16 тематическое и поурочное планирование при обучении английскому языку

Рабочая программа учителя иностранного языка. Тематическое и поурочное планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя иностранного языка. Тематическое и поурочное планирование.»

Рабочая программа учителя иностранного языка. Тематическое и поурочное планирование.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

Для чего нужно ТП: На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.

· Количество часов, отведенное на блок/урок

· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение

· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика

· Социокультурный аспект (выделить отдельно)

· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ

· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)

Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.

· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;

· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.

Источник

Методические рекомендации по планированию современного урока английского языка

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

To learn a language is to have one more window from which to look at the world.

Учить язык, значит открыть новое окно в мир.

Language is the road map of a culture.

It tells you where its people come from and where they are going.

Язык — это дорожная карта культуры.

Он поведает откуда пришли его люди и куда идут. (Рита Мэй Браун).

Методические рекомендации по планированию

современного урока английского языка

Урок иностранного языка состоит из структурных и содержательных элементов. К структурным элементам относятся: начало урока, центральная часть и завершение урока. Такой структурный элемент урока как его начало должен включать в себя организационный момент, различные речевые/фонетические упражнения ( warmingup ), постановку цели урока и его темы. Оно длится от 3 до 7 минут. В центральной части урока обучающиеся должны выполнять действия по достижению цели урока, а учитель только контролирует выполнение данных действий. Данный этап урока, длится 20-25 минут. В это время учащиеся класса под руководством учителя должны выполнять упражнения с опорой на тексты учебника, проигрывать учебные речевые ситуации, задействовать технические средства обучения, применять дополнительный дидактический материал с использованием метапредметных связей.В ходе урока происходит ознакомление с соответствующей лексикой по теме урока, тренировка использования языкового и речевого материала, применение языкового и речевого материала по конкретным видам речевой деятельности, организация аудирования для обучающихся (на каждом уроке!), организация монологических, диалогических высказываний обучающихся с опорой на картинки из заданий итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ, FCE ), организация чтения обучающимися текста вслух.Что касается, последнего структурного элемента урока, его завершения, то в его содержание должно входить подведение итогов урока обучающимися, рефлексия достигнутых результатов на уроке, оценивание, информация о домашнем задании и его объяснение [ А. Г. Бермус 2013: www.orenipk.ru.].

В зависимости от типа, цели и темы урока, структурные и содержательные элементы урока могут изменяться, но в целом структура урока, наполненная содержательными элементами, остается такой, как она указана выше. Все структурные элементы урока взаимодействуют и дополняют друг друга, в структуре урока обязательно должны прослеживаться логичность и последовательность элементов урока. Содержание урока также должно быть увлекательным и интересным для обучающихся, так как только учебные действия, совершаемые с мотивацией успешны, и имеют результат. На уроке должны применяться приемы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель становится не проводником знаний, а личностью, обучающую способам творческой деятельности, направленным на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Содержаниесовременного урока иностранного языка состоит из нескольких компонентов, таких как:

1. Коммуникативный компонент включает в себя предметную сторону речи: сферу общения, тему, ситуацию общения (в кино, в магазине, в кафе и пр.), виды речевой деятельности, аспекты языка, социокультурный аспект.

2. Психолого-педагогический компонент включает в себя речемыслительные задачи, мотивацию.

3. Методический компонент включает в себя приёмы обучения, технологии обучения, игровые моменты, положения, регулирующие последовательность и структуру урока.

Для планирования урока иностранного языка учителю, на мой взгляд, необходимо:

— знать основные требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка;

— знать программные требования к уровню практического владения навыками и умениями по каждому классу для данного типа школы;

— понимать методическую концепцию автора (ов) УМК, понимать дидактическое значение входящих в него компонентов и отдельных заданий; учитывать возрастные психологические особенности учащихся, в том числе индивидуальные, их уровень общего развития;

— учитывать уровень владения иностранным языком учащимися данного класса, отношение учеников к предмету.

Для достижения профессионального успеха учитель должен владеть целым комплексом методических умений, среди которых следует выделить: проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контролирующие, исследовательские, вспомогательные [Гальскова, 2003: 164 с.].

Основными чертами современного урока являются:

— формирование и развитие речевых, коммуникативных навыков и компетенций;

— на уроке иностранного языка должна быть одна главная цель. Она обеспечивает логику урока, превращает его в цельное, отлаженное действие. Реализации этой цели отводится основное время урока — до 30 минут. Другие задачи урока подчинены главной цели;

-соответствие заданий поставленной цели, что предполагает их потенциальную способность служить эффективным средством решения задач урока для достижения главной цели;

— строгая последовательность выполняемых упражнений обеспечивает формирование навыков и умений ученика;

-комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и функционирования во всех видах речевой деятельности;

— создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть образцовой с точки зрения логопедии и лингвистики, доступной для понимания;

— индивидуализация процесса обучения — когда учитель знает, кому, когда и зачем он нужен, чтобы обеспечить условия для достижения учебного успеха каждому ученику, и имеет достаточное ресурсное обеспечение, чтобы это сделать;

— контроль освоенного материала на уроке иностранного языка, рефлексия результатов урока, в том числе применённых способов деятельности, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее.

В целом, современный урок иностранного языка должен быть личностно-ориентированным, т.е. развивать способности к языку. Он должен совершенствовать память, речь внимание, мышление, фонематический слух. Также, урок воспитывает толерантность к другой культуре, симпатию, сочувствие. В тоже самое время, на уроке английского языка необходимо проводить параллели между культурами разных стран, знакомить с богатством традиций и обычаев, говорить на иностранном языке о родном крае: его обычаях, устоях, национальных блюдах, его знаменитых людях и их достижениях.Уроки, посвященные национальным Российским праздникам, символике, Великой Отечественной Войне и т.д. должны помогать главной воспитательной задаче учителя-воспитать патриота своей Родины, человека образованного, готового общаться с другими народами, этносами и расами, владеющего несколькими иностранными языками, толерантного к чужой культуре и религии.

«Ни один человек не должен путешествовать, пока он не изучил язык страны,

которую посещает. В противном случае он добровольно делает себя

большим ребенком — таким беспомощным и таким нелепым» (Ральф Уолдо Эмерсон)

«Чем больше языков вы знаете, тем меньше шансов, что вы станете террористом»

«Вся сумма человеческой мудрости не содержится только в одном каком-либо языке»

Современный урок следует строить, соблюдая определенные принципы:

— общедидактические принципы, которые включают в себя принципы сознательности, научности, активности, наглядности, доступности и посильности, прочности, индивидуализации, а также принцип воспитывающего обучения,

— специфические принципы такие как: принцип коммуникативной направленности обучения, принцип дифференциации и интеграции и принцип учёта родного языка. Кроме того, урок должен быть проблемным (выявление проблем, которые обсуждаются), познавательным (на уроке должен присутствовать новый материал), логичным (части урока должны быть соединены между собой от простого к более сложному, динамичным(урок должен быть «бодрым», учителю полезно осуществлять частую смену видов деятельности на уроке, соответствующие заявленным целям, на уроке учащиеся должны учиться сотрудничать и быть командой (работать в группах и парах)[ Амонашвили, 1999: с. 18. ].

«Другой язык – это другое видение жизни»

«Знать много языков — значит иметь много ключей к одному замку»

Own only what you can carry with you; know language, know countries, know people.

У многих учителей иностранного языка часто возникают вопросы по поводу целесообразности составления календарно-тематического планирования, поскольку примерное планирование имеется в книге для учителя и в предметных журналах. Однако, следует помнить, что в книге для учителя и в предметных журналах печатаются планы, рассчитанные на некий усредненный вариант класса, а в действительности и классы и обучающиеся в них непохожи друг на друга, в них представлены далеко не все уроки, а самое главное в том, что как бы авторы ни продумывали свой учебник, живая практика всегда заставит что-то в нем изменить. И опытный, грамотный учитель, учитель-профессионал, владеющий методическим мастерством, всегда найдет возможность что-либо усовершенствовать в процессе обучения.

План урока рекомендуется составлять в письменном виде как молодому учителю (досконально), так и опытному (план урока). Существует несколько способов оформления плана урока.

Традиционная (горизонтальная) схема плана урока с выделением основных этапов и перечислением видов деятельности вполне приемлема.

Цель урока: (общая цель) обучение иноязычной культуре, адекватному речевому поведению в формальных и неформальных ситуациях, обучение вербальной коммуникации (т.е. прием и передача информации, обмен мыслями, чувствами).

Задачи урока: формирование речевых умений учащихся в различных видах речевой деятельности. Задачи урока должны стать задачами учащихся, которые учатся выражать различные коммуникативные функции (приветствие, прощание, представление себя другим, выражение согласия и несогласия, назначение свидания, вежливый отказ и перенос свидания, принятие приглашения и осуществление приглашения и т.д.)

б) мотивирующие коммуникативные задания в начале урока: игры и ситуации знакомства (интервью, заполнение анкет …);игры на угадывание;приемы драматизации в обучении и т.д.

в) угадывание/догадка о цели и теме урока, знакомство с задачами, которые им предстоит выполнить (записывается на доске и проговаривается вслух).

Основной этап урока включает наиболее типичные виды деятельности такие как:

работа над темой урока, подача новой лексики и ее отработка;

работа с диалогом, монологические высказывания;

работа с картинками, описание картинок (важно как в начальной, средней, так и в старшей школе для подготовки к итоговой аттестации);

аудирование и ответы на вопросы по прослушанному тексту;

работа с грамматическими упражнениями;

Заключительный этап урока:

На заключительном этапе урока коммуникативной направленности рекомендуется разучивание скороговорок, стихов, песен, всего того, что снижает усталость, повышает настрой и оставляет у учащихся хорошее впечатление об уроке, а главное, что может быть безболезненно прервано со звонком, свидетельствующем о конце урока.

Обычно при планировании отдельных этапов урока могут быть полезны следующие рекомендации :

трудные задания должны предшествовать легким, так как в начале урока учащиеся более внимательны;

более подвижные задания и игры лучше проводить в конце урока, когда учащиеся устали;

каждый последующий этап урока должен быть связан с предыдущим с помощью «мостика» так, при подготовке к экзаменам в старшей школе, целесообразно переходить от аудирования к письму, и от чтения к говорению, опираясь на материалы перспективного ОГЭ-2020 и ЕГЭ – 2022 (см. сайт http://grekova-edu.ru );

начало и конец урока всегда должны проходить организованно; учителю следует привлечь внимание учащихся, заставить их сосредоточиться в начале урока и подвести итоги в конце;

урок следует заканчивать на позитивной ноте, для того, чтобы учащиеся верили в свои силы. Это может быть положительная оценка выполненного в классе, задание, с которым способна справиться вся группа, или просто шутка учителя.

В заключении, предлагаю вам оценочный лист анализа урока иностранного языка, разработанного совместно с группой творчески работающих учителей города. Максимальное количество баллов: 90.

Высокий уровень организации детского целеполагания (взаимодействие педагога с детьми на этапе постановки цели)

Ясность и четкость формулировки цели

Достижимость цели, ее операциональность (в формулировке имеются указания на средства достижения цели)

Обеспечение мотивационной готовности

Целенаправленное создание атмосферы заинтересованности при изучении темы учебного занятия

Эффективное использование средств воздействия для включения в работу всех детей

Благоприятный психологический климат

Представление педагогом возможности для самопроявления детей

Преобладание положительных эмоций детей в течение всего урока

Положительное влияние на детей за счет личностных качеств педагога

Организация учебной деятельности

Оптимальный темп занятия

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Наличие смены видов деятельности, ее целесообразность

Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий для проявления самостоятельности детей

Используемые методики, технологии преподавания

Целесообразность используемых технологий

Эффективное использование инновационных педагогических технологий

Использование современных технических средств (в том числе SmartBoard ), Интернета, электронных словарей.

Подбор учебного материала

Соответствие содержания целям урока

Глубина, полнота, научность, системность, интегративность, доступность учебной информации

Новизна, необычность, занимательность учебного материала

Практико-ориентированный характер урока

Воспитывающий потенциал содержания

Изложение учебного материала

Лингвистические навыки учителя

Методический профессионализм педагога

Культура речи учителя. Манера держаться. Внешний вид.

Точность и адекватность ответов, комментариев на вопросы детей.

Привлечение детей к оценочной деятельности, в том числе самооценке (ведение Портфолио)

Оценка правильности и оригинальности ответа

Оценка деятельности ребёнка не только по конечному результату, но и в ходе его достижения

Высокий уровень организации рефлексии учащихся

Высокий уровень организации подведения итогов

Достижение цели (формирование предметных результатов)

Достижение цели (формирование метапредметных УУД)

Достижение цели (формирование личностных результатов)

Источник

Урок иностранного языка и его методическое содержание

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок иностранного языка.

1.сущность урока ия и его методическое содержание

2.определение задач урока и подготовка языкового материала

3.целенаправленность и содержательность урока ия

4.структура урока ия и его организация

5.формы взаимодействия учителя и учащегося на уроке ия

6. тематическое и поурочное планирования

Урок иностранного языка имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство обучения.

Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к современному уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна.

1.Коммуникативность. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Индивидуализированные задания удобно задавать на дом. В этом случае происходит сочетание индивидуального обучения групповым: ученик рассказывает в классе то, что выучил дома.

ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);

ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических).

Суммируя изложенное, можно сказать,новизна как компонент методического содержания урока иностранного языка является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция), новизна видов работы.

Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Следовательно, первое, с чего должен начать учитель, это с определения и формулирования задач урока, опираясь на книгу для учителя. В ней, как правило, сформулированы практические задачи, которым легко можно придать конкретный вид, связав их с определенным языковым материалом, например:

тренировать учащихся в употреблении новой лексики (указываются слова); учить вести беседу по теме (указывается тема);учить выражать свое мнение, используя следующие выражения (перечисляются);

При современной тенденции учить учащихся учиться, важно доводить до них задачи урока, так как они должны быть учащимися приняты. Задачи необходимо «перевести» с методического языка на язык учащихся. Для этого, во-первых, нужно привлечь их внимание к тому, что связано с использованием языка в речевой деятельности. Следует придать формулировке конкретный вид, нужно учитывать возрастные возможности учащихся.

Целенаправленность урока предполагает также выделение «вершин» урока, его кульминаций. Их может быть от одной до трех по количеству задач, связанных с речью.

Ответственным моментом целенаправленного урока является его завершение. Учащиеся должны видеть, ощутить, чему они научились на уроке, дать оценку деятельности, психологически и фактически подготовиться к самостоятельной работе вне урока. Поскольку учащиеся к концу урока устают, подведению итогов следует придать форму, снимающую усталость. Наилучшим способом подведения итогов считается включение приобретенных знаний, навыков в игровую деятельность типа языковой игры, например, отгадать слово; подобрать рифму к усвоенным словам.

Требования к содержательности урока охватывают следующие моменты: во-первых, значимость самого материала, которым оперируют на уроке (доминанта содержания); во-вторых, адекватность приемов и упражнений задачам урока; в-третьих, оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи.

Учебная ситуация должна быть по возможности адекватна реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.п.). В результате, учащиеся знают то, что от них требуется, что они могут или должны сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые клише) материалом, усваиваемым или усвоенным. Учебная ситуация должна способствовать формированию у школьников таких качеств как ответственность за выполнение задания, аккуратность и добросовестность, должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес к заданию и желание его выполнить.

Начало урока должно проходить в быстром темпе и занимать примерно 3-5 минут. Его возможное содержание: приветствие учителя, организационный момент, сообщение задач урока, речевая зарядка. Приветствие учителя может быть лаконичным и может быть развернутым и фактически переходить в речевую зарядку. Сообщение задач урока также может быть лаконичным и развернутым, но во всех случаях оно должно настраивать школьников на активную работу и вызывать у них прилив познавательной энергии. Речевая зарядка призвана создавать атмосферу общения на уроке и осуществить переход к центральной части урока. Продолжительность составляющих урока может варьироваться.

Центральная часть урока выполняет главную роль в решении его задач. Именно здесь учащиеся получают новые знания и расширяют свой речевой опыт.

На начальном этапе обучения, как правило, решается несколько задач, а поэтому центральная часть урока носит дробный характер. Все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума. Другими словами, младшим школьникам на уроке иностранного языка нужно послушать, поговорить, почитать и пописать. Соотношение в использовании каждого из указанных видов деятельности должно быть в пользу устной речи.

На среднем этапе обучения в основном сохраняется такая структура центральной части урока. Однако уже возможны уроки с более цельной структурой, что связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью решения одной задачи на уроке, например, беседа по домашнему чтению.

На старшем этапе явно преобладают уроки с цельной центральной частью, посвященной решению одной задачи. Но это не значит, что на старшем этапе не может быть уроков смешанного типа, хотя они составляют скорее исключение, чем правило.

Завершающей частью урока иностранного языка является подведение итогов, т.е. наглядная демонстрация того, что учащиеся усвоили на уроке с привлечением игровых моментов. В завершающий этап входит, как правило, и постановка домашнего задания с необходимыми разъяснениями со стороны учителя.

Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока ИЯ. При обучении общению важен речевой контакт, учитель и ученики должны стать речевыми партнерами. Более того, «современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика» (Куманев А. А).

Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получается, что мы обучаем общению вне общения (Пассов Е. И). Задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению (как специально организованному процессу) характер, форму общения. Формы общения могут быть разными.

Особый эффект, по мнению Роговой Г.В., дает сочетание индивидуальных форм с коллективными формами. Само понятие «коллективная форма» емкое.

Оно охватывает массовую форму, при которой вся группа выполняет одно задание, как правило, речевого рецептивного (аудируют, читают) характера; хоровую форму, когда вся группа выполняет устно работу тренировочного плана; работу в малых группах (подгруппах) с разной наполняемостью: два, три, четыри, пять участников.

Указанные коллективные формы организации учения увеличивают активное время учащихся на уроке, их общение друг с другом, однако они возможны при условии четкой организации её со стороны учителя.

1.2 Планирование учебной работы

Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Прежде чем приступить к планированию, лучше поговорить с прежним учителем. К планированию приступают в августе: с 15.08. по 25.08. Подводят итог прошедшего года.

годовые (календарные). Наиболее приблизительный разброс учебного материала;

тематический (план серии уроков по данному параграфу или теме);

Годовой план требуется редко. Он позволяет определить языковое содержание учебного процесса.

При составлении планов учителя принимают во внимание:

программу по иностранному языку для средней школы и программу для данного года обучения;

учебный комплекс по иностранному языку для данного года обучения;

подготовку учащихся по иностранному языку, а также общий уровень их знаний;

перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году;

ступени обучения и возрастные особенности учащихся.

Календарный план работы по четвертям составляется большей частью институтами учителей и метод-объединениями школы. Учитель иностранного языка получает его уже готовым. Особенность и удобство этого плана в том, что он указывает на объем работы не только на каждую четверть, но и на каждую неделю данного года обучения (табл.1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *