Требный день в храме что это значит

Требы

Тре́бы – свя­щен­но­дей­ствия и молит­во­сло­вия, совер­ша­е­мые свя­щен­ни­ком по нужде (церк.-слав. «тре­бо­ва­нию») отдель­ных лиц. К ним отно­сятся таин­ства (кре­ще­ние, испо­ведь, при­ча­ще­ние на дому, еле­освя­ще­ние, вен­ча­ние), цер­ков­ные обряды (отпе­ва­ние, погре­бе­ние, освя­ще­ние квар­тиры, дома, колодца, садо­вого участка, машины и пр.) и другие молит­вен­ные чины и после­до­ва­ния, име­ю­щие част­ный харак­тер.

Требный день в храме что это значит. Смотреть фото Требный день в храме что это значит. Смотреть картинку Требный день в храме что это значит. Картинка про Требный день в храме что это значит. Фото Требный день в храме что это значит

Кроме общих бого­слу­же­ний (литур­гия, вечерня, утреня) в Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют част­ные бого­слу­же­ния, назы­ва­е­мые тре­бами (так как они совер­ша­ются по тре­бо­ва­нию, по заказу при­хо­жан), в том числе моле­бен (о живых) и пани­хида (об умер­ших). Они зака­зы­ва­ются там же, где при­ни­мают записки и про­дают свечи.

Моле­бен можно зака­зать Спа­си­телю (бла­го­дар­ствен­ный, о боля­щих, о путе­ше­ству­ю­щих и др.), Божией Матери (разным Ее иконам) или почи­та­е­мым святым – по жела­нию при­хо­жа­нина.

Бог бла­го­во­лит, чтобы мы полу­чали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Бого­ро­дице и святым. Так, напри­мер, молитвы перед иконой Божией Матери «Неупи­ва­е­мая Чаша», к свя­тому муче­нику Вони­фа­тию, пра­вед­ному Иоанну Крон­штадт­скому помо­гают от недуга вино­пи­тия; свя­ти­тель Нико­лай Чудо­тво­рец явля­ется покро­ви­те­лем путе­ше­ству­ю­щих, помо­гает выдать доче­рей замуж, вообще скоро отзы­ва­ется на раз­лич­ные просьбы о помощи; святые воины Феодор Стра­ти­лат, Иоанн Воин, бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Нев­ский и другие, а также Иоанн Пред­теча покро­ви­тель­ствуют пра­во­слав­ным воинам; в болез­нях мы при­бе­гаем за помо­щью к вели­ко­му­че­нику и цели­телю Пан­те­ле­и­мону, святым врачам-бес­среб­рен­ни­кам Косьме и Дами­ану; назва­ние же многих икон Божией Матери (напри­мер, «Всех скор­бя­щих Радость», «Спо­руч­ница греш­ных», «Умяг­че­ние злых сердец», «Мле­ко­пи­та­тель­ница», «Милу­ю­щая», «Ско­ро­по­слуш­ница», «Цели­тель­ница», «Неопа­ли­мая Купина», «Взыс­ка­ние погиб­ших», «Неча­ян­ная Радость», «Утоли моя печали», «Призри на сми­ре­ние») гово­рит о том, что Она – наша усерд­ная Заступ­ница пред Богом в раз­лич­ных нуждах.

Пани­хида слу­жится перед кану­ном – особым сто­ли­ком с изоб­ра­же­нием рас­пя­тия и рядами под­свеч­ни­ков. Здесь же можно оста­вить при­но­ше­ние на нужды храма в память об усоп­ших близ­ких.

Записки на моле­бен или пани­хиду оформ­ля­ются сле­ду­ю­щим обра­зом: вверху ука­зы­ва­ется вид записки (напри­мер, «Моле­бен бла­го­дар­ствен­ный Спа­си­телю», «Моле­бен Вла­ди­мир­ской иконе Божией Матери о здра­вии», «Пани­хида»), а далее пишутся имена обыч­ным поряд­ком.

В храме при­ни­мают записки для поми­но­ве­ния живых и усоп­ших хри­стиан на 40 дней (соро­ко­уст), на пол­года и на год. В этом случае имена запи­сы­ва­ются в поми­наль­ный сино­дик и братия храма в тече­ние ука­зан­ного срока за каждым бого­слу­же­нием молится о наших срод­ни­ках.

Пони­мая, что самое боль­шее, что мы можем сде­лать для наших близ­ких (осо­бенно усоп­ших), – это подать записку о поми­но­ве­нии на литур­гии, не стоит забы­вать молиться о них дома и совер­шать дела мило­сер­дия.

Источник

Некоторые советы духовному чаду. Часть 2

Некоторые советы духовному чаду
Часть 2 (см. Часть 1): Первая исповедь, как готовиться к Причастию, епитимья

Первая исповедь
Слава Богу, если она будет очистительной баней для вашей души и оставит светлые воспоминания. Но пастырский опыт показывает, что враг рода человеческого, сатана, постарается помешать человеку начать духовную жизнь или испортить настроение хотя бы в первые дни воцерковления.

Не сосчитать, сколько раз мне рассказывали о том грустном впечатлении, которое на кающегося произвела его первая исповедь. То священник торопится и не слушает кающегося, то вообще оглушат его неожиданным: «Правило вычитал? Три дня постился?» и дальше не слушают, отсылают. Для того чтобы, по возможности, первая исповедь состоялась и не оставила горького впечатления, дам несколько советов:

· На первую исповедь желательно не приходить в выходные или праздничные дни.
Я прекрасно понимаю, что для работающих людей приходить в выходные удобно, но поймите и вы – в эти дни приходят в храмы на исповедь от сотни и более человек (на Рождество и Пасху – от 300 до 800). При всем желании, священник больше, чем полминуты, уделить каждому не может.

· О первой исповеди лучше договориться со священником заранее.
Лучше, чтобы это было дневное время, тот день, когда священник находится в храме, как говорят – «требный», или «дежурный».

· Если, прежде чем приступить к первому Причастию, (или первому за большой промежуток времени), вы хотите исповедаться основательно, за всю жизнь, то можно разделить исповедь на несколько частей.
За каждый свой приход к священнику (раз или два раза в неделю) вы сможете покаяться за какой-то период жизни или в какой-то части совершенных за свою жизнь грехов.

· Пожалуйста, узнайте, как проходит исповедь в том храме, в который вы хотите прийти на первую исповедь.
В разных храмах и у разных священников порядок совершения исповеди может различаться.
· Исповедоваться основательно, подробно рассказывая о своей жизни, у незнакомого батюшки (например, во время паломничества) не рекомендую.
Если брать в исповеди ее сакраментальную сторону – исповедался и получил от Бога прощение грехов, то подробной беседы тут не нужно, достаточно просто перечислить грехи. Но исповедь – это не только сакраментальное действо, это и духовническое окормление – направление христианина в правильную сторону и его исправление. Однократная беседа, после которой вы уедете и больше этого священника не увидите, исправить и направить в духовном пути не сможет.
Лучше поискать священника в вашем городе и попросить его быть духовником. И вот ему исповедаться подробно.

Как готовиться к Причастию?

Пост…
Как готовиться к Причастию?
Меру должен установить ваш духовник, я могу лишь рассказать об общих правилах подготовки к Причастию.
Часто можно услышать, что перед Причастием христианин должен поститься 3 дня. Это верно для тех, кто причащается редко (раз в месяц). Тем, кто причащается, например, 3-4 раза в год, Церковь предписывается поститься даже не 3 дня, а неделю (это предписывает Типикон). Также неделю нужно поститься тем, кто первый раз приступает к Таинству.
Но тем, кто причащается часто (еженедельно или раз в 2 недели), многие духовники дают другие рекомендации: поститься лишь в те дни недели, в которые положено поститься всем христианам, – в среду и пятницу. В другие дни не поститься и с миром в душе приступать к Таинству Причащения (разумеется, натощак). В таком «режиме» живут священнослужители, которые часто совершают Божественную литургию и часто причащаются.
Но по этому вопросу вы должны получить указание от духовника.

Следует знать, что полное правило составлено для монахов и рекомендовано Уставом – монахам. Именно поэтому в Греции миряне его никогда не совершают и даже о нем не знают. Мирянам, в той же Греции, рекомендовано читать только канон перед Причастием и молитвы перед Причастием.
Но исторически так произошло, что многие предписания, касающиеся монахов, на Руси были рекомендованы и обычным людям. Благочестие русских людей, живущих практически по монашескому Уставу, поражало паломников, приезжавших к нам с Востока. И это было бы хорошо, если бы оговаривалось, что эта норма рекомендуется тем, кто может это понести… А в механическом применение таких суровых, монашеских, требований ко всем без разбора нет ничего хорошего.
Поэтому, если вы увидели, что не можете серьезно исполнить большое правило перед Причастием, – просите о послаблении. Это совершенно нормально, и духовник это поймет.

Вечернее богослужение накануне…
То же самое можно сказать о посещении вечернего богослужения накануне Причастия. Устав предписывает всем желающим причаститься посетить вечернее богослужение в храме. Это действительно так. Но Устав-то у нас используется монашеский.
В Греции существует и приходской Устав, но в России составлением особого Устава для мирян никто не занимался. Поэтому мы пользуемся монашеским, но корректируем его в соответствии с реалиями современной жизни. И каждый священник может скорректировать его в сторону ослабления, а может и усилить. Вот и приходится слышать от прихожан раздраженное: «Да что вы, батюшки, все разное говорите. Один – одно, другой – другое».
Лично я в этом многообразии не вижу проблемы, лишь бы каждый священник не выходил за рамки здравого смысла и руководствовался принципами любви и заботы о людях. А каждый прихожанин может подобрать себе духовника, соответствующего его аскетическим запросам. Кто-то хочет максимума подвигов: бдений, поклонов, постов и проч., кто-то понимает, что это – не его путь. В любом случае, каждый духовник поможет христианину пройти путь церковной и духовной жизни и прийти к Царствию Небесному.

Но мы отвлеклись…
Насчет вечернего богослужения – посетить желательно, но учитывать и обстоятельства. В уже неоднократно упоминавшейся Греции для мирян посещение вечернего богослужения не считается обязательным. В России этот вопрос решается с духовником.

Духовник по Домострою…
В известной древнерусской книге «Домострой» дано прекрасное описание отношений духовника со своим духовным чадом: «Призывайте его (духовного отца) к себе в дом часто (и к нему приходите) и извещайте о себе всегда. Наказание его с любовью принимайте, и слушайте его во всем, чтите его и бейте челом пред ним низко. Он учитель наш и наставник, и относитесь к духовнику со страхом и любовью и приношение ему давайте от своих плодов и трудов, каждый сколько может. И советуйтесь с ним часто о житии полезном и освобождайтесь от грехов своих. И учитесь: как любить мужу жену и детей, а жене мужа своего слушать. И всегда извещайте о грехах своих отца духовного и обнажайте их и покоряйтесь ему во всем, ибо пастыри заботятся о душах наших и ответ дадут за нас в день Страшного Суда. И не позволяйте себе поносить, или осуждать, или укорять отца духовного…» (рус.пер.)

Как искупить грех
Вот мы осознали ужас соделанного греха. Может быть прошли годы и только теперь мы доросли до понимания, что это грех, но, наконец, осознали.

Каковы наши следующие действия?
Прежде всего, мы должны постараться исправить последствия нашего греховного поступка.
Если мы поссорились с кем-то, необходимо примириться;
Если мы что-то украли – должны возместить;
Если согрешили блудом – решительно прекратить подобное поведение.

Далее: Мы должны начать бороться с тем внутренним состоянием, которое привело нас к греховному падению.
Святые отцы говорили, что страсти побеждаются делами и мыслями, противоположными им.
Злость побеждается доброжелательным (пусть через силу, с усилием) отношением к людям.
Жадность – милостынею, помощью бедным.
Лень – какой-то активной деятельностью.
Мы должны наизусть знать слова Спасителя: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12)! Только приложив силы, мы победим грех, дурную наклонность, само собою ничего не сделается.
Недавно прихожанка жаловалась мне: «Батюшка, я парализована ленью. Недавно вышла на пенсию, и не знаю, куда себя деть. Встаю не спеша утром, слоняюсь по квартире. Завтракаю уже за полдень. Включу телевизор, полистаю книжку, смотрю – уже темнеет. Даже за продуктами лень спуститься. Обедаю, ужинаю… Так день и проходит». Я говорю ей: «Прекрасно, что вы это понимаете! Вот и начнем работать. Только вчера одна монахиня, работающая в хосписе с умирающими, жаловалась, что у нее совсем нет помощников. Пусть раз-два, для начала, в неделю, по нескольку часов вы можете приходить туда и…» Прихожанка меня перебила: «О-о-о, нет, это не для меня!» и перевела разговор.

Отдельно мы поговорим о самых сложнопобедимых страстях – например, блудной или унынии.

О… наказании за грех
Церковное наказание за грех называется епитимьей. Его смысл не в том, чтобы наказать человека, в нашем современном понимании этого слова, а чтобы, через исполнение некоего послушания, научить побеждать грех. Славянское слово наказание и переводится как – научение (корень наказ).

Верующие люди должны знать о правилах назначения целительных церковных епитимий. Именно целительных, потому что они преследуют цель – помочь человеку освободиться от страсти, дурной греховной наклонности.

Духовник может дать вам епитимью, которую вы должны понести как подвиг – радостно и не колеблясь, во искупление своей вины. Если духовник не дал никакой епитимьи, можно самому себе дать некое послушание. И обязательно исполнить его.

Очень многие люди неправильно понимают значение епитимьи. Они думают, что епитимья – это что-то вроде наказания, которое нужно смиренно, стиснув зубы, вынести, и после этого можно радоваться и чувствовать себя прощенным. Для кого-то, может быть, и так. В древности у простых людей было во многом отличное от нашего, сегодняшнего, представление о искуплении грехов. «Не наказан – не прощен», – говорили в Древней Руси и налагали на себя жестокие послушания и епитимьи. На это не значит, что подобная установка верна. Наказание может быть или его может не быть, но обязательно должно быть исправление! Вот что самое главное.

Очень важно помнить вот еще какие две вещи:
1. Епитимью может дать вам только духовник, а не посторонний батюшка, к которому вы подошли на исповедь во время, например, паломничества.
2. Духовник не должен давать епитимьи непосильной. Если вы понимаете, что батюшка возлагает на вас послушание, которое вам не под силу, что вы его, скорее всего, нарушите, просите о смягчении.
Очень часто приходят люди, которые каются в том, что не смогли выполнить данную им священником (это как раз происходит во время исповеди у незнакомого священника) епитимью. Я расспрашиваю, что это за епитимья, и нередко оказывается, что это неудобоносимая епитимья. Теоретически, кому-то, – ее можно исполнить, но тому человеку, которому ее дали, учитывая его жизненные обстоятельства, возраст, здоровье и проч., ее исполнить невозможно. Этого можно было бы избежать, разумно оценив свои силы, во время беседы с батюшкой.

Один мой знакомый христианин периодически впадал в грех блуда. Он приходил в храм, и священник каждый раз отлучал его от Причастия на год. Так Причастие откладывалось от года к году. Когда я познакомился с этим христианином, он не причащался уже лет 8. Разве не очевидно, что механическое отлучение от Причастия едва ли исцелит и убережет этого человека от греха?

Часто согрешившие просят: «Батюшка, накажите…» На такую просьбу я обычно отвечаю: «А как вы думаете, какое послушание (епитимью) вы можете взять на себя, чтобы искупить совершенный грех?» Люди пугаются: «Я. ». Но на самом деле, зачем перекладывать ответственность за искупление совершенного греха на священника? Разве не более достойно, посоветовавшись с духовником, самому себе назначить наказание? А священник «утвердит» его.

Несколько фотографий Пасхи-2011 из нашего собора. Хотя фотографии Пасхи не имеют прямого отношения к нашей теме, все же некоторое отношение имеют. ПасхаВоскресение Христово. Пасха вместе с тем говорит и о воскресении нашей души. О воскресении в душе всего самого светлого, высокого.
Вот так же и Таинство Покаяния. Через него наша душа испытывает перерождение и обновление. Поистине покаяниеПасха нашей души.
Пусть вместе с этими радостными и яркими фотографиями Пасхи, сделанными Дмитрием Заболоцким, в вашу душу войдет свет, радость и желание изменяться в лучшую сторону.

Требный день в храме что это значит. Смотреть фото Требный день в храме что это значит. Смотреть картинку Требный день в храме что это значит. Картинка про Требный день в храме что это значит. Фото Требный день в храме что это значит
Иже Херувимы, тайно образующе.

Требный день в храме что это значит. Смотреть фото Требный день в храме что это значит. Смотреть картинку Требный день в храме что это значит. Картинка про Требный день в храме что это значит. Фото Требный день в храме что это значит
« Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя. »
Пока народ поет « Символ веры » , священники колышут специальным покрываломвоздухомнад хлебом и вином.
Что это за обряд, читайте: Литургия верных. Снятие покрова с Чаши и дискоса

Источник

Краткие сведения о церковных требах

§ 57. Понятие о церковных требах и требнике

Церковными требами, называются те священнодействия и молитвословия, которые совершаются иереем по нуждам и расположению сердца или одного христианина, или целых семейств, или обществ христианских во время, определяемое обстоятельствами их жизни.

а) Молитва жене-родильнице. В ней священник молит Господа, чтобы Он сохранил душу и тело матери от изнеможения и от всякого зла и вреда, и сподобил новорожденного поклониться св. храму Господню.

б) Молитва при наречении имени новорожденному. В ней священник молит Господа, чтобы свет Лица Его отразился на младенце и крест Единородного Сына Божия напечатлелся в сердце и помышлениях его. Наречение имени младенцу кого-либо из святых есть знамение союза его с небесною церковью.

в) Последование крещения и миропомазания. Над готовящимся ко крещению священник сперва читает молитвы оглашения, в коих призывает страшное для демонов имя Господа Иисуса Христа; потом обращает его с восприемником лицом к западу (месту тьмы) и 3-жды вопрошает: «отрицавшилися сатаны (князя тьмы греховной) и всех дел его, и всех аггел его (служителей его), и всего служения его, и всея гордыни его?» Восприемник отвечает: «отрицаюся». Отрекся ли еси сатаны? Восприемник: «отрекохся», и потом, по слову священника: «дуни и плюни на него (т.-е. на сатану), дует и плюет, выражая тем полное презрение к сатане и решимость не иметь ничего с ним общаго. По отречении от диавола, восприемник с крещаемым поставляется лицом к востоку (откуда свет происходить) и спрашивается: «сочетаваешилися Христу? (т.-е. обещаешься ли быть в союзе с Христом?)» и отвечает: «сочетаваюся».– «Сочетался ли еси Христу?» – Сочетахся. «Веруеши ли Ему?» – Верую Ему, отвечает восприемник, яко Царю и Богу, и читает символ веры. Вопросы сии предлагаются 3-жды и 3-жды отвечают на них. После исповедывания веры крещаемым или восприемником его, священник говорит ему: «и поклонися Ему», восприемник с крещаемым, воздавая поклонение Святой Троице, произносить: спокланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».

После сего освящается вода и елей. Вода и крещаемый помазуются елеем. Помазуется елеем вода в знамение того, что вода с елеем в крещении служить явлением милости Божией к крещаемому, подобно тому как голубица, посланная Богом с масличного ветвью во время потопа, возвестила окончание потопа и явление милости Божией к человеку вместо гнева Божия. Помазуется елеем сам крещаемый в означение также милости к нему Божией и во свидетельство того, что он не крещенный, как дикая и бесплодная маслина, прививается к доброй маслине – Иисусу Христу. После помазания елеем крещаемый 3-жды погружается в воду, с произнесением слов: и крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь, ныне и присно, и во веки веков, аминь». Погружение крещаемого в воду знаменует умирание его для жизни греховной и погребение со Христом, а выхождение его из воды есть возрожденье в жизнь духовную, святую, и восстание во Христе, и со Христом.

По выходе крещенного из купели, надевается на него белая одежда в знак чистоты и непорочности души его, возлагается крест для всегдашнего напоминания слов Господа: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Матф. 16, 23 ). После сего совершается таинство миропомазания. Священник помазует чрез начертание знака креста св. миром крещенному чело, очи, уши, ноздри, уста, грудь (перси), руки и ноги. При каждом помазании говорит: «печать дара Духа Святого». Чрез помазанье св. миром сообщаются крещенному дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие его в духовной жизни, именно: чрез и помазание чела подается освящение ума или мыслей, чрез помазанье персей – освящение сердца или желаний, помазание очей, ушей и уст – освящение чувств, чрез помазанье рук и ног – освящение дел и всего поведения христианского.

При совершении миропомазания восприемник и новокрещенный в предшествии священника обходят с возженными свечами 3-жды вокруг купели с песнью: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (т.-е. вы, которые крестились во Христа, облеклись во Христа, или, что то же, обязались жить по закону Христову)». Это обхождение знаменует радость о духовном просвещении крещенного и непрерывный (как круг) в жизни его союз с Христом и церковью. Потом, после чтения Апостола и Евангелия и окропления и омовения водою частей тела, помазанных святым миром, совершается пострижение влас крещенного, в знак того, что он обязуется быть рабом Господа, в полном послушании воле Его. Наконец произносится ектенья «Помилуй нас, Боже»,в которой поминается имя восприемника и новокрещенного, – и бывает отпуст.

г) В молитве в 40-й день по рождении младенца священник молить Господа очистить мать его от всякого греха и всякой скверны, да неосужденно причастится она Св. Таин; а о младенце молится, чтобы Господь благословил его на всякое доброе дело, возрастил его, освятил, вразумил и сопричтил его к святому Своему стаду словесных овец. После сего совершается воцерковление младенца. Священник берет его на руки, творит им образ креста (со словами: воцерковляется раб Божий. ) входя в храм – пред вратами храма, среди храма, пред царскими дверями, и вносит его в алтарь к престолу Божию, и обносит вокруг престола (если младенец мужского пола, а если – женского, то до царских дверей), заключая обряд молитвою Симеона Богоприимца «ныне отпущаеши». Сим действием означается то, что отселе младенец становится особенным достоянием Божиим и делается участником таинств, священнодействий и всех церковных освящений.

д) Последование о исповедании. При совершении исповедания полагается на аналое св. крест и Евангелие, как знамение невидимого присутствия Господа, совершившего спасение людей крестною смертью и научившего их истинному пути ко спасению посредством евангельской проповеди. После так называемого начала, состоящего из молитвословий, возбуждающих в грешнике сокрушение о грехах и упование на милосердие Божие, совершается исповедание (сказывание) грешником грехов пред священником. После исповеди кающийся, ставши на колени, преклоняет свою, главу в знак виновности пред Богом, и полной преданности воле Его. Священник возлагает на главу его епитрахиль, в означение того, что он приемлется под благодатный покров церкви и присоединяется к обществу верных овец Христовых. При этом он читает молитву о разрешении грехов, в которой при последних словах: »прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», творит на главе покаявшегося рукою крест в означение того, что благодать Св. Духа, прощающая ему грехи, подается силою крестных заслуг Спасителя нашего.

ж) Напутствование больного. Под сим именем разумеется исповедь и причащение больного. Для сего священник берет часть от Св. Таин, хранящихся в дарохранительнице, в дароносицу, и приходит к больному. Здесь он читает три молитвы, в которых испрашивает больному прощения грехов, и молит Господа сподобить его принять святое причастие в очищение души и тела. После молитв больной исповедывается. По исповедании священник произносит молитву, в которой просить Господа принять исповедание покаявшегося, и потом причащает его. По причащении читается: Ныне отпущаеши, трисвятое, Отче наш, тропарь дня, Богородичен и бывает отпуста настоящего дня.

з) Последование елеосвящения, или соборование. Таинство елеосвящения называется соборованием, потому что по древнему чину оно должно быть совершаемо собором пресвитеров в числе семи; впрочем, по нужде и один священник от лица собора пресвитеров законно совершает его. Для совершения ѳлеосвящения полагается на столе святой крест и Евангелие, блюдо с пшеницею; в блюдо ставится сосуд с елеем, смешанным с красным вином; около елея ставится семь палочек, обвитых хлопчатою бумагою, и семь свеч. Крест и Евангелие знаменуют невидимое присутствие Господа Иисуса Христа; зерна пшеницы служат изображением восстановления и укрепления сил больного и воскресения тела его по смерти, подобно тому, как из сухого зерна произрастают свежие растения. Елей с красным вином напоминает того благодетельного самарянина, который на раны человека, избитого разбойниками, возливал масло и вино. Семь палочек, обвитых ватою, нужны для помазания елеем, которое совершается семь раз; семь свеч знаменуют семь даров Св. Духа Утешителя. Чипопоследование елеосвящения состоит из 3-х частей: 1) из молебного пения (псалмов, молитв и канона) о исцелении больного от болезней, о даровании здравия ему и прощения грехов его; 2) из освящения елея, состоящего также из молитв и тропарей во славу Господа, Божией Матери и святых, и 3) из самого помазания больного елеем. Помазание елеем совершается семь раз, и каждый раз предваряется чтением Апостола и Евангелия, ектенью: Помилуй нас, Боже. и особою молитвою о даровании больному исцеления. Помазание тела совершается всегда при чтении молитвы: «Отче святый, врачу душ и телес». Больному помазуют чело, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон. В конце совершения таинства священник, раскрыв св. Евангелие письменами вниз, возлагает его на главу больного и читает молитву о прощении грехов его, в означение того, что Сам Господь прикасается к нему и по Своему человеколюбию разрешает его от грехов. По окончании совершения таинства елеосвящения больной испрашивает у всех прощения в своих согрешениях.

и) Последование исходное, или отходная. Последование это состоит из молебного канона Божией Матери и молитвы на исход души. В каноне испрашивается у Божией Матери помощь умирающему и предстательство ее в страшный час смерти; а в молитве к Отцу Небесному испрашивается прощение грехов и разрешение от всякой клятвы, да прейдет душа его в вечный покой.

i) Последование мертвенное. Таких последований в требнике три: а) над скончавшимся священником; б) над умершими – мирскими людьми и в) чин погребения младенческого.

а) Последование мертвенное над скончавшимся священником совершается с особым торжеством. После 17-й кафизмы и тропарей непорочных с припевом: Благословен ecu Господи, полагается 5-ть чтений из апостола и Евангелия с ударами в колокол по числу прочтенных евангелий. Канон поется с ирмосами великой субботы: Волною морскою. После канона поются стихиры на хвалите, «Слава в вышних Богу», стихиры стиховны всех 8 гласов. Оканчивается отпевание обычными стихирами: Приидите, последнее целование. Зряще мя безгласна.

Во время шествия к могиле поются ирмосы: Помощник и покровитель, а не «Святый Боже« как при шествии с мирским умершим.

б) Отпевание и погребение мирян. Последование это состоит из пения псалмов, канона, чтения Апостола и Евангелия и других молитвословий. Псалмы поются: 9-й «Живый в помощи» и 118-й или 17-я кафизма: «Блажени непорочни», с разделением на 3 статьи: первая статья начинается: »Непорочни в путь» – аллилуйя. «Блажени непорочнии в путь», аллилуйя и пр. стихи псалма. Вторая статья начинается: «3аповеди твоя: помилуй раба твоею» и проч. стихи с тем же припевом: «помилуй раба Твоего. После каждой статьи бывает ектенья за усопшего. Третья статья начинается: «имя Твое, аллилуйя», 121 и далее поются след. стихи с тем же припевом аллилуйя; затем поют погребальные тропари: «святых лик обреете», и канон. В каноне церковь молит Господа об оставлении умершему согрешений его и о вселении его в сладости райстей. К тропарям канона припевается: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». В укрепление духа сетующих по умершем читается Апостол и Евангелие о блаженном воскресении верующих в Господа Иисуса Христа. Оканчивается отпевание пением стихир, во время которого бывает целование умершего, литиею и отпустом, с возглашением вечной памяти умершему.

Чин погребения младенцев короче чина погребения взрослых умерших. Псалма 118-го здесь не поют, а по благословении священником читается «Живый в помощи. и поется «аллилуйя на 8-й глас со стихами, потом: трисвятое и по «Отче наш» слава: Творца и Зиждителя. и ныне: Тебе и стену, и пристанище – псалом 50-й и канон; после канона и ектеньи поют: Святой Боже. прокимен. Апостол и Евангелие; далее – стихиры при последнем целовании, трисвятое. Со духи праведных. и отпуст с возглашением «вечная память».

Обряды бываемые при погребении умершего священника суть:

1) Умершего священника не обмывают водою, но отирают его чистым елеем – священники, потом облачают его во все священнические одежды, покрывают лицо его воздухом и полагают на перси его св. Евангелие.

2) Вместо псалтири над умершим священником читают Евангелие. При выносе из дома в церковь поют ирмосы великого канона: Помощник и покровитель; во время несения гроба несут впереди его хоругви, крест и Евангелие и производить звон.

Обряды, бываемые при погребении мирских людей, суть:

1) Тело умершего обмывают водою, и одевают в белую одежду, наз. саваном, или в одежду своего звания, и читается над ним псалтирь.

2) На чело умершего возлагается венчик с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и св. Предтечи Иоанна.

Венец есть знамение борьбы умершего с искушениями, одержанной по милосердно Господа и ходатайству Божией Матери и св. Предтечи, и есть символ венца правды, уготованного истинному христианину в вечной жизни.

4) Тело умершего вносится в храм с зажженными свечами и кадилом при пении Ангельской песни: «Святый Боже». Пение Ангельской песни «Святый Боже» напоминает о царстве светлых бесплотных духов, куда теперь переходит умерший.

6) В конце отпевания в руки умершего дается, разрешительная грамота, в знак того, что церковь отпускает умершего в вечную жизнь с миром, прощает его от всех прегрешений и разрешает от различных клятв и запрещений.

7) Целование, даваемое умершему, есть знамение нашего единения и любви к нему, не исчезающих и за гробом, после смерти его.

к) Поминовенье умерших.

Поминовенье умерших в православной церкви бывает: общее – поминовение всех умерших, и частное – поминовение одного умершего. Общее поминовение совершается преимущественно в субботние дни, так как суббота значит покой, и особенно в так называемый субботы родительские (от поминовения родителей), а именно: а) в субботу пред мясопустным воскресеньем (преимущественно для поминовения умерших напрасною, т.-е. внезапною смертью); в это воскресенье читается Евангелие о страшном суде; б) в три субботы Великого поста 2-й, 3-й и 4-й педели, так как в будничные дни поста не полагается поминовения умерших; в) в субботу пред Троицыным днем, – да и души умерших христиан благодатью Св. Духа очистятся и явятся достойными наследия царства небесного; г) в субботу пред 26-м октября, пред днем св. Димитрия Солунского, в память Вел. Князя Дмитрия Донского и воинов, убитых на Куликовом поле в войне с татарами. Сюда же можно присоединить день поминовения, бываемый 29-го августа, установленный в 1760 году при Екатерине II после войн с турками и поляками, в память православных воинов, за веру и отечество убиенных, – и понедельник или вторник на Фоминой неделе, так как в Страстную и Светлую седмицы поминовения не совершается.

Частное поминовение по одном умершем совершается в 3-й день, 9-й и 40-й по кончине его, и каждого дню в день кончины его. В 3-й день по кончине поминают умершего с тою мыслью, чтобы Господь, воскресший в 3-й день по смерти Своей, воскресил и новопреставленного для блаженной жизни. В 9-й день молим Господа, чтобы Он, по ходатайству и молитвам девяти чинов Ангельских, сопричислил душу умершего к лику святых. В 40-й день молимся об умершем, чтобы Господь, вознесшийся в 40-й день по воскресении Своем от земли на небо, вознес и душу умершего в небесные обители. А св. Макарий Александрийский, получивший откровение от Ангела, свидетельствует, что в 40-й день по смерти умершего Господь определяет душе его до всеобщего суда место, достойное по делам его. Каждого дню в день кончины умершего совершаем поминовение с тою мыслию и верою, что день кончины умершего не есть день уничтожения его, а день второго рождения его для новой вечной жизни.

Поминовение умершего состоит из заупокойной службы (как показано в субботнем Богослужении), из служения панихиды и литии 122 по умершем.

12. Панихидою (по переводу с греч. от πᾶς весь и νύξ ночь – всенощная) называется Богослужение, подобное по составу своему сокращенному всенощному бдению (начиная с шестопсалмия) с молитвословиями, направленными к молению об умершем. Порядок его следующий: По благословении священника и обычного начала чтец (вм. шестопсалмия на утрени) читает псалом: «Живый в помощи», в котором выражается мирная и безмятежная жизнь человека, живущего под кровом Всевышнего. После псалма иерей или диакон говорить великую ектенью: миром Господу помолимся, с приложением молений об умершем; потом – поется «аллилуйя» (как в пост на утрени в субботу 2-й недели) со стихами: «Блажени, яже избрал» и тропарь: «Глубиною мудрости», оканчиваемый обыкновенно вслух словами: «Творца и Зиждителя, и Бога нашего», и ныне – Богородичен: «Тебе и стену, и пристанище». оканчиваемый словами «Богородице безневестная, верных спасение»; затем поются тропари заупокойные: «Святых лик обрете» (см. в конце часослова), с припевом. «Благословен ecu Господи». После тропарей малая ектенья заупокойная и тропарь: Покой спасе. оканчиваемый: »И вся, еже в ведении и не в ведении, Человеколюбче», и ныне – Богородичен: От Девы воссиявый, оканчиваемый словами: «сыны света Тою показавши, помилуй нас». Далее, поется канон об усопших – или 8-го гласа, положенный в конце псалтири: «Воду прошед». или положенный при погребении усопших 6-го гласа: «Яко по суху».. Канон читается, а лик к тропарям каждой песни припевает: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». После 3-й и 6-й песни ектения малая об усопшем, а по 6-й, кроме того, поется кондак: со святыми упокой. и икос: Сам един ecu, оканчиваемый словами: «.надгробное рыданиие творяще песнь», аллилуйя. На 8-й песни, вместо слава Отцу. возглашается: »Благословим Отца, и Сына, и Святого Духа Господа». На 9-й песни, после «и ныне», священник возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим». Лик «Дуси и души праведных восхвалять тя, Господи» – и поет ирмос 9-й песни. После канона – трисвятое Отче наш и тропари: «Со духи праведных скончавшихся». ектенья: «помилуй нас, Боже». иерей читает молитву: «Боже духов». и возглас: «яко Ты еси воскресение». Премудрость. «Честнейшую херувим». «Слава Тебе, Христе Боже». «Слава и ныне» – Господи помилуй 3-жды, Благослови. Иерей отпуст: «Воскресни из мертвых». и возглашает: «Во блаженном успении». Лик: «Вечная Память».

Лития есть краткое моление об усопшем и состоит из конца панихиды, именно: по «Благословен Бог наш», читается трисвятое, Пресв. Троице, Отче наш, и тропари: «Со духи праведных». «В покоищи Твоем, Господи», и пр.; ектенья: «помилуй нас, Боже». и пр., как показано на конце панихиды.

При совершении панихиды или литии в память умершего ставится на особом столике кутья, или коливо, т.-е. вареные зерна пшеницы с медом, или рис с сахаром. Зерна служат символом воскресения умершего и жизни его за гробом, а мед или сахар – символ райских наслаждений.

Освящение воды совершается церковью для освящения, чрез окропление ею, нас самих, наших жилищ, кладезей, стад, полей, садов и других предметов. В освященной воде церковь указывает средство против различных зол и болезней, недугов душевных и телесных, и силу, отгоняющую силы вражия и освящающую все временные потребности.

Водоосвящение бывает великое и малое: великое совершается в навечерие праздника Богоявления и в самый праздник; малое 1-го августа, в праздник Преполовения, во дни храмовых праздников, и во всех частных случаях. Чин малого водоосвящения следующий: По «Благословен Бог наш» читается 142-й псалом: Господи, услыши молитву мою. потом поются: «Бог, Господь» и тропари: к Богородице прилежно ныть притецем. Не умолчим никогда, Богородице. За ними читается псалом 50-й и поются другие тропари: Еже радуйся Ангелом приимшая. и после возгласа «яко свят еси Боже наш»: Ныне наста время, всех освещаюшее. После тропарей поется трисвятое, читается Апостол и Евангелие, произносится ектенья: «миром Господу помолимся», с приложением особых прошений об освящении воды, – читается о том же молитва, и после нее священник погружает святой крест в воду 3-жды крестообразно при пении тропаря: »Спаси, Господи, люди Твоя»... «Твоих даров достойны». После сего совершается кропление св. водою, при пении тропарей в честь Богородицы и св. Бессребренников: «Источник исцелений». «Призри на моления». (Владычице, приими молитвы». Далее произносится сокращенная ектенья: «Помилуй нас, Боже», на 1-е прошение которой лик отвечает 3-жды: Господи помилуй, а на 2-е – 40 раз. Оканчивается водоосвящение молитвою: «Владыко многомилостиво». и отпустом.

Иногда водоосвящение соединяется с молебным пением, и тогда оно совершается после молебна, по 6-й песни и прочтения Евангелия святому, которому служится молебен.

Молебным пением, или молебном, называется Богослужение, в котором верующие просят Господа, Его Пречистую Матерь и святых Ангелов и угодников Божиих о ниспослании желаемой милости, или благодарят их за получение благ. Молебны совершаются и в храме, и в частных домах. Есть молебны, принадлежащее к общественному Богослужению, напр., молебны – в Рождество Христово, Новый год, в храмовые праздники и высокоторжественные дни, и во время общественных бедствий, напр., в нашествие супостатов, во время бездождия, безведрия, глада, смертоносные язвы и др. Порядок обыкновенных молебнов, совершаемых по требованию христиан, таков:

После «Благословен Бог наш» чтец читает псалом: «Господи, услыша молитву мою». и поется «Бог Господь и явися нам» во глас тропаря того лица, коему поется молебен; потом читается псалом 50-й и по псалме – канон тому лицу, коему служится молебен; к тропарям канона произносятся молитвенные воззвания: Спасителю (если Ему молебен): – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; Божией Матери: »Пресвятая Богородице, спаси нас»; святым угодникам, смотря по чину, напр., Святителю Николаю: Святителю Отче Николае, моли Бога о нас; Св. Благоверному Князю Александру Невскому: Святый Благоверный и Великий Княже Александре, моли Бога о нас. По 3-й песни молитвенное обращение к лицу, коему совершается молебен; напр., св. Князю Александру Невскому: «Моли Бога о нас Святый Благоверный и Великий Княже Александре, яко мы усердно к Тебе прибегаем, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших», – и потом ектенья: «помилуй нас, Боже, в которой произносится моление о Государе, Св. Синоде, христолюбивом воинстве, и о милости, жизни, мире, здравии того лица, от кого или за кого поется молебен. По 6-й песни то же молитвенное обращение, как и после 3-й песни, и ектенья малая: паки и паки. После ектеньи произносятся: вонмем. прокимен, и читается Евангелие, положенное тому лицу, в честь которого служится молебен. После Евангелия поются песни: 7-я, 8-я и 9-я; а после 9-й песни: «Достойно есть». а в дни великих праздников и во дни попразднства сих праздников ирмос 9-й песни праздничного канона; далее – трисвятое, Отче наш, тропарь и ектенья: «помилуй нас, Боже», как и после 3-й песни, – затем (если есть) читается молитва в честь того лица, кому поется молебен, – отпуст.

Иногда молебны соединяются с акафистом и освящением воды. Акафист в сем случае читается после 6-й песни канона, прежде малой ектении и Евангелия; а освящение воды совершается после 6-й же песни, но по прочтении Евангелия.

Напр., есть требы: а) во еже блаюсловити сыр и яйца в Пасху, как разрешение от поста, и гроздия 6-го августа, б) молитва на основание дому, чтобы ни ветр, ни вода, ни другое что не могли повредить постройке, в) о копании кладезя, чтобы Господь дал воду довольну к потребе и невредительну к приятию, г) молитва об освящении сосудов и разных брашен, оскверняемых чрез впадение в них нечистых гадов, д) благословение межей и о рыбарях, вкушающих рыбу, да сохранить их Господь во здравии душевном и телесном, е) чин благословения пчел, да обильнее плоды своя приносить, ж) благословенье роев пчелиных, чтобы Господь преисполнил пчельник сотами тучного меда и сохранил его от всякого коварства волшебного. Орудием всякого освящения служит окропление святою водою.

Брак не совершается а) от 14-го ноября до 6-го января включительно; б) от недели мясопустной до Фоминой; в) в пост – от недели всех святых до 29-го июня; г) от 1-го до 15-го августа; д) на дни постные – на среду и пяток и на дни воскресные, на дванадесятые праздники и на 1-е окт., 22-е окт., 26-е сент. И 9-е мая, также на храмовые местные праздники. На дни Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29-го августа); на высокоторжественные дни коронования и восшествия на престол Государя императора. А также на родительские субботы – пред неделею мясопустною и пред 50-ницею.

См. о непорочных выше в словаре.

Когда это поминовение совершается ежедневно в течение 40 дней но смерти, тогда оно называется сорокоустом.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *