Тосол что это такое и для чего он нужен
Что такое тосол и антифриз? Для чего нужен тосол?
Двигатель автомобиля во время своей работы нагревается до высоких температур. Она поднимается выше 100 градусов Цельсия. Если искусственным образом не охлаждать двигатель, то в процессе эксплуатации он выйдет из строя. Чтобы автомобиль служил вам долго, в нем создана специальная система охлаждения. В ней постоянно циркулирует охлаждающая жидкость, которая называется тосол. Среди особенностей тосола — это его незамерзающая способность, высокая точка кипения, защита металла от коррозии и передача тепла. Давайте подробнее рассмотрим что такое тосол и для чего он нужен.
Содержание статьи:
- Что такое тосол?
- Тосол и Антифриз
- Тосол и его состав
- Почему не стоит заливать воду в радиатор?
- Правила выбора тосола
Что такое тосол?
Тосол — это охлаждающая жидкость, которая участвует в процессе охлаждения двигателя внутреннего сгорания автомобиля. В его состав входит вода, антифриз и специальные присадки. Антифриз — жидкость, которая не замерзает при низких температурах. В настоящее время в автопроме в основном используются охлаждающие жидкости, произведенные на основе этиленгликоля. Тосол ядовит и не может применяться внутрь.
Жидкость при постоянной циркуляции в системе забирает лишнее тепло от двигателя и передает его к радиатору. С помощью радиатора двигатель охлаждается.
До изобретения охлаждающей жидкости в автомобилях использовалась вода. Когда наступали морозы, чтобы она не замерзала, в воду добавляли спирт или этиленгликоль. Развитие автомобильной промышленности требовало создания специального раствора. Таким образов в СССР специалистами научного института был разработан тосол.
Интересно, что название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС», которая расшифровывается как «Технология органического синтеза». Такой отдел был создан в советском НИИ и занимался как раз разработкой охлаждающей жидкости.
Были созданы несколько видов тосола, имеющие в своих марках числа 40 и 65. Эти цифры означают температуру замерзания жидкости. Кроме того охлаждающие жидкости различаются они и по цветам. Так, Тосол-40 имеет голубой цвет, Тосол-65 — красный. Добавляемый краситель помогает не только различать марки охлаждающей жидкости, но и позволяет лучше заметить подтек при эксплуатации автомобиля.
Кроме того, в процессе использования цвет жидкости меняется, что говорит о потере свойств вещества. Кстати сам гликолевый антифриз бесцветный.
Тосол и Антифриз
Иной раз можно услышать, как автолюбители сравнивают тосол и антифриз. В народе считается, что антифриз – это жидкость, которая обладает более лучшим качеством, чем тосол. И это продукт иностранных компаний, а тосол отечественный. На самом деле сравнивать эти две жидкости нельзя, так как в принципе это одно и то же.
Название антифриз, действительно, иностранное. Это автомобильная охлаждающая жидкость, которая не замерзает при температуре ниже ноля, то есть имеет такие же качества как тосол. Помимо этих свойств, он выгодно отличается от воды, так как имеет значительно меньший коэффициент расширения при замерзании. То есть можно не бояться, что при сильном морозе жидкость повредит детали охлаждающей системы.
Так, если вода при замерзании увеличивается в объеме на 9 %, то антифриз, имеющий в своем составе, 40% этиленгликоля и 60% воды — только на 1,5%.
Еще одно важное свойство антифриза и тосола — это повышенная температура для кипения жидкости. То есть такой раствор закипит на более высоких температурах, чем вода.
В антифриз также как и в тосол добавляют красители, в результате чего жидкость становится зеленой, красной, синей, желтой или фиолетовой. Красители не влияют на характеристики охлаждающей жидкости, а необходимы для различия продукции и являются предметом договоренности производителя и потребителя.
Во многих случаях цвет антифриза может изменяться при эксплуатации в зависимости от сохранности пакета присадок, в этих случаях изменение цвета сигнализирует о непригодности антифриза для дальнейшего использования.
В настоящее время антифризы по составу функциональных присадок делятся на 4 типа: карбоксилатный (ОАТ), гибридный (Hybrid), лобрид (Lobrid) и традиционный (Traditional).
Тосол и его состав
Главный элемент в составе тосола – дистиллированная вода. Она делает вещество менее вязким. Чем меньше плотности охлаждающей жидкости, том больше она разбавлена. Еще одно вещество, которое содержится в тосоле, – это пропиленгликоль или же этиленгликоль. Эти производные от обычного спирта. Спирт и пропиленгликоль имеют одинаковый запах и похожий состав. Вещества на спиртовой основе необходимы, чтобы зимой жидкость не замерзала и могла сохранять свое первичное состояние. Пропиленгликоль бесцветен, а вот запах его резкий. Его без труда можно отличить от любых других веществ.
Именно из-за резкого запаха производители охлаждающих жидкостей добавили в состав специальную присадку, частично компенсирующую неприятный запах. Еще одна непременная составляющая – краситель. Его добавляют для придания раствору определенного цвета. Оттенок помогает легко отличать тосол от охлаждающей жидкости другой марки.
Почему не стоит заливать воду в радиатор?
Один из вопросов, который волнует автолюбителей — почему не рекомендуется заливать воду в радиатор автомобиля? Дело в том, что в тосоле содержатся специальные вещества-присадки, которые берегут металл радиатора от коррозии. Зачастую теплообменники ржавеют изнутри. Антикоррозийная присадка создает внутри радиатора специальную пленку. Через нее влага не может воздействовать на металл и вступать с ним в реакцию. За счет этих антикоррозионных свойств удается в несколько раз продлить жизнь двигателю и радиатору.
Для большинства прочих жидкостей на основе воды трудно поддерживать нужное состояние при минусовых температурах. Но тосол в двигателе не замерзнет. В этой жидкости содержится спирт. За счет этого вещество не будет замерзать даже при экстремальных температурах. Закипает тосол только при 110 градусах, что тоже является достаточно важным свойством.
Правила выбора тосола
Сегодня на отечественном рынке существует огромное количество тосолов и антифризов разных марок. Следует помнить, что цвет не влияет на технические характеристики, однако он сигнализирует о тех или иных свойствах вещества и помогает различать жидкости. Кроме того, он помогает отличать производителей и правильно смешивать антифриз, например, когда нужно долить в радиатор охлаждающую жидкость.
Температура, при которой эта ОЖ закипит, находится в диапазоне от 104 до 112 градусов. Один из способов приобрести качественную жидкость — проверка уровня плотности. Хорошие показатели — от 1,060 до 1,090 грамм на кубический сантиметр. Замена тосола производится на ту же жидкость, что и была залита в машине.
Что такое тосол и зачем он нужен? Охлаждающая жидкость для автомобиля
Практически каждый более-менее опытный водитель знает, что такое тосол. Не знают этого либо девушки, либо начинающие водители, которые за рулем находятся недолго. Однако рано или поздно придется понять, что это за жидкость такая. Это необходимо знать, ведь даже в инструкции к автомобилю, которая предназначена для владельца, указан рекомендуемый уровень тосола в системе. Предполагается, что этот уровень должен контролировать владелец.
Что такое тосол? И какова его роль?
С этой задачей может справиться обычная вода летом, однако зимой она может замерзнуть. Ее замерзание приведет к образованию льда и его расширению. В результате трубы, в которых циркулирует вода, могут лопнуть. А вот антифриз или тосол не замерзают из-за специальных добавок в составе. Следовательно, они могут использоваться даже зимой. Такие охлаждающие жидкости есть в каждом автомобиле – без них работа двигателя внутреннего сгорания невозможна. Однако стоит уточнить, что тосол – это старое название данной жидкости. Сегодня используется термин «антифриз». По сути, это одно и то же, просто люди называют его по-разному.
Свойства тосола
Тосол способен обеспечить эффективный отвод тепла зимой и летом благодаря своим свойствам:
Все это позволяет эксплуатировать тосол при любых температурах воздуха на улице. Отметим, что тосол не должен замерзать при низких и закипать при высоких температурах, однако некоторые водители жалуются на то, что в расширительном бачке закипает тосол, и это сказывается на давлении внутри системы и росте температуры двигателя. Закипание возможно в том случае, если владелец сильно разбавил охлаждающую жидкость водой. Так иногда поступают, когда уровень жидкости спадает, что может свидетельствовать о протечке. В некоторых случаях закипание может произойти из-за нерабочего вентилятора охлаждения. В случае закипания тосола его необходимо заменить на новый. К счастью, данный продукт является недорогим.
Как поменять тосол?
В течение всего срока службы охлаждающая жидкость меняет свои свойства: запас щелочности снижается, склонность к пенообразованию растет, увеличивается химическое взаимодействие с металлами (может возникать коррозия). Считается, что менять тосол необходимо один раз в течение трех лет либо спустя 60 тысяч километров пробега. Также стоит учитывать, что, если тосол ранее был разбавлен водой или вместо него вообще использовалась только вода, то на стенках элементов охлаждающей системы обязательно будет образовываться накипь. Если накипь будет иметь толщину 1.2-2 мм, то эффективность охлаждения снизится. Также эксперты утверждают, что это повысит расход бензина приблизительно на 8-10%. Поэтому перед заменой необходимо промывать двигатель с использованием специальных средств для предотвращения образования накипи.
Заменить тосол проще простого – под капотом предусмотрены специальные отверстия для слива и залива охлаждающей жидкости. Для начала его необходимо слить. В нижней части двигателя есть отверстие, через которое осуществляется слив. Его необходимо открутить и подождать пару минут (пока вся жидкость стечет). В зависимости от модели мотора это отверстие может находиться в разных местах, поэтому указывать точное его местонахождение нет смысла. В любом случае в инструкции к автомобилю должно быть указано место, через которое осуществляется слив. Также там указано место, куда заливать тосол необходимо. Но это и так интуитивно понятно.
После слива старого тосола необходимо залить новый. Под капотом автомобиля вы увидите расширительный бачок для тосола. Часто на нем есть пометка, которая показывает, до какого уровня необходимо заливать тосол. Ставите лейку в бачок и заливаете тосол до отметки. Если ее нет, необходимо залить расширительный бачок до середины. Считается, что это оптимальный уровень. Если залить жидкость сверх нормы, в процессе циркуляции по системе она будет нагреваться до температуры 80-110 градусов. При этом тосол будет расширяться, в результате чего он сможет просочиться через крышку и залить все под капотом. И хотя в этом ничего страшного нет, это довольно неприятно. Поэтому не нужно слишком усердствовать и переливать требуемый уровень.
С водой и другим антифризом
Цвета
Цвет никак не влияет на физические параметры продукта. Даже бесцветные антифризы эффективно работают, а красители в них добавляют, чтобы водителям было проще различать разные типы охлаждающих жидкостей. Однако не существует жесткой стандартизации, которая бы применялась к цвету тосола, поэтому сегодня многие производители (к примеру, Volkswagen) красят антифризы в цвета, которые посчитают нужными.
Что касается смешивания между собой антифризов разных цветов и марок, то это тоже не рекомендуется, хотя активно практикуется многими водителями. Дело в том, что в разных марках антифриза могут содержаться различные присадки. Они могут плохо «ладить» между собой, из-за чего некоторые из них будут выпадать в осадок. Так, рабочие параметры жидкости поменяются, и в результате эффективность охлаждения упадет.
Подделки на рынке
Можно ли проверить качество?
К сожалению, самостоятельно нельзя проверить качество охлаждающей жидкости при покупке. Оно будет заметно спустя время и небольшой пробег. Уже после первой тысячи километров можно посмотреть на состояние жидкости в расширительном бачке, и если она будет пениться, то это значит, что тосол был плохим. Его желательно заменить на новый, ведь неизвестно, что намешали туда производители.
Где покупать?
Приобретать тосол нужно в месте, где вам ответят на все вопросы и претензии, если таковые возникнут. Магазин, где вы приобретаете тосол, должен гарантировать качество продукта. Не стоит покупать охлаждающую жидкость на рынках автозапчастей, ведь там продавцы могут подсунуть что угодно. К тому же они не выдают чеков, поэтому вероятность купить подделку в таком месте крайне высока. Ни в коем случае нельзя покупать данный продукт у продавцов, в репутации которых не уверены. Лучше немного переплатить, но купить действительно хороший продукт. В противном случае небольшая экономия пары десятков рублей может вылиться в дорогой ремонт двигателя или охлаждающей системы.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое тосол и какова его роль в системе двигателя внутреннего сгорания. Это сложный раствор, который нельзя приготовить в гаражных условиях. При производстве тосола осуществляется контроль за жидкостью на всей стадии изготовления, и изготовить его может только крупная компания с солидными производственными мощностями и сырьевой базой.
Ни один современный двигатель не обходится без антифриза, и в том случае, если в расширительном бачке или в системе в целом его не окажется по любой причине (протечка, например), то двигатель сильно перегреется и, вероятно, полностью выйдет из строя. В результате его придется везти в СТО на капитальный ремонт. Учитывая, что такое тосол и насколько он важен для мотора, стоит следить за уровнем охлаждающей жидкости в бачке и использовать только качественный, надежный продукт.
Тосол, антифриз, охлаждающая низкозамерзающе ая жидкость часть1
ТОСОЛ — название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 г. для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов (этанол, бутанол, метанол). Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от состава.
За рубежом термин «antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях. Термин «engine coolant concentrate» (дословно — «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.
Исходя из сказанного, в статье будем использовать термины «охлаждающая жидкость» или просто «жидкость».
По причине выделения значительного тепла при сгорании топлива и от действия сил трения автомобильные двигатели нуждаются в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения (например, VW Beetle), начиная с некоторого времени, перестали представлять коммерческий интерес. Главным образом, это обусловлено требованиями защиты окружающей среды.
Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, значительно. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть — в дизельном.
Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.
Солевые теплоизоляционные накипи снижают теплоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров. Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения. Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°С, кипит при 100°С (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°С.
Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.
Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65-82°С), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°С) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прокачиваемость).
Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.
В ГОСТ 28084 указано, что для разбавления концентрата ОЖ используют дистиллированную воду, конденсат и пресную воду общей жесткости до 6,0 моль/мЗ. ASTM D 3306 рекомендует для приготовления растворов муниципальную (обработанною) или природную воду с небольшим содержанием минеральных веществ.
ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель.
ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Ресурсные тесты дорогостоящие и длительные. Например, 1 264 ч испытаний на моторном стенде по методике ASTM D 2570 соответствуют около 75 тыс. км пробега автомобиля, а эксплуатационные испытания проводят в течение 2-3 лет.
Сертификация ОЖ добровольная, а поэтому необязательна.
Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации»), а для грузовых автомобилей и тяжелой техники — в ASTM D 4985 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации»), требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости Supplemental Coolant Additive (SCA).
ASTM D 3306 и ASTM D 4985 содержат перечень физико-химических свойств и эксплуатационных требований к антифризам со ссылками на соответствующие стандартные методы испытаний (тоже ASTM).
Кроме общих стандартов многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-М или система нормативов G концерна Volkswagen.
Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимую концентрацию силикатов, буры и хлоридов. Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные. Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии.
При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.
Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ, Но иногда жидкость стареет раньше. При этом:
— образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (-1О…15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить;
— жидкость становится рыже-бурой, значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно немедленно заменить независимо от того, сколько она прослужила. Плотность, температуры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных жидкостей на основе этиленгликоля могут немного отличаться друг от друга.
В эксплуатации плотность ОЖ проверяют ареометром. Плотность косвенно указывает температуру начала кристаллизации (застывания) и кипения.
Совместимость охлаждающих жидкостей
Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек.
В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором — охлаждающую жидкость той же марки.
Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать. Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.
Влияние антифриза на склонность двигателя к перегреву
Температура кипения ОЖ-40 (44% воды и 56% этиленгликоля) при атмосферном давлении не менее 108°С. В предкипящем состоянии уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя. При постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на пару градусов) температурой кипения соответственно с более высокой плотностью. Охлаждающая жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля) кипит при температуре выше 110°С (при атмосферном давлении).
Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах.
Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке.
Импортные антифризы предназначены:
ASTM D 3306 — для легковых автомобилей и легких грузовиков;
ASTM D 4985 — для тяжелой техники;
G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов);
G 12 — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).
Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения.
Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» — ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке — плотно контактировать с горловиной.
Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра неупругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать.
Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация — полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т.д.
Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата — чуть больше (пять).
Хорошая охлаждающая жидкость дешевой быть никак не может. Меняют ее не часто. Экономить на жидкости не стоит.
Проверка после покупки
Все параметры жидкости полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно.
Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость.
Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) недопустим.
Плотность проверять можно, но она — не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные соли, часто вредные. Но все же лучше проверить.
Устойчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель допускает разбавление концентрата водопроводной водой. Для проверки можно налить концентрат в прозрачную емкость из термостойкого стекла, добавить столько же воды из водопровода и довести до кипения. Дать постоять около часа и сравнить внешний вид (прозрачность в проходящем свете) с таким же раствором, но не прокипяченным. Видимых отличий быть не должно.
Что такое «ТОСОЛ» и для чего он нужен? Что такое «ТОСОЛ» и для чего он нужен?
Какие основные свойства «ТОСОЛА»?
Не замерзает при низких температурах не воспламеняется не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя не пенится не воздействует на материалы системы охлаждения, стабильный при эксплуатации и хранении имеет высокую теплопроводность и теплоемкость.
Какие виды «ТОСОЛА» бывают? В соответствии с ГОСТ 28084-89 — имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084-89. В то же время, другие ТУ более позднего периода обычно «от лукавого», и их насчитывается как минимум десяток. Организации стремятся не следовать ГОСТ, не улучшить его, а приноровить новое ТУ к выпускаемому продукту, который обычно хуже по нескольким параметрам, и, как правило, такие вопросы легко решаются. Наиболее распространенным является ТУ88 Украины 264-08-93, разработанное на основе указанного ГОСТ с названием ТОСОЛ А40-М. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М- модернизированный, 40 — температура замерзания. К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.
Какая разница между отечественными и зарубежными «ТОСОЛАМИ»?
Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.
Как разводить «ТОСОЛ» (концентрат)?
Как часто надо менять «ТОСОЛ»?
Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы «ТОСОЛА» — около 3 лет, или 60 тыс. км. пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1,075 кг/см3
Как заменять «ТОСОЛ»?
Если в летнее время вместо «ТОСОЛА» использовалась простая вода, то почти наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь. В этом случае (да и в любом случае), систему охлаждения следует тщательно промыть водой, в которую добавлены средства для предотвращения накипи, дать поработать двигателю 15-20 мин, 2-3 раза промыть водой.
Коррозионная активность Тосолов, как упоминалось выше, кроется в их основе этиленгликоле и зависит от качества введенных добавок. Ее определяют по отношению к меди, латуни, стали, чугуну, алюминию и припою путем выдержки этих металлов и припоя в охлаждающей жидкости на протяжении 336 часов (14 суток) при температуре 8820С. Приятно, что протестированные образцы достаточно бережно относятся к металлам.
Пенообразование. Этот показатель включает в себя объем пены, который не должен превышать 30см3, и устойчивость пены, которая должна быть не более 3 с. Излишнее вспенивание Тосола резко ухудшает теплоотдачу, что способствует перегреву двигателя. Однако Тосолы из нашего теста излишним пенообразованием не грешат: все уложились в отведенные нормы.
Набухание резины. Резина является незаменимым материалом в автомобилестроении в первую очередь благодаря своей эластичности и способности поглощать вибрации и ударные нагрузки. Количество наименований резинотехнических изделий в конструкции автомобиля превышает 500. Конечно, только совсем малая их доля контактирует с охлаждающей жидкостью, но все же набухание резины также нормируемый для Тосолов показатель. Он не должен превышать 5%. Проверка по этому параметру также порадовала, так как замечаний не вызвал ни один из образцов.
Цена и качество
По качеству Тосолы оказались в большинстве своем качественными: из 11 протестированных образцов 8 получили оценку «отлично». Это марки «Азмол», «Аквилон», «Алтек», «Вамп», «Дзержинский», «Леол», «Магнум» и «ШЗХР». Общая оценка «хорошо» у двух охлаждающих жидкостей – KAZAN и «Экспо-Хим». Один ТОСОл – «Укравтохим» получил оценку «удовлетворительно» из-за температуры замерзания.
Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛА»?