех же областях температурную чувствительность с помощью пробирок с тёплой и холодной водой • Суставно-мышечное чувство — пассивные движения концевых фаланг пальцев кисти и стопы вверх или вниз при закрытых глазах пациента. Если пациент затрудняется точно указать, в каком суставе врач производит пассивные движения, необходимо исследовать более проксимальные суставы • Вибрационная чувствительность — проверяют с помощью камертона с частотой 64 или 128 Гц •
Тактильное чувство определяют с помощью кусочка ваты • Если выявлены расстройства чувствительности, необходимо установить анатомическую локализацию поражений, т.е. поставить топический диагноз.
Диагностика • Важный критерий диагностики — совпадение двигательных и чувствительных расстройств, изменение рефлексов • Рентгенография позвоночника • КТ, МРТ • Поясничная пункция • Электромиография.
МКБ-10 • F44.6 Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия • G46.6* Чисто чувствительный лакунарный синдром (I60-I67+) • R20 Нарушение кожной чувствительности • R43 Нарушения обоняния и вкусовой чувствительности • R94.1 Отклонения от нормы, выявленные при проведении функциональных исследований периферической нервной системы и отдельных органов чувств
Код вставки на сайт
Нарушения чувствительные при заболеваниях НС
Чувствительные нарушения могут возникать как при центральном, так и при периферическом повреждении нервной системы.
Терминология • Дерматом — зона иннервации кожи от одного спинномозгового ганглия и соответствующего сегмента спинного мозга • Анестезия — отсутствие чувствительности (тактильной, температурной, болевой и др.) •• Диссоциированная — отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной или наоборот •• Истерическая — анестезия у больных истерией, характеризующаяся отсутствием органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы и распространяющаяся обычно на области тела, границы которых не соответствуют зонам иннервации определённых корешков или нервов •• Корешковая — анестезия в зоне иннервации определённого заднего корешка спинного мозга •• Парциальная — отсутствие одного или нескольких видов чувствительности при сохранении остальных •• Сегментарная — диссоциированная или тотальная анестезия в зоне иннервации определённого сегмента спинного мозга •• Тотальная — отсутствие всех видов чувствительности •• Травматическая — анестезия, возникающая в результате повреждения чувствительных нервов и (или) центров нервной системы • Гипестезия — понижение поверхностной чувствительности • Гиперестезия — повышение чувствительности • Гипалгезия — снижение болевой чувствительности •
Этиология • Зоны гипестезии во всех конечностях по типу носков и перчаток характерны для полиневропатии • Вовлечение одной конечности или одной стороны тела предполагает центральное поражение • Поражение отдельных нервов (множественная мононевропатия) • Поражение нервных корешков (радикулопатия) • Поражение спинного мозга (нарушения чувствительности ниже определённого уровня) • Поражение головного мозга (гемигипестезия) • Гиперпатия возникает при неполном перерыве смешанных и чувствительных нервов, при их восстановлении после перерезки, при поражении таламуса или задних столбов спинного мозга • Диссоциированная анестезия указывает на поражение участка мозга, где проводники разной модальности проходят раздельно. Особенно характерно для поражения задних рогов, передней спайки спинного мозга и для очагов в мозговом стволе.
Клиническая картина
• Типы чувствительных расстройств •• Периферический •• Сегментарный — нарушение чувствительности в зоне сегментарной иннервации •• Проводниковый — нарушение чувствительности на всём протяжении ниже уровня поражения •• Корковый — локальное выпадение чувствительности; определяется поражением определённого участка коры.
• Выделяют симптомы раздражения, выпадения и извращения функции чувствительных проводников •• Наиболее частый признак раздражения чувствительных нейронов — боль ••• Виды боли: местная (локальная) — возникает в области нанесения раздражения; проекционная — при раздражении нервного ствола; проецируется в кожную зону, иннервируемую данным нервом; иррадиирующая — возникает в зоне иннервации одной из ветвей нерва при нанесении раздражения в зоне иннервации другой ветви того же нерва; отражённая — при заболеваниях внутренних органов, локализуются в зонах Захарьина–Хеда; каузалгия (см. Синдром каузалгии); фантомная — наблюдают после ампутации конечностей ••• Болевые ощущения могут быть острыми, тупыми, режущими, колющими и т.п. •••
• Качественные нарушения поверхностной чувствительности: полиестезия, аллохейрия, синестезия, дизестезия, батианестезия.
Исследование чувствительности • Болевая чувствительность — при помощи булавки обследуют симметричные участки кожи. При обнаружении разницы проверяют в тех же областях температурную чувствительность с помощью пробирок с тёплой и холодной водой • Суставно-мышечное чувство — пассивные движения концевых фаланг пальцев кисти и стопы вверх или вниз при закрытых глазах пациента. Если пациент затрудняется точно указать, в каком суставе врач производит пассивные движения, необходимо исследовать более проксимальные суставы • Вибрационная чувствительность — проверяют с помощью камертона с частотой 64 или 128 Гц •
Тактильное чувство определяют с помощью кусочка ваты • Если выявлены расстройства чувствительности, необходимо установить анатомическую локализацию поражений, т.е. поставить топический диагноз.
Диагностика • Важный критерий диагностики — совпадение двигательных и чувствительных расстройств, изменение рефлексов • Рентгенография позвоночника • КТ, МРТ • Поясничная пункция • Электромиография.
МКБ-10 • F44.6 Диссоциативная анестезия или потеря чувственного восприятия • G46.6* Чисто чувствительный лакунарный синдром (I60-I67+) • R20 Нарушение кожной чувствительности • R43 Нарушения обоняния и вкусовой чувствительности • R94.1 Отклонения от нормы, выявленные при проведении функциональных исследований периферической нервной системы и отдельных органов чувств
Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация)
Дети очень восприимчивы к внешним факторам. Но не нужно думать, что если ребенок отказывается от “колючего” свитера, вздрагивает от громких звуков и взволнован ярким светом, если его укачивает в транспорте, и он не любит кататься на качелях, часто падает или бьется головой, чтобы привлечь внимание или показать свое недовольство, закрывает уши от громких звуков, отдергивает руку от прикосновений, что это «так и должно быть», и малыш «перерастет». Необходимо срочно обратить внимание на его сенсорное развитие.
Что такое сенсорное развитие и сенсорная интеграция? Это способ сбора информации мозгом об окружающем мире от всех органов чувств.
Мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от зрительных, слуховых, вестибулярных и тактильных рецепторов. Собирая и анализируя наиболее значимую информацию, нейроны головного мозга вырабатывают соответствующую ответную реакцию.
Если ребенка раздражает или отвлекает свет и звук, он не может понять того, что он видит или слышит, не может анализировать тактильные и двигательные стимулы, это будет плохо сказываться на его обучении и поведении в дальнейшем. И сейчас эти «странности» являются первым «звоночком», что что-то не так.
На наших занятиях мы уделяем огромное внимание сенсорному развитию детей с самого раннего возраста, так как это является важнейшим и первым шагом для интеллектуального и социального развития ребенка.
В том случае, если:
– ребенок путает право – лево, верх – низ;
– меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
– плохо справляется с заданиями, в которых задействованы обе руки и обе стороны тела;
– не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
-поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
– не может удержать взгляд на движущемся предмете;
– постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
– часто падает или неловок в спортивных играх;
– выглядит неорганизованным или демонстрирует резкие и неритмичные движения;
– закрывает уши от громких звуков;
– отдергивает руку от прикосновений;
– не любит играть с детьми, старается больше быть один;
-нормально развивается, но сталкивается с серьезными трудностями, при обучении чтению и письму;
Родителям необходима обязательная консультация нейропсихолога, специалиста по сенсорной интеграции и полное нейропсихологическое обследование.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»
Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться, чтобы учиться
Если этот неврологический процесс где-либо нарушается, на этапе входа информации, организации или ответной реакции, тогда естественное развитие и адаптивные ответы мозга становятся невозможными.
Что оказывает серьезное влияние на обучение, физическое и эмоциональное развитие, также как впрочем, и на поведение. Как раз этот нарушенный процесс и есть неврологическая дисфункция называемая дисфункцией сенсорной интеграции или нарушение процесса сенсорной обработки.
Важно разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация).
СИМПТОМЫ ДИСФУНКЦИИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Признаки ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Отказ от игр, где можно испачкаться, отказ от навязчивых и легких прикосновений, поцелуев, отказ от грубой одежды, отказ от принятия ванны, душа или похода на пляж, отказ от игры с пластилином, тестом, песком;
Ребенок не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается, грубо играет со сверстниками, плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие.
Признаки ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Избегает детских площадок, качелей, каруселей на детских площадках, боится высоты, не нравится находиться вверх тормашками, боится упасть, не любит быстрые, внезапные или повторяющиеся движения.
Постоянно находится в движении, носится или кружится, кажется, что ни минуты не может посидеть на месте, ищет постоянного «возбуждения», качает ногами когда сидит, любит когда его подбрасывают, кажется, что он никогда не испытывает головокружения, полон энергии.
Признаки ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Замедленная реакция:
Постоянно прыгает, рушит, громит, топает, нравится, когда его крепко обнимают, с силой сжимают, любит тесную одежду, грубо или даже агрессивно обращается с другими детьми.
Быстрая реакция:
Трудности с восприятием собственного тела в пространстве, неуклюжесть, натыкается на углы, объекты, спотыкается и за все цепляется.
Признаки СЛУХОВОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Закрывает уши руками на громкие, резкие звуки, которые у других не вызывают реакции. (Шум воды унитаза, фена, пылесоса, непереносимость шумных мест.)
Плохо откликается на речь, любит слишком громкую музыку или сам создает шум, не понимает, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивает.
Разборчивость в еде, ограниченность в выборе продуктов. Может давиться твердой пищей, не может, как следует жевать и глотать, не любит зубных врачей, ненавидит зубную пасту и чистить зубы.
Облизывает, пробует несъедобные объекты, обожает пищу с ярким выраженным вкусом. Может наблюдаться обильное слюнотечение. Грызет ручки, карандаши или воротничок рубашки.
Признаки РАССТРОЙСТВА ОСЯЗАНИЯ:
Не переносит различные запахи, избегает места, где для него неприятно пахнет, выбирает пищу по запаху, реагирует на запахи острее, чем другие.
Не замечает неприятные или резкие запахи, занюхивает все, что встречает, плохо различает запахи.
Признаки ЗРИТЕЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИИ:
Раздражается от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегает зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои.
Плохо следит за движущимися объектами, путает схожие буквы, фокусируется на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не может следить за строкой при чтении или списывании с доски.
Симптомы нарушения сенсорной интеграции не должны остаться незамеченными. И если Вы заметили у своего ребенка какие-либо из выше перечисленных симптомов, обратитесь к профессионалу, специалисту по сенсорной интеграции, который подтвердит или опровергнет Ваши опасения.
Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.
Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.). И в последствие может привести к серьезным проблемам обучения.
У многих детей с речевыми нарушениями, нарушениями чтения и письма, математики есть трудности в обработке зрительной информации. Часто эти трудности связаны с нарушением взаимодействия между органами чувств (нарушение сенсорной интеграции). Мозг ребенка не успевает эффективно обрабатывать информацию из разных источников. Например, ребенок не может одновременно слушать инструкцию на уроке и записывать или выполнять задание и быстро реагировать на вопросы. При чтении часто теряет строку, не понимает смысла прочитанных слов, пропускает во время письма буквы.
Наши занятия помогают синхронизировать работу зрительной, слуховой и вестибулярной системы.
Ритмотерапия интегрированная в программу сенсорной интеграции и нейропсихологической коррекции в сочетании с чтением вслух обеспечивают развитие чувства ритма и чувства времени, которые необходимы для успешного чтения, письма и других видов учебной деятельности. Эти занятия – многоуровневая стимуляция всех сенсорных систем, участвующих в формировании речи, чтения и письма. Упражнения также способствуют развитию особых движений глазных яблок и увеличению поля зрения. Это очень важно для чтения.
Занятия могут проходить в «мокрой» среде, в сенсорной комнате, в Монтессори пространстве, в солевой комнате со множеством стимуляторов, массажным оборудованием, тренажерами, балансировочными и тактильными дорожками, где ребенок может получать различные ощущения, необходимые для созревания нервной системы.
Это упражнения на развитие равновесия, тактильной чувствительности, осознания пространства и границ своего тела, развитие билатеральной координации, правильного дыхания. В программу занятий входят упражнения из нейрокоррекционной программы, эвритмические задания (танец и движения под музыку на заданную тему), упражнения из йоги и нейройоги.
В арсенале специалистов огромное количество соответствующего оборудования — утяжеляющие жилеты, яйца Кислинга, чулок Совы, психологические парашуты, специальные качели и качалки, бочки и скалодромы, тунели и воздушные лестницы, тренажеры, былансировочное, тактильное, координационное оборудование.
Такие занятия очень важны для детей с аутичным спектром, задержками речи и психо-речевого развития для развития эмоций, мышления, речи и связей мозга с телом.
Такие занятия в нашем центре воспринимается не как лечение, а как веселая игра, в процессе которой дети учатся обрабатывать все виды поступающей информации.
Но только после грамотного нейропсихологического обследования ребенку прописывается индивидуальная программа коррекции, исходя из его особенностей, целей и задач на актуальный момент развития.