700 лет толгскому монастырю

Толгской обители – 700 лет

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

Свое 700-летие отмечает одна из главных святынь ярославской земли – Свято-Введенский Толгский монастырь. В эти дни в обители собрались тысячи паломников со всей России. Поздравления прихожанам и служителям монастыря пришли из разных концов страны, от самых высокопоставленных лиц. А Патриарх Кирилл лично приехал, чтобы принять участие в праздничных мероприятиях.

Юбилей Толгского монастыря начали отмечать еще вчера – утром в Успенском соборе Ярославля состоялась Божественная литургия, а в 12:00 от храма отправился крестный ход со списком Толгской иконы Божией матери. Верующие прошли по улицам Ярославля до Иваньково, к переправе, откуда паломники направились к самому Толгскому монастырю.

В тот же день в монастырь прибыл Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Там его встретили губернатор Ярославской области Сергей Ястребов, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон, помощник президента РФ Игорь Левитин, который также является председателем попечительского совета Толгского монастыря.

Для праздничных богослужений на территории обители был установлен престол, здесь Патриарх совершил вечернюю службу и всенощное бдение. Обращаясь к верующим, Патриарх Кирилл подчеркнул, что юбилей Толгского монастыря – это праздник не только для самой обители, не только для ярославской земли, но и для всей русской православной церкви.

«Не так много монастырей, которые насчитывают историю в семь веков, – сказал Патриарх Кирилл. – Семь веков, которые сопровождались различного рода столкновениями, конфликтами, войнами, историческими преобразованиями. И даже суровый XX век, отмеченный страшным гонением на церковь, закрытием этого монастыря, не сумел изничтожить память в людях о явлении Толгской Богоматери. Первым в России был открыт именно этот монастырь».

Сергей Иванов в свою очередь отметил, что икона Толгской Божией матери на протяжении многих столетий остается одной из самых почитаемых святынь Русской православной церкви.

«Важно, что сегодня монастырь хранит эту историческую память. Он остается значимым духовным и культурным центром, местом притяжения для тысяч страждущих людей, которые находят здесь поддержку и утешение», – написал Иванов.

Подтверждением его слов стали тысячи паломников, которые приехали на юбилей Толгского монастыря. Для тех, кто не пожелал во время праздничных дней отлучаться из обители, под стенами монастыря разбили палаточный лагерь. Он вместил порядка 500 человек.

Сегодня, 21 августа, торжественные мероприятия в Толге продолжаются. Утром Патриарх Кирилл возглавил литургию. Днем на берегу Волги около монастыря открылся православный фестиваль. В рамках фестиваля гостей праздника ждут концерты, ярмарка изделий народно-художественных промыслов, угощения.

История обретения Толгской иконы такова. В 1314 году епископ Прохор, возвращаясь из монастыря Кирилла Белозерского в Ярославль, заночевал на правом возвышенном берегу Волги. Ночью в шатер Владыки проник яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу у устья речки Толги. Столп отражался в реке световой дорожкой. Пав на колени и помолившись, Владыка, опираясь на свой жезл, ступил на эту дивную дорожку и перешел по ней реку, как посуху. На другом берегу святитель увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем.
Владыка стал молиться перед этим образом. После молитвы Владыка вернулся в шатер, а утром обнаружил, что оставил свой святительский жезл на месте молитвы возле иконы. Вернувшись, святитель обрел и жезл и икону.

Фото: Фото предоставлены пресс-службой правительства Ярославской области, Ярославской епархией

Источник

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырюfilaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

21 августа, Толгская икона Богородицы и 700 лет Толгскому монастырю

Относительно происхождения иконы выдвигаются различные версии. Так Ф. Швейнфурт приписывает икону итальянскому мастеру пизанской школы, а другие иконографисты склонны видеть в этой иконе грузинское письмо.

Однако, главная версия происхождения иконы гласит, что это Византийская иконопись XII—XIII веков.

В Толгский монастырь, основанный в 1314 году, Тронная Толгская икона попала, вероятно, как древний и прославленный образ и была помещена в алтаре монастырского собора.

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

Монастырь находится в Ярославле на левом берегу Волги, он носит названия, Введенский монастырь (в честь праздника Введение Богородицы во храм).

1314 — явление святителю Прохору Толгской иконы Божией Матери и основание монастыря.
1392 — истечение мира от Толгской иконы Божией Матери.
1553 — исцеление болезни ног царя Иоанна Грозного от Толгской иконы Божией Матери
1609 — это был страшный год для монастыря. Поляки захватили монастырь и убили всех иноков-насельников этого монастыря.
1612 — спасение Ярославской земли от моровой язвы после крестного хода с иконой Толгской Божией Матери.
1654 — вторичное спасение Ярославской земли от моровой язвы.
1657 — спасение Ярославской земли от засухи.

1763 — посещение обители императрицей Екатериной Великой.
1812 — захоронение в Спасском храме героя войны 1812 года генерал-лейтенанта Н. А. Тучкова.

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

Источник

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

Главные новости

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом

Святейший Патриарх Кирилл вручил Д.А. Медведеву орден преподобного Сергия Радонежского

В день памяти отцов VII Вселенского Собора Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и возглавил торжества по случаю прославления в лике святых архимандрита Геннадия (Парфентьева)

Архив

Предстоятель Русской Церкви возглавил торжества по случаю 700-летия основания Толгского монастыря

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

21 августа 2014 года, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Толгского Введенского женского монастыря г. Ярославля. В этом году отмечается 700-летие явления Толгской иконы и основания обители.

На богослужении присутствовали помощник Президента РФ И.Е. Левитин, губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов, председатель Комитета по делам СНГ Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко.

За Литургией молились настоятельница Толгского монастыря игумения Варвара (Третьяк) с сестрами, члены делегации афонского монастыря Ксенофонт, игумении ряда женских монастырей, члены Попечительского совета Толгского монастыря.

Пели хор московского Сретенского ставропигиального монастыря (регент — Н.С. Жила) и хор Толгского монастыря (регент — монахиня Иринарха (Ворожцова)).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Первый Ярославский». Многочисленные паломники наблюдали за трансляцией на больших экранах, установленных на территории монастыря.

На малом входе во внимание к усердному служению Церкви Христовой и в связи с празднованием 700-летия со дня основания Толгского Введенского монастыря г. Ярославля Святейший Патриарх Кирилл удостоил старшего священника Толгской обители протоиерея Александра Чураева права ношения креста с украшениями.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Павел Кравченко, благочинный приходов г. Рыбинска, настоятель Вознесенско-Георгиевского храма г. Рыбинска.

По окончании Литургии было совершено славление Пресвятой Богородице.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

В дар обители Святейший Владыка передал старинный список Владимирской иконы Божией Матери, созданный по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского. «Я хотел бы, чтобы эта святыня, чудом дошедшая до нашего времени, находилась в этой православной обители — одной из самых древнейших в Русской Православной Церкви», — отметил Патриарх.

Предстоятель Русской Церкви поблагодарил митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона за труды и архипастырское попечение о Толгской обители и вручил владыке юбилейную панагию в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Настоятельнице Толгского монастыря игумении Варваре (Третьяк) Святейший Патриарх вручил юбилейный наперсный крест.

Святейший Патриарх Кирилл также поблагодарил митрополита Феодосийского и Керченского Платона и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла — в прошлом Преосвященных Ярославских и Ростовских — за труды на Ярославской земле и особо приветствовал митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — уроженца г. Ярославля.

Митрополит Ярославский Пантелеимон обратился со словами приветствия к Святейшему Владыке и преподнес Его Святейшеству образ Христа Вседержителя. Также Предстоятеля приветствовала игумения Варвара, которая преподнесла Патриарху икону «Чудеса Толгской иконы Божией Матери», выполненную в технике финифти.

Губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов огласил приветствие председателя Правительства РФ Д.А. Медведева участникам торжеств и вручил Его Святейшеству в качестве дара от Д.А. Медведева евхаристическую чашу, которую Святейший Патриарх благословил передать Толгской обители.

Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием основания Толгского монастыря Предстоятель Русской Церкви наградил настоятельницу обители игумению Варвару (Третьяк) орденом преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, II степени. Во внимание к помощи Толгскому монастырю и в связи с 60-летием со дня рождения губернатор Ярославской области С.Н. Ястребов был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

Также во внимание к помощи Толгскому монастырю Святейший Патриарх Кирилл удостоил первого заместителя губернатора — председателя правительства Ярославской области А.Л. Князькова ордена преподобного Сергия Радонежского III степени, заместителя губернатора Ярославской области В.Г. Костина — ордена преподобного Сергия Радонежского III степени и президента ООО «Корпорация ВИТ» В.И. Тырышкина — ордена преподобного Серафима Саровского III степени.

Верующим были розданы иконки с Толгским образом Божией Матери с Патриаршим благословением.

Затем Предстоятель Русской Церкви посетил Крестовоздвиженский храм обители, где поклонился чудотворной Толгской иконе. Во Введенском соборе Святейший Владыка поклонился мощам святителя Игнатия Брянчанинова.

В завершение своего пребывания в Толгском монастыре Святейший Патриарх Кирилл осмотрел здание воскресной школы, находящееся рядом с обителью.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Источник

Духовные лики Свято-Введенского мужского Толгского монастыря до начала XX века

700 лет толгскому монастырю. Смотреть фото 700 лет толгскому монастырю. Смотреть картинку 700 лет толгскому монастырю. Картинка про 700 лет толгскому монастырю. Фото 700 лет толгскому монастырю

Доклад на научно-практической конференции «Толгская обитель: 700 лет со дня основания» (10 апреля 2014 г.)

«Толгская обитель – редкость. Благоговение к Царице Небесной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: «разуй сапоги». Эта величественная Волга, как будто для Сей Царицы катит свои волны; этот златый храм, как будто среди небес для Нея воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царственными коронами, как будто Ея царственную возвещают славу, как будто от Ея имени проповедуют: Бога бойтеся, Царя чтите». Так воспевал в своих письмах древнюю обитель один из выдающихся её настоятелей архиепископ Ириней Нестерович. И мы, вслушиваясь в слова владыки, созерцаем красоту тишины и величия святого места. Мысль обращается так же и к людям, населявшим и созидавшим его, молитвенными и деятельными трудами которых держатся монастырские стены по сегодняшний день. Еще столетие назад, во время подготовки празднования 600-летнего юбилея, встречать теплоход с императором Николаем II выходили монахи экономически процветающего мужского монастыря. В ту пору никто из них не ведал, что 700-летний юбилей доведется встречать матушкам, насельницам первой женской обители, открытой после десятилетий гонений на Церковь. Перед нами на фотографиях братия, приписные монастырские крестьяне, паломники. Сейчас нам известно шестьдесят три имени настоятелей и около трехсот имен насельников. Но что мы знаем о них?

К сожалению, монастырские акты чаще упоминают о хозяйственной жизни обители: о том, какими вотчинами монастырь владел, кому и что продавал, какие налоговые суммы выплачивал в государственную казну. В этих описаниях не хватает главного – духовного облика насельников, внутренней жизни монастыря как «общего дома» и «врачебницы душ». Большую часть сведений данного исследования мы черпали из юбилейной книги Дмитрия Орлова «Ярославский первоклассный Толгский монастырь», посвящённой 600-летию Толгского мужского монастыря, сопоставляя факты с имеющимися списками монастырских описей, хроник и актов.

Современник Иоанна Грозного, Игумен Феодосий Харитонов (1578–1602 гг. управления Толгской обителью).

«Феодосий (Харитонов Феодот Харитонович), архиепископ Астраханский и Терский. Родился в с. Яковлевском, близ г. Ярославля, в семье священника.

На 20-м году жизни женился и был рукоположен во священника в церкви блгв. князей Бориса и Глеба в г. Ярославле. На шестом году священства овдовел и принял монашество в Толгском монастыре. В 1578 (по иным сведениям, до 1566 года) назначен игуменом этого монастыря, пробыв в этом сане 25 лет, постоянно заботясь о благолепии и благоустройстве его. Первым делом его настоятельства была забота об утверждении за монастырем приложенных в него деревень Чурово и Тихарево, о которых он довел до сведения самого Государя царя Иоанна Васильевича и получил от него «владенную» грамоту на обе эти деревни. Упоминается в грамоте царя Федора Иоанновича, которою утверждены были за Толгским монастырем деревни Косиково и Горка с пустошами. Игумен Феодосий замечателен своей деятельностью по благоустройству обители. При нем была построена первая каменная в монастыре церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. При Феодосии в обители выкопаны пруды, насажены знаменитые монастырские кедры, числом около 160.
В 1605 году возведен в сан архиепископа. Спустя несколько лет после назначения Феодосия на Астраханскую кафедру в Астрахани происходили большие смятения по поводу признания царем Григория Отрепьева. Феодосий мужественно, смело обличал самозванца и внушал это народу, за что едва не был убит. В 1606 году послан царем В.И. Шуйским и патриархом Гермогеном в г. Углич для перенесения в Москву мощей св. мученика царевича Димитрия. По пути в Астрахань святитель заболел и 18 декабря 1606 или 1607 года скончался. Тело его почивает под спудом в астраханском соборе, подавая исцеления всем с верою поклоняющимся. Святитель Феодосий был муж даровитый и строгий по жизни; энергичный, смелый и хозяйственный».

Игумен Адриан (1635–1640 гг. управления обителью). На первых порах его настоятельства случилось в монастыре чудо, имевшее поучительное значение и для всех последующих настоятелей монастыря. Вследствие засухи в 1636 году был очень скудный урожай, и в Ярославской стране наступил голод. Множество бедных стало являться на Толгу, чтобы воспользоваться монастырской трапезой, которая по древнему обычаю предлагалась всем богомольцам. Настоятель, видя, что при таком расходе хлеба не хватит годового запаса для содержания братии, велел затворить монастырские ворота и никому из приходящих не давать хлеба. Но случилось нечто необыкновенное, показывающее, что Господу не угодна была такая скупость, обнаруживающая маловерие иноков: всех монахов вдруг поразила несытость. Настоятелем было приказано увеличить вдвое порции монашеского обеда, но и после этого иноки вставали из за стола голодными и продолжали роптать на скупого настоятеля. Тогда настоятель, увидевши в этом наказание свыше за свое маловерие, раскаялся в своем грехе и распорядился отворить ворота для всех неимущих. И вот, как только начали снова являться в обители смиренные гости, исчезло чувство несытости у иноков, и они поняли, что терпели наказание за обуявшую их жадность. При игумене же Адриане совершилось и множество других чудес. Батюшке было некогда предсказано преподобным Дионисием, что он будет жить в Троицком монастыре, и предсказание прозорливца исполнилось. По воле патриарха Иоасафа, 1 августа 1640 г. Адриан был назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря и возведен в сан архимандрита.

Архиепископ Ириней (Нестерович) (в 1848–1864 гг. управлял Толгской обителью). О цитируемом нами в начале исследования архиепископе Иринее написано несколько книг. Этот человек оставил яркий след в истории Иркутской епархии, Вологодского края и нашей обители. Духовный портрет владыки раскрывает его удивительная биография и воспоминания о нем современников. Именно к владыке Иринею единственный раз за всю историю своего пребывания на Ярославской земле приезжал для духовной беседы святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Внешность архиеп. Иринея производила сильное впечатление. «Ему было около 45 лет, – описывал один из знавших его уже в Иркутске, – среднего роста, сложен очень правильно; движения очень грациозные и выражали физическую силу и энергию; лицо мужественное, взгляд быстрый, проницательный, голос самый чистый – грудной мягкий тенор. Подражать владыке Иринею невозможно! Каждое слово его ловили. Уроки же его, или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь, высказывать ему наши сомнения и беседовать»».

«Прибыл архиепископ Ириней в Иркутск 17 октября 1830 года, а уже в июле следующего года последовал императорский указ о лишении его архиерейства и ссылке в Спасо-Прилуцкий монастырь Вологодской епархии под бдительный надзор настоятеля монастыря и местного архиерея. В 1848 году он был определен в настоятели Толгского монастыря Ярославской епархии. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорливым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, заехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз».

«27 мая 1848 года прибыл преосвященный Ириней в Толгскую обитель, которая произвела на него поражающее впечатление. Толгская обитель была благоустроена и украшена скончавшимся за 4 года перед прибытием преосвященного Иринея настоятелем архиепископом Авраамом, так что преосвященному Иринею не пришлось много заботиться об устроении обители. Впрочем, и в этом отношении он не мало сделал для монастыря.

Особое попечение его было обращено на чудотворный образ Богоматери. Для ношения его в крестных ходах в 1856 году устроен Владыкою большой серебряный киот, весом в три пуда, лучшей московской работы. Им же устроены для иконы Богоматери и копий с нее четыре ризы, из которых одна весьма высокой ценности, низанная жемчугом, украшена драгоценными камнями, в числе которых находящиеся в лучах венца Богоматери аметисты приложены им самим из имевшихся у него четок. Не мало забот приложены преосв. Иринеем для улучшения ризницы. Им устроены лучшие соборные священнические и диаконские облачения, а так же богатые облачения для архиерейского служения. Им же куплен в Ярославле каменный двухэтажный дом, прилегающий к монастырскому подворью.

Но главные труды архиепископа Иринея по управлению его Толгским монастырем состояли в другом. За 4 года от смерти архиепископа Авраама до прибытия преосвященного Иринея настоятелем Толгской обители был ректор Петербургской семинарии архимандрит Феогност. Он всё время жил в Петербурге, и при отсутствии непосредственного надзора монастырская дисциплина заметно упала. Богослужение совершалось не строго по уставу, в чтении положенных кафизм и канонов делались пропуски, и самое чтение было торопливое и невыразительное; правила монашеской жизни соблюдались не строго. Вот на эти недостатки преосвященный Ириней и обратил внимание. Он стал посещать все совершаемые в обители богослужения, сам читал кафизмы и канон, и своим чтением давал пример неукоснительного и точного исполнения церковного устава. Жизнь монастырской братии была строго распределена, и преосвященный настоятель своей подвижническою жизнью являл пример строгого исполнения иноческого устава. Вообще, учить и наставлять – было главной задачей преосвященного Иринея. Когда Ярославские архипастыри были вызываемы в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, то преосвященному Иринею поручалось совершение рукоположения ставленников в священные степени. Ставленников он заставлял жить в монастыре и за время пребывания их здесь заставлял их изучать тексты из Священного Писания. По несколько раз в день должны были они являться в келии преосвященного. Он выходил, прочитывал какой-нибудь текст из Священного Писания и заставлял их повторять его до тех пор, пока все не запомнят его. Тогда он делал изъяснение данного текста и выводил из него нравоучение.

Прирожденные черты характера, такие как твердость и воля, иногда сказывались в преосвященном Иринее. Он был по-прежнему строг и нелицеприятен в своих обличениях. Если он замечал разговаривающих в церкви, то во всеуслышание обличал виновных, не обращая внимания на их общественное положение. Это, конечно, нравилось не всем. Но простой народ любил преосвященного за его подвижническую жизнь, за его нравоучительные беседы, за его проницательные мудрые советы по вопросам духовной жизни, за которыми к нему обращался каждый желающий. Среди современников преосв. Ириней почитался за прозорливца. Главное же внимание преосвященного было обращено на жизнь братии, соответствующую иноческому званию. Строго и неизменно исполняя все правила иноческой жизни, архиепископ не отличался от простого инока. Пост и молитву он выполнял наравне со всей братией и большую часть своих доходов распределял на милостыню бедным и вспомоществование своим родственникам. Келейная жизнь иноков не оставлена была без внимания; на всё были установлены правила и изданы инструкции. Строго были преследуемы нетрезвость, сварливость и другие пороки. Иноки и послушники являлись к нему после каждого Богослужения.

Архимандрит Пимен (Благово), 1827–1897 гг.

Архимандрит Порфирий (Кулаков), 1897–1910 гг.

Происходил из крестьян Нижегородской губернии. В миру – Петр Кулаков. «По обоюдному согласию с женою оба они ушли в 1876 году в монастырь – она в Серафимо-Понетаевский, а он в Павло-Обнорский, откуда через четыре года перешел в Толгский монастырь. Здесь он прожил тридцать лет, проходя все монастырские послушания, восходя от силы в силу. Скромный, удалявшийся от всякой суеты и тщеславия, со скорбью принял он на себя в 1897 году должность наместника Толгского монастыря, каковую с честью нес до гробовой доски. Отошел ко Господу 29 апреля 1910 года, после 34 лет своей жизни в обители и 13 лет управления Толгским монастырем.

Начало XX столетия отмечено пребыванием в обители таких подвижников как игумен (впоследствии архиепископ Угличский, исповедник, священномученик) Серафим (Самойлович), 1910–1915 гг. управления обителью; будущий келейник патриарха Тихона схиархимандрит Анемподист (Алексеев), преподобномученики Иосиф и Никандр.
23 июня 1910 года иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь после Аляски трудится под началом владыки Тихона. Произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий, в том числе и на подворьях в Рыбинске и Ярославле. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и благотворителей обучалось до 25 учеников. С началом войны 1914 г. игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (август 1914 г.). Руководил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел. Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания. В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Угличского Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Волей Божией впоследствии владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права. Арестован, отбывал заключение в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломорканала, затем 3 года ссылки. 9 ноября 1937 г. священномученик Серафим был расстрелян в лагере. Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. День памяти –14 (27) ноября».

К сожалению, многие сведения о монастырской братии утрачены и нам остается только представлять себе уклад жизни и образ мысли монахов, подвизающихся на Толге более ста лет назад. В начале 1990-х годов на территории монастыря происходила реконструкция, в результате которой были подняты и перезахоронены в общую братскую могилу многочисленные останки захороненных на монастырском кладбище монахов и благодетелей. Многие косточки отливали медовым оттенком, в каких-то захоронениях обнаруживались неистлевшие священнические и монашеские облачения. Эти факты свидетельствует о том, что многие насельники получили у Господа особую милость и их молитвами во многом стоит современная обитель.

Приложение 1.

Игумены Толгской обители:

1. Герман, упоминается под 1392 годом
2. Кассиан, упом. 2 февр. 1541 г.
3. Иона, упом. 1555 и 1556 гг.
4. Иоанн, упом. 1 дек. 1561 г.
5. Феодосий (Харитонов), 1578–1602 гг.
6. Иона II, 1606–1611 гг.
7. Макарий, упом. 1613, 1614 гг.
8. Серапион, 1618–1634 гг.
9. Адриан, 1635–1640 гг.
10. Иоиль, 1641–1650 гг
11. Мисаил I, упом. 1652, 1654 гг.
12. Филарет, упом. 1655, 1656 гг.
13. Мисаил II, упом. 1659, 60, 61.
14. Дионисий, упом. 1662
15. Мисаил III, упом. 28 июля 1663
16. Сергий, 1662–1666 гг.
17. Савватий, 1666–1671 гг.
18. Гордиан, 1671–1700 гг.
19. Филарет I, 1701–1705 гг.

Архимандриты:
20. Корнилий, упом. 1707 г.
21. Рафаил I (Казанович), упом. 25 дек. 1707
22. Иона I, 1711–1719 гг.
23. Даниил, 1719–1722 гг.

Игумены:
24. Афанасий (Коноиди), 02.03.1722–08.07.1723 гг.
25. Филарет II, упом. в янв. 1724 г.

Архимандриты:
26. Пимен (Савелов), 1729–1736 гг.
27. Рафаил II, 1736–1737 гг.
28. Иосиф I, 1737–1743 гг.
29. Иоанникий, 1743–1746 гг.
30. Гавриил I, 1746–1747 гг.
31. Иосиф II, 1747–1752 гг.
32. Иосиф III, 1752–1754 гг.
33. Вонифатий (Борецкий), 1754–1758 гг.
34. Пармен, 28.04.1758 – 03.08.1758 гг.
35. Илларион (Завалевич), 13.08.1758–10.09.1758 гг.
36. Киприан, 1758–1762 гг.
37. Иринарх I, 1762–1775 гг. (погребен (?))

Игумены:
38. Игумен Филимон (Терлецкий), 1775–1786 гг.
39. Игумен Иоанн (Терликов) 1786–1789 гг.

Архимандриты:
40. Порфирий, 1790–1795 гг. (погребен)
41. Анастасий, 1795–1797 гг.
42. Никон, 1797–1799 гг. (погребен)
43. Августин (Сахаров), 1798–1800 гг.
44. Моисей, 1800–1812 гг.
45. Иоанн, 29.03.1813–16.10.1813 гг.
46. Аполлос (Алексеевский), 1813–1816 гг.
47. Феофилакт (Протопопов), 1816–1820 гг. (погребен)
48. Гавриил (Розанов), 11.01.1821–18.09. 1821 гг.
49. Аарон (Нарциссов), 1821–1826 гг.
50. Иассон (Никольский), 1826–1830 гг. (погребен)
51. Иринарх II (Попов), 1831–1836 гг.
52. Авраам (Шумилин), 1836–1844 гг. (погребен)
53. Макарий, 1836–1838 гг.
54. Афанасий (Соколов), 1838–1841 гг.
55. Феогност (Лебедев), 1841–1848 гг.
56. Ириней (Нестерович), 1848–1864 гг. (погребен)
57. Флавиан (Остроумов), 1865–1867 гг. (погребен)
58. Владимир (Миловиднов), 1869–1877 гг.
59. Павел (Глебов), 1878–1892 гг.
60. Герман (Ханов), 1892–1897 гг.
61. Порфирий (Кулаков), 1897–1910 гг. (погребен)
62. Игумен Серафим (Самойлович), 1910–1915 гг.
63. Архимандрит Анемподист (Алексеев), 1917–1921 гг.

Братия, упоминаемая в монастырских актах, летописях и списках монастырского кладбища:
Схимонахи:
Епифаний
Иоасаф
Тихон (7162)
Карион (7173)

Иеромонахи:
Герасим
Авраамий
Варлаам
Иосиф
Александр
Дионисий
Петр
Виктор
Иоиль (1806)
Филарет
Иаков
Вассиан
Сергий
Алексий (1840)
Паисий (1845)
Палладий (1854)
Вениамин
уб. Феодосий
уб. Игнатий
уб. Савватий
уб. Иоасаф
уб. Киприан
уб. Варсонофий
уб. Гедеон
уб. Дионисий
уб. Адам
уб. Дамиан
уб. Гавриил
уб. Ферапонт
Агафангел (1836)
Паисий (1857)
Исаакий (1876)
Иринарх (1878)
Авраамий (1880-е гг.)
1913 г:
Амфилохий
Василий
Спиридон
Аполлинарий
Митрофан
Афанасий
Вениамин
Модест
Иосиф (Баранов)
Гедеон
Варлаам
Иосиф (Лукин)
Варсонофий
Иоанникий
Павел
Павел (1852)
Нектарий (1893)
Нил (1896)
Пантелеимон (1903)
Митрофан
Савва
Иоанникий
Михаил
Макарий
Алексий
Илларион
Арсений

Иеродиаконы:
уб. Варлаам
уб. Феофил
уб. Аверкий
Митрофан
Павел
Самуил
Димитрий
Нифонт
Феодор
Аркадий
Михаил
Мисаил
Савва
Нил
Николай (1895)
Паисий (1918)
Иоанн (1918)
Софроний

Монахи:
келарь Иоасаф
казначей Афанасий
Макарий
головщик Корнилий
головщик Филарет
канонарх Иосиф
псаломщик Марк
псаломщик Иаков
ризничий Епифаний
панамарь Исайя
панамарь Иаков
Корнилий
Макарий
Иосиф
Гавриил
Гурий
Матфей
Адам
Вавила
Филарет
Сергий
Панфил
Мина
Димитрий
Пафнутий
панамарь Кирилл
Иоанн
Илия
Илларион
Савватий
Филарет
Вассиан
Иоанн
Феодосий
Михаил
Давид
Харитон
Игнатий
Адам
Иона
Игнатий
Авраам
Корнилий
Филарет
Иосиф
Моисей
Авраамий
панамарь Филарет
казначей Иоасаф (1793)
Вавила
Мина
Нил
Марк
Самсон
Акила
Макарий
Михаил (1694)
Иероним
Игнатий
Феодосий
Аврелиан
Марк
Досифей (1890)
Георгий (1918)
Феофан (1918)

Иноки:
Ефрем
уб. Иоасаф
уб.Гурий
уб.Варфоломей
уб. Антоний

Послушники:
убиенные в 1609 г.:
Карп
Тимофей
Климент
Евдоким
Иаков
Дометий
Савва
Ермолай
Стефан
Павел
Иродион
Панкратий
Флор
Аверкий
Сергий
Афиноген
Иоанникий
Евсевий
Иоанн
Симеон
Калинник
Фотий
Евстафий
Иоанн
Онисифор
Игнатий
Кондрат
Послушники:
Николай
Феодор
Павел
Герасим
Павлин
Мартемьян
Геннадий
Гавриил
Павел

Приложение 2

Стихотворения архимандрита Пимена (Благово)

Человек яко трава, дни его.
Яко цвет сельный, тако отцветет.
Пс. 102, ст. 15

Когда я в раздумье гляжу на могилы,
Как грустно становится мне
Подумать, какие могучие силы
В себе поглотили оне:
И юности пылкой счастливые грёзы,
Надежды любви и отчаянья слёзы
Засыпаны той же холодной землёй;
И резвый младенец, и старец маститый,
Могучий вельможа и нищий с сумой –
Безмолвной могилой бесследно сокрыты,
Их ложе из тех же досок,
Лишь сверху здесь чудного мрамора плиты,
Там – просто сыпучий песок!

Вечность
(из Альбертини)

O Ewigkeit, Zeit ohne Zeit
J. Rist

Над развалинами света
Неподвижно время спит;
Здесь и там миры восходят,
Время жизнью их дарит;
Но и время сокрушится,
Пав на лезвие косы,
Только дух мой обновится
Вечным светом Божества!

Ручей

В глуши лесов, в тени древесной,
С уступа гор течёт ручей,
И ток свой скромный и безвестный
Таит он там от всех очей.
Но если знойною порою
Случайно кто его найдёт,
Отраду светлою струёю
Он в грудь усталую вольёт.

Когда б по воле Провиденья
Во дни земного бытия
Дар благодатный облегченья
Скорбящих душ стяжал и я!
Не жажду я стяжаний ценных,
Не к ним стремлюся я душой:
Удел подвижников смиренных –
Да будет мой удел земной!

Вам власть и сила, чары злата,
Земли могучие сыны!
Мне – сердце любящее брата
И мир душевной тишины,
Вы, как моря, вы, как светила,
Вселенной можете служить:
Мне, как ручью, – пусть дастся сила
Добро неведомо творить!

16 августа 1846, село Горки

Тебе же, творящу милостыню, да не увесть
шуйца твоя, что творит десница твоя
Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 3

Коль ты богат, делись с собратом,
Хотя избытками делись,
Но что помог сребром иль златом,
Тем перед ним не возгордись;
Не возносись и пред собою:
Ты только долг исполнил свой,
И что ты дал одной рукою,
Пусть будет тайна для другой.

С любовью тёплой, со смиреньем
В нужде собрату помогай,
И что помог, с благодареньем
За то хвалу Творцу воздай!
Забудь свои все благостыни
И не кичись, как фарисей:
Творцу противен дух гордыни,
Не примет жертвы Он твоей!

Обижен сам ли ты судьбиной
И нет сокровищ у тебя –
В нужде хоть лептою единой
Ты помоги, но дай любя:
Богатых жертв и приношений
Господь не требует, не ждёт!
Он хочет милости, лишений,
Любви от тех, кто подаёт.

Но есть и нищие такие,
Которых бедность не видна,
И в помощь им дары иные
Твоя любовь принесть должна:
Есть в свете нищие душою,
Не ходят в рубищах они
И не скитаются с сумою –
Им только руку протяни.

Твоих сокровищ им не нужно;
Они вельможи, богачи:
Их сердце бедное недужно,
Им сиротство их облегчи.
Они горды, просить не станут,
Чтоб ты им милостыню дал:
Руки молящей не протянут, –
А ждут, чтоб ты их угадал.

И этим нищим подаянья
Не смей, не думай предлагать, –
Они не просят состраданья,
Им дар иной ты должен дать:
Душа их ждёт любви собратий,
Привета искренних друзей,
Любви святой, живых объятий –
Вот дар для нищих богачей!

1 ноября 1857, село Горки

Осенняя ночь

Всё оделось чёрной мглою;
Небо тускло; звёзды спят;
И над страждущей землёю
Ветры буйные шумят;
И деревья-великаны
Шлют свой ропот к облакам,
И поток, во гневе рьяный,
Пенясь, жмётся к берегам.

Бор ли старый и дремучий
Хочет волнам рассказать,
Что с него рукой могучей
Ветер стал убор срывать;
Иль волна, в тоске глубокой,
Бору жалобно гласит,
Что неволею жестокой
Ей мороз зимы грозит.

О, мечтатель, им внимая,
Посмотри ты на себя:
Ведь не та же ль скорбь живая
Гложет сердце у тебя?

Как у леса отнимает
Осень пышность и красу,
За листом листок срывает
В опечаленном лесу:
То же не было ль с тобою?
Вспомни, чем ты прежде был,
И мечту вслед за мечтою
В жизни все ты схоронил!

Как волна теперь тоскует,
Что зима её скуёт,
Так и ныне сердце чует,
Что нас то же в жизни ждёт.
Всё опять с весной проснётся,
Мир наряд свой обновит;
Льды растают, ключ польётся
И отрадно зажурчит.

Но для нас зима сурова:
Нас навек она скуёт;
Тем, кто отжил, – лета снова
Жизнь вторично не даёт!
Мы, как мир, не ожидаем,
Что пробудит нас весна.
Мы, как листья, увядаем,
Исчезаем, как волна.

Но коль людям обновленья
В жизни знать не суждено,
Им, взамен, от Провиденья
Благо высшее дано:
За пределами вселенной
Бог им вечность посулил,
Но смысл тайны сокровенной
Он премудро утаил.

Там, за далью бесконечной,
Та желанная страна,
Где луч солнца светит вечно,
Где всегдашняя весна,
Где нет бурь и непогоды,
Где жизнь вечность, а не миг,
Где сберутся все народы
Пред Владыкою владык!

В день всеобщий Воскресенья
Там должны предстать и мы,
Там весна и обновленье
После долгой лишь зимы.

Истина

О, сколь ты, истина, прекрасна,
И непорочна, и чиста!
Блажен тот смертный, чьи уста
Не говорят другим пристрастно,
Не лицемерствуют, не льстят,
Не скроют правду из боязни
И, по вражде и неприязни,
На зло неправдою не мстят!
Блажен, кто к истине стремится
И неуклонно служит ей:
Тот в мире миром насладится,
Не омрачит души своей,
И отрешась от плоти тленной,
И в мире горнем, в небесах,
Где Правды Свет Всесовершенный, –
Он насладится вечных благ!

Но тот, кто правду не возлюбит,
Чьё сердце злобствует, кто лжёт,
Кто счастье брата словом губит,
Тот счастья в мире не найдёт:
Он сеет зло – он зло и жнёт!

23 ноября 1874, Угреша

Стократ блажен тот, кто умеет

Своим богатством обладать: –
Кто присно в Бога богатеет,
Не для себя его имеет,
Но любит ближним помогать, –
Тот волю Божью исполняет,
И что он ближним подаёт,
То в руку Божию влагает.
И Бог сторицей воздаёт.

23 ноября 1874, Угреша

Отдел рукописей РГБ. Ф. 548-8-79.

Библиография

1. Архиереи. Ириней (Нестерович) Серб // [Интернет-]публикация Благотворительного фонда «Русское Православие» (01.07.2011).

2. Гумеров А., свящ. Житие архиепископа Серафима (Самойловича) // Опубликовано на сайте Православие.ру от 05.02.2002 (01.07.2011).

3. Доржанский А.И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. Пенза, 1999г. С.56 – 61. //[Интернет-]публикация сайта «Пенза Православная. Информационно-просветительский сайт Пензенской епархии» (01.07.2011).

4. Инок. Поэзия и искусство //Опубликовано на сайте (01.07.2011).

5. Интересное и необычное в русской литературе. Выпуск 92. (26.09.05) Забытые имена. Дмитрий Благово. // [Интернет]-журнал любителей русской словесности (01.07.2011)
6. Орлов Дм. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. Ярославль, 1913.
7. Преподобномученик Иосиф, иеромонах Толгский // Опубликовано на официальном сайте Ярославской епархии

13. Серафим (Самойлович) // Материал из Википедия – свободная [Интернет-] энциклопедия (01.07.2011).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *