Устройство обваловки что это
Обвалование
Полезное
Смотреть что такое «Обвалование» в других словарях:
обвалование — Ограждение местности земляными дамбами от затопления поверхностными водами. [ГОСТ 19185 73] обвалование Ограждение территории дамбами от затопления поверхностными водами. [СО 34.21.308 2005] Тематики гидротехника EN bankingdiking DE… … Справочник технического переводчика
ОБВАЛОВАНИЕ — система заградительных земляных валов (защитных дамб) вдоль берегов рек, водохранилищ, морских побережий и т. п. Служит для защиты прилегающей территории от временного затопления во время паводков, приливов, ветрового нагона воды … Большой Энциклопедический словарь
ОБВАЛОВАНИЕ — ОБВАЛОВАНИЕ, обвалования, мн. нет, ср. (тех.). Действие по гл. обваловать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
обвалование — сущ., кол во синонимов: 2 • обвалка (4) • обваловка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Обвалование — ограждение местности земляными дамбами от затопления поверхностными водами и для недопущения возможного разлива АХОВ. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций
обвалование — Ограждение местности земляными дамбами от затопления … Словарь по географии
обвалование — 3.9.22 обвалование: Ограждение территории дамбами от затопления поверхностными водами. Источник: СО 34.21.308 2005: Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения 2.5 обвалование: Выполненное из грунта ограждение, предназначенное для… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
обвалование — система заградительных земляных валов (защитных дамб) вдоль берегов рек, водохранилищ, морских побережий и т. п. Служит для защиты прилегающей территории от временного затопления во время паводков, приливов, ветрового нагона воды. * * *… … Энциклопедический словарь
Обвалование — Обвалование система заградительных сооружений (защитных дамб), или земляных валов для защиты территорий подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод (половодье, паводок, приливы и ветровой нагон воды), а… … Википедия
Обвалование — система заградительных земляных валов (защитных дамб (См. Дамба)), устраиваемых вдоль берегов рек, озёр, водохранилищ и морских побережий для защиты прилегающей территории от временного затопления при подъёме уровня воды в паводок, во… … Большая советская энциклопедия
Все мы периодически едим котлеты, пельмени, сосиски. Многие из этих продуктов состоят из мяса механической обвалки. Производитель указывает данный факт на упаковке продукта. Давайте разберемся, что это значит и каким образом происходит механическая обвалка мяса.
Что такое “механическая обвалка мяса”?
Упомянутый выше термин означает мясо, смешанное с соединительной, костной и жировой тканью. Механическая обвалка позволяет использовать ресурсы более рационально: сегодня предприятия мясной промышленности делают все для того, чтобы повысить рентабельность бизнеса.
Оборудование механической обвалки решает проблему применения на пищевые цели мяса, которое остается в виде прорези на костях после ручной обвалки туш. Так, в связи с трудоемкостью и сложностью процесса ручной обвалки после него остается до 8% мяса на костях, которое включает до 70% мышечной и жировой тканей и до 30% соединительной. Просто так выбросить столь ценный продукт нельзя: рентабельность производства упадет.
Многие потребители считают, что продукты из мяса механической обвалки некачественные, однако, при их производстве строго соблюдаются государственные стандарты и, более того, примесь в виде костей, хрящей и жира не сильно сказывается на качественным параметрах конечного продукта.
Основными допустимыми показателями мяса механической обвалки принято считать:
Как видите, эти показатели невысоки и при употреблении продукции из мяса механической обвалки вы скорее всего даже не заметите костных и прочих включений включений.
Технология механической обвалки позволяет не только поддерживать рентабельность производства, но и делать продукты чуть дешевле за счет того, что они не будут состоять из столь ценного мяса на все 100%.
В процессе переработки к мясу часто попадают кости, жир, жилы, и хрящи. Обычно сама механическая обвалка представляет собой мясорубку, которая все и перемалывает, превращая плоть, хрящи, кости и т. д. в однородную субстанцию. Чаще всего из нее изготавливаются вареную колбасу и сосиски.
У механической обвалке мяса есть серьезный недостаток, а именно меньшая энергетическая стоимость продукта. Например, обвалка такого мяса, как свинина, приводит к тому, что в продукте концентрация белка снижается практически в два раза (с 12% до 6%).. Аналогичная динамика прослеживается и в других параметрах.
Какое сырье чаще всего подвергается обвалке?
Как правило, это все виды мяса, птицы и рыбы. Иногда на конвейер попадает ягнятина, утятина, индейка, однако, чаще всего это курица, свинина, говядина. Необходимо помнить о том, что чем меньше сырья, тем больше будет отходов, что также скажется на рентабельности бизнеса.
Также производители сортируют разделываемые туши по категориям. Как правило, на разделывание попадает сырье первого и второго сорта. В зависимости от возраста, состояния и способа обработки производитель может выбрать разные параметры механической обвалки мяса, в том числе поработать над гильзами, скоростью разделывания и т. д. Даже после получения фарша все первичные характеристики сырья будут учтены.
Технология механической обвалки
Не стоит забывать, что несмотря на автоматизированность процесса, в него все равно вовлечены люди. Так, например, самой эффективной считается дифференцированная механическая обвалка мяса, в ходе которой работники производства.
Оборудование и материалы
Если производство крупное, то в его ходе задействуют специальные аппараты для выполнения обвалки. Одним из главных является сепараторный пресс, который отделяет плоть от жира и костей. Пресс для сепарирования представляет собой устройство с гильзой, которая может работать с разными видами сырья: от говядины до рыбы. Средние по мощности аппараты обладают от 1000 до 2000 килограмм мяса за час. Сепараторы отличаются по диаметру выпускных отверстий: стандартный диаметр отверстия составляет около 1 см.
Чтобы еще более облегчить процесс производства фарша механической обвалки на производствах часто внедряют так называемую линию обвалки. Такая линия представляет собой конвейерную ленту, на которой проходят другие необходимые операции. Типовой цех состоит из разделочного стола, ленточного конвейера для подачи сырья, ленточного конвейера для отвода костей, а также ленты для отвода контейнеров после того, как они наполнятся.
Механическая обвалка как бизнес
Несмотря на пандемию и нестабильные экономические условия, рынок мясной продукции в России показывает небольшой, но уверенный рост. Каждый год объем производства мясных продуктов растет на 1,5-2%, при этом стоимость продукции остается практически неизменной. Именно по этой причине вам стоит инвестировать в этот бизнес: он отличается стабильностью и большими перспективами.
На запуск полноценного производства потребуется 20-200 тысяч долларов, большая часть из которых уйдет на покупку или аренду помещения и приобретение оборудования.
Преимущества у такого вида бизнеса много:
Организовать сбыт продукции тоже легко. Вы можете пойти двумя путями: наладить собственные точки продаж или обратиться на мясные рынки и наладить работу с ними. У каждого канала сбыта есть собственные преимущества: например, собственные точки продаж служат стопроцентной гарантией того, что вы реализуете продукт, однако, работа с мясными рынками более недорогой вариант реализации товара.
Практика показывает, что всего за 20 тысяч долларов вы уже можете открыть небольшое производство по обвалке мяса. В эту сумму входит регистрация бизнеса, строительство, покупка оборудования, реклама, вложения в процесс сбыта, зарплата рабочим. Однако более масштабное производство, инвестиции в которое составят от 100 тысяч долларов, будет намного более рентабельнее ивы быстрее выйдете в плюс.
Простой и экономически выгодный способ обвалования трубопроводов бетонным полотном
Бетонное полотно – революционный подход, позволяющий осуществить обвалование в кратчайшие сроки и с минимальными денежными затратами
Наземная и полуподземная прокладка трубопроводов не предусматривает полного заглубления трубы в грунт. Поэтому для защиты такой трубы от воздействия внешних факторов (атмосферных, механических) необходимо обваливание. Для этих целей используют различный спектр материалов – это и геоматериалы (георешетки, резинотканевые маты), и пенополимерные материалы, и торкретбетон.
Первые два варианта отличаются недорогой стоимостью и простотой укладки. Единственное «но», – их недолговечность. Учитывая защемляющую функцию обвалования (поддержание горизонтальной и вертикальной устойчивости трубопровода) предпочтение стоит отдать более долговечным материалам, например, торкретбетону. Но, здесь автоматически встает вопрос об экономичности обвалования, ведь процесс монтирования торкретбетона – это долго и дорого.
Универсальным решением для обвалования газопроводов является технология Concrete Canvas, которая лишена таких недостатков, как дороговизна проекта или недолговечность готовой конструкции.
Полотно хорошо гнётся и раскатывается по любой поверхности.
Его свойства кардинально меняются спустя 1—2 часа после смачивания водой. Цементная смесь застывает, и полотно превращается в прочный слой армированного бетона.
ОБВАЛОВАНИЕ
ОБВАЛОВАНИЕ — ограждение грунтом участка местности, на котором размещается емкостное оборудование с горючей жидкостью ( см. ГОРЮЧАЯ ЖИДКОСТЬ ) (в т. ч. со сжиженными газами), в целях предотвращения растекания жидкости за пределы этого участка при разгерметизации оборудования и выбросе жидкости из резервуара при пожаре (см. ПОЖАР). [4]
По периметру отдельно стоящего резервуара или каждой группы наземных резервуаров необходимо предусматривать замкнутое ограждение, в качестве которого могут использоваться: обвалование, ограждающая стена или ограждающая стена с волноотражающим козырьком. [1]
Требования к устройству обвалования для различных объектов регламентируются нормативными документами в области пожарной безопасности (см. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ).
Основные требования к устройству обвалования:
· обвалование, как правило, рассчитывается на гидростатическое давление разлившейся жидкости;
· свободный объем обвалованной территории для наземных резервуаров определяется, как правило, по расчетному объему жидкости, содержащейся в наибольшем резервуаре, расположенном в обвалованной территории;
· ширина обвалования должна быть по верху не менее 0,5 м.
Требования к ограждениям резервуаров для хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей:
1. Высота ограждения должна быть не менее чем на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости, но не менее:
— 1 м — для резервуаров номинальным объемом до 10 000 м 3 ;
— 1,5 м — для резервуаров номинальным объемом 10 000 м 3 и более.
2. Расстояние от стенок резервуаров до подошвы внутренних откосов обвалования или до ограждающих стен следует принимать не менее:
— 3 м — для резервуаров номинальным объемом до 10 000 м 3 ;
— 6 м — для резервуаров номинальным объемом 10 000 м 3 и более.
3. При размещении резервуара или группы наземных резервуаров на более высоких отметках по сравнению с отметками территорий соседних населенных пунктов, организаций, железных дорог общей сети и автомобильных дорог федерального значения, у берегов рек (водоемов), расположенных на расстоянии менее 200 м предусматриваются дополнительные меры, одной из которых является устройство второго обвалования или ограждающей стены на расстоянии не менее 20 м от основного обвалования (ограждающей стены), рассчитанного на удержание 50 % объема жидкости наибольшего резервуара. В качестве второго обвалования могут быть использованы внутризаводские автомобильные дороги, поднятые до необходимых отметок. [1]
В пределах одной группы наземных резервуаров внутренними земляными валами или ограждающими стенами следует отделять:
— каждый резервуар объемом 20 000 м 3 и более или несколько меньших резервуаров суммарной вместимостью 20 000 м 3 ;
— резервуары с маслами и мазутами от резервуаров с другими нефтепродуктами;
— резервуары для хранения этилированных бензинов от других резервуаров группы.
Высоту внутреннего земляного вала или стены следует принимать не менее:
— 1,3 м — для резервуаров объемом 10 000 м 3 и более;
— 0,8 м — для остальных резервуаров.
Для каждой группы наземных вертикальных резервуаров, располагаемых в два и более ряда, следует предусматривать заезды внутрь ограждения передвижной пожарной техники, если с внутренних дорог и проездов не обеспечивается подача огнетушащих веществ в резервуары. При этом планировочная отметка проезжей части должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости. [1]
Требования к ограждениям резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов и легковоспламеняющихся жидкостей под давлением:
· расчетный объем разлившейся жидкости должен приниматься равным 85 % от общей вместимости резервуаров, размещенных внутри ограждения;
· высота ограждения резервуаров должна быть не менее чем на 0,3 м выше расчетного уровня разлившейся жидкости, но не менее 1 м;
· ограждение должно выдерживать гидростатическое давление при условии полного заполнения водой пространства внутри него;
Внутри обвалования не допускается установка электрооборудования и прокладка электрокабельных линий, за исключением устройств для контроля и автоматики, а также приборов местного освещения, выполненных во взрывозащищенном исполнении. [3]
Рис. 1. Стальные цилиндрические резервуары, огражденные земляными валами
Порядок выполнения работы
ЛАРАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ДАМБЫ ОБВАЛОВАНИЯ
Пояснения к работе
1.1.1. Защита территории от затопления
Городские территории, расположенные на берегах рек, морей, водохранилищ и других водоемов, достаточно часто подвергаются различным физико-геологическим процессам в результате воздействия волн и течения рек. Береговым территориям свойственно наличие оползней, оврагов, размытых берегов, подмытых береговых склонов.
Наибольшую опасность, связанную иногда с человеческими жертвами, представляет затопление городской территории при повышении уровня воды в реках во время половодий и паводков. В этом случае затоплению подвержены в первую очередь наиболее низкие участки — пойменные территории.
Половодье— фаза водного режима реки, которая характеризуется наибольшей в году водностью, высоким и длительным подъемом уровня воды. Половодье вызывается на равнинных реках снеготаянием (весеннее половодье), на высокогорных — таянием снега и ледников (летнее половодье). Для рек одной климатической зоны половодье ежегодно повторяется в один и тот же сезон, но с различной интенсивностью и продолжительностью. В период весеннего половодья равнинные реки нашей страны несут 60-70, а в степных районах до 90% общего годового количества воды.
Паводок— быстрый и сравнительно кратковременный подъем уровня воды в каком-либо створе реки, обычно возникающий от дождей и завершающийся почти таким же быстрым его спадом. В отличие от половодья паводок возникает нерегулярно, но величина поднятия уровня расхода воды при нем могут в отдельных случаях превышать уровень и наибольший расход половодья.
Большинство городов исторически сложилось вблизи рек, на побережьях морей и других водоемов. Поэтому затопленные территории в городах не редкость. В Российской Федерации примерно 250 крупных и больших городов страны находятся под угрозой наводнений вследствие половодий и паводков. Территории, подверженные затоплению во время подъемов уровней воды, за средний год составляют в стране около 70 млн. га.
В зависимости от причин возникновения и продолжительности воздействия различают временное и постоянное затопления.
Временные затоплениясвойственны территориям, расположенным на берегах рек с неурегулированным режимом. Они происходят в результате повышения горизонта воды при таянии снегов и при обильных дождях и носят, как правило, сезонный характер. Пропускная способность русла реки зависит от площади живого сечения потока в русле и скорости его течения. При увеличении расхода воды, поступающей в русло реки, увеличивается площадь его затопления и скорость течения потока. Увеличение площади живого сечения потока происходит за счет затопления пойменной части реки, что и приводит к периодическим затоплениям городских территорий, расположенных в поймах рек. Временные затопления могут происходить также при сбросе излишних расходов воды через существующие дамбы.
Постоянное затопление территории происходит при крупных гидротехнических работах, связанных со строительством гидроэлектростанции и устройством водохранилищ, возведением плотин и решением ряда других народнохозяйственных задач. При создании водохранилищ наивысший уровень воды верхнего бьефа является постоянным и называется нормальным подпорным уровнем.Постоянному затоплению подвергаются территории городов, поселков или отдельные объекты, расположенные на отметках ниже нормального подпорного уровня. Временные и постоянные затопления городских территорий сопровождаются их подтоплением, что в совокупности влечет за собой активизацию других неблагоприятных физико-геологических явлений. Задачи защиты территорий населенных мест от затопления при строительстве водохранилищ и других крупных гидротехнических сооружений (постоянное затопление) решаются при проектировании и строительстве этих сооружений.
Защита территорий при временном повышении уровня воды в реках осуществляется в процессе проектирования и строительства городов.
Защита городов, сельских населенных пунктов и промышленных объектов от затопления и подтопления должна обеспечить надежное их функционирование, в том числе коммунальных, транспортных и других территориальных систем и отдельных сооружений. Притом, наряду с этим, осуществляется также защита недр, сельскохозяйственных и природных ландшафтов.
Проект сооружений инженерной защиты должен обеспечить их надежность, возможность проведения систематических наблюдений за их работой, а также максимальное использование местных строительных материалов. Наряду с этим, при проектировании противопаводковых систем на реках необходимо учитывать требования комплексного использования водных ресурсов водотоков.
Классы сооружений инженерной защиты, как правило, назначаются не ниже классов защищаемых объектов и в зависимости от народнохозяйственной значимости.
Классы постоянных гидротехнических сооружений инженерной защиты водохозяйственного типа назначают в соответствии с требованием СНиП 2.06 15-85 (Инженерная защита территории от затопления и подтопления).
При разработке проектов по защите от наводнения и подтопления разрабатываются экологические и природоохранные мероприятия, которые позволили бы снизить до минимума причиненный вред сельскому, рыбному и иному хозяйству, а также промышленным объектам, городам и населенным пунктам.
1.1.2. Методы защиты территории от затопления
Способы защиты затапливаемых городских территорий зависят от высоты расчетного горизонта высоких вод и площади территории, подверженной затоплению, особенностей использования данной территории, ценности защищаемого жилищного фонда и промышленных предприятий, инженерного городского хозяйства и природных особенностей территории.
В борьбе с затоплением используются различные методы, основные из них — сплошная подсыпка территории до незатопляемых отметок; обвалование защищаемой территории путем ограждения ее защитными дамбами, сокращение наибольших расходов реки в пределах городской территории, регулирование стока и расходов путем устройства водохранилищ выше города по течению реки, обводного русла и пр.; увеличение пропускной способности реки в пределах территории города для пропуска наибольших расходов при более низких горизонтах путем изменения поперечного профиля русла реки.
Применение перечисленных мероприятий обычно ограничивается территорией города или его части и участком реки в пределах городской черты. В некоторых случаях они могут осуществляться вне городской территории, выше по течению реки, например, путем создания водохранилища, регулирующего расходы и уровни воды в реке.
Мероприятия по защите городских территорий от затопления можно выполнять как отдельно, так и в комплексе, причем во многих случаях целесообразно сочетание различных мероприятий. Тот или иной вариант защиты территории от затопления принимается на основе технико-экономического обоснования.
Сплошная подсыпка— одно из основных мероприятий по защите городских территорий от затопления (рис. 1.1). Она ограничивается земляными работами и осуществляется вертикальной планировкой. Отвод поверхностных и при необходимости грунтовых вод производится обычными способами. Сплошная подсыпка, как правило, применяется на относительно небольших по площади территориях и при наличии резервов грунта. Сплошная подсыпка или намыв территории характеризуется значительными объемами земляных работ по сравнению, например, с сооружением дамб обвалования, но с учетом архитектурно-планировочных требований сплошная подсыпка территории часто более целесообразна, чем устройство дамб обвалования, поскольку она обеспечивает свободный доступ архитектурных ансамблей к водной поверхности и возможность застройки территории отдельными участками. Однако ее нельзя выполнять при существующих капитальной застройке и ценных зеленых насаждениях.
Сплошная подсыпка экономически целесообразна, если средняя высота ее не превышает 1,5—2 м при сравнительно малой дальности перевозки необходимого объема грунта.
Рис. 1.1. Защита городской территории от затопления сплошной подсыпкой:
ГМВ — горизонт меженных вод; ГВВ — горизонт высоких вод; ГП — граница подсыпки
Обвалование затопляемых территорий более преимущественно по сравнению со сплошной подсыпкой благодаря значительно меньшим объемам земляных работ (рис. 1.2). Однако наличие дамб затрудняет организацию стока поверхностных вод, что вызывает необходимость в проведении специальных мер по обеспечению стока — создание насосных станций перекачки, регулирующих емкостей и т.д. Усложняется и задача понижения уровня грунтовых вод, требуется устройство дренажной системы с перекачкой собранных вод в водоемы. Кроме того, дамбы отрезают территорию города от водного пространства, затрудняют выход застройки к воде, что с градостроительной точки зрения, конечно, нельзя рассматривать как положительное явление.
Обвалование применяют на сравнительно значительных по площади территориях, а также на территориях с существующей капитальной застройкой и ее участках, ценных в архитектурно-историческом отношении.
Рис. 1.2. Обвалование затопляемых территорий:
1 — дамба обвалований; 2 — граница возможного затопления территории
Сокращение наибольших расходов реки достигается посредством регулирования стока и имеет большое значение, так как исключает необходимость мероприятий по непосредственной защите городской территории от затопления. Защита методом регулирования стока заключается в перераспределении расходов (наибольших расходов и наивысших уровней). Уменьшение максимальных расходов происходит в результате создания и использования водохранилища в верхнем поотношению к городу течении реки, которое задерживает часть стока.
Устройство водохранилищ, регулирующих уровень воды в реках, вызывает значительные по объему работы, особенно при большом речном стоке. Наиболее рационален этот метод при комплексном использовании водохранилища для энергетики, при обводнении рек судоходства и пр.
Увеличение пропускной способности русла реки для пропуска в пределах городской территории наибольших расходов водыпри более низких горизонтах достигается путем его расчистки и углубления, а также расширения русла и увеличения продольного уклона дна (рис.1.3). Данный метод позволяет понизить расчетную отметку поверхности территории или отметку верха дамбы за счет понижения расчетного уровня воды в реке, однако он сопровождается сравнительно большими объемами земляных работ. Область применения — малые реки.
Рис. 1.3. Увеличение пропускной способности русла реки:
Выбор того или иного варианта защитных мероприятий производится на основе сравнения технико-экономических показателей, включающих и эффект, получаемый от тех или иных градостроительных решений.
1.1.3. Проектирование защитных мероприятий
При необходимости защиты территории от временного или постоянного затопления наиболее часто используют сплошную подсыпку затопляемых территорий и их обвалование.
Сплошная подсыпка осуществляется на основе специального проекта, в котором устанавливаются: граница и площадь затопления территории при расчетном уровне воды; граница и площадь подсыпаемой территории; высота насыпи по участкам; средняя высота подсыпки; объем земляных работ; резервы грунта; способы доставки грунта и уплотнения; расчет необходимого числа машин, механизмов, снарядов и пр.
Основа разработки проекта — повышение существующих отметок рельефа до незатопляемого уровня с расчетной минимальной отметкой, устанавливаемой в зависимости от расчетного горизонта высоких вод и при необходимости учета волнового воздействия.
Обвалование территории. Для защиты территорий от затопления применяют две принципиально различные схемы обвалования: схему общего обвалования и схему обвалования по участкам.
Схема общего обвалования характеризуется устройством одной дамбы, полностью отгораживающей всю территорию от водохранилища. Эта схема применяется при отсутствии на защищаемой территории водотоков, а также при наличии небольших водотоков, когда есть целесообразность принудительно перекачать их сток через дамбу в водохранилище.
Схема обвалования по участкам применяется на территориях, пересекаемых большими оврагами или реками с большим расходом воды, перекачка которого нецелесообразна.
При проектировании защиты территории от затопления методом обвалования разрабатываются варианты трасс дамб. Оптимальный вариант выбирается на основании технико-экономического сравнения, а также учета распределения скоростей течения в реке и русловых процессов, находящихся в зависимости от степени сжатия русла при прохождении высоких вод. На основании выбранного варианта проектируется расположение дамб в плане. Трассы ограждающих дамб проектируются прямолинейно или по плавным кривым возможно большего радиуса. Расположение дамбы по отношению к берегу определяется устойчивостью русла, условиями подмыва и размыва береговых склонов и уклоном территории. При положительных значениях перечисленных факторов дамбы обвалования могут располагаться относительно близко к берегу. Обычно дамбы имеют форму трапеции (рис. 1.4). Ее ширина поверху зависит от использования, однако она должна быть не менее 4,5 м, для обеспечения проезда обслуживающего транспорта при ремонте и в аварийных случаях. Дамба может использоваться для движения транспорта, входя в общую транспортно-планировочную структуру города, в частности, как скоростная дорога или общегородская магистраль. Нередко хорошо озелененная дамба служит местом отдыха городского населения. В этом случае ширина дамбы поверху устанавливается соответствующими расчетами. Решения по использованию дамбы для каких-либо целей должны приниматься на основе технико-экономического и градостроительного обоснования, поскольку увеличение ширины дамбы вызывает рост объемов земляных работ и удорожание строительства.
Рис.1.4. Поперечный профиль дамбы обвалования:
1 –верховой (мокрый) откос с креплением; 2 –низовой (сухой) откос; 3 –придамбовый дренаж; а –запас в высоте; в –ширина дамбы по верху; h –высота дамбы
При обваловании территорий оградительные дамбы работают в условиях, близких к земляным дамбам малого и среднего напора, поэтому их проектирование и строительство производится с соблюдением норм и технических условий на эти сооружения.
Крутизна откосов со стороны воды (верховой откос) в зависимости от типа крепления, как правило, принимается 1:2—1:4, со стороны берега (низовой откос) 1:1,5—1:2, но могут применяться и пологие откосы крутизной 1:20—1:50. На откосах возможно устройство берм шириной 1,5—2 м при высоте дамбы более 10 м. Основой определения размеров поперечного сечения дамбы являются условия устойчивости откосов, гребня и дамбы в целом при переработке берегов водоема, воздействии течения воды, волн и льда, а также условия ограничения фильтрации воды через тело дамбы.
Крутизна откосов сооружений характеризуется коэффициентами заложения откосов:
(1.1)
где L – длина горизонтальной проекции откоса, м;
Н – глубина выемки или высота насыпи, м;
α – угол наклона поверхности откоса к горизонтальной поверхности.
Коэффициенты заложения откосов дамб
Грунты | Коэфф. заложения откосов | |
верхового | низового | |
Глинистые Песчаные Торфяные | 1,5. 2,5 2. 3 2,5. 3 | 1,5. 2,5 1,5. 3 2. 2,5 |
Верховой откос подвержен отрицательным факторам воздействия воды и льда и должен быть защищен от них посредством соответствующего укрепления. Низовой откос не подвергается таким воздействиям, поэтому может иметь укрепление простейшего типа, например, одерновку поверхности откоса. Типы крепления откосов дамб обвалования такие же, как и при сплошной подсыпке: одерновка, мощение камнем, облицовка бетонными плитами и др. В период подъема уровня воды в теле дамбы создается фильтрационный поток. В связи с этим для уменьшения фильтрации в дамбе предусматриваются водонепроницаемые ядра: экраны и диафрагмы. Со стороны берега вдоль дамбы прокладывается горизонтальный дренаж.
Рис. 1.5. План территории с мероприятиями инженерной защиты от затопления и подтопления:
1.1.4. Расчетные уровни воды и отметки территории
Для защиты территории от затопления необходимо знать горизонт воды, который вызывает затопление. Горизонт воды в реке не постоянен. Существуют низкий (меженный) и высокий горизонты, которые определяются за достаточно продолжительный промежуток времени. Поскольку эти значения в разные годы различны, то определяется обеспеченность какого-либо горизонта паводка, выражаемая в процентах и показывающая вероятность его появления.
За расчетный горизонт высоких вод принимается отметка наивысшего уровня воды обеспеченностью: 1 % (повторяемость 1 раз в 100 лет) — для территорий, застроенных или подлежащих застройке жилыми и общественными зданиями, и 10 % (1 раз в 10 лет) — для территорий парков и плоскостных спортивных сооружений. Иногда, при особо ценной застройке допускается принимать обеспеченность 0,5 % (затопление 1 раз в 200 лет). Расчетные горизонты высоких вод и обеспеченность — исходные данные для определения отметок, необходимых для защиты городской территории от затопления.
При решении вопросов защиты территории от затопления важное значение имеет определение отметки гребня дамбы или верхней бровки откоса при сплошной подсыпке. Эти отметки необходимо принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод необходимой обеспеченности в зависимости от функционального значения территории в необходимых случаях волнового воздействия.
На малых реках и небольших водоемах расчетная отметка гребня дамбы обвалования или верхней бровки откоса сплошной подсыпки ( м ) составит
, (1.2)
где — расчетный горизонт высоких вод, м
— запас, равный 0,5 м.
На крупных водоемах необходимо учитывать воздействие ветровых волн. В этом случае
, ( 1.3)
где — подъем горизонта воды под влиянием ветрового нагона;
— максимальная высота наката волны, м;
— запас, равный 0,5 м.
Подъем горизонта воды (ветровой нагон) определяетсяпо местным наблюдениям. При их отсутствии он принимается равным 0,5 м для малых по площади водоемов и 1 м – для больших. Высота наката волны колеблется в пределах 0,4-1 м. Расчетная схема учета воздействия ветровых волн приведена на рис. 1.6.
Рис. 1.6. Расчетная схема учета воздействия ветровых волн
Приведенная формула применима при скорости ветра до 15 м/с и длине разгона волны до 30 км.
1.1.5. Укладка грунта в тело дамбы
Дамбы из местных грунтовых материалов возводят в основном насыпкой механизированным способом с помощью машин для земляных работ.
Для тела дамб пригодны практически любые грунты, кроме растительных, илистых и плывунных. Грунт, укладываемый в тело дамбы, должен быть уплотнен до заданной проектной плотности.
При насыпке дамб используют в основном грунт из карьеров, а также пригодный грунт из расположенных вблизи профильных выемок и зоны затопления. Для выявления потребного грунта составляют баланс грунтовых масс.
Необходимый объем грунта Vк (м 3 ) уточняют по формуле:
(1.4)
где Vн – профильный (геометрический) объем грунта, необходимый для строительства дамбы обвалования, м 3
γн – заданная плотность грунта в теле дамбы, кг/м 3
γе – плотность грунта в естественном состоянии, кг/м 3
Kn – коэффициент, учитывающий потери грунта при транспортировке (1,02 – 1,025).
Площадь Fк (м 2 ), которую будет занимать карьер, приближенно будет равна (без точного учета площади под откосами):
(1.5)
где Нк – средняя толщина слоя пригодного грунта в карьере, м.
При проектировании форму карьера в плане принимают прямоугольной с соотношением сторон 2 : 1.
С поверхности карьера удаляют растительный или другой грунт, непригодный для укладки в защитную дамбу.
Объем растительного (почвенного) Vп (м 3 ) слоя, снимаемого с поверхности карьера рассчитывается по формуле:
(1.6)
где hп – толщина растительного (почвенного) слоя, м.
Объем непригодного грунта (вскрыши) Vв (м 3 ) для строительства дамбы определяется как:
(1.7)
где hв – толщина слоя вскрыши, м.
При укладке грунта в тело дамбы выполняют 4 операции: отсыпка грунта на карты укладки транспортными средствами; разравнивание бульдозерами, доувлажнение до оптимальной влажности поливомоечными машинами и послойное уплотнение грунта катками. (рис.1.7).
Грунт доставляют на карты укладки автотранспортом и разгружают по всей площади карты в шахматном порядке. Отсыпанный грунт послойно разравнивается с уклоном в сторону верхнего бьефа. Для эффективного использования уплотняющих машин сухие грунты доувлажняют, а переувлажненные грунты подсушивают при послойной укладке. Для увлажнения грунта используют поливочные машины, передвижные насосные станции и автоцистерны. Последней операцией по укладке грунта в тело дамбы является уплотнение грунта. Существуют различные способы уплотнения грунта. Наибольшее распространение получило механическое уплотнение грунта машинами статического действия – катками. Уплотнение грунта на дамбе производят проходами обычно вдоль сооружения с движением катка по кольцевой схеме.
Каждую операцию выполняют на выделенной площадке насыпи, которую называют картой укладки. Расчетную площадь одной карты укладки ( ) определяют по формуле:
где: — объем грунта, поступающего на карту за сутки, м 3 /сут.;
— принятая толщина слоя укладки грунта с учетом свойств грунта и параметров уплотняющей машины, 0,4м.
Рис.1. 7. Схема операций при укладке грунта в тело дамбы:
а – навал грунта; б – послойное разравнивание; в – доувлажнение; г – уплотнение
Объем грунта, поступающего за сутки ( ) рассчитывют по формуле:
, м 3 /сут., (1.8)
где: Qа смена – сменная производительность одного автосамосвала, м 3 /смену;
N – инвентарный парк автосамосвалов
В нормальных условиях число карт должно соответствовать числу операций, то есть четырем. По мере выполнения операции исполнители последовательно перемещаются с карты на карту. Площадь насыпи по высоте непрерывно меняется из-за изменения длины и ширины. Желательно иметь карты шириной неменее двух радиусов поворота механизмов. Поэтому на разных отметках и участках насыпи карты будут расположены по-разному.
На нешироких протяженных насыпях и дамбах карты укладки размещают одну за другой.
Для организации непрерывной отсыпки грунта дамбу по высоте разделяют на ярусы (уровни) укладки ( обычно 3 – 4 ) ( рис.1, П 3)
Площадь каждого сечения яруса рассчитывается по формуле:
, м 2 (1.9)
где: В – ширина дамбы в каждом сечении, м.;
Количество карт в каждом сечении рассчитывается по формуле:
, (1.10)
1.1.6. Планировка и крепление откосов земляных дамб.
Вблизи поверхности откосов из-за выпирания грунт остается неуплотненным, образуя так называемую бахрому толщиной 0,2. 0,5 м. При укладке грунта ширину крайних карт увеличивают на толщину бахромы. Для рационального использования грунта бахрому срезают с перемещением в тело насыпи различными способами. При этом одновременно осуществляется планировка откосов.
С крутых откосов (m 2) грунт срезают периодически по мере возведения насыпи на высоту 1. 1,5 м, используя прицепные грейдеры, тракторные отко-сопланировщики. Пологие откосы планируют бульдозерами с перемещением грунта снизу вверх при m
2,0 или вдоль откоса при m
0,12.
После возведения насыпи низовые откосы обычно крепят посевом трав (залужением). Для этого откос должен быть покрыт слоем растительного грунта, который отсыпают сверху от гребня дамбы и при m 2 разравнивают бульдозером.
Таким же способом покрывают откосы и другими сыпучими материалами, а иногда и бетонной смесью. Для укладки на откосы готовых железобетонных плит и распределения бетонной смеси на крутых откосах используют подъемные краны, для которых при необходимости устраивают промежуточные временные бермы.
Длину откоса дамбы lот. (м) можно рассчитать по формуле
lот. = hн (1.11)
где — коэффициент заложения откоса насыпи;
1.1.7. Рекультивация площади карьеров.
Она заключается вприведении их территории в состояние, пригодное для использования. Для этого выполняют следующие операции: планировку поверхности дна карьера; разработку и доставку на дно карьера почвенного растительного слоя; разравнивание растительного слоя толщиной не менее 0,1 м. При необходимости проводят также уположение откосов карьера. Для выполнения всех этих операций используют те же механизмы, что и для подготовительных работ в карьере и основании дамбы (бульдозеры, скреперы, грейдеры).
Порядок выполнения работы
По исходным данным приложений 1 и 2 определить:
— высотную отметку гребня дамбы обвалования ( hг.д. );
— все необходимые параметры дамбы обвалования ( m, H, bгр.; Bосн. ). Вычертить поперечный профиль дамбы;
— объем растительного грунта, снимаемого с основания дамбы;
— геометрический (профильный) объем дамбы обвалования ( Vн ; м³);
— необходимый объём грунта для строительства дамбы (Vк ; м³);
— параметры карьера и объемы растительного слоя и вскрыши;
— потребное количество транспортных средств для отсыпки грунта;
-пояснить технологию укладки грунта в тело дамбы;
— разбить дамбу по высоте на 3 яруса укладки грунта. Определить площадь насыпи яруса ( Fj ; м²);
— рассчитать площадь одной карты укладки грунта ( fк ; м²);
— рассчитать для каждого яруса необходимое количество карт укладки (nк ), все расчеты свести в табл. 2 П 2;
— начертить схемы расположения карт укладки, определить размеры карты (рис.1, П 3 );
— рассчитать объем работ по планировке откосов дамбы.
2. Срок строительства дамбы обвалования – 1 год.
3. Условно принято, что укладка грунта в тело защитной дамбы производится при положительных среднемесячных температурах воздуха.
4. Расчетное количество рабочих смен в месяце можно определить, исходя из 22-25 рабочих дней в месяце при двухсменной работе. При малой интенсивности потоков земляных работ можно принимать работу в одну смену, а при очень больших – в три. Продолжительность смены принять 8,0 часов.