Узелок на похороны что входит

Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти

Узелок на похороны что входит. Смотреть фото Узелок на похороны что входит. Смотреть картинку Узелок на похороны что входит. Картинка про Узелок на похороны что входит. Фото Узелок на похороны что входит

Последние сборы

В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.

Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.

Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.

Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».

В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

Источник

Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти

Узелок на похороны что входит. Смотреть фото Узелок на похороны что входит. Смотреть картинку Узелок на похороны что входит. Картинка про Узелок на похороны что входит. Фото Узелок на похороны что входит

В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.

Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.

Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.

Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».

В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

Источник

«Смертный узел»

Узелок на похороны что входит. Смотреть фото Узелок на похороны что входит. Смотреть картинку Узелок на похороны что входит. Картинка про Узелок на похороны что входит. Фото Узелок на похороны что входит

Некоторые пожилые люди заблаговременно готовят себе так называемый «смертный узел», собирая вещи для своих похорон. Но большинство молодых ульяновцев против таких традиций.

Из истории

Исторически традиция собирать погребальный «багаж» сложилась из-за того, что в давние времена не было возможности оперативно приобрести вещи для похорон. На Руси в большинстве сёл не существовало погребальных контор, где можно было бы в любой момент купить всё необходимое, да и требования к «гробовой одежде» из-за различных суеверий предъявлялись серьёзные.

В давние времена подготовка к своему погребению подразумевала не только сбор нужных вещей, но и самостоятельное изготовление гроба. Сделать домовины для себя и жены считалось обязанностью супруга, а вот сшить «гробовые одежды» для обоих — задачей супруги.

Даже с появлением швейных машинок долго сохранялась традиция шить погребальную одежду вручную. Для этого использовалась «живая нить» (без завязанных узлов), и стежки швея делала от себя.

Готовить смертный узел на Руси начинали, когда первый ребёнок в семье женился или выходил замуж. В старину вещи, приготовленные для похорон, складывались в платок, который завязывался с угла на угол. Считалось, что чем туже узлы, тем дольше эти вещи не пригодятся, отсюда и название «смертный узел».

Существовало также поверье, что держать этот узелок надо на дне шкафа или, наоборот, в самом верху. То есть чем дальше он убран, тем лучше. Якобы это также способствовало отдалению смерти.

Узелок

Сейчас нет необходимости готовить вещи заранее, так как родственники могут в любой момент купить всё нужное. Да и нет строгого регламента подготовки вещей. Порой человека хоронят в том, что нашли в его шкафу, например, в любимом платье или брючном костюме. Однако многие люди по традиции предпочитают готовить погребальные вещи заранее.

— Мне 84 года, а «узелок» я собрала себе ещё лет в 50, — рассказывает жительница Ульяновска Нина Арсентьевна. – Помню, как моя подруга скоропостижно скончалась и, увидев её в гробу, я была в ужасе. При жизни она всегда оставалась очень элегантна, а в домовину её положили в кошмарном кружевном чепце и в ужасном платье в рюшах. Бледное заостренное лицо, и эти кружева вокруг… Её к похоронам готовил супруг, пребывающий в шоке, и, видимо, он просто оплатил то, что ему навязали в ритуальной службе. Тогда я впервые задумалась о том, чтобы сложить себе одежду на «траурный случай». Плохой приметой я это не считаю, моя мама собрала себе узел так же в возрасте около 50 лет, а умерла в 92 года. Я прочитала специальную литературу и сама подготовила для себя сорочку, платье пастельного тона, шёлковую косынку в тон на голову, хлопчатобумажные чулки, балетки из мягкой ткани на три размера больше (советуют брать такие) и нижнее белье. Собрала «узел» и для мужа (белье, костюм, рубашку, носки и также ботинки большего размера). Потом сказала сыновьям, где лежат эти вещи, чтобы знали. Они скривились, сто раз повторили, что думать о таком рано, но пообещали использовать именно эти вещи.

Большинство молодых людей выступают против традиции старшего поколения заранее готовить одежду и давать наставления по поводу похорон. Это, с одной стороны, кажется диким, а с другой, такие разговоры очень огорчают.

— Когда моя бабуля, тяжело заболев, в какой-то момент обмолвилась, что у неё готов «смертный узел», и сказала, как и где её похоронить, я рассердилась на неё, — вспоминает жительница Ульяновска Ксения. — Но спустя полгода бабули не стало. И тут я поняла всю мудрость её поступка. Я одела её в приготовленные вещи, похоронила рядом с прадедом, как она и хотела, и памятник сделала такой, как она просила. Если бы я не знала о её пожеланиях, то потом были бы мысли, а правильно ли я всё выбрала, а понравились бы ей это платье, памятник. Я выполнила её последнюю волю.

Готовить узел или нет, каждый решает сам для себя. Если же вы человек впечатлительный, суеверный и воспринимаете сбор «смертного узла» или написание завещания как плохую примету, то вам лучше отказаться от этого занятия.

Раиса БОГАТЫРЕВА.

Источник

Полное собрание примет и обычаев, связанных с похоронами

Узелок на похороны что входит. Смотреть фото Узелок на похороны что входит. Смотреть картинку Узелок на похороны что входит. Картинка про Узелок на похороны что входит. Фото Узелок на похороны что входит

Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.

Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:

Неоднозначные приметы

Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.

Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.

Погребальные приметы, которым уже не следуют

Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.

Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.

Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.

Магические действия на похоронах

Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:

Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.

Вопрос и ответ

В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.

Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.

Источник

Ошибки на похоронах. Как не допустить ошибок на похоронах?

Узелок на похороны что входит. Смотреть фото Узелок на похороны что входит. Смотреть картинку Узелок на похороны что входит. Картинка про Узелок на похороны что входит. Фото Узелок на похороны что входит

Уход человека из жизни с очень давних времён сопровождается особыми ритуалами. У нас, кроме общепринятых правил организации погребения, бытует ряд неписаных обычаев. Их игнорирование традиционно считается серьёзной ошибкой на похоронах.

Узелок на похороны что входит. Смотреть фото Узелок на похороны что входит. Смотреть картинку Узелок на похороны что входит. Картинка про Узелок на похороны что входит. Фото Узелок на похороны что входит

Запреты, связанные с гробом

В гроб не следует класть какие-либо предметы, имеющие отношение к живым, к примеру, фотографии, свои личные вещи, детские игрушки и т.п. По традиции считается, что такие действия плохо влияют на здоровье и жизнь человека, которому принадлежал вложенный в гроб предмет. То же относится к вещам, в которые одевают умершего – для этого нельзя использовать вещи другого человека.
Любые предметы никогда не передают друг другу через гроб.
Нередко совершают ошибку, помещая в гроб живые цветы. С этой целью используют только искусственные или высушенные растения, например, ветки вербы, освящённые в Вербное воскресенье и хранимые за образами.

Правильное поведение на прощании и похоронах

Ошибочным считается, если при погребении близкого человека кто-нибудь из родных неудержимо плачет. Народная традиция утверждает, что из жалости к этому родственнику умерший вскоре забирает его с собой.
Об усопшем не говорят в негативном ключе, тем более, не ругают и не оскорбляют, что бы он ни сделал при жизни. Правило «О мёртвых или хорошо, или ничего» соблюдается издавна.
Родственникам на похоронах следует воздержаться от объятий, даже если они давно не виделись. Если в доме находится покойный, то, встречая там своего знакомого или родственника, здороваются не вслух, а лишь наклоном головы.
Пока умерший находится в доме, не следует мести пол и выносить сор, а также стирать.
Перед похоронами с покойным приходят проститься знакомые и родные, но за 20 минут до выноса гроба с телом при нём должны остаться только самые близкие родственники.
Вынос проводят в следующем порядке: сначала венки и портрет покойного, за ними крышку гроба узкой частью вперед, потом сам гроб изножьем вперёд. При этом особенно стараются не задевать ни дверные косяки, ни притолоки.
В доме занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала. В знак того, что жизненный путь человека завершен, останавливают все часы.
После того, как гроб вынесен из дома, все полы обязательно моют одной водой, причём делает это не родственник, а посторонний человек. При такой уборке нередко совершают ошибку, подметая пол к порогу. Необходимо, напротив, мести вглубь дома. После уборки тряпку и веник выбрасывают.

Организация похорон требует комплекса действий, которые выполняются оперативно, внимательно, с учётом конкретных обстоятельств.

Ошибки, связанные с похоронной процессией

Родственники, пусть самые дальние, не должны идти в похоронной процессии впереди гроба и не должны нести сам гроб.
На погребальную процессию не следует смотреть из окна или сквозь щели забора, чтобы не накликать на себя беду. Мужчины в этот момент снимают головные уборы.
Ошибкой будет переход или переезд дороги перед похоронной процессией. Одни видят в этом крайнее неуважение к памяти усопшего, другие же пророчат тем, кто не уступает дорогу погребальному шествию, самые крупные неприятности.

Запреты, касающиеся кладбища

С кладбища не забирают никакие предметы, кроме тех, что могут раздавать родственники умершего. Если при погребении в могилу падают какие-то вещи присутствующих, их не извлекают, даже если это ценные предметы. Такие случаи символически истолковываются как взыскание покойным того, что не было получено им при жизни.
Грубейшей ошибкой считаются ссоры, споры, проклятия и любые конфликтные ситуации на кладбище.
Сразу после похорон не рекомендуется посещать расположенные на том же кладбище могилы других родственников или знакомых. День похорон должен быть посвящён только одному покойному.

Возможные ошибки после возвращения с кладбища

Возвратившись с похорон, не следует забывать о том, что необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом. Кроме того, сразу же тщательно моют руки, а при возможности принимают душ. Полезно также отогнать холод смерти — подержать руки над огнём зажжённой свечи.

Ошибки за поминальным столом

На поминках не чокаются ни рюмками, ни стаканами. Это действие уместно при веселье и на праздниках, но никак не в период скорби.
Ошибкой будет и забвение старинных традиций, когда на поминальной трапезе обязательно подавали блины, кутью, кисель, поливку. По крайней мере кутья должна оставаться непременным атрибутом ритуального угощения.

О личных вещах покойного

Строгий запрет налагается на пользование расческой умершего. Она, как вещь сугубо личного пользования, считается небезопасной даже после мытья и освящения. Народная традиция велит выбросить расческу покойного в проточную воду или положить её в гроб.
До 40 дней вещи умершего не раздают ни родственникам, ни друзьям или знакомым.

О магии на похоронах

Во время похорон и в связи с ними находятся люди, которые пытаются проводить или готовить магические действия. Случается это не так редко, как хотелось бы в XXI веке. Поэтому на кладбище нельзя принимать любые предметы от всякого рода странных личностей. Лучше сторониться тех, у кого одежда надета наизнанку.
Завязки, снятые с рук и ног покойного, необходимо положить в гроб. В противном случае их могут использовать для наведения порчи.

В Беларуси, особенно на Полесье, издавна сохраняются местные обычаи похорон. Их, как правило, хорошо знают люди старшего поколения. Чтобы не совершать ошибок, при организации погребения надо учитывать их советы.

Вопрос и ответ

Житейский опыт доказывает, что так называемая «бытовая магия» на самом деле достаточно распространена. Приносит ли она результат — вопрос сложный, и ответ на него неоднозначен. В любом случае, пока сохраняется хоть какая-то вероятность отрицательных последствий, от определённых действий лучше воздерживаться.

В таком случае лучше исходить из личных ощущений. Если какой-то предмет связан с тёплыми чувствами и светлой памятью об ушедшем из жизни, не будет ошибкой её оставить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *