Только аллах знает что у меня в сердце
Хадис о причинах света на лице и чистоты в сердце
О рабы Аллаха, перво-наперво я заповедую себе и вам бояться Всевышнего Аллаха (такуаЛлах). А после этого знайте, что самое лучшее, на что вы можете потратить своё время, дарованное вам Всевышним Аллахом, на что вы можете потратить ваше дыхание, которое отпущено вам в этом мире, – это изучение религии Аллаха, познание того, для чего вас создал Аллах, изучение Сунны пророка (ﷺ), забота о ней, которая выражается в том, чтобы слушать, понимать, запоминать, после этого выполнять, а затем передавать.
Имам ат-Тирмизи передает от Ибн Мас’уда, да будет доволен Аллах им и его отцом, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал:
« نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي فَوَعَاهَا وَحَفِظَهَا وَبَلَّغَهَا فَرُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ . ثَلاَثٌ لاَ يُغَلُّ عَلَيْهِنَّ قَلْبُ مُسْلِمٍ إِخْلاَصُ الْعَمَلِ لِلَّهِ وَمُنَاصَحَةُ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَلُزُومِ جَمَاعَتِهِمْ فَإِنَّ الدَّعْوَةَ تُحِيطُ مِنْ وَرَائِهِمْ »
Первое предложение этого хадиса начинается с великой мольбы (ду’а) от посланника Аллаха (ﷺ) за человека, который будет изучать его хадисы, понимать их смыслы, запоминать их, учить наизусть, а потом передавать их людям так, как запомнил и как услышал. Человек, обладающий такими качествами, подпадает под благословенную мольбу того, чьё ду’а особо принимал Всевышний Аллах. Ты, живя в 15 веке хиджры, можешь удостоиться этой мольбы. Поэтому знай, помни и выполняй этот хадис. Разве ты не хочешь, чтобы Всевышний Аллах сделал сияющим твой лик?! Разве ты не хочешь быть в числе тех, кого коснулась эта мольба пророка (ﷺ)?!
نَضَّرَ اللَّهُ امْرَأً سَمِعَ مَقَالَتِي
«Да сделает Аллах сияющим лик человека» – это значит, что Аллах облечёт лик этого человека в свет, придаст ему прелесть и красоту как внешне, так и внутренне. Если человек изучает, запоминает, понимает Сунну, извлекает выводы из нее, передаёт, совершает деяния в соответствии с ней, то внутри этого человека будет величайшее спокойствие и радость, которые будут отображаться на его лице в виде сияния, наслаждения и великолепия. Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَّاهُمْ نَضْرَةً وَسُرُورًا
«И Аллах дал им вкусить сияние, которая на лице, и радость, которая в душе». (Коран, сура «Аль-Инсан»: 11 аят).
Если человек желает удостоиться этой мольбы, то он должен заботиться о Сунне пророка (ﷺ). И эта забота состоит из четырех этапов:
1. Слышание.
От тебя требуется, чтобы ты обязательно выделял время для изучения хадисов пророка (ﷺ). Для этого ты должен присутствовать на собраниях знания, если же нет возможности посещать такие собрания, то слушать обучающие уроки. Не подобает мусульманину, ищущему знания, проводить дни напролёт, не извлекая ничего из Сунны пророка (ﷺ).
2. Понимание.
Когда слышишь хадис, стремись понять его смысл, чтобы в твоем сердце появилось осознание великих смыслов, на которые указывают слова пророка (ﷺ).
3. Запоминание.
Выучи хадис наизусть и регулярно повторяй его, дабы не забыть то, что узнал, потому что иначе это знание уйдет.
4. Донесение.
Донесение этого до людей. Ни в коем случае не говори: «Хадисов великое множество, я не могу выучить их». Знай, что это от шайтана, который хочет тебя отвратить от этого счастья, посеять в твоём сердце отчаяние. От тебя требуется то, чем будет доволен Всевышний Аллах, значит, ты должен делать то, что в твоих силах. Пусть это будет один хадис, пусть будет два или больше, по мере твоих возможностей, но от тебя требуется усилие на пути Аллаха. Пока ты будешь это делать без лени, без упущения, то будешь пребывать во благе, и на тебя будет распространяться эта мольба.
Второе предложение этого хадиса указывает на важную пользу:
رُبَّ حَامِلِ فِقْهٍ إِلَى مَنْ هُوَ أَفْقَهُ مِنْهُ
«Может быть, что доносящий знание передаст его тому, кто более знающий, чем он».
В другой версии хадиса сказано: «Может быть, что передающий знание не является знающим, а тот, кому он передаст, более знающий, чем он».
Аллах наделяет людей разным уровнем понимания. Кто-то из одного хадиса может извлечь два-три вывода, другой же – двести выводов. Поэтому получение награды и ду’а пророка (ﷺ) касается двух людей:
• того, кто выучил, приложил усилия в понимании, но плохо понял или вообще не понял, потом передал тому, кто более понимающий. Он получает награду за своё старание, за то, что он выучил и передал;
• того, кто выучил, понял, извлёк оттуда знания, разъяснил умме. Он получает ещё большую награду.
Достоинство в том, чтобы стремиться к пониманию того, что мы изучаем.
Мольба: «Да сделает Аллах сияющим лик человека» – это либо мольба от пророка (ﷺ) за человека, либо он сообщает нам, что Аллах освещает лик такого человека. Если это мольба, то Аллах отвечает на нее. И практика всех последующих поколений наглядно показывает, что Всевышний Аллах ответил на это ду’а пророка (ﷺ). Так или иначе оба понимания сводятся к одному и тому же смыслу. Поэтому Суфьян Ибн Уяйна сказал: «Нет ни одного человека, который занимался бы изучением передачи хадиса, чтобы его не коснулась эта мольба пророка (ﷺ), и чтобы на его лице не было сияния».
Это наслаждение, сияние на лице, высокое положение люди получают уже в земной жизни. Аллах возвеличивает тех людей, которые держатся за Сунну, наделяя светом на их лицах. И такого же высокого положения с позволения Всевышнего Аллаха они удостоятся в Судный день, в вечной жизни. И чем больше человек возвышал Сунну пророка (ﷺ), трудился на этом пути, тем выше будет его положение. Они хранили Сунну, и Аллах хранит их. Как сказал пророк (ﷺ) Абу Катаде, который охранял его: «Пусть Аллах хранит тебя (хафазакаЛлах) так же, как ты берёг Его пророка». [2].
Свет, красота на лицах людей Сунны (ахлю-Сунна) – это известная вещь. На лицах же людей новшеств (ахлюль-бидъа) чернота и страх. И чем старше они становятся, чем глубже они погружаются в свои новшества, противоречие Сунне, тем чернее становятся их лица.
В рассматриваемом нами хадисе есть побуждение точно учить хадисы, и пророк (ﷺ) назвал изучение хадиса фикъхом (пониманием). Есть некоторые люди, которые говорят: «Он знает хадисы, но у него нет фикъха (понимания)». Однако пророк (ﷺ) назвал хадис фикъхом (пониманием и знанием). Имам Уаки’ ибн аль-Джаррах сказал: «А разве хадисы не включают в себя весь фикъх?!» [3]
Кроме того, следует извлекать вывод из этого хадиса. Тот, кто изучает Сунну и является передатчиком хадиса, тот, как правило, знает смысл хадиса и обладает пониманием. И поэтому сказано в хадисе: «Может быть, что передающий знание не является знающим». Частица «رُبَّ/может быть» в арабском языке указывает на малую вероятность, то есть является маловероятным, чтобы человек, который изучает хадисы, не обладал бы фикъхом (пониманием). Основа у знатоков хадиса – это то, что они понимают то, что они передают, поэтому очень часто, когда читаем хадисы, мы видим, что в самом хадисе имеется тафсир каких-то слов. От кого этот тафсир? От передатчиков хадиса, поскольку они передают его, понимая его смыслы. Есть даже такое правило: передатчик хадиса лучше знает смысл того, что он передаёт.
Этот хадис указывает на огромную разницу между теми, кто учит, не стремясь к пониманию Сунны, и теми, кто учит, стремясь к ее пониманию.
В третьем предложении хадиса сказано:
ثَلاَثٌ لاَ يُغَلُّ عَلَيْهِنَّ قَلْبُ مُسْلِمٍ
إِخْلاَصُ الْعَمَلِ لِلَّهِ وَمُنَاصَحَةُ أَئِمَّةِ الْمُسْلِمِينَ وَلُزُومِ جَمَاعَتِهِمْ
«Три качества не оставляют злобы [ненависти, обмана, нечестия, вероломства, зависти] в сердце верующего»:
• искреннее совершение деяний только ради Аллаха,
• чистосердечное отношение к правителям мусульман
• и приверженность единой общины мусульман/джама’а.
Пророк (ﷺ) после того, как побудил изучать его Сунну, понимать её, передавать, даёт эти три наставления. Это три жемчужины от посланника Аллаха (ﷺ), при наличии которых в сердце не будет примесей и не будет того, что будет отвращать от истины и склонять к страстям. Запомни, применяй и выполняй эти три вещи! Изучение Сунны, ее понимание и распространение – всё это требует этих трех качеств, как и любое другое деяние.
Первое – это искреннее совершение деяний только ради Аллаха. Если у человека есть ихляс (искренность), если он все свои слова и действия взвешивает на весах ихляса, если он приучил себя к тому, чтобы всё было ради довольства Аллаха, то разве в сердце мухлиса (искреннего) останутся позывы к чему-то плохому? Эта искренность изгоняет из сердца склонность к дурным вещам. Всевышний Аллах сказал в истории про Юсуфа, мир ему, когда склоняли его к прелюбодеянию:
كَذَلِكَلِنَصْرِفَعَنْهُالسُّوءَوَالْفَحْشَاءَإِنَّهُمِنْعِبَادِنَاالْمُخْلَصِينَ
«Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов». (Коран, сура «Йусуф»: 24)
У Юсуфа, мир ему, была искренность, и Всевышний Аллах отвёл от него позывы к чему-то плохому.
Всевышний Аллах говорит о словах иблиса:
قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ
إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ
«Иблис сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех,
кроме Твоих избранных (или искренних) рабов».
(Коран, сура «Сад»: 82-83)
Искренность изгоняет всё плохое, поэтому сердце будет чистым и светлым.
Второе – это чистосердечное отношение к имамам мусульман. Если человек искренен к имамам мусульман (ученым, правителям, предводителям), то он будет свободен от всего плохого, потому что искренность предполагает, что человек хочет добра, наставляет и побуждает руководителей мусульман к благому, молится за них и просит у Всевышнего наставить их, отвести от них всё плохое, дать им праведное окружение, подчиняется им в том, что угодно Всевышнему Аллаху, а не подчиняется им лишь в греховном, поскольку нет послушания творениям в ослушании Творца.
Третье – это приверженность единой общины мусульман/джама’а.
Всевышний Аллах сказал:
وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللّهِ جَمِيعًا
«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе».
(Коран, сура «аль-Имран»: 103)
Если человек будет придерживаться единой общины мусульман, которая следует пути Корана и Сунны, то он будет желать им того же, чего желает себе; он будет с ними на единой акъиде пророка (ﷺ) и его сподвижников; он будет опасаться выхода из этого джама’а мусульман, иначе шайтан поглотит его, потому что волк съедает овцу, которая выходит за пределы стада.
Посмотрите, насколько эти три качества имеют глубокий смысл. В сердце человека, наделенного ими, не останется ненависти, злобы, зависти, вероломства – всего того, что отвращает сердце от истины. И такой человек встретит Аллаха со здравым сердцем. Сказано в версии этого хадиса: «Если сердце мусульманина привязано к трём вещам (качествам), обязательно войдёт в Рай».
Особо хочется заострить внимание искателей знания, призывающих к религии Аллаха, на первом качестве – искренности (ихлясе). Знайте, что сегодня у большинства людей деяния не ради Всевышнего Аллаха, поэтому посланник Аллаха (ﷺ) побудил к тому, чтобы все деяния были ради Аллаха. Он сказал:
مَنْ أَعْطَى لِلَّهِ، وَمَنَعَ لِلَّهِ، وَأَحَبَّ لِلَّهِ، وَأَبْغَضَ لِلَّهِ، وَأَنْكَحَ لِلَّهِ، فَقَدِ اسْتَكْمَلَ إِيمَانَهُ
«Тот, кто даёт ради Аллаха, отказывает ради Аллаха, любит ради Аллаха, ненавидит ради Аллаха и выдаёт замуж своих подопечных ради Аллаха, тот довел свой иман (веру) до полноты». [4]
Все деяния привязываются к искренности перед Аллахом. Но, к сожалению, большинство деяний на сегодняшний день не ради Аллаха, а ради каких-то интересов, желаний души. У людей любовь и совершаемые ими деяния не регулируются этим чётким и тонким шариатским критерием. Мы обязаны очищать наши сердца и деяния от примесей, которые влияют на эти деяния. Будьте лекарями самих себя, боритесь за искренность, и вы увидите, как ваше сердце станет светлым, и вы будете чувствовать радость.
Что касается искреннего отношения к руководителям мусульман, то от человека требуется искренность, милосердие к руководителям мусульман, к ученым, правителям. Ты должен втайне просить у Аллаха для руководителей мусульман тауфик (содействие от Аллаха). Мольба за правителей о наставлении их на прямой путь – это признак Ахлю-Сунна уаль Джама’а, поскольку это признак того, что в сердце нет злобы, обмана, вероломства. Совершение же ду’а против правителей мусульман – это признак ахлюль-бид’а, в чьих сердцах злоба.
И третье – это приверженность единой общины мусульман. Это значит, быть с ними и телесно (соучаствовать с ними в благих деяниях, совершать коллективные намазы, получать знания, подчиняться руководителям мусульман), и, самое главное, быть с ними на пути посланника Аллаха (ﷺ), держаться этого пути и пути первого джама’а – джама’а сподвижников. Сказано в хадисе: «Рука Аллаха над аль-джама’а». [5] Сегодня необходимо держаться мусульман, которые на пути сподвижников пророка (ﷺ), быть с такими людьми, в которых объединились три вещи:
• религия (дин);
• знание (‘ильм);
• разумность (‘акль), мудрость (хикма).
Однажды имама Ибн аль-Мубарака спросили, что подразумевается под аль-джама’а в хадисе: «Рука Аллаха над аль-джама’а». Он ответил: «Абу Бакр и ‘Умар!» Ему сказали: «Но ведь Абу Бакр и ‘Умар умерли!» Он сказал: «Такой-то и такой-то». Ему ответили: «Но такой-то и такой-то тоже умерли!» Он сказал: «Абу Хамза ас-Суккари, он и есть аль-джама’а». [6] Это имам, ученый того времени, обладатель знания, религиозности, мудрости, который неукоснительно держался Сунны, распространял ее.
Имам ат-Тирмизи сказал: «Абу Хамза ас-Суккари — это Мухаммад ибн Маймун. Он был праведным ученым. И Ибн аль-Мубарак сказал это о нем, когда тот был жив». [7]
Исхакъ ибн Рахауейх сказал: «В свое время джама’а — это был Абу Хамза ас-Суккари, в наше время – это Мухаммад ибн Аслям ат-Туси и те, кто последовал за ним». [8]
Вот так учёные считали джама’а учёных, которые держатся за Сунну, любят ее, не разлучаются с ней, призывают к ней. Нас обвиняют в том, что мы часто упоминаем имена ученых: Аль-Альбани, Ибн Бааз, Ибн ‘Усаймин, Фаузан, ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад и др. Почему мы это делаем? Потому что у каждого времени есть свои имамы, учёные, которые держались и держатся за Сунну пророка (ﷺ).
Мухаммад ибн Аслям ат-Туси, о котором было сказано, что он джама’а своего времени, – это удивительный человек, который неукоснительно держался Сунны. Рассказывают о нем, что он вошёл к себе в дом и привёл сначала в порядок свои отношения с Аллахом [то есть привел в порядок своё намерение]. Потом вышел и стал призывать к Аллаху и к Сунне посланника Аллаха (ﷺ). И Аллах наставил через него тысячу тысяч (миллион) людей к Таухиду и Сунне. И представьте себе, что каждый из этого миллиона тоже кого-то призвал. Посмотрите, сколько людей было наставлено на прямой путь через него, и всё это по той причине, что он исправлял свои отношения с Аллахом, то есть очищал свои намерения, проявляя искренность. И если ты исправишь то, что между тобой и Аллахом, очистишь свои деяния от посторонних примесей, то увидишь, как Всевышний Аллах через тебя даст много пользы, дарует тебе обильную награду и высокое положение среди людей. Но ты не стремись к нему. Твоей целью не должно быть высокое положение, чтобы люди ходили за тобой и показывали на тебя пальцами. Аллах даст тебе это положение, но ты не должен к нему стремиться, а должен стремиться к Лику Аллаха, к распространению Таухида, Сунны, к их защите, порицанию многобожия и нововведений. У тебя должно быть такое намерение, чтобы Сунна распространялась на восток и на запад, чтобы Всевышний Аллах сделал тебя причиной для распространения религии. И тебя не должно волновать, чтобы люди знали, что именно ты являешься этой причиной. И тогда возвысит тебя Аллах и в этом мире, и в мире вечном посредством твоего искреннего намерения. Не забывай о намерении во всём, что ты делаешь: в каждом аяте, который ты учишь, в каждой букве, которую ты читаешь, – иначе ты можешь приложить много сил и труда, и всё это будет зря и обернётся для тебя бедой.
Последнее предложение в хадисе:
فَإِنَّ الدَّعْوَةَ تُحِيطُ مِنْ وَرَائِهِمْ
«ибо, поистине, призыв окружает их сзади».
Если ты будешь с джама’а мусульман, будешь на Коране и Сунне, не будешь выходить за рамки пути пророка (ﷺ), сподвижников, имамов прямого пути, тогда ты будешь в рамках этого призыва – призыва Ислама – и будешь защищён. Если же выйдешь за эти рамки, то нападет на тебя враг (шайтаны из числа джиннов и людей) и уничтожит.
Ещё одно значение этого предложения: «ду’а (мольба) окружает их сзади». Имеется в виду, мольба мусульман друг за друга, совершаемая ими втайне и открыто. Мы не должны забывать делать ду’а за нашу умму. Эти мольбы друг за друга окружают нас сзади, и Всевышний Аллах делает это причиной нашей защиты от всего плохого.
И в завершение, о рабы Аллаха, я напоминаю себе и вам, что ихляс имеет множество степеней. И люди разнятся в обладании им. Это зависит от величия намерений и от количества благих намерений, поскольку у одного человека в одном и том же деянии в отличие от другого может быть много благих намерений, и это будут великие по степени намерения.
Зайд ибн Аслям передал со слов своего отца: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил: “Посланник Аллаха (ﷺ) повелел нам раздавать милостыню, в тот момент у меня было (кое-какое) имущество. Я подумал, если я и обойду Абу Бакра, то обойду сегодня. Я принес (для милостыни) половину своего имущества, а посланник Аллаха (ﷺ) спросил: “Что ты оставил своей семье?” Я ответил: “Тоже самое”. Следом (за этим) Абу Бакр принес все свое имущество. Посланник Аллаха (ﷺ) сказал ему: “Что ты оставил своей семье?”, (на что тот, да будет доволен им Аллах,) ответил: “Я оставил для них Аллаха и Его посланника”. И тогда я сказал: “Клянусь Аллахом, я никогда больше не буду соревноваться с Абу Бакром”». [9]
У ‘Умара был ихляс, но также было намерение опередить Абу Бакра. А Абу Бакр делал это деяние только ради Всевышнего Аллаха. И поэтому его деяние выше.
Как говорит Ибн Теймия: «Поэтому пророк (ﷺ) принял от него всё его имущество, зная его ихляс. Оба были искренними, но намерение Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, было только ради Лика Всевышнего Аллаха, и он не обращал внимания ни на кого. И ‘Умар, да будет доволен им Аллах, поняв это, сказал: «Клянусь Аллахом, я никогда больше не буду соревноваться с Абу Бакром».
Мы просим Аллаха, чтобы Аллах позволил нам понять этот хадис, выучить его, претворять его и передавать его, а также другие хадисы. И просим Аллаха о том, чтобы быть защитниками и распространителями Сунны. Просим Аллаха сделать наши деяния искренними и принять наше покаяние!
1] Ат-Тирмизи, 2658. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-Джами’», 2309.
2] Сахих Муслим, 232
3] аль-Хатыб в “Насыха ахль аль-хадис” 18 и в “аль-Факых уаль-мутафаккых” 787
4] Ахмад, 1519; aт-Тирмизи, 2521; Абу Дауд, 4681; классифицирован как хороший/хасан шейхом аль-Альбани.
5] ат-Тирмизи 2167, аль-Хаким 1/115, Абу ‘Асым 1/42. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1848, «Тахридж мишкат аль-масабих» 171.
6] См. «Сунан ат-Тирмизи» 4/467 и «аль-И’тисам» 2/771.
7] См. «Сунан ат-Тирмизи» 5/336.
8] См. «Хилиятуль-аулия» 9/239.
9] Абу Дауд 1678, ат-Тирмизи 3675, аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» 7563, ад-Дарими в «Сунан» 1667, Имам аль-Баззар в «Муснаде» 270.
Имам ат-Тирмизи, Ибн Муляккъин, Ибн Дакъикъ аль-‘Ид назвали хадис достоверным. См. «Джами’ ат-Тирмизи» 3675, «Тухфатуль-мухтадж» 2/353, «аль-Ильмам би ахадиси аль-ахкам» 1/337.
Шейх аль-Албани и шейх Мукъбиль назвали хадис хорошим. См. «Тахридж аль-Мишкат аль-масабих» 5976, «Сахих аль-муснад» 996.
Только аллах знает что у меня в сердце
О МОЛЬБЕ В НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ
بسم الله الرحمن الرحيم
Сообщается, что ‘Аиша спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении ночи предопределения, что мне следует говорить?» Он сказал:
اللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي
/Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни/.
Хафиз Ибн Раджаб, упомянув эти хадисы, сказал:
«Суфьян ас-Саури говорил:
«Обращение с мольбами в ночь предопределения любимее для меня, чем совершение молитв!»
Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем намаз, в котором мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, это будет лучше! Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в рамадан читал Коран размеренно и читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между намазом, чтением Корана, мольбой и размышлением! Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей рамадана и других ночах». См. «Лятаифуль-ма’ариф» 204.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Когда наступали последние десять дней Рамадана, посланник Аллаха (ﷺ) проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи и проявлял особое усердие в поклонении».
كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا دَخَلَ الْعَشْرُ أَحْيَا اللَّيْلَ وَأَيْقَظَ أَهْلَهُ وَجَدَّ وَشَدَّ الْمِئْزَرَ
аль-Бухари 2024, Муслим 1174
Отношение мужчин мусульман к женщинам
Всевышний Аллаh предписал мужчинам жить с женщинами в мире и согласии и обходиться с ними достойно, быть добродетельными к ним, относиться с уважением, терпением и заботой к своим матерям, женам и дочерям. В хадисе (от Абдуллы ибн Амра переданым ибн Маджа) сказано: «Лучшие из вас – это те, кто лучше всех относится к своим женщинам».
ЗАЩИТА ОТ СИХЬР, СГЛАЗА, БЕД И НЕСЧАСТИЙ
Передано от ибн ‘Аббас, что однажды к Пророку Мухьаммаду, ﷺ,
пришел один человек и пожаловался на то, что его постигают частые беды. Тогда Пророк сказал ему, что если он будет повторять каждое утро эти слова, то его перестанут одолевать эти беды. Этот человек последовал совету Пророка и вскоре он избавился от бед.
بِسْمِ اللهِ عَلَى نَفْسِي و أَهْلِي و مَالِي بِسْمِ اللهِ مَا شَاءَ الله
БисмилЛяяhи ‘аляя нафсии wa аhлии wa маалии
БисмилЛяяhи маащааАллаah.
«Что делать если есть сомнения в своём омовении?»
Сказал имам Абу Дауд (202-275):
سَمِعْتُ أَحْمَدَ «سُئِلَ عَنْ رَجُلٍ يَشُكُّ فِي
Показать полностью.
وُضُوئِهِ؟ قَالَ: إِذَا تَوَضَّأَ فَهُوَ عَلَى وُضُوئِهِ حَتَّى
يَسْتَيْقِنَ بِالْحَدَثِ، وَإِذَا أَحْدَثَ فَهُوَ مُحْدِثٌحَتَّى
يَسْتَيْقِنَ أَنَّهُ تَوَضَّأَ»
«Я слышал как имам Ахмад был спрошен о человеке который сомневается в своем омовении, и он ответил:
«Когда он совершил омовение, он остается на своем омовении пока не будет точно убежден что он его нарушил. И когда он нарушил омовение, то он в состоянии малого осквернения, пока не будет точно убежден, что он совершил омовение»
См. «Масаиль Аби Дауд».
Если бы кому-то предложили и сказали:
«Тебе дадут зарплату трех месяцев за один месяц, если ты проработаешь на чужбине в такой-то стране»
То непременно он выехал бы на чужбину и переносил бы тяготы ради этого. Поистине, ночь предопределения равняется 83 годам поклонения!
Сказано в Священном Кур`ане (Сура «Мухьаммад», Аят 31):
وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ حَتَّى نَعْلَمَ المُجَاهِدِينَ مِنْكُمْ وَالصَّابِرِينَ
Это означает: «Аллаh ниспошлет вам испытания, чтобы вы распознали среди вас терпеливых, прилагающих усилия и усердствующих искренне ради Него».
Один мудрец сказал:
«Я не упущу возможности научить ребенка Суре «Аль-Фатихьаh», потому что он будет молиться, читая ее в течение всей своей жизни, а мне будет записана награда за каждую букву, которую он прочитает из этой Суры».
СОВЕТЫ ЖЕНАТЫМ ПАРАМ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОТНОШЕНИЙ В БРАКЕ В РАМАДАН
Соревнуйтесь в добрых делах ( даже в том, кто из вас первый подаст другому стакан воды и финики на ифтар).
Показать полностью.
Чаще совершайте молитву вместе.
Не погружайтесь в разговоры сразу же после молитвы, давайте друг другу время закончить зикры.
Потратьте хотя бы 10 минут перед сном на то, чтобы обсудить что-то важное для вас, чтобы усталость от ночного поклонения и дневного поста не способствовала вашему отдалению друг от друга.
Если хотите, поделитесь друг с другом касательно ваших целей на этот Рамадан, чтобы быть источником поддержки, вдохновения и взаимопомощи в благих делах.
Например, кто-то из супругов намерился прочитать весь Коран целиком. Создавайте возможность для этого (отвлеките детей, помогите по хозяйству).
Если вдруг наметился спад в усердии и рвении, будьте тем, кто подбордрит другого и воодушевит собственным примером.
Поддерживайте свою половинку в новых начинаниях и желании изменить свою жизнь в лучшую сторону. Не будьте скалой, о которую разбиваются мечты.
Аллах создал мужчин и женщин парами, чтобы мы находили друг в друге поддержку и заботу и жили в любви и милости
Для размышления тому, кто женат или намерен взять двух или более жен.
Имам Шаърани, да смилуется над ним Аллах, сказал:
К благам, которыми одарил меня Аллах, относится:
Показать полностью.
1. То, что я не хвалил какую-либо из своих жен перед другой, и не благодарил одну из них в присутствии другой с намерением склонить сердце одной к другой, так как этот поступок не даст ничего, кроме увеличения огня [в их сердцах].
2. Также я не собирал их в одном доме.
3. Не ходил с одной из них к другой, чтоб та помогала ей на кухне, с намерением подружить их. Поистине, это ничто иное как приукрашенный обман.
4. Если даже одна из них проявляла симпатию к другой, и просила взять её в гости к той, то я не отвечал на эту просьбу.
Поистине, жены подобны этому миру и миру вечному: если ты удовлетворишь одну, то разозлишь вторую, как бы они не хотели этого.
См. «Латаифуль Минан» 388 стр.
Как же прекрасно время утреннего намаза: совершение обязательного утреннего намаза вводит тебя под защиту Аллаха; утренний дополнительный намаз лучше, чем весь этот мир и то, что в нем; при чтении Корана во время утренней молитвы присутствуют ангелы: «Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях (ангелах)».
О брат и сестра, запомни, что тот, кто живёт на чем-то, он умрет на этом, и кто умер на чем-то, тот будет воскрешен с этим.
Будь из числа молящихся и не пропускай утренний намаз. Поистине, намаз лучше, чем сон.
Поделись информацией с другими,Ин Ша Аллаh ты получишь награду за распространение знаний
Была ли викторина полезной для вас,узнали ли вы что-нибудь новое из неё?
Айша رضي الله عنها рассказывала:
— «как-то раз посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаha, пригласил меня с собой, когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв. это был праздничный день.
посланник Аллаhа, мир ему и благословение Аллаha, спросил меня:
Показать полностью.
— эй, Хумайра (красненькая), хочешь на них взглянуть?
тогда он поставил меня позади себя и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке, и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо).
затем он несколько раз спросил меня:
— Аиша! ну что, посмотрела?
и в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство».
в одной из передач хадиса говорится:
— «и так я стояла, пока мне не наскучило. наконец, посланник Аллаha, мир ему и благословение Аллаha, спросил меня:
и тогда он сказал мне:
— ступай себе».
в другой передаче хадиса:
и он продолжал стоять ради меня ещё какое-то время, а затем спросил вновь:
при этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу. мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной…»
источник: сахих имама аль Бухари и сахих имама Муслима.
1. Мытье рук предотвращает передачу многих заразных болезней и появлению морщин.
2. Мытье полости рта удаляет частички пищи, тем самым предотвращая развитие гнилостных процессов и размножению болезнетворных микроорганизмов, тем самым предотвращая развитие болезни ротоглотки, десен и зубов.
Показать полностью.
3. Мытье ноздрей удаляют аллергены, инфекцию, инородние тела которые могут попасть в пазухи, в легкие итд тем самым вызвав различные заболевания.
4. Мытье лица поддерживает в тонусе наши клетки тем самым придавая им упругость, также мытье лица очищает его от различной инфекции и грязи которая закупоривает поры и приводит к раличным раздражениям и заболеваниям кожи лица. Мытье лица также является профилактикой от появления морщин.
Также доказано что мытье лица улучшает работу желудка, кишечника, мочевого пузыря а также нормализует работу нервной системы
5. Протирание влажных рук по волосам удаляет лишнею грязь с волос даруя им большую дольшую сохранность, а также протирание головы улучшает передачу тепла, что является хорошей мерой профилактики от перегрева
6.Мытье ушей уменьшает высокое кровяное давление и облегченную боль в зубах и горле, а также удаляет излишнею серу,грязь, инфекцию в ушах, которые могут вызвать ряд заболеваний.
7. Мытье ног является также хорошей профилактикой от грибковых заболеваний на ногах, будь то кожа или ногти.
Также мытье ног удаляет напряжение мышц и сосудов благодаря чему кровь начинает циркулировать лучше.
Исследования подтвердили: пост – средство от рака!
Культивируется мнение, что человек должен питаться три раза в день, чтобы сохранить баланс витаминов в организме, быть здоровым и мыслить здраво. И производители продуктов питания и аптечных препаратов поощряют частое потребление пищи с целью получения огромной прибыли.
Показать полностью.
И, конечно, этим корпорациям отнюдь не выгодно, чтобы люди воздерживались от чрезмерного употребления еды и питья, постились, или вели здоровый образ жизни. Поэтому, воздействуя через рекламу, они пропагандируют чревоугодие, подводят к мнению, что есть и пить необходимо не только для утоления голода и жажды, а ради развлечения и просто для того, чтобы скоротать время.
На этом фоне контрастируют миллионы мусульман во всём мире, которые, следуя рекомендациям Пророка ﷺ, постятся дважды в неделю – каждый понедельник и четверг, вследствие чего получают огромную пользу, о которой, возможно, даже не догадываются.
В тоже время современные исследователи приходят к выводу, что многие болезни эффективнее всего лечатся ограничением пищи и постом. К подобному выводу пришёл, в частности, доктор Томас Сейфрид – профессор биологии в Бостонском Колледже, пионер в области использования метаболического подхода в борьбе с онкологией.
Профессор Марк Мэттсон, заведующий кафедрой нейробиологии National Institute on Aging и лабораторией нейробиологии Johns Hopkins University School of Medicine, во многих своих публикациях отмечает, что, голодая два раза в неделю, можно сократить риск развития распространившихся болезней, таких как болезнь Паркинсона и Альцгеймера.
Изменение режима питания действует на функционирование мозга. Нейробиологи заметили, что чрезмерное употребление пищи и переедание затормаживает работоспособность мозга. Воздержание от пищи вызывает нейрохимические изменения в мозге, уменьшает раздражительность и повышает стрессоустойчивость. Голодание – вызов для мозга. Постящийся человек заставляет свой мозг увеличить выработку протеина и ускорить рост нейронов и нейронных связей. Благодаря посту увеличивается способность к обучению, улучшается память. Пост помогает генерации новых нервных клеток и стволовых клеток гиппокампа.
Профессор Мэттсон также обнаружил, что те, кто часто постятся, располагают ещё большим количеством нервных клеток для восстановления ДНК. Пост защищает иммунную систему, заставляя стволовые клетки обновляться.
В 2007 году в американском журнале «Клиническое питание» был опубликован целый ряд исследований, подтверждающих, что голодание – эффективное средство против рака и болезней сердечнососудистой системы, а также сахарного диабета.
Все эти результаты исследований абсолютно невыгодны фармацевтическим компаниям и производителям питания. Их мотивы предельно ясны: склонять людей к перееданию, чтобы впоследствии лечить их от проблем, связанных с чревоугодничеством, которое ведёт к ожирению, сахарному диабету и многим другим заболеваниям.
Однако обнадёживает уверенность в том, что учёные будут продолжать открывать всё новые и новые факты, подтверждающие пользу соблюдения поста и отказа от еды и питья два раза в неделю. И наступит момент, когда под давлением массива неопровержимых фактов ситуацию удастся изменить.
В завершении хотелось бы привести изречение Пророка Мухаммад ﷺ, который подчёркивал, что привычка есть меньше предотвращает различные недуги и что человеку достаточно совсем небольшого количества еды для утоления голода. Так в хадисе говорится, что наихудший сосуд, который может быть наполнен человеком, – это его желудок. Достаточно есть столько, сколько необходимо для поддержания сил. А если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть желудка будет для пищи, треть – для питья и треть – для дыхания (имам ат-Тирмизи).
Пожалуйста сделайте репост, ибо Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Тот, кто указал на благое деяние, получает такую же награду как выполняющий его» Муслим
Удивительно положение Корана!
نزل جبريل بالقرآن، فأصبح جبريل أفضل الملائكة؛
Показать полностью.
نزل القرآن على محمد، فصار سيد الخلق؛
جاء القرآن على أمة محمد، فأصبحت خير أمة؛
نزل القرآن في شهر رمضان، فأصبح خير الشهور؛
نزل القرآن في ليلة القدر، فأصبحت خيرا من ألف شهر؛
فماذا لو نزل القرآن في قلوبنا؟
اللهم اجعل القرآن ربيع قلوبنا
Джибриль был ниспослан с Кораном и стал самым почитаемым среди ангелов;
Коран был ниспослан к Мухаммаду и Он стал господином творений;
Коран был ниспослан к общине Мухаммада и стала лучшей общиной;
Коран был ниспослан в месяц Рамадан и стал самым лучшим среди месяцев;
Коран был ниспослан в ночь предопределения и стал лучшим, чем 1000 месяцев.
А что будет если Коран спустится в наши сердца?
«О Аллах! сделай Коран весенним дождем (ар-раби’) для наших сердец и светом для наших грудей» — (Муснад Ахмада, 1/391; Байхаки, 17).
Удивительно положение Корана!
نزل جبريل بالقرآن، فأصبح جبريل أفضل الملائكة؛
Показать полностью.
نزل القرآن على محمد، فصار سيد الخلق؛
جاء القرآن على أمة محمد، فأصبحت خير أمة؛
نزل القرآن في شهر رمضان، فأصبح خير الشهور؛
نزل القرآن في ليلة القدر، فأصبحت خيرا من ألف شهر؛
فماذا لو نزل القرآن في قلوبنا؟
اللهم اجعل القرآن ربيع قلوبنا
Джибриль был ниспослан с Кораном и стал самым почитаемым среди ангелов;
Коран был ниспослан к Мухаммаду и Он стал господином творений;
Коран был ниспослан к общине Мухаммада и стала лучшей общиной;
Коран был ниспослан в месяц Рамадан и стал самым лучшим среди месяцев;
Коран был ниспослан в ночь предопределения и стал лучшим, чем 1000 месяцев.
А что будет если Коран спустится в наши сердца?
«О Аллах! сделай Коран весенним дождем (ар-раби’) для наших сердец и светом для наших грудей» — (Муснад Ахмада, 1/391; Байхаки, 17).
О НЕДОПУСТИМОСТИ ПОНЯТИЙ «ВНУТРИ» И «СНАРУЖИ» В ОТНОШЕНИИ СУЩНОСТИ АЛЛАhА.
Сказал имам Абу Мансур аль-Матуриди [ум. в 333г.h.] в своей книге «ат-Тавхьид»:
لا يوصف اﻟﻠﻪ ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ بالإتصال ﺑﺎﻷﺷﻴﺎء ﻭﻻ اﻹﻧﻔﺼﺎﻝ ﻭﻻ ﺑﺎﻟﺤﻠﻮﻝ ﻓﻴﻬﺎ ﻭﻻ ﺑﺎﻟﺨﺮﻭﺝ ﻣﻨﻬﺎ ﻣﻦ ﺟﻬﺔ اﻟﻤﺴﺎﻓﺔ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﻫﻮ ﻷﻥ اﻟﻠﻪ ﺗﻌﺎﻟﻰ ﻛﺎﻥ ﻭﻻ ﻏﻴﺮﻩ ﻓﻤﺤﺎﻝ اﻧﺘﻘﺎﻟﻪ ﻣﻤﺎ ﻛﺎﻥ ﻋﻠﻴﻪ
«Не дозволено описывать Аллаhа соединением с чем-то или отсоединением, слиянием с чем-либо или отделением с точки зрения дистанции [расстояния], потому что Аллаh был и не было ничего и абсурд в отношении Него изменение».
Передал имам ан-Навави речь имама аль-Мутавалли [ум. в 478г.h.], в своей книге «Ровдотут-толибин», соглашаясь с ним:
مَن اعتقد قِدَم العالم، أو حدوث الصانع، أو نفى ما هو ثابت للقديم بالإجماع ككونه عالما وقادرا، أو أثبت ما هو منفي عنه بالإجماع كالألوان، أو أثبت له الاتصال والانفصال كان كافرا
«Кто убежден, что эта вселенная не имеет начала, или что Создателю присуще происхождение, или отрицал то, что подтверждено единоглассно, как Всезнание или Всемогущество, или приписал Аллаhу то, что отрицается от Него единоглассно, как цвет, или приписал Аллаhу соединение или отделение – тот является неверующим».
Передается в книге «аль-Асмау вас-Сыфат», автором которой является имам аль-Байhакы, что ибн Мухьаммад ат-Тобари и другие учёные сказали:
والقديم سبحانه عالٍ على عرشه لا قاعد ولا قائم ولا مماس ولا مباين عن العرش، يريد به مباينة الذات التي هي بمعنى الاعتزال أو التباعد، لأن المماسة والمباينة التي هي ضدها والقيام والقعود من صفات الأجسام، والله عز وجل أحد صمد لم يلد ولم يولد ولم يكن له كفُوًا أحد. فلا يجوز عليه ما يجوز على الأجسام تبارك وتعالى.
«И [Аллаh] Вечный без начала, Который Превыше всех недостатков Возвышен над Своим ‘Аршем без восседания и без стояния, без соприкосновения [соединения] и без отдалённости [мубайин] от аль-‘Арша и под словом «мубайин» здесь имеется в виду «отдалённость сущностью» в значении «отделение» и «удаление на расстояние» потому, что соединение и противоположное ему отделение, а также стояние и сидение – всё это из качеств тел. Аллаh Всевышний – Он Единый, не нуждающийся ни в ком и ни в чем, Он не родил и не рожден и нет никого ни равного, ни подобного Ему, поэтому невозможно по отношению к Нему то, что возможно по отношению к телам».
Сказал имам аль-Газзали [ум. в 505г.h.] в своей книге «Ихьйау ‘улюмид-дин»:
أن الله تعالى مقدس عن المكان ومنزه عن الأقطار والجهات وأنه ليس داخل العالم ولا خارجه ولا هو متصل به ولا منفصل عنه
«Аллаh Всевышний пречист от места и пречист от сторон и направлений и поистине Он не внутри вселенной и не снаружи её, Он не соединен с ней и не отделён от неё».
Это и есть убеждение аhлюссуна, а тот, кто противоречит этому, является заблудшим, следующим своим воображениям, да сохранит нас Аллаh!
А что касается выражения, пришедшего от некоторых саляфов: «بائن من جميع خلقه», буквальный смысл которого следующий: «Отде́лен от Своих творений», то в отношении Аллаhа это означает, что Он не подобен Своим созданиям, однако некоторыми муджассимами это выражение преподносится в значении физического отдаления от творений, пречист Аллаh от того, что они Ему приписывают.
Слово «بائن» [баин] имеет различные значения в арабском языке, поэтому необходимо обратить особое внимание на то, что подразумевали те из учёных Ислама, которые употребляли это слово в отношении Аллаhа и те из них, которые отрицали это. Их речь в действительности не является разногласием, так как те из них, кто сказал об Аллаhе «баин» понимали под этим словом, что Аллаh не подобен Своим творениям и что Ему не присуще соприкосновение с ними, а те из них, кто отрицал, что Аллаh «мубайин», понимали под этим словом материальную отдалённость на какое-то расстояние.
И это то, что разъяснил имам ‘Абдур-Рохьман ибн Хольдун [ум. в 808г.h.], который сказал в своей книге «Мукходдима»:
إن المباينة تقال لمعنيين:
أحدهما المباينة في الحيز والجهة ويقابله الاتصال.
وأما المعنى الآخر للمباينة فهو المغايرة والمخالفة فيقال: البارئ مباين لمخلوقاته في ذاته وهويته ووجوده وصفاته ويقابله الاتحاد والامتزاج والاختلاط وهذه المباينة هي مذهب أهل الحق كلهم
«Слово аль-мубайана говорится в двух значениях: Первое из них – отделённость местом и направлением, противоположное соединению. А что касается второго значения слова аль-мубайана, то это отличие и бесподобие. Говорится: Творец мубайин от Своих творений сущностью, существованием и атрибутами, и противоположное этому – сливание и смешивание. И в этом [смысле] аль-мубайана – это мазhаб всех последователей истины».
А что касается тех, кто передает эти слова учёных Ислама и утверждает, что они имели в виду отдаленность на расстояние и параллельность, как это делают муджассимы, то они отдалены от Истины и своей речью приписывают имамам мусульман то, что они не говорили! Поэтому следует остерегаться тех, кто передает речь теологов, вкладывая в неё смысл, который они не подразумевали. Более того, это выражение говорили и некоторые ученые аш’ариты, и нет у ваххабитов в словах учёных того, за что они могли бы ухватиться, подтверждая свои заблуждения.
Сказал имам аш’арит Абу Бакр аль-Байhакы [ум. в 458г.h.] в своей книге «аль-Асмау вас-Сыфат»:
وجوابي هو الأول وهو أن الله مستو على عرشه وأنه فوق الأشياء بائن منها بمعنى أنها لا تحله ولا يحلها ولا يمسها ولا يشبهها، وليست البينونة بالعزلة تعالى الله ربنا عن الحلول والمماسة علوًا كبيرًا
«Мой ответ – это первое: поистине, Аллаh Истава над аль-‘Аршем и Он над всем [Властью], отде́лен [баин] от творений, и это в значении, что они [творения] не находятся в Нём и Он не находится в них, не соединен с ними и не подобен им. И это не в значении отдалённости потому, что наш Господь абсолютно чист от нахождения в каком-то месте, от вселения в какое-то место и соприкосновения».
Сказал так же другой аш’аритский имам Абу Бакр ибн Фурак [ум. в 406г.h.] в своей книге «Мушкилюль-хьадис»:
وإذا اﺳﺘﻔﺪﻧﺎ ﺑﻬﺬا اﻟﺨﺒﺮ ﺗﻜﺬﻳﺐ ﻫﺬﻳﻦ اﻟﻔﺮﻗﺘﻴﻦ ﻓﻲ ﺩﻋﻮاﻫﻤﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﺃﻧﻪ ﻳﺤﻞ ﻓﻲ ﺑﻌﺾ اﻟﻤﺨﻠﻮﻗﺎﺕ ﻭﻳﻮﺻﻒ ﺃﻧﻪ ﻓﻲ ﻛﻞ ﻣﻜﺎﻥ ﺭﺟﻊ ﺗﺄﻭﻳﻞ اﻟﺨﺒﺮ ﺇﻟﻰ ﻣﺎ ﻧﻘﻮﻝ ﺃﻧﻪ ﺃﺭاﺩ ﺑﻪ ﺃﻧﻪ ﻏﻴﺮ ﻣﺨﺘﻠﻂ ﻭﻻ ﻣﻤﺘﺰﺝ ﺑﺸﻲء ﻣﻦ ﺧﻠﻘﻪ ﻭﺃﻧﻪ ﺑﺎﺋﻦ ﻣﻤﺎ ﺧﻠﻖ ﺑﻴﻨﻮﻧﺔ اﻟﺼﻔﺔ ﻭاﻟﻨﻌﺖ ﻻ ﺑﺎﻟﺘﺤﻴﺰ ﻭاﻟﻤﻜﺎﻥ ﻭاﻟﺠﻬﺔ
«И если мы извлекаем из этой вести ложность этих двух сект, относительно того, что они утверждают, что Аллаh находится в некоторых творениях и что Он в каждом месте, то возвращается его толкование к тому, что мы сказали, [а именно,] что подразумевается под этим то, что Он не смешан и не соединён с чем-то из творений, и Он отде́лен (баин) от того, что создал, отде́льностью атрибутами и описанием, но не пространством, местом или направлением».
И нет ни в Кур’ане, ни в достоверной Сунне, ни в словах праведных имамов даже одного слова в подтверждение словам муджассимов, приписывающих Аллаhу физическое отдаление от творений, как и нет подтверждения хьулюлитам, утверждающим, что Аллаh вселен в творения.