Тургенев записки охотника чему учит это произведение
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Тургенев И. «Записки охотника» Читательский дневник, краткое содержание
Тургенев И. «Записки охотника» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Иван Сергеевич Тургенев
Название: «Записки охотника»
Жанр: Повесть
Тема произведения: Судьбы людей
Число страниц: 67
Главные герои и их характеристики:
Рассказчик – рассудительный, наблюдательный, смелый
О чем произведение:
Рассказчик всё время попадает в удивительные истории, слушает рассказы окружающих людей и наслаждается красотой удивительной природы. В повести 25 небольших историй.
Сюжет — краткое содержание:
Рассказчик на своём пути встречает двух совершенно разных друзей. После он идёт на охоту с Ермолаем и подслушивает его разговор с Ариной. Дальше повествователь встречает двух рыбаков у родника, а затем заболевает. Доктор рассказывает ему про свою трагичную любовь. Рассказчик встречает соседа Радилова и Овсянникова, беседует с ними, а потом охотится под селом Льгов, бродит по Бежину лугу, знакомится с Касьяном и узнаёт про бурмистра Софрона и конторщика Еремеича. Лесник Бирюк, Хвалынский и Стегунов, Хлопаков, Татьяна Борисовна, умирающий подрядчик, Каратаев, Акулина, Чертопханов и Недопюскин – истории всех этих людей узнаёт рассказчик. Повесть заканчивается описанием природы.
Понравившийся эпизод:
Рассказ «Бежин луг» мне особенно понравился. Мальчишки рассказывали очень увлекательные истории о русалках и солнечном затмении.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Русь – это не только удивительная природа, но и истории людей, порой трагичные и страшные.
Чему учит этот повесть:
Повесть учит чутко и внимательно относиться к людям, любить природу.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
В повести рассказано о человеческих судьбах. Истории людей очень грустные, в жизни каждого случалась трагедия. Также в произведении удивительные описания природы.
Новые слова и выражения:
Упряжь – совокупность принадлежностей для запряжки
Рысак – породистая рысистая лошадь
Нрав – характер, совокупность душевных свойств
Пословицы к произведению:
Любовь — кольцо, а в кольце нет конца.
Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Тургенев «Записки охотника» чему учит? Где найти иллюстрации?
Чему учит цикл рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника»?
Какова основная мысль произведения «Записки охотника»?
Какие есть иллюстрации к циклу рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника»?
Примеры иллюстраций где искать?
«Записки охотника» это реализм реального положения и жизни людей времен перед отменой крепостного права.
Эти рассказы из сборника, объединены одной мыслью – показать реальную жизнь людей, когда крепостные не имели полноценного права на свое мнение и жили в абсолютном подчинении своих помещиков. Крепостничество вполне можно назвать и рабством, пусть в не махровом его проявлении, но то, что люди были лишены многих общечеловеческих прав и свобод, то это точно.
Эти рассказы учат нас тому, что нужно понимать людей и воспринимать всех как себе равные.
Простым людям свойственно благородство, честь, порядочность и благодаря им, Россия была всегда сильна и самобытна. Недооценка человека, пусть низшего сословия, это ошибка, которая приводит к деградации личности.
Л.Н. Толстой, который не любил ни самого И.С. Тургенева, ни его произведения, признавал величайшее мастерство своего современника в описании природы («две-три черты, и пахнет!»).
От стихотворений в прозе до «Записок охотника» И.С. Тургенев сталкивает человека и природу. Это может иметь разный смысл. Например, писатель может таким образом дать понять, что крестьяне ближе природе, чем горожане, образованное сословие. Эта идея справедлива и для «Записок охотника», и для более позднего Тургенева.
Наконец, вспоминается стихотворение в прозе, где вечная, равнодушная природа как миг переживает то, что в человеческой природе равно тысячелетию.
Что ж, давайте подумаем какую картинку можно нарисовать в качестве иллюстрации к рассказу Тургенева «Бежин луг». Основные события в этом рассказе разворачиваются ночью на лугу, когда автор встречается с деревенскими ребятишками и проводит ночь в их компании. Ребята сторожат коней, они в ночном. Автор слушает рассказы ребят, ярко горит костер, где-то в темноте бродят кони, тишина и красота звездного неба над головой.
Словесная картина у нас получилась, остается только перенести ее на бумагу.
Сделать это можно например так:
Конечно, не все владеют карандашами или кистями одинаково, поэтому иллюстрация может оказаться и более простой, например такой:
«Испытание любовью» в моем понимание, иначе можно определить как «проверка на прочность чувств людей». Если любовь настоящая, крепкая и искренняя, то влюбленные преодолеют все трудности и невзгоды, выпавшие на их долю.
В повести «Ася» Тургенева то самое испытание любовью раскрывает чувственную и глубокую натуру Аси, а также сущность господина Н.Н.
Будучи влюбленным, он остается верен себе. А Ася, напротив, отдается чувству целиком, мечтает о возвышенности и крепости чувств. К сожалению, Н.Н. совсем не оправдывает ее ожиданий.
Скорее всего он боялся ответственности, ведь Ася так юна.
Безусловно, господин Н.Н. испытания любовью не прошел. А повесть заставляет задуматься читателя о том, что изменить в себе, чтобы не попасть в подобную ситуацию, в какой оказались главные герои. Как пройти испытание любовью, если жизнь подкинет трудности?
Насколько я знаю рассказ Тургенева «Бежин луг» был опубликован впервые в 1851 году в в те времена популярном журнале «Современник».
Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника».
Рассказ относится к литературному направлению в стиле реализм, но в нем также присутствуют и черты романтизма. Особенно впечатляют яркие описания природы, легенды и поверья.
Чему учит произведение записки охотника тургенева. Анализ сборника и.с
Читайте также
Писалась книга в течение трех с половиной лет за границей, во Франции. Позже в «Литературных и житейских воспоминаниях» автор признавался, что он, не создал бы «Записок охотника», если б остался в России. Он не то что писать — жить не мог, находясь рядом со своим «врагом», которым было крепостное право и с которым еще в молодые годы дал клятву «бороться до конца».
Таким образом, отъезд Тургенева, помимо прочих причин, наглядно продемонстрировал верность писателя своим убеждениям.
Однако, как совершенно справедливо пишет Б. Зайцев, «Записки охотника» — это «поэзия, а не политика». Тем более что сам Тургенев не принимал патриотическое словоблудия. Он был по сути своей поразительно русским человеком, глубоко понимающим Россию, чувствующим ее очарование и красоту.
Мир, погруженный в голубую безбрежность и земное безмолвие деревенской России, — таким представлялся образ родины художественному воображению писателя. Особенно явственно это просматривается в рассказе Касьяна о Красивой Мечи, об оставленных им родных местах.
Открывшаяся нашим глазам зелено-голубая ширь и высь, вбирающая и отражающая естественное величие земли и неба, — все то, что называли мы природой, — одушевленная людьми, подобными тургеневским Стёпушкам, Сучкам, Ермолаям, Касьянам, Филофсям, Калинычам — и есть явленный в «Записках охотника» образ родины, созерцаемой их автором из своего отдаления с непреходящей любовью и обожанием.
Воплощенный в тургеневском цикле образ Родины открыл и русской, и мировой литературе художника, наделенного редким духом воображения, почерпнутого из долгого, тесного контакта природы и человека. Самое чарующее в Тургеневе — это когда он самые простые состояния природы окутывает дымкой поэзии. В «Записках охотника» «лепечут» и «запотевают» листья, «шушукается» тростник, «звенит крыльями» птица, в тумане «нежится» дерево, тихо мигает, «как бережно несомая свечка «, звезда, русская летняя ночь полна «томительного запаха «, а утро «шорохов и шелестов «, облака напоминают «опустившиеся паруса » и падает под топором кудрявое дерево, словно человек, «кланяясь и расширяя руки «.
Поэтическое вдохновение автора «Записок охотника «, почерпнутое в природе, питает тургеневский утонченный эстетизм, сближающий его с пластичностью и метафорической изысканностью литературы серебряного века. Многое в воссозданном Тургеневым зелено-голубом мире рождало чувство восторга, красоты и веры в гармонию человеческого мироздания.
Одним из оснований этой веры для самого Тургенева являлось ощущение полной слитности простого человека, крестьянина с природой, взаиморастворенности их жизней. Таков Фома Бирюк, о котором можно сказать, что он не просто лесник, а дух леса.
О тургеневском же Касьяне будет верным заметить, что этот «странный старичок» был самый настоящий лесной Хозяин — Леший, принявшийся морочить охотника, уводить от него дичь. И ведет он себя в лесу, как в родном доме, по-свойски: ходил «проворно», «передразнивал, перекликался» с птицами. Не преминул появиться в чаще леса и один из «лешачат», личиком своим поразительно схожий с лицом Хозяина: девочка Аннушка с кузовком грибов в руке.
Взаимосвязь человека и природного мира у Тургенева может быть и глубоко психологической. Так связаны между собой образ угасающего, переходящего в ночь вечера и судьба Арины в рассказе «Ермолай и Мельничиха», женщины с «большими и грустными » глазами, у которой, как мы понимаем, до боли рано угасает, закатывается жизнь.
Однако какой бы драматичной ни казалась человеческая судьба, какой бы многослойной и сложной она ни была, Тургенев тем не менее стремится показать, что мироздание устроено все-таки прекрасно. Основанием этой мысли в «Записках охотника» является утверждение жизни всеобщей — «крепкой, мудрой, счастливой жизни природы», ее естественного хода.
Героев «Записок охотника» объединяет общее жизнечувствование — жить всем существом в каждой данной минуте, отдаться стихийному течению жизни, подчиниться тем неизменным условиям, «которые положила природа солнцу, траве, зверю, дереву» (Толстой). Это обусловливает в них необыкновенную цельность духа, которой лишен, по Тургеневу, человек, выпавший из природы. Таковым сознавал он себя самого и людей своего сословия и видел духовное здоровье русской нации в ее приобщении к народному мирочувствованию, которое, считал писатель, поможет преодолеть страдания, ощущение человеком своего одиночества, слабости, осознание им собственного ничтожества, страха перед природной вечностью.
Духовную опору для современного человека Тургенев видел прежде всего в таких близких народу понятиях, как терпение, смирение, кротость, умение страдать — без слез и жалоб переносить свою тяжкую долю, понятиях, тесно связанных с православной верой и в первую очередь с образом Христа. Так, Лукерья («Живые мощи «) наделена абсолютной цельностью духа, питаемой религиозной верой. Обреченная на неподвижность, она находит силы переносить свою беду в смирении и в безграничном терпении.
Цельность духа героев «Записок охотника «, какими бы они ни были разными: будь то практичный Хорь или мечтательный Калиныч, жалкий Стёпушка и загадочный Касьян, живучий как трава в поле Ермолай и суровый, исполненный долга Бирюк — делает их равными, всех одинаково гармоничными.
Вместе с тем в центре внимания писателя оказалась и социальная сторона жизни крестьянства России и русского общества в целом. «Записки охотника» были прямой и честной прозой, наполненной отголосками и свидетельствами нужды и бедствия народа.
Но главной мыслью Тургенева было то, что крестьянин не является хозяином своей судьбы. Тем самым он выносил приговор своему «врагу » — жестокой, унижающей человека крепостнической действительности.
Нестерпимой болью за попранное достоинство, погубленную жизнь пронизан рассказ «Ермолай и Мельничиха «. Жестокий произвол хозяйки крепостной Арины (в ней угадывалась Варвара Петровна), отказывающей принадлежащим ей рабам в личном счастье, обрекает ее не только па публичный позор, несвершение любви, разлуку с возлюбленным, потерю ребенка, но и на тихое угасание жизни в этой немногословной, грустной, красивой женщине.
Другой герой Тургенева — Стёпушка («Малиновая вода «) попросту вычеркнут из жизни: «никто не знал о его существовании». В отличие от Стёпушки, дворовый Сучок («Льгов «) не забыт хозяевами, которые определяли его и в кучеры, и в повара, и вахтеры, и в садовники. А теперь седьмой год состоит Сучок у барыни рыболовом. Правда, как после выясняется, в реке господской «и рыбы-то нету «. Тургенев рассказывает не только об обессмысленной жизни героя, но, как и в случае с Ариной, о жизни, загубленной по произволу хозяйки.
Нищенской, полной страданий жизнью живет Фома-богатырь. Крепостничество обрекло его и на судьбу «волка-отшельника «, «душегубца «, «кровопийца «, «зверя «, люто ненавидимого крестьянами, разоренными до крайности, пухнувшими с голодухи. И оно же обрекает Бирюка намучительный разлад с самим собой, невыносимые душевные метания. Сознающий горькую долю крестьян, он тем не менее ревностно служит своему делу.
Тургенев предположил и возможный исход судьбы Бирюка. В «Бежином луге» мальчик Павлуша рассказывает о том, как «в запрошлом лете Акима-лесника утопили воры, и теперь слышно, как его душа жалобится». Не об этой ли участи говорит Фоме пойманный им крестьянин: «Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету. Да постой, недолго тебе царствовать!».
Так в «Записках охотника» возникает «хоровая судьба» народа, воспетая Яковом Турком, отправившая многих крестьян, подобно Касьяну с Красивой Мечи, по миру бродить, правду искать, да мечтать о благословенных землях, где живет «человек в довольстве и справедливости». А пока не найдены «теплые моря» с птицей Гамаюн, крестьянин вынужден существовать с полутыкиными и пеночкиными, под безжалостной властью «крепи», не имея права на достойную жизнь.
Но Тургеневу, несмотря на всепроникающий характер крепостничества, судьба народа представлялась исполненной высокого смысла. Убежденный в том, что в русском человеке таится зародыш будущих великих дел, он развивал в «Записках охотника» аналогичную своим настроениям мысль В. Белинского о народе — почве, хранящей жизненные соки развития.
И Калиныч. Певцы. Бежин луг.
1. Антикрепостническая тема в «Записках охотника».
2. Черты русского национального характера в персонажах цикла.
3. Жанровое своеобразие рассказов.
4. Пейзаж и его роль в рассказах.
Рассказ « и Калиныч» – первый из будущего цикла – появился в первом номере журнала «Современник» за 1847 год. Это был первый номер, подготовленный новыми владельцами журнала, Некрасовым и Панаевым. Тогда редакция не сумела по достоинству оценить рассказ Тургенева: он был напечатан мелким шрифтом в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника» (таким образом название цикла подсказано Тургеневу журналом). Большой успех рассказа у читателей вдохновил автора, и в течение 1847 года, находясь за границей, он написал еще 13 рассказов. Над циклом Тургенев работал с 1847 по 1851 годы, а к 1852 подготовил отдельное издание «Записок охотника».
«Записки охотника» дают картину деревенского и усадебного быта, раскрывают отношения помещиков и крепостного крестьянства. Но пристальное внимание современников прежде всего обеспечила их антикрепостническая направленность. Власти также отреагировали на их появление, увидев в рассказах опасную общественную тенденцию. Николай I повелел отправить в отставку пропустившего «Записки охотника» цензора кн. Львова «за небрежное исполнение своей должности». Тургенев был отдан под полицейский надзор. Общественная значимость рассказов и очерков цикла заключалась не только в разоблачении помещиков-крепостников (один из высокопоставленных чиновников говорил, что помещики «представлены вообще в смешном и карикатурном или, еще чаще, в предосудительном для их чести виде»), но и в изображении крестьянских типов. К людям из народа автор испытывает симпатию, бедственное положение русского народа вызывает его сочувствие.
Основной интерес для рассказчика представляют крестьяне и Калиныч, сравнительная характеристика которых позволяет автору раскрыть два типа русского крестьянина, показать разные грани русского национального характера. Образы помещика и его крепостных противопоставлены: прямого конфликтного столкновения между ними нет, но очевидно глубокое различие нравственного мира, жизненной позиции. И не в пользу помещика. Крестьяне – незаурядные люди. Один – прекрасный практик, другой – натура поэтическая. Публицистическое начало рассказа – рассуждения о барщинных и оброчных крестьянах – получает свое развитие в образах центральных персонажей.
– «человек положительный, практический, административная голова, рационалист». Он добивался разрешения перейти на оброк и по сути экономически самостоятелен. – тип умного, деятельного, предприимчивого русского человека, способного смело идти навстречу новому, правда, его возможности ограничены уродливой крепостнической системой. В раскрытии образа Хоря основную роль играют авторские описания его усадьбы, избы. Выразительны предметные детали, вещный мир. Они показывают крепость его хозяйства, надежность, устойчивость быта, позволяют увидеть в Хоре созидательные творческие начала русского национального характера. Портрет Хоря существенно дополняет наше представление о нем. В его фигуре автор подчеркивает основательность. Этот «плечистый и плотный» человек крепко стоит на ногах. А сравнение его лица с лицом Сократа («такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос») выражает уважение и симпатию автора и одновременно усиливает антикрепостнический пафос рассказа. Но этот умный, сильный человек находится в положении раба. Такова реальность российской действительности.
Калиныч – полная противоположность Хорю внешне и внутренне. Он «человек самого веселого, самого кроткого нрава», возвышенная натура. Находясь в полной зависимости от помещика, каждый день должен сопровождать его на охоту. Он совсем забросил собственное хозяйство. Калиныч близок к природе, трогателен в своей привязанности к Хорю: принес ему букетик земляники. Противопоставляя героев, автор видит в каждом из них замечательные черты народного характера.
Тургенев – реалист, он не идеализирует героя: в заключительной части рассказа автор видит безобразное всеобщее пьянство. И Яков, совсем недавно воспарявший духом, потрясший всех своим дивным пением, как и все, погрузился в мрак тяжелого разгула. Писатель не уходит от снижающих образ героя подробностей: «С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его странно побледневшим лицом». Ничего не осталось от его одухотворенного волнения. Безобразная действительность разрушительно воздействует на судьбу таланта в России, и в этом еще один приговор крепостничеству.
«Бежин луг» – поэтичный рассказ о русской природе и детской душе. В этом рассказе очерковое начало уступает место лирическому повествованию. Тургенева интересует нравственный мир людей из народа. С большой симпатией автор воссоздает образы пяти крестьянских мальчиков, собравшихся июльской ночью у костра и рассказывающих друг другу страшные истории. Природа в «Бежином луге» перестает быть фоном действия, она становится средством косвенной характеристики героев. Картины летней природы, обрамляющие рассказ, полны лирической выразительности и как бы одухотворяют характеры мальчиков. А их фантастические истории, легенды, поверья полны яркой образности, поэтичности. Таинственный мир их фантазий, мир природы и реальный мир сливаются в единое целое в душах мальчиков. Душа народа, сродни природе, поэтична и таинственна.
В «Записках охотника» И.С.Тургенев выступил как художник острой социальной антикрепостнической проблематики и раскрыл в живых крестьянских типах особенности национального характера. Велика роль описаний природы в рассказах. Природа является средством раскрытия характера, внутреннего мира и душевного состояния персонажей.
Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.
В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.
Литературное направление и жанр
Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.
Проблематика
Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.
Сюжет и композиция
Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.
Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.
Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.
Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.
Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.
Герои рассказа
Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей. » Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.
Стилистические особенности
Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.
Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.
Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.
Анализ цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника»
В истории литературы есть книги, которые выражают целые эпохи не только в развитии литературы и искусства, но и всего общественного сознания. К числу таких книг принадлежат и «Записки охотника» И.С.Тургенева.
Созданная Тургеневым картина дворянских нравов неизбежно ставит перед читателями вопрос: как все-таки могут люди, получившие какое-то образование, пользоваться своими бесчеловечными правами, жить в этой отравленной атмосфере тирании и рабства? Убежденный реалист, Тургенев хорошо знал, какова сила приверженности к удобствам и комфорту, какую власть имеют над человеком самые обыкновенные привычки и как тесно связан каждый человек со своей средой. Но он знал, что разные люди относятся к жизни по-разному и что жизненная позиция человека зависит и от свойств его натуры.
Стоило более или менее внимательно присмотреться к Хорю, чтобы сразу же стало ясно, насколько этот неграмотный крестьянин превосходит своего господина Полутыкина именно в интеллектуальном отношении и настолько стало быть, бессмысленны и лживы разговоры о дворянской опеке над мужиком. Хорь относится к Полутыкину с едва скрытым презрением, потому что «насквозь видел» его, то есть понимал, какой никчемен, а не потому, что тот носил европейское платье и держал «французскую» кухню. Страха перед иноземным Хорь не испытывал никакого.
Тургенев исследовал растлевающее влияние помещичьей власти на все стороны жизни. Особое внимание он уделял тому, что крепостничество буквально уродовало отношение мужика к труду.
То, как накалена атмосфера в деревне, наглядно показано в рассказе «Бирюк». Доведенный до крайности мужик-порубщик перешел от жалобных просьб к открытому неистовому возмущению как-то внезапно; ни охотник, ни Бирюк ничего подобного не ожидали. И все-таки самое неожиданное было в том, что Бирюк отпустил порубщика и, главное, как он его отпустил. Сделал он это вовсе не потому, что испугался угроз мужика. Многое передумал Фома Бирюк, слушая жалобы и укоризны пойманного им мужика; не показалась ли ему постыдной его верность своему барину, который мужиков ест поедом; не подумал ли он теперь, что и жена-то его сбежала с мещанином, бросив своих детей, потому что тошен ей был выдаваемый ему за бирючью верность «господский хлеб»? Вероятнее всего, Бирюк опять примется усердно выслеживать порубщиков; но может случиться и так, что эти его догадки не забудутся, и тогда уже нельзя будет поручиться не только за сохранность лесных угодий помещика, но и за его жизнь.
«Записки охотника» убеждали читателя в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России. Тургенев всю свою жизнь твердо держался того убеждения, что вопросы общественного бытия, даже самые сложные, могут быть решены только по законам разума, являющегося венцом современной цивилизации.
если бы они не были написаны четверть века спустя после выхода в свет «Записок охотника».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Оренбургский Государственный Педагогический Университет
Факультет филологический Кафедра языкознания и методики преподавания русского языка
по теме: Анализ сборника рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника» в позиционном аспекте
Целью работы является изучение сборника рассказов И. Тургенева «Записки охотника» в позиционном аспекте. Для ее достижения были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть «Записки охотника» с точки зрения позиционного использования в них образа природы;
Проанализировать каждый эпизод с описанием образа природы;
Установить места каждого эпизода и связь его с остальными частями рассказов;
Сделать вывод о роли каждого эпизода с образом природы в сборнике.
Выделить эпизоды с изображением природы, установить их протяженность и локализацию в тексте каждого рассказа и в цикле.
Предметом исследования является образ природы сборника рассказов И. Тургенева «Записки охотника».
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА В ПОЗИЦИОННОМ АСПЕКТЕ
1.1 Понятие о лингвистическом анализе
Б.А. Успенский предложил рассмотреть лингвистическую композицию художественного текста как систему внутритекстовых точек зрения. В систему точек зрения входят точки зрения автора (авторов), персонажей, а иногда и предполагаемые точки зрения читателей.
Среди непрямой речи А.Ю. Корбут выделяет два основных способа повествования. Объективное повествование (объективная речь) и субъективное повествование.
Симметрологический аспект. Следующий аспект композиции художественного текста связан с сильными позициями текста, его пропорциями и видами симметрии в нем. Таким образом, анализ композиции в этом аспекте позволяет увидеть проявление законов симметрии в лингвистической структуре литературного произведения. Важнейшим проявлением законов симметрии в художественном тексте является золотое сечение, которое называется гармонический центр. Первый уровень золотого сечения делит текст на две неравные части по коэффициенту 0, 618. Это и есть точка золотого сечения, или гармонический центр. Гармонический центр является сильной позицией текста.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБОРНИКА И.С. ТУРГЕНЕВА «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» С ПОЗИЦИОННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
«Записки охотника» представляют собой цикл, состоящий из двадцати пяти небольших прозаических произведений. По своей форме это очерки, рассказы и новеллы. Очерки («Хорь и Калиныч», «Однодворец Овсянников», «Малиновая вода», «Лебедянь», «Лес и степь»), как правило, не имеют разработанного сюжета, содержат в себе портрет, параллельную характеристику нескольких героев, картинки быта, пейзаж, зарисовки русской природы. Рассказы («Мой сосед Радилов», «Контора», «Гамлет Щигровского уезда» и др.) построены на определенном, иногда очень сложном сюжете. Весь цикл рассказан охотником, который повествует о своих наблюдениях, встречах, приключениях.
Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в «Записках охотника» описаниями природы, которые составляют ярчайшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева конкретны и овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием.
Чтобы определить, какую роль играет каждый эпизод с описанием природы для всего сборника, для начала уясним, что же такое природа в широком, общепринятом смысле.
В. И. Даль понимает это понятие как «естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю… Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопоставлено искусству, делу рук человеческих.».
Такое единство «странного охотника» с природой, такое эстетическое единство «Записок охотника» через многочисленные пейзажи напоминает учение Жан-Жака Руссо о «естественном человеке». Тургенев, вслед за Руссо, утверждает, что природа создала всех людей равными и только общественные институты создают проблему социального неравенства. Общественная несвобода искажает естественную, природную сущность человека, нравственно калечит его. Драма человека в том, по Тургеневу, что он выпал из природного единства. Тургенев рассматривает проблему «естественного человека» в философском, общечеловеческом нравственном аспекте. Выпадение из природного единства человека делает его либо нравственно уродливым, либо совершенно несчастным. И Тургенев в «Записках охотника» пытается показать, как нравственно красив «естественный человек», связанный с природой.
В качестве «материала» для лингвистического анализа в нашей работе мы выбрали сборник рассказов «Записки охотника» И. Тургенева. Данный сборник мы исследуем с позиции композиции художественного текста.
Рассказы Тургенева практически все содержат в себе прямую речь и диалоги. Особым исключением является рассказ «Лес и степь», в котором автор ведет незримый диалог с читателем, нет прямого обращения к какому-либо лицу, нет формального выделения прямой речи (кавычки), диалог не несет в себе особой смысловой нагрузки.
Субъективное повествование высказывает прямо авторскую точку зрения, которая часто является полемичной по отношению к точке зрения читателя. В этом смысле Тургенев не заставляет читателя думать так же, как и он; его ненавязчивое повествование дает возможность читателю самому дать оценку описываемому лицу или событиям.
В сборнике рассказов И. Тургенева наблюдается синтез всех трех типов речи: «В этих хоромах жили богатые помещики, и всё у них шло своим порядком, как вдруг, в одно прекрасное утро, вся эта благодать сгорела дотла. Господа перебрались в другое гнездо; усадьба запустела. Обширное пепелище превратилось в огород, кое-где загроможденный грудами кирпичей, остатками прежних фундаментов. Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться» («Малиновая вода»); «Я осмотрелся. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими, волнообразными раскатами сбегали в нее невысокие, тоже распаханные холмы; взор обнимал всего каких-нибудь пять верст пустынного пространства; вдали небольшие березовые рощи своими округленно-зубчатыми верхушками одни нарушали почти прямую черту небосклона. Узкие тропинки тянулись по полям, пропадали в лощинках, вились по пригоркам» («Касьян с Красивой Мечи»); «Охота с ружьем и собакой прекрасна сама по себе, f ür sich, как говаривали в старину; по, положим, вы не родились охотником: вы всё-таки любите природу; вы, следовательно, не можете не завидовать нашему брату. » («Лес и степь»).
рассказа сборника («Мой сосед Радилов», «Бежин луг», «Свидание») начинаются с описания природы. Здесь формируется стилистическая доминанта художественного текста, представляется время и место действия.
Все рассказы сборника Тургенева озаглавлены. Их можно разделить на две группы. В первую группу входят рассказы, имеющие в совеем заглавии имя (или имена собственные). Это могут быть имена, фамилии, клички людей, географические объекты (названия деревень и городов). В эту группу входят 15 рассказов: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсянников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бирюк», «Лебедянь». «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Петр Петрович Каратаев», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова». Из названия становится ясно, где будет происходить событие или о ком пойдет речь в рассказе. Вторую группу составляют рассказы, имеющие в своем заглавии имена нарицательные: «Уездный лекарь», «Бурмистр», «Контора», «Два помещика», «Смерть», «Певцы», «Свидание», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь». Несмотря на то, что в этих заглавиях нет прямого отношения к лицу или месту действия, все же не трудно догадаться, о чем пойдет речь в рассказе. Являясь в лингвистическом аспекте словом, словосочетанием или предложением, заглавие отвечает на один из актуальных вопросов художественного текста. Кто? Что? «Петр Петрович Каратаев», «Смерть»; Где? «Лебедянь», «Бежин луг», «Контора»; Что происходит? «Свидание», «Стучит» и т.д.
Тургенев в своем сборнике практически не использует эпиграфы. Исключением разве можно считать рассказы «Живые мощи» и «Лес и степь». По эпиграфам сразу можно понять, о ком или о чем пойдет речь: