Участок лпх что это разрешение на строительство
Участок лпх что это разрешение на строительство
На земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, расположенном в границах населенного пункта, допускается строительство жилых домов, гаражей и вспомогательных сооружений.
Особенности строительства на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства
Жилой дом, возводимый на приусадебном земельном участке, должен соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) (п. 2 ст. 4 Закона N 112-ФЗ).
Действующее законодательство относит к объекту ИЖС отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 м, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ)).
С 04.08.2018г. получать разрешение на строительство жилого дома не требуется (п. 1.1 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ; ст. 17 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; п. 3 Письма Минэкономразвития России от 07.11.201г.8 N 32363-ВА/Д23и).
При этом до начала строительства необходимо в установленном порядке направить уведомление о планируемом строительстве в орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее – уполномоченный орган) (ч. 1, 3 ст. 51.1 ГрК РФ).
Для строительства вспомогательных зданий и сооружений получать разрешение на строительство и направлять уведомление в уполномоченный орган не требуется.
Достоинства и недостатки возведения жилого дома на землях ЛПХ и можно ли строить его без согласования
Каждый желающий построить жилье и завести собственное хозяйство рано или поздно сталкивается с необходимостью подбора подходящего участка земли.
Из земель поселений для выполнения этих задач часто выбирают земли с ВРИ ЛПХ.
Но, необходимо знать, что участок для личного подсобного хозяйства может быть как приусадебным, так и полевым.
И не на каждом из них можно возвести жилую постройку.
Какой участок подходит
Законодательно установлено, что земли для ведения личного подсобного хозяйства могут выделяться из состава земель поселений, а также земель сельскохозяйственного назначения. Участки, выделенные в городской черте, называются приусадебными, в загородной зоне – полевыми.
Для целей строительства пригодны исключительно приусадебные участки ЛПХ.
Нужно ли разрешение на строительство?
Как и любые капитальные строительные работы, возведение жилого дома на приусадебных участках требует официального получения разрешения на строительство.
Органы власти выдадут его, нужно только чтобы соблюдались следующие условия:
Планировка
Градостроительные нормы распространяются на любые капитальные строения, вне зависимости от того, какое разрешенное использование имеет участок, используемый для их размещения.
Так жилой дом должен соответствовать следующим критериям:
Законодательно не запрещается строительство хозяйственных построек, использующихся для ведения ЛПХ:
Правильному размещению объектов на земельной территории способствует составление плана застройки участка.
«Красные линии»
Так называемая «красная линия» предназначена для отделения вашего земельного участка от земель общего пользования. Забор со стороны улицы обычно устанавливается непосредственно по «красной линии», являясь, тем самым, практическим ее воплощением на местности.
Размещение строительных объектов должно производиться с учетом следующих расстояний по отношению к «красной линии»:
Нарушение установленных законом расстояний, касающихся «красной линии» участка, чревато вынесением предписания о сносе незаконно размещенной постройки.
Противопожарные нормы
Противопожарные требования предписывают необходимость соблюдения следующих расстояний от линии размежевания с соседями при строительстве различных объектов на участке ЛПХ:
Органы Госпожнадзора при размещении на участке стройобъектов рекомендуют придерживаться следующих правил:
Приветствуется наличие в непосредственной близости от постройки пожарного водоема.
При строительстве дома на несколько этажей необходимо обустройство запасных выходов с каждого яруса.
Экологические и санитарные аспекты
При выборе места под строительство дома оцените ландшафт будущей застройки.
Размещение участка в сельской местности является неоспоримым преимуществом – чистый воздух, прекрасный пейзаж.
Городская местность диктует свои условия. Не стоит строить дом рядом с промзоной, даже на земле ЛПХ.
Низкая цена не сможет компенсировать вред, причиняемый выбросами от источников негативного воздействия на окружающую среду.
Не рекомендуется обустройство заглубленных цокольных этажей в домах, где планируется постоянное проживание людей. Если избежать этого не удается – предусмотрите антирадоновую защиту.
Санитарно-эпидемиологическое законодательство требует соблюдения следующих норм при застройке участка ЛПХ:
Соблюдение всех вышеперечисленных норм и правил жестко отслеживается при строительстве на землях с ВРИ ИЖС. На земельных участках под ЛПХ ситуация контролируется не так строго, особенно если речь идет об объектах, строящихся в сельской местности.
Прописка
Закон 112-ФЗ, датированный 7 июля 2003 г. указывает, что правовое регулирование использования земель ЛПХ осуществляется Конституцией, Федеральными законами, а также подзаконными актами различных уровней власти.
Так вопросы регистрации по месту жительства регулируются актуализированной версией Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 г.
Действующее законодательство допускает возможность прописки в доме, построенном на участке с ВРИ ЛПХ.
Для реализации этой возможности гражданину необходимо пройти ряд административных процедур:
Регистрирующим органом являются территориальные представители Федеральных органов, осуществляющих функции в сфере контроля над процессом миграции (паспортно-визовая служба).
Перечень документов, необходимых для получения прописки:
Законом допускается прописка в недостроенном доме, в случае признания его пригодным для проживания специальной комиссией.
Можно ли строить без согласования
Как уже говорилось выше, капитальное строительство требует получения разрешения на ведение строительных работ.
К объектам, требующим получение разрешения на строительство, относятся:
Эти требования установлены Градостроительным кодексом и являются обязательными для исполнения всеми застройщиками.
Вместе с тем на участках ЛПХ разрешается возводить без предварительного согласования следующие объекты:
Узнать о том, необходимо ли в данном конкретном случае получать разрешение на строительство можно обратившись в отдел капитального строительства администрации вашего района.
Достоинства и недостатки
Возведение жилого дома на земельных участках с ВРИ ЛПХ имеет свои плюсы и минусы.
Представим их в виде следующей таблицы:
Достоинства | Недостатки |
Низкая кадастровая стоимость земли и, как следствие, невысокая сумма земельного налога | Отсутствие гарантий на создание объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры |
Возможность регистрации по месту жительства | Запрет на ведение строительных работ на землях сельскохозяйственного назначения |
Большой размер участка | Частое отсутствие качественных подъездных дорог к участку |
С точки зрения ведения строительства зачастую более предпочтительным вариантом являются земли ИЖС.
Вид разрешенного использования земли для участков, расположенных в черте населенных пунктов может быть изменен по заявлению владельца земли.
Подробнее о смене ВРИ земельного участка читайте в отдельной статье.
Интересное видео
Смотрите занимательный видеоматериал, в котором рассказывается о сроках и стоимости получения разрешения на строительство жилого дома на землях ЛПХ.
Выводы
Строительные работы по возведению жилого дома на землях ЛПХ, так же как и аналогичная деятельность на ИЖС участках требует предварительных согласовательных процедур.
Достоинства ЛПХ участков в виде низкой стоимости и величины надела могут нивелироваться возможными сложностями, связанными с отсутствием инфраструктурных объектов.
Участок лпх что это разрешение на строительство
Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(в ред. Федеральных законов от 21.06.2011 N 147-ФЗ, от 01.05.2016 N 119-ФЗ, от 28.06.2021 N 226-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Участок лпх что это разрешение на строительство
С 4 августа прошлого года введен единый – уведомительный – порядок строительства, реконструкции и оформления права собственности в садоводческих некоммерческих товариществах и населенных пунктах. С этой даты для возведения жилого дома на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенного пункта, получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не требуется. Для объектов ИЖС, созданных на вышеуказанных землях и для создания садового дома, жилого дома на садовом земельном участке установлена обязанность для правообладателей земельных участков: уведомить о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома, а также об окончании строительства/реконструкции жилого или садового дома. Ввод в эксплуатацию жилых домов, садовых домов также больше не потребуется.
Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов установлен вступившим в силу Федеральным Законом от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Теперь, соблюдая новый порядок, перед началом строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома застройщик (правообладатель земельного участка) должен предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома. Сделать это можно несколькими способами: заказным письмом с уведомлением по почте, через портал госуслуг, через МФЦ.
В уведомлении должны быть указаны ФИО и адрес застройщика, его паспортные и контактные данные, кадастровый номер участка, сведения о правах на землю и видах ее разрешенного использования, а также сведения о планируемых параметрах будущего дома.
С уведомлением о планируемом строительстве по общим правилам следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН). При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
Важно отметить, что понятия «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» применяется в одном значении. Под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Определены предельные размеры для жилых домов – не выше 20 метров и не больше трех этажей.
После подачи уведомления о планируемом строительстве, реконструкции жилого дома, садового дома не стоит сразу начинать строительство, нужно дождаться уведомления от уполномоченного органа местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС, садового дома установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка.
Уполномоченный орган в течении 7 рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, реконструкции проводит проверку на соответствие будущей постройки всем нормам законодательства и направляет застройщику уведомление о соответствии или о несоответствии планируемого строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет.
Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов в установленный для этого срок не получил, то размещение объекта на земельном участке считается согласованным (согласно указанным им параметрам).
После окончания строительства (в срок не позднее 1 месяца) застройщик должен снова подать в уполномоченный орган уведомление – об окончании строительства и приложить к нему технический план, подготовленный кадастровым инженером. Если земельный участок принадлежит двум и более лицам, к уведомлению об окончании строительства необходимо также приложить заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный жилой дом, садовый дом.
Технический план на жилой дом должен быть подготовлен на основании: декларации, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции жилого дома, уведомления о соответствии жилого дома установленным требованиям (при наличии такого уведомления). Декларация и уведомления в обязательном порядке прилагаются к техническому плану и являются его неотъемлемой частью.
Уполномоченный орган по результатам проведённых проверок, в том числе путем осмотра созданного объекта ИЖС, садового дома, в течение 7 рабочих дней направляет застройщику уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии таким требованиям. Формы уведомлений, направляемых застройщиком в уполномоченный орган, утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 № 591/пр.
Если созданный жилой дом или садовый дом не отвечает требованиям законодательства о градостроительной деятельности, копия соответствующего уведомления направляется в орган регистрации прав, а в случаях, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в орган власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, в орган местного самоуправления, осуществляющий муниципальный земельный контроль.
Если основания для выдачи уведомления о несоответствии таким требованиям отсутствуют (созданный объект отвечает установленным требованиям), уполномоченный орган обязан направить в орган регистрации прав заявление о постановке данного объекта на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на него, к которому должен приложить уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома, садового дома, технический план и соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на созданный объект (при наличии последнего).
Если указанная обязанность органом не исполнена, застройщик вправе сам представить указанное заявление в орган регистрации прав. При этом необходимые документы (уведомление об окончании строительства, технический план, соглашение) будут запрошены органом регистрации прав в уполномоченном органе местного самоуправления самостоятельно.
Законом предусмотрены переходные положения. До 1 марта 2019 года в отношении жилых строений и жилых домов, созданных на садовых и дачных земельных участках, допускалось осуществление кадастрового учета и государственной регистрации прав без направления уведомлений о планируемом строительстве и уведомлении об окончании строительства.
Стоит учесть, что вышеизложенный уведомительный порядок является обязательным. Если уведомление об окончании строительства не было подано, регистрирующий орган вправе приостановить государственную регистрацию права на этот объект недвижимости. В свою очередь, неустранение причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав, повлечет за собой отказ в предоставлении заявленной госуслуги в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, собственник, построивший на своем участке жилой или садовый дом, не сможет зарегистрировать на него право собственности, данный объект недвижимости будет отсутствовать в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, что означает невозможность распоряжаться им и совершать с ним какие-либо сделки в дальнейшем.
Если застройщик не планирует оформлять дом в собственность и не желает подготовить уведомления, ему стоит учесть, что органы местного управления наделены полномочиями о сносе самовольной постройки и приведении территорий в соответствие с градостроительными нормами.
Кроме того, орган местного самоуправления поселения, городского округа – по месту нахождения самовольной постройки, орган местного самоуправления муниципального района (в случае если самовольная постройка расположена на межселенной территории) в течении 20 рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, от органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль, уведомления о выявлении самовольной постройке и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных статьёй 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязан принять одно из следующих решений:
— о сносе самовольной постройки либо о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями;
— обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями.
Вместе с тем, застройщик вправе обжаловать судебное решение. Также застройщик может в судебном порядке добиться установления права собственности на построенный объект, если изначально он не подавал уведомления, но построил все по нормам, предусмотренным действующим законодательством, и имеет земельный участок в собственности.
Важно подчеркнуть, что целью введения закона является упорядочение индивидуального жилищного строительства. Законом определены максимальные параметры жилого дома, позволяющие предотвратить проблему возведения многоквартирных домов под видом объектов индивидуального жилищного строительства. Установлен порядок согласования строительства возводимого дома. В целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства. Иными словами,Федеральный закон № 340-ФЗ обеспечили возможность в очень короткие сроки определить и не допустить строительство при явных и грубых нарушениях законодательства.
Как перевести земли ЛПХ в ИЖС?
В ряде случаев для того, чтобы построить жилой дом на земельном участке необходимо изменить его юридический статус. Рассмотрим подробнее, когда это нужно и как это сделать.
Что такое вид разрешенного использования земельного участка?
Вид разрешенного использования (или ВРИ) определяет, какого рода объекты можно разместить на участке, а какие нельзя. Для строительства частного дома подойдут участки ИЖС и ЛПХ.
Что такое ЛПХ и ИЖС?
Данные аббревиатуры расшифровываются следующим образом:
Важно, что участки ИЖС могут находиться только в границах населенных пунктов.
Какие ограничения существуют у участков ЛПХ?
Ограничения при использовании участков для личного подсобного хозяйства зависят от их расположения. Существуют два вида участков ЛПХ:
Приусадебный участок. Такие участки находятся на землях населенных пунктов и позволяют строительство жилого дома. Также важно, что в таких постройках можно оформить регистрацию по месту жительства;
Полевой участок. Если участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, строительство дома не допускается. В этом случае разрешены только хозяйственные постройки для хранения сельскохозяйственной продукции.
Чем ЛПХ отличается от ИЖС?
Одно из главных отличий участка ЛПХ от участка ИЖС – его кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость участка для ИЖС, как правило, значительно выше, поэтому и продать его можно дороже. Но не следует забывать, что с увеличением кадастровой стоимости земельного участка увеличивается и размер земельного налога.
Какой участок можно перевести из ЛПХ в ИЖС?
В первую очередь нужно убедиться в том, что земельный участок соответствует всем требованиям, которые предъявляются к ИЖС:
Находится на кадастровом учете (можно проверит на публичной кадастровой карте или в выписке из ЕГРН).
Кроме того, необходимо проверить два документа, которые утверждаются муниципальными властями (Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и Карта зонирования населенного пункта):
Как перевести земли из категории ЛПХ в категорию ИЖС?
Если участок находится в пределах населенного пункта, то достаточно заменить основной вид разрешенного использования такого участка.
Чтобы изменить вид разрешенного использования с ЛПХ на ИЖС нужно:
Шаг 1. Проверить участок на соответствие необходимым требованиям
При необходимости нужно будет сначала осуществить кадастровый учет участка.
Если ИЖС указан как условно разрешенный вид использования участка, то также необходимо получить разрешение местной администрации;
Шаг 2. Подать заявление в Росреестр
Подать заявление об изменении вида разрешенного использования можно через МФЦ или в электронном виде на портале «Госуслуги».
К заявлению нужно приложить следующие документы:
справка/выписка из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
документы подтверждающие право собственности на земельный участок.
Изменения регистрируются в срок до 7 рабочих дней.
Можно ли перевести участок ЛПХ, находящийся на сельскохозяйственных землях, в ИЖС?
Да, но для этого придется поменять категорию земель с сельскохозяйственных на земли населенных пунктов. Данная процедура достаточно трудоемка и требует значительного количества согласований.