а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собораа какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собораа какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собораа какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собораа какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Главные новости

Преставился ко Господу архиепископ Краснолиманский Алипий

Состоялась онлайн-встреча Святейшего Патриарха Кирилла со священниками, посещающими «красные зоны» больниц

В день памяти апостола Луки Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл вручил Н.С. Михалкову орден преподобного Серафима Саровского

Состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиепископом Ереванским и Армянским Леонидом

Патриарший собор в честь Воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил Российской Федерации

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собораПатриарший собор в честь Воскресения Христова — главный храм Вооруженных сил Российской Федерации — расположен в Военно-патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот» в подмосковной Кубинке.

Собор посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах. Финансирование строительства осуществлялось за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Для сбора пожертвований был создан Благотворительный фонд «Воскресение», который прошел государственную регистрацию.

Храмовый комплекс представляет собой синтез современных видов искусства: мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи. Главный архитектор и автор проекта — Д.М. Смирнов. По решению Художественного совета храма к работе были приглашены академики Российской академии художеств, народные художники России С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, живописцы М. Леонтьев, Д. Шабалина, а также скульпторы Д. Намдаков, В.Д. Шанов и Д.Д. Успенская. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева. Ансамбль из 18 колоколов изготовлен на Воронежском литейном заводе.

Главный престол верхнего храма освящен в честь праздника Воскресения Христова. В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-морского флота России. Престол нижнего храма освящен в честь равноапостольного великого князя Владимира.

Центральная икона храма — образ Спаса Нерукотворного. Образ обрамляют святые покровители Вооруженных сил и наиболее почитаемые святые. На внутренних створках киота изображены исторические сцены с иконами Богородицы. С обратной стороны киота изображен Архангел Михаил, пронзающий копием дракона; на створках помещены иконописные изображения святых воинов. 28 апреля 2019 г., после пасхального богослужения в Храме Христа Спасителя г. Москвы, образ Спаса Нерукотворного в присутствии Президента Российской Федерации В.В. Путина освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 30 апреля 2019 г. главную икону Вооруженных сил РФ привозили в воинские части и гарнизоны Минобороны России. Икона была принесена в 45 городов, 476 воинских частей, 54 православных храма. Общая протяженность маршрута, по которому перевозилась икона, составила более 42 тысяч километров. Поклониться образу Спаса Нерукотворного смогли более 800 тысяч военнослужащих, членов их семей и жителей городов России.

Решение о строительстве собора было принято в 2018 г. 19 сентября того же года Святейший Патриарх Кирилл в присутствии Президента РФ В.В. Путина и министра обороны РФ С.К. Шойгу освятил закладной камень в основание собора.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 13 июня 2020 г. епископ Клинский Стефан назначен ключарем Воскресенского собора. Также 13 июня был издан Патриарший указ, согласно которому Святейший Патриарх Кирилл принял на себя обязанности настоятеля главного храма Вооруженных сил России.

14 июня 2020 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Патриаршего собора в честь Воскресения Христова.

Настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Ключарь собора — протоиерей Александр Солдатенков, настоятель Патриаршего подворья при храме иконы Божией Матери «Благодатное Небо» г. Кубинки Московской области.

Источник

Православная Жизнь

Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви. Храм был построен в благодарность за помощь Всевышнего в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Собор имеет статус Патриаршего подворья. Существующее сооружение осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

История

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта Храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

Работы по возведению Храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено Генерал-Губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им Комиссии по построению Храма.

Над созданием Храма по проекту К.А. Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата Храма были исполнены по моделям графа Ф. Толстого.

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Скульптурное и живописное убранство Храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах Храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках, расположенных в нижней галерее Храма.

13 декабря 1880 года новому Храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя Собора, утвержден штат духовенства и причта.

С 1901 года в Храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков. Звучали в Храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д. Кастальского. В Храме звучали голоса Ф.И. Шаляпина и К.В. Розова.

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

5 декабря 1931 года Храм-памятник воинской славы был варварски уничтожен.

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя.

Современное состояние

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Между торжествами Храм и Преображенская церковь живут обычной приходской жизнью, люди приходят сюда за таинствами крещения и венчания, исповедаться, проводить в последний путь родных и близких…

Архитектурный комплекс Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является туристической достопримечательностью столицы, памятником истории и культуры, он напоминает потомкам, о ратных подвигах героев Отечественной войны 1812 года.

Посетителей восхищают архитектурные достоинства памятника, высокохудожественные росписи его интерьеров это краткий курс богословия в образах и красках, а уникальный алтарь в виде беломраморной шатровой часовни не имеет аналогов в истории русской церковной архитектуры. Со смотровых площадок на все стороны света открывается захватывающая дух панорама столицы.

Архитектура

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Скажем теперь несколько слов о куполах и крыше Храма. Колоссальный свод большого купола представляет своим устройством одно из замечательнейших явлений в области архитектуры. Купола изготовлены из нержавеющей стали, покрытой нитридом титана, на который ионным напылением нанесен тонкий слой золота. Для лучшей защиты от атмосферных влияний купола покрыты тончайшим слоем алмазной пыли (технические алмазы).

Внизу, с каждой из четырех сторон, сделано крыльцо с парапетом из мелкозернистого гранита темно-красного цвета. Эти крыльца, состоящие из 15 ступеней во всю длину выступов, с большими площадками, приводят нас к входным дверям. Всех наружных дверей в Храме 12, по три на каждой лицевой стороне четырех выступов. Они отлиты из бронзы, причем средняя больше крайних. В арках и нишах больших и в арках малых дверей помещены изображения Святых с надписями. Общее значение и смысл этих фигур часто тот же, что и настенных изображений.

Колокола

В 1926 году в России был отлит последний церковный колокол, и надолго погасли литейные колокольные печи. Минуло почти 70 лет. В 1995 г. Комиссия по художественному убранству Храма Христа Спасителя конкурсе объявила конкурс на право изготовления колоколов для Храма, победителем в котором стал первый литейный цех ЗИЛа.

а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Смотреть картинку а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Картинка про а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора. Фото а какой храм был главным при советской власти и носил статус кафедрального патриаршего собора

Галерея воинской славы

Преображенская церковь

Освящение и открытие Преображенской церкви произошло 19 августа 1996 года, Литургию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С того дня Преображенская церковь является действующим Храмом.

Источник

Хроника русских соборов

Когда Рус­ская Цер­ковь стала соби­рать соборы, какие про­блемы решали, в каких отно­ше­ниях с вла­стью нахо­ди­лись? Об исто­рии собор­ного дви­же­ния в России рас­ска­зы­вает кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук Федор Гайда.

Под крылом Визан­тии

Рус­ская Цер­ковь до сере­дины XV века была состав­ной частью Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата, а потому рус­ские мит­ро­по­литы при­ни­мали уча­стие в его собо­рах. Исто­рия визан­тий­ских цер­ков­ных собо­ров отнюдь не исчер­пы­ва­ется зна­ме­ни­тыми семью Все­лен­скими собо­рами. И после VIII века на собо­рах реша­лись вопросы дог­ма­тики и цер­ков­ного права. Вскоре после пер­вого Кре­ще­ния Руси при пат­ри­архе Фотии состо­ялся Собор (879–880), на кото­ром было осуж­дено Филио­кве — латин­ская вставка в Символ веры, согласно кото­рой Святой дух исхо­дит не только от Отца (как в пер­во­на­чаль­ном тексте сим­вола), но и от Сына. В Визан­тии он всегда почи­тался как Вось­мой Все­лен­ский собор. В XI–XIII веках на кон­стан­ти­но­поль­ских собо­рах раз­ра­ба­ты­ва­лись вопросы пра­во­слав­ной литур­гики. Соборы 1341–1351 годов озна­ме­но­ва­лись побе­дой исих­аст­ского учения (бого­сло­вием и аске­ти­кой, направ­лен­ными на бого­по­зна­ние и обо­же­ние), с кото­рым было свя­зано и духов­ное воз­рож­де­ние Руси в XIV веке.

На Руси соборы также созы­ва­лись — для реше­ния мест­ных судеб­ных и дис­ци­пли­нар­ных вопро­сов. В ряде слу­чаев, когда вопрос не мог быть решен в Кон­стан­ти­но­поле, на соборе мест­ных епи­ско­пов изби­рали мит­ро­по­лита Киев­ского. Так, на первом соборе Рус­ской Церкви, о кото­ром оста­лись сви­де­тель­ства, в 1051 году на все­рос­сий­скую кафедру был избран мит­ро­по­лит Ила­рион — автор зна­ме­ни­того «Слова о законе и бла­го­дати». В 1147 году также на соборе был избран мит­ро­по­лит Кли­мент Смо­ля­тич, отли­чав­шийся своей обра­зо­ван­но­стью. В 1273 или 1274 году по ини­ци­а­тиве Киев­ского мит­ро­по­лита Кирилла III состо­ялся собор рус­ских епи­ско­пов, на кото­ром после Баты­ева погрома было решено уси­лить цер­ков­ную дис­ци­плину и иско­ре­нять язы­че­ские обычаи.

Рус­ская сим­фо­ния

При­ня­тие Кон­стан­ти­но­по­лем унии с пап­ским Римом при­вело к про­воз­гла­ше­нию авто­ке­фа­лии Рус­ской Церкви. В 1448 году на соборе в Москве мит­ро­по­ли­том был избран рязан­ский епи­скоп Иона. С этого вре­мени мос­ков­ские мит­ро­по­литы изби­ра­лись собо­ром Рус­ской Церкви, кото­рый соби­рался по ини­ци­а­тиве вели­кого князя или царя, он же утвер­ждал собор­ное реше­ние. Подоб­ная тра­ди­ция суще­ство­вала в Визан­тии со времен импе­ра­тора Кон­стан­тина Вели­кого. Однако боль­шое вли­я­ние госу­дар­ствен­ной власти на реше­ния собо­ров еще не озна­чало, что оно всегда было реша­ю­щим. В 1490 году цер­ков­ные иерархи доби­лись про­ве­де­ния собора, на кото­ром были осуж­дены еретики-«жидовствующие», отри­цав­шие боже­ствен­ность Иисуса Христа и свя­тость икон, однако укре­пив­ши­еся при дворе и имев­шие кос­вен­ную под­держку со сто­роны вели­кого князя Ивана III. Госу­дарь всея Руси не пошел против нов­го­род­ского архи­епи­скопа Ген­на­дия и игу­мена Иосифа Волоц­кого. На соборе 1503 года вели­кий князь попро­бо­вал поста­вить вопрос о секу­ля­ри­за­ции цер­ков­ных земель и опять вынуж­ден был усту­пить собор­ному мнению Церкви.

Боль­шое зна­че­ние для всей рус­ской исто­рии имел собор 1551 года, про­зван­ный Сто­гла­вым за при­ня­тый им сбор­ник реше­ний из 100 глав. Под­лин­ным ини­ци­а­то­ром собора был мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Мака­рий (1542–1563). Именно он венчал на цар­ство пер­вого рус­ского царя — Ивана IV. По при­меру цер­ков­ных собо­ров в 1549 году был созван «Собор при­ми­ре­ния» — первый Зем­ский собор, орган госу­дар­ствен­ного управ­ле­ния, при­зван­ный испра­вить нестро­е­ния Рус­ского госу­дар­ства. В зем­ских собо­рах, при­ни­мав­ших обще­го­су­дар­ствен­ные реше­ния, наряду с пред­ста­ви­те­лями разных групп насе­ле­ния при­ни­мало уча­стие и духо­вен­ство. Реформы Избран­ной рады, про­во­див­ши­еся в начале цар­ство­ва­ния Ивана Гроз­ного, были бла­го­слов­лены мит­ро­по­ли­том Мака­рием. Именно при нем еще на собо­рах 1547 и 1549 годов был утвер­жден обще­рус­ский собор святых, кано­ни­зи­ро­ваны Алек­сандр Нев­ский, мит­ро­по­лит Иона, Паф­ну­тий Боров­ский, Алек­сандр Свир­ский, Зосима и Сав­ва­тий Соло­вец­кие, Петр и Фев­ро­ния Муром­ские. На Сто­главе было также уни­фи­ци­ро­вано цер­ков­ное право, духов­ные лица выво­ди­лись из веде­ния свет­ского суда. Опре­де­ля­лись каноны цер­ков­ной архи­тек­туры и ико­но­писи. Осуж­да­лись пьян­ство, азарт­ные игры, ско­мо­ро­ше­ство. Рост цер­ков­ного зем­ле­вла­де­ния был постав­лен под госу­дар­ствен­ный кон­троль: земля была основ­ным источ­ни­ком дохода слу­жи­лых людей, сокра­ще­ние земель­ного фонда под­ры­вало бое­спо­соб­ность войска. Реше­ние при­ни­ма­лось в госу­дар­ствен­ных инте­ре­сах — и Цер­ковь была с этим согласна. Впо­след­ствии соборы 1573, 1580 и 1584 годов про­дол­жили эту поли­тику.

После смерти Ивана Гроз­ного и госу­дар­ство, и Цер­ковь нуж­да­лись во вза­им­ной под­держке. В 1589 году «Собор Рос­сий­ского и Гре­че­ского цар­ства» в составе рус­ских архи­ереев с уча­стием Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Иере­мии II (статус рус­ского пред­сто­я­теля мог быть изме­нен только с согла­сия Все­лен­ского Пра­во­сла­вия) учре­дил в России пат­ри­ар­ше­ство и возвел на пре­стол мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Иова. В речи пат­ри­арха Иере­мии, бла­го­слов­ляв­шего созда­ние новой пат­ри­ар­шей кафедры, на мос­ков­ском соборе гово­ри­лось о «вели­ком Рос­сий­ском цар­стве, Тре­тьем Риме». Кон­стан­ти­но­поль­ские соборы 1590 и 1593 годов утвер­дили это реше­ние. Пат­ри­архи Мос­ков­ские и всея Руси Иов и Гер­мо­ген стали насто­я­щим опло­том госу­дар­ствен­но­сти в период Смуты, осо­бенно меж­ду­цар­ствий 1598-го и 1610–1613 годов, когда созыв собо­ров в силу обсто­я­тельств был невоз­мо­жен.

В XVII веке цер­ков­ные соборы созы­ва­лись наи­бо­лее часто — в это время их было собрано более трех десят­ков. Актив­ную роль духо­вен­ство играло и на зем­ских собо­рах. Основ­ным вопро­сом были цер­ков­ные реформы, кото­рые были при­званы под­нять нрав­ствен­ность и бла­го­че­стие народа, предот­вра­тить духов­ное оску­де­ние. Соборы стали важ­ней­шим инстру­мен­том реформ пат­ри­арха Никона (1652–1666). Однако и судеб­ное дело самого Пат­ри­арха и Вели­кого госу­даря Никона (офи­ци­аль­ный титул Никона – прим. ред. ) рас­смат­ри­ва­лось соборно. В Боль­шом Мос­ков­ском соборе 1666–1667 годов наряду с 17 рус­скими архи­ере­ями при­ни­мали уча­стие пат­ри­архи Алек­сан­дрии и Антио­хии, пред­ста­ви­тели Кон­стан­ти­но­поль­ского и Иеру­са­лим­ского пат­ри­ар­ха­тов, всего 12 восточ­ных иерар­хов, а также архи­манд­риты, игу­мены, свя­щен­ники и иноки. Никон был сведен с пат­ри­ар­ше­ства за вме­ша­тель­ство в госу­дар­ствен­ные дела и само­чин­ное остав­ле­ние кафед­раль­ного града, после чего собор выдви­нул трех кан­ди­да­тов на пат­ри­ар­ший пре­стол, оста­вив окон­ча­тель­ный выбор за царем. Боль­шой Мос­ков­ский собор под­твер­дил теорию сим­фо­нии духов­ной и свет­ской вла­стей, в соот­вет­ствии с кото­рой они соеди­няли свои усилия, но не вме­ши­ва­лись в сферу веде­ния друг друга. Собор под­твер­дил правоту нико­нов­ских реформ, осудил «старые обряды», ввел регу­ляр­ные епар­хи­аль­ные соборы духо­вен­ства, а также запре­тил постав­лять в свя­щен­ники негра­мот­ных.

Под­мена

После 1698 года цер­ков­ные соборы в России соби­раться пере­стали: это было свя­зано и со стрем­ле­нием царя Петра Алек­се­е­вича укре­пить свою еди­но­лич­ную власть, и с про­во­ди­мым им курсом куль­тур­ной вестер­ни­за­ции, кото­рая часто встре­чала недо­воль­ство духо­вен­ства. 25 января 1721 года был издан Мани­фест об учре­жде­нии Свя­тей­шего Пра­ви­тель­ству­ю­щего Синода (с гре­че­ского — «собор»), воз­глав­ля­е­мого обер-про­ку­ро­ром, куда вошли архи­ереи, насто­я­тели мона­сты­рей и пред­ста­ви­тели белого духо­вен­ства (пер­во­на­чально опре­де­ля­лось, что их число должно соот­вет­ство­вать 12). В Мани­фе­сте гово­ри­лось, что Синод «есть Духов­ное Собор­ное Пра­ви­тель­ство, кото­рое по сле­ду­ю­щем зде Регла­менте имеет всякие Духов­ные дела во Все­рос­сий­ской церкви управ­лять…». Синод был при­знан восточ­ными пат­ри­ар­хами в каче­стве рав­ного. Таким обра­зом, Синод имел пат­ри­ар­ший статус и потому име­но­вался Свя­тей­шим, одно­вре­менно заме­няя собой цер­ков­ный собор. В 1722 году в Синоде была вве­дена долж­ность обер-про­ку­рора — «ока госу­да­рева и стряп­чего о делах госу­дар­ствен­ных в Синоде». Обер-про­ку­рор, будучи свет­ским чинов­ни­ком, заве­дуя кан­це­ля­рией Синода и следя за его регла­мен­том, не входил в его состав. Однако зна­че­ние обер-про­ку­рора посте­пенно росло и осо­бенно уси­ли­лось в XIX веке, по мере пре­вра­ще­ния Рус­ской Церкви в «ведом­ство пра­во­слав­ного испо­ве­да­ния», когда обер-про­ку­рор фак­ти­че­ски стал главой Синода.

Собор 1917–1918 годов — обра­зец рус­ской собор­но­сти

Уже в это время раз­да­ва­лись голоса о необ­хо­ди­мо­сти воз­об­нов­ле­ния живой собор­ной прак­тики Церкви. В начале ХХ века в обсто­я­тель­ствах рас­ту­щего анти­кле­ри­ка­лизма и про­воз­гла­шен­ной в 1905 году веро­тер­пи­мо­сти вопрос о созыве Помест­ного собора стал наи­бо­лее актуа­лен. «Гос­под­ству­ю­щая Цер­ковь» в новой ситу­а­ции ока­за­лась един­ствен­ной под­чи­нен­ной госу­дар­ству кон­фес­сией. В 1906 году откры­лось Пред­со­бор­ное при­сут­ствие, кото­рое состо­яло из архи­ереев, свя­щен­ни­ков и про­фес­со­ров духов­ных ака­де­мий и должно было в тече­ние несколь­ких меся­цев под­го­то­вить мате­ри­алы для пред­сто­я­щего собора. При­сут­ствие выска­за­лось за регу­ляр­ный созыв собо­ров и избра­ние ими членов Синода. Однако собор из-за опа­се­ния поли­ти­че­ской кри­тики в отно­ше­нии власти так и не был созван. В 1912 году вместо него было создано Пред­со­бор­ное сове­ща­ние, про­су­ще­ство­вав­шее вплоть до рево­лю­ции.

Лишь после Фев­раль­ской рево­лю­ции 1917 года появи­лась реаль­ная воз­мож­ность созыва Помест­ного собора. Он открылся на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы (15 авгу­ста ста­рого стиля) в Успен­ском соборе Кремля. Отли­чием этого собора стало то, что в его работе при­ни­мали актив­ное уча­стие миряне, состав­ляв­шие более поло­вины его членов. Собор вос­ста­но­вил Пат­ри­ар­ше­ство и избрал по жребию на пат­ри­ар­ший пре­стол своего пред­се­да­теля — мит­ро­по­лита Мос­ков­ского Тихона. Были при­няты опре­де­ле­ния о пол­но­мо­чиях и порядке фор­ми­ро­ва­ния высших цер­ков­ных орга­нов, епар­хи­аль­ном управ­ле­нии, при­хо­дах, мона­сты­рях и мона­ше­ству­ю­щих. Была опре­де­лена необ­хо­ди­мость уста­нов­ле­ния нового пра­во­вого ста­туса Церкви в госу­дар­стве: она при­зы­вала при­знать за собой сво­боду во внут­рен­нем устро­е­нии и вместе с тем пер­вен­ству­ю­щее поло­же­ние среди других кон­фес­сий; глава госу­дар­ства должен был быть пра­во­слав­ным. Было поста­нов­лено при­влечь к уча­стию в цер­ков­ном слу­же­нии женщин в каче­стве ста­рост, мис­си­о­не­ров, пса­лом­щи­ков. Собор 1917–1918 годов укре­пил Цер­ковь в начале эпохи гоне­ний и стал насто­я­щим образ­цом собор­ного устро­е­ния Церкви. Сле­ду­ю­щий собор поста­но­вили созвать в 1921 году, однако при совет­ской власти это ока­за­лось невоз­мож­ным.

Раз­бой­ни­чьи соборы были и в России

Наобо­рот, при актив­ной под­держке боль­ше­ви­ков свои «помест­ные соборы» в 1923 и 1925 годах про­вели рас­коль­ники-обнов­ленцы, попы­тав­ши­еся поста­вить Цер­ковь под свой кон­троль. Не полу­чив под­держки цер­ков­ного народа и боль­шей части епи­ско­пата, обнов­ленцы в конеч­ном счете лиши­лись и помощи вла­стей. Попытка сфаб­ри­ко­вать «совет­скую ересь» бес­славно про­ва­ли­лась.

Лишь в сен­тябре 1943 года, в разгар Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, когда идео­ло­гия режима резко эво­лю­ци­о­ни­ро­вала в пат­ри­о­ти­че­ском направ­ле­нии, впер­вые после 1918 года появи­лась воз­мож­ность созвать собор, на кото­ром при­сут­ство­вало 19 архи­ереев (неко­то­рые из них неза­долго до того вышли из лаге­рей). Был вос­ста­нов­лен Свя­щен­ный синод и на без­аль­тер­на­тив­ной основе пат­ри­ар­хом избран (после пере­рыва в 18 лет) мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Сергий (Стра­го­род­ский). В даль­ней­шем аль­тер­на­тив­ное избра­ние было вве­дено только на соборе 1990 года, а кан­ди­да­туры пат­ри­ар­хов, как и все при­ни­ма­е­мые на собо­рах реше­ния, согла­со­вы­ва­лись с совет­ским руко­вод­ством. Однако испы­тав на проч­ность веру Церкви в годы кро­ва­вых гоне­ний, ком­му­ни­сти­че­ское госу­дар­ство уже нико­гда не пыта­лось сло­мить ее стер­жень — веро­уче­ние.

Под кон­тро­лем сове­тов

В январе — фев­рале 1945 года после смерти пат­ри­арха Сергия был созван Помест­ный собор. На нем при­сут­ство­вали свя­щен­ники и миряне, но правом голоса были наде­лены только епи­скопы. На собор также при­были деле­га­ции многих помест­ных пра­во­слав­ных церк­вей. Пат­ри­ар­хом был избран мит­ро­по­лит Ленин­град­ский Алек­сий (Симан­ский).

Архи­ерей­ский собор 1961 года состо­ялся в усло­виях хру­щев­ских гоне­ний, когда Цер­ковь под дав­ле­нием власти вынуж­дена была при­нять реше­ние об отстра­не­нии свя­щен­ни­ков от адми­ни­стра­тивно-хозяй­ствен­ных обя­зан­но­стей в при­ходе и воз­ло­же­нии их на особый при­ход­ской «испол­ни­тель­ный орган» (власть таким обра­зом рас­счи­ты­вала на ослаб­ле­ние вли­я­ния духо­вен­ства; реше­ние это было отме­нено собо­ром 1988 года). Собор также вынес реше­ние о вхож­де­нии Рус­ской Церкви во «Все­мир­ный совет церк­вей», что объ­яс­ня­лось зада­чей про­по­веди Пра­во­сла­вия в про­те­стант­ском мире. Власть рас­смат­ри­вала Цер­ковь как один из воз­мож­ных рыча­гов своей «миро­лю­би­вой» внеш­ней поли­тики, но не учла про­ти­во­по­лож­ного эффекта: уси­ли­ва­лось меж­ду­на­род­ное поло­же­ние самой Церкви, что нередко поз­во­ляло отста­и­вать свою правду перед ате­и­сти­че­ским госу­дар­ством.

Помест­ный собор 1971 года избрал пат­ри­ар­хом мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого Пимена (Изве­кова). Этот собор также отме­нил клятвы Боль­шого Мос­ков­ского собора 1666–1667 годов на «старые обряды», при­зна­вая воз­мож­ность их исполь­зо­ва­ния (но со ста­ро­об­ряд­цев не сни­ма­лось осуж­де­ние за уча­стие в рас­коле).

Опять сво­бода

Помест­ный собор 1988 года, при­уро­чен­ный к 1000-летию Кре­ще­ния Руси, озна­ме­но­вал собой духов­ное воз­рож­де­ние страны, где Цер­ковь пере­стала быть гони­мой, а ате­и­сти­че­ский кон­троль резко ослаб. Собор кано­ни­зи­ро­вал многих святых: Дмит­рия Дон­ского, Андрея Руб­лева, Мак­сима Грека, мит­ро­по­лита Мака­рия Мос­ков­ского, Ксению Петер­бург­скую, Амвро­сия Оптин­ского, Фео­фана Затвор­ника, Игна­тия Брян­ча­ни­нова.

Архи­ерей­ский собор 1989 года про­сла­вил в лике святых пат­ри­арха Тихона. Созван­ный по кон­чине пат­ри­арха Пимена, в 1990 году, Помест­ный собор впер­вые с 1918 года полу­чил воз­мож­ность выно­сить сво­бод­ное от госу­дар­ствен­ного вме­ша­тель­ства реше­ние о новом пред­сто­я­теле Рус­ской Церкви. Тайным голо­со­ва­нием собор изби­рал пат­ри­арха из трех кан­ди­да­тов, выдви­ну­тых пред­ва­ри­тельно Архи­ерей­ским собо­ром: мит­ро­по­ли­тов Ленин­град­ского Алек­сия (Риди­гера), Киев­ского Фила­рета (Дени­сенко) и Ростов­ского Вла­ди­мира (Сабо­дана). Тогдаш­няя власть пред­по­чи­тала видеть на пат­ри­ар­шем пре­столе наи­бо­лее лояль­ную фигуру мит­ро­по­лита Фила­рета, но наста­и­вать не стала. Еще одним зна­ме­нием завер­ше­ния ком­му­ни­сти­че­ской эры стала состо­яв­ша­яся на соборе кано­ни­за­ция пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского.

При пат­ри­архе Алек­сии II (1990–2008) архи­ерей­ские соборы соби­ра­лись в 1990, 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годах. В 1990‑е годы основ­ной была про­блема укра­ин­ского цер­ков­ного рас­кола, воз­глав­лен­ного так и не став­шим пат­ри­ар­хом на Москве Фила­ре­том. Собор 2000 года кано­ни­зи­ро­вал 1071 свя­того в сонме ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков Рос­сий­ских, в том числе импе­ра­тора Нико­лая II и его семью. Были при­няты Основы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Церкви, в кото­рых четко опре­де­лены прин­ципы цер­ковно-госу­дар­ствен­ных отно­ше­ний и, в част­но­сти, долг хри­сти­а­нина мирно про­ти­во­сто­ять любой бого­бор­че­ской поли­тике.

27 января 2009 года на Помест­ным соборе Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским и всея Руси был избран мит­ро­по­лит Смо­лен­ский и Кали­нин­град­ский Кирилл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *