Транзиенты в музыке что это
Динамическая обработка звука
Динамическая обработка представляет собой процесс изменения динамического диапазона сигнала – разницы между самым громким и самым тихим участком аудиосигнала.
Динамическая обработка в современном продакшене является неотъемлемой частью процесса сведения. Если проанализировать популярные композиции в танцевальной стилистике, то можно отметить, что они звучат очень «громко» (правильнее сказать плотно). Такой эффект «громкого» звука – это следствие сужения динамического диапазона сигнала и последующее повышение уровня сигнала (увеличение среднеквадратического значение уровня сигнала – RMS).
RMS (root mean square) – среднеквадратическое(средневзвешенное) значение.
Динамическая обработка в большей степени применяется для упрощения процесса изменения громкости различных участков сигнала. Такую обработку также можно выполнить, используя автоматизацию громкости. Однако в некоторых случаях это занимает слишком много времени. Поэтому не является целесообразным.
Все процессоры динамической обработки, в той или иной мере, применяются для изменения уровня сигнала на определённых участках аудиосигнала.
Основными устройствами динамической обработки звука являются:
Рассмотрим подробнее каждый прибор.
Компрессор
Это самый часто используемый прибор динамической обработки. Он предназначен в основном для сужения динамического диапазона сигнала. Однако его применение этим не ограничивается. Часто компрессор применяется для выделения атаки сигнала, сайдчейн компрессии, склеивания инструментов в группах, а также для создания необычных эффектов.
Классический компрессор имеет следующие параметры:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если обрабатываемый сигнал превысит этот порог, то компрессор включится, и будет обрабатывать сигнал в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент компрессии или степень компрессии (относительная величина: 2:1; 3:1; 4:1 и т.п.). Показывает во сколько раз будет сжат сигнал, который превышает порог срабатывания. Например, если уровень сигнала — 4 дБ, порог срабатывания — 8 дБ (8-4=4 дБ), степень компрессии 2:1, то разница между уровнем сигнала и порогом срабатывания будет сжата в два раза (4:2=2 дБ). Таким образом, после компрессии уровень сигнала уменьшится на 2 дБ и будет составлять 6 дБ.
Attack – время срабатывания (мс). Указывает компрессору как быстро после превышения порога срабатывания необходимо сжать сигнал. Это время от момента превышения порога срабатывания до момента максимальной компрессии («плавность начала компрессии» если так можно выразится). Можно провести аналогию атаки огибающей и атаки компрессора.
Release – время восстановления (мс). Указывает компрессору, как быстро необходимо перейти в режим ожидания (выключится). Этот параметр отображает плавность выключения компрессора (по аналогии с параметром восстановления огибающей).
Make Up (Gain) – компенсация громкости на выходе компрессора (дБ).
После компрессии уровень сигнала снижается (в вышеприведённом примере на 2 дБ) в соответствии с настройками компрессора. Параметр Make Up позволяет скомпенсировать потерянную громкость.
Нужно отметить, что компрессор сжимает сигнал превышающий порог срабатывания (уменьшая его), при этом самые тихие участки (не превышающие порог) остаются без изменений. После компенсации громкости максимальный уровень возвращается на своё прежнее значение, при этом повышается уровень и на всех остальных участках сигнала (тихие участки становятся громче). Такая процедура сужает динамический диапазон сигнала. Это позволяет сделать аудиосигнал более читаемым в миксе.
Компрессоры различаются по алгоритму работы и функциональности. Также существуют многополосные компрессоры, позволяющие отдельно компрессировать различные частотные диапазоны (полосы) сигнала. В таких компрессорах для частотного разделения сигнала используется кроссовер.
Многополосный компрессор iZotope Ozone 7 Dynamics
Для большего понимания предлагаю посмотреть видео «Что такое компрессия звука?».
О том, как настаивать и использовать компрессор читайте в статьях:
Транзиент шейпер
Этот прибор представляет собой урезанную версию компрессора, предназначенную для работы с временными параметрами сигнала (Attack и Release). Классический транзиент шейпер позволяет увеличивать уровень атаки и восстановления сигнала в соответствии с выбранной кривой.
Ярким представителем этого класса устройств является плагин Transient Shaper 2 от компании Schaack Audio Technologies.
Transient Shaper 2
Чаще всего транзиент шейпер используется для усиления атаки.
Лимитер и максимайзер
Лимитер представляет собой компрессор со степенью компрессии ∞:1. Задачей лимитера является ограничение сигнала превышающего установленный порог. Этот прибор имеет те же параметры, что и компрессор (Threshold, Attack, Release и Gain).
Максимайзер – это лимитер с автоматической компенсацией громкости. Это устройство позволяет повысить уровень сигнала на мастере, при этом избегая клиппирования.
Это прибор, который позволяет избавиться от различных шумов. Гейт (gate – с англ. ворота) пропускает сигнал, который превышает порог Threshold и не пропускает сигнал ниже этого порога.
Гейт часто используется при обработке вокала или других инструментов записанных вживую.
Основными параметрами гейта, являются:
Threshold – порог ограничения (дБ). Если сигнал опускается ниже этого порога, то гейт не пропускает этот сигнал (сигнал подавляется). Все что выше порога остаётся без изменений.
Ratio – коэффициент подавления (относительная величина). Показывает насколько сильно сигнал будет подавлен.
Attack – время срабатывания гейт (мс). Насколько быстро (плавно) будет подавлен сигнал.
Release – время восстановления (мс). Насколько быстро (плавно) будет восстановлен сигнал или как скоро полностью выключится гейт после того, как уровень сигнала превысит порог ограничения.
Одним из лучших гейтов на сегодняшний день является FabFilter Pro-G.
Экспандер
Это прибор, выполняющий противоположные компрессору функции. Он позволяет увеличить динамический диапазон сигнала (разницу между самым громким и самым тихим участком).
Существует два вида экспандеров – понижающий и повышающий.
Первый понижает уровень сигнала ниже установленного порога, а второй повышает уровень сигнала выше заданного порога.
Основные параметры понижающего экспандера:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет ниже порога срабатывания, то экспандер включится и ослабит сигнал, не превышающий этот порог в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз ослабится сигнал, не превышающий порог срабатывания.
Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс) (аналогично компрессору).
Основные параметры повышающего экспандера:
Threshold – порог срабатывания (дБ). Если уровень сигнала будет выше порога срабатывания, то экспандер включится и усилит сигнал, превышающий этот порог в соответствии с настройками.
Ratio – коэффициент ослабления (относительная величина). Показывает, во сколько раз усилится сигнал, превышающий порог срабатывания.
Attack и Release – время атаки и время восстановления (мс)(аналогично компрессору).
В качестве повышающего экспандера может быть использован компрессор Waves С1 comp с коэффициентом компрессии от 0,5:1 до 0,99:1.
Деэссер и депоппер
Деэссер – это прибор, который позволяет автоматически устранять шипящие звуки в вокальных партиях в соответствии с настройками.
Для того, чтобы не исправлять шипящие в вокальной партии с помощью автоматизации часто прибегают к помощи деэссера. Однако необходимо отметить, что автоматизация всё же является более приемлемым вариантом (хоть и занимает больше времени).
Депоппер – это прибор, который призван подавлять бубнящие звуки в вокале.
По сути деэссер и депоппер работают по одному и тому же принципу.
Одним из самых популярных деэссеров является FabFilter Pro-DS.
Ещё одним вариантом устранения огрехов вокалиста (шипящие и бубнящие) является использование динамической эквализации.
О том, что это такое читайте в статье «Что такое динамическая эквализация?».
Как я уже говорил, все приборы динамической обработки призваны автоматизировать и ускорить процесс обработки сигнала (выравнивание динамики, выделение атаки, устранение шумов и т.п.).
При сведении композиции динамическая обработка является необходимым этапом, даже если она выполнена без использования вышеописанных устройств.
Сатурация – новое рождение
Анонс
DJSTORE
Сатурация – новое рождение
Немного истории
Раньше, когда ламповые и ленточные микрофоны посылали сигнал на ламповые предусилители, а затем на ламповые лимитеры, перед тем, как попасть на аналоговую микшерную консоль и только потом на ленту, сатурация была не просто вездесуща – она была неизбежна.
Все указанные выше лампы и трансформаторы в составе звукового тракта создавали выраженные эффекты в звуках, которые проходили через них, не говоря уже об эффекте самой ленты. При этом транзиенты (сверхбыстрые всплески энергии в начале каждого звука) понемногу смягчались на каждом этапе звукового тракта, становясь более плавными и мягкими.
Округление/смягчение транзиентов и является одной из основных причин, почему звуки, которые прошли через множество аналоговых наборов, лучше ведут себя в миксе.
Называются эти обертоны гармоническими искажениями по одной причине: они гармонически, то есть музыкально, связаны с оригинальными нотами и обертонами в неискаженном звуке. Люди склонны описывать такие звуки, как богатые или теплые. Не случайно, те же самые слова используют производители плагинов и аппаратных средств в попытке разжечь в сердцах потребителей желание приобрести их продукцию.
Таким образом, влияние двух вышеупомянутых эффектов – смягчения транзиентов и гармонических искажений, приводит нас к явлению, которое лежит в основе художественной и звуковой жизни многих звукоинженеров – сатурации.
Сатурация возвращается в моду
Если раньше насыщение было неизбежным, то теперь, когда цифра захватила мир продакшена, оно стало приобретать все большее значение, и используется для добавления яркости звукам в миксе. Никогда прежде не было такого множества стилей насыщения как в аналоговой, так и в цифровой областях.
Смотря на лавину плагинов, сошедшую за последние несколько лет, можно заметить, что насыщение – основная их функция.
Поэтому, в большинстве обзоров новых девайсаов вы увидите информацию о том, как красиво этот прибор «красит» звук. В девяти случаях из десяти, когда люди говорят о теплоте и окрашенности, просто пропустив звук через «железо», они говорят о насыщении, которое возникает в результате прохождения через звуковой тракт.
Однако насыщение не является панацей от всех бед, есть инженеры, которые считают присутствие сатурации нежелательным и даже раздражающим.
Зачем все это нужно
Зачем вообще заморачиваться? Как вся эта суета с небольшим количеством искажений помогает в чем-то? Давайте разберемся.
Начнем с того, что эквалайзер буквально имеет больше звука для захвата в пределах определенного диапазона частот. Поэтому если вы хотите усилить разборчивость вокала в миксе, увеличив 1 кГц, у вокала появится больше «характера», потому что сам звук станет более плотным и ярким. Это довольно тонкая вещь, которая при сложении 16 или 83 дорожек в миксе создает нечто гораздо большее, чем простую сумму частей.
Далее, в танцевальной музыке, которая основана на резких взрывных звуках для эмоционального воздействия (тот же кик или снейр), сатурация может помочь сделать эти звуки более плотными. А естественный срез транзиентов на первых долях звуков даст компрессорам больше пространства для «дыхания», что позволит лучше контролировать сигнал. Особенно это заметно на звуках с быстрой атакой, и это не только барабаны. Под этими звуками имеются ввиду короткие аккорды, арпеджио, бас линии, струнные щипковые инструменты и вообще любой резкий звук, где начало звука имеет гораздо большую амплитуду, чем сустейн (если он вообще есть).
Проще говоря, если у звука, который вы направляете в компрессор с резкими настройками, уже сглажены транзиенты, устройству не придется обрабатывать множество не пропорциональных объему энергии мгновенных импульсов, которую компрессор пытается контролировать.
Наибольшие неудобства эта проблема приносит при использовании компрессоров VCA/FET или vari-mu типов. Применяя компрессию в звуке с мощным транзиентом, вы можете получить такую степень атаки, от которой будут уставать уши, а поскольку она не пропорциональна остальному звуку, то фактически уменьшает влияние звука как физически, так и эмоционально.
Этот эффект может сыграть с вами злую шутку особенно на барабанных партиях, где добавление компрессии иногда может вызывать эффект уменьшения звукового влияния в миксе.
Насыщение звука перед компрессированием решит эту проблему, так как уменьшит чрезмерную начальную атаку, перераспределив большую часть этой энергии по всему звуку, а насыщение звука после сжатия позволит придать еще больший окрас.
Дисторшн для ясности и панча
Дисторшн и сатурация часто являются недооцененными и неиспользуемыми инструментами в арсенале микшера. Они не только улучшают и создают новые текстуры в источнике, но и позволяют точнее контролировать транзиенты. Это может оказать мощное влияние на общую ясность и панч микса, что и отличает треки, в которых звуки просто сидят на краю динамиков от тех, в которых звуки буквально выпрыгивают из них.
Только тогда, когда вы будете использовать эти инструменты, вы сможете создавать текстурно интересные звуки, которые будут «выпрыгивать» из динамиков и захватывать внимание людей.
Описать звук. О терминах и метафорах
Когда любитель музыки и качественного Hi-Fi звучания пробует описать как звучит его аппаратура, то речь начинает пестреть метафорическими образами — хрустящий звук, слюда, брилианс и тд.
С одной стороны — это очень образные высказывания, которые способны сформировать более верное представление о характере производимого звука. С другой стороны это субъективные ощущения навеянные опеределенным опытом, который у участников этой беседы можнт быть иным. Поэтому понятие «хрустальный» звук, или «хрустящий» — у других людей могут вызывать совсем иные ассооциации.
Я не вижу смысла отказываться от образных сравнений, которые более ярко и точно раскрывают манеру звучания компонентов, но думаю будет хорошо, если такие образы дополнять и более стандартными понятиями, о уоторых мы ниже и поговорим — сцена (эшелонирование, ширина), микро и макро динамика, прозрачность, разрешение или детальность, локализация, транзиенты.
Если вы точно уверны, что понимаете какое значение несут озвученные мной термины, то дальше можно не читать — нового вы не узнаете.
Если же вы хотите построить в своей голове более ясное понимание специфических терминов, то добро пожаловать в это путешествие.
Начнем с самого часто используемого понятия — сцена.
СЦЕНА
Наверняка слышали такие высказывания — звук липнет к колонкам, или звук сжатый, или звук плоский.
Итак, сцена описывает размер. Размер помещения в котором происходит звукозапись, в первую очередь.
У сцены есть ширина и глубина.
Ширина с одной стороны характеризуется разносом колонок между собой — и это логично, чем меньше между ними пространства, тем Уже сцена. Но это скорее побочный эффект, в первую очередь идет речь о виртуальной размере воспроизводимого размера помещения, который строится исходя из самой записи. И виртуальный размер имеет свою ширину.
Если сцена узкая, не суть важно это так воспроизводит музыку ваш аудиосетап или неудавно расставлены акустичсекие системы, то это могут озвучить словами «сцена зажатая». Если же наоборот вы чувствуете масштаб, простор, то обычно в таких случаях говорят — суена «широкая».
Второй важный параметр сцены — это глубина. Хотя звук исходит всего из двух источников (левая и правая АС), но мозг способен воспроизвести трехмерное окружение с учетом разной громкости зуков, анализируя и строя связи откуда звук начался и куда переместился — это ребята просто эволюция, это наши инстинкты, это природа, мы так слышим. Поэтому если с записью и трактом все в порядке то услышите вы трехмерный звук. В конце концов у вас же всего два ухо расположенных параллельно, но это совершенно не мешает вам определить, что звук идет сзади или спереди — это ваш мозг, он умеет так работать.
Поэтому две акустические системы в состояние воспроизвести звук и в глубину. Вы сможете различить, что один музыкальный план как-бы ближе к вам, другой, дальше от вас.
Если сцена уходи далеко за колонки, говорят, что сцена «глубокая».
Если же вы этого не ощущаете, то обычно говорят, что сцена «плоская», или «плоский звук», «2D». Ну вы поняли.
На глубину сцены влияют не только особенности музыкальной записи, но и физическое расположение акустических систем в помещении.
Если АС поставлены вплотную к стене, то скорее всего сцена будет более «плоской», не «глубокой».
Относ АС от стены на 0,40-1 метр позволит повлиять на глубину сцены, но все это сугубо соотносясь с особенностью конкретного помещения.
К понятию сцены так же примыкает понятие локализации и эшелонирования.
Вы можете «посмотреть» на звуковую сцену и увидеть ее глубину, ощутить ее ширину.
Но это общие понятия, потому что сцену формирует кончено же размер помещения в которой велась запись, но она появляется в силу того, что в этом помещении звучат инструменты.
Возможность определить в какой конкретной точке пространства находится источниквиртуального звука — например скрипка, или голова вокалиста — называется локализацией.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ
Локализация — точное определения источника звука (инструмента, вокалиста) в пространстве.
А, вон на метр справа барабанщик ударил палочкой по барабану.
А, пианист сейчас провел пальцами по клавишам рояла на высоте около метра слева на право и немного в глубину.
Вы слышите локализацию инструментов.
А то, что вы слышите, что бас гитарист стоит чуть правее и подальше, А вокалист вышел вперед, ближе к середине сцены — это называется эшелонированием.
Чем это отличается от глубины сцены?
Глубина сцены — это макропонятие — т.е. общая производная звучания свего коллектива, группа играет и мы видим ширину и глубину помещения, где происходит это действо.
А эшелонирование, это определение расположения в глубины конкретного инструмента (звукового образа) на общей сцене. А в целом определение конкретной точки на ширине сцены и расположения источника локального звука в глубину называется локализацией.
Можно так же услышать некую абревиатуру КИЗ. Это кажущийся источник звука — другими словами локализованный звуковой образ, это то, о чем мы только что разговаривали.
А, я прямо вижу, что этот вокалист стоит впереди всех немного левее.
Если аппаратура недостаточно качественная, то она смажет эти тонкие нюансы и вы можете не увидеть ничего из выше сказанного — вместо локализации, вместо глубины сцены, будет звук прилипший к колонкам или идущий из единой точки без нюансов.
МАКРОДИНАМИКА
Еще один термин, который можно часто слышать при описании звучания компонентов.
«У этого усилителя отличная макродинамика!»
Что это означает и что такое вообще макродинамика?
Макро — что-то глобальное, большое.
Проще — это соотношение между тихим звуком и громким.
Вот только что барабанщик нежно пошуршал щеточкой по тарелке или что-то прошептал вокалист, и вдруг как барбанщик вдарит по тарелке, или раз, и пушка выстрелила, как в увертюре Петра Ильича Чайковского «1812».
Такой большой перепад в звучании и есть макродинамика. Длоя примера я показал самый экстремальный вариант макродинамики, но думаю ясно.
Но разве не умеют все усилители сегодня изобразить макродинамику?
А здесь уже придется обратится к быстродействию транзисторов.
Т.е. транзисторы в усилителе для хорошей макродинамики должен быть высокоскоростными, т.е. работающими на высокой частоте, например как транзисторы в усилителе Sansui 907. Простите, но частоту приведу по памяти — поправьте если чуть ошибся — 33-40 Мгц.
При выходе из строя оказывалось проблематично найти такие же транзисторы для 907, такая модель транзистора больше не выпускается, поэтому часто мастера ставили взамен «совместимые» транзисторы Motorola, и все работало, кроме маленького нюанса. Частота транзистора Motorola была ощутимо ниже — 4 Мгц. И как следствие — значительно ухудшевшиеся параметры по макродинамике, и не только.
Вобщем то поэтому и ведут речь до сих пор про макродинамику, если раньше, в 80-х, было очень мало усилителей, и в основном выского класса, имеющих частоты 40-80 Мгц, то сегодня такие транзисторы есть, есть и быстрее, но это не гарантирует, что быстрые транзисторы ставят в бюджетные модели усилителей.
Как пример часто используемый сегодня транзистор 2SA1542 имеет граничная частота коэффициента передачи тока 140 Мгц, и он совсем не новинка. Разработчики-исследвоатели заявляют, что имеют прототипы транзисторов работающих сегодня с терагерцовыми частотами! Впрочем даже электронные лампы развиваются, и ведутся исследования-разработки создания ламп рамером в 6-8 нанометров и работающих на много терагерцовых частотах, которые не снились транзисторам.
Вобщем, для хорошей макродинамики нужно,что бы транзистор сумел выдать в очень маленький промежуток очень большое напряжение.
МИКРОДИНАМИКА
Микродинамика — это нюансировка звука. Более малые формы перепадов напряжения среди больших. Если макродинамика — это соотношение тихого звука и очень громкого, например звук скрипки из полной тишины до своего пика, то микродианмика — это малые перепады звучания этой скрипки внутри основного тона.
Если бы была только макродинамика, то звучание было бы крайне опримитивнено и упрощено, а с микродинамикой оно богато на множество дополнительных звуковых нюансов, мелких тональных перепадов, когда говорят, что «скрипка плачет».
Макродинамика относится к области малых сигналов и создает малые динамические перепады музыки внутри основного звука.
Если усилитель, например, в силу бюджетности, не способен показать микродинамику произведения, то звук окажется более примитивным, с плохой нюансировкой и тогда можно запросто спутать скрипку Страдивари с детским электропианино на батарейках.
ТРАНЗИЕНТ
происходит от слова «транзит», т.е. нечто имеющее склонность к изменению.
Так и есть, транзиент означает переходный процесс, резкие изменения в характере звука.
По сути транзиент означает атаку в начльной ее части.
Звукорежисер может управляя транзиентами придать например ударной установке большую панчовость, или наоборот сделать звук более пластичным и тягучим.
Момент нарастания звука, начало атаки и некоторое ее продолжение — и есть понятие транзиента. В приципе вы можете легко обойтись в рассказе о звуке без этого термина заменив его на слово атака, например.
ИТОГО
Я не ставлю целью рассказать обо всех терминах, что можно использовать в описании звучания вашей аудио системы.
Рассказывайте о своей аудиосистеме, вкусно, сочно, профессиональными терминами и морозными хрустящими метафорами, всем прекрасной музыки.