активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать

Обучение больных сахарным диабетом второго типа

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составля

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Обучение проводится в специально созданных «школах больных СД второго типа», одна из которых в течение 7 лет функционирует на базе клиники эндокринологии Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. В этой школе прошли обучение 3171 человек, из них 2663 человека (83,9%) неоднократно, средний возраст пациентов составил 56±11,2 года.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие 1. Тема «Что такое СД»

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

Ключевые аспекты темы:

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды ( 1. Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных СД. М., 1999.
2. Штандл Э., Менерт Х. Большой справочник по диабету. Пер. с нем. М., 2000.
3. Бутрова С. А. Синдром инсулинорезистентности при абдоминальном ожирении // Лечащий Врач. 1999. №7. С. 32-36.
4. СД. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Серия технических докладов 727. Пер. с англ. М., 1987.
5. American Diabetes Association/ Nutrition recommendations and principles for people with diabetes mellitus / Diabetes Care 21. 1998. (Suppl.1): S5-S19.
6. Аssal J. P. Доклад ВОЗ по проведению образовательных программ у терапевтических больных // Медикография. Т 21. 1999. №4. С. 64-72.
7. Coulston A. M. Insulin resistance: its role in health and disease and implications for nutritional management. Topics in Nutrition, 1997. 1-14.

Источник

Школа больного сахарным диабетом

Сахарный диабет — это эндокринное заболевание, характеризующееся хроническим повышением уровня сахара в крови вследствие абсолютного или относительного дефицита инсулина — гормона поджелудочной железы. Заболевание приводит к нарушению всех видов обмена веществ, поражению сосудов, нервной системы, а также других органов и систем.

Классификация
Различают:
1. Инсулинзависимый диабет (сахарный диабет 1 типа) развивается в основном у детей и молодых людей;
2. Инсулиннезависимый диабет (сахарный диабет 2 типа) обычно развивается у людей старше 40 лет, имеющих избыточный вес. Это наиболее распространенный тип болезни (встречается в 80-85% случаев);
3. Вторичный (или симптоматический) сахарный диабет;
4. Диабет беременных.
5. Диабет, обусловленный недостаточностью питания

При сахарном диабете 1 типа имеется абсолютный дефицит инсулина, обусловленный нарушением работы поджелудочной железы.

При сахарном диабете 2 типа отмечается относительный дефицит инсулина. Клетки поджелудочной железы при этом вырабатывают достаточно инсулина (иногда даже повышенное количество). Однако на поверхности клеток блокировано или уменьшено количество структур, которые обеспечивают его контакт с клеткой и помогают глюкозе из крови поступать внутрь клетки. Дефицит глюкозы в клетках является сигналом для еще большей выработки инсулина, но это не дает эффекта, и со временем продукция инсулина значительно снижается.

Причины
Основной причиной сахарного диабета 1 типа является аутоиммунный процесс, обусловленный сбоем иммунной системы, при котором в организме вырабатываются антитела против клеток поджелудочной железы, разрушающие их. Главным фактором, провоцирующим возникновение диабета 1 типа, является вирусная инфекция (краснуха, ветряная оспа, гепатит, эпидемический паротит (свинка) и т.д.) на фоне генетической предрасположенности к этому заболеванию.

Основных факторов, провоцирующих развитие сахарного диабета 2 типа два: ожирение и наследственная предрасположенность:
1. Ожирение. При наличии ожирения I ст. риск развития сахарного диабета увеличивается в 2 раза, при II ст. — в 5 раз, при III ст. — более, чем в 10 раз. С развитием заболевания более связана абдоминальная форма ожирения — когда жир распределяется в области живота.
2. Наследственная предрасположенность. При наличии сахарного диабета у родителей или ближайших родственников риск развития заболевания возрастает в 2-6 раз.
Инсулиннезависимый диабет развивается постепенно и отличается умеренной выраженностью симптомов.

Причинами так называемого вторичного диабета могут быть:
— заболевания поджелудочной железы (панкреатит, опухоль, резекция и т.д.);
— заболевания гормональной природы (синдром Иценко-Кушинга, акромегалия, диффузный токсический зоб, феохромоцитома);
— воздействие лекарств или химических веществ;
— изменение рецепторов инсулина;
— определенные генетические синдромы и т.д.
Отдельно выделяют сахарный диабет беременных и диабет, обусловленный недостаточностью питания.

Что происходит?
Какова бы ни была причина возникновения диабета, следствие одно: организм не может в полной мере использовать глюкозу (сахар), поступающую с пищей и запасать ее избыток в печени и мышцах. Неиспользованная глюкоза в избыточном количестве циркулирует в крови (частично выводится с мочой), что неблагоприятно влияет на все органы и ткани. Так как поступление глюкозы в клетки недостаточно, в качестве источника энергии начинают использоваться жиры. В результате в повышенном количестве образуются токсичные для организма и особенно для головного мозга вещества, называемые кетоновыми телами, нарушается жировой, белковый и минеральный обмен.

Симптомы сахарного диабета:
— жажда (больные могут выпивать 3-5 л и более жидкости в сутки);
— учащенное мочеиспускание (как днем, так и ночью);
— сухость во рту;
— общая и мышечная слабость;
— повышенный аппетит;
— зуд кожи (особенно в области гениталий у женщин);
— сонливость;
— повышенная утомляемость;
— плохо заживающие раны;
— резкое похудание у больных с сахарным диабетом 1 типа;
— ожирение у больных с сахарным диабетом 2 типа.
Как правило, сахарный диабет 1 типа (инсулинзависимый) развивается быстро, иногда внезапно. Инсулиннезависимый диабет развивается постепенно и отличается умеренной выраженностью симптомов.

Осложнения сахарного диабета:
— сердечно-сосудистые заболевания (атеросклероз сосудов, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);
— атеросклероз периферических артерий, в том числе артерий нижних конечностей;
— микроангиопатия (поражение мелких сосудов) нижних конечностей;
— диабетическая ретинопатия (снижение зрения);
— нейропатия (снижение чувствительности, сухость и шелушение кожных покровов, боли и судороги в конечностях);
— нефропатия (выделение с мочой белка, нарушение функций почек);
— диабетическая стопа — заболевание стоп (язвы, гнойно-некротические процессы) на фоне поражения периферических нервов, сосудов, кожи, мягких тканей;
— различные инфекционные осложнения (частые гнойничковые поражения кожи, грибки ногтей.и т.д.);
— комы (диабетическая, гиперосмолярная, гипогликемическая).
Сахарный диабет первого типа иногда проявляется резким ухудшением состояния с выраженной слабостью, болями в животе, рвотой, запахом ацетона изо рта. Это обусловлено накоплением в кроми токсичных кетоновых тел (кетоацидоз). Если быстро не устранить это состояние, больной может потерять сознание — диабетическая кома — и умереть. Коматозное состояние может также наступить при передозировке инсулина и резком снижении уровня глюкозы крови — гипогликемическая кома.

Для предупреждения развития осложнений сахарного диабета необходимо постоянное лечение и тщательный контроль уровня сахара в крови.

Диагностика и лечение
Больные сахарным диабетом обязательно должны состоять на учете у врача-эндокринолога.
Для диагностики сахарного диабета выполняют следующие исследования.
— Анализ крови на глюкозу: натощак определяют содержание глюкозы в капиллярной крови (кровь из пальца).
— Проба на толерантность к глюкозе: натощак принимают около 75 г глюкозы, растворенной в 1-1,5 стаканах воды, затем определяют концентрацию глюкозы в крови через 0.5, 2 часа.
— Анализ мочи на глюкозу и кетоновые тела: обнаружение кетоновых тел и глюкозы подтверждает диагноз диабета.
— Определение гликозилированного гемоглобина: его количество значительно повышается у больных сахарным диабетом.
— Определение инсулина и С-пептида в крови: при первом типе сахарного диабета количество инсулина и С-пептида значительно снижается, а при втором типе возможны значения в пределах нормы.

Лечение сахарного диабета включает:
— специальную диету: необходимо исключить сахар, спиртные напитки, сиропы, пирожные, печенья, сладкие фрукты. Пищу нужно принимать небольшими порциями, лучше 4-5 раз в день. Рекомендуются продукты, содержащие различные сахарозаменители (аспартам, сахарин, ксилит, сорбит, фруктоза и др.).
— ежедневное применение инсулина (инсулинотерапия) — необходимо больным сахарным диабетом первого типа и при прогрессировании диабета второго типа. Препарат выпускается в специальных шприц-ручках, с помощью которых легко делать уколы. При лечении инсулином необходимо самостоятельно контролировать уровень глюкозы в крови и моче (с помощью специальных полосок).
— применение таблеток, способствующих снижению уровня сахара в крови. Как правило, с таких препаратов начинают лечение сахарного диабета второго типа. При прогрессировании заболевания необходимо назначение инсулина.

Людям, страдающим сахарным диабетом, полезны физические упражнения. Лечебную роль оказывает и снижение веса у пациентов с ожирением.

Лечение сахарного диабета проводится пожизненно. Самоконтроль и точное выполнение рекомендаций врача позволяют избежать или значительно замедлить развитие осложнений заболевания.

Источник

Активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать

активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Смотреть фото активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Смотреть картинку активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Картинка про активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Фото активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать

Информация для директора, школы, классного руководителя, учителей и школьного персонала

Материал подготовлен на основе Инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ «Дети с диабетом в школе», Шапошникова Т.Д., М., 1997.

Введение

В этом пособии кратко изложена необходимая информация, которая помогла бы школьным работникам объяснить многие поступки учеников с диабетом, поскольку, на первый взгляд, они могут показаться странными, «выпадающими» из общих правил поведения учащегося, и принимать адекватные решения и действия.

Как больной диабетом, ребенок имеет право на дополнительный выходной день, то есть, при необходимости, может не посещать школу в какой-либо день недели, помимо воскресенья.

Ребенок с диабетом может быть также освобожден от всех или части экзаменов. Директор школы, где обучается ребенок, решает, кто из учителей (классный руководитель, завуч и т.д.) возьмет на себя обязанность в выполнении организационных аспектов проблемы его реабилитации в школе и контролирует состояние дел по этому вопросу. Возможно, для ребенка с диабетом придется время от времени выбирать форму обучения на дому.

Что такое сахарный диабет?

Основная тяжесть в процессе возвращения ребенка с диабетом к нормальной жизни ложится на плечи родителей и ближайшего его окружения. Важнейшее место здесь, конечно же, принадлежит школе; поэтому школьный учитель, в особенности классный руководитель, должен иметь необходимую информацию об этом заболевании и его течении.

В первую очередь, на протяжении всех лет обучения ребенка в школе, очень важны личные контакты классного руководителя с родителями. При этом, первое время родители больного ребенка будут ему плохими помощниками, поскольку могут находиться буквально в шоковом состоянии после известия о заболевании; в первые месяцы им придется «переварить» массу информации о том, как ухаживать за ребенком, делать уколы, рассчитать правильный режим питания, научиться постоянному контролю за течением заболевания. В дальнейшем же, безусловно, все вопросы учебно-воспитательного характера следует решать совместно.

Конечно, классному руководителю следует ознакомиться с необходимой информацией о диабете как заболевании и ознакомить с ней других учителей (отдельная информация также должна быть для школьной медсестры, учителя физкультуры, работников столовой).

Критические ситуации при диабете. Гипогликемия

«Гипо» может развиться, если ребенок:

Допускать возникновения и развития состояния «гипо» очень опасно для жизни ребенка!

Здесь важно, чтобы учитель смог оперативно распознать признаки «гипо» (ребенок, особенно младших классов, не всегда может это сам сделать) и срочно принять необходимые меры.

Симптомы «гипо»:

В принципе, каждый ребенок (кроме самых маленьких, которые могут сразу потерять сознание) заранее чувствует приближение «гипо». Проблема состоит в том, чтобы он не растерялся и знал, что в этом случае ему нужно срочно достать из портфеля и, вне зависимости от того, где он находится (например, на уроке), выпить сладкий фруктовый сок (0,5 стакана) или съесть три кусочка сахара (конфеты), или печенье, или выпить 0,5 стакана обычной пепси- колы, или принять 3 таблетки глюкозы по 5 граммов.

Действия учителя:

Не пугаться! Действовать решительно!

При первых симптомах «гипо» разрешить ребенку выпить или съесть вышеуказанное.

При этих действиях состояние «гипо» может и не развиваться дальше, но для закрепления достигнутого эффекта важно, чтобы ребенок еще что-нибудь поел.

Нет необходимости совсем отправлять ребенка домой, состояние «гипо» обычно проходит буквально через 10-15 минут; если эта ситуация произошла в конце учебного дня (на последнем уроке, в раздевалке), ребенка, после того, как он поест, следует отправить домой с сопровождением или вызвать для этого родителей.

Для оказания неотложной помощи при гипогликемиях используется глюкагон в форме препарата ГлюкаГен ГипоКит, производимого компанией «Ново Нордиск» (Дания). Набор состоит из упаковки, в которой имеются ГлюкаГен 1 мг в виде порошка во флаконе, шприца с водой- растворителем и инструкция по применению.

Как использовать Г люкаГ ен Г ипоКит?

ГлюкаГен ГипоКит должен быть у ребенка с собой или у медицинской сестры.

Важнейшей задачей является проблема психологической реабилитацииребенка с диабетом. Она имеет два непростых аспекта:

Несомненно, надо принять во внимание, каков класс как коллектив; взаимоотношения в целом и отношение к данному ребенку персонально; следует говорить о заболевании всему классу или взять себе в помощники в этом смысле некоторых учеников, которые дружат с больным ребенком, более ответственных.

Особое внимание следует уделить самому ребенку с диабетом.

Дети младшего и среднего школьного возраста внешне менее переживают, они чем-то отличаются от других детей, нуждаются в чужой помощи. Младц школьникам просто нужно напоминать о времени еды, инъекции инсулина, бывают очень застенчивые дети: они боятся насмешек товарищей; стесняются есть бутерброд на перемене; определив у себя признаки «гипо» на уроке, постесняю вынуть еду из портфеля и съесть ее; лишний раз не поднимут руку, отпрашиваться в туалет, хотя высокий уровень сахара крови обязательно сопряжен с частым мочеиспусканием. Таких детей следует успокоить и убедить, что все, что им требуется «по болезни», будет нормально воспринято учителем.

Ситуация при высоком уровне сахара крови

Важно понимать это его состояние и спокойно отнестись к нему, раздражаясь и не акцентируя на этом внимание других учеников. Обьг родители заранее договариваются с учителем о том, что их ребенку достато просто поднять руку, а учителю спокойно разрешить ему выйти. Если учитель совершит ошибку, заметив: «Я же тебя отпускал в туалет на прош уроке!», это может вызвать насмешки со стороны других учеников. Извес случаи, когда дети, особенно в начальной школе, стесняясь и боясь насме] попадали в неловкую ситуацию.

Порядок питания при диабете

Наряду с инсулином важным элементом лечения диабета явл5 правильно подобранное питание.

Если же ученик должен сдавать зачет или экзамен, желательно подобрать для этого время так, чтобы оно не совпадало со временем приема пищи.

Физические нагрузки и спорт (рекомендации для учителя физкультуры, тренера спортивной секции)

Ребенок с диабетом получает от врача наставления и советы по вопросу о том, как ему вести себя при физических нагрузках. Они не запрещены ребенку, напротив, в умеренных объемах и под контролем спорт и физические упражнения ему показаны. Во всем мире существует масса примеров того, как профессиональные спортсмены, будучи больны диабетом, не меняют своего образа жизни из-за болезни, умело рассчитывая физическую нагрузку, режим и инсулинотерапию. Физические упражнения заставляют организм «сжигать» сахар быстрее, чем в обычной обстановке. Учителю физкультуры необходимо иметь в виду, что дети с диабетом перед занятиями должны обязательно поесть или в крайнем случае съесть что-то сладкое (например, шоколадку).

Итак, о чем должен помнить учитель физкультуры или тренер, имея в своей группе ребенка с диабетом:

Советы по выбору профессии

Что нужно знать учителю о психологическом состоянии ребенка с диабетом

В начале заболевания ребенок бывает буквально раздавлен новостью о том, что он болен. Да и сама болезнь, которая требует ежедневных уколов инсулина, обязательного режима питания и жизнедеятельности, уж очень необычна и страшна. Многому нужно учиться, от многого отказаться. Сразу встает вопрос, говорить или не говорить о болезни в школе, родственникам, окружающим. Ребенок официально получает статус инвалида с детства, что, естественно, не добавляет радости. Многие предпочитают ничего не говорить о болезни окружающим, скрывать даже в школе, что ребенок болен, не понимая, какой опасности они подвергают его жизнь. Конечно, каждая семья решает самостоятельно этот вопрос, но даже если родители ничего не говорят окружающим о болезни, кроме учителя, все равно поведение ребенка отличается от окружающих его сверстников и вызывает нездоровый интерес в классе.

Поэтому детям и подросткам с диабетом нужно помочь наладить отношения со сверстниками, постараться сделать так, чтобы они «не выпадали» из общего круга интересов и дел класса, дать шанс реализовать себя.

Итак, о чем необходимо помнить:

Как правило, медицинская сестра заполняет следующую карточку:

Информация о ребенке с диабетом:

-Ф.И.О. ребенка _____________________________________________________________

-Число, месяц, год рождения __________________________________________________

-Домашний адрес, телефон ___________________________________________________

-Ф.И.О., телефон лечащего врача-эндокринолога

Мед. сестра по договоренности с родителями может иметь в кабинете запасные одноразовые инсулиновые шприцы, инсулин, средства самоконтроля, ГлюкаГен ГипоКит. Все необходимые средства могут быть представлены в мед. кабинет родителями ребенка с диабетом.

Источник

Активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать

активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Смотреть фото активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Смотреть картинку активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Картинка про активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать. Фото активные формы обучения на занятии школы для пациентов с сахарным диабетом могут включать

В настоящее время во многих развивающихся и в большинстве развитых стран заболеваемость сахарным диабетом (СД) достигла масштабов эпидемии,и дальнейший рост еще ожидается. Как показывает статистика, в Российской Федерации общая численность пациентов с СД на 31.12.2017 г. составила 4 498 955 человек (3,06% населения страны). Жизнь этих людей непрерывно связана с введением инсулина. Среди них 13% составляют пациенты в возрасте от 18 до 24 лет – это потенциальные студенты, осваивающие программу профессионального обучения. Применяемые в большинстве учебных заведений программные комплексы (ПК) по физической культуре, реализуемые в учебном процессе, не учитывают особенностей, потребностей ивозможностейстудентов с диагнозом СД 1-го типа или являются дорогостоящими.

Безусловно, регулярная физическая активность позволяет снизить уровень глюкозы в крови и уменьшить инсулинорезистентность, т.е. повысить чувствительность к инсулину. Кроме того, благодаря тренировкам улучшается состояние сосудов, увеличивается мышечная масса, развиваются гибкость, чувство равновесия,формируется правильная осанка. Но, поскольку речь идет о людях с тяжелым заболеванием, то и выбирать виды спорта и нагрузки следует с осторожностью. Разумный подход к физической активности самым благоприятным образом влияет на компенсацию заболевания [1, 2].

Из попыток заниматься физкультурой, потому что «надо», обычно не выходит ничего хорошего, поскольку их быстро прекращают. Прежде всего решаются два вопроса.

Преподавателю и студенту следует принять во внимание, что даже при запланированных занятиях по физкультуре необходимо учитывать ограничения, несоблюдение которых может привести к катастрофе. Отказ оправдан и более того – обязателен в период декомпенсации углеводного обмена, при гипергликемии и гипогликемии(гипергликемия – содержание сахара в крови выше 13 ммоль/л, гипогликемия – содержание сахара в крови 4 ммоль/л и ниже, а также состояние после нее в течение часа, при наличии кетоза (ацетона в крови), когда физическая нагрузка не снижает, а напротив, повышает гликемию) [1].

С точки зрения врачей-эндокринологов, при определенных условиях допускается возможность занятий некоторыми видами легкой атлетики, танцами, теннисом, плаванием.

Индивидуализация физической нагрузки является актуальным направлением научных исследований.

Проблема научного исследования заключается в отсутствии на сегодняшний день методических рекомендаций, учитывающих нозологическую группу студентов.

Цель исследования: индивидуализация программы занятий для студентов с заболеванием СД 1-го типа.

Материал и методы исследования. Исследование было проведено студенткой факультета менеджмента, логистики и таможенного дела Л.А. Агеевой (гр. УПп.1-16-1) под руководством к.п.н. Л.Н. Рютиной, доцента кафедры физического воспитания ИрГУПС. В данном эксперименте в силу объективных обстоятельств отсутствовала контрольная группа, поэтому он носил характер линейного и основывался на сравнении контролируемых и зависимых переменных до и после экспериментального воздействия. Анализу подверглась одна и та же группа в лице единственного ее участника.Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и спорта ИрГУПСа –в спортивно-оздоровительном комплексе «Изумруд» с бассейном, тренажерным и физкультурным залами. Авторами статьи были разработаны комплексы физических упражнений и методика их применения, адаптированная к состоянию участника эксперимента. Одновременно было решено провести исследование влияния различных средств физической культуры на повышение толерантности к физической нагрузке, общее самочувствие, уровень глюкозы в крови и квартальный уровень гликолизированного гемоглобина. В ходе эксперимента уровень глюкозы крови контролировался с помощью глюкометра Accu-Check Performa не менее трех раз при каждом занятии: до, непосредственно после занятий и через час после физической нагрузки.

Хотелось бы отметить, что объем и интенсивность физических нагрузок представленной нами экспериментальной программы корректируются с учетом индивидуальных особенностей студента-диабетика, компенсации и тяжести заболевания. У больных сахарным диабетом реакция организма на физическую нагрузку может быть различной в зависимости от исходного уровня гликемии, который отражает степень компенсации сахарного диабета.

Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент продолжался три месяца: с октября 2019 г. по декабрь 2019 г. – и включал 4 комплекса занятий в неделю, все они охватывали физические упражнения, имеющие разную направленность. Занятия проводились под контролем преподавателя 2 раза в неделю по 40–45 минут с чередованием комплексов. Схема занятий представлена в таблице 1.

Схема занятий физической культурой при сахарном диабете 1-го типа

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *