Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

«Лучше ничего не делать, чем делать ничего»

Один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900). Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы.

Лев Николаевич Толстой

Использование материалов без активной гиперссылки запрещено (ссылка должна быть без использования и rel=»nofollow»)!
Если обнаружили у нас своё фото без указания автора, то свяжитесь с нами, написав письмо на info[собака]bodystrong.info!
Информация, размещенная на сайте (и на странице Лучше ничего не делать, чем делать ничего в том числе), является мнениями авторов и необязательно является истинной.
Сайт может содержать материалы (тексты, картинки), не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.

Использование материалов без активной гиперссылки запрещено (ссылка должна быть без использования и rel=»nofollow»)!
Если обнаружили у нас своё фото без указания автора, то свяжитесь с нами, написав письмо на info[собака]bodystrong.info!
Информация, размещенная на сайте (и на странице Лучше ничего не делать, чем делать ничего в том числе), является мнениями авторов и необязательно является истинной.
Сайт может содержать материалы (тексты, картинки), не предназначенные для лиц младше 18-ти лет.

Источник

Лев Николаевич Толстой

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Кто-нибудь обьясните мне разницу.)

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

делать ничего — значит х**ней заниматься, так вот, лучше ничем не заниматься.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

С объяснением этим я согласен. Но как понять конкретней, что ты занимаешься х**ней?
Наверно, хоть ничем-то заниматься. Но.
. коль теории занятий у тебя вдруг нет.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Главное понять, что же в итоге делать. Ведь делать все равно нужно.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Лев Николаевич конкретно тут и подшутил! А многие, увы, тут поняли весь смысл его той шутки за конкретную монету.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

как-будто с Омар Хайяма списано. Может у него и подслушал автор. только для русского читателя.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Да, похоже. С той лишь разницей, что у Хайяма любимый размер ямб, а тут хорей.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

да, именно это и создает колорит персидских рубаи. Слышала, что его четверостишья практически самой большой популярностью пользовались именно у русских во все времена. Что-то есть в них от мудрости славянской. Поэтому и Л. Н. Толстой не обошел стороной, думаю.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

По моей статистике именно ямб — самый востребованный в русской поэзии размер.
Интересно, а какой в арабской?

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Востребованный, наверное, в современной поэзии. У меня такой статистики нет. А вот русские классики писали не только ямбом и хорейем. Грибоедов менял стихотворный размер разностопного ямба, Некрасов часто пользовался дактилем, Лермонтов — амфибрахией и т. д.
Трудно говорить о размерах стихотворности персидских авторов. т. к. мы их знаем только в переводах (в большинстве своем). Для этого надо знать персидский язык. Знаю только, что наши переводчики переводили Хайма в разных размерах строк, но прижился в основном звучный ямб четверостиший в переводе Державина.
http://modernlib.ru/books/hayyam_rubai/omar_hayyam_v_russkoy_perevodnoy_.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

«А вот русские классики писали не только ямбом и хорейем.»
И вот пример хорея:
«Что такое осень? Это небо.
Плачущее небо под ногами.»
(Ю. Шевчук, уже классик)
Но вот
«идёт война народная, священная война» — опять ямб.

«Некрасов часто пользовался дактилем»
Да, у меня тоже возникло такое ощущение, а именно относительно его поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» (но здесь опять, как видите, ямб)

Но нашёл я дактиль только здесь:
«Вольная вольница, северный край
Сосны и льдины, болота и горы
Совы, олени, эвенки, поморы,
Люди в огромном шалтае-болтай»
(Илья Виноградов https://www.stihi.ru/2007/07/10-2622)

«Трудно говорить о размерах стихотворности персидских авторов. т. к. мы их знаем только в переводах (в большинстве своем). Для этого надо знать персидский язык.»
Согласен я тут с Вами.
И вообще, Хайяма надо бы читать в оригинале, на персидском.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

«В полном разгаре страда деревенская
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.» Дактиль. Некрасов. Еще:

«Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит. «

Примеров еще много. Но не хочется тягаться в том, что известно. А мне, все-таки, по душе трехсложный (и даже больший) размер. Есть в нем какая-то загадочность и таинственность.
«Не на троне, на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею. Взор во взор
Щекой припав к щеке. Неотступно требует. Немею.
Нет ни сил, ни слов на языке. » Вот М. Волошин, для меня, это классика, а Ю. Шевчук, увы, нет. Наверное, слишком стара для этого!
Спасибо, что заставили вспомнить школьный курс литературы и покопаться в интернете!!

Источник

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Смотреть картинку Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Картинка про Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не. Фото Толстой лучше ничего не делать чем делать ничего не

Похожие цитаты

Лучше работать без определённой цели, чем ничего не делать.

Лучше работать без определённой цели, чем ничего не делать.

Часто для того, чтобы сделать то, чего мы желаем, нужно только.

Часто для того, чтобы сделать то, чего мы желаем, нужно только перестать делать то, что мы делаем.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и неправильный.

Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают.

Не делайте что-нибудь только потому, что другие так делают.

Исключительно через то, что мы делаем, узнаем мы, что мы такое.

Исключительно через то, что мы делаем, узнаем мы, что мы такое.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Не говори, что делал, а говори, что сделал.

Нет такого дела, в котором не пригодился бы шпион.

Нет такого дела, в котором не пригодился бы шпион.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Интересные цитаты

Что же такое счастье? Одни говорят: — Это страсти.

Что же такое счастье?
Одни говорят: — Это страсти:
Карты, вино, увлеченья —
Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье —
В окладе большом и власти,
В глазах секретарш пленённых
И трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье —
Это большое участие:
Забота, тепло, внимание
И общность переживания.

По мненью четвёртых, это
С милой сидеть до рассвета,
Однажды в любви признаться
И больше не расставаться.

Ещё есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа
И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Мы — источник веселья и скорби рудник.

Мы — источник веселья и скорби рудник.
Мы — вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!

Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции.

Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев — обречена на вымирание.

Увы! зачем она блистает.

Увы! зачем она блистает
Минутной, нежной красотой?
Она приметно увядает
Во цвете юности живой.
Увянет! Жизнью молодою
Не долго наслаждаться ей;
Не долго радовать собою
Счастливый круг семьи своей,
Беспечной, милой остротою
Беседы наши оживлять
И тихой, ясною душою
Страдальца душу услаждать…
Спешу в волненье дум тяжёлых,
Сокрыв уныние моё,
Наслушаться речей весёлых
И наглядеться на неё;
Смотрю на все её движенья,
Внимаю каждый звук речей, —
И миг единый разлученья
Ужасен для души моей.

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать.

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

Рост мудрости можно точно измерять.

Рост мудрости можно точно измерять степенью уменьшения злобы.

Что из того, что ты уже любила, кому-то, вспыхнув, отворяла дверь.

Что из того, что ты уже любила,
Кому-то, вспыхнув, отворяла дверь.
Всё это до меня когда-то было,
Когда-то было в прошлом, не теперь.

Мы словно жизнью зажили второю,
Вторым дыханьем, песнею второй.
Ты счастлива, тебе светло со мною,
Как мне тепло и радостно с тобой.

Но почему же всё-таки бывает,
Что незаметно, изредка, тайком
Вдруг словно тень на сердце набегает
И остро-остро колет холодком.

О нет, я превосходно понимаю,
Что ты со мною встретилась любя.
И всё-таки я где-то ощущаю,
Что, может быть, порою открываю
То, что уже открыто для тебя.

То вдруг умело галстук мне завяжешь,
Уверенной ли шуткой рассмешишь,
Намёком ли без слов о чём-то скажешь
Иль кулинарным чудом удивишь.

Да, это мне и дорого и мило,
И всё-таки покажется порой,
Что всё это уже, наверно, было,
Почти вот так же, только не со мной.

А как душа порой кричать готова,
Когда в минуту ласки, как во сне,
Ты вдруг шепнёшь мне трепетное слово,
Которое лишь мне, быть может, ново,
Но прежде было сказано не мне.

Вот так же точно, может быть, порою
Нет-нет и твой вдруг потемнеет взгляд,
Хоть ясно, что и я перед тобою
Ни в чём былом отнюдь не виноват.

Когда любовь врывается вторая
В наш мир, горя, кружа и торопя,
Мы в ней не только радость открываем,
Мы всё-таки в ней что-то повторяем,
Порой скрывая это от себя.

И даже говорим себе нередко,
Что первая была не так сильна,
И зелена, как тоненькая ветка,
И чуть наивна, и чуть-чуть смешна.

И целый век себе не признаёмся,
Что, повстречавшись с новою, другой,
Какой-то частью всё же остаёмся
С ней, самой первой, чистой и смешной.

Двух равных песен в мире не бывает,
И сколько б звёзд ни поманило вновь,
Но лишь одна волшебством обладает,
И, как ни хороша порой вторая,
Всё ж берегите первую любовь!

Человек обнаруживает свой характер именно в мелочах.

Человек обнаруживает свой характер именно в мелочах и пустяках, при которых он не сдерживается.

Немые бриллианты часто действуют на женский ум сильнее.

Немые бриллианты часто действуют на женский ум сильнее всякого красноречия.

Не будем пить из одного стакана.

Не будем пить из одного стакана
Ни воду мы, ни сладкое вино,
Не поцелуемся мы утром рано,
А ввечеру не поглядим в окно.
Ты дышишь солнцем, я дышу луною,
Но живы мы любовию одною.

Со мной всегда мой верный, нежный друг,
С тобой твоя весёлая подруга.
Но мне понятен серых глаз испуг,
И ты виновник моего недуга.
Коротких мы не учащаем встреч.
Так наш покой нам суждено беречь.

Лишь голос твой поёт в моих стихах,
В твоих стихах моё дыханье веет.
О, есть костёр, которого не смеет
Коснуться ни забвение, ни страх.
И если б знал ты, как сейчас мне любы
Твои сухие, розовые губы!

Источник

(Глава XXI из книги Л.Н. Толстого «Путь жизни», 1911)

Люди портятъ свою жизнь не столько темъ, что не делают то, что должно делать, сколько темъ, что делаютъ то, чего не должно делать. И потому главное усилие, которое долженъ сделать надъ собою человекъ для доброй жизни, это—то, чтобы не делать того, чего не должно.

I.
ДЛЯ ДОБРОЙ ЖИЗНИ НУЖНЕЕ ВСЕГО ВОЗДЕРЖАНИЕ

1.
Есть одно самое важное дело для всехъ людей. Дело это въ томъ, чтобы жить хорошо. Жить же хорошо — значитъ не столько делать то хорошее, что мы можемъ делать, сколько не делать того дурного, которое можемъ не делать. Главное — не делать дурного.

2.
Все люди нашего времени знаютъ, что жизнь наша дурная, и не только осуждаютъ устройство нашей жизни, но и делаютъ дела, которыя, по ихъ мнению, должны улучшить жизнь. Но жизнь отъ этого не улучшается, а становится все хуже и хуже. Отчего это? А оттого, что люди делаютъ самыя хитрыя и трудныя дела для улучшения жизни, а не делаютъ самого простого и легкаго: не воздерживаются отъ участия въ тех делахъ, которыя являютъ нашу жизнь дурною.

3.
Человекъ можетъ узнать, что ему нужно делать, только тогда, когда онъ ясно пойметъ, чего ему не нужно делать. Не делая же того, что ему не должно делать, онъ неизбежно будетъ делать то, что ему должно делать, хотя и не будетъ знать, для чего онъ делаетъ то, что делаетъ.

4.
Вопросъ: что лучше всего делать, когда спешишь? Ответ: ничего.

5.
Во времена упадка духа надо обращаться съ собой, какъ съ больнымъ; главное — ничего не предпринимать.

6.
Если ты не знаешь, какъ быть, сделать или не сделать, знай впередъ, что всегда лучше удержаться, чемъ сделать. Если бы ты не въ силахъ былъ удержаться и если бы ты наверное зналъ, что дело хорошее, то ты не спрашивалъ бы себя, сделать или не сделать; если же спрашиваешь, то, во-первыхъ, знаешь, что можешь удержаться, а во-вторыхъ, наверное знаешь, что дело не вполне хорошее. Если бы дело вполне было хорошее, ты бы не спрашивалъ.

7.
Если тебе чего-нибудь такъ хочется, что даже кажется, что ты не можешь воздержаться, не верь себе. Неправда, чтобы человекъ не могъ воздержаться отъ чего бы то ни было. Не можетъ воздержаться только тотъ, кто впередъ уверилъ себя, что онъ не можетъ.

8.
Вспомни каждый, хотя бы и молодой человекъ, свою жизнь. И если ты пожалеешь одинъ разъ о томъ, что ты не сделалъ того, что было должно и что было бы хорошо, то ты сотни разъ пожалеешь о томъ, что ты сделалъ то, что было нехорошо и чего не должно было делать.

II. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕВОЗДЕРЖАНИЯ

1.
Не столько вреда бываетъ отъ того, что мы делаемъ не то, что должно, сколько отъ того, что мы не удерживаемся отъ того, чего не должно делать.

2.
Невоздержание въ одномъ поступке ослабляетъ силу воздержания и въ другомъ. Привычка невоздержания, это невидимый штокъ подъ домомъ. Такому дому не устоять.

3.
Хуже переделать, чемъ не доделать; хуже поспешить, чемъ опоздать.
Упреки совести всегда больнее за то, что сделалъ, чемъ за то, чего не сделалъ.

4.
Чемъ затруднительнее кажется положение, темъ меньше надо действовать. Действиями-то мы обыкновенно и портимъ то, что начинало уже поправляться.

5.
Большинство людей, которыхъ называютъ злыми, сделались такими только отъ того, что они принимали свое дурное расположение духа за свое законное состояние и отдавались ему и не делали усилий, чтобы воздерживаться отъ него.

6.
Если ты чувствуешь себя не въ силахъ воздержаться отъ телеснаго желания, то причина наверное въ томъ, что ты не воздержался, когда ты еще могъ воздержаться, и желание сделалось уже въ тебе привычкой.

III. НЕ ВСЯКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОСТОЙНА УВАЖЕНИЯ

1.
Очень ошибочно думать, что деятельность, просто какъ деятельность, безъ соображения о томъ, въ чемъ она состоитъ, есть дело почтенное, заслуживающее уважения. Вопросъ въ томъ, въ чемъ деятельность и при какихъ условияхъ человекъ ничего не делаетъ.

2.
Часто люди съ гордостью отказываются отъ невинныхъ увеселений, говоря, что имъ некогда, потому что у нихъ есть дело. А между темъ, не говоря уже о томъ, что добродушная, веселая игра нужнее и важнее многихъ делъ, то самое дело, ради котораго занятые люди отказываются отъ удовольствия, часто бываетъ такое, что лучше бы его никогда не делать.

3.
Для истиннаго движения жизни не только не нужна, но вредна внешняя суетливая деятельность. Ничегонеделание безъ увеселений, доставляемыхъ трудами другихъ людей, есть самое тяжелое состояние, если оно не наполнено внутренней работой, и потому, если человекъ живетъ вне условий роскоши, доставляемой чужимъ трудомъ, то человъкъ этотъ не будетъ празденъ. Вредъ человечеству главный не отъ праздности, а отъ делания того, что не нужно и вредно.

IV.
ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ОН СОЗНАЕТ СЕБЯ ДУХОВНЫМ СУЩЕСТВОМ

1.
Для того, чтобы научиться воздерживаться, надо научиться раздваиваться на телеснаго и духовнаго человека и заставлять телеснаго человека делать не то, что онъ хочетъ, а то, что хочетъ человекъ духовный.

2.
Когда душа спитъ, бездействуетъ, тело неудержимо подчиняется темъ проявлениямъ чувствъ, которыя вызываютъ въ немъ поступки людей, окружающихъ человека. Люди зеваютъ, и онъ зеваетъ; люди горячатся, и онъ горячится; люди гневаются, и онъ гневается; люди умиляются, плачутъ, и у него выступаютъ слезы.
Такое невольное подчинение внешнимъ воздействиямъ бываетъ причиною дурныхъ, несогласныхъ съ требованиями совести, поступковъ. Будь настороже противъ такихъ внешнихъ воздействий и не подчиняйся имъ.

3.
Только когда съ молодыхъ летъ приучишь телеснаго человека слушаться духовнаго, только тогда станетъ легко воздерживаться отъ своихъ желаний. А человеку, который приучилъ себя воздерживаться отъ своихъ желаний, бываетъ легко и радостно жить на свете.
ЧЪмъ больше бороться съ невоздержаниемъ, тем легче борьба.

2.
Для того, чтобы уважать другихъ, какъ самого себя, и поступать съ ними такъ, какъ мы желаемъ, чтобы съ нами поступали,—а въ этомъ главное дело жизни,—нужно владетъ собой, а чтобы владеть собой, надо приучать себя къ этому.

3.
Всякий разъ, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе такъ очень хочется.

4.
Для того, чтобы не делать злыхъ делъ, мало того, чтобы удерживаться отъ самыхъ дел, надо научиться удерживаться отъ злыхъ разговоровъ, а главное — удерживаться отъ злыхъ мыслей. Какъ только вспомнилъ, что разговоръ недобрый — осмеиваешь, осуждаешь, бранишь другого,—остановись, замолчи и не слушай. То же делай и тогда, когда придутъ недобрыя мысли: думаешь худое о ближнемъ, — все равно, стоитъ или не стоитъ такихъ суждений этотъ ближний, — остановись и старайся думать о другомъ. Только если научишься воздер¬живаться отъ злыхъ словъ и злыхъ мыслей, будешь въ силахъ воздерживаться и отъ злыхъ делъ.

5.
Сколько бы разъ ни пришлось тебе падать, не достигнувъ победы надъ своими страстями, — не унывай. Всякое усилие борьбы уменьшаетъ силу страсти и облегчаетъ победу надъ ней.

6.
Возница не бросаетъ вожжей отъ того, что не сразу остановитъ коней, но продолжаетъ тянуть, и кони останавливаются. Такъ и ты со страстями: не удержался одинъ разъ, продолжай бороться, и въ конце концовъ победишь ты, а не страсти.
Всякая страсть въ сердце человека — вначале, какъ проситель, потомъ какъ гость и, наконецъ, какъ хозяинъ дома. Постарайся отказать такому просителю, не отворяй ему двери дома своего сердца.

VI.
ЗНАЧЕНИЕ ВОЗДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ И ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1.
Хочешь быть свободенъ — приучай себя воздерживаться въ своихъ желанияхъ.

3.
Говорятъ, что христианство есть учение слабости, потому что оно предписываетъ не поступки, а преимущественно воздержание отъ нихъ. Христианство — учение слабости! Хорошо учение слабости, Основатель котораго погибъ мученикомъ на кресте, не изменяя Себе, и последователями котораго насчитываютъ тысячи мучениковъ, единственныхъ людей, смело смотревшихъ въ глаза злу и возстававшихъ противъ него. И тогдашние насильники, казнившие Христа, и теперешние насильники знаютъ, какое это учение слабости, и боятся более всего этого самаго учения. Они чутьемъ видятъ, что это учение одно подъ корень и верно разрушаетъ все то устройство, на которомъ они держатся. Гораздо больше силы нужно для воздержания отъ зла, чемъ для делания самой трудной вещи, которую мы считаемъ добромъ.

4.
Все различия нашихъ положений въ мире ничто въ сравнении съ властью человека надъ самимъ собою. Если человекъ упалъ въ море, то совершенно все равно, откуда онъ упалъ въ море и какое это море. Важно только то, умееть ли этотъ человекъ плавать или нетъ. Сила не во внешнихъ условияхъ, а въ умеении владеть собой.

5.
Настоящая сила не въ томъ, кто побеждаетъ другихъ, а въ томъ, кто побеждаетъ себя, не позволяетъ животному властвовать надъ душой.

8.
Надо не столько стараться делать добро, сколько стараться быть добрымъ; не столько стараться светить, сколько стараться быть чистымъ. Душа человека живетъ какъ будто въ стеклянномъ сосуде, и сосудъ этотъ человекъ можетъ загрязнить и можетъ держать чистымъ. Насколько чисто стекло сосуда, настолько светитъ черезъ него светь истины, — светитъ и для самого человека и для другихъ. И потому главное дело человека—внутреннее, въ содержании въ чистоте своего сосуда. Только не загрязняй себя, и тебе будетъ светло, будешь светить и людямъ.

9.
Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно.

10.
Часто для того, чтобы сделалось то, чего, мы желаемъ, нужно только перестать делать то, что мы делаемъ.

11.
Только посмотреть на жизнь, ведомую людьми въ нашемъ мире, посмотреть на Чикаго, Парижъ, Лондонъ, все города, все заводы, железныя дороги, машины, вооружения, пушки, крепости, книгопечатание, музеи, 30-этажные дома и т. п., и задать себе вопросъ, что надо сделать прежде всего для того, чтобы люди могли жить хорошо? Ответить можно наверное одно: прежде всего перестать делать все то лишнее, что теперь делаютъ люди. А лишнее въ нашемъ европейскомъ мире, это — 0,99 всей деятельности людей.

12.
Какъ ни тонка и прозрачна стала ложь, вытекающая изъ противоречия нашей жизни и нашего сознания, она утончается и растягивается, но не обрывается. И, утончаясь и растягиваясь, ложь эта связываетъ существующий порядокъ вещей и препятствует проявлению новаго.
Большинство людей христианскаго мира уже не верить более въ языческия основы, руководящие ихъ жизнью, а веритъ въ христианския основы, признаваемые ими въ своемъ сознании, но жизнь продолжаетъ итти попрежнему. Для того, чтобы исчезли все те бедствия и противоречия, которыя физически и нравственно мучаютъ теперь людей, для того, чтобы наступило то Царствие Божие, которое 1900 летъ тому назадъ предсказано человечеству, людямъ нашего времени нужно одно: нравственное усилие. Какъ для того, чтобы застуженная ниже точки замерзания жидкость пришла въ свойственную ей форму кристалловъ, нуженъ толчокъ, такъ для перехода человечества къ той форме жизни, которая ему свойственна, нужно нравственное усилие, то усилие, которымъ берется Царство Божие.

Усилие это не есть усилие движения, усилие открытия новаго миросозерцания, новыхъ мыслей и совершения особенныхъ новыхъ поступковъ. Усилие, которое нужно для вступления въ Царство Божие или въ новую форму жизни, есть усилие отрицательное, усилие неследования за потокомъ, усилие неделания поступковъ, не согласныхъ съ внутреннимъ сознаниемъ.
И вотъ къ необходимости этого-то усилия и приведены теперь люди и жестокостью жизни, и ясностью, и распространенностью христианскаго учения.

[Если бы только они послушались Толстого, скольких несчастий можно было избежать!]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *