То что осталось за кадром как называется
Как создается эффект монопода-невидимки в видео
Содержание
Содержание
Популярность мобильной съемки стала набирать обороты одновременно с развитием фотокамер мобильных устройств. Интерес к этому жанру породил категорию новых устройств — экшн-камеры, которые удобно использовать в путешествиях и экстремальных условиях. Современные устройства даже научились снимать бесшовное видео с углом обзора практически 360° и скрывать монопод из поля зрения. Пользователи спорят на эту тему и не могут решить, в чем секрет волшебства — программные алгоритмы, нейросети или оптические свойства объективов? На самом деле, чем сложнее устроена система, тем она проще.
Задача экшн-камер — снимать то, что представляет трудности для обычных фотоаппаратов, видеокамер или камер мобильных устройств: спорт, туризм, экстремальные приключения и даже некоторые сцены в боевиках. Для работы в сложных условиях у таких камер есть все: компактный форм-фактор, емкий аккумулятор, ударопрочный, пыленепроницаемый корпус с защитой от попадания влаги, а также ряд технических особенностей, которые позволяют заснять гораздо больше, чем даже самый навороченный фотоаппарат. Одна из таких любопытных особенностей — это широкий угол съемки.
В съемке фильмов все очень просто — оператор может использовать любую оптику, чтобы добиться желаемого результата. Он заранее знает, где пролетит Audi Фрэнка Мартина, с какой стороны в кадр ворвется Dodge Доминика Торетто и как все это уместить в одном кадре. В реальной жизни такого не бывает — если хочется побольше красивых видов и памятных кадров, придется снимать все и сразу. Поэтому у экшн-камер вместо классических «полтинников» установлены объективы с широким углом обзора. Например, в GoPro Hero 8 минимальное фокусное расстояние оптики составляет 16 мм, что позволяет снимать материалы с углом обзора до 140°. Этого достаточно, чтобы захватить максимум полезной площади кадра: например, снять целиком акулу, подплывающую к клетке, а не захватить только часть ее плавника или огромные зубы.
Производители подхватили успех широкоугольной съемки и пришли к выводу, что современному любителю экстремальных «себяшек» обычной экшн-камеры уже недостаточно. Любителям активного образа жизни предложили новые устройства — сферические камеры, которые охватывают угол зрения практически в 360°. При этом они магическим образом делают монопод невидимым, благодаря чему становятся «летающими».
Видите монопод? И мы не видим. А он есть. Производители уверяют, что это не программная обработка, не фотошоп и не работа нейросетей — все дело в физике.
Угол зрения
Чтобы разобраться в том, как работает магия экшн-камер, обратимся к теории оптических систем — разберемся, что такое угол зрения и как он влияет на изображение.
Поле зрения — пространство, видимое человеческим глазом при фиксированном взгляде и неподвижной голове.
Угол зрения объектива — означает то же самое, что и поле зрения человеческих глаз, но используется только в монокулярном значении и для описания свойств фотографической и кинематографической оптики.
Угол зрения среднестатистического человека составляет 90°, при этом двумя глазами он способен увидеть картинку шириной до 180°, а двигая глазами — и вовсе видит все 210°. Фотографы считают, что объектив с фокусным расстоянием 50 мм формирует изображение, идентичное тому, что видит человек невооруженным глазом. Эталоном принято считать не количество видимых объектов, которые может захватить объектив, а то, насколько правильно он передает их пропорции. При этом угол зрения такой оптики достигает всего 47° — намного меньше того, что человек видит одним глазом.
Добиться такого же угла обзора в технике при аналогичном фокусном расстоянии невозможно. Поэтому для имитации широкоугольного зрения, фотографы прибегают к панорамированию — делают несколько снимков, а затем склеивают их в панораму. Получается своего рода подвижное зрение — вместо движения глазом фотограф передвигает камеру. Такой способ занимает много времени, поэтому панорамирование не подходит для съемки подвижных объектов: они могут исказиться либо отсутствовать на сделанных снимках полностью или частично.
Чтобы решить вопрос с недостаточным полем охвата, избавиться от панорамирования и сделать зрение фотоаппарата широкоугольным, необходима специальная оптика. Это широкоугольные и сверхширокоугольные объективы, с возможностью охвата полезной площади кадра до 180°. Конечно, изображения, полученные с помощью такой оптики, далеки от идеала — они имеют искажения, в том числе, испорченную перспективу и неверные пропорции объектов. Тем не менее применение такой оптики — это единственный выход сделать удачную фотографию в тесном помещении или снять информативный видеоролик от первого лица.
Куда делся хвост?
Несмотря на гибкость зрительного аппарата, физическое строение тела человека не позволяет ему увидеть то, что находится позади него. Зато это умеют животные. Например, глаза лошади расположены так, что она видит больше. Располагаясь практически по бокам, глаза животного принимают информацию в трех полях: бинокулярном, монокулярном и периферийном.
Если сложить все три типа зрения, то угол обзора лошади составит 320° — достаточно для того, чтобы видеть передние и боковые объекты, а также воспринимать информацию позади себя. При этом часть информации все же остается «за кадром» — лошадь не сможет увидеть то, что происходит непосредственно за ее хвостом.
Мы не утверждаем, что природные характеристики зрения скакуна сподвигли разработчиков камер на создание периферийной камеры, хотя доля правды в этом есть. Ведь многие рукотворные вещи в мире срисованы с живых моделей. Сферические камеры позволяют снимать «бесконечные» панорамы и скрывать монопод. Как они это делают? Так же, как лошадь не замечает свой хвост.
Stitching
Инженеры, разрабатывающие экшн-камеры, пришли к выводу, что современные устройства должны предоставить большую свободу при съемке, чем традиционные модели типа GoPro Hero. Тем более, для этого есть все — сверхширокоугольная оптика и мощная аппаратная начинка. Поэтому теперь некоторые модели экшн-камер имеют три типа зрения: монокулярное, бинокулярное и периферийное.
За управление съемкой и склейку кадров с двух «глаз» отвечают процессоры: железный мозг составляет получаемую информацию и выдает единую картинку, в которой зритель не замечает место склейки и воспринимает изображение целостно. Этот процесс называется стичингом — склеиванием.
Однако линзы камер, в отличие от глаз человека или лошади, неподвижны, поэтому между полями их зрения всегда существует слепая зона. Правда, при столь высоком значении угла зрения современной оптики она составляет всего пару сантиметров — ровно толщину корпуса камеры или горизонтальное расстояние между центрами камер. Этот технический изъян позволил производителям добиться интересного эффекта — в слепой зоне камеры можно спрятать монопод.
В обычных условиях он практически незаметен, и у зрителя возникает ощущение, что камера летает в воздухе, а не крепится на моноподе.
Тем не менее стичинг скрадывает часть картинки, и, если постараться, то можно легко найти место склейки. Искажения чаще всего проявляются на объектах, которые находятся вблизи камеры, а также под водой, которая выступает в роли увеличительной линзы для объективов и значительно снижает угол обзора широкоугольных объективов.
Операторы-вампиры
Пожалуй, теперь понятно, куда исчезает монопод панорамной камеры. Это не программная хитрость, где «палочка» зарисовывается с помощью нейросетей или методом подстановки кадра. Так делают при съемках кино — в зеркале отражаются только актеры, при этом съемочная группа и оператор не отражаются. И нет, они не вампиры, просто в кино все спланировано заранее: киношники снимают одну сцену несколько раз, а затем склеивают кадры таким образом, чтобы в кадр попали только действующие лица.
В случае с такими камерами, как Insta360 или GoPro Max пользователю не нужен специальный софт и навыки монтажера — автоматика камеры самостоятельно склеивает изображения таким образом, чтобы монопод остался за кадром.
Съёмка съёмки: для чего нужен бэкстейдж?
Съёмка процесса съёмки кино или клипа чаще всего называется бэкстейдж (backstage).
Вообще-то раньше, на самой заре развития кино- и видеоиндустрии бэкстейджи практиковались слабо. Между прочим, многие наши отечественные кинорежиссёры страдали суеверием, потому не очень жаловали фотографов на съёмочной площадке. По этой, а также по многим другим причинам, фотоснимков со съёмочных площадок, сделанных в эпоху расцвета советского кино, до нашего времени дошло очень мало, равно как и видеокадров. Киночиновники не видели целесообразности тратить киноплёнку на всякую ерунду.
Бэкстейдж в современном видео- и кинопроизводстве
Расцвет съёмок бэкстейджей начался в конце 90-х годов прошлого столетия.
Причём, кадры со съёмочных площадок использовали не только в целях рекламы и анонсов.
В 2000 году один из налоговых инспекторов г. Москвы потребовал «доказательств» того, что некое ООО в действительности понесло затраты на обеспечение съёмочного процесса. Подтверждающих документов оказалось мало. Собственно, с тех пор налоговики часто при проверках требуют подобные доказательства, поскольку видеоролик можно «сшить» из кадров, скачанных из интернета.
Доказательства авторства
На западе, да в принципе и у нас многие операторы и съёмочные группы используют бэкстейдж для того, чтобы в случае чего доказать, что тот или иной видеоролик был действительно снят ими.
Современные режиссёры и продюсеры приветствуют съёмки бэкстейджа, если они проводятся организованно, а полученный материал используется по назначению и с разрешения. Однако многие актёры, в особенности — непрофессиональные, а также другие участники съёмочного процесса воспринимают саму съёмку как развлечение и спешат выложить снятые на телефон фотографии или видео в инстаграм или соцсети, даже не догадываясь о том, что на это необходимо получить разрешение от продюсера или даже заказчика. Известен случай на съёмках фильма «Матрица», когда фотоснимки с подготовкой знаменитого эффекта bullet-time, в то время являвшимся технологией ноу-хау, попали в открытый доступ и в печать без ведома киностудии, снимавшей фильм. Автор этих снимков был отстранён от участия в производстве картины и заплатил 22 тыс. долларов штрафа.
Контроль за производством фильма
В последнее время все чаще и чаще на съёмочных площадках стали использовать экшн-камеры с целью последующего просмотра и оценки кто и чем занимался на съёмках. Кстати, в некоторых случаях наличие таких «камер видеонаблюдения» очень даже дисциплинирует. Члены съёмочной группы меньше бездельничают, ходят курить и пить кофе. Помимо этого такая запись является средством объективного контроля, что снимает многие спорные вопросы при оплате труда специалистов съёмочной группы, особенно в части, касающейся сверхнормативного времени.
Вертиго, буллет-тайм и другие спецэффекты
Сегодняшний «Кинословарь» расскажет о секретах нескольких наиболее зрелищных голливудских спецэффектов
Вертиго
Vertigo effect (он же dolly zoom, он же «эффект тромбона») – оптический эффект, при котором предметы на переднем плане остаются на месте, а задний фон стремительно начинает отодвигаться назад. Эффект был впервые применен в художественном кино в ленте Альфреда Хичкока «Головокружение» (Vertigo, 1959). Дабы передать боязнь высоты одного из персонажей, кадру была придана «засасывающая» глубина, произведшая эффект на многих зрителей (интересно, что автора этого приема – оператора второй съемочной группы Ирмина Робертса – Хичкок забыл даже упомянуть в титрах). С тех пор «эффект “Вертиго”» использовали многие постановщики, поскольку никакого специального оборудования для этого не требуется – только широкоугольная линза и тележка.
Сделать кадр наподобие того, что использован Стивеном Спилбергом в «Челюстях», при наличии фотокамеры может любой желающий. Технология состоит в том, что объектив подкручивается для увеличения находящегося в кадре объекта, а сама камера в это же время пятится от объекта назад (либо наоборот, используется обратный зум и наезд на объект). При таком одновременном действии меняется только глубина кадра, а сам предмет остается относительно зрителя неподвижным. Необязательно даже иметь под рукой специальную тележку для камеры, можно поставить закрепленный на треноге фотоаппарат на скейтборд или на магазинную тележку, и после нескольких тренировок у вас получится не хуже, чем у Спилберга. Главное – не забыть отключить автофокус, в данном случае он совершенно излишен.
Склейка Дэймона
В 2002 году перед режиссером Дагом Лайманом встала практически неразрешимая задача: как заставить зрителя поверить, что Мэтт Дэймон способен драться, как Брюс Ли? Ответ был найден, и мы можем наблюдать его в «Идентификации Борна»: все драки сняты несколькими трясущимися ручными камерами, причем зритель видит только отдельные части дерущихся людей, а не бой в полный рост. Все это нарезано клиповой лапшой, получившей название «склеек Дэймона» и с тех пор изрядно распространившейся по Голливуду. Теперь для создания ощущения плотного экшена, реально горячей перестрелки, драки или напряженной автомобильной погони (как, например, в фильме «Неизвестный») фильммейкеру достаточно помахать парой камер, накрошить получившийся футадж монтажными ножницами и склеить из 1-2-3-секундных кусочков сцену, которая будет производить впечатление реально захватывающей – если только от мельтешения на экране вас не стошнит.
Режиссеры обнаружили, что новая техника съемки дает возможность значительно экономить на стоимости трюков, так как позволяет разбивать сложнопостановочные кадры на отдельные элементы, а воображение мувигоера потом само склеивает из этих пазлов общую картину. Так что если лет через 10 все файтинги будут выглядеть «в духе Борна», фанаты Чака, Брюса и Жан-Клода, вы знаете, чья в этом вина!
Буллет-тайм
Наверняка вы не раз задумывались над тем, что же это за прием из «Матрицы», позволивший камере неспешно облететь вокруг зависшей в прыжке Тринити. Технология эта называется «полет пули», он же bullet time (название впервые встречается в сценарии «Матрицы», так что братьев Вачовски можно считать его авторами), а реализуется такой эффект с помощью большого количества камер, размещенных вокруг снимаемого объекта: сделав серию одновременных фотографий, на которых повисший в воздухе объект виден с разных сторон, и склеив их в серию, можно добиться эффекта «облета». Если камеры не расположены по периметру, а выстроены в ряд, достигается схожий эффект: снимаемый объект замирает, а взгляд зрителя «движется» вдоль него. Возможность делать 24 кадра в секунду или более расширяет творческую палитру монтажера, т.к. позволяет пользоваться не только «одновременными» снимками – имея под рукой кадры, сделанные с разницей в доли секунды, он может подбирать их таким образом, что при «облете» камеры замерший в прыжке объект не просто висит в воздухе, а продолжает двигаться с небольшой скоростью. В некоторых фильмах можно наблюдать «фальшивый» bullet time, целиком нарисованный на компьютере (см., например, «Пароль “Рыба-меч”»), но даже в таком виде он смотрится впечатляюще, поскольку замедлившееся время, совмещенное с круговым парением камеры (т.н. orbital shot), – это всегда красиво.
Первый кирпич в фундамент технологии «полета пули» был заложен еще до изобретения кинематографа, когда английский фотограф Эдвард Майбридж научился делать серию одновременных снимков галопирующей лошади с помощью набора фотографических аппаратов, срабатывающих одновременно. Целью эксперимента Майбриджа было победить в споре с губернатором Калифорнии и выяснить, действительно ли все четыре ноги лошади отрываются от земли при галопе. Считается, что это невинное пари, результатом которого стала сконструированная Эдвардом игрушка под названием «зоопраксископ», подсказало Томасу Эдисону идею насчет его «кинетоскопа» – первого коммерческого киноаппарата. «Фотографические истоки» технологии «буллет-тайм» неслучайны – ведь, по сути, в знаменитой сцене из «Матрицы» мы наблюдаем не видео как таковое, а замаскированный под видео набор отдельных фотографий, склеенных прихотливым образом. Что, конечно, не мешает «полету пули» оставаться одним из самых ярких и впечатляющих спецэффектов, взятых кинематографом на вооружение в последние годы.
Специалист по спецэффектам Джон Гаэта, заставивший камеру огибать повисшую в воздухе Тринити, говорит, что вдохновлялся клипами Мишеля Гондри (такими, например, как Midnight Mover для группы Accept), у которого, как сейчас видно, еще в 80-е годы имелись отличные идеи насчет bullet time, но не было достаточной финансово-технической базы для их реализации. Братья Вачовски, которых похожий эффект привлек в анимационной «Акире», сошлись с Гаэтой на том, что потенциал технологии нуждается в раскрытии, сделали ставку на «полет пули» – и выиграли. А сегодня все то же самое доступно любому энтузиасту, наскребшему денег на 50 камер GoPro. Не верите – поройтесь в YouTube.
Цейтраферная съемка
Не только slow motion пленяет зрителей – на ускорение очень медленных процессов тоже бывает интересно посмотреть. Кадры со стремительно укатывающимся за горизонт солнцем, расцветающими бутонами или, пардон, ускоренно разлагающейся пищей (как в фильме «Господин Никто») сегодня встречаются во многих художественных и документальных лентах. Чтобы достичь такого эффекта, камера делает одиночные снимки движущегося объекта каждую секунду (либо каждую минуту, либо каждый час – в зависимости от того, какой темп процесса вам нужен), в результате получается «разогнанное» видео, на котором облака скользят по небу со скоростью курьерских поездов. Когда-то для цейтраферной съемки выпускались специальные кинокамеры, сегодня она отдана на откуп цифровым фотоаппаратам – в конце концов речь идет об анимированной серии фотографий, а не о видео как таковом. Цейтрафер (zeitraffer – от нем. слов «время» и «собирать»), бывший когда-то специальным устройством, в наши дни превратился просто в одну из автоматических функций фотокамеры.
Традиционно цейтраферная съемка делалась с помощью плотно закрепленной на одном месте кинокамеры. Но с годами прием эволюционировал: в новых фильмах часто можно наблюдать, что положение меняют не только снимаемые объекты, но одновременно с этим куда-то «плывет» и сама камера – такой себе «bullet time наоборот». Сам эффект этот, прозванный «таймлапсом» (англ. – time lapse), или, если по-русски, «интервальной съемкой», долгое врем считался уделом профессионалов. В наши дни он доступен не только обладателям продвинутых фотоаппаратов, но и простым пользователям с GoPro в кармане: в Сети можно встретить разнообразные советы на тему того, как с помощью напильника и суперклея превратить обычный заводной таймер во вращающуюся платформу для панорамных оборотов камеры в стиле time lapse. Главное, отправляясь в ближайший лес запечатлевать для YouTube рост опят или ползучую виноградную лозу, не забудьте запастись выносливыми аккумуляторами.
Транк-шот
Если вам нравятся фильмы Квентина Тарантино, наверняка в каждом из них вы видели «визитную карточку» режиссера – кадр, снятый из багажника автомобиля. Данный прием носит название trunk shot (от слова trunk – багажник), и он применялся кинематографами задолго до Тарантино: одно из первых его появлений замечено еще в нуаре Энтони Манна «Он бродил по ночам» (1948), также «транк-шот» успешно использовался в знаменитом детективе Ричарда Брукса «Хладнокровное убийство» (1967). Но Тарантино упорным трудом добился того, что trunk shot стал ассоциироваться именно с его киноработами. И поскольку все, чего касается Квентин, превращается в золото, после выхода «Бешеных псов» и «Криминального чтива» у подобного метода съемки сразу нашлась масса поклонников: сегодня транк-шоты можно встретить не только во многих кинофильмах, но и в сериалах, и в видеоклипах.
Считается, что сделать такой кадр довольно просто: если вы хотите снять сцену глазами человека, лежащего в багажнике, вам нужно просто засунуть туда оператора месте с камерой (на съемках «От заката до рассвета» Тарантино, выступавший на проекте сценаристом и актером, уговорил режиссера Роберта Родригеса попробовать, и тот, к счастью, туда поместился). Однако багажники часто бывают слишком тесными, а операторы чересчур длинноногими, поэтому им приходится идти на хитрость: снаружи снимать одну машину, а изнутри – совсем другую, убрав стенку багажника и задние сиденья и устроившись на полу внутри салона. Если подлог слишком заметен, но авторы обязательно хотят иметь в своем фильме «транк-шот» и в связи с этим готовы пустить по ветру энную сумму бюджетных средств, то задник машины вовсе отпиливается и снимается отдельно от нее, так что оператор может расположить камеру под любым углом. Желаете снять нечто подобное? Главное, не ставьте свое авто багажником к солнцу, не то получите лишь темные силуэты вместо тех, кто стоит у багажника (или просто снимайте нужную сцену после наступления темноты, как сделал Тарантино в первой части «Убить Билла»).
Эрроу-кам
В последние десятилетия в Голливуде вошли в моду высокие скорости. Неудивительно, что очень востребованным оказался спецэффект под названием «эрроу-кам» (arrow cam – «камера-стрела»), позволяющий зрителю проследить не только за натягиванием тетивы, но и за полетом стрелы до самого ее соприкосновения с целью. Как вариант, это может быть и полет пули, но принцип везде один и тот же: стремительное движение камеры навстречу объекту.
В качестве одного из ранних и самых известных примеров использования приема можно рассматривать ленту «Робин Гуд: Принц воров» (1991). Забавно, что изначально использованный в ней кадр с летящей стрелой предназначался только для трейлера, в первой монтажной сборке он отсутствовал – но зрителям находка так понравилась, что «полет стрелы» оперативно добавили в фильм перед самым выходом ленты в прокат. Для Голливуда это было откровение сродни «буллет-тайму» из «Матрицы» – в последующие годы кадр из «Робин Гуда» не пародировал только ленивый (достаточно вспомнить «Горячие головы 2», где была использована аналогичная техника съемки, только протагонист за неимением стрел зарядил лук… живой курицей). В 90-е годы стрела традиционно крепилась к объективу, так что наконечник торчал вперед, создавая иллюзию полета. Позже к кадру с приближающимся объектом стали добавлять еще один – со стрелком, от которого стремительно отдалялась камера. Прием прижился на Голливудских холмах: его можно увидеть в «Быстром и мертвом», «Спасти рядового Райана», «Перл-Харборе» (в последнем случае вместо стрелы была использована торпеда) и десятках других лент.
Сегодня, когда компьютерная анимация заняла в Голливуде главенствующее место, стрелы уже не крепят к камере, а пририсовывают к нужным кадрам после съемок, на постпродакшене (см., например, комическую сцену «Хоукай против Локи» во «Мстителях»), но сам способ съемки ускоренного движения остался прежним. В Голливуде его внедрил в конце 70-х годов изобретатель стабилизационной системы «Стэдикам» Гаррет Браун. До тех пор плавный кадр кинематографистам удавалось получить только на тех локациях, где можно было проложить рельсы для тележки. Во всех остальных случаях приходилось использовать ручную камеру, которая давала слишком тряскую картинку. Молодой оператор-экспериментатор Браун придумал систему противовесов, которая гасила все вибрации камеры и давала эффект плавного парения даже тогда, когда оператор бежал по пересеченной местности. Знаменитый кадр, в котором камера «летит» за Сильвестром Сталлоне вверх по ступенькам длинной лестницы в фильме «Рокки», стал лучшей рекламой для изобретения – и вскоре к Гаррету обратился продюсер Джордж Лукас, которому нужно было снять погоню на спидерах для шестого эпизода «Звездных войн». Как изобразить бреющий полет над лесными полянами? Для «Возвращения джедая» Гаррет снова напряг творческо-техническую мысль и оснастил свое устройство двумя дополнительными гироскопами. Локацией стал калифорнийский секвойный лес, на время съемок превратившийся в чащу Эндора. С камерой VistaVision, делающей один кадр в секунду, Браун прошел по запланированному маршруту, двигаясь со скоростью около 8 км/ч. Когда отснятый материал позже был разогнан до привычных глазу 24 кадров в секунду, создался эффект полета камеры со скоростью в 200 км/ч. По словам оператора, это было одно из самых трудных заданий в его карьере, «настоящая потогонка», поскольку для съемки трехминутной сцены потребовалось сделать несколько сотен дублей. Браун мог пройти полкилометра, стараясь не запутаться в тропинках, держа камеру на одном и том же расстоянии до земли и стараясь целиться в одну и ту же условную точку на уровне горизонта (корректирующие команды ему подавали два помощника), потом допустить маленькую ошибку, отвлекшись и вильнув камерой в сторону, и кадр был испорчен – все приходилось начинать заново. Пиротехнические эффекты, так же как и актеры, якобы едущие верхом на спидере, снимались отдельно и были добавлены в сцену уже на стадии постпродакшена. Результатом стала одна из самых захватывающих погонь в истории кинематографа.
Эффект быстрого скольжения быстро стал модным: годом позже Майкл Крайтон, снимавший фантастический экшен «Охоте на роботов», аналогичным способом изобразил полет самонаводящейся мини-ракеты. «Зарядить» камеру стрелой догадались лишь несколькими годами позже, но именно стрела в итоге дала название спецэффекту. А сегодня, когда в продаже появились дешевые «Стэдикамы», повторить этот трюк при определенной сноровке может любой желающий (можно, конечно, сделать еще проще и купить китайскую микрокамеру, которая легко крепится прямо на стрелу, но полученное таким образом изображение сильно проигрывает по эффектности брауновским наработкам). Вы готовы немного напрячься, снимая короткометражку с эффектом «эрроу-кама»? Тогда вперед!