Укажите что общего у философии и науки
Философия и наука: сходства и различия
Содержание
Что такое философия, и что такое наука? Что общего у них, и чем они отличаются? Философия является теоретической частью науки или наука прикладной частью философии? Для того чтобы попытаться дать ответы на эти непростые вопросы, нужно разобраться в самой сути этих понятий, в их истоках.
История возникновения
Философия в переводе с греческого языка означает «стремление к мудрости». Впервые слово «философ» употребил еще в шестом веке до нашей эры Пифагор, который считал, что поиск истины – это и есть смысл философии.
Первые известные нам философские учения возникли в середине первого тысячелетия до нашей эры в трех очагах цивилизации того времени: в древнем Китае, древней Индии и древней Греции. Предшественниками философии были мифологические мировоззрения древних народов, населявших нашу планету. На основе мифов сложились системы ценностей и образ мышления человека еще на начальных стадиях развития общества.
Появление философии – это продолжительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к рациональному. В процессе развития общества мифология себя изжила, и на ее место пришли религия и философия. И, если религия основывается на духовных канонах, то философия представляет собой систему знаний, основанную на рациональном восприятии и осмыслении мироустройства и месте человека в этом мире.
История науки также уходит в глубину веков. Когда, во времена палеолита, древний человек взял впервые в руки орудия труда и научился добывать огонь, тогда и началось применение, если еще не научного подхода, то уже накопленных знаний и опыта для решения своих насущных проблем.
Понятно, что без определенных познаний, древние египтяне или народы майя не смогли бы построить свои города, пирамиды, бальзамировать мумии. Или создать, например, древние календари, обнаруживающие глубокие познания цивилизаций того времени в астрологии.
Однако, в условиях мифологического сознания, все это носило исключительно прикладной, практический характер. Только с зарождением рационального мышления появилась возможность, с помощью логического развития, эмпирические знания систематизировать в научные. Поэтому временем зарождения науки также считается период античной древнегреческой цивилизации.
Особенности науки и философии, сравнение, общие черты и различия
Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений. И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.
Резюмируя вышесказанное, можем выделить сходства и различия науки и философии.
Можно сделать однозначный вывод, что наука и философия тесно переплетаются между собой на протяжении всей своей истории и призваны помогать человечеству в познании мира во всех его формах и проявлениях, находить ответы на насущные вопросы жизни и улучшать тем самым ее качество. Философия, в большей мере, классическая европейская, дополняет науку, расширяет ее границы и, очевидно, является ее уникальной, специфической составной частью.
Сходства и различия философии и науки
Философия как наука
Известно, что философия и наука возникли практически в одно время в Древней Греции. Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости).
Метафизический смысл философии в том, что это есть учение о началах бытия и познания. Значение этого термина в следующем: физика и естествознание исследует природу, чувственно наблюдаемую реальность. Философия же не ограничивается познанием только природы, ее интересует человек, человеческое общество культура, то есть вся реальность. Она как бы выходит за пределы чувственно воспринимаемой реальности природы. Этим термином называли не только философию, но и специальный метод философского познания. Отличительной чертой этого метода является выход за пределы чувственно данной реальности.
В современной философии проблема научности философии вновь приобрела актуальность. Позитивизм, утверждая конец прежней философии, стремился доказать, что право на существование имеет только «положительная философия», являющаяся обобщения научного знания. Близкой этим взглядам является позиция марксисткой философии, согласно которой подлинная философия должна основываться на достижениях наук. Результаты частно научного познания подтверждают, обосновывают философские положения, а философия дает научному познанию всеобщий универсальный метод. Однако ни та ни другая философия так и не привели к выработке всеобщего, универсального метода, который мог бы эффективно использоваться в современной науки.
В начале XX века основатель философской феноменологии Гуссерль вновь выступил с программой построения «философии как строгой науки». Исследования его учеников и последователей также не привели к удовлетворительным результатам. Возникшее учение экзистенциализм (философия существования) прямо подчеркивали ненаучность философии.
Сходства и различия философии и науки
Общим для философии и науки является то, что они выступают способами познания сущего. Но это познание у них имеет различный смысл. Наука познает конечные вещи, ограничивает предмет своего исследования тем, что известно в данное время. Каждый новый научный закон, научная теория расширяют познавательное поле. Предмет же философии неограничен, это все сущее, в его единстве.
Частные науки исследуют сущее во всем его многообразии. При этом каждая из них изучает определенный срез сущего. Бесконечность всего сущего означает и бесконечность такого рода срезов, что приводит к дифференциации научных дисциплин. Это связано с все большей специализацией, разделением труда в науке. На стыке различных дисциплин появляются новые дисциплины, стремящиеся объединить исследования различных сфер реальности. В этом состоит тенденция к интеграции научного знания. Однако в целом ученый всегда заинтересован лишь в своей узкой области и мало заботиться о целостности всего научного знания.
В философии также происходят процессы дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация здесь также связана со специализацией и разделением труда философов. Создание всеобъемлющих философских учений знаменует собой интеграцию философского знания. Все величайшие философские учения прошлого, будь то философия Аристотеля, Канта, Гегеля, а также современные философские учения (позитивизм, феноменология, философия всеединства и д. р) представляют собой грандиозные синтезы философского знания.
При наличии сходства по предмету и цели философия отличается от науки тем, что не ограничивается исследованием только бытия. В то время как наука сосредотачивается только на исследовании того, что есть, в сферу интересов философии попадает и небытие, ничто. В философии, берущей начало в Древней Индии, Китае небытие является одним из важнейших и существенных проблем. Важной проблемой оно является и в западноевропейской философской мысли. Наука не занимается проблемой небытия. Включение небытия в проблемное поле философии обусловлено тем, что она стремиться найти последние основание всего сущего. С момента своего возникновения философия стремиться к знанию всеобъемлющему, абсолютному. Отсюда устойчивая тенденция поиска Абсолюта как последнего основания всего сущего в классической философии. Отказ от этих поисков в современной неклассической философии привел к концу века к модификации представлений об Абсолюте, но сама тенденция сохранилась.
В философии и науке общее то, что обе они представляют собой сферы интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных интеллектуальных системах. При определенном сходстве этих результатов они все же различные.
Последнее касается не только охвата той сферы реальности, которую они объединяют, но и способа выражения. Наука стремиться достичь объективного знания, исключить субъективизм в любых его формах. Это выражается в научных теориях, достоинство которых усматривается в безличном знании.
Что общего у философии и науки?
а) построение знания в теоретической форме;
б) осмысление предельных оснований бытия и мышления;
в) логическая доказательность выводов;
г) критическое отношение к необоснованным суждениям;
д) способность быть производительной силой общества;
е) получение нового объективного знания является глав
ной и непосредственной целью;
ж) ориентация на критерии разума;
з) рефлексия над универсалиями культуры с целью созда
ния обобщенной модели человеческого мира.
6.4. Выделите основные характеристики научного знания:
а) новизна; г)предметность;
б) объективность; д)алогичность;
в) ценностно-символический характер; е) системность.
6.5. Укажите область философского знания, направлен
ную на постижение сущего как такового:
а) гносеология; в) метафизика; д) антропология;
б) аксиология; г) физика; е) теософия.
6.6. В чем заключается специфика классической натур
философии? Укажите правильные варианты ответа:
а) изучает фундаментальные принципы бытия, наиболее
общие сущности и категории сущего;
б) для нее характерна созерцательная установка познания
и умозрительное толкование природы исходя из ее целостности и
внутреннего единства;
в) исследует проблему сущности и природы человека, его
положение в космосе, специфику и смысл человеческого бытия;
г) ориентирована на поиск начал мироздания, единого ис
точника и глубинного основания всего существующего.
6.7. Какая философская дисциплина исследует источни
ки и структуру познания, его всеобщие предпосылки?
а) антропология; в) гносеология; д) метафизика;
б) онтология; г) диалектика; е) логика.
6.8. Как определяли предмет политики представители
классической философии? Укажите правильные варианты
ответа:
а) как философское исследование проблемы блага и спра
ведливости применительно к общественной, гражданской жизни
человека;
б) как созерцание первого блага, которое можно опреде
лить как бога и первый ум;
в) как учение о наилучшем виде государственного устрой
ства и разумном управлении им;
г) как изучение деятельности индивидов, которые рас
сматриваются в определенных условиях места и времени.
6.9. Укажите те части философского знания, которые
традиционно относились к области теоретической филосо
фии:
а) этика; г) диалектика; ж) теология;
б) метафизика; д) гносеология; з) медицина;
в) политика; е) математика; и) физика.
6.10. К основным функциям философии относятся:
а) селективная; д) мировоззренческая;
б) социально-критическая; е) методологическая;
в) дидактическая; ж) политико-идеологическая;
г) управленческая; з) рекреационная.
6.11. Методологический потенциал философии по отно
шению к науке заключается в выполнении следующих фун
кций (укажите правильные варианты ответа):
а) логическая; г) герменевтическая;
б) критическая; д)нормативная;
в) регулятивно-эвристическая; е) кумулятивная.
6.12. Какая философская дисциплина исследует всеоб
щие предпосылки познания и условия его достоверности?
а) онтология; в) теология; д) эвристика;
б) гносеология; г) риторика; е) герменевтика.
6.13. Какие характеристики были присущи классичес
кой философской традиции?
а) антропоцентризм; в) объективизм; д) психологизм;
б) созерцательность; г) субъективизм; е) субстанциализм.
6.14. Как характеризует предмет философии И. А. Иль
ин в своей статье «Философия и жизнь»? Выберите правиль
ные варианты ответа:
а) философия имеет дело с единым, общим предметом, который могут одинаково переживать и понимать люди, разобщенные душою, эпохой, культурой и языком;
б) у философии нет и не может быть особого, самостоятель
ного предмета, поскольку все ее создания порождены игрою ума и
таланта, и поэтому история философии будет поглощена историей
литературы;
в) предметом философии является самая глубокая основа
жизни, жизнь в ее истинном смысле и содержании;
г) религия и философия, обращаясь к жизни и сверхчув
ственному опыту человека, имеют различный предмет;
д) философия исследует самую сущность бытия и жизни,
вопрошая об их сверхчувственной первооснове.
6.15. Как определяет И. А. Ильин философию в работе
«Философия и жизнь»?
а) философия есть мудрость, рожденная страданием, кото
рая, соблюдая автономию личного духа, открывает каждому чело
веку путь к самостоятельному постижению высшего и последнего
жизнеопределения;
б) философия является наукой, основанной на предмет
ном опыте;
в) философия есть личный миф, в котором закрепилась
личная мечта о себе, о мире и о Боге;
г) философия есть наука о жизни, наука, рожденная ду
хом, ищущим знания, восходящая к сознательной мысли, с ее яс
ностью, систематичностью, доказательностью;
д) философия, в отличие от науки, есть «прекраснодуш
ная мечта», создающая мир химерических отвлеченностей, кото
рый ограждает себя стеной громких слов, туманных настроений,
утонченных и непонятных выдумок.
6.16. Какие характеристики философии, рассмотрен
ные И. А. Ильиным в статье «Философия и жизнь», указы
вают на мировоззренческую природу философского знания?
а) философия состоит в предметном переживании тех цен
ностей, через которые человеческая жизнь получает свой смысл и
значение;
б) в философии все субъективно и произвольно, ибо каж
дый говорит про себя и о своем; каждый твердит о своей «химере»;
в) философия исследует сущность самой истины, добра и
красоты;
г) для философии характерна воля к истине, которая име
ет нечувственную форму и есть всегда истинный смысл, подлежа
щий закону тождества и закону внутреннего непротиворечия;
д) она вовлекает волю в особое ценностное измерение действий и состояний и делает предметом ее особое нечувственное качество, именуемое нравственным совершенством.
6.17. Какими качествами, согласно И. А. Ильину, дол
жен обладать философ (по работе «Философия и жизнь»)?
Как И. А. Ильин характеризует философа? Укажите пра
вильные варианты ответа:
а) философ — это человек, слабый волею, но сильный во
ображением и праздный умом;
б) философу не нужен систематический метод, потому что
он никогда не сможет доказать своих утверждений;
в) философ ищет доказательства для каждого своего утверж
дения, стремится излагать их осознанно, ясно, систематично;
г) философ — это всегда творческая индивидуальность, об
ладающая глубокой и утонченной душой, позволяющей чувство
вать различия между бытом и подлинной жизнью;
д) философ создает в своем воображении особый нечувствен
ный мир, в котором он пытается укрыться от злободневных вопросов
жизни;
е) философский ум сознательно разрешает себе пренебре
гать опытом и сочетает тягу к дедуктивным выводам с релятивиз
мом в постановке философских вопросов;
ж)философ пребывает в постоянной внутренней работе, направленной на очищение ума и души.
6.18. Внимательно изучив статью В. И. Вернадского
«Научное мировоззрение», дайте правильные ответы на
следующий вопрос: какие особенности развития философ
ских учений позволяют проводить параллели между фило
софией и искусством?
а) великие создания философского мышления никогда не
теряют своего значения;
б) то, что в философских учениях признается несомнен
ным и непротиворечивым, принимается всяким другим человеком,
ибо для них характерна обязательность логического вывода;
в) общие, для всех равно неизбежные основания не могут
быть в них указаны, в их логическом развитии они никогда не мо
гут быть сведены к единству;
г) они бесконечны, глубоко индивидуальны и вследствие
этого непроницаемы до конца;
д) они не есть «maximum» раскрытия истины данной эпохи,
а представляют собой нечто изменчивое, колеблющееся, непрочное;
е) они состоят из отдельных известных нам истин, из воз
зрений, выведенных логическим путем исследования материала.
6.19. Какое влияние, с точки зрения В. И. Вернадского,
оказывает наука на развитие философии (по работе «Науч
ное мировоззрение»)?
а) рост науки вызывает необычайное расширение границ
философского познания, позволяет философии открывать перед че
ловеческим разумом все новые горизонты;
б) все научные положения, формально совпадающие с дей
ствительностью, являются безусловно необходимыми для всякого
философского учения, которое должно считаться с ними как с ре
альными явлениями;
в) наука оттачивает философскую методологию, вырабаты
вает приемы философского мышления и конкретизирует понятия
философии применительно к формально установленной действи
тельности научного предмета;
г) наука ведет постоянную борьбу с философскими систе
мами, пытаясь очистить философское мировоззрение от положе
ний, которые противоречат научным данным;
д) наука развивается независимо от философии и не нуж
дается в идеях, проникающих в ее содержание из различных фило
софских и религиозных систем;
е) развитие науки захватывает традиционные области фи
лософского познания, изменяя предмет философии и изымая из ее
ведения вопрос за вопросом.
6.20. Какую роль играет философия в развитии науки,
согласно В. И. Вернадскому (по работе «Научное мировоз
зрение»)? Укажите правильные варианты ответа:
а) философия позволяет науке достичь единообразия выво
дов и обосновывает ее положения;
б) философия совершенствует аппарат научного мышле
ния, содействует росту научного знания;
в) философия определяет восприятие логических выводов
науки, ее влияние сказывается на их понимании в обществе.
6.21. Определите специфику философского метода позна
ния, выбрав из списка соответствующие характеристики:
а) особый способ познания, имеющий отвлеченно-теоретический характер и применяемый к исследованию формальных, ко-
личественных признаков, числовых, временных и пространственных соотношений объектов действительности;
б) такой способ построения и обоснования знания, кото
рый направлен на исследование содержательных, смысловых ха
рактеристик реальности и заключается в совокупности приемов
рассуждения и логических операций, позволяющих субъекту по
знания продвигаться к истине;
в) такой способ познания мира, для которого характерно
опираться на чувственный опыт непосредственного взаимодей
ствия человека с действительностью в процессе индивидуальной
жизни, трудовой деятельности, общения с другими людьми;
г) особый метод познания, который опирается на теорети
ческое мышление, рациональную рефлексию, направленную на
проникновение в суть изучаемых явлений, которая не дана чув
ственному восприятию;
д) особый способ теоретической реконструкции исследуе
мого предмета, позволяющий представить его в системе категори
альных связей и наиболее общих сущностных характеристик.
6.22. Выделите специфические особенности диалектиче
ского метода философского познания:
а) данный метод исследования ориентирован на фикса
цию объективной устойчивости и неизменности вещей;
б) строится как методическое обнаружение и разрешение
противоречий в структуре познаваемого объекта и самом познава
тельном процессе, благодаря чему достигается новое качество зна
ния;
в) ориентирован на выявление содержательного, а не фор
мального развития исследуемого объекта;
г) познаваемый объект мысленно разлагается на элемен
тарные абстракции, каждая из которых затем рассматривается как
относительно изолированный предмет исследования;
д) для данной методологии характерно доминирование
приемов экспериментальной изоляции и классификации исследуе
мых явлений в познании природы;
е) направлен на исследование переходов от одной системы
знания к другой в условиях, когда предшествующая система ис
черпала свои объяснительные возможности.
6.23. Выделите характерные черты метафизического
метода познания?
а) доминирование аналитической установки мышления;
б) ограничение познавательной деятельности сферой рассудка;
в) абсолютизация изменчивых, относительных сторон поз
наваемой действительности;
г) религиозный догматизм;
д) поиск неизменных характеристик познаваемого объекта.
6.24. Выберите из списка методы классического фило
софского познания, характерные для метафизической мето
дологической стратегии:
а) «майевтический» метод Сократа;
б) метод «универсального философского исчисления» Г. В. Лейб
ница;
в) метод «интерпретации» Х. Г. Гадамера;
г) «опытно-индуктивный» метод Ф. Бэкона;
д) «рационалистический» метод Р. Декарта;
е) «диалектико-материалистический» метод К. Маркса;
ж) «гипотетико-дедуктивный» метод Г. Галилея;
з) «террористический способ расчленения сущего и поня
тия» Ж. Делёза.
6.25. Какие три основные категории выделял в системе
философских категорий Г. В. Ф. Гегель?
а) бытие; г) причинность; ж) идея;
б) становление; д) сущность; з) субстанция;
Философия и наука: сходства и отличия
Особенности философии и науки, их общие сходства и отличия. Сущность философии через выполняемые ею функции (мировоззренческие и методологические). Социальные функции науки: культурно-мировоззренческая, непосредственно непроизводительная, социальной силы.
Рубрика | Философия |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.03.2015 |
Размер файла | 31,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет технологии и предпринимательства
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Философия и наука: сходства и отличия»
Выполнил студент: гр.БП-25а Федосов Е.И.
1. Сущность философии
3. Философия и наука
3.1 Сходства философии и науки
3.2 Отличия философии и науки
Список используемых источников
Философия как в древности, так и сейчас бьется над одними и теме же вопросами: Что я могу знать о мире? Как я должен жить? На что я могу надеяться? Что такое человек? На эти вопросы нет и никогда не будет последних и однозначных ответов. Никогда не будет, пока существуют люди.
Актуальность темы заключается в том, что связь между наукой и философией не только в том, что они соединены институциально(физик Мах занимал кафедру философии) или соединялись в головах мыслящих физиков. Она значительно глубже, наука опирается на философию, а философия в лице метафизики, лежит в основании фундаментального естествознания.
Цель работы рассмотреть философию и науку, и определить их сходства и отличия. В соответствии с целью, необходио решить следующие задачи:
в первом разделе показать сущность философии, через выполняемые ею функции,
во втором разделе представить сущность науки, через выполняемые ею функции,
в третьем разделе сравнить сходства и отличия философии и науки и делаю заключение.
В работе были использованы статьи современных философов и образовательные пособия.
философия наука мировоззренческий социальный
Мировоззренческие функции философии
На первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человек среди всех тотальных проблем философии стоит гуманистическая функция.
На протяжении многих столетий начиная с эпохи рабовладении значительная часть человечества, прибывает в отчуждении от собственности, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным и физически, и духовно. В своей работе «Исторические дела философии» Вл.С. Соловьев утверждает: «она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного Божества. »
Таково существо гуманистической функции философии.
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций:
Следующая мировоззренческая функция философии культурно-воспитательная.
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формальнологических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению «барьеров коммуникации», порождаемых узостью специализации.
С выше рассмотренными функциями философия имеет иобъяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).
Итак основные мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная.
Методологические функции философии
С точки зрения метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке:
Координирующая состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод один из его компонентов) и объекта в науке.
Перед учеными стоит также проблема исторической, генетической взаимосвязи «старых» и «новых» методов, соответствия «классики» и «современности», разработки принципа соответствия в отношении методов частно-научного исследования. Необходимо исследовать, в какой мере этот принцип применим к данному случаю, в какой конкретной форме он проявляется в естествознании в целом и по отдельным широким отраслям знания. Эта задача может стать одной из главных проблем, разрабатываемых всеобщей и отраслевой методологиями. Свой вклад в ее решение должна внести и философская методология.
В структурно-логическом плане координация (и субординация) методов научного познания также базируется на философских принципах. Среди них важнейшее место занимают принцип взаимной дополнительности и принцип доминирования. Первый из них представляет собой модификацию философского принципа всеобщей связи и всесторонности рассмотрения, второй конкретности истины.
В основе решения проблемы интеграции знания лежит прежде всего философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство; системный, целостный характер природы обусловливает целостность естественнонаучного знания. В природе нет абсолютных разграничительных линий, а есть относительно самостоятельные формы движения материи, переходящие друг в друга, составляющие звенья единой цепи движения и развития; отсюда и науки, изучающие их, могут обладать не абсолютной, а только относительной самостоятельностью; и переходы между формами движения материи должны найти выражение в «переходных» науках. Такие «пограничные» науки могут быть сложносоставными, характеризующимися не только свойствами других наук (как в примерах с электрохимией и физической химией), но и свойствами трех и более научных дисциплин. По своим философским основаниям они оказываются диалектичными науками, ибо выражают в своем содержании структурную связь между ранее разорванными элементами науки в целом, демонстрируют единство «обособленности» (прерывности) и «взаимопроникновения» (непрерывности); они двойственны в том отношении, что, будучи объединяющим, интегрирующим фактором в системе науки, знаменуют новый шаг по пути специализации и представляют собой единство противоположных тенденций (дезинтегратив-ной и интегративной).
Математический аппарат проник в самые разные науки, объединяя их между собой единством метода и своеобразным общим языком. Аналогичную роль играет категориальный аппарат философии. В результате междисциплинарное единство научного знания реально осуществимо. Категории философии («объект», «субъект», «системность», «развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «причинность», «случайность» и др.) все более глубоко проникают в частные науки, в ткань всего научного знания, осуществляя категориальный синтез знания на эмпирическом и теоретическом уровнях, выступая своеобразным категориальным каркасом всего научного знания, создают и укрепляют его единство, целостность.
В современный период отмечается сближение философии и математики, что усиливает интегрирующую силу философского и математического методов.
Логико-гносеологическая функция философии. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
Выработка информации, необходимой для совершенствования элементов всеобщего метода, сочетается с применением ее для развития общенаучных методов познания, например, системного подхода, метода моделирования. Будучи примененными к построению научных теорий, принципы диалектики как логики включаются в состав их логических (или гносеологических) оснований.
Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы, «отходя» на время от объекта, в конечном счете «приходить» к нему, обогащая свое истинностное о нем представление. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию выполняет диалектика как логика.
Если общая гносеология убеждает в возможности и необходимости адекватного научного познания объекта, то диалектика как логика (вместе с формальной логикой) призвана обеспечить достижение этой адекватности. Она разрабатывает средства наиболее полного, точного отражения развивающейся, непрерывно изменяющейся сущности объекта.
Диалектика задает общие ориентиры познавательной деятельности в различных областях теоретического естествознания, а разработка диалектико-логических принципов познания, проводимая в тесном единстве с обобщением новейших достижений методологии естественных наук, придает практическую значимость общеметодологической функции философии.
Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как она развивается, что она может и на что она позволяет надеяться и что ей недоступно. Однако философам прошлого века был неведом наш реальный, практический опыт массированного, под час неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений, на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня. И это осмысливание необходимо начать с рассмотрения социальных функций науки.
Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; развитие социальных функций представляет собой важную сторону развития самой науки.
Современная наука во многих отношениях существенна, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже пол столетия назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом. Говоря о современной науке и ее взаимодействии с различными сферами жизни человека и общества, выделяются три группы выполняемых ею социальных функции:
непосредственно непроизводительной силы,
Культурно-мировоззренческая функция науки. Благодаря Коперниковскому перевороту наука впервые получила право монопольно определять мировоззрения именно это стало первым актом в процессе проникновения научного знания и научного мышления в структуру деятельности человека и общества; это были первые реальные признаки выхода науки в мировоззренческую проблематику, в мир размышлений и стремлений человека.
Потребовалось много времени чтобы предлагаемые наукой ответы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятия наукой вполне достойной, респектабельной сферы человеческой деятельности и так произошло формирование науки как социального института в структуре общества.
Непосредственно производительная функция науки. Процесс превращения науки в производительную силу впервые был зафиксирован и проанализирован К.Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью сколько перспективой. До середины XIX века случаи, когда результаты науки находили практическое применение, были эпизодическими и не вели ко всеобщему осознанию. Со временем стало понятно что наука мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования средств производительной деятельности и это резко изменило отношение к науке. И я вилось существенной предпосылкой для ее решающего поворота в сторону практики, материального производства.
Функция социальной силы науки. В настоящее время в условиях научно-технической революции, у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция, которая выступает в качестве социальной силы, непосредственно включающаяся в процесс социального развития. Данные и методы науки все больше применяются для разработки масштабных планов и программ социально-экономического развития.
3.1 Сходства философии и науки
· Философия, как и наука, учит человека думать, развивает духовно и умственно.
3.2 Различие философии и науки
· Специфика науки не только в том, что она не берется за изучение мира в целом, подобно философии, а представляет собой частное познание, но также и в том, что результаты науки требуют эмпирической проверки. В отличии от философских утверждений они не только подтверждаемы с помощью специальных процедур или подтверждены строгой логической выводимости, как в математике, но и допускают принципиальную возможность их эмпирического опровержения.
· Наука быстро прогрессирует а философские труды посвященные вечным проблемам рассчитаны на века.
· В философии ценностный аспект имеет гораздо большее значение, чем в науке. Философские взгляды следует рассматривать не в виде теории, подобно научной, а как учения или концепции.
· В философии, в отличии от науки, не существует окончательных ответов.
В ходе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
Сущность философии определяется, выполняемыми ею функциями: мировоззренческой и методологической.
Сущность науки также определяется её функциями: культурно-мировоззренческой, непосредственно производительной силы и социальной силы.
Каждый из философов прав по своему: если один подчеркивает сходство философии и науки, то другие концентрируют свое внимание на различии между ними.
Список используемых источников
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
реферат [23,1 K], добавлен 12.06.2007
Задачи социальной философии. История становления науки в качестве социального института, ее развитие в эпоху научно-технической революции. Влияние науки на производство и общество, ее культурно-мировоззренческие функции. Социальная ответственность ученых.
курсовая работа [33,3 K], добавлен 11.04.2012
Взаимоотношение между философией и частными науками. Самоопределение философии в системе научного знания. Гносеологическая, мировоззренческая, критическая, интегративная и воспитательно-гуманистическая функции. Философское знание о формах всеобщего.
контрольная работа [23,6 K], добавлен 06.01.2011
Дифференциация, интеграция, внутридисциплинарное взаимодействие, междисциплинарное взаимодействие современных отраслей научного знания. Функции философия в научном познании. Сходства и различия философии и науки. Фундаментальные научные открытия.
реферат [43,1 K], добавлен 12.06.2013
Идеи постпозитивизма и их место в современной философии, направления и их отличительные признаки. Сущность философии науки, попытки создания «науки о науке» и их главные результаты. Причины «отпочкования» от философии различных научных направлений.
материалы конференции [27,9 K], добавлен 19.10.2009