Толстой солдат чему учит
Анализ повести «Хаджи-Мурат» (Л.Н. Толстой)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.03.2020 · Обновлено 12.03.2020
Постоянное расширение России на протяжении всей её истории, присоединение к ней новых территорий, народов и культур приводило не только к усилению страны, но и к новым вопросам национального и этнокультурного характера. В этом плане Кавказ всегда оставался довольно непростым регионом, привлекавшим к себе внимание многих русских писателей своей экзотичностью, своим сочетанием первозданной красоты и почти первобытной жестокости. Тему Кавказа не смог обойти стороной и такой великий русский писатель, как Лев Толстой. Его повесть «Хаджи-Мурат» является одним из самых известных произведений, затрагивающих взаимоотношения между властями Российской империи и народами Кавказа, а также непростые отношения внутри самого общества горцев.
История создания
Повесть «Хаджи-Мурат» рассказывает нам о реальной исторической фигуре – аварце Хаджи-Мурате, одном из военных вождей, действовавшим на территории Кавказа с тридцатых до пятидесятых годов и прославившийся отвагой и воинским мастерством. Несколько раз он сменил сторону, воюя то за Российскую империю, то против неё, и в итоге был убит после того, как опять перешёл на службу к русским, но попытался сбежать. В это время Толстой проходил на Кавказе службу, и, хоть сам они никогда не встречался с легендарным аварцем, история его жизни и смерти произвела на него сильнейшее впечатление.
Однако, прежде чем написать повесть, Толстой прошёл через осаду Севастополя, стал всемирно известным писателем, пережил душевный перелом и создал собственное учение. Только в 1896 году, находясь уже на излёте жизни и осмысляя свою жизнь, писатель написал в дневнике, что во время прогулки увидел искорёженный куст репейника и вспомнил историю о легендарном Хаджи-Мурате. В том же году Толстой приступил к работе над повестью, которую завершил лишь в 1904 году. Произведение так и не было опубликовано при жизни писателя.
Жанр и направление
Повесть «Хаджи-Мурат» была создана в рамках реалистического направления в русской литературе. Автор стремится к максимально точному изображению действительности. Созданные им образы героев, их поступки и слова дышат натурализмом. Сюжет рассказывает о жизни людей, никак не перевирая её.
«Хаджи-Мурат» – это историческая повесть. Повествование охватывает небольшой промежуток времени и включает в себя малое число действующих лиц. Чётко обозначены временные рамки и место действия, использованы названия реальных мест и явлений, что подтверждает достоверность описываемых событий. В основе сюжета лежит история реального человека, героями романа выступают известные исторические личности.
Суть: о чём повесть?
Во вступлении писатель рассказывает на о том, как, проходя близь распаханного поля, он увидел поломанный куст «татарина». Вид изувеченного, но всё ещё цепляющегося за жизнь растения заставляет рассказчика вспомнить о Хаджи-Мурате.
Далее нас переносит в 1851 год, на Кавказ. Наиб и правая рука Шамиля – Хаджи-Мурат, рассорился с лидером горцев и вынужден бежать, спасая свою жизнь. В плену у Шамиля осталась вся семья Мурата – мать, две жены и пятеро детей. Аварец решает перейти на сторону русских, чтобы вместе с ними отбить своих родных.
Далее следует несколько эпизодов из жизни горцев и русских солдат, несущих гарнизонную службу в этих местах. Далее происходит довольно встреча Хаджи-Мурата с российской армией и её командующим — князем Воронцовым. Следует ещё несколько бытовых эпизодов.
В конце концов, Воронцов пишет письмо военному министру и действие переносится в Санкт-Петербург, где Толстой представляет нам императора Николая I, как полного, развратного и властного человека с манией величия, тиранически управляющего страной.
Император отдаёт распоряжение Воронцову, чтобы тот активнее наступал на горцев. Князь выполняет распоряжение, однако последовавший набег русских на горные аулы приводит только к тому, что к Шамилю присоединяются новые сторонники.
Тем временем Хаджи-Мурат продолжает тревожится за свою семью, уже понимая, что русские едва ли захотят помогать ему. В этот момент он получает письмо от своего сына Юсуфа, в котором юноша сообщает, что Шамиль намеревается обесчестить жену и мать Мурата, а самому Юсуфу отрубить голову, если наиб не вернётся к нему. Хаджи-Мурат решает самостоятельно либо отбить свою семью, либо погибнуть. Собрав своих людей, герой сбегает от русских, но в итоге милиция и казаки находят его укрытие. В жестоком бою опальный наиб и большая часть его людей погибают. Бездыханное тело Хаджи-Мурата рубят саблями и ножами, а после отрубают ему голову.
Краткое содержание повести «Хаджи-Мурат» представлено здесь.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон заключил свободолюбивых героев в таблицу. Если кого-то не хватило, оповестите его об этом в комментариях.
Тематика повести «Хаджи-Мурат» является традиционной для книг Л.Н. Толстого. Если ее следует наполнить, напишите о недостающих темах в комментариях.
Живому восприятию и яркому представлению о людях и событиях способствует мастерское описание Толстым обстановки действия. Природа Кавказа и средней полосы России просто и правдиво опсиана в рассказах и повестях Толстого. Пейзаж тесно связан с повествованием, с повести «Хаджи-Мурат» описание природы Кавказа тесно связано с описанием кавказской войны.» («Избранные рассказы и повести» Л. Н. Толстой, Москва-Детгиз, 1952 г. редактор Н. И. Кудряшов)
Проблемы
Проблематика рассказа «Хаджи-Мурат» тоже будет расширена, если читатель находит, что разбор можно улучшить, и знает, как это сделать.
Основная идея
Повесть Толстого представляет собой краткую зарисовку одного из эпизодов Кавказской войны, в которой изображены традиции и нравы горцев, а также быт русских солдат императорской армии. Смысл произведения «Хаджи-Мурат» заключается в том, что вторжение русских на Кавказ влечет за собой трагические последствия и вынуждает народ раскалываться на разные части и жить в вечной борьбе.
Чему учит?
«Хаджи-Мурат» учит нас тому, как важно ценить свою семью. Автор восхваляет смелость и благородство мужчины, который всегда приходит на выручку тем, кто от него зависит.
Повесть заставляет задуматься о том, для чего все-таки нужно государство? Оно предназначено для царя или для народов, проживающих на его территории? Увы, кавказская война демонстрирует Россию не для людей, а для монарха. Ни Воронцову, ни солдатам, ни Хаджи-Мурату, ни Шамилю война не нужна. Ее продвигает один человек — царь, упивающийся собственной значимостью. Значит, общество должно стать более активным в решении государственных вопросов и не позволять лидерам использовать страну в своих эгоистических интересах.
Автор осуждает войну, показывает бессмысленность кровопролития и экспансионистских войн.
Критика
На фоне всех остальных творений Толстого «Хаджи-Мурат» не кажется чем-то важным и значительным, однако в историю эта повесть вошла как «жемчужина позднего творчества Толстого».
В одном из лучших своих последних художественных произведений — «Хаджи Мурате» (1896—1904) — Толстой сочетал остроту социальной характеристики Николая Палкина, его сановной челяди с рисовкой подлинно народных характеров, с изображением борьбы горцев Кавказа за национальное освобождение.» (Попов П., Юнович М. Толстой Л. Н. // Литературная энциклопедия. — М.: Худож. лит., 1939. — Т. 11. — Стб. 301—345.)
Цензура Российской империи не выпустила это произведение целиком, подвергнув его некоторым правкам. Только в 1917 году повесть была выпущена полностью, а чуть позже заняла своё заслуженное место в русской литературе. Заслуживает внимания фрагмент статьи из Большой Советской энциклопедии:
Присоединение Кавказа к России сопровождалось насильническими действиями, творившимися по указаниям Николая I и его сатрапов, оскорблявшими национальное чувство кавказских горцев. Эта политика самодержавия вызывала резко отрицательное отношение Толстого, ярко отразившееся в повести. Значительное место в ней занимает изображение простых русских людей из солдатской и отчасти офицерской среды, которые сами являются жертвами действий царя и его чиновников. Благородная простота и строгость стиля и языка «Хаджи-Мурата» словно воскрешают сжатую и чеканную прозу Пушкина.» (Толстой Л. Н. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. — 2-е изд. — М.: Большая сов. энцикл., 1956. — Т. 42. — С. 578—587.)
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л.Н. Толстой)
В истории нашей страны было немало страшных и кровопролитных войн. Одной из них являлась Кавказская война, шедшая с 1817 по 1864 год. Многие писатели и поэты упоминали о ней в своих произведениях. Не обошел стороной эту тему и Лев Николаевич Толстой. В своем рассказе «Кавказский пленник» он рассказывает о русском офицере, попавшем в плен к кавказцам. Писатель сам принимал участие в этих боевых действиях, был в гуще всех событий, поэтому его произведение буквально пропитано реальностью и достоверностью описываемых перипетий. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор этого рассказа.
История создания
В основу рассказа также легли «Воспоминания кавказского офицера» барона Ф. Ф. Торнау. В мемуарах полковника рассказывается о его опыте пребывания в плену у горцев, о его дружбе с девушкой-абхазкой по имени Аслан-Коз и ее попытках помочь ему, о его первой неудачной попытке побега, и последующем освобождении из пленения.
Жанр, направление
«Кавказский пленник» хоть иногда называется повестью, все же является рассказом. Об этом говорят небольшой объем, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия и повествование, которое ведется от первого лица.
Написан рассказ в направлении реализма. Все творчество Льва Николаевича было построено на данном литературном направлении, и «Кавказский пленник» не является исключением. Подтверждает это и то, что произведение основано на реальных событиях. Автор в рассказе изображает настоящую жизнь, без прикрас и романтизации описываемых действий.
Суть: о чем?
В сюжете рассказа лежит история об офицере Иване Жилине, участвовавшем в боевых действиях на Кавказе. Однажды ему пришло письмо от матери. В нем она говорила, что стала совсем уже плоха, просила его приехать домой, последний раз повидаться и проститься. Офицер недолго думая отправился в отпуск домой.
Обоз шел слишком медленно, поэтому Жилин вместе с другим офицером Костылиным решили идти вперед. К несчастью, они нарываются на горцев и попадают в плен. Их отдают в качестве долга Абдул-Мурату. Новый «хозяин» теперь требует выкуп за них. Жилин, жалея мать, понимая, что у нее нет таких денег, отправляет письмо на неверный адрес.
Жилин с товарищем находятся в плену уже месяц. За это время Жилин смог завоевать симпатию, делая глиняные игрушки для детей и чиня вещи, со стороны некоторых жителей аула, в числе которых находятся хозяин и его дочь Дина, в благодарность тайно носящая ему еду и молоко. Костылин все ждет ответа из дома, надеется на выкуп. Главный герой, в свою очередь, не летает в облаках и полагается только на самого себя. По ночам он роет подкоп.
Самочувствие Костылина в яме становится все хуже и хуже. Жилин же придумал новый план побега. Он подговорил Дину принести ему длинную палку, по которой он взберется из ямы и будет свободен. Он хочет взять с собой товарища, но у того не осталось на это никаких сил, поэтому главный герой сбегает в одиночку. Он всю ночь шел в сторону крепости и, уже подходя к ней, нарвался на татар. Из последних сил он побежал в сторону казаков, крича им просьбы о помощи. Те, к счастью, услышали его и вовремя подоспели на помощь. Костылин же все-таки дождался выкупа только спустя месяц и вернулся в крепость очень ослабленным и буквально еле живым.
Главные герои и их характеристика
При написании рассказа Л. Н. Толстой применил прием антитезы. Он противопоставил Жилина и Костылина друг другу для придания большей контрастности произведению. Благодаря такой антитезе, становятся более явными проблемы и вопросы, поднятые автором в рассказе. Большинство людей из правящего класса подобны Костылину: они ленивы, слабы, трусливы и беспомощны без своих денег. Поэтому дворянству надо ровняться на изобретательного, смелого и сильного Жилина, который в любой ситуации найдет выход. Только на таких мужчин может положиться страна в трудное время.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам таблицу со сравнительной характеристикой Жилина и Костылина:
герои рассказа «кавказский пленник» | характеристика |
иван жилин | русский небогатый дворянин. он упрям и принципиален. когда татары заставляли писать его письмо матери с просьбой прислать за него 3000 рублей, он стоял на своем, говоря, что таких денег никто не пришлет, и в конце концов, они сдались и согласились на его цену. он бойкий и храбрый, не опускает руки в трудных ситуациях. он не ждет чуда или помощи от других, а надеется только на себя. жилин очень выносливый, несмотря на свои стертые в кровь ноги, все равно помогает товарищу и несет его на себе. это также говорит о том, что он хороший и надежный товарищ, который не даст в обиду и не предаст. у него очень сильное чувство собственного достоинства: даже находясь в плену, герой требует уважения к себе. иван является мастером на все руки, он и лепит кукол, и чинит часы и ружья, и плетет плетенки. герой очень умен, он умеет ориентироваться по звездам: взобравшись на гору с легкостью определяет, где находится его крепость и как туда добраться, а, находясь среди татар, герой быстро начинает понимать их язык и даже немного говорить на нем. за свой характер он заслуживает уважение у татар. |
костылин | состоятельный дворянин. представляет собой полную противоположность ивану. он грузный, полный и неуклюжий. герой слишком изнеженный беззаботной жизнью, он не привык сталкиваться с какими-либо трудностями, поэтому пребывание в плену дается ему очень тяжело. в отличие от главного героя, он — ненадёжный товарищ. видя противников, он стремглав бросает жилина одного, показывая свою подлость и трусость. оказавшись в плену, герой попросту смиряется со своей участью пленника, не собирается предпринимать никаких действий и только ждет выкупа из дома. он постоянно находится в отчаянии. он сомневается в идее побега жилина, уверен, что у них ничего не получится. а когда они все-таки бежали и оба сильно натерли ноги, в отличие от главного героя, костылин начинает ныть и жаловаться. именно из-за него они не смогли сбежать в первый раз. |
Темы и проблемы
Главная мысль
Своим рассказом автор хотел показать, что при любых обстоятельствах необходимо оставаться человеком, проявлять свои самые лучшие качества и не бездействовать. Его основная идея заключалась в том, чтобы на противопоставлении двух совершенно разных героев изобразить, к чему может привести то или иное поведение личности. Жилин, который не видя преград, продолжает бороться и действовать, в конце концов, добивается свободы, а пассивный и вечно унывающий Костылин, который только создает еще больше трудностей, еле выживает в сложившейся ситуации.
Смысл рассказа «Кавказский пленник» в том, что добрый, стойкий и храбрый человек может справится с любыми испытаниями, которые ждут его на жизненном пути. Главный герой Жилин выжил именно благодаря этим качествам. На примере же Костылина мы осознаем, что деньги, титулы и чины, не смогут помочь тебе в плену врага, а трусливость, низменность и отчаянность только усугубят положение.
Чему учит?
Л. Н. Толстой в «Кавказском пленнике» заставил над многим задуматься читателей. Главная мораль произведения – никогда не сдавайся. Именно такого плана придерживался главный герой. Автор является сторонником идеи, что безвыходные ситуации настигают только тех людей, которые опускают руки и не предпринимают каких-либо решений и действий.
Еще довольно важным выводом рассказа «Кавказский пленник» является мысль о том, что войны и межнациональные стычки никогда не приведут ни к чему хорошему. Все мы люди, и брать в плен или убивать кого-то из-за его этнической принадлежности — это не то, что бессмысленно – это ужасно, жестоко и бесчеловечно. Всегда надо помнить, что вне зависимости от пола, цвета кожи, народности, вероисповедания каждая человеческая жизнь бесценна.
Над чем заставляет задуматься этот рассказ? К большому сожалению, проблемы, показанные и раскрытые в «Кавказском пленнике», актуальны и по сей день. Такие произведения как этот рассказ, для того и необходимы, чтобы люди, читая их, понимали все последствия подобных действий и учились на ошибках прошлого.
Анализ рассказа Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце» (7 класс)
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №77 г. Липецка
«Чувство, живущее в сердце солдата»
(по рассказу Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»)
Для анализа рассказа учащимся предлагаются следующие вопросы и задания:
Из каких картин складывается панорама обороны Севастополя? Где мы побывали вместе с автором на протяжении рассказа?
Как ведут себя люди в осаждённом городе? Что поражает рассказчика в их поведении?
Выберите из рассказа фразы, особенно ярко говорящие о величии духа и нравственной силе русского солдата. Какие главные черты русского народа увидел рассказчик в лицах солдат, в их поведении?
Л.Н.Толстой показывает в этом рассказе «войну в настоящем её выражении». Как вы поняли, что это значит?
Можно ли считать этот рассказ анализом собственных переживаний автора? Выберите их текста фразы, говорящие о состоянии его души. Как вы думаете, с какой целью писатель так подробно изображает свои чувства?
Чему учит писатель своих читателей?
У семиклассников ещё нет большого опыта анализа художественного произведения, но им уже знакомо такое понятие, как «чувство текста», чувство, вне которого немыслим творческий читатель. Поэтому первостепенное значение следует уделить детали. Найти деталь и от неё пойти к целому – потребность каждого ученика.
Дети обращают внимание на то, что Толстой пишет о необычном, как об обычном, ничего не утаивает, перемежает военные подробности бытовыми, тщательно отбирая факты и детали.
— Рассказчик говорит о том, что «странное смещение лагерной и городской жизни…кажется отвратительным беспорядком; вам даже кажется, что все перепуганы, суетятся, не знают, что делать».
— Но Автор обращает внимание и на другую картину: «Купцы, женщины в шляпках и платочках, щеголеватые офицеры – всё говорит вам о твёрдости духа, самоуверенности, безопасности жителей». Откуда эта самоуверенность и чувство безопасности? Может быть, оттого, что баррикада возведена рядом с церковью.
— Автор, действительно, человек наблюдательный. Он учит и читателя согласовывать друг с другом противоречивые факты: «размахивание руками, громкий смех и голос» белобрысенького офицера и его рассказ о том, что на четвёртом бастионе «плохо оттого, что грязно».
— Герою Толстого страшно при звуке «недалёкого свиста ядра или бомбы», и им овладевает «неприятное чувство нерешительности», но вид солдата, «который, размахивая руками и осклизаясь под гору, по жидкой грязи, рысью, со смехом бежит мимо», заставляет преодолеть страх смерти. И на смену «подленькому голосу» страха приходит чувство солидарности с рядовыми защитниками города, «вы заставляете молчать это голос, невольно выпрямляете грудь, поднимаете выше голову и карабкаетесь вверх на скользкую глинистую гору».
Чем питается этот будничный, повседневный героизм защитников города? На Язоновском редуте укрепляется вера Толстого в духовные силы народа. Автор учит читателей «жить Севастополем», открывает народный смысл совершающихся событий.
Учащиеся без труда выбирают фразы, особенно ярко говорящие о величии духа и нравственной силе русского солдата.
«Из-за креста, из-за наказания, из угроз не могут принять люди эти ужасные условия; должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине».
Так постепенно, шаг за шагом мы приближаемся к пониманию «скрытой теплоты патриотизма», объединяющей этих людей. По мнению Толстого, основная причина героизма участников обороны Севастополя – любовь к родине, к России.
Любовью к родине пропитаны страницы рассказа. Читатели замечают это чувство и на лице «фурштацкого солдатика, который ведёт поить какую-то гнедую тройку и так спокойно мурлыкает себе что-то под нос», и «в лице матроса, который курит, сидя на баррикаде», и в поведении офицера, спокойно свёртывающего папиросу из жёлтой бумаги, «сидя на орудии», и в поступке товарища-матроса, когда «он надевает фуражку на голову, которую подставляет ему раненый, и спокойно, размахивая руками, возвращается к своему орудию.
Л.Н.Толстой в рассказе «Севастополь в декабре месяце» учит любви и уважению к солдату, учит и одновременно сам обучается этой нелёгкой науке – поведению на войне. Надо стать лучше, нравственно чище, чем мы есть – такую задачу ставит писатель перед собой и читателем.
«Война и мир»: краткое содержание и анализ
Роман великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир», краткое содержание которого вы найдете в статье, является обязательным к прочтению в школе. Не каждому старшекласснику хочется провести лето, изучая несколько томов пусть и познавательной, но сложной литературы. Поэтому простое и краткое описание основных моментов поможет понять суть романа.
«Война и мир»: краткое содержание
Благодаря общим ценностям, которые не подвластны времени, Льву Николаевичу Толстому удалось передать народный дух в романе «Война и мир». Краткое содержание по главам переполнено деталями, которые непросто запомнить. Чтобы облегчить задачу, мы разбили описание по томам:
Том 1
Эта книга разделена на три части, в каждой из которых писатель раскрывает события и жизнь людей в мирное и военное время. Ищете краткое содержание? «Война и мир» не самое маленькое по объему произведение. Однако перед читателем открываются интересно созданные талантливым Толстым характеры основных персонажей: князя Андрея Болконского, семьи Ростовых, княжны Марии и других.
Первая часть (1805 год) больше посвящена мирному времени. Собравшись у фрейлины Шерер, гости активно обсуждают Наполеона, и общество делится на два лагеря. Князь Андрей Болконский собирается воевать, а сын вельможи Пьер Безухов гуляет и кутит. Оба они поддерживают Наполеона перед хозяйкой.
В доме помещика Ростова праздник в честь именин дочери и супруги. Параллельно граф Безухов находится при смерти. Он оставил завещание, в котором передал наследство внебрачному сыну Пьеру.
Во второй и третьей частях описываются военные действия во время сражения русских с французами под Аустерлицем. Русской армией управляет Кутузов и пытается сделать так, чтобы солдаты не участвовали в сражениях. Армия отступает вплоть до Аустерлица.
Параллельно автор рассказывает о службе гусара Николая Ростова. Во время Шенграбенского сражения его ранят, а позже награждают орденом. Князь Андрей готовится к встрече армии Наполеона под Аустерлицем. Его задача — прославиться и принять главную роль в сражении.
В итоге Наполеон наступает, а русские войска бегут. Князь Андрей вместе с батальоном бросаются навстречу врагам, его ранят, а позже отправляют к местным жителям.
Том 2
Интересует «Война и мир»? Сколько томов создал писатель? Всего их четыре. Второй рассказывает о мирной жизни и изменении мировоззрения населения.
После размолвки с женой Пьер уехал в Петербург и стал размышлять о смысле жизни. Случайный попутчик познакомил его с масонством, и Пьер принял веру. Члены братства призывают героя помириться с женой, но тот не готов вернуться.
Позже Пьер отправился в гости к Андрею Болконскому. После возвращения с войны тот проживает в Лысых Горах и воспитывает сына. Его жена умерла при родах. Пьер заметил изменения, произошедшие с другом. Пока он гостил в Лысых Горах, смог оценить всю важность дружбы и семьи.
Далее автор романа-эпопеи «Война и мир» повествует о Николае Ростове, который вернулся в полк. Он старается улучшить жизнь солдат и проведывает друзей в больнице. Вскоре Николай узнает о подписании мирного договора и задумывается о том, зачем были все эти смерти.
В канун Нового года вельможи проводят бал, куда отправляются Ростовы. Наташа танцует с Андреем Болконским, а тот просит ее руки. Она соглашается, но свадьба откладывается на год. В отсутствие Андрея за Наташей начинает ухаживать Анатоль и даже собирается ее похитить. Это разрушает узы между Андреем и Наташей.
Кадр из фильма «Война и мир»: UGC
Том 3
Описываются военные действия 1812 года. Войска Наполеона наступают, и в Лысых Горах становится небезопасно. Об этом Князь Андрей сообщает отцу, но тот не желает выезжать из поместья. Начинается бомбардировка Смоленска. Старый князь до последнего защищает дом, в итоге умирает от удара. Андрей Болконский возвращается в полк.
Далее описываются события Бородинского сражения, где Болконский встречается с Пьером. Во время сражения Андрея смертельно ранят, и на перевязочном пункте он видит Анатоля, которому ампутируют ногу.
Роман «Война и мир», содержание которого весьма интересно, рассказывает, что французы вступают в Москву, но она пуста.
Том 4
После отступления из Москвы Кутузов получает предложение мира от Наполеона, но не дает согласия. Царь Александр приказывает организовать Тарутинское сражение. В результате французские войска отступили и стали таять на глазах. Параллельно Николай Ростов задумывается о женитьбе на Марии, а его помолвка с Соней расторгнута.
Арестованного Пьера ведут на допрос, а затем на расстрел. Пятерых убивают, Пьера оставляют пленником до тех пор, пока русские партизаны не освобождают всех. После возвращения домой Пьер сильно болеет, сказываются лишения. Вскоре он встречает Наташу Ростову, между ними возникает любовь.
В эпилоге Пьер и Наташа женятся, Николай берет в жены княжну Болконскую, и вскоре они переезжают в Лысые Горы. Позже Наташа с семьей гостит у брата, где мужчины обсуждают недовольство нынешним правительством.
«Война и мир»: анализ произведения
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого переносит читателей во времена наполеоновских войн и рассказывает о жизни народа в тот непростой период. Великое творение писателя уже много лет изучается в школах и переводилось на несколько языков.
Работа над романом продолжалась с 1863 до 1869 года. Сам автор относился к нему скептически, как и ко многим своим книгам. Он не считал, что сотворил нечто грандиозное, а в одном из дневников написал, что общество любит его за такие пустяки, как «Война и мир».
Вот что необходимо знать о таком выдающемся произведении, как «Война и мир»:
Изначально Толстой задумывал образ главного героя как декабриста, вернувшегося после войны в 1856 году. Постепенно он понял: чтобы лучше разобраться в характере героя, нужно начинать с его молодых лет. Поэтому ему пришлось еще дальше перенестись во времени — в 1812 год. Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры:
Лев Толстой, «Война и мир» которого гениальное произведение, решил сделать упор на первую часть. Даже описание этих фактов и подробностей потребовало огромных усилий.
В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.
В анализе «Войны и мира» важное место занимает проблематика. В романе пересекается множество сюжетных линий, связанных с судьбами людей. Полностью охватить проблематику сложно, но мы выделили основные моменты:
По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. От других жанров его отличает:
«Война и мир» представляет собой сложное произведение с характерными чертами исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров и хроник.
Нравится писатель Лев Толстой? «Война и мир» в основном рассказывает о народе. Писатель критикует войны и считает их причиной проблем в социуме. Люди, вырванные из привычной жизни, должны убивать друг друга, терпеть лишения. Здесь подключается и описание личности многих героев, которые в сложные времена разделились на два лагеря: одни поддерживали народ, другие заботились только о себе.
При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию. Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история. Все сюжеты и жизни персонажей переплетаются, а каждый том соответствует определенным событиям. Итак:
В эпилоге заключены основные факты и дальнейшая судьба главных героев. Батальные сцены в описаниях поражают реалистичностью. Четко показаны характеры таких героев, как Кутузов и Наполеон. Толстой изобразил их не просто великими полководцами, но и показал, какими они были людьми.
Кадр из фильма «Война и мир»: UGC
Нельзя обойти стороной и центральных персонажей, ведь их личности описаны так ярко и правдоподобно. Вот они:
Вот такое содержание романа «Война и мир». Если вы еще не читали произведение в полном объеме, возможно, уже пора к этому приступить. Анализ сюжета позволяет понять, чем руководствовался Лев Толстой при создании эпопеи.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора