Тип машиноместа зависимые что это
Зависимые парковки в новостройках Москвы: история и развитие
О том, почему покупатели дорогого жилья должны принять зависимые парковки как данность?
Почти треть новостроек Москвы оборудованы зависимым паркингом — многоуровневой стоянкой, выехать с которой можно только после того, как машины, стоящие рядом, освободят проезд. Впервые зависимые парковки появились в столице лет десять назад и со временем привлекли внимание девелоперов.
Сейчас зависимым паркингом оборудованы даже башни ММДЦ «Москва-Сити»: Imperia Tower и «Город столиц».
«Пятнашки», «валеты»
Наиболее очевидным преимуществом зависимых парковок становится их стоимость. Если сравнивать цены машиномест в зависимых и независимых парковках, то картина становится очевидной.
Машиноместо на подземной парковке жилого комплекса в районе, удаленном от центра Москвы, обойдется в 50 тысяч долларов, а два места в зависимом механизированном паркинге — в 80 тысяч. Ситуация с комплексами, расположенными ближе к центру, ничуть не отличается, стоимость составит 120 тысяч за одно место и 200 тысяч долларов за пару зависимых мест соответственно.
Механизированный паркинг подразумевает использование магнитной карты-ключа и считывающего устройства, и обеспечивает выезд паллеты с автомобилем, загораживающим путь — такая система носит название «пятнашки».
Если элитный жилой комплекс не обеспечен автоматизированной зависимой парковкой, для ее обслуживания потребуется привлечение парковщика. В ином случае воспользоваться собственным автомобилем можно только договариваясь с соседями о времени приезда-выезда. Зависимые паркинги с парковщиками называются «валетными». Но «валет» есть только в одном комплексе — «Знаменка».
Вполне естественно, что покупатели квартир, бюджет которых переваливает за 10 миллионов долларов, не любят зависимые парковки. Удобство и комфорт стоит дороже денег. Да и сами девелоперы элитных новостроек в центре Москвы неохотно принимают решения по строительству подобных парковок. Однако ограничения на строительство в центральных районах Москвы вынуждают застройщиков искать приемлемые варианты. Так, некоторые элитные комплексы, возводимые в центре столицы, часто не обладают техническими возможностями для классического подземного паркинга, поэтому в их проект закладывается строительство зависимой парковки.
В некоторых случаях, использование системы зависимой парковки позволяет в четыре раза увеличить количество принимаемых машин.
Зависимые парковки — эволюция паркинга
Эксперты столичного рынка недвижимости в один голос утверждают: количество зависимых парковок будет неизменно расти! Они уже существуют в таких жилых комплексах как «Город столиц», Imperia Tower, «Тверская плаза», «Гоголевский, 21», «Воробьево». Около 20- 30% строящихся в Москве жилых комплексов будут оборудованы зависимыми парковками.
Зависимая механизированная парковка — это своеобразная эволюция паркингов, которая призвана в какой то степени решить проблему дефицита машиномест.
Тип машиноместа зависимые что это
Журнал «Элитное.РУ» разобрался, почему покупателям дорогого жилья в столице придётся смириться с «валетами» и «пятнашками».
Зависимые парковки – многоуровневые стоянки, с которых можно выехать, если отъедут рядом стоящие машины, – появились в Москве более десяти лет назад. Правда, сначала на них обратили внимание лишь владельцы автосервисов, но около 4-5 лет назад – и девелоперы. В частности, зависимыми паркингами оборудованы башни «Город столиц» и Imperia Tower в деловом центре «Москва-Сити»
«Валеты» и «пятнашки».
Самое очевидное преимущество зависимой парковки – цена. Место в подземном паркинге при жилом комплексе, расположенном за пределами центра Москвы, стоит порядка 50 тыс. долларов, приводит пример руководитель департамента жилой недвижимости Welhome Жанна Лебедева. При этом два места в механизированном зависимом паркинге (паллеты с автомобилем выезжают, если к считывающему устройству приложить магнитную карту-ключ), который ещё называется «пятнашки», обойдутся в 80 тыс. долларов.
Если комплекс в центре, цены повышаются, но разница остается существенной – 120 тыс. долларов за место на независимой парковке и 200 тыс. долларов за пару в «пятнашке». А когда зависимый паркинг в элитном комплексе не автоматизирован, то нужен парковщик, иначе жильцы не смогут свободно пользоваться автомобилем, не договорившись с соседями о времени въезда и выезда. Зависимая парковка с парковщиком называется «валетной», объясняют в Knight Frank, но в Москве она есть всего в одном комплексе – Резиденции «Знаменка».
Покупатели элитной недвижимости в Москве с бюджетом более 10 млн долларов зависимые парковки не любят. Для них удобство важнее цены. Впрочем, и девелоперы принимают решение в пользу зависимой парковки, как правило, из-за ограничений по площади, отведённой под стоянку. Строители жилья рассчитывают размер паркинга исходя из уровня обеспеченности площадью на человека. При 30 кв. метрах на человека полагается одно машиноместо на квартиру, если дом повышенной комфортности (более 50 кв. метров на человека) – два. Часто в комплексах, строящихся в центре, по техническим причинам невозможно сделать зависимый паркинг достаточной площади, тогда проектируется зависимая парковка.
Зависимые парковки легко встроить, под них не нужен отдельный проект. В «Альтаире» (компания по продаже парковочного оборудования) говорят, что заказчики часто просят рассчитать зависимый паркинг, чтобы пройти экспертизу. Системы зависимой парковки позволяют увеличить количество машин в четыре раза на одно место.
Эволюция паркингов.
Выигрывают от появления зависимых парковок и чиновники. В 2011 году мэрия заявила о готовности инвестировать в строительство парковок более 300 млрд рублей и увеличить количество машиномест в три раза за пять лет. Тогда в столице было около 1 млн машиномест, в 2012 построили 600 тыс. машиномест. Но несмотря на то, что все жилые дома в обязательном порядке проектируются с парковками, усилий недостаточно, чтобы справиться с их дефицитом. Глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин жаловался, что в Москве на тысячу жителей приходится 380 автомобилей и удовлетворить всех достаточным количеством парковок невозможно. Во всем мире больше машин только в Нью-Йорке (в Лондоне около 300 машин на тысячу человек, в Париже – 260, в Пекине – 220).
Количество зависимых парковок растёт. На данный момент ими оборудованы такие жилые комплексы как «Воробьёво», «Гоголевский,21», «Тверская плаза», «Город столиц». В общей сложности 30% новых жилых комплексов центра столицы оборудованы зависимыми парковками. И их количество, похоже, будет только расти. Это естественное решение проблемы дефицита места, эволюция паркингов, с которой покупателям дорогого жилья придётся смириться. Всё-таки первостепенное значение имеет комплекс и квартира, а парковка вторична.
«Письмо» Росреестра от 20.01.2020 N 14-00361-ГЕ/20 «Об осуществлении регистрационных действий в отношении машино-мест» (вместе с «Письмом» Минэкономразвития России от 20.12.2019 N Д23и-44592 «О рассмотрении обращений», «Письмами» Минстроя России от 03.06.2019 N 19961-ОД/08, от 28.10.2019 N 40528-ОД/08)
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2020 г. N 14-00361-ГЕ/20
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии для сведения и возможного учета в работе направляет копии писем Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 20.12.2019 N Д23и-44592, Минстроя России от 28.10.2019 N 40528-ОД/08, от 03.06.2019 N 19961-ОД/08.
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 июня 2019 г. N 19961-ОД/08
Департамент проведет анализ действующих сводов правил в области проектирования парковок всех видов в целях выявления необходимости внесения соответствующих изменений.
О результатах указанного анализа и предлагаемых мерах Департамент проинформирует Росреестр дополнительно.
И.о. Директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2019 г. N 40528-ОД/08
Вместе с тем отмечается, что законодательство о градостроительной деятельности не регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственную кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень N 831, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
СП 113.13330 в том числе определяет хранение автомобилей боксового типа, как хранение автомобилей в отдельных боксах, выезд из которых осуществляется непосредственно наружу или на внутренний проезд, и хранение автомобилей манежного типа, как хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд.
Проанализировав требования, установленные СП 113.13330, Департамент не находит необходимости внесения изменений в СП 113.13330 в части дополнительного регулирования вопросов хранения автомототранспортных средств на стоянках автомобилей.
И.о. Директора
Департамента градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А.ДАШКОВА
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 декабря 2019 г. N Д23и-44592
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Относительно машино-мест размещаемых на эксплуатируемой кровле.
Согласно СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», утвержденному приказом Минстроя России от 7 ноября 2016 г. N 776/пр:
стоянки автомобилей могут размещаться ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и надземной частей, в том числе с использованием кровли этих зданий.
В соответствии со Сводом правил «СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76», утвержденным приказом Минстроя России от 31 мая 2017 г. N 827/пр:
Действующее законодательство не запрещает использовать эксплуатируемую кровлю в целях размещения (хранения) на ней транспортных средств, но только в случае, если это кровля подземного паркинга.
Индивидуализация недвижимого имущества для целей государственной регистрации прав на него осуществляется органом регистрации прав в процессе кадастрового учета, в результате чего в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) описываются такие характеристики объекта, которые позволяют однозначно выделить его из других недвижимых вещей (в том числе однородных) (в частности, описываются границы земельных участков, границы контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства).
Согласно позиции Минстроя России (письмо от 26 ноября 2019 г. N 41604-ОГ/08) государственной регистрации подлежит договор участия в долевом строительстве, объектом которого является машино-место, соответствующее условиям договора, требованиям проектной документации, имеющей положительное заключение экспертизы, технических и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Учитывая, что правоотношения между участником долевого строительства и застройщиком регулируются Законом N 214-ФЗ, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 части 4 и частью 4.1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ условиями договора участия в долевом строительстве являются («договор должен содержать»): определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в том числе план объекта долевого строительства, отображающий в графической форме (схема, чертеж) расположение по отношению друг к другу частей являющегося объектом долевого строительства жилого помещения (комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас) или частей являющегося объектом долевого строительства нежилого помещения, местоположение объекта долевого строительства на этаже строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, с указанием сведений в соответствии с проектной документацией о виде, назначении, об этажности, общей площади многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, о материале наружных стен и поэтажных перекрытий, классе энергоэффективности, сейсмостойкости, назначении объекта долевого строительства (жилое помещение, нежилое помещение), об этаже, на котором расположен такой объект долевого строительства, о его общей площади (для жилого помещения) или площади (для нежилого помещения), количестве и площади комнат, помещений вспомогательного использования, лоджий, веранд, балконов, террас в жилом помещении, наличии и площади частей нежилого помещения.
Здание представляет собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных (пункт 6 статьи 2 Федерального закона 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Свод правил «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утвержденный приказом Минстроя России от 3 декабря 2016 г. N 883/пр, определяет этаж здания как пространство между перекрытиями: «пространство с помещениями между высотными отметками верха перекрытия (или пола по грунту) и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия кровли)» (пункт 3.31).
Поскольку над кровлей, в том числе эксплуатируемой, отсутствует вышерасположенное перекрытие, кровля не является этажом здания, не входит в объем здания и, соответственно, являясь лишь элементом крыши как строительной конструкции, не является частью здания, в которой располагаются помещения или машино-места.
Частью 1 статьи 7 Закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Согласно указанным выше условиям договора участия в долевом строительстве, предусмотренным пунктом 1 части 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ, и статьей 24 Закона N 218-ФЗ:
Исходя из Требований к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. N 90, площадь эксплуатируемой кровли учитывается при определении площади нежилого здания.
Таким образом, машино-место в силу пункта 2 статьи 2, пункта 1 части 4 статьи 4 Закона N 214-ФЗ может быть предметом договора участия в долевом строительстве в том случае, если машино-место расположено на этаже, а не на эксплуатируемой кровле.
В силу Требований к подготовке технического плана и состава содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953, местоположение машино-места может быть отображено в техническом плане на плане этажа или части этажа здания, сооружения (плане здания, сооружения), которые оформляются на основании поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации; кроме того, в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана машино-места также включается информация об этаже, на котором оно расположено.
В этой связи внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты в части установления порядка описания местоположения расположенного на эксплуатируемой кровле машино-места в целях постановки его на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него возможны только после внесения изменений в Закон N 214-ФЗ.
Относительно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении, так называемых «машино-мест с зависимым въездом и выездом» или «семейных машино-мест», доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места, отмечаем.
Частью 6.2 статьи 24 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что:
границы машино-места определяются проектной документацией здания, сооружения и обозначаются или закрепляются лицом, осуществляющим строительство или эксплуатацию здания, сооружения, либо обладателем права на машино-место, в том числе путем нанесения на поверхность пола или кровли разметки (краской, с использованием наклеек или иными способами);
площадь машино-места в пределах установленных границ должна соответствовать минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места, установленным приказом Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места».
Следует отметить, что исходя из анализа положений законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, в том числе подзаконных и технических документов, можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривает создания, так называемых «машино-мест с зависимым въездом и выездом» или «семейных машино-мест», доступ к которым осуществляется через смежные с ними машино-места.
При этом в силу положений части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет призван лишь подтвердить существование того или иного объекта недвижимости с определенными характеристиками и не может подменять собой иные процедуры, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (архитектурно-строительное проектирование, получение разрешения на строительство, создание объекта капитального строительства, ввод (приемка) в эксплуатацию).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере строительства (включая вопросы применения в строительстве материалов, изделий и конструкций), архитектуры, градостроительства, жилищной политики, долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве является Минстрой России (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038).
Директор Департамента недвижимости
А.И.БУТОВЕЦКИЙ
Паркинги при жилых комплексах: не хочется, но надо
Застройщики неохотно их строят, а граждане вынужденно покупают
Парковки представлены практически во всех строящихся жилых комплексах. По данным Натальи Шаталиной, генерального директора «МИЭЛЬ-Новостройки», в «старой» Москве подземными паркингами обладают 94% комплексов бизнес-класса, 86% комплексов комфорт-класса и 22% комплексов класса «эконом». Надземные[i] паркинги предусмотрены в 33% комплекса экономкласса, в 5% комплексов класса комфорт и 1% в бизнес классе. Только наземный (гостевой) паркинг встречается в 22% комплексов экономкласса, в 6% в ЖК комфорткласса и 5% ЖК бизнес-класса. Наземные парковки оборудуются в малоэтажных комплексах апартаментов, в проектах реконструкции или реставрации – Manor (Садово-Сухаревская), Дом Наркомфина (Новинский бульвар), Moss Аpartments (метро «Тургеневская»), приводит примеры Ирина Могилатова, генеральный директор «TWEED Недвижимость».
В элитном сегменте, разъясняет Ирина Калинина, управляющий партнер Point Estate, из 81 жилого комплекса, продававшегося в конце 2018 года, подземные паркинги предусмотрены в 73 проектах, это 90%. В двух комплексах парковка отсутствует, еще в шести проектах запроектированы «нестандартные»: многоуровневый механизированный надземный паркинг, наземный на частной территории и индивидуальные гаражи в таунхаусах.
От чего зависят цены
По оценке Евгения Межевикина, руководителя отдела аналитики ГК «Пионер», в среднем стоимость машино-места составляет 9-11% от цены квартиры.
Наземная открытая парковка делается везде, места, как правило, не продаются и даже в большинстве случаев не закрепляются за жильцами, парковаться на них могут все желающие. В малоэтажных загородных комплексах открытые машино-места обычно уже входят в стоимость квартиры или таунхауса.
Стоимость парковочного места зависит не только от типа паркинга, уровня и расположения самого жилого комплекса, но и от площади машино-места, его расположения внутри паркинга, этажа, удобства заезда и близости к лифту. Как замечает Галина Осипова, коммерческий директор компании Wainbridge, даже в одном комплексе цены могут различаться в 2-2,5 раза.
В ЖК «Новокосино» в Подмосковье (г. Реутов) места на минус втором этаже подземного паркинга стоят от 452 000 рублей, в ЖК Balchug Viewpoint в Замоскворечье стоимость мест на минус первом этаже доходит до 5,6 млн руб., а в ЖК «Садовые кварталы» (метро «Фрунзенская») машино-место на минус третьем этаже обойдется в 5,3 млн руб.
В ЖК «Большая Дмитровка, 9» по информации руководителя направления новостроек департамента жилой недвижимости PENNY LANE REALTY Юрия Щербакова, стоимость зависимого парковочного места начинается от 3,5 млн руб., независимые стоят 6,5-7,5 млн руб. В ЖК «Парад планет» (г. Королев) цены на стандартное машино-место начинаются от 510 000 руб., а на «семейное» – от 1 млн руб. В ЖК «Грани» (метро «Текстильщики») машино-место обойдется жителям минимум в 650 000 руб., а мото-место – в 190 000 руб.
Эксперты отмечают, что на протяжении примерно последних лет трех цены на машино-места держатся примерно на одном уровне. Коммерческий директор ГК «Колди» Елена Орешкина, анализируя данные по заключенным договорам ДДУ в 2018 году, отмечает небольшое снижение – около 3% в эконом- и комфортклассе. В бизнес-классе произошло более серьезное снижение – на 12,5%, а в классе премиум цены, наоборот, выросли на 11%.
А вот в элитных проектах после старта продаж цена может и не меняться, большинство девелоперов сразу выводят парковки на продажу по максимальной стоимости.
Примеры цен на машино-места в ЖК комфорт-, бизнес- и премиум-класса
Примеры цен на машино-места в премиальных и элитных ЖК
Название | Количество м/м | Стоимость 1 м/м, рубли |
---|---|---|
Balchug Residence | 194 | 4 500 000 |
Balchug Viewpoint | 155 | 4 500 000 |
Barkli Gallery | 74 | 5 900 000 |
Cloud Nine | 71 | 8 000 000 |
Karetny Plaza | 45 | 3 600 000 |
Knightsbridge Privatepark | 475 | 12 400 000 |
Ordynka собрание клубных домов | 109 | 4 000 000 |
Red Side | 1 998 | 3 270 000 |
Turandot Residence | 93 | 9 300 000 |
Wine House | 420 | 3 800 000 |
Воробьёв дом | 285 | 3 500 000 |
Клубный дом на Сретенке | 91 | 3 200 000 |
Комплекс апартаментов Софийский | 197 | 4 000 000 |
Малая Ордынка, 19 | 120 | 6 720 000 |
Вынужденный бизнес и умеренный спрос
В компании «Метриум» приводят статистику, фиксирующую положительную динамику продаж: число реализованных машино-мест за три квартала 2018 года увеличилось на 48% относительно 2017 года по всем сегментам. В бизнес-классе продажи паркингов выросли в два раза, в элитном классе – на 30%. В эконом- и комфорт-классе динамика скромнее – плюс 23%.
Но в целом, в недешевых ЖК паркинги разбираются хорошо. Причем на одну квартиру в элитной новостройке в среднем приходится два-три машино-места, замечает Елена Орешкина (ГК «Колди»). Особенно бодро процесс идет в центре Москвы, где ощущается острый дефицит парковочных мест.
Самые проблемные клиенты – в массовом сегменте. Большинство их них задумываются о покупке паркинга только после того, как решат дела с квартирой – отремонтируют, обставят, войдут в ипотечный ритм.
Виктор Прокопенко, директор департамента недвижимости Sezar Group, выделяет в комфортклассе три категории покупателей: «прагматики» – которые понимают, что машино-место нужно и предпочитают приобрести его на старте продаж по максимально выгодной цене с хорошим выбором; «вынужденные» — кому надоело кружить в поисках свободного места на гостевом паркинге, и «принципиальные» — те, кто готов мириться с неудобствами, но экономить.
Подгоняющие факторы
Влияет ли на продажи паркингов фактор «платных парковок» в демократичных форматах? На уровне ощущений – какое-то движение есть. По мнению Игоря Сибренкова (ГК «Основа»), в отдельно стоящем доме, в окружении сложившейся застройки в зонах платной парковки реализация машино-мест будет проходить намного более динамично, чем в проектах комплексного освоения территорий. Вот там жители не стремятся приобретать машино-места или совсем отказываются от покупки, если есть возможность парковать автомобиль рядом с домом.
Впрочем, у жильцов есть вполне законная лазейка: парковочное разрешение резидента за 3000 рублей в год дает возможность бесплатно парковаться рядом с домом с 20.00 до 08.00.
С точки зрения Марии Литинецкой, управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE, куда большим стимулом становится распространение концепции «двор без машин», когда жители физически не могут припарковаться у самого дома, не приобретая собственное машино-место.
Изменить отношение к платным машино-местам людей принуждает не столько расширение зоны платной парковки, сколько запрет на остановку и стоянку автотранспорта в радиусе пешей доступности от дома. Жильцам просто ничего не остаётся делать, кроме как «эвакуироваться» с улиц в паркинг под землю. Если вокруг жилого комплекса все дворы «закрылись» на шлагбаумы, а на окрестных улицах запретили стоянку, подземный паркинг на 200 мест может быть заполнен за месяц, полагает Татьяна Подкидышева («НДВ-Супермаркет недвижимости»).
Продадим соседям
Продавать машино-места жителям других домов никто не запрещает, более того, застройщик не имеет права отказать «чужаку» по закону о защите прав потребителей. Некоторые девелоперы уже заранее рассчитывают на спрос со стороны соседей.
Например, в ЖК «Николин парк» от Sezar Group (Новая Москва, п. Сосенское) машино-места покупают жители соседнего проекта. Еще на этапе проектирования застройщик предусмотрел паркинг «с запасом» на смежную аудиторию и отдельную логистику маршрута для внешнего трафика «не жителей ЖК». Небольшой и пока и «несущественный» спрос «со стороны» отмечают и в ГК «Пионер».
Покупают машино-места по соседству и жители ЖК, где паркингов не построили. К примеру, покупателям квартир в ЖК «Дом на Хлебном» предлагают приобрести машино-места в ЖК «Театральный дом», уточняет Ирина Калинина (Point Estate).
Аренда: 25 московских новостроек сдают места в паркингах
Резюме
[i] Надземный паркинг – это многоэтажная парковка («этажерка»), наземный – открытая плоскостная стоянка. Термины еще не устоялись, но большинство экспертов на рынке недвижимости используют именно такие понятия.