Тревел гитара что это
Тревел-гитары Washburn Rover и Martin Backpacker
Разумеется, в наш век, ни одна потребность человека не остается незамеченной разного рода умными маркетологами. И уж нужды гитаристов они изучили вдоль и поперек. Поэтому специально для людей, которые находятся в пути придуманы особые тревел-гитары. Чтобы можно было играть в любой точке планеты, куда бы привела тебя извилистая тропка жизненного пути. Гитары эти в настоящее время хорошо освоены, и их существует много самых разных.
Не все люди любят эти инструменты. Многие гитаристы их не признают. И самая обычная к ним претензия — это дескать тревел-гитары плохо звучат. Меня как правило смешат эти заявления. Цель тревел гитар состоит совсем не в отличном звуке, который бы идеально подходил для студий и концертов. Для этих целей делают иные гитары. А тревел-гитары — они для путешествий. Дорожный скарб и не больше. Предъявлять к ним требования по части звука — также нелепо, как сокрушаться о том, что на мобильном телефоне нельзя записать и свести полноценный альбом профессиональной музыкальной группы. Попробовать, конечно, можно, но полноценно до этого пока никто не дошел.
По мне, тревел-гитара — это прежде всего тренажер для твоих пальцев и не больше. Заниматься, работать над техникой, разучивать новые вещи и просто убивать время в пути — вот назначение тревел-гитары. И уж точно не концерты или записи. Поэтому для меня, например, намного важнее то, как тревел гитара строит, держит строй, и насколько там лады не дребезжат. И, кстати, забегая вперед — у рассматриваемых в данном обзоре гитар — с этим абсолютный порядок — все отлично.
Я могу сказать зачем я обычно беру гитары практически во все отпуска, и где я там играю. Во-первых, это происходит в номере отеля, пока я жду жену с её «пять минут» на накраситься, причесаться, выбрать платье и прочие радости, которые могут отнять чуть ли не два часа в день. Во-вторых, если у тебя пляжный отдых, и ты целый день проводишь попеременно в море и на шезлонге на берегу, то приятно еще и бренчать при этом на гитаре. Фактически, отпуск — это единственное время, когда ты можешь спокойно потратить два-три часа на возню с какими-нибудь нотами и разучивание новых вещей. Ибо, если музыка для тебя не профессия — то работа, дом, семья, друзья — все это отнимает от гитаризма уйму времени и сил. Поэтому хорошо, когда есть возможность вырваться из суеты банальных дней.
Кстати, в этом отпуске я открыл еще один вид гитарного наслаждения. С тревел-гитарой Washburn Rover оказалось, можно весьма комфортно пилить в самолете. Я сидел у окна, рядом сидела жена. Размеры гитары позволили спокойно играть. Ее небольшая громкость никого не беспокоила из соседей впереди и сзади. Я включил на мобильнике картинку с нотами и пытался разучить древний этюд Ф.Сора. Три часа полета промчались за секунду.
Не смотря на то, что я электрический гитарист, который в обычной жизни не дружит с акустиками, и в основном ездит с телекастерами, в этот раз мне захотелось попробовать именно акустические тревел-гитары. Потому что они легче по весу нежели электро-тревелы. Плюс им не нужны никакие наушники, процессоры и другие чудеса мини-усиления. Просто обычные гитары.
Разумеется, самым главным преимуществом тревелов являются их небольшие размер и вес. В дороге, это очень важно. Washburn Rover и Martin Backpacker можно запросто закинуть в рюкзак (и пусть грифы торчат наружу) или в пляжную сумку, таскаясь с ними по городу, играя на скамейках в парках или в кабаках, покуривая сигару под пиво. Громкость гитар очень комфортная — их вроде бы слышно, но при этом они не беспокоят окружающих.
Очень важный параметр тревел-гитар — их мензура. Очень многие подобные инструменты выпускаются с какой-то через чур маленькой мензурой, когда у вас ощущение, что вы играете на детской гитаре, или даже укулеле. В этом отношении Washburn Rover и Martin Backpacker весьма удобны — у них мензура в районе 24 дюймов, что совсем немного меньше обычной гибсоновской, и потому вполне комфортно для игры — по крайней мере специально привыкать не надо.
Обе гитары сделаны очень надежно и добротно. Матовый лак весьма прочен. Гитары отлично пережили поездку и нигде не поцарапались, не потерлись. А то ведь иногда бывает даже с вполне приличными инструментами — ты их взял на пять минут просто повертеть в руках, а потом на ней остаются какие-то мини-повреждения лака. Тут, конечно, ничего такого плохого не наблюдается.
Буду честен, тащить два пусть и небольших чехла с гитарами было лень. Поэтому я обмотал Washburn полотенцем, чтобы не поцарапался и положил вместе с Martin в чехол от Martin. То есть в один чехол влезло две гитары, полотенце, и еще куча мелочей типа зарядок от мобил, чехлов с очками, пачки сигар и бутылки виски. Очень приятный набор. Весило все это вместе меньше трех килограммов (вес каждой гитары меньше одного килограмма). У меня давно была мечта заставить свою музыкально грамотную жену играть какие-нибудь простые фоновые аккорды, под которые можно было бы попилить что-то солирующее в той или иной гамме. С двумя гитарами в отпуске это желание можно сказать приблизилось к реализации.
Конечно, выглядят эти две гитары весьма экзотически. Washburn сделан в духе мелких гитар, с которыми можно увидеть разного рода мексиканцев и прочих латиносов, которые любят пилить в гитарных оркестрах. А вот Martin вообще ни на что не похож. Я такую гитару видел только в руках Сергея Шнурова. Причем он одно время постоянно играл на ней на концертах (как я понимаю, с пьезозвукоснимателем). И если говорить о звуке, то в Martin он чуть чуть погромче и, если так можно выразиться, по-деревянно акустически. Хотя это просто нюансы и они совсем не нужны и не важны по большому счету.
Намного более интересны грифы этих тревелов. У Washburn вполне традиционные толщина и профиль. И достаточно много ладов для тех кто любит попилить в высоких позициях. В этом отношении Martin ближе к традиционным акустикам — пилить на нем не так удобно. И ладов немного и гриф невероятно толстый — одна только пятка в районе 12-го лада чего стоит. Как я понимаю такой гриф сделан специально для стабильности. Удивительно и приятно, но на обеих гитарах весьма приличные колки, которые хорошо все держат в плане строя.
У каждой из гитар есть какие-то свои привлекательные визуальные черты. Martin выглядит по-панковски, но при этом очень мило по части обнаженного дерева и знаменитого на весь мир логотипа на голове грифа. А у Washburn, не смотря на невысокую цену, приятно окантованы корпус и гриф. Если сравнивать с ощущениями от моих прошлых поездок с телекастером, то помимо размера и веса (а чехол с телекастеров весит в два раза больше), нужно отметить то, что за телекастер постоянно волнуешься — поцарапать его, сломать, потерять, окунуть в море или кто-то украдет — там одни только локовые колки стоят будь здоров, не говоря о датчиках. С недорогими тревел гитарами в этом плане в тысячу раз спокойнее. С ними можно ночью пойти на пляж и совершенно ни о чем не париться. Они и сделаны неубиваемо, и убыток в случае их «ухода» совсем не катастрофичен для семейного бюджета. А результат по большому счету тот же самый — пальцы бегают по грифу.
В общем, мой первый опыт знакомства с этим типом инструмента достаточно позитивен. Отпуск с такой гитарой намного приятнее нежели без нее. И тут поспорить невозможно. Все удовольствия жизни в прекрасные моменты отдыха.
Гитара и путешествия
Транспортировка инструмента – задача не из лёгких. Тем более, если вы решили взять гитару с собой в путешествие. В чехле и за спиной, конечно, транспортировать инструмент довольно легко и удобно, но в самолёте, в поезде или в багажнике автомобиля можно с лёгкостью повредить инструмент в случае использования мягкого чехла. Не будем напоминать про особые тарифы для перевозки музыкальных инструментов. Конечно, можно разобрать гитару или использовать жёсткие чехлы (кейсы). Но есть и другой вариант: специальный тип гитар, которые отличаются меньшими габаритами – так называемые, трэвел-гитары.
Трэвел-гитары созданы специально для дальних путешествий. Большой популярностью пользуются электрогитары нестандартной формы: без привычной для нас деки и головы грифа.
Столь миниатюрный инструмент по функционалу является полной копией обычных гитар. Однако трэвел-гитара обеспечивает менее плотное и объемное звучание и чаще всего обладает всего лишь одним звукоснимателем.
Не трудно заметить, что форм-фактор электрогитары значительно отличается от стандарта, а потому к гитаре необходимо привыкнуть. Для большего удобства иногда монтируются специальная съёмная подставка для правой руки.
Главная проблема – игра сидя, ибо гитара совершенно не держится на бедре, ни о какой балансировке речи быть не может. На таких гитарах рекомендуется играть только стоя.
Помимо уменьшенного корпуса и отсутствия головы грифа, трэвел-гитары изготавливают с уменьшенной мензурой, что также требует привыкания к инструменту.
Конечно, тревел-гитара никогда не заменит полноразмерную электрогитару, но при этом она значительно превосходит её в удобстве при транспортировке. Производители гитар на одной компактности не остановились – они спроектировали и произвели разборную трэвел-гитару, что позволит сэкономить еще больше места!
Сборка и разборка инструмента занимает буквально несколько минут. Из-за того, что колки располагаются на корпусе гитары, а не на голове грифа, то гриф очень легко отсоединяется от корпуса.
К сожалению, электрогитары подобного типа стоят немалых денег. Гораздо меньше стоят миниатюрные акустические гитары (не путать с гиталеле или укулеле).
Складная гитара
В настоящий момент при перевозке полноразмерных электрогитар некоторые предпочитают снимать гриф и в таком виде осуществлять транспортировку. Во-первых, разобранная гитара занимает меньше места, а во-вторых, уменьшается шанс её повреждения.
К сожалению, из-за частой сборки-разборки гитара приходит в негодность, а потому хотим рассказать вам про складную гитару, которую впервые выпустили на рынок в 1978 году.
Инструмент представляет собой полноразмерную электрогитару, на которой установлен механизм, позволяющий без особого труда уменьшить размеры гитары. Примечательно, что гитара не расстраивается при складывании-раскладывании. Тот же самый механизм используется на складных акустических гитарах.
Сайлент-гитара
Сайлент гитару в некотором смысле можно отнести к классу трэвел-гитар. Данные гитары того же размера, что и обычные гитары, но при этом обладают уникальной конструкцией – пустой корпус из двух пластиковых пластин, которые при желании могут быть демонтированы. В разобранном виде гитара значительно меньше своих собратьев, но длина при этом остаётся неизменной.
Карманные гитары
Конечно, никаких «карманных» гитар не существует. Речь идёт о карманных тренажёрах для пальцев, которые имитируют гриф гитары. Чаще всего тренажёры созданы только для левой руки, однако существуют тренажёры, предусматривающие использование правой руки.
Самые простые модели представляют собой гриф из нескольких ладов и 6 струн, которые никак не настраиваются и совершенно не звучат. Так же существуют электронные тренажёры с функцией подключения к усилителю или даже к смартфону. На всех вышеперечисленных тренажёрах можно отрабатывать технику легато или теппинга.
Современные электронные тренажёры подключаются к смартфону и могут помочь в обучении. При сильном желании и должной сноровке хороший тренажёр может заменить полноразмерную гитару и только посодействовать развитию творчества.
Но не будем забывать про самую компактную гитару (и любой другой инструмент) – ваш смартфон. Просто скачиваете приложение «гитара» и играете. Конечно, настоящую гитару никогда не заменит, зато точно будет всегда под рукой!
Электрогитара для путешествий
Некоторое время назад посетила меня мысль «хочу научиться играть на гитаре». Думал-думал и купил электрогитару. Примерно полгода я делал к ней подходы, но в итоге дело не пошло и гитара была продана.
Одной из причин «не пошло» стало то, что в тот момент жизни я активно перемещался и дома бывал недостаточно часто (либо время было позднее), чтобы постоянно тренироваться. Однако мысль о гитаре меня не отпускала. Прошло несколько лет, я поменял работу, появилась более-менее своя площадь и мысли снова начала крепнуть. Я снова купил электрогитару и начал заново учиться на ней играть. Но снова упёрся в то, что дома вечерами есть другие дела, а на даче время вроде и есть, да вот перспектива возить туда и обратно гитару на себе не радовала (машины нет).
Были мысли найти гриф, натянуть на нём струны. Это позволит тренировать аккорды, может даже разучивать мелодии… нет. Как минимум нужно контролировать, что не задеваю пальцами соседние струны, да и сам прижим. Значит нужен функционирующий инструмент. Но размеры… размеры надо уменьшать. И желательно не тратить на это много денег
▍ «У самурая нет цели, только путь»
Я немного забежал вперёд. До того как принять решение, что надо делать гитару, я пошёл по пути «натяну струны на гриф”. Гриф отдельно в приемлемом для меня варианте я не нашёл. Или не устроила цена или состояние было откровенно плохим. Изучив цены на гитары, я решил просто купить что-то самое дешёвое — «фендер» от Fabio (ST100). И тут мне повезло. На тот момент я не думал про гриф как часть гитары, и мог купить что-то откровенно плохое. Но в наличии его не было.
Не самая плохая гитара среди дешёвых
Забрал гитару из магазина и сразу разобрал. Мне от гитары нужен был только гриф и струны, так что описывать качество изготовления корпуса, пайку и прочее я не стал (про корпус пару слов скажу ниже). Собственно я их и получил. Что же дальше? А дальше надо было придумать как закрепить струны и… и тут я наткнулся на фото «гитары для путешествий». Ну как наткнулся. Коллега посмотрел на мои эволюции с грифом и скинул вот это фото с вопросом «так может тебе что-то такое из гитары сделать?».
Traveler Guitar Ultra-Light Electric
▍ Берём в руки пилу
«Сделать». Именно это слово и определило дальнейший путь. Вариант купить сразу не рассматривался. Объективных причин этому нет. Мне это показалось интересным, да к тому же коллега пообещал дать некоторые запчасти.
Первое, что приходит в голову — обрезать имеющийся корпус, но практически пришлось от этого отказаться. Основная причина была в том, что изнутри было видно, что он местами плохо склеен или треснул. Вторая — изначально неподходящая под обрезку фрезеровка. Ну и третья причина — хотел использовать другой тип звукоснимателей. Фотографий родного корпуса не сохранилось, но вот как это в целом выглядит у «фендеров». Красный прямоугольник показывает как планировал резать. Корпус купленной гитары имел одну большую выборку под звукосниматели плюс с обратной стороны под пружины тремоло тоже сделана выборка. Как итог, корпус в этом месте очень тонкий и не годится под обрезку.
Этот корпус можно было просто обрезать
В общем пилить купленную гитару не вариант, решил делать сам.
Чтобы иметь хотя бы примерное представление о том, что и где будет расположено, из доски и обрезка фанеры собрал «стенд”:
Первая примерка
Использовал родной бридж:
Для надежного крепления потребовалось просверлить дополнительные отверстия
Перенёс два колка, чтобы уменьшить общую длину:
Не очень аккуратно, зато стал короче
Жаль, что не было второй гитары показать разницу в размерах
Прототип позволил увидеть минимальные габариты гитары.
В таком виде настраивать было бесполезно. При натяжке струн доска начинала прогибаться. Настраиваешь с первой по шестую, проверяешь и понимаешь, что все струны кроме шестой надо снова настраивать. Это примерно как настраивать гитару с тремоло. Решил сделать подобие корпуса и навесить хотя бы один звукосниматель, чтоб оценить эргономику.
Фотографий на этом «в полный рост» не сохранилось. И процесс пришлось поставить на паузу, на два года. Причины оставим за рамками этого повествования. За время вынужденного простоя для гитары были найдены два звукоснимателя, о которых известно только, что это хамбакеры (больше информации их хозяин мне не предоставил). Следом появился бридж с роликами.
Тут стоит пояснить почему я взял хамбакеры, а не синглы, тем более что последние можно было снять с гитары донора. Как устроен звукосниматель? В общем случае это магнит в основании и магнитопровод с катушкой вокруг него.
Сингл из Fabio ST100
Сингл (на фото) это звукосниматель с одной катушкой. Хамбакер это звукосниматель в котором две катушки. Обычно подключены они в противофазе. Это позволяет нейтрализовать помехи, а заодно и потерять часть «верхов”. Если взять хамбакер у которого выведены все провода от катушек, то можно реализовать 3 схемы его подключения и получить 3 разных звучания на выходе:
Имея один галетный переключатель, можно «собрать» любую из трёх схем и менять звучание гитары. Мне показалось это интересным.
▍ Продолжаем пилить
Недавно я проснулся с мыслью «надо продолжить делать гитару». Позавтракал и в процессе заказал «Бук, заготовка под приклад 40-50х110-115х530мм» в одном из маркетов.
Через три дня я держал заготовку в руках. Тут же набросал на ней место под гриф и варианты расположения звукоснимателей. Изначально я и собирался ставить только хамбакеры, но решил посмотреть как можно расположить синглы, тем более что они остались от гитары, с которой снят гриф.
первые примерки
Дальше надо было взять фрезер и сделать выборки под гриф и звукосниматель. Почему не размечен второй будет понятно дальше. А пока сделал из фанеры шаблон и… и понял, что у фрезера нет копировальной втулки в комплекте. Подумал минут десять, спросил у товарищей, что думают о физических свойствах PETG и сел моделировать втулку. Ещё тридцать минут ушло на печать и втулка готова. Можно приступать к фрезеровке:
Модель втулки
Готовый результат на фрезере:
Высота втулки делалась под имеющуюся фанеру
Дальше по шаблону сделал выборку под установку грифа. Увы, без косяков не обошлось. В процессе увлёкся, выставил сразу большую глубину, да ещё и завёл фрезу на заготовку неправильно. Как итог, фрезер кинуло, шаблон сдвинулся, и одна сторона выборки получилась кривой. «Нам с нее не стрелять», но между корпусом и грифом появилась щель с неровным краем. Исправлять не стал, только усугубил бы проблему. Скорее всего, закрою образовавшуюся щель декоративной накладкой.
Откололо несколько слоёв
После фрезеровки примерил грифа. Сразу выставил центр и просверлил крепёжные отверстия. Гриф при примерке посадил на клей. Благодаря этому, он во время сверления никуда не сдвинулся. Главное было всё сделать, пока клей не набрал окончательную прочность и успеть отделить гриф от корпуса без последствий.
Ждём, когда клей начнет схватываться
На фото также видно, что у доски толщина больше чем требуется, и кроме фрезеровки посадочного места для грифа так же была снята часть материала для получения нужной толщины. Следом поставил бридж.
Кто заметил, что стол цвет поменял?
Как и со звукоснимателем тут стоит дать некоторые пояснения по бриджу.
Начну с простого — ролики. Бридж с роликами был взят только потому, что механизм натяжки струн будет расположен не на голове грифа, а за бриджем. В итоге по нему будет «проходить» больше тела струны. Ролики позволят снизить сопротивление и уменьшат риск порвать струну. На и сам бридж 4-6 струны «пилить» не будут при натяжке.
Теперь про расположение бриджа. Есть такое понятие, как мензура — длина рабочей, звучащей части струны на музыкальных инструментах. То есть это расстояние между двумя точками, на которые опирается струна. В случае гитары это расстояние между порожком на грифе и бриджем. Так как у нас у меня уже есть готовый гриф, то для меня это расстояние им и задается, а именно, расположением ладов.
Да, можно взять струну, закрепить её на любом расстоянии и меняя силу натяжения получить требуемую ноту. Но этого мало. Надо чтобы и при зажимании струны на разных ладах извлекались правильные ноты. Самый простой пример — на 12 ладу должна звучать та же нота, что и на открытой струне, но на октаву выше. То есть частота колебания струны, зажатой на 12 ладу, должна быть в 2 раза выше, чем частота колебания открытой струны.
Беру в руки гриф и измеряю расстояние от порожка до середины центра 12 лада. Это половина расстояния от порожка до бриджа. Размечаю, сверлю и ставлю бридж. Натягиваю струну, настраиваю её и делаю проверку.
На 12 ладу частота выше, чем должна быть. Нота извлекается неточно. Заказываю новую заготовку и ищу у кого из знакомых есть ЧПУ фрезер… нет (да).
На самом деле большинство бриджей для электрогитар имеют подстройку и можно ей компенсировать неточность установки. Но в моём случае диапазона подстройки для третьей и шестой струн не хватило. Отклонение хоть и небольшое, но даже мой нетренированный слух его воспринимает. Пока решил оставить как есть, учиться играть это не сильно помешает. Да и не основная это гитара.
Занимательный факт: На акустических гитарах обычно бридж возможности подстроить не имеет и может быть установлен неправильно. Тогда инструмент настраивается или на открытой струне или на зажатой на 12 ладу, в зависимости от того, какая октава будет чаще использоваться в исполняемой композиции. Это позволяет добиться чистого звучания для большинства нот, которые будут извлекаться музыкантом.
С бриджем определился. Начал думать, как разместить колки. Вернее, как натягивать струны.
Варианта было четыре:
Не всё поместится
Успел врезать нековый звукосниматель пока определялся:
А будет ли удобно настраивать?
Даже начал делать в варианте «под корпусом». Собрал колки в две группы, примерное расположение наметил. Нашёл из чего сделать направляющую для заворота струн на обратную сторону. Параллельно пробовал и вариант «за бриджем». Сделал из тонкой доски образец размещения колков (фото не сохранилось).
Без крышек колки можно разместить ещё плотнее
Пока думал, смоделировал и распечатал шаблон для фрезерования отверстия под звукосниматель. Выпиливать из фанеры в этот раз не стал. Форма простая, пусть принтер работает. На фото ниже также видны последствия удара фрезой при выборке посадки под гриф.
Забыл заложить в шаблон выемки под крепление звукоснимателя
Я оттягивал решение, но пришло время выбрать, как расположить механизм натяжения струн. Победителем стал вариант «за бриджем».
Вариант «под корпусом» проиграл, потому что заворачивание струн на обратную сторону всё же слишком сложный процесс, я решил на этом этапе не рисковать. Кроме этого такое решение ослабило бы корпус, так как под него придётся много фрезеровать полостей и отверстий. Выигрыш в размере около 6 см того не стоит.
Почти окончательная форма корпуса. Ещё не снял лишнюю толщину, но забегу вперёд и скажу, что большая часть корпуса так и осталась толщиной 50 мм, иначе гриф начинал перевешивать.
Сделал на боку полости под джек и «крутилку громкости». Изначально хотел поставить ещё переключатель, чтобы можно было делать отсечку на хамбакере, но решил пока от него отказаться. Немного обработал поверхности и покрыл маслом.
О красоте и изяществе форм говорить не приходится
А что гриф? Вот он после очередной подрезки. В качестве держателя струн временно взял топлок. Текущий вариант мне не нравится и будут переделывать, как только найду подходящий материал для изготовления пластины струнодержателя. Станет ещё короче и аккуратнее.
Есть ещё куда уменьшать
И в итоге получился вот такой агрегат, которым уже можно пользоваться. Гитара помещается в 120л рюкзак и не занимает там много места. Если же еду с маленьким рюкзаком, то убираю её в брезентовый чехол от штатива. Из дополнительных плюсов, попутчики по форме не опознают в ней гитару и не просят что-то сыграть.
Зато места много не занимает
Однако на этом путь не закончен. Кроме доведения до ума грифа и переноса бриджа к этой гитаре будут делаться ещё съёмный упор для ноги (чтобы играть сидя) и площадка для запястья. Тоже съёмная. Что-то вроде этого (см. фото).
Подбор формы при помощи 3-Д принтера
Без них играть на гитаре неудобно. Особенно когда ещё толком не научился. Также жду, когда приедет галетный переключатель. От возможности менять схему звукоснимателя я не отказался.
В качестве «сцены после титров».
Бридж с интегрированной системой натяжения струн
Всё тот же коллега вдохновился тем что у меня получилось и принёс мне ещё один гриф и «хедлесс» бридж которые остались после его экспериментов на эту же тему. Пошёл заказывать дерево.