Толстой воскресенье про что
Краткое содержание Толстой Воскресение
Десятилетний труд Л.Н. Толстого вылился в произведение «Воскресение». Книга начинается с разбирательства преступления совершенного весенним утром. Произошло отравление и ограбление, жертва – купец Смеляков. Читатель видит перед собой тюремную камеру, из которой вызывают некую Маслову, представительницу категории женщин легкого поведения. Её ждет суд. Оглашают приговор – четыре года каторжных работ.
Честно ли она оправдана? Спорный вопрос. Ведь среди присяжных находится мужчина по имени Дмитрий Нехлюдов. И к своему удивлению, в обвиняемой он узнает знакомую ему девушку. Почти десять лет прошло с тех пор, как он бросил ту, которую предварительно соблазнил. В целях искупления вины Дмитрий желает помочь Масловой денежными средствами.
После суда Нехлюдов начинает терзать себя ошибками прошлого и чувствует себя мерзавцем. Только сейчас он осознал весь ужас своих поступков. В свете подобных мыслей Дмитрий решает попросить у девушки прощения. Но во время визита к Кате, происходит ужасное. Он видит перед собой не милую девушку, а ту, которая пришла на работу в надежде заполучить денег. Дмитрий все же вручает ей деньги, но Кате всё равно, о чем он говорит. Главное у нее уже в кармане.
Екатерину отправляют в Сибирь, и всю дорогу Нехлюдов проявляет заботу о девушке. Благодаря его стараниям, Катя оказывается политической заключенной, с улучшенными условиями содержания. Именно там она вдруг становится немного похожей на прежнюю себя.
Тем временем Дмитрий ведет переписку со своим старым другом Селениным. Тот сообщает ему, что прошение о помиловании Масловой было удовлетворено. Теперь Катю ожидают не каторжные работы, а жизнь в Сибирском поселении.
Нехлюдов надеется, то теперь они с Катюшей смогут жить вместе, в своем доме. Но у девушки другие планы. Во время ссылки она завела знакомство с Симонсоном, тот искренне влюбляется в девушку. Теперь он хочет жениться на ней. И хотя Катя не питает ответных чувств к новому знакомому, тем не менее всё же дает согласие на брак. Так как не хочет портить жизнь человеку, которого любит по настоящему – Дмитрию.
Книга заканчивается сценой, в которой Нехлюдов возвращается один в гостиницу и заново переживает всю свою жизнь. Открывая Евангелие, Дмитрий вдруг понимает свои ошибки.
Главная мысль
Чему учит роман «Воскресение»? Ответ на этот вопрос прост – состраданию, участливому отношению к другим, а также воскрешает к жизни заблудших в ней людей.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
Воскресение. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Бал-маскарад. Появляется внезапно человек, который изображает какого-то персонажа. Получилось так, что этот человек в маске, которого никто не узнавал, был так уверен в себе, что почти все люди возмутились
Главный герой повести — мальчик Петя, от лица которого и ведется повествование. Петя вспоминает счастливое время, когда он со своей семьей жил в довоенном Баку. Отец мальчика работал дирижером в оркестре.
По всему миру известно имя австралийского новеллиста Стефана Цвейга. Он был мастером слова, его проза увлекает читателей своей глубиной и неожиданностью развязки. О детстве Цвейга мало что известно
Светлой северной ночью рассказчик приехал в небольшой город Вознесенье, что на Онежском озере. На пристани сидели босые ребята и ловили корюшку, с ними же удил рыбу и милиционер.
Лев Толстой «Воскресение»
Роман «Воскресение» рассказывает об обновлении, и переосмыслении присяжным заседателем князем Дмитрием Ивановичем Нехлюдовым своей жизни. Толстой поднимает в произведении вопросы о жизни человека в обществе, о судебной системе, государственном устройстве и крепостном праве.
Об авторе книги
Толстой Лев Николаевич — классик русской литературы, один из самых знаменитых и почитаемых писателей России в мире, член-корреспондент Имперской академии наук, четыре раза был представлен на получение Нобелевской премии. Родился в дворянской семье в Ясной Поляне Тульской губернии. Когда Льву исполнилось девять лет, он с родственниками переехал в Москву, но после смерти отца снова оказался на родине, а потом в Казани.
Начальное обучение получил у гувернера на дому, а затем поступил в Казанский университет на факультет восточной словесность, откуда был отчислен из-за неуспеваемости. Тогда он пробует учится на юридическом факультете, но и его не заканчивает, увлекшись литературой. Толстой уезжает в Ясную Поляну, где организовывает школу для крестьян, в которой иногда ведет уроки.
Первой его литературной работой была повесть «Детство». Самыми известными произведениями Льва Толстого, которые стали классикой мировой литературы, являются:
Краткое содержание книги «Воскресение»
Действие романа разворачивается в 90-х годах XIX века. Конец апреля, весна, пенье птиц и молодая листва на деревьях. В этот день состоялся суд над Катюшей Масловой. Именно о ее судьбе идет речь в романе.
Родилась она от цыгана, мать ее была дворовой девкой и умерла, когда девочке исполнилось три года. Деревня, где жила Катюша, принадлежала двум стареющим помещицам, вот они-то и взяли девочку на воспитание, заставляя ее прислуживать вместо горничной.
В шестнадцать лет Катюшу посетила первая любовь в виде племянника помещиц, молодого князя. Прошло еще несколько лет, и князь, уже видный красивый офицер, погостив четыре дня, обесчестил Катюшу, оставив ей на память о себе сто рублей. Вскоре девушка поняла, что ждет ребенка.
Героиня рассорилась с помещицами и ушла жить к повитухе. Катюша легко перенесла беременность и роды, однако мальчик вскоре умер. С тех пор она пошла по рукам, меняя мужчин. Однажды ее встретила женщина, которая приводила девушек в бордель. Катюша согласилась на ее уговоры и вскоре уже работала в публичном доме Китаевой, знаменитом своими девушками на весь город. И вот теперь, через семь лет, Катюша сидит в тюрьме.
Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, родственник тетушек, у которых служила Маслова, почивает в постели и думает о предстоящей женитьбе на дочери Корчагиных. Ему пора в суд, потому что он является присяжным заседателем. Рассматривается дело об отравлении купца и краже денег.
В суде он видит молодую женщину и вспоминает, что это та самая Катюша, в которую он по молодости лет влюбился, переспал с ней и уехал, испугавшись своего поступка. И вот теперь на суде он должен выносить ей приговор. А приговор ей грозит весьма серьезный – каторжные работы, хотя Маслова, по всем вероятности, не виновна.
Нехлюдов теряет покой. Казало уже решенное дело с женитьбой на Мисси Корчагиной вызывает у него раздражение. Он постоянно вспоминает раскосые глаза Катюши. Теперь он понимает, что должен что-то предпринять, он даже согласен в мыслях жениться на Масловой.
Нехлюдов не отступается, он пытается исправить судебное решение, которое было несправедливым. Раньше он, проходя коридорами суда, гордился своей ролью, теперь же ему жалко арестованных и стыдно за свое чванство…
Анализ романа «Воскресение» (Л.Н. Толстой)
Вклад Л.Н. Толстого не только в русскую, но и мировую культуру сложно переоценить. Эта фигура является легендарной не только из-за своего творчества, но и мировоззренческих позиций и образа жизни. Особую известность Толстому принесли три его романа: «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение», в которых в полной мере были отражены мысли писателя: как об обществе в целом, так и об отдельном человеке в частности. Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный разбор данного произведения.
История создания
История написания романа «Воскресение» опирается на интересные факты:
Направление и жанр
«Воскресение» можно совершенно точно определить, как роман реалистического направления в русской литературе. Как действующие лица, так и окружение в книге максимально приближены к действительности. Имена, чины, географические объекты, разговоры, одежда и предметы быта – всё это создаёт максимально натуралистичную картину. Читатель верит в то, что в основе сюжета лежит логика реального мира.
Жанровая принадлежность «Воскресенья» с лёгкостью определяется — это роман. Сюжет произведения охватывает длительный промежуток времени, задействовано огромное количество персонажей и создано столько же деталей, создающих правильную атмосферу.
В окружном суде начинается суд над несколькими обвиняемыми в убийстве. В жюри присяжных состоит дворянин Дмитрий Нехлюдов, ведущий крайне безнравственный образ жизни. Внезапно среди трёх подсудимых он узнаёт Катерину Маслову – девушку, которую он соблазнил, будучи ещё молодым офицером.
Во время суда, на котором раскрывается бесчеловечность судебной системы, которую совершенно не волнует судьба человека, многие проникаются сочувствием к Масловой и склоняются к оправдательному приговору. Однако из-за безалаберности присяжных настоящие преступники обходятся тюремными сроками, а непричастная Маслова приговаривается к каторге.
Нехлюдов, чувствуя вину, решается бороться за Катерину, нанять адвоката и подать апелляцию. Параллельно с этим он решает коренным образом изменить свою жизнь и прекратить развратничать и душить праздностью все свои благие помыслы.
Однако старания Нехлюдова терпят крах, тогда он решает пойти на крайние меры: жениться на Масловой и отправится за ней в Сибирь. Маслова отказывается верить во внезапное покаяние Нехлюдова и отторгает его, но со временем смягчается и приходит к согласию с ним. Слишком многое ей довелось пережить из-за его обмана: позорное изгнание из дома, голод, оскорбления, издевательства и снова обман тех, кто претендовал на ее доверие.
На пути в Сибирь герои окончательно перерождаются. Маслова прощает Нехлюдова, начинает снова верить в себя и возможность начать всё заново, в итоге она, чтобы не губить Нехлюдова, решает выйти замуж за политического ссыльного Симонсона. Нехлюдов, попрощавшись с Масловой, обретает душевный покой и понимает, что главное в жизни – прощение.
Главные герои и их характеристика
В романе «Воскресение» разветвленная и масштабная система персонажей. Если Вы думаете, что ее стоит подробно описать здесь, сообщите об этому Многомудрому Литрекону в комментариях. А пока он написал минимум — характеристику главных героев в таблице:
герои романа «воскресение» | характеристика |
катерина маслова | миловидная, добрая и доверчивая дочь незамужней дворовой женщины и проезжего цыгана. была прижита двумя почтенными тётушками и стала их воспитанницей. после того, как приехавший в гости нехлюдов соблазнил её, она забеременела. узнав о своей беременности, катерина покинула дом тётушек. после родов ребёнок сразу же умер, а катерина опускалась всё ниже и ниже, пока не стала проституткой, озлобившись на весь мир. на начало романа представлена весьма симпатичной, но циничной, грубой и замкнутой женщиной, уверенной в том, что мужчинам нужно только её тело. к концу романа прощает и нехлюдова, и себя, но отвергает жертву дмитрия, желая построить свою новую жизнь самостоятельно. |
дмитрий нехлюдов | молодой дворянин, князь. человек неплохой, но ведомый и слабохарактерный. в юношеские годы был болен идеалистическими идеями, из-за чего отдал крестьянам своё имение безвозмездно, став посмешищем в высшем обществе. попав в офицерскую среду, он окончательно опошлился, начав вести такой же безнравственный образ жизни, как и окружающие. во время поездки к тётушкам соблазнил катерину, не испытывая большой любви к ней и зная, что ему придется уехать. во время суда над масловой испытал чудовищное потрясение, которое заставило его переосмыслить свою жизнь. на протяжении всего романа он проникается всё большим и большим сочувствием к окружающим, а в итоге понимает, что главное – это любовь к людям и прощение. |
Тематика романа «Воскресение» богата теми наболевшими вопросами, которые занимают нас и сегодня:
Проблемы
Проблематика произведения Толстого «Воскресение» вне времени: она злободневна постоянно:
Основная идея
Смысл романа «Воскресение» заключается в необходимости и возможности нравственного возрождения для падшего человека. Автор отражает в книге огромное количество социальных проблем, которые испытывала Российская империя на протяжении, пожалуй, всей своей истории, а многие из них остаются актуальны до сих пор. Толстой безжалостно клеймит человеческие пороки и систему, при которой эти пороки дают столь многочисленные плоды. Но каждый из нас может восстать против всего этого и сделать шаг на пути к улучшению и очищению себя и всех окружающих нас людей. Глобальные проблемы мы, может, и не решим, как не решил их Нехлюдов, но зато реально поможем себе и другим людям приблизиться к идеалу.
Также роман проникает глубоко в человеческую душу, рассказывает о том, что у каждого человека, как бы низко он не пал, всегда найдутся сила и надежда на то, чтобы побороть свою судьбу и обрести счастье. Это и есть главная мысль «Воскресения» Толстого.
Критика
Антон Павлович Чехов очень тепло принял роман Толстого, отметив его достоверность, точность и цепкость созданных образов и натуралистичность диалогов.
Искренне восхищавшийся Толстым Владимир Ильич Ленин также считал роман выдающимся творением писателя, в котором ярче, чем в каком бы то ни было произведении Толстого, проявился протест против общественного устройства при монархии.
В обществе современников Толстого разгорелась полемика по поводу того, считать ли его роман оскорблением всей судебной системы? Начало было положено неким анонимным открытым письмом, где старый судья обвинял автора в том, что тот не знает, о чем пишет.
Я намерен спросить вас, жизненны ли те образы, которые вы изобразили типами судебного ведомства. Знаете ли вы ту среду, которую взялись описывать? Случалось ли вам когда-либо проследить обычный образ жизни жуиров и посмотреть, как, согнув утомленную дневными трудами спину, они сидят в тиши своих убогих кабинетов, разбираясь в делах, которые им придется доложить на следующий день…» (рецензия неизвестного судьи (под псевдонимом «Старый судья»), «Открытое письмо графу Л. Н. Толстому», газета «Киевлянин», 1899 г., №222)
На это письмо довольно остроумно ответил рецензент из «Вестника Европы». Он отстаивал право автора писать о том, что он находит нужным:
«Роман, как комедия, не исчерпывает целых областей жизни, для него вовсе не обязательно изображать добро параллельно со злом, распределять равномерно свет и тени… …поколебать доверие к суду роман Толстого не может… Таких судей, каких мы видим в «Воскресении», не будет в действительности только тогда, когда для русского суда, как и для всего русского общества, вновь наступит эпоха великих реформ…» (Рецензия в журнале «Вестник Европы», 1899 г., №12)
Но судебные чиновники не останавливались и выражали свое негодование на страницах разных изданий, даже не связанных с литературой:
При обрисовке отдельных судебных деятелей постоянно также проглядывает тенденциозность, граничащая с издевательством…» (неизвестный автор (под псевдонимом «Бывший прокурор, ныне судья»), статья «Судебные деятели по “Воскресению” графа Л. Н. Толстого», журнал «Вестник права», 1900 г.)
Но критики не уставали пояснять публике смысл романа и доносить до нее истинные мотивы автора:
Порой изображения этой жизни переходят почти в сатиру, но это далеко не сатира, потому что изображение гр. Л. Н. Толстого слишком правдиво и жизненно и лишено чувства негодования, заставляющего сатирика всегда несколько искажать истину… Многие приняли “Воскресение” за роман нравоучительный, даже тенденциозный, даже за сатиру; но возражали в сущности не против романа, а против тех взглядов гр. Л. Н. Толстого, которые известны из других его произведений… Не гр. Л. Н. Толстой поучает, сама жизнь учит…» (П. Н. Краснов, «Новый роман гр. Л. Н. Толстого ”Воскресение”», журнал «Неделя», 1900 г., №1)
Далеко не все оценили новое творение Толстого, ведь оно было уже после «Войны и мира», а значит, перед критиками был не новичок, а маститый писатель. Поэтому некоторые из них сочли его «проходным».
В “Воскресении” есть истинно превосходные страницы, в большинстве случаев, впрочем, не имеющие прямого отношения к ядру романа, но в целом это, конечно, далеко не лучшая из работ Толстого…» (Н. К. Михайловский, журнал «Русское богатство», 1900 г.)
Но и это утверждение оспаривалось другими рецензентами, которые отмечали масштабы обсуждений романа и того резонанса, который он произвел в обществе:
Ни одно крупное художественное произведение не было до сих пор так распространено, как “Воскресение”, так читаемо и обсуждаемо. Оно проникло в самые далекие уголки, куда редко проникает книга, и там возбудило еще большее внимание, чем на поверхности жизни. Огромное значение этого факта скажется в той или иной форме в свое время…» (А. И. Богданович, «Критические заметки: ”Воскресение” роман Л. Толстого», журнал «Мир Божий», 1900 г.)
Краткое содержание «Воскресение» Толстого: краткий пересказ, роман в сокращении
В этой статье представлено краткое содержание романа «Воскресение» Толстого: краткий пересказ, произведение в сокращении.
Смотрите:
— Все материалы по роману «Воскресение»
— Все материалы по творчеству Льва Толстого
Краткое содержание романа «Воскресение» Толстого: краткий пересказ, произведение в сокращении
Действие романа происходит в конце XIX века в Москве.
Нехлюдов и Катя не виделись около 10 лет. Сейчас Масловой 27 лет, а Нехлюдову за 30 лет. 10 лет назад Нехлюдов приехал в деревню к своим теткам и влюбился в их горничную Катю. Девушка ответила ему взаимностью. Между героями завязались романтические отношения, но в конце концов Нехлюдов соблазнил Катю и исчез. В результате этой связи Катя забеременела и родила ребенка, который вскоре умер.
После истории с Нехлюдовым Катя потеряла шанс достойно выйти замуж, так как ее репутация была испорчена. Девушка вела беспорядочный образ жизни и в конце концов стала работницей публичного дома в Москве. Там она проработала последние 7 лет.
Однажды Катя дала одному надоедливому клиенту снотворное, чтобы тот уснул (снотворное она взяла у знакомых). Однако снотворное оказалось ядом, и купец умер, а также был ограблен. Следствие установило, что знакомые Кати спланировали это преступление, а сама девушка невольно оказалась их сообщницей.
В конце концов суд присяжных, в котором заседает и Нехлюдов, оправдывает Катю. Однако из-за бюрократической ошибки судья признает девушку виновной в убийстве и приговаривает к 4 годам ссылки в Сибирь.
Нехлюдова мучает совесть за загубленную жизнь Кати. Он понимает, что его «любовное приключение» тогда сломало жизнь девушки. Если бы не он, жизнь Кати могла сложиться куда лучше. Нехлюдов решает искупить свою вину и помочь Кате: он даже готов жениться на ней, чтобы облегчить ей пребывание в ссылке в Сибири.
Встреча с Катей вызывает в душе Нехлюдова серьезные перемены. Он чувствует отторжение к своей привычной пустой дворянской жизни. Он отдаляется от девушки Мисси (Марии Корчагиной), которую все считали его невестой. Теперь Нехлюдова раздражает лицемерие и пустота светского общества, в котором он провел всю жизнь.
Нехлюдов навещает Катю в тюрьме. Сначала девушка ведет себя сдержанно, но со временем относится к Нехлюдову все лучше и лучше. Катя прощает его и любит по-прежнему, но скрывает свои чувства.
Тем временем Нехлюдов старается облегчить тюремную жизнь Кати: дает деньги и т.д. Он использует все свои связи, чтобы спасти Катю от ссылки. Он едет в Петербург, где подает прошение в сенат, однако приговор Кате остается в силе. Тогда Нехлюдов подает прошение на имя императора, но это дело идет медленно.
В конце концов Катю и партию других заключенных отправляют в ссылку в Сибирь. Нехлюдов оставляет свои имения на попечение доверенных лиц и следует за Катей в Сибирь. Путь до места ссылки занимает несколько месяцев.
В пути Нехлюдов видит, в каких ужасных условиях находятся заключенные и как плохо к ним порой относятся служащие. Нехлюдов понимает, что в таких нечеловеческих условиях преступники еще больше ожесточаются, но не исправляются.
В эти месяцы, следуя по этапу с Сибирь, Катя сближается с политическим заключенным Симонсоном. Тот влюбляется в Катю и хочет жениться на ней. Любовь Симонсона пробуждает в Кате ее лучшие качества. Девушка старается вести себя как можно лучше, чтобы нравиться Симонсону. Нехлюдов замечает эту перемену.
Наконец Катя и другие заключенные, а также Нехлюдов прибывают к месту ссылки в сибирский город. В это время приходит новость о помиловании Кати. Девушка понимаем, что она скоро будет освобождена из тюрьмы. Катя признается Нехлюдову, что решила выйти замуж за Симонсона. Нехлюдов видит, что Катя любит его, но выбирает брак с Симонсоном, чтобы не быть обузой и позором мужу-аристократу.
Расставшись с Катей, Нехлюдов приходит в свою комнату и читает Евангелие. В его душе происходит переворот: теперь он видит смысл жизни в том, чтобы следовать библейским заповедям и делать мир лучше. Так начинается новый этап в жизни героя.
Таково краткое содержание романа «Воскресение» Льва Толстого: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Воскресение «Воскресения»
«Воскресение» традиционно считается худшим романом писателя, популярность которого не сравнима с «Войной и миром» и «Анной Карениной». «Воскресение» воспринимается как исключительно морализаторское произведение, отражающее поздние умонастроения Толстого, которые шли в конфликт с его художественным гением. На самом деле это не так. В любом случае история создания и публикации романа сама по себе настолько интересна, и она настолько точно отражает личность позднего Толстого, что о ней стоит вспомнить.
«Войну и мир» и «Анну Каренину» писал еще сравнительно молодой тридцатилетний и сорокалетний Толстой, учитывая, что он прожил 82 года. Писал запоем, мечтая стать, по его словам, литературным «генералом», коим, собственно, и стал. «Воскресение» писал уже опытнейший мастер, который мог позволить себе смотреть на литературу эдак свысока, как на занятие приятное во всех отношениях, но ничтожное в сравнении с духовными исканиями. «Воскресение» и есть попытка «поженить» художественные «забавы» с серьезными духовными поисками. Идея, с одной стороны, обреченная. Не случайно все нынешние попытки писать нарочито «духовную», а тем более «церковную» прозу заведомо обречены на неудачу. С другой стороны, в этом «конфликте интересов» и есть изюминка этого романа, которым закрывается девятнадцатый век и открывается эпоха «нью эйдж» («новая эра») в широком смысле этого понятия.
Без «Воскресения» с крохотным эпизодом соблазнения Катюши Масловой аристократом Нехлюдовым не было бы всех «Темных аллей» Ивана Бунина, как не было бы и многих религиозно-художественных исканий ХХ века. Этим романом Толстой открывал материк, который ХХ век, по сути, бесконечно осваивал.
Без «Воскресения» не было бы и «Матери» Горького, а, возможно, и «социалистического реализма» с его попыткой подгона реальности под идеологию, чем мучительно занимались советские мастера слова.
И, как настоящий гений, в основу сюжета он положил кусок реальной жизни, вырванный из нее с мясом. Изначально роман назывался «Коневская повесть». Сюжет о соблазненной девушке, ставшей проституткой, и присяжном в суде, который ее узнал и решил на ней жениться, сообщил Толстому юрист А.Ф. Кони. Настоящая девушка умерла в тюрьме. Но такое «легкое» решение вопроса писателя не устроило, и он подключил сюда собственный жизненный эпизод, когда в молодости сам соблазнил горничную своей тетушки Гашу. В разговоре с биографом П.И. Бирюковым Толстой развил этот уже собственный сюжет в нужном направлении: «Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла».
На самом деле не погибла, а работала такой же горничной в доме сестры Толстого Марии Николаевны. О ней пишет Т.А. Кузминская в воспоминаниях: «По утрам горничная Гаша, с высоким гребнем в косе, прямая, с неподвижным лицом, то и дело говорила всем, чтобы не шумели, пока почивают господа. В восемь часов утра на пороге комнаты барыни появлялась Гаша, увешанная накрахмаленными юбками и платьями. Она несла их двумя пальцами, как-то особенно воздушно, держа выше головы».
Фамилия главного героя романа Нехлюдова кочует по многим текстам Толстого, от автобиографической трилогии и черновика «Казаков» до «Утра помещика» и «Люцерна».
Удивительна и история публикации романа. Отказавшись от денег за свои произведения, Толстой именно за «Воскресение» потребовал от издателя иллюстрированного (как бы старый вариант «глянцевого») журнала «Нива» А.Ф. Маркса круглую сумму, которую отдал для переселения нескольких тысяч преследуемых в России духоборов в Канаду. То есть послал к черту свои принципы ради спасения живых людей.
Остается добавить, что это было первое великое произведение русской прозы, которое выходило в журнале сразу с иллюстрациями; их делал отец поэта Бориса Пастернака художник Л.О. Пастернак в сотрудничестве с самим Толстым.
И еще: «Воскресение» стало последней каплей в чаше терпения Русской православной церкви, через год с небольшим после выхода романа «отлучившей» от себя графа Толстого. Причина была проста: он нехорошо изобразил в романе сцену причастия. Но думается, что на самом деле причина была гораздо глубже. Толстой шагнул в эпоху «нью эйдж», церковь делать этого не желала. У каждой стороны была своя правота.