Умом не блещет что значит
Правописание глагола «блистать»: грамматика, значение и примеры, спряжение
Слово «блистать» трудное и по смыслу, и в правописании, и разбираться с ним нам придётся основательно. Но правильно пишется на «-ист-»: «блистать интеллектом», «блистать нарядом», «блистать мастерством», а писать «блестать» значит допустить грубую орфографическую ошибку: такого слова нет ни в русском, ни в родственных ему языках.
О причинах ошибок
Первая из возможных причин ошибок в «блистать» – некорректная ассоциация на «блестеть».Эти глаголы отнюдь не синонимы: «блестеть» это просто блестеть, давать отблеск, направленно отражать падающий свет. Кроме того, они спрягаются по разным типам, см. далее. Но происходящее от «блистать» существительное «блик» обозначает тоже отблеск, яркий отсвет, что добавляет путаницы в проблему.
«Блистать» в самом общем смысле значит, во-первых, давать узкий, очень яркий, «колючий» блик, то, что ювелиры называют высверком бриллианта (огранённого драгоценного камня), см. рис.. Во-вторых, выделяться среди людей какими-либо выдающимися качествами и/или поступками.
Высверки бриллиантов – “блистание”
Однако, в зависимости от подтекста (контекста, общего смысла) высказывания значение «блистать» может быть извращено (искажено) вплоть до его обращения в свою противоположность. В таких случаях в отдельных личных формах от «блистать» корень на «-ист-» заменяется корнем на «-ещ-», да ещё и ударение переходит на окончание.
И, наконец, «блистать» глагол несовершенный: действие ещё идет, ещё не закончено, предмет блистает, не погас. Но совершенный к нему глагол «блеснуть» пишется через «е» в корне. Так что «блистать» слово, действительно, ох какое непростое.
Значение
Лучший способ научиться правильно писать слова – ясно понимать, что они значат. Глагол «блистать» и его словоформы употребляются в русском языке в следующих значениях:
Грамматика
Слово «блистать» – несовершенный, непереходный и невозвратный глагол 1-го спряжения. Состоит из корня «блист-», суффикса «-а-» и глагольного окончания «-ть». Постановка ударения и разделение переносами блис-та́ть или, в рукописи при нехватке места в строке, бли-ста́ть. Соответствующий совершенный глагол «блеснуть». Непереходный значит, что предмет блистает сам, а не передаёт блистание кому-то или чему-то. Невозвратный обозначает, что действие не обращено на себя (нет постфикса (послеокончания) «-ся» или «-сь»). Блистают всегда наружу для кого-то или ради чего-то. Блистание вовнутрь себя ради себя самого без явных внешних проявлений это признак психопатологии, именуемой латентной (скрытой) психопатией.
Примечание: «блистать» и «блеснуть» правильные глаголы 1-го спряжения, а вот «блестеть», из-за которого ошибаются, неправильный – несмотря на суффикс «е», он относится ко 2-му спряжению (подробнее см. в конце статьи о слове «выглядишь»).
Спрягается глагол «блистать» различно в зависимости от общего смысла высказывания, в которое входит:
В полном значении
Глагола «блистать» в общем и положительном смысле (обладать выдающимися качествами, выделяться чем-то замечательным) спрягается таким образом:
«С тонким намёком»
«Блистать» может употребляться в противительном (отрицательном) значении, а также со смысловыми оттенками сомнения, неодобрения, порицания и/или иронически. В таких случаях в некоторых личных формах корень «блист-» меняется на «блещ-», а ударение переходит на окончание: «В басне Эзопа черепаха, не блеща быстроходностью, но обладая терпением и упорством, обогнала ленивого сонного зайца»; «Ишь, как Солнце блещет, глазам больно»; «Это колечко не блещет ни красотой, ни оригинальностью, так отчего ему такая цена-то?»; «Гостеприимством вы точно не блещете»; «Что ж, умом и умением мы так блещем, что остаётся одно – пытаться брать своё нахрапом». Касается это, однако, лишь отдельных личных форм:
Действительное причастие настоящего времени бле́щущий; прошедшего блиста́вший. Деепричастие настоящего времени блеща́; прошедшего времени блиста́в, блиста́вши. Будущее время образуется так же, как и в полном значении.
Примечание: в современной русской морфологии существует течение, совершенно напрасно не признающее нормативными глаголы на «блещ-». Соответственно, некоторые программы проверки орфографии помечают такие слова как ошибочные. Не обращайте внимания, это правильные, пристойные слова, выражающие то, что и должны.
Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог
Не блистать умом
Смотреть что такое «Не блистать умом» в других словарях:
УМ — Бить в ум кому. Пск. Быть лёгким, доступным для усвоения. СПП 2001, 75. Брать в ум что. 1. Прост. Запоминать, заучивать что л. БМС 1998, 585; ПОС, 2, 153; БалСок, 24; СНФП, 137; Подюков 1989, 16; СФС, 29; Кобелева, 57. 2. Прост. Понимать что л. Ф … Большой словарь русских поговорок
Арцыбашев, Николай Сергеевич — русский историк, род. 1 го декабря 1773 г. сельце Мамине, Цивильского уезда Казанской губернии, ум. 27 го августа 1841 г. от апоплексического удара и погребен в селе Рындине, Цивильского уезда, при церкви Св. Духа. Оставшись после смерти… … Большая биографическая энциклопедия
совершенный — ▲ согласованный ↑ (в) высокой степени совершенный согласованный в высокой степени. изысканность. изысканный (# вкус). утонченность. утонченный. изощренность. изощренный. блестки (# остроумия). блистать (# умом. # красотой). тонкий (# работа. #… … Идеографический словарь русского языка
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Ростопчина, графиня Евдокия Петровна — (урожденная Сушкова) поэтесса; родилась 23 го декабря 1811 г., в Москве, от брака Петра Васильевича Сушкова с Дарьей Ивановной Пашковой. Занятый разными делами, отец ее не интересовался воспитанием своих детей, оставшихся после смерти матери в… … Большая биографическая энциклопедия
Потоцкий, граф Александр Станиславович — обер шталмейстер Высочайшего двора, сын Станислава Евстафьевича Потоцкого (см.); родился в 1776 году. Вернувшись в 1802 году из за границы, П. вступил в брак с Анной Тышкевич, родственницей короля Станислава Августа. В начале войн Наполеона с… … Большая биографическая энциклопедия
Жанлис — (Stéphanie Félicité Ducrest du Saint Aubin, marquise de Sillery, comtesse de Genlis) французская писательница (1746 1830). Образование получила поверхностное; 15 ти лет вышла замуж за полковника, графа де Жанлиса. Герцог Шартрский, впоследствии… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шетарди — (Жак Иоахим Тротти маркиз де ла Chétardie) французский дипломат и генерал (1705 1758). Вступил в военную службу лейтенантом (в королевский полк), где и прослужил до конца жизни, исполнив в это время несколько дипломатических поручений: в 1727 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
сия́ть — яю, яешь; прич. наст. сияющий; несов. 1. Излучать яркий, сильный свет, ярко светиться. Звезды спокойно сияли на темно голубом своде. Лермонтов, Фаталист. Высоко в небе сияло солнце. М. Горький, Песня о Соколе. А электрическая лампочка сияла так… … Малый академический словарь
Филип Дормер Стенхоп Честерфилд — (1694 1773 гг.) писатель и государственный деятель Благодарность это тяжкое бремя, лежащее на нашей несовершенной природе. Бог свидетель, нам нелегко приходится в этой жизни, и терпение это единственный способ жить по крайней мере не хуже. В… … Сводная энциклопедия афоризмов
Когда умом не блещешь
Языком протирать стекло. Ртом переключать коробку передач. Походу это автошкола имени «Колеса и орала»
девушка получила по лицу от дворника за то что лизала стекло
НЕ ТРОЖЬ МОЮ ЛАСТОЧКУ! *хтыщ*
просто за рулем была моя жена
Когда давно не было секса.
Если бы вы видели, как академики дурачатся.
Надеюсь, с электроприводом
Угадай, что в коробке
Студенты собрали средства и купили дворнику в их университете, который работал много лет и ежедневно ходил на работу пешком издалека, новую машину.
Тот самый момент, когда идёшь забирать своё новое авто из салона
«Так замерзло мое лобовое стекло»
Осторожно: в машине злая собака!
Заботливый дворник
Так вот приятно удивляет, когда вижу, как он вычищает снег рядом с моей машиной, чтоб я могла упаковать ребёнка (с этой стороны стоит детское кресло). К сожалению, сейчас нет возможности ежедневно ездить на любимом «коне», потому снег мог бы скапливаться и скапливаться. Дворник вполне мог бы оставить сугроб, но нет.
Дочь умом не блещет…
У меня не хватает терпения заниматься с младшей дочерью. Делает глупые ошибки, пишет криво, читает кое-как по слогам…. В общем, умом и сообразительностью не блещет, хотя я с ней занималась так же, как со старшим ребенком. Мне и стыдно за неё, и жалко, и злость берёт. Что делать, чтобы ребёнку было легко и просто учиться?
На вопрос отвечает педагог-психолог Наталья Иванова:
Скорее всего, ваша дочь одарена в чем-то другом. Может, она коммуникативна, и гибка во взаимодействии с людьми или у неё музыкальные способности и т.п. «Умом и сообразительностью не блещет» — пишете вы… Мы все очень по-разному наделены способностями и интеллектом.
Кстати, высокий уровень интеллекта не гарантирует человеку успешное будущее. Люди с низким показателем IQ могут занимать в обществе какие-то позиции, требующие определенных умений, а высокий уровень интеллекта не всегда помогает устроить свою жизнь.
Людмила Петрановская, эксперт в области взаимоотношений между родителями и детьми, ставшая в последнее время одним из самых популярных специалистов в России, считает, что школа смотрит на ребенка сквозь узкую щель, где интеллект детей – это лишь качественно выполненное домашнее задание и контрольные работы. Школьные задания построены на неких алгоритмах, и кому-то из детей просто повезло, что их уникальный набор качеств позволяет справляться с ними легко. Но школьные успехи в заданиях совсем не сопоставимы с успешностью в будущем. Важно понимать это.
Если вы, действительно, хотите помочь своей дочери, то думайте не столько о школьных отметках, а о том – где ее истинные способности и интересы. В чём её сильные стороны? Поддержите её в том, что соответствует её природным задаткам.
Вы пишете, что вам стыдно за неё… Наверняка, вы хотите гордиться своей дочерью. Вот и помогите прояснить ее способности и таланты. Выявляйте, поддерживайте, развивайте…
Вкратце перечислю виды интеллектов.
Он, к примеру, может выражаться в кройке и шитье. Ученик может из конструктора строить потрясающие сооружения, быть гением пространственного интеллекта, которого годами не замечают в школе.
Этот вид интеллекта основан на умении чувствовать и понимать свое тело. Если у ребенка это хорошо выражено, то его ждёт успех на спортивном поприще. Бывает, что явных успехов в спорте нет, но дети просто получают радость от движения, танца или бега.
Это вид интеллекта связан с чувством ритма и в разной степени обусловлен генетически. В общеобразовательной школе музыкальный интеллект не востребован… Если только это не специализированное образовательное учреждение.
Умение выражать чувства и мысли словами, говорить, писать, богатая и правильная речь, способность к языкам.
Еще один вид, который востребован в школе и дает возможность сделать умозаключение. Логико-математический интеллект воспринимается как синоним умности. Но можно разговаривать с профессором математических наук и совершенно не понимать его.
Умение разговаривать с людьми, договариваться, понимать людей, манипулировать, вести переговоры, улаживать конфликты. В школе ребенок с развитым межличностным интеллектом, может многое не знать, но всегда договорится с учителями или спишет у одноклассников.
Этот вид отвечает за умение чувствовать психику человека, а также распознавать свои мотивы, чувства, ценности и всю внутреннюю психическую жизнь. Внутриличностым интеллектом обладают дети, которые пишут дневники и размышляют о себе… Если говорить о взрослых, то это психологи и писатели. Этот вид интеллекта не востребован в школе и является одним из самых поздноразвивающихся. Внутриличностный интеллект может быть только врожденным, его нельзя развить.
Им обладают ветеринары или просто люди, которые любят животных или растения.
Кроме того, выделяют технический, эстетический и экзистенциальный виды интеллекта, которые отвечают за умение работать с механизмами, чувствовать красоту и способность понимать и видеть смыслы, соответственно.
Синонимы к слову Умом не блещет
К сожалению, мы не нашли прямых синонимов для слова «умом не блещет», однако нашли 118 слов, близких по значению:
Анализ слова «умом не блещет»
Глагол в личной форме |
Третье лицо |
Действительный залог |
Единственное число |
Переходный |
Несовершенный вид |
Настоящее время |
Все формы этого слова:
УМОМ НЕ БЛИСТАТЬ, УМОМ НЕ БЛЕЩУ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮ, УМОМ НЕ БЛЕЩЕМ, УМОМ НЕ БЛИСТАЕМ, УМОМ НЕ БЛЕЩЕШЬ, УМОМ НЕ БЛИСТАЕШЬ, УМОМ НЕ БЛЕЩЕТЕ, УМОМ НЕ БЛИСТАЕТЕ, УМОМ НЕ БЛЕЩЕТ, УМОМ НЕ БЛИСТАЕТ, УМОМ НЕ БЛЕЩУТ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮТ, УМОМ НЕ БЛИСТАЛ, УМОМ НЕ БЛИСТАЛА, УМОМ НЕ БЛИСТАЛО, УМОМ НЕ БЛИСТАЛИ, УМОМ НЕ БЛЕЩА, УМОМ НЕ БЛИСТАЯ, УМОМ НЕ БЛИСТАВ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШИ, УМОМ НЕ БЛЕЩИ, УМОМ НЕ БЛИСТАЙ, УМОМ НЕ БЛЕЩИТЕ, УМОМ НЕ БЛИСТАЙТЕ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩИЙ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩИЙ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩЕГО, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩЕГО, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩЕМУ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩЕМУ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩИМ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩИМ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩЕМ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩЕМ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩАЯ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩАЯ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩЕЙ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩЕЙ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩУЮ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩУЮ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩЕЮ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩЕЮ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩЕЕ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩЕЕ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩИЕ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩИЕ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩИХ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩИХ, УМОМ НЕ БЛЕЩУЩИМИ, УМОМ НЕ БЛИСТАЮЩИМИ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШИЙ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШЕГО, УМОМ НЕ БЛИСТАВШЕМУ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШИМ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШЕМ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШАЯ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШЕЙ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШУЮ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШЕЮ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШЕЕ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШИЕ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШИХ, УМОМ НЕ БЛИСТАВШИМИ