Турельный пулемет что это
Авиационный пулемёт ШКАС: История создания
Все люди испытывают одинаковые чувства: боль, горе, радость, зависть. У кого-то каких-то чувств больше, других — меньше. Либо вообще человек становится рабом чего-то одного и нередко не самого лучшего. Пусть это покажется не совсем правильным, но это жизнь. И это надо хорошо понимать, особенно мотивы поступков людей, имевших отношение к созданию оружия…
К таким людям, способным не только организовать дело, но и добиться практических результатов, стать первым среди равных, с полной уверенностью можно отнести выдающегося советского конструктора Бориса Гавриловича Шпитального.

Б.Г. Шпитальный.
Борис Гаврилович Шпитальный родился в Ростове-на-Дону в семье механика 8 августа 1902 года. В 1908 г. вместе с семьей он переезжает в Москву. Любознательного парнишку все время тянуло к новым машинам и механизмам. Тяга к изобретательству появилась у Бориса с юношеских лет. Природный интерес ко всему необычному, удивительному, граничащему подчас с фантастикой, наложил своеобразный отпечаток на всю его жизнь и определил дальнейшую судьбу. После школы в 1919 г. он начинает работать помощником машиниста на Северной железной дороге, затем в 1921— 1922 гг. — механиком на Мытищинском вагоностроительном заводе, а в 1923 г. переходит в лабораторию гидравлических установок при Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Одновременно с работой с 1923 по 1927 гг. Борис учится в Московском механическом институте имени М. В. Ломоносова на кафедре авиационного машиностроения (!). Уже в это время Шпитальный задался целью создать скорострельный пулемет. Но в то время у него для этого не было необходимого опыта, не хватало знаний.
По окончании института в 1927 году молодой специалист был направлен на работу в Научный автомоторный институт (НАМИ) в Москве, а вскоре его перевели в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода. Именно здесь Шпитальный смог приступить к осуществлению своего давнего замысла.
В то время создание подобного пулемета в нашей стране осложнялось объективными причинами. Уже в конце 20-х годов стало ясно, что конструкция 7,62-мм штатного винтовочно-пулеметного патрона обр. 1908 г., имевшего фланцевую гильзу (с закраиной) была для авиационных пулемётов негодной. Его использование в автоматическом оружии с высокой скорострельностью затрудняло работу автоматики, зачастую приводя к демонтажу патрона.
Все эти вопросы удалось решить инженеру Шпитальному. Первый образец его авиационного скорострельного пулемета, в создании которого принял самое непосредственное участие и опытнейший тульский инженер Иринарх Комарицкий, был изготовлен уже в конце 1930 г. Пулемёт был засекречен.

Подписка на всю жизнь

Комарицкий Иринарх Андреевич

Пулемёт ШКАС
Мало создать изделие в чертежах, в него нужно вдохнуть «жизнь».
К доводке системы подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И. Пастухов, П. Морозенко, И. Сомов, С. Ярцев, М. Мамонтов, К. Руднев, Г. Никитин, А. Троненков и др. (О многих из этих великих мы постараемся рассказать).
Автоматика пулемета системы Шпитального-Комарицкого работала по принципу отвода части пороховых газов из канала ствола через специальное отверстие, запирание осуществлялось перекосом затвора вниз. Спусковой механизм допускал ведение только непрерывного огня. Предохранитель флажкового типа. Питание ленточное, из металлической рассыпной ленты звеньевого типа. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа приводился в действие от затворной рамы. Высокий темп огня — 1200−1800 выстр./мин достигался за счет высоких скоростей подвижных частей автоматики (пулемет снабдили буферными пружинами затвора и затворной рамы), а также путем совмещения ряда операций по перезаряжанию. Оригинальная система подачи патрона, обусловленная высокотемпным огнем, происходила за 10 циклов работы автоматики, с помощью криволинейного паза на кожухе зубчатки механизма подачи, обеспечивая тем самым плавное извлечение патрона из металлической звеньевой ленты и перемещение его на линию канала ствола к моменту его досылания.

Пулемёт ШКАС
Пулемет Шпитального-Комарицкого стал первым в мире специальным образцом авиационного пулеметного вооружения, который сразу же позволил Советскому Союзу завоевать приоритет в этой области.
В начале 1932 г. Шпитальный вместе с Комарицким завершили окончательную отладку конструкции, и в июне того же года новый пулемет был представлен наркому обороны СССР К. Ворошилову.
Присутствовавший при этом представитель Ружтреста И. Глотов впоследствии воспоминал:
«На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, а также представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»
11 октября 1932 г. Реввоенсовет, одобрив результаты полигонных испытаний пулемета, принимает его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1932 г. ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный)», что положило начало бурному развитию авиационного стрелково-пушечного вооружения как одного из самостоятельных видов военной техники.
Надо сказать, что, как это бывает практически всегда, Мысль конструктора впереди производственных мощностей.
В 1934 г. в массовое производство пошли турельный и крыльевой варианты пулемета ШКАС.
Турельный пулемёт ШКАС
В конструкцию отдельных деталей крыльевого пулемета были внесены некоторые изменения по отношению к его прототипу.

Стрелок-радист 367 БАП старший сержант Николай Сергеевич Королев за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика С. Б. Награжден Орденом Боевого Красного Знамени в 1941 г.
Погиб 4 февраля 1942 г. — не вернулся из боевого вылета.
В 1936 г. инженер-конструктор К. Руднев в содружестве с В. Котовым, В. Галкиным и В. Салищевым создали еще один вариант ШКАС — синхронный, предназначенный для ведения стрельбы через винт. Для защиты лопастей вращающегося винта от поражения собственными пулями на спусковом механизме пулемета монтировалось специальное синхронное приспособление, связанное с коленчатым валом двигателя самолета и регулировавшее процесс стрельбы.
Исключительное внимание организации массового выпуска авиационных пулеметов ШКАС уделял нарком оборонной промышленности Г. Орджоникидзе. Он явился инициатором создания в Туле специального конструкторского бюро авиационного стрелкового вооружения № 15, оборудованного по последнему слову техники. В 1934 — 1953 гг. Шпитальный, будучи главным конструктором опытно-конструкторского бюро № 15 (ОКБ-15), возглавлял его.
Благоволил к конструктору и Сталин.
В те времена вопросы о развитии авиационной промышленности и выпуску самолётов часто решалось непосредственно на Политбюро. Во время дискуссий производственники критиковали конструкторов за сложность изготовления изделий на существующем оборудовании. Ну, а конструкторы, естественно, всё сваливали на неспособность и даже на нежелании производственников. В этой ситуации И. В. Сталин, как правило, был на стороне конструкторов — ведь нему нужны были самые лучшие в мире самолёты. Амбициозный Борис Гаврилович Шпитальный, пользующийся благосклонностью И. В. Сталина, считавший свои решения непогрешимыми, умудрился перессориться почти со всеми производственниками, добиваясь преференций. Через десятилетия ему это «аукнется».
Из воспоминаний зам наркома вооружения Владимира Николаевича Новикова:

В.Н. Новиков
Став заместителем наркома вооружения, я по долгу службы встречался со всеми конструкторами, занимавшимися вооружением для авиации. И первым, кого я увидел в своем кабинете, был Борис Гаврилович Шпитальный. Знакомство с ним произошло довольно своеобразно. Как-то в июле 1941 года, когда я проводил совещание с представителями заводов, вошел секретарь и доложил, что в приемной находится конструктор Б. Г. Шпитальный и просит его принять.
— Попросите подождать минуты две-три, — сказал я, — сейчас закончу с товарищами и приглашу его.
Не прошло и двух минут, как я, завершив разговор, вышел в приемную. Секретарь недоуменно пожал плечами:
— Шпитальный уже уехал.
— Ничего. Когда я попросил его обождать, он встал и ушел.
Не придав совершенно значения этому факту (подумал только, что, значит, я был Б. Г. Шпитальному не очень нужен), я вскоре был обескуражен звонком из приемной Сталина. Со мной говорил Поскребышев. Вот что я услышал:
— Товарищ Новиков, как же так получается, вас только назначили на этот пост, а вы уже проявляете бюрократизм — не приняли конструктора Шпитального.
Объяснив, как было дело, я сказал, что готов встретиться со Шпитальным в любое время.
— Товарища Шпитального надо принимать сразу, — подчеркнул Поскребышев и положил трубку.
Позже я узнал, что Борис Гаврилович пользовался особым расположением Сталина. Почти на всех боевых самолетах стояли пулеметы и пушки его конструкции. Сталин позаботился о создании Шпитальному всех условий для работы, хотя, как скажу дальше, тот не всегда оправдывал возлагавшиеся на него надежды.
В общем, мне дали понять, что с этим конструктором надо работать в особом контакте.
Важное значение в увеличении выпуска новых авиационных пулеметов имело решение Комитета обороны при СНК СССР от 26 мая 1937 г. о производстве пулеметов ШКАС и о наращивании производственных мощностей для их изготовления. В соответствии с этим решением выпуск пулеметов ШКАС, начиная с 1937 г., резко возрос, обеспечивая потребности быстрого увеличения Военно-воздушных сил. Выпуск пулеметов ШКАС к 1940 г. достиг 34233 шт. Всего же в 1933-1940 гг. советские военно-воздушные силы получили более 110 000 авиационных пулеметов ШКАС всех модификаций, которые устанавливались практически на всех моделях советских самолетов-истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков предвоенных лет.

Кормовая стрелковая точка повёрнута на максимальный угол. В таком положении возможно покидание самолета с парашютом.

Пулемёт ультраШКАС
В сентябре 1936 г. спаренные пулеметы ШКАС были установлены на серийный самолет СБ и испытаны в воздухе. На основе этих испытаний в июне 1937 г. новой системе было присвоено наименование «механическая спарка ШКАС (МСШ)», и Народный комиссариат оборонной промышленности обязывался изготовить серию в количестве 20 шт. Для проведения войсковых испытаний механические спарки ШКАС устанавливались в качестве носовой пулеметной установки на самолетах-бомбардировщиках СБ и АР-2.
С началом Великой Отечественной войны тульские оружейные заводы были эвакуированы на восток, где в больших масштабах продолжалось производство авиационных пулеметов ШКАС.
Когда в начале 1930-х гг. отчетливо стало ясно, что пулеметный огонь все менее эффективен в отношении современных боевых самолетов противника, в Советском Союзе начались интенсивные работы по созданию крупнокалиберного авиационного пулемета.
Единомышленники
Выдающиеся качества системы ШКАС позволили принять ее за основу при проектировании крупнокалиберного авиационного пулемета. Уже в феврале 1931 г. перед конструкторами ПКБ ТОЗа была поставлена задача разработать и изготовить 12,7-мм авиационный пулемет для стрельбы как через винт, так и с турели по системе Шпитального. Образец такого пулемета был разработан С. Владимировым в начале 1932 г. Через три года 12,7-мм крупнокалиберный авиационный пулемет ШВАК (Шпитальный-Владимиров авиационный крупнокалиберный) принимают на вооружение советских ВВС.

20-мм пушка ШВАК
Полигонные испытания пулемета ШВАК показали, что благодаря большому запасу прочности его калибр может быть увеличен до 20 мм без изменения габаритов подвижной системы путем замены ствола. На основании этих испытаний была выполнена конструктивная разработка 20-мм пушки ШВАК.

Синхронные пушки ШВАК на истребителе МиГ-3.
О том, насколько эффективным было использование авиационных пушек в воздушных сражениях периода войны, говорит следующий факт: на самолете-истребителе Ла-5, вооруженном пушками ШВАК, трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб сбил более половины из 62 уничтоженных им в воздушных боях самолетов противника.
Кроме того, 20-мм пушки ШВАК в 1941 г. также устанавливались на легких танках Т-30 и Т-60, что позволило увеличить мощность их огня в десятки раз.

Б.Г. Шпитальный знакомится с результатами работы «своего детища»
Однако 57-мм авиационная пушка Шпитального Ш-57 так и осталась существовать только в опытных образцах.
После ухода из оборонной промышленности доктор технических наук профессор Б. Шпитальный длительное время преподавал в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

Б.Г. Шпитальный
За выдающиеся заслуги в создании новых образцов вооружения Борису Гавриловичу Шпитальному присвоено звание Героя Социалистического Труда, ему дважды присуждалась Государственная премия СССР, он был награжден двумя орденами Ленина, орденом Суворова 3-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также многочисленными медалями.
Умер Борис Гаврилович Шпитальный 6 февраля 1972 года. Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища.
Добрая память ему от всех воинов Красной и Советской Армии, которым он сохранил жизнь!
Турельный пулемет что это
ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.
Содержание
История создания
1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.
Особенности конструкции
В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.
Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а её отражение — подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счёт короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.
Патроны
Необычные осечки
Неожиданно при стрельбе возникли осечки. Для выяснения причин была создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.
Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулемётах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулемётах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему — этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта чёрным или красным лаком. Красный лак был импортным, а чёрный — отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми чёрным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились.
Модернизация
При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс — около 1500—2000 выстрелов.
Варианты установки
Перед конструкторами была поставлена задача приспособить пулемёт системы ШКАС для применения в различных точках самолета в качестве турельного, синхронного и крыльевого.
Турельный и Крыльевой варианты
Синхронный вариант
Синхронизация пулемёта была осуществлена в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкций синхронного механизма этого пулемёта является перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
К 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.
Применение
Модификации
Интересные факты
Утверждение о том, что экземпляр ШКАСа хранился в Рейхсканцелярии, получило распространение из мемуаров самого Б. Г. Шпитального:
Справедливости ради следует заметить, что пулемёт MG-81, созданный в 1939 году, обладал не сильно уступавшей ШКАСу скорострельностью (ок. 1500 выстрелов в минуту), но к моменту начала производства (1940 год) морально устарел по тем же причинам, что и ШКАС.
Авиационный пулемет ШКАС.
Авиационный пулемет ШКАС.
Разработчик: Шпитальный, Комарицкий
Страна: СССР
Изготовление опытного образца: 1930 г.
Испытания: 1932 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.
Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета ШКАС был изготовлен в 1930 году. Уже в начале июня 1932 года Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев продемонстрировали пулемет наркомвоеномору К.Е.Ворошилову. Присутствовавший при этом представитель Оружпултреста И.Глотов впоследствии воспоминал:
«На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, а также представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал свое согласие. С некоторым вполне понятным волнением встал за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один мощный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Такой результат внепланового испытания пулемета вызвал одобрение Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»
7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний, а 7 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и 11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года — ШКАС» (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный).
Одновременно с выдачей в марте 1933 года заказа на первую крупную партию пулеметов конструкторам предложили увеличить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, известный под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), который пошел в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство произошел только в начале 1934 года. Поэтому пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и после постановки производства. Большую работу в этом направлении провела группа специалистов под руководством отечественного инженера-оружейника П.И.Майна.
Пулемет ШКАС КМ-33 ранний.
ШКАС Крыльевой.
Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16.
Открытая турельная установка Тур-8, разработанная Н.Ф.Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (или переднего визира), на кожухе — стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике — рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель запирал шептало. Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной системы в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.
28 марта 1935 года Ворошилов писал Орджоникидзе: «… в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами.»
Позднее, с созданием новых типов самолетов разработали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, например верхние турели системы Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТБ-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС разработана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.
Верхняя турель ТСС-1 и нижняя МВ-2 на бомбардировщике Ар-2.
ШКАС Синхронный.
ШКАС Синхронный, удлиненный с рукояткой заряжения.
В 1941 году появилась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм короче, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался исключительно для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.
ШКАС в крыле Ил-2. Схема.
Боеприпас к авиационному пулемёту по внешнему виду практически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. Вместе с тем, в их конструкции имеются малозаметные, но важные отличия, которые отражают специфику применения боеприпаса именно в оружии, обладающем высоким темпом стрельбы.
По сравнению с гильзой обычного патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели большую толщину стенок и дна. Это увеличило их прочность и позволило значительно уменьшить вероятность поперечного разрыва гильз при выстреле — задержки, абсолютно неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из латуни, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а впоследствии только из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-1936 гг., на ППЗ — с 1938 г.)
Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде часто применялось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Чтобы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, который распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи специально подобранных стойких лаков.
Для отличия 7,62-мм «шкасовских» патронов от обыкновенных с 1938 года на фланце гильзы выштамповывалась буква «Ш».
Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в металлическую рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта или в специальный кошель.
Звенья патронов в ленте для пулемета ШКАС.
Патроны к пулемёту ШКАС, как и прочие, укупоривались в «цинки» и деревянные ящики, на которые наносился специальный знак — надпись «ШКАС». Дополнительно наносился знак в виде красного или чёрного пропеллера.
В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных заводах.
Во время войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями специального назначения выпускались на предприятиях, работающих по заказам ГУ ВВС (основная потребность в них была именно у авиации). Заводы производили такие патроны только со «шкасовскими» гильзами, имеющими утолщённые стенки. В 1942 году выяснилось, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные войска с этих заводов (заказы по линии ГАУ) при использовании в пехотном оружии (пулемёты «Максим» и ДП, винтовка Мосина) дают задержки — наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недостатка гильз патронов, отгружаемых в сухопутные войска, покрывались специальным лаком.
Действие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось с помощью металлической звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Не менее остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При движении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель. Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Отсюда ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при движении вперед.
Схема работы пулемета ШКАС.
Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльевого вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.
Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТБ-4, ТБ-3 (на ТУР-6), Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2ВС, Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный — на истребителях И-16, И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и др.
Серийное производство пулеметов ШКАС постоянно росло. В 1933 году было выпущено 365 экз., в 1934 году — 2476, в 1935 году — 3566, в 1937 году — 13005, в 1938 году — 19687, в 1940 году — 34233, в 1943 году — 29450, в 1944 году — 36255 и в 1945 году — 12455.
К негативным моментам конструкции ШКАСа относится весьма высокая трудоемкость и сложность конструкции пулемета. Также к недостаткам можно отнести невозможность смены направления подачи ленты. Из-за замысловатой схемы движения патрона, подача осуществлялась только снизу справа, что правда несколько снижало остроту этой проблемы, по сравнению с классическими схемами подачи патрона чисто слева или чисто справа.
ШКАС (т) — турельный, первая модификация.
ШКАС (кр) — крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом. Вес — 9,8 кг; при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2.
ШКАС (с) — синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 году конструкторами В.Н.Салищевым, К.Н.Рудневым и В.П.Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Вес — 11,1 кг, темп стрельбы- до 1650 выстр./мин, начальная скорость — 850 м/с.
Калибр, мм: 7,62
Патрон: 7,62 х 54 мм R
Принципы работы: Отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин: 1800 (ШКАС (с) — 1650)
Вид боепитания: ленточное
Вес (турельный), кг: 10,5
Темп стрельбы, выст./мин: 1800
Начальная скорость, м/с: 825
Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Турельный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Синхронный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Синхронный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Синхронный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Синхронный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Синхронный пулемет ШКАС в музейной экспозиции.
Стрелок-радист за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика СБ.
ШКАС в разобранном виде.
7,62-мм авиационный пулемёт ШКАС. Рисунок.
ШКАС. Схема.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Евгений Аранов. Авиационное вооружение СССР.
Семен Федосеев. Авиационные высокотемпные.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «ШКАС 7,62-мм авиационный пулемет».
Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам
Представляем и рекомендуем наших партнёров: