Устав 1244 что это
Резолюция Совета Безопасности ООН 1244
Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 была принята на 4011-м заседании, 10 июня 1999 года.
Эта статья является частью
серии статей:
Политика Республики Косово
Совет Безопасности ООН при помощи этой резолюции определил новый правовой статус Косово, возникший в результате войны НАТО против Югославии в 1999 году. Согласно резолюции в Косово было создано международное гражданское присутствие по безопасности, в задачи которого входило (п. 9 Резолюции):
a) предотвращение возобновления боевых действий, поддержание и, где это необходимо, обеспечение соблюдения прекращения огня, а также гарантирование вывода и предотвращение возвращения в Косово союзных и республиканских военных, полицейских и военизированных сил;
b) демилитаризацию Освободительной армии Косово (ОАК) и других вооруженных групп косовских албанцев;
c) создание условий безопасности, в которых беженцы и перемещенные лица смогут безопасно возвратиться в свои дома, международное гражданское присутствие сможет функционировать, переходная администрация может быть создана и гуманитарная помощь может доставляться;
d) обеспечение общественной безопасности и порядка;
e) осуществление надзора за разминированием;
f) выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля;
g) обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций;
Резолюция также содержит основные принципы урегулирования косовского кризиса: немедленное и поддающееся контролю прекращение насилия и репрессий в Косово; вывод из Косово военных, полицейских и военизированных сил; безопасное и свободное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц и беспрепятственный доступ в Косово организаций, оказывающих гуманитарную помощь; политический процесс, направленный на заключение временного политического рамочного соглашения, предусматривающего значительную степень самоуправления для Косово и др.
Что представляет собой резолюция № 1244 Совбеза ООН
Резолюция № 1244 от 10 июня 1999 года была принята единогласно всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН на его 4011‑м заседании при самом активном участии России. Принятие Резолюции позволило вернуть процесс косовского урегулирования в политико‑правовое поле ООН. Совет Безопасности обозначил конкретные ориентиры мирного разрешения кризиса вокруг Косово на основе фундаментальных принципов суверенитета и территориальной целостности СРЮ и адекватного обеспечения законных интересов всех составляющих население края этнических групп.
В преамбуле этого документа говорится об обязательствах всех государств‑членов ООН уважать суверенитет и территориальную целостность Союзной Республики Югославия (правопреемницей которой с 2003 года является Сербия) и других государств региона. Резолюция предусматривает сохранение Косово в составе Сербии (Косово не может получить независимость без согласия Белграда), возврат беженцев к местам постоянного проживания, защиту культурных ценностей на территории Косово и возвращение сербских сил безопасности и пограничных подразделений.
В соответствии с резолюцией №1244 СБ ООН центральная роль в мирном процессе закреплена за ООН и ее Советом Безопасности, а в крае развернуты гражданская Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) и Силы для Косово (СДК).
По мнению российской стороны, эта резолюция не исполняется. Свыше 200 тысяч сербских беженцев, покинувшие Косово с 1999 года, не могут вернуться к местам проживания из‑за продолжающихся преступлений на этнической почве.
Соответствия нормам международного права Резолюции 1244 и последствия ее применения
В настоящей статье рассматривается законность и обоснованность принятия Советом Безопасности ООН резолюции 1244, правомерность введения на территории Косово управления ООН, последствия несоблюдения норм международного права.
15 января 1999г. произошел инцидент в селе Рачак, где было обнаружено 40 трупов албанцев. ОАК возложило ответственность за убийство якобы мирных граждан на югославские силы безопасности. Югославия заявила, что убитые являются боевиками, которые погибли в ходе боестолкновения.
Международный трибунал по бывшей Югославии проводил свое расследование, но данных о признании лиц виновных в якобы массовых убийствах в Рачаке нет.
При таких неоднозначных и противоречивых данных инцидент в Рачак позволил странам НАТО поставить вопрос о применении силы в отношении Югославии.
На момент проведения военной операции и рассмотрения вопроса Советом Безопасности ООН 10.06.1999г. Югославия не была членом ООН.
Нарушителем являлись страны НАТО, проводившие военную операцию в интересах Освободительной Армии Косово без санкции Совета Безопасности ООН. В результате проведенной военной операции не только на территории Косово, но и на всей территории Югославии возникла гуманитарная катастрофа, в Косово усилились межэтнические противоречия.
При таких обстоятельствах 10.06.1999 Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 1244 8 по гл.VII Устава ООН, согласно которой нарушителем международного мира и международной безопасности являлась Югославия.
Основные положения Резолюции 1244 заключаются в следующем:
-вывод югославских войск из Косово
— присутствие по безопасности
-политический процесс и урегулирование конфликта в Косово, суверенитет и территориальная целостность Югославии
В данной статье мы не рассматриваем присутствие по безопасности и вывод югославских войск. Эти положения соответствуют в целом главе VIIУстава ООН.
Приложение 2 определяет статус Косово, как ст.5 существенная автономия в составе Югославии под управлением временной администрации и ст. 8 достижения временного политического рамочного соглашения, предусматривающего существенное самоуправление для Косово, при всестороннем учете соглашений, заключенных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии.
В Резолюции 1244 Совет Безопасности ООН признает суверенитет и территориальную целостность Югославии и признает то, что политическое урегулирование должно проводиться в рамках территориальной целостности Югославии.
Положения о политическом процессе не противоречат нормам международного права.
Требования Резолюции 1244 о политическом процессе в итоге МООНК и албанской стороной были проигнорированы и не выполнены.
Полномочия гражданского присутствия изложены в п.11 Резолюции 1244 устанавливают специальный правовой режим (lexspecialis), имеющий верховенство над законами Югославии.
Таким образом Специальный представитель получил права исполнительной и законодательной власти, контроль над судебной системой на территории Косово/.
. Образована временная администрация, которую возглавил заместитель Специального представителя. Временная администрация наделялась функциями гражданской, полицейской власти.
Суверенитет Югославии на территории Косово был ограничен.
Правовыми основаниями для принятия решения о принудительных мерах о гражданском присутствии, введение на территории Косово временной администрации в Резолюции 1244 является ст.ст.39, 42 гл.VIIУстава ООН.
Преамбула Резолюции 1244 «будучи преисполнен решимости обеспечить безопасность и охрану международного персонала и выполнение всеми, кого этого касается, своих обязанностей по настоящей резолюции и действуя в этих целях на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций».
В своем Распоряжении №1999/1 от 25.07.1999г., Спецпредставитель Генерального секретаря ООН в преамбуле ссылается на гл.VII, как на правовое основание введение Советом Безопасности ООН в Резолюции 1244 гражданского присутствия на территории Косово.
В Справочнике по практике Совета Безопасности ООН гл.XI рассмотрение положений гл.VIIУстава, части IV 10 правовым основанием для введения на территории Косово гражданского присутствия является ст.42, гл.VIIУстава ООН..
Для применения ст.42 Устава ООН необходимо в силу ст.39 определить существование угрозы мира, нарушение мира или акта агрессии, после чего дать рекомендации или решить какие меры следует принять в соответствии со ст.41,42.
В Резолюции 1244 Совет Безопасности ООН определил угрозу международному миру на территории Косово.
Указанное правовое основание, применение ст.42 Устава ООН, для введения на территории Косово гражданского присутствия и временной администрации не законно.
Ст.42 Устава ООН «если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации»..
Диспозицией ст.42 предусмотрено применение ООН воздушных, морских, сухопутных сил и в том числе проведение этими силами других операций. В данном случае правомерно введение на территории Косово присутствие по безопасности, которое можно отнести к понятию «проведение других операций», а также к миротворческим операциям ООН с использованием военной силы.
Статья 42 не применима к введению управления ООН какой-либо территорией, поскольку такое управление не является принудительной мерой по применению силы.
В Уставе ООН положение по управлению территорией государства регулируется только гл.XII «Международная система опеки»,которая в данном случае не применима.
В преамбуле и п.2 Резолюции 1244 имеется ссылка на согласие Югославии с Планом мирного урегулирования, являющегося приложением №2 к Резолюции 1244, который предусматривает вывод югославских войск с территории Косово, введение присутствия по безопасности и гражданского присутствия, условия по прекращению применения силы в отношении Югославии.
Согласие Югославии с условиями Плана мирного урегулирования является ничтожным поскольку дано под принуждением в нарушении Устава ООН:
1) ст.2 п. 3 Устава «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость»;
2)ст.2 п. 4.Устава «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»;
В данном случае Устав ООН нарушен членами ООН странами НАТО и на своем заседании 10.06.1999г. Совет Безопасности ООН должен был учитывать эти нарушения.
План мирного урегулирования является односторонним актом, в котором изложены требования НАТО для прекращения применения силы, пункт 10 Плана « для приостановления военных действий потребуется принятие принципов, изложенных выше….».
На заседании Совета Безопасности ООН 10.06.1999г. министр иностранных дел Югославии Йованович высказался против введения на территории Косово гражданского присутствия.
Приняв Резолюцию 1244 с нарушениями Устава ООН, в части гражданского присутствия, Совет Безопасности ООН:
Возникает проблема ответственности ООН, как международной организации, за принятое решение ее органом – Советом Безопасности, превысившим свои полномочия и нарушившим Устав ООН.
Организация Объединенных Наций была создана в 1945г. для поддержания и укрепления мира, а также для развития сотрудничества между государствами. В период противостояния двух военно-политических блоков – Варшавского договора и НАТО, ООН была местом, где две противоборствующие силы могли мирным путем решить имеющиеся проблемы. После распада организации Варшавского договора единственной силой в мире стала организация НАТО.
1. Югославия, где была проведена военная операция НАТО без санкции Совета Безопасности ООН, который не принял меры по устранению нарушения мира, и последующее привлечение сил НАТО в миротворческой операции в Косово.
2. Ирак, где силы НАТО провели военную операцию без санкции ООН с последующей оккупацией.
Система международного права в области поддержания мира, принятия мер против нарушения мира и международной безопасности там, где она противоречит интересам НАТО, не действует.
Если игроки приняли правила игры, но какой –либо игрок не соблюдает правила, то в такую игру играть нельзя.
Список, использованных источников
1.Гуськова Е.Ю. «Операция Рачак» газета «Столетие» 31.12.2013г.
документ ООН S/1999/648 интернет источник сайт ООН
4.Устав ООН (интернет источник) официальный сайт ООН
5. Резолюция 3314 ГА ООН от 14.12.1974г. интернет-источник сайт ООН
6. 3989 заседание СБ ООН от 26.03.1999г. интернет-источник сайт ООН
8. СБ ООН Резолюция 1244 от 10.06. 1999г. интернет-источник сайт ООН
9. Распоряжение Спецпредставителя №1999/1 интернет источник сайт МООНК
Резолюция Совета Безопасности ООН № S/RES/1244 (1999)
За: 14 Против: 0 Воздержались: 1
Согласно Административной инструкции ООН ST/AI/189/Add.9/Rev.2, доступной только на английском языке, следующие документы находятся в общественном достоянии по всему миру:
Совет Безопасности ООН
Резолюция от 10 июня 1999 года № S/RES/1244 (1999)
принятая Советом Безопасности на его 4011-м заседании, состоявшемся 10 июня 1999 года
принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности,
ссылаясь на свои резолюции 1160 (1998) от 31 марта 1998 года, 1199 (1998) от 23 сентября 1998 года, 1203 (1998) от 24 октября 1998 года и 1239 (1999) от 14 мая 1999 года,
выражая сожаление по поводу того, что требования этих резолюций не были выполнены полностью,
будучи преисполнен решимости урегулировать серьезную гуманитарную ситуацию в Косово, Союзная Республика Югославия, и обеспечить безопасное и свободное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц в свои дома,
осуждая все акты насилия в отношении населения Косово, а также все террористические акты с любой стороны,
ссылаясь на заявление Генерального секретаря от 9 апреля 1999 года, в котором была выражена озабоченность по поводу гуманитарной трагедии в Косово,
подтверждая право всех беженцев и перемещенных лиц на возвращение в свои дома в условиях безопасности,
ссылаясь на юрисдикцию и мандат Международного трибунала по бывшей Югославии,
приветствуя общие принципы политического урегулирования косовского кризиса, принятые 6 мая 1999 года (S/1999/516, приложение 1 к настоящей резолюции), и приветствуя также принятие Союзной Республикой Югославией принципов, изложенных в пунктах 1-9 документа, представленного в Белграде 2 июня 1999 года (S/1999/649, приложение 2 к настоящей резолюции), и согласие Союзной Республики Югославии с этим документом,
вновь подтверждая приверженность всех государств-членов суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других государств региона, выраженную в хельсинкском Заключительном акте и приложении 2,
подтверждая содержащийся в предыдущих резолюциях призыв относительно существенной автономии и реального самоуправления для Косово,
определяя, что ситуация в регионе продолжает создавать угрозу международному миру и безопасности,
будучи преисполнен решимости обеспечить безопасность и охрану международного персонала и выполнение всеми, кого этого касается, своих обязанностей по настоящей резолюции и действуя в этих целях на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций,
Приложение 1 [ править ]
Министры иностранных дел Группы 8 приняли следующие общие принципы политического урегулирования косовского кризиса:
— немедленное и поддающееся контролю прекращение насилия и репрессий в Косово; — вывод из Косово военных, полицейских и военизированных сил; — обеспечение в Косово эффективного международного присутствия гражданского персонала и сил безопасности, одобренного и утвержденного Организацией Объединенных Наций, которое способно гарантировать достижение общих целей; — создание временной администрации для Косово в соответствии с решением, которое должно быть принято Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, в целях обеспечения условий для мирной и нормальной жизни для всех жителей Косово; — безопасное и свободное возвращение всех беженцев и перемещенных лиц и беспрепятственный доступ в Косово организаций, оказывающих гуманитарную помощь; — политический процесс, направленный на заключение временного политического рамочного соглашения, предусматривающего значительную степень самоуправления для Косово, с полным учетом соглашений, подготовленных в Рамбуйе, и принципов суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии и других стран региона, и демилитаризация ОАК; — всеобъемлющий подход к экономическому развитию и стабилизации кризисного региона.
Приложение 2 [ править ]
Для содействия урегулированию кризиса в Косово следует достичь соглашения на основе следующих принципов:
Косово в одностороннем порядке провозгласило свою независимость в 2008 году ; Сербия, которая имеет преемственность бывшей Союзной Республики Югославии, и некоторые другие члены ООН подчеркнули, что Резолюция 1244 остается юридически обязательной для всех сторон.
СОДЕРЖАНИЕ
разрешение
Наблюдения
Совет Безопасности постановил, что решение косовского кризиса должно основываться на согласованных принципах, содержащихся в приложениях к резолюции. Он приветствовал принятие Сербией (в то время входившей в «Союзную Республику Югославию») принципов и потребовал сотрудничества в их реализации. В то же время Совет потребовал, чтобы Сербия положила конец репрессиям в Косово и начала поэтапный вывод войск; после вывода небольшое количество югославских и сербских военнослужащих и полицейских могло бы вернуться в Косово, если бы это было санкционировано международным военным присутствием, для выполнения функций, изложенных в приложении к резолюции.
Совет подчеркнул необходимость проведения операций по оказанию гуманитарной помощи и призвал все государства и организации внести свой вклад в экономическое и социальное восстановление. Все стороны, включая международное присутствие, должны были сотрудничать с МТБЮ. Он потребовал, чтобы вооруженные косовские группировки прекратили наступление.
Наконец, было решено, что международные гражданские присутствия и службы безопасности должны быть созданы на первоначальный период в 12 месяцев, а к Генеральному секретарю была обращена просьба держать Совет в курсе событий. В отличие от миссий ООН по поддержанию мира, эта должна была продолжаться по истечении первоначального 12-месячного периода, если Совет Безопасности не определил иное: как правило, продолжающийся мандат миссий регулируется резолюциями через 12 месяцев, которые позволяют вносить изменения в первоначальный мандат.
Резюме
Основными особенностями Резолюции 1244 были:
Значение
Сербская позиция
Статья 1 Хельсинкского Заключительного акта придает большое значение суверенитету и территориальной целостности существующих государств. Аналогичным образом ссылки на автономию в 1244 статьях указывают на желание государств-членов ООН в то время вернуть Косово автономный статус до 1990 года, если это возможно.
Следовательно, в отличие от того, что объявляется в преамбуле, сама Конституция вовсе не гарантирует существенной автономии Косово, поскольку от желания Национального собрания Республики Сербия полностью зависит, будет ли самоуправление реализовано или нет.
«Существенная автономия» по югославской конституции 1974 г. требовала принятия Косово любых законов, ограничивающих его полномочия.
Позиция косовских албанцев
Ключевым аргументом со стороны косоваров было то, что статья 1 и статья 8 Хельсинкского Заключительного акта ставят сохранение территориальной целостности суверенитета государств в зависимость от их желания и способности гарантировать основные права человека, также определенные в Заключительном акте.
Комментарии в прессе
The Economist описывает резолюцию как «избыточную» после провозглашения независимости, заявляя, что «ссылки на нее используются, чтобы сохранить лицо Сербии».
- Уста на тепловозе что это
- Устав жд транспорта о чем