Трамвай и троллейбус чем отличаются
Разница между трамваем и троллейбусом
И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.
Определение
Трамвай – общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.
Трамвай
Троллейбус – транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.
Троллейбус к содержанию ↑
Сравнение
Итак, трамвай имеет много общего с поездом. Это касается и внешнего вида в целом, и металлических колес, и способа передвижения – по рельсам. Троллейбус же сродни автобусу: та же форма кузова, те же резиновые шины, то же используемое для перемещения дорожное полотно.
Отличие трамвая от троллейбуса проявляется также в самом движении. То, что путь трамвая пролегает по рельсам, лишает такой транспорт возможности маневрировать, а кривые, по которым он проходит, имеют больший радиус. С другой стороны, управлять трамваем сравнительно несложно.
Для троллейбуса вполне реально объезжать встречающиеся на пути препятствия, к примеру стоящие впереди машины. Радиус линий передвижения троллейбуса может быть меньше, чем у трамвайного вагона. Вдобавок ко всему резина на колесах этого транспортного средства обеспечивает лучшее сцепление с дорожной поверхностью, что позволяет более успешно преодолевать трассу с уклоном вверх.
Расположенные на крыше обоих видов транспорта токоприемники также отличаются своей формой: у трамвая они ромбовидные, у троллейбуса – прямые. Троллейбус использует для движения два провода с разными полюсами. У трамвая роль второго провода играют рельсы. Заземление, которое обеспечивается при этом, делает трамвай более электробезопасным средством передвижения.
Рассмотрим, в чем разница между трамваем и троллейбусом, если сравнить их вместимость. Трамвай в данном плане обладает лучшими возможностями, особенно если учесть, что при необходимости количество его вагонов можно увеличивать. Часовая загрузка линии «классического» трамвая в два раза больше, чем тот же показатель у троллейбуса.
Как меняется общественный транспорт
Трамвай или автобус? Когда-то этот вопрос чаще всего звучал в 90-х. Сегодня безоговорочно выигрывает электробус, который занимает некое промежуточное состояние между трамваем и автобусом. На сегодняшний день – это наиболее выгодное решение как в техническом, так и в экономическом плане.
Общественный транспорт уже давно является достоянием специалистов. Растущий акцент на новую стратегию индустриализации, которую готовит в РФ Минпромторг, подразумевает не только выпуск линейки беспилотников и электромобилей, но и продвижение существующих технических решений, на основе форсированного перехода к импортозамещению.
Трамвай – забытый, но самый лучший общественный транспорт?
Развитие общественного транспорта привело к тому, что дискуссия о его будущем иногда смещается из предметной сферы в обыденное мировоззрение. Например, представляет ли вы Москву без трамваев? Оптимальная эффективность трамваев проявляется в крупных городах, мегаполисах. центрах цивилизации. И это не случайно. Их преимущество заключается в пассажировместимости, а также с точки зрения соотношения потребляемой энергии и производительности.
В свою очередь, использование стальных колес, двигающихся по стальным рельсам, по сравнению с резиновыми шинами автобусных колёс на обычной асфальтированной поверхности снижает сопротивление качению на 85–99%.
Многое, конечно, зависит от типа транспортного средства, нагрузки, особенности маршрута и стиля управления транспортным средством. Включение только кондиционирования воздуха может значительно увеличить потребление энергии. Пассажирские информационные системы также относятся к энергозатратному оборудованию. Трамвай потребляет большую часть энергии для ускорения, а дизельный автобус расходует топливо для поддержания уже набранной скорости.
Напрашивается вывод, что стоимость владения трамваем гораздо ниже. Если бы не одно «но». По оценкам министра транспорта Московской области, строительство 1 км трамвайной линии может обойтись в 1 млрд. рублей.
Электробус вместо трамвая
Дальнейшие расчёты показывают, что в целом энергопотребление трамвая на 1/3 ниже чем у автобуса. И вот почему:
Электробус – ведущий вид общественного транспорта в Европе
Потребление энергии электробусами с литий-ионными батареями позволяет разместить их по экономичности на уровне троллейбусов, а в благоприятных условиях общественный транспорт XXI века вполне сопоставим с трамваем. Предлагаемые на рынке электробусов решения очень разнообразны. Потенциальный потребитель может выбрать тип и ёмкость батарей, а также способы зарядки. Немаловажное значение имеет пассажировместимость, гарантийные сроки безремонтной эксплуатации, но и, конечно, цена.
Троллейбус – всегда живой…. И самый экономичный!
До сих пор троллейбус являлся неким компромиссом между трамваем и автобусом. Потребление энергии на уровне 0,19 кВт/ч приближают его к трамваю, а пассажиропоток и «мобильность» к автобусу. Троллейбус также зависит от сети, но может в определенной степени перестроить маршрут, чтобы избежать препятствий. Строительство троллейбусной сети дешевле, чем трамвайной. А на сегодняшний день автопроизводители работают над конструкцией троллейбуса, которые способен преодолеть определенный участок пути, используя в качестве генератора энергии двигатель внутреннего сгорания.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Чем отличается трамвай от троллейбуса
Разница между трамваем и троллейбусом
И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.
Трамвай – общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.
Троллейбус – транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.
Сравнение
Итак, трамвай имеет много общего с поездом. Это касается и внешнего вида в целом, и металлических колес, и способа передвижения – по рельсам. Троллейбус же сродни автобусу: та же форма кузова, те же резиновые шины, то же используемое для перемещения дорожное полотно.
Отличие трамвая от троллейбуса проявляется также в самом движении. То, что путь трамвая пролегает по рельсам, лишает такой транспорт возможности маневрировать, а кривые, по которым он проходит, имеют больший радиус. С другой стороны, управлять трамваем сравнительно несложно.
Для троллейбуса вполне реально объезжать встречающиеся на пути препятствия, к примеру стоящие впереди машины. Радиус линий передвижения троллейбуса может быть меньше, чем у трамвайного вагона. Вдобавок ко всему резина на колесах этого транспортного средства обеспечивает лучшее сцепление с дорожной поверхностью, что позволяет более успешно преодолевать трассу с уклоном вверх.
Расположенные на крыше обоих видов транспорта токоприемники также отличаются своей формой: у трамвая они ромбовидные, у троллейбуса – прямые. Троллейбус использует для движения два провода с разными полюсами. У трамвая роль второго провода играют рельсы. Заземление, которое обеспечивается при этом, делает трамвай более электробезопасным средством передвижения.
Рассмотрим, в чем разница между трамваем и троллейбусом, если сравнить их вместимость. Трамвай в данном плане обладает лучшими возможностями, особенно если учесть, что при необходимости количество его вагонов можно увеличивать. Часовая линии «классического» трамвая в два раза больше, чем тот же показатель у троллейбуса.
Таблица
Трамвай | Троллейбус |
Похож на поезд | Похож на автобус |
Металлические колеса | Резиновые шины |
Передвигается по рельсам | Передвигается по дорожному полотну |
Не может маневрировать | Способен объезжать препятствия |
Больший радиус путей | Может передвигаться по линиям меньшего радиуса |
Токоприемники ромбовидные | Токоприемники прямые |
Роль второго провода играют рельсы | Для движения использует два провода |
Вместительность больше | Меньшая вместительность |
Чем отличается трамвай от троллейбуса. Разница между трамваем и троллейбусом. Достоинства троллейбуса по сравнению с автобусом
Общего у трамвая и электрички много. Это рельсовый транспорт на электрической тяге. Поэтому существуют даже трамваи-электрички, которые могут ходить одновременно и как городской, и как пригородный транспорт. Однако отличий у них тоже очень много. История развития трамваев более древняя.
Они возникли как рельсовый транспорт на конной тяге. Со временем лошадей заменило электричество. Электропоезда это более современное изобретение. Они создавались, когда электричество стало применяться как движущая сила в железнодорожном транспорте и не теряют своей актуальности до сих пор.
Главные отличия трамваев и электричек
Основное отличие трамваев от электричек это их назначение. Трамвай преимущественно транспорт городской, а электричка — пригородный. Этим продиктованы их отличия в техническом плане:
В последние годы, когда проблема защиты окружающей среды становится всё более серьёзной, пассажирскому транспорту на электрической тяге стали уделять больше внимания.
Во многих странах выделяют средства на развитие городского и пригородного электротранспорта. Этот транспорт надёжен и у него полностью отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. Работать он может в любых климатических условиях.
Трамваи и электрички становятся всё более комфортными, современными и имеют большие перспективы дальнейшего развития.
У каждого вида транспорта есть свои недостатки и преимущества, которые влияют на выбор наиболее подходящей системы в каждом конкретном случае.
1. Основоное отличие трамвая от остальных типов общественного транспорта заключается в том, что у него есть однозначное право проезда. В большинстве случаев у трамвая есть выделенная полоса движения, выезд на которую остального транспорта ограничен физическим барьером (столбики, поребрик и пр.). В тех случаях когда такова отделения нет, например в тесном центре города, в игру вступают правила дорожного движения, которые запрещают, за некоторыми исключениями выезд на трамвайные пути.
Все это дает трамваю очевидное преимущество в современном городе: время в пути не зависит от пробок. Такая стабильность и есть основное конкурентное преимущество трамвая перед автобусами и даже такси.
Необходимо отметить, что в последние 10-15 лет становится популярным так называемый BRT (Bus Rapid Transit). Такая система представляет из себя выделеную полосу (включая установку физических барьеров), приподнятую над основным уровнем проезжей части, или просто полосу другого цвета, выезд на которую частному транспорту запрещен. В данном случае строительство инфраструктуры обходится дешевле чем трамвайные пути, а плюс от независисмости от пробок остается.
2. Троллейбус имеет ряд преимуществ перед автобусом, причем со временем эти преимущества немного тускнеют. На протяжении всего ХХ века троллейбус был более экологичным видом транспорта чем автобус.
(Да, электроэнергию для троллейбуса надо тоже выработать, однако выбросы электростанции находятся не в центре города, на уровне тротуаров, где ими все дышат, а на некотором отдалении, выбрасываются они из трубы, где легче обеспечить эффективное использование топлива и контроливать уровень загрязнения; да и вообще электростанции бывают гидро-, ветро- и даже приливные.
) На сегодняшний день троллейбус остается более экологичным, чем автобус однако разница уже не столь критична чем 50 лет назад. Второе преимущество — тишина. Троллейбус (в хорошем состоянии) практически бесшумен, причем бесшумен настолько что становятся слышны всякие дополнительные устройства, которые в автобусе не слышно: щетки стеклоомывателя, гидроусилитель руля и т.д.
Третье преимущество троллейбуса является следствием общего премимущества электродвигателей над двигателями внутреннего сгорания. Максимальный момент (torque) доступен все время (а не в определенном диапазоне оборотов), именно эта характеристика обуславливает разгон и грузоподъемность транспортного средства. То есть троллейбус более приемист при старте в горку и это важный плюс в гористых городах типа Сан-Франциско. Также есть возможность использовать регенерацию энергии при торможении или спуске.
У троллейбуса есть и много недостатков, в основном связанных с контактной сетью: ее создание и обслуживание относительно дороги, изменение маршрутов в связи с этим весьма трудоемко, а с эстетической точки зрения провода над городом не очень красивы.
Фонд «Городские проекты» выпускал два подробных сайта, посвящённых описанию преимуществ и недостатков троллейбуса и трамвая. Они написаны простым языком, понятным для неспециалиста:
У троллейбуса и трамвая есть одно малоизвестное, но очень сильное преимущество перед автобусом — это стабильность присутствия. Автобусный маршрут можно перенести на другую улицу росчерком пера.
Трамвайный маршрут росчерком пера с одной улицы на другую не уберёшь — нужно перекладывать рельсы, а рельсы — это ещё надводная часть айсберга. Рельсы кладутся на специальную подушку. Чтобы её положить, надо чтобы такое допускали проложенные тут подземные коммуникации.
В некоторых случаях приходится перекладывать коммуникации по другой траектории или закапывать глубже. Это может стать самой затратной частью прокладки новой рельсовой линии.
Кроме рельсов, нужно ещё перекладывать контактную сеть. А контактная сеть — это не просто «провода на фонарных столбах». Это ещё и питающие эти провода электрические подстанции в близлежащих дворах. Добротные капитальные будки, для которых придётся выделять место и деньги на строительство. Эта часть расходов относится не только к переносу трамвайной, но и троллейбусной линии.
В общем, убрать трамвай и троллейбус с одной улицы на другую — дорого, поэтому подобные вещи мэрия не делает просто по прихоти. Как правило, если по улице проложили трамвайную или троллейбусную линию — это стабильно и надолго.
А в местах, которые легко доступны при помощи городского транспорта, всегда сразу расцветает бизнес-активность. И поскольку хороший бизнес планирует свою работу на несколько лет вперёд, бизнес очень любит стабильность условий. И очень не любит непредсказуемость. Поэтому трамвайные и троллейбусные линии для него гораздо привлекательнее, чем автобусные.
Ещё больше бизнес любит метро, вокруг строящихся станций тут же расцветают десятки магазинов и торговых центров.
Дополню два других ответа, правда, скажу о трамваях, а не троллейбусах.
Интересно, что не назвали ещё одно важное преимущество трамвая перед трамвая перед автобусом и троллейбусом: он безопаснее.
Благодаря предсказуемости, простоте контроля и управления при правильной эксплуатации рельсовый трамвай гораздо реже участвует в авариях. Да что там, трамвай — единственный вид городского транспорта, который допускается до пешеходных зон.
Есть редкие исключения (например, Будапешт, где по пешеходным зонам ходят троллейбусы), но есть и ещё более интересные крайности, подтверждающие правила. Например, в Порту на историческом мосту дона Луиша, построенном ещё Эйфелем, совмещена узкая пешеходная зона и линия метро (!) — а метро Порту обслуживается трамвайным подвижным составом.
Трамвайчик на скорости в 60 км/ч выныривает из тоннеля, звонит звонком, толпа разбегается. Все живы-здоровы и счастливы.
Ещё одна важная черта трамвая — это возможность организовать перевозку огромного числа пассажиров без усложнения управления ТС и загромаждения проезжей части.
Огромные трёхсекционные автобусы, которыми трудно управлять, и которые могут в одиночку перегородить перекрёсток, всё равно не дотягивают по вместимости до современных 5 и 7 секционных трамваев (это в тему бесперспективности BRT, которые строят разве что в Колумбии да Венесуэле).
До кучи, проложить трамвайные рельсы по бездорожью и пустырям всё-таки дешевле, чем построить шоссе, при наличии инфраструктуры.
И трамвай, и троллейбус – виды пассажирского транспорта, приводимые в движение с помощью электричества. Однако они обладают разными возможностями и техническими характеристиками.
Определение
Трамвай – общественный вид транспорта, функционирующий с помощью рельсов и электротяги.
Троллейбус – транспортное средство с электрическим приводом, совмещающее в себе возможности автобуса и трамвая.
Чем троллейбус отличается от трамвая?
Троллейбус очень похож на автобус только с рогами (по русски говоря) для подачи тока. Они движутся за счет электрического тока, который подается через эти рога по направляющим. В свою очередь направляющие проложены по определенному маршруту.
Если нет электричества троллейбусы могут ездить сложив «рога».
Трамвай ездит исключительно по рельсам, это наземный вид транспорта. Так же движется от электричества. На верху у него вместо рогов ромбик или его производная.
Самое основное отличие троллейбус ездит по обычной дороге, а трамвай только по рельсам. А так питаются оба от электричества.
Трамвай наиболее старый вид транспорта.
Помню, что в детстве я очень долго не мог запомнить, чем же отличаются троллейбус и трамвай.
В результате, когда стал немного разбираться, запомнил эти транспортные средства для себя по одному признаку.
В названии троллейбуса есть слово «бус», которое с английского языка переводится, как автобус. Поэтому я запомнил, что троллейбус, как и автобус, едет на обычных колесах по обычной проезжей части и только своими рогами присоединяется к электропроводам.
А трамвай всегда едет по путям, как поезд, и колеса у него металлические.
Таким образом, часть слова «бус» в слове «троллейбус» помогла мне запомнить отличия этих видов общественного транспорта.
Очень хороший и своевременный вопрос. Например в нашем городе хозяин города еще в 20000 году уничтожил трамваи, да и троллейбусов почти не осталось. Так что наша молодежь понятия не имеет чем отличается трамвай от троллейбуса. А я вот еще помню. Главное, что троллейбус на колесах с шинами и электричество принимает по двум каналам. А вот трамвай «привязан» к рельсам и у него железные колеса.
И троллейбус, и трамвай, являются видами пассажирского транспортного средства, которые приводится в движение с помощью электрического тока. Только у троллейбуса есть пневматические шины, а питание передаётся, через две штанги установленные на крыше. А трамвай движется по рельсам, а запитывается через рельсы и специальную дугу на крыше вагона.
Только есть ещё несколько признаков отличия трамвая от троллейбуса.
Трамвай и тролейбус действительно имеют различия, а именно:
Трамвай больше похож на поезд.А троллейбус больше похож на автобус.
Трамвай очень по виду похож на автобус, только на крыше у него так называемые рога, за счет которых он и ездить, то есть питается энергией. Троллейбус больше похож на электричку так же ездит по рельсам, только уже не по пригороду или в метро, а по городским улицам.
Вообще не опаздываю. На рейсовые поезда прихожу загодя, а на общественный транспорт (трамвай, троллейбус, автобус) как опоздаешь? Они же ходят с интервалом в 5-10 минут. К тому же, я очень редко ими пользуюсь, предпочитаю ходить пешком.
Даже школьникам дают замечание и учат их снимать рюкзаки в таком случае, а к взрослому просто некоторые видимо боятся обратиться и терпят такое » Рюкзачное хамство».
Логично рядом не стоять в общественном транспорте рядом с любителем своего » Рюкзака «, дать замечание разумеется можно, только вот вряд ли подействует. Сразу начнется истерика на тему
На снимке билеты «Мосгортранса» образца 2012-2013 годов. Их внешний вид практически не менялся с 2008 года. Чего не скажешь о стоимости.
Троллейбус как общественный вид транспорта. Справка
Власти Москвы обнародовали план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем в российской столице, в котором прописаны традиционные и новые меры по борьбе с пробками. В частности, предлагается сузить некоторые полосы, а такжеотказаться от троллейбусов, ходящих в центре города.
Троллейбус – безрельсовое транспортное средство (обычно пассажирское) с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания через контактную сеть с помощью штангового токоприемника.
Также троллейбус может оснащаться системами автономного хода на аккумуляторах, суперконденсаторах или двигателях внутреннего сгорания. Одна из разновидностей последнего варианта – когда электрический и дизельный двигатели имеют независимую передачу – называется дуобус.
Троллейбус используется преимущественно в городах, однако существуют также и междугородные троллейбусы. Изначально рассматривался как пригородный транспорт, позже нередко он стал заменять трамваи на участках, где их использовать неудобно, например, в исторических центрах городов с узкими улицами.
Троллейбус занимает особое место среди других видов городского пассажирского транспорта. Доказано, что это наиболее экологический вид транспорта после метро.
Троллейбус – малошумный вид общественного транспорта. Теоретически троллейбус можно сделать и совсем бесшумным. Обычно шум в троллейбусе исходит от компрессора, систем отопления и кондиционирования. Однако полная бесшумность может стать и недостатком, так как при этом пешеход может не заметить приближающийся троллейбус и попасть под колеса.
Достоинства троллейбуса по сравнению с трамваем:
– первоначальные затраты на строительство троллейбусной линии значительно меньше, чем трамвайной, так как для пуска троллейбусной линии не требуется ни вскрытия дорожного полотна, ни строительства обособленного пути, потому что используется существующая дорожная инфраструктура. Необходимо лишь протянуть воздушную контактную сеть.
– относительно высокая маневренность троллейбуса, которая, тем не менее, ограничена контактной сетью.
– резиновые шины троллейбуса имеют лучшее сцепление с дорогой, чем стальные колеса трамвая, что позволяет эксплуатировать его на трассах с большими уклонами.
– дорожное полотно, используемое троллейбусной линией, может использоваться автомобильным транспортом. Движение автотранспорта по трамвайным путям может быть затруднено.
– трамвайные пути требуют трудоемкого ремонта и обслуживания, чего лишена контактная сеть троллейбуса.
Достоинства троллейбуса по сравнению с автобусом:
Троллейбус имеет важное преимущество перед автобусом – за счет электродвигателей имеющих больший КПД, они быстрее разгоняются и могут разгоняться при движении в гору. Это, наряду с экологичностью троллейбуса, сделало этот транспорт особенно выгодным в условиях пересеченной местности, где автобусы трудно преодолевают горы, а трамваи не применимы из-за уклонов. Например, всем известна линия Симферополь-Ялта длиной 86 км, по которой налажено стабильное троллейбусное движение. На этой линии применен дополнительный способ повышения надежности энергохозяйства – натянуто три провода троллера, питаемых от разных подстанций.
Современные троллейбусы по уровню комфорта не уступают автобусам и даже превосходят их, за счет отсутствия запаха бензина и выхлопов в салоне.
Среди других достоинств троллейбуса: они не загрязняют воздух продуктами сгорания; срок службы подвижного состава троллейбуса больше, чем автобуса; затраты на обслуживание троллейбусного парка меньше, чем на обслуживание автобуса.
Недостатки:
– первоначальные затраты на развертывание троллейбусной сети выше, чем для автобусной.
– троллейбус потребляет больше электроэнергии, чем трамвай.
– провозная способность троллейбуса в среднем ниже, чем у трамвая.
– троллейбус очень чувствителен к состоянию дорожного покрытия и контактной сети, особенно к обледенению контактного провода.
– затруднен обгон одного троллейбуса другим, если это не предусмотрено контактной сетью.
– троллейбус не может менять маршрут, хотя и более гибок в этом отношении, чем трамвай.
– троллейбус опаснее трамвая из-за существования «токов утечки».
– троллейбус менее экологичен, чем трамвай – при трении колес об асфальт возникает вредная резиновая пыль.
– существует опасность остановки на обесточенном участке на пересечении и троллейбусной стрелке, например при «подрезании» другим транспортом.
– есть мнение, что контактная сеть троллейбуса несколько портит облик улиц, особенно в исторических центрах городов.
Троллейбусы, пусть и в небольшом количестве, есть во многих странах: в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и многих других.
В настоящее время в мире более 400 городов, которые используют троллейбусы в качестве наземного транспорта. В Великобритании в какой-то момент от троллейбусов отказались, однако в 2010-2011 гг. ожидается ввод в строй городской троллейбусной системы в Лидсе. Что касается крупнейшего троллейбусного парка в Европе (за исключением СНГ), то обслуживает он Афины. Общая протяженность контактной сети – более 350 км.
Самая крупная троллейбусная сеть – в России. По советским градостроительным правилам троллейбус был положен городам с населением большим, чем 200 тысяч человек. По данным на 2009 г., в РФ было 88 троллейбусных городов.
Крупнейшая в мире (по состоянию на 2009 г.) и старейшая в России троллейбусная система расположена в Москве. Протяженность одиночного контактного провода – около 1300 км, длина линий – более 600 км.
Самая северная в мире троллейбусная система – в Мурманске.
На территории СНГ действует 80 троллейбусных систем.
Маршрут Симферополь – Ялта в Украине является самым длинным троллейбусным маршрутом в мире. Его протяженность составляет 86 км.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников