Упас что это такое

Легенды и реалии Пушкинского Анчара

Панфилов Дмитрий Георгиевич,
кандидат филологических наук,
председатель общества пушкинистов
«Захарово».

Легенды и реалии пушкинского «Анчара».

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскалённой,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей вселенной.

Никто не обратил внимания, что настоящий анчар не может расти на раскалённой почве «чахлой и скупой» пустыни. Ему нужна тучная почва влажных тропических лесов, где зачастую один ливень даёт больше воды, чем выпадает в Европе за шесть месяцев.

Читатели бросились искать подлинное пушкинское ядовитое дерево, которое было убедительно описано Пушкиным, но которого в природе не было и нет. Поэт представил научные данные своего времени, которые сегодня наивны и укладываются в легенды и сказочные ботанические вымыслы.
Автора ввели в заблуждение невежественные очевидцы и фантазёры-сказители, которые описывали «долину смерти» на острове Ява, отравленную, как они убеждали, смертоносным ядом анчара, вокруг которого на 15 миль нет ни травы, ни кустика, ни деревца, где птица, подлетевшая близко к дереву, падает мёртвой.

Только в середине XIX века учёные доказали, что анчар тут не при чём. Всех животных и растения убивает выделяющийся из горных трещин углекислый газ. «Долина смерти» лежит на такой высоте, где анчар уже не встречается, но если бы он чудом попал туда, то «грозный часовой» был бы задушен углекислым газом, как и вся другая растительность и животный мир долины.

Жан Лешано ссылается в своей работе на имя учёного-ботаника Л.А.Дешана, который первым называет «погон упаса» его туземным именем «анджар». Дешан пишет, что Лешано видел на Яве древо яда и повторил его туземное название «анджар», дав о нём подробные сведения. Но в них отсутствует секрет приготовления яда. Несмотря на уговоры и подкупы, секрет этот ему не выдали: туземцы умели хранить военную тайну.

Пушкину были известны научные изыскания Лешано, и его поразил рассказ о смертельной опасности, о подвиге, совершённом человеком ради целей, ему доселе неведомых.
Шагая в неизведанное, Лешано не раз подвергал свою жизнь смертельной опасности ради науки. Он писал: «…я приказал срубить дерево яда, …я ходил среди сломанных ветвей. Мои руки и даже лицо были покрыты смолой, которая капала на меня, но я не испытывал никаких болезненных явлений: правда, я из предосторожности тотчас же вымылся. Приближение к анчару не вредно для животных, я видел ящерицу и насекомых на его стволе и птиц, сидящих на его ветвях».

Читая пушкинский «Анчар», мы находим множество наивных заблуждений поэта, совпадающих с представлениями ведущих маститых ботаников пушкинского времени. Пройдёт ещё не одно десятилетие, пока наука потеснит легенды, в плену которых находился не один поэт.
Европейцы знали силу яда анчара не хуже туземцев, хотя эти знания были антинаучны.
В Европе шла модная мейерберовская опера «Африканка», где действие происходит на острове в Индийском океане. Главный герой Васко да Гама покидает свою возлюбленную пленницу-африканку, которая не в силах перенести разлуку, умерщвляет себя, вдыхая испарения листьев анчара.

— Есть, правда, шанс один, ничтожный,
На который претендовать преступники не могут…
— Да, я слышал
Про милосердие свирепое твоё – искать
То древо Явы, что на много вёрст
Грозит погибелью и Упас порождает
И всё растущее своим дыханьем губит.
Из чьих пределов даже хищный зверь,
Пустыни частый гость – уходит прочь, трепещет.
Оттуда, если, чудом, человек приговорённый

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мёртвую ветвей,
И корень ядом напоила.

И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
Он считает, что слово «владыко» слишком пафосно для исследователя и зачёркивает его.

Но человека человек
Послал к Анчару самовластно,
И тот за ядом в путь потек –
И возвратился безопасно.

Теперь слово «человек» легло в строку, но какое он имеет право «самовластно», единолично решать судьбу другого? Пушкин пробует другой вариант:

Но человек…………………………
К Анчару страшному подходит…

Теперь оба идут к дереву смерти, но ломается иерархическая лестница – человек и раб. Один стоит на верхней ступени, другой только пытается поставить ногу на первую ступень. Поэт не доволен. Раз не подходит «человек», что если заменить слово «раб»?

Но человека человек
В пустыню посылает…

Теперь «раб» стал «человеком», и не просто «человеком», а самым «смелым», но это мало что меняет.
Следует новый вариант, и опять не в точку:

Но человека человек
Послал к Анчару властным словом,

И тот безумно в путь потек
И возвратился с ядом новым…

Но человека человек
Послал к Анчару равнодушно
И тот за ядом в путь потек
И возвратился с ним послушно.

Не может человек равнодушно убивать. Это уже не человек, а убийца. Стихотворение разваливается и автор чувствует это. Ничего не выходит, не помогает и обращение к родной Африке:

Природа Африки моей
Его в день гнева породила,
И жилы мощные корней
Губящим ядом напоила…

Анчар никогда не рос в Африке. Пушкин знал это, признал своё поражение и отложил перо. Два месяца он не притрагивался к «Анчару».

В 1825 году на Яве вспыхивает восстание против голландских колонизаторов. Во главе восставших стоял Дино Негоро. Газета «Северная пчела» 15 марта 1828 года сообщала: «Нидерландские колонны делают несколько выстрелов из пушек и ружей и неприятели рассыпаются столь поспешно, что редко удаётся коннице настигнуть их. Они прячутся в лесах, оттуда поражают голландцев ядовитыми бесшумными стрелами, так что их невозможно обнаружить. Ужас охватывает голландские части».
Пушкин знал о восстании на Яве, поскольку известия о боевых действиях на Яве часто печатались на страницах газет и журналов Петербурга.
Поэта привлекает «Яванская тема», он говорит о «князе», «непобедимом владыке Явы», иногда называя его «самодержавцем». Он возвращается к черновикам, где пишет о «тиране», посылавшего «смерть пернатую», «губительные», «послушливые», «догадливые» стрелы. Со временем образ «князя», «владыки», «тирана» постепенно переосмысливается и наполняется иным содержанием.
Поэт не собирался показывать и противопоставлять природное и социальное зло, у него не было конкретной социальной мишени, вернее она менялась от «князя» до «тирана».
В ноябре 1828 года, находясь в гостях у друга юности А.Н.Вульфа в Малинниках в Тверской губернии, во время дружеских бесед за бутылкой мадеры приходит озарение: «Царь!», только Он, наместник Бога на земле, имеет право распоряжаться чужой жизнью. Поэт вставляет в стихотворение типично русские слова: «шалаш», «лыко», ряд славянизмов – «древо»,«хладный», « в путь потек», «послушливые», «тлетворный» (т.е. ядовитый), «раскаленный» без «ё», «пределы». Стихотворение пишется в приподнятом тоне, как обычно писали о царях.
Пушкин читает стихотворение другу:

А Царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы,
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Ставит точку и подписывает «9 ноября 1829 года, деревня Малинники». (ИРЛИ, № 838, л-18) Общественно-политическое звучание стихотворения сразу изменилось, мысли высказанные в нём легли на канву русской действительности. Пушкин был вынужден оправдываться перед Бенкендорфом, открещиваясь от российского варианта в пользу Яванского, кивая на восстание туземцев и их «царька» Негоро.

Художественная сила пушкинских строк, социально-философские обобщения резко выделили «Анчар» из всех произведений на тему о «древе смерти», написанных до и после Пушкина, которое, как и изображённое им «древо», возвышается одиноко «во всей вселенной» среди всех литератур мира.

А.С.Пушкин в русский научный обиход ввёл новое слово «анчар», неологизм сразу вошёл в лексику токсикологов, ботаников, географов, этнографов. В обычной разговорной речи «анчар» долго не приживался. Даже у В.И.Даля в «Толковом словаре живого великорусского языка» ему не нашлось места. Лишь когда слово «анчар» стало синонимом смерти, гибели, горя, возмездия, оно вошло в русский литературный и разговорный язык. Только в 1863 году «анчар» был впервые включён в словарь русского языка Толя под оригинальным названием «Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний». При жизни Пушкина «Анчар» дважды печатался со словом «царь» в 1832 г. После гибели поэта В.А.Жуковскому было поручено редактировать посмертное полное собрание сочинений А.С.Пушкина, издаваемое по приказу Николая I. Деньги от продажи книг должны были быть переданы вдове поэта и детям. Не желая обострять отношения с царём и с целью лишний раз убедить Николая I в царедворческой верности Пушкина, он вставляет в строчку отброшенное и забракованное автором слово «князь»:

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы…

Стихотворение так и печаталось до 1920 года, пока новый редактор
поэт-пушкинист В.Брюсов не восстановил справедливость и не вернул
«царя» на его законное место:
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы…

Это ему не составило больших трудностей – в России ещё полыхала Гражданская война, от царя осталась одна тень и её можно было, не опасаясь последствий, свободно задвинуть за кулисы пушкинского творчества.

2.Русские военные кораблестроители использовали имя «Анчар» для сверхпрочных титановых субмарин с атомным ракетным вооружением, и сегодня бороздящих мировой океан.

Источник

Анчар дерево: где растет, фото и описание

Анчар фото дерева
Упас что это такое. Смотреть фото Упас что это такое. Смотреть картинку Упас что это такое. Картинка про Упас что это такое. Фото Упас что это такое

Анчар дерево смерти

По древним легендам, анчар убивает все живое вокруг себя, благодаря ядовитым испарениям. И вокруг дерева вся земля усыпана костями погибших жертв, вдохнувших его ядовитый аромат смерти. Так гласит легенда.

Основываясь на этих словах, А.С. Пушкин и написал свое знаменитое стихотворение «Анчар». Лишь спустя двести лет это растение было детально изучено и миф о нем, как о дереве смерти, был развеян. Анчар был полностью реабилитирован и научно описан, это тропическое растение до 40 метров в высоту, оно относится к семейству тутовых, поэтому является родственником нашей шелковицы и тропического фикуса.

Анчар распространен на острове Ява Малайского архипелага. Птицы совершенно спокойно садятся на его ветви, и ни одна еще замертво с него не упала, так как не только ветви, но и листья у анчара не ядовиты, и никаких ядовитых испарений дерево не испускает. Поэтому все части дерева полностью неопасны и для животных, и для человека.

Ядовитым оказался всего лишь млечный сок растения, который выделяется, если переломить ветку анчара. Именно этим соком и пользовались туземцы для своей охоты. Они смазывали им наконечники стрел. Было изучено также, что для человека сам млечный сок не опасен, и если и попадет на кожу, то вызовет только нарывы, похожие на сильный ожог крапивы. Изучая свойства млечного сока анчара, ученые выяснили, что с помощью перегонки сока вместе со спиртом получается высокая концентрация ядовитого вещества, которое назвали антиарин. Вот именно это вещество за семь минут убивает обезьяну. Так что легенда оказалась не совсем выдумкой.

Родовое название «антиарис» было установлено французским путешественником, естествоиспытателем и ботаником Жаном Лешено де ла Туром (Jean-Baptiste-Louis Leschenault de la Tour, 1773—1826), а само растение длительное время относили к семейству крапивных (Urticaceae).

Это однодомные деревья или кустарники.

Цветки невзрачные, мужские — в плоских головчатых соцветиях, женские — одиночные. 5-6 видов в тропиках Азии, Африки и на острове Мадагаскар. Встречающееся в русской литературе название «Анчар», или Упас дерево, относится к высокому дереву тропиков Азии. В его сильно ядовитом соке, издавна служившем для отравления стрел, содержатся гликозиды антиарин и антиозидин.

У анчара красивая древесина, беловатая или очень светло-коричневая, средней плотности, на ощупь шелковистая, в свежесрубленном состоянии издает довольно неприятный специфический запах.

Ствол заметно утолщен у основания. У дерева крупные элипсосвидные темно-зеленые блестящие листья, а многочисленные мужские и женские соцветия покрыты довольно мелкими розовыми цветами. После цветения на дереве образуются грозди темных, почти черных плодов-ягодок, немного напоминающих увеличенные гроздья черной смородины.

В свое время об этом дереве широко распространилась слава как о «древе смерти».

Пользуясь скудными и преувеличенными сведениями о ядовитом анчаре, Пушкин и написал свое великолепное стихотворение. «…И человека человек послал к анчару властным взглядом…»Однако прошло еще немало времени, прежде чем это растение удалось подвергнуть детальному научному обследованию.

Это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага и особенно распространено на острове Ява.

Принадлежит «древо смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы.

Для справки: Анчар – вечнозеленое дерево, которое особенно распространено на Яве, но встречается и на Шри-Ланке, и Филиппинах, Фиджи и т.д.

В Китае анчар называют «убийца крови», у китайцев даже есть страшненькая поговорка, описывающая ядовитые свойства этого дерева: «семь вверх, восемь вниз, девять – упал». Это означает, что у отравленного анчаром есть возможность сделать только семь шагов вверх по ступеням или восемь вниз, на девятом же шаге человек падает замертво.

Звучит ужасно, а смысл заставляет людей трепетать.

Конечно, первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно восседавших на ветвях.

Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждений его ствола, действительно обладает ядовитыми свойствами, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел.

Анчар – большое дерево.

В высоту оно примерно 25-40 метров. А листья его – от 7 до 19 сантиметров.

В Европе дерево из далекой страны прославилось следующим образом. В 1783 году в «Лондонском журнале» некто Форш, служивший хирургом на Яве, опубликовал материал об анчаре, в котором, в частности, говорилось о том, что вот, мол, за морем, на острове Ява растет дерево до того ядовитое, что вокруг него гибнут все животные в радиусе 15 миль и более.

И добыча древесного яда там является альтернативой смертной казни.

Несмотря на то, что опубликованные сведения были совершенно лживыми, сам образ анчара произвел такое впечатление на чувствительную часть аудитории, что дерево стало легендарным.

Множество поэтов эксплуатировали образ анчара в своих стихах. Анчар, между прочим, упоминается и в поэме лорда Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда». Английская литература в ту пору находилась под пристальным вниманием русских сочинителей, поэтому анчару не удалось ускользнуть незамеченным.

Александр Пушкин пишет произведение «Анчар», в котором в поэтической форме пересказывает историю, сочиненную Форшем. И это окончательно закрепляет популярность анчара в Европе.

Кроме того, образ анчара присутствует у Шарлотты Бронте, Чарльза Диккенса, Пелхэма Вудхауза и прочих, прочих.

Яд этот очень сильно действует на организм – вызывает паралич сердца, что ведет к быстрой смерти. Но находиться возле дерева можно совершенно спокойно.

Современный химический анализ показал, что латекс анчара состоит более 30 редко встречающихся сердечных карденолидов — сильнейших ядовитых алкалоидов. Наиболее принципиальным токсическим агентом является антиарин, который составляет около 2% всей массы латекса.

Процесс приготовления яда для стрел начинается с того, что в коре дерева ножом делается надрез, из которого вытекает латекс, который собирают наподобие того, как мы собираем весной березовый сок.

Когда натекает достаточное количество, его переливают в бамбуковый контейнер. Иногда латекс собирают непосредственно в молодые, еще не полностью раскрывшиеся листья пальмы Licuala spinosa, напоминающие собой меха аккордеона. Эти листья настолько прочны и огнестойки, что их можно спокойно класть на горящую газовую конфорку.

Эти качества и являются одним из секретов приготовления яда: в контейнер из такого листа, сложенный в виде лодочки, помещают латекс для последующего, довольно продолжительного процесса дегидратизации.

Затем разводят очень слабый огонь и на высоте примерно 70см, на очищенных веточках подвешивают пальмовый контейнер с латексом. В случае, если пойдет дождь, контейнер временно убирают с костра и заносят в хижину. Процесс дегидратизации требует огромного терпения и осторожности.

Для получения среднего количества готового яда необходимо его прогревание в течение недели. В процессе приготовления латекс становится сначала темно-коричневым, а к концу процесса масса делается все более и более вязкой и приобретает черный с металлическим блеском цвет.

Но, конечно, самое большое внимание следует уделять температурному режиму, так как, если допустить чуть более сильный нагрев, ядовитые свойства латекса разрушатся, а продукт приобретет сладкий вкус.

Не смотря на всю свою ужасную репутацию, у анчара есть и достоинства: его кора настолько толстая и эластичная, что местное население часто использует ее для производства ковриков и одежды.

Сначала подбирается кусок коры нужного размера и отрезается от дерева. Затем кору размягчают путем поколачивания деревянными молоточками, одновременно растягивая ее до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины и приобрела необходимые размеры, ее погружают в воду сроком, примерно, на месяц. После этого кору моют и еще раз выколачивают, чтобы избавится от остатков жидкости, клейковины и яда.

Теперь кора становится похожа на белую плотную мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также мягкие и удобные коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности десятки лет.

Древесину анчара используют для производства шпона.

В настоящее время анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем — антиарис токсикария (анчар ядовитый) ботаником Лешено.

Анчар съедобный: описание

Это однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские — в плоских головчатых соцветиях, женские — одиночные. 5-6 видов в тропиках Азии, Африки и на острове Мадагаскар.

Встречающееся в русской литературе название «Анчар», или Упас дерево, относится к высокому дереву тропиков Азии.

В его сильно ядовитом соке, издавна служившем для отравления стрел, содержатся гликозиды антиарин и антиозидин.

У дерева крупные элипсосвидные темно-зеленые блестящие листья, а многочисленные мужские и женские соцветия покрыты довольно мелкими розовыми цветами. После цветения на дереве образуются грозди темных, почти черных плодов-ягодок, немного напоминающих увеличенные гроздья черной смородины.

Ростом метров до 40, выше наших крупных сосен.

Что за дерево анчар, где оно растёт?

У комля контрфорсы, как у сейбы. Крона наверху маленькая. Двурядные округлые листья придают ей характерный рисунок. Совершенно поразительный вид имеют цветки.

Они невзрачные, как и у всех других шелковичных деревьев, но собраны в шаровидные головки зеленовато-желтого цвета.

В Европе дерево из далекой страны прославилось следующим образом. В 1783 году в «Лондонском журнале» некто Форш, служивший хирургом на Яве, опубликовал материал об анчаре, в котором, в частности, говорилось о том, что вот, мол, за морем, на острове Ява растет дерево до того ядовитое, что вокруг него гибнут все животные в радиусе 15 миль и более.

И добыча древесного яда там является альтернативой смертной казни.

Упас что это такое. Смотреть фото Упас что это такое. Смотреть картинку Упас что это такое. Картинка про Упас что это такое. Фото Упас что это такое
Анчар

Множество поэтов эксплуатировали образ анчара в своих стихах. Анчар, между прочим, упоминается и в поэме лорда Байрона «Паломничество Чайлд Гарольда». Английская литература в ту пору находилась под пристальным вниманием русских сочинителей, поэтому анчару не удалось ускользнуть незамеченным.

Александр Пушкин пишет произведение «Анчар», в котором в поэтической форме пересказывает историю, сочиненную Форшем. И это окончательно закрепляет популярность анчара в Европе.

Это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага и особенно распространено на острове Ява.

По слухам, ядовитые испарения анчара убивают все живое вокруг.

В свое время об этом дереве широко распространилась слава как о «древе смерти». Пользуясь скудными и преувеличенными сведениями о ядовитом анчаре, Пушкин и написал свое великолепное стихотворение. «…И человека человек послал к анчару властным взглядом…»Однако прошло еще немало времени, прежде чем это растение удалось подвергнуть детальному научному обследованию.

В Китае анчар называют «убийца крови», у китайцев даже есть страшненькая поговорка, описывающая ядовитые свойства этого дерева: «семь вверх, восемь вниз, девять – упал».

Это означает, что у отравленного анчаром есть возможность сделать только семь шагов вверх по ступеням или восемь вниз, на девятом же шаге человек падает замертво. Звучит ужасно, а смысл заставляет людей трепетать.

Разоблачение анчара состоялось уже в начале прошлого столетия. Дерево оказалось вполне безобидным.

Растет не в чахлой и скупой пустыне, а в сырых лесах среди вечнозеленых и листопадных деревьев. В Индии, на Цейлоне, в Бирме и до самых Филиппин.

Из ствола при поранении бежит мутный, быстро темнеющий млечный сок — латекс. Туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но ухищрения людей, применивших перегонку анчарового сока со спиртом, помогли в некоторой мере оправдать «былую славу» дерева.

Антиарин и строфантин оказывают исключительно сильное действие на сердечную мышцу — в этом их особая опасность. Если сердце остановилось и прошло две-три минуты, то восстановить его сокращения практически невозможно. Небезынтересно, что к открытию влияния строфантина на сердце привело…

случайное загрязнение зубной щетки африканским стрельным ядом (это произошло во время одной из экспедиций Ливингстона).

Современный химический анализ показал, что латекс анчара состоит более 30 редко встречающихся сердечных карденолидов — сильнейших ядовитых алкалоидов. Наиболее принципиальным токсическим агентом является антиарин, который составляет около 2% всей массы латекса.

Именно сахар делает вещество молекулы быстрорастворимой в воде и крови.

Процесс приготовления яда для стрел начинается с того, что в коре дерева ножом делается надрез, из которого вытекает латекс, который собирают наподобие того, как мы собираем весной березовый сок.

Когда натекает достаточное количество, его переливают в бамбуковый контейнер. Иногда латекс собирают непосредственно в молодые, еще не полностью раскрывшиеся листья пальмы Licuala spinosa, напоминающие собой меха аккордеона.

Эти листья настолько прочны и огнестойки, что их можно спокойно класть на горящую газовую конфорку. Эти качества и являются одним из секретов приготовления яда: в контейнер из такого листа, сложенный в виде лодочки, помещают латекс для последующего, довольно продолжительного процесса дегидратизации.

Затем разводят очень слабый огонь и на высоте примерно 70см, на очищенных веточках подвешивают пальмовый контейнер с латексом.

В случае, если пойдет дождь, контейнер временно убирают с костра и заносят в хижину. Процесс дегидратизации требует огромного терпения и осторожности. Для получения среднего количества готового яда необходимо его прогревание в течение недели. В процессе приготовления латекс становится сначала темно-коричневым, а к концу процесса масса делается все более и более вязкой и приобретает черный с металлическим блеском цвет.

Но, конечно, самое большое внимание следует уделять температурному режиму, так как, если допустить чуть более сильный нагрев, ядовитые свойства латекса разрушатся, а продукт приобретет сладкий вкус.

Сок анчара действительно ядовит, хотя не у всех видов.

Малайцы собирают его без каких-либо предосторожностей. Плоды у некоторых видов тоже содержат ядовитый сок. Правда, Э. Корнер видел, как их с удовольствием ели дети.

Однако сам попробовать плоды не решился.

Применение растения

Не смотря на всю свою ужасную репутацию, у анчара есть и достоинства: его кора настолько толстая и эластичная, что местное население часто использует ее для производства ковриков и одежды. Сначала подбирается кусок коры нужного размера и отрезается от дерева.

Затем кору размягчают путем поколачивания деревянными молоточками, одновременно растягивая ее до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины и приобрела необходимые размеры, ее погружают в воду сроком, примерно, на месяц.

После этого кору моют и еще раз выколачивают, чтобы избавится от остатков жидкости, клейковины и яда. Теперь кора становится похожа на белую плотную мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также мягкие и удобные коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности десятки лет.

Древесину анчара используют для производства шпона.

В настоящее время анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем — антиарис токсикария (анчар ядовитый) ботаником Лешено.

Анчар виды дерева

Все помнят, наверное, пушкинские строки про отравляющее дерево анчар. Оказывается, дерево анчар не выдуманное поэтом, а существует в действительности.

Упас что это такое. Смотреть фото Упас что это такое. Смотреть картинку Упас что это такое. Картинка про Упас что это такое. Фото Упас что это такое

Растет анчар в тропических лесах Южной и Юго-Восточной Азии.

Это стройное дерево высотой до 40 м. Оно относится к вечнозелёным деревьям. Название «Antiaris» было установлено французским путешественником, естествоиспытателем и ботаником Ж. Лешено. Анчар имеет простые листья и мелкие цветки, тесно скученные в плотные соцветия.

Другой вид, Анчар Беннетта, с островов Виту, содержит в плодах прекрасную карминовую краску, а в коре лубяные волокна, идущие на поделки. Из подобных же волокон анчара цейлонского в Ост-Индии делают мешки.

Правда, анчар не настолько отравляющий, как описал его поэт. И звери, и люди могут спокойно приближаться к этому дереву, а птицы даже садятся на его ветви.

Слава о силе яда этого дерева создала издавна даже поверье о ядовитости самого воздуха вблизи анчара от испарений которого умирают животные и люди, неосторожно приблизившиеся к дереву. Ученые считают, что страшный образ А.С. Пушкину навеяли ошибочные статьи о пустыне, лишенной растительности, так называемой «Долине смерти» на острове Ява, где якобы анчар все уничтожил своим смертельным дыханием. Правда, такая долина действительно существует на Яве, но причина ее пасмурного вида не это дерево, а углекислый газ, который выделяется из щелей на дне долины и уничтожает все вокруг.

Древесина некоторых видов анчара используется для производства шпона.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *