Тонзура что это такое
Тайна тонзуры: зачем католические монахи выбривали макушку
Для многих из нас образ католического монаха неразрывно связан с черной сутаной и тонзурой – аккуратно выбритой макушкой. В религии ничего не бывает просто так, и круглая искусственная лысина также имеет определенное значение. Что значит старинный обычай выбривать тонзуру при посвящении в монахи?
Во всех мировых религиях волосам придавалось особое значение. Считалось, что именно волосы хранят тонкую энергию человека и поэтому манипуляции с ними использовались во многих обрядах. Церемония пострижения есть не только в христианстве – она присутствует и в других вероисповеданиях и символизирует обновление, посвящение в таинство, рождение для новой жизни.
При посвящении в буддийские монахи обривают голову полностью, что обозначает полное отрешение от обычного мира и подчинение правилам определенной духовной школы. Бреют голову и мусульмане, отправляющиеся в хадж в Мекку, чтобы получить особый статус хаджи – человека, побывавшего в самом священном для исповедующих ислам месте.
В некоторых направлениях хасидизма головы бреют женщины, выходя замуж. После этого еврейки всю жизнь носят парики. Поэтому бритье макушки у католиков – вовсе не уникальный случай, а распространенный обряд инициации в новой ипостаси божьего человека. А само слово «tonsura» переводится с латыни всего-навсего как «стрижка» и ничего мистического в нем нет.
Выбривать монахам тонзуру начали в 7 веке, а до этого такой процедуре подвергали себя только отшельники, посвятившие свою жизнь особому духовному подвигу. Обривание головы – это способ обновить энергию, подавить свое эго и избавиться от привязанностей и губительных страстей.
Считалось, что монах, избавившись от волос, очищается от мирского, от ненужных мыслей и становится более восприимчивым для возвышенного. Не исключено, что в Средние века избавление от значительной части волос на голове имело и второе значение – гигиеническое.
Мало кто знает, что в наши дни тонзура – это вовсе не обязательный атрибут католического монаха. В 633 году Толедский собор постановил, что тонзуру обязан иметь каждый представитель духовенства, а в 1973 году папа римский Павел VI аннулировал решение собора и постановил, что решать, брить или не брить волосы священники и монахи могут самостоятельно.
Выбривали тонзуру духовенству и на Руси, правда называли ее «гуменцо», по аналогии с гумном – очищенным ровным участком, используемым для разных сельскохозяйственных работ. И в России, и на Западе тонзура ассоциировалась с муками Христа и терновым венцом – одним из важных символов христианства.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Практически любые физические перемены в религии что-нибудь да значат. В разных конфессиях некоторые традиции меняются и остаются в прошлом, а некоторые существуют до сих пор.
Особое внимание уделялось наличию тонзуры — выбритой макушки у монахов. Представители разных религий считают, что волосы — это хранилище тонкой энергии. Во многих духовных школах и вероисповеданий есть обряд пострижения, с помощью которого человека «обновляют», посвящают в таинство.
В буддизме жизнь монахов подчинена правилам, которые меняются в зависимости от определенной школы. И почти все буддийские монахи после принятия монашеского обета бреют головы. Мужчины-мусульмане, которые совершают паломничество в Мекку и ее окрестности, также должны обрить голову. Замужние женщины из общин сквирских и сатмарских хасидов также бреют головы и носят парики. А вот тонзуру (выбритую часть макушки) носят именно монахи-католики.
Обривание головы делается для того, чтобы «заглушить» свое эго, обновить энергию. Это нужно для того, чтобы свести на минимум привязанности и какие-либо желания. Монах очищает свое сознание от лишних мыслей и становится все более совершенным в духовной практике. Так же у бритья головы есть и гигиенические соображения (как и у обрезания). Брить макушку начали примерно в 6 веке. Традицию переняли у тех, кто вел образ жизни отшельника.
Современные правила не принуждают монахов носить тонзуру, однако и не запрещают. Толедским собором в 633 году было вынесено решение, что тонзура обязательно должна быть у представителей католического духовенства. А на Руси она, кстати, была тоже распространена, только называлась чуть иначе — «гуменцо». Лингвисты считают, что оно произошло от слова «гумно», которое обозначает расчищенный участок земли.
Гуменцо, тонзура, имели определенное значение — она символизировала терновый венец, надетый римскими воинами на голову Христа. Тонзура, кстати, существовала до 1973 года и папа римский Павел VI сделал ее необязательной.
Современные правила не принуждают монахов носить тонзуру, однако и не запрещают. Толедским собором в 633 году было вынесено решение, что тонзура обязательно должна быть у представителей католического духовенства. А на Руси она, кстати, была тоже распространена, только называлась чуть иначе — «гуменцо». Лингвисты считают, что оно произошло от слова «гумно», которое обозначает расчищенный участок земли.
Гуменцо, тонзура, имели определенное значение — она символизировала терновый венец, надетый римскими воинами на голову Христа. Тонзура, кстати, существовала до 1973 года и папа римский Павел VI сделал ее необязательной.
ТОНЗУРА
Лютер с тонзурой |
Тонзура (лат. tonsura, слав. гумёнце, оброснение) — ocтpижeннoe место на макушке у духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов (отменена в 1973)
С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г.
Этот обычай существовал повсеместно по меньшей мере с VII века. Считается, что, при наличии некоторых свидетельств более раннего периода [1], именно 21-е правило Трулльского собора (692 г.) дает основание полагать, что обычай клира стричь волосы особым образом был к этому времени общеизвестным и общепринятым. Это правило предписывало низложенным, но раскаявшимся священнослужителям: «…да стригутся по образу клира». Как именно состоящие в клире стригли себе волосы, правило не уточняет, однако авторитетные толкователи склонны видеть здесь указание на так называемое гуменцо, или папалитру – выстриженное место на темени (Правила 1994, 1: 496). Подобным же образом комментирует это правило и славянская Кормчая книга XIII века: «…презвитер или диакон, аще будет от сана извержен, честь же да имать и седалище, якоже и прочии сущии в причте, главу да постригают, рекше сущее на главе гуменце» [2].
Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». В писаниях святого Софрония, патриарха Иерусалимского, скончавшегося незадолго до открытия собора, можно найти следующее толкование подобного обращения с волосами: «Кругловидное острижение волос на главе священника означает терновый венец, а двойной венец, образуемый волосами, изображает честную главу верховного Апостола, которую в насмешку остригли ему неуверовавшие и которую благословил Христос» [3].
Католическая традиция
В начале XIX века тонзура у католиков обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиною с гостию, у епископов — еще больше, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос надо лбом.
Тонзура была отменена папой Павлом VI с 1 января 1973 г.
Русский обычай
На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно» [4], которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники [5].
Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь» [6]. Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев [7].
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой [8], или наплешником [9], которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:
Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос» [11]. Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:
По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.» [13]. По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью» [14]. Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.
Использованные материалы
[1] Руднев 1870: 113; Правила 1994, 1: 496
[5] Фасмер 1996, 3: 778; Срезневский 2003, 3: 547; Голубинский 1997, 1: 579, сноска 2 со с. 578
Как выглядят пейсы, тонзура, гуменцо и другие мужские прически в разных конфессиях
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Жизненная сила, отращивание прядей и пейсы
Уже в древности вопрос о том, как должна выглядеть шевелюра, был подчинен старинным нормам и обычаям, у разных народов были свои поверья и традиции. В Древнем Египте, остригая детям волосы, оставляли отдельные пряди волос на висках или на темени. Считалось, что в волосах заключена жизненная сила.
Это верование позже нашло отражение в библейском повествовании о Самсоне, что был посвящен в назореи и принял обет не укорачивать волосы. Славяне не стригли ребенку волосы до достижения определенного возраста – этот обычай нередко соблюдается и в современном мире.
Следуя предписаниям Торы, иудеи носили бороду, головной убор и не сбривали волосы на висках – они получили название пеот или пейсы. Необязательно, чтобы длина этих прядей превышала длину остальных волос на голове, но для того, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к иудаизму, свое религиозное рвение, часто пеот не стригли вовсе.
Сейчас заметные пейсы носят скорее ортодоксальные евреи, длина прядей при этом зависит от традиций общины и от местности – как и одежда верующих. Порой пейсы завивают – так делают, например, хасиды.
Характерные особенности внешнего облика иудеев демонстрировали верность библейским заветам вместе с готовностью следовать им при любых обстоятельствах. Еще в первой половине XIX века пейсы подвергались гонениям: император Николай I издал указ, запрещавший евреям носить подобные прически. Но санкции не уничтожили традицию, евреи подвергались наказаниям, но продолжали сохранять верность традиции. Позже, столкнувшись с нацистским режимом, им пришлось отстаивать свои убеждения уже в несравнимо более опасных условиях.
Тонзура и гуменцо
Таков был знак перехода в статус монаха или священнослужителя. Остригая большую часть волос, христианин провозглашал тем самым свою принадлежность церкви; в те времена полностью выбритая голова могла быть лишь у рабов.
«Ободок» невыстриженных волос символически напоминал терновый венец Христа. Требование носить тонзуру для католических монахов сохранялось вплоть до 1973 года, до того момента, когда оно было признано необязательным по решению папы Павла VI.
На практике гуменцо сохранялось и после официальных нововведений. Лишь к середине XIX века священники и монахи в России обрели привычный для настоящего времени вид. Когда именно перестали выстригать гуменцо – вопрос остается открытым. Кстати, что касается православных греков, то женатым священнослужителям полагается носить короткую стрижку, в отличие от холостых, монашествующих – те отпускают волосы.
Бритая голова буддиста и пучок на голове Будды
А вот сам Будда, как правило, изображается с волосами, уложенными в пучок. В кругах, где вращался Сиддхартха, предполагалась такая прическа – это было необходимо для ношения тюрбана. На макушке изображают ушнишу – выпуклое образование на макушке, символ достигнутого просветления.
До того, как Будда достиг просветления, он носил длинные волосы, а став аскетом, остриг их, отказавшись от своего происхождения.
Кстати, по легенде, традиционное изображение Будды – сидящего в позе лотоса, правой рукой касающегося земли, а в левой держащего чашу для подаяний – возникло благодаря чуду. Когда один из правителей Индии пожелал иметь при себе портрет Будды, он пригласил лучших мастеров-художников, но ни один не смог добиться точного отображения внешности принца. Тогда кисти и краски сами создали этот портрет – первый, по преданию, портрет Будды.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что такое тонзура?
Тонзура – подстрижение
Происхождение этого обряда доподлинно неизвестно. Как предполагается, он связан с тем, что в древности грешники в знак раскаяния обривали себе голову. Христианское духовенство переняло традицию тонзуры от кающихся и отшельников примерно в VI веке.
По-видимому, ободок невыбритых волос символизировал терновый венец Спасителя. Впрочем, пострижение (частичное или наголо) известно и в других, более древних религиях, включая индуизм и буддизм. Для католических монахов выбривание тонзуры с 1973 года стало необязательным по решению папы Павла VI.
Тонзуры бывали двух видов:
Русские традиции
На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо (ст.-слав. гоумьньце) или, как еще говорили, оброснение. Слово «гуменцо» образовано от слова «гумно», которое означает вычищенную и выровненную часть земли, предназначавшуюся чаще всего для молотьбы хлеба. В просторечии священническое гуменцо именовалось поповой плешью. В официальной письменной речи допетровской эпохи слово плешь могло выступать как замена (синекдоха) названия самого духовного лица. Другое название священнослужителей, также связанное с гуменцом и образованное, вероятно, как калька с латинского tonsurātus, – стрижники.
Оброснение головы происходило во время посвящения в низшую степень клира и являлось важнейшей частью «чина поставления чтеца». После того как епископ совершал крестообразное пострижение волос (собственно постриг), кто-нибудь из клириков выстригал гуменцо. В ставленной грамоте чтеца XVI века значилось: «…да имать власть на клиросе петь и на амвоне прокимены глаголати и чести чтенья и паремьи и Апостол, имея верх пострижен, нося краткий фелонь». Как внешний признак лиц духовного звания, гуменцо следовало поддерживать в течение всей жизни (или до момента лишения сана). Известны случаи, когда «попы-самоставы» выстригали себе маковку, чтобы внешне ничем не отличаться от истинных иереев.
Сверху «плешь» прикрывалась специального покроя шапочкой, скуфьей, в просторечье – плешегрейкой, или наплешником, которая являлась знаком священства, не менее важным, чем само гуменцо. Вот что сообщал о скуфье Адам Олеарий, немецкий ученый, путешествовавший по России в 30-е гг. XVII в.:
«Эту шапочку они /священники/ в течение дня никогда не снимают, разве чтобы дать себе постричь голову. Это священный, заповедный предмет, имеющий большие права. Кто бьет попа и попадет на шапку или же сделает так, что она упадет на землю, подлежит сильной каре и должен платить за “бесчестие”. Однако тем не менее попов все-таки бьют. Чтобы при этом пощадить святую шапочку, ее сначала снимают, потом хорошенько колотят попа и снова аккуратно надевают ему шапку».
Функции собственно головного убора, необходимого для защиты от непогоды, выполняла шляпа или шапка, которую священники надевали поверх скуфьи. Если архиерей снимал с головы священника скуфью, это означало лишение сана.
Как долго практиковалось выстрижение гуменца, с точностью сказать невозможно. И «Скрижаль», изданная при Никоне (1656 год), и постановления Московского собора, бывшего при следующем патриархе Иоакиме (1674 год), свидетельствуют, что гуменцо как и раньше продолжало наделяться особым символическим смыслом и трактоваться как «венец Христов». Между тем, исследователь чинов хиротесий и хиротоний А. Неселовский утверждает, что требование выстригать ставленнику «клирическую тонсуру» исчезает из чина поставления чтеца во второй половине XVII века, после того как при патриархе Иоакиме были сделаны исправления архиерейского чиновника. «Форма клира», по его словам, «состояла уже в ношении длинных волос». Между тем это с трудом согласуется с постановлением Московского собора, бывшего при том же патриархе:
«…протопресвитери и протодиакони, иереи же мирстии и диакони долженствуют ходити во скуфиях, во знамение священного духовного их чина и рукоположения архиерейского, на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».
По мнению Е.Е. Голубинского, «острижение же или выстрижение верха головы (гуменцо) оставалось никак не менее, как до начала XVIII в.». По другим сведениям, гуменцо продолжали выстригать и во второй половине XVIII века, то есть спустя по меньшей мере сто лет. Об этом свидетельствуют, во-первых, ставленнические дела Московской духовной консистории, из которых видно, что пострижение гуменца сохранялось и по-прежнему сопровождалось взиманием так называемых «простригальных» денег (по гривне «с плеши»), и, во-вторых, воспоминания митрополита Филарета, лично встречавшего попов «с плешью». Таким образом, вопрос о том, когда практика выстригать гуменцо была совершенно оставлена, по-прежнему остается открытым.