активные методы обучения на уроках информатики

Применение активных методов обучения в основной школе для реализации ФГОС средствами уроков информатики и ИКТ

ВВЕДЕНИЕ

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.

В статье «Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике», в журнале «Информатика» говорилось, что: “За основу понятия компетентный человек берётся способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, обучаться на протяжении всей жизни.”

Для каждого предмета вырабатывается своё понятие информатической компетентности.

Переход от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Применение активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС

Помимо методов, можно выделить также приемы обучения – конкретные способы организации деятельности обучаемых.

Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.

Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).

Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля. Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме.

Основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.

Педагогика — в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психологических наук. Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе нам даёт современная психология.

Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную.

Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.

Физическая активность учащихся, отвечающая учебным целям, активизируется в процессе изменения способов обучающей деятельности. Для этого учащимся предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссии, менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию перед аудиторией, выполнять те или иные физические действия для релаксации и т.д.

Социальная активность проявляется в момент, когда учащиеся инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с преподавателем.

Познавательная активность учащегося проявляется в инициировании вопросов, в анализе учебных материалов и изложении результатов анализа. Познавательная активность обучаемых развивается в случае, когда они сами формулируют проблему, намечают способы ее решения, вносят поправки и дополнения в изложение преподавателя, находят решение проблемы и обосновывают его.

Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в учебных заведениях, но и приобретается в ходе «естественного освоения», которое получило название научение. Выражения «школа жизни» и «мои университеты», в которых не подразумеваются официальные заведения, — именно об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине XVIII века Жан-Жак Руссо, в XX веке его идеи развил Джон Дьюи.

Система оценки достижения планируемых результатов ФГОС

Для учителя мало обеспечить интересный познавательный процесс, важно еще и суметь оценить результаты, полученные в ходе этого процесса.

Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом личностное развитие стоит на первом месте.

Чтобы увидеть развитие личности, необходимо проследить динамику индивидуальных достижений учащегося. Динамику развития необходимо просматривать как на отдельно взятом уроке, так и на протяжении всего периода обучения в школе.

Для оценивания существует довольно разнообразное количество форм и методов, которые дополняют друг друга: это тестовые формы, письменные и устные проверки, проектная деятельность (изготовление продукта), практические и творческие работы и так далее. Очень важным способом оценки выступает самоанализ, т.к. только этот способ дает учащемуся возможность реально оценить себя и позволяет максимально эффективно адаптироваться в социальной среде. Кроме того, самоанализ обеспечивает главную цель, преследуемую ФГОС – стремление обучающихся развивать свою личность.

В ходе оценивания учитель должен понимать, какой тип образовательных результатов он хочет получить, и подбирать соответствующий способ оценки. Иначе говоря, пятибальная шкала оценки хорошо подходит для оценивания предметных результатов, но по ней нельзя померить, насколько вырастает учащийся сам над собой. Поэтому каждый вид результатов должен быть оценен по своим собственным критериям. Критерии эти должны быть известны обучающимся и понятны для них, а у учителя не должны занимать много времени

При этом, необходимо учесть, что у обучающихся изначально разные способности к познанию, особенно в условиях реализации концепции инклюзивного образования, но у каждого из них должна быть возможность добиться успеха.

Для мотивации учащихся и преодоления эмоционального напряжения важно при помощи оценки показывать ученику, каких результатов он уже добился и что он мог бы улучшить. В этом отношении отлично работают рефлексивные методы оценивания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Урок информатики в 5 классе по теме: “Таблицы” проведен в соответствии с требованиями ФГОС основного образования. Представлен урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения. Эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения. На этапе изучения нового материала предлагался АМО “Научный эксперимент”, который позволяет формировать навыки исследовательской деятельности. Навык самостоятельной работы формируется на этапе проработки темы. Фронтальная работа на всех этапах урока, а так же при работе на компьютере формирует навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

На уроке ставились цели: формирование у учащихся представления о таблице и умение представлять и обобщать изученную на уроке информацию. При изложении материала учитель может разумно сочетать принципы научности и доступности учебного материала.

Изучение нового материала организовано в доступной научной форме, наглядно в эффективно взаимодействующих группах.

На уроке используются разнообразные методы и приемы: обсуждение, практикум, исследование, которые способствуют формированию у учащихся самостоятельного мышления, активной учебной деятельности. Мотивация учащихся высока.

В конце урока проводилась рефлексия деятельности учащихся, когда каждый учащийся мог оценить свою работу и работу в группе.

Данный урок был представлен Шульжик Еленой Витальевной на городском семинаре “Здоровьесозидание в школе: от педагогической стратегии к педагогическим технологиям”. Так же урок был представлен на конкурсе “Петербургский урок” (победитель в районном этапе конкурса в номинации “Лучший урок математического цикла”.

В приложении показана технологическая карта урока.

Тема урока: “Таблицы”. 5 класс (базовый уровень)

Урок информатики с применением технологии модерации и активных методов обучения

— повторение раннее изученного материала;

— изучение новых понятий и умений;

— стимулирование интереса к теме.

— развитие логического мышления, памяти, внимательности;

— развитие навыков практической деятельности.

— формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;

— формирование навыков познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий, границ своих знаний, мыслительных процессов и их результатов.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов

Проверка правильности результатов поиска и расчетов (оценивается индивидуальная работа).

Мониторинг коллективной работы и оценка личностных результатов учащихся.

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

Наблюдение за развитием коммуникативных навыков.

Проверка навыков работы за компьютером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике. Они оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.

Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у учащихся.

В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения.

Источник

Активные методы обучения на уроках информатики

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ СОШ с.Арка

Доклад на тему:

«Применение активных методов

на уроках информатики»

Выполнила:

Коваль Анна Петровна,

Содержание

Активные методы обучения.

Примеры применения активных методов обучения на уроках

Для подготовки учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения в школах был введен предмет информатики. Изучение информатики имеет огромное общеобразовательное значение, далеко выходящие за рамки задачи подготовки выпускников школы к жизни и труду в формирующемся «информационном» обществе. Задачей учителя на уроках информатики является использование разных методов обучения для наиболее результативного усвоения школьной программы учениками, выбор которых, очень важен.

В моей практике применяются следующие активные методы обучения:

метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся;

мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

кейс-метод или метод конкретных ситуаций – это метод активного проблемного, эвристического обучения. Название метода происходит от английского case – случай, ситуация и от понятия «кейс»- чемоданчик для хранения различных бумаг, журналов, документов и пр.

критическое мышление – вид мышления, направленный на выявление недостатков в суждениях других людей, на оценку себя и своих возможностей. Критическое мышление проявляется в ситуации, когда в процессе применения знаний осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов.

игровые, соревновательные приёмы.

Примеры применения активных методов обучения на уроках

Важнейшее условие самореализации личности, раскрытие творческих возможностей – это самостоятельность, результат воспитания и самовоспитания. Формируя у школьников самостоятельность работы на уроках информатики, ставлю перед собой две задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Идеальным средством для решения этих задач служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть проект на целый учебный, а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся – один из основных принципов проектной деятельности. Учитель и ученик – партнёры и единомышленники. Их объединяет совместная деятельность направленная на решение актуальных проблем. Проблем, дискуссионных тем и вопросов, которые можно реализовать на уроке информатике очень много. Поэтому использование проектной технологии в преподавании этого предмета представляется очень эффективным. В качестве примера приведу разработку урока в 10 классе п о теме: «Поисковая служба интернет. Интернет-зависимость ». (Приложение №1: конспект урока).

Работа над проектом проходила в несколько этапов, в рамках которых учитель, и учащиеся выполняли каждый свои функции:

— подготовка к работе над проектом; активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть фото активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть картинку активные методы обучения на уроках информатики. Картинка про активные методы обучения на уроках информатики. Фото активные методы обучения на уроках информатики

— выбор проблемы, постановка цели;

— разработка собственного варианта решения проблемы;

— реализация плана действий;

— подготовка к защите проекта;

— анализ, обобщение, выводы (рефлексия).

При изучении темы «Поисковая служба интернет. Интернет-зависимость. » на первом уроке, в водной беседе, был определен круг проблемных вопросов, один из которых и лег в основу проекта « Интернет – безграничность возможностей или опасностей? ». Распределив вопросы, над которыми будут работать, учащиеся приступили к сбору информации и оформлению работы в виде презентаций, плакатов, буклетов. На дополнительной консультации ребята обсуждали возникшие трудности, собирали недостающие сведения, проводили соцопрос среди учащихся школы. На заключительном занятии ребята защищали свои проекты, участвовали в дискуссии, анализировали, делали выводы.

Учащиеся имеющие высокий уровень работы на компьютере готовы к созданию более серьезных проектов, например, с элементами исследовательской деятельности. Одной из форм таких проектов являются видеопроекты. Под видеопроектами подразумеваем всю совокупность работ над видеофильмом: выбор темы; поиск информации; написание сценария; изготовление костюмов, декораций, кукол; распределение ролей; процесс съемки; монтаж готового фильма из видеоклипов и его озвучивание; представление и демонстрация фильма. Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационные, документальные, игровые. активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть фото активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть картинку активные методы обучения на уроках информатики. Картинка про активные методы обучения на уроках информатики. Фото активные методы обучения на уроках информатики

Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы, а также создавать мультфильмы, презентации, брошюры, буклеты и многое другое. (Приложение №2: проекты учащихся).

Работая в старших классах, столкнулась с проблемой несвязной речи учащихся, неумением выражать свои мысли, применять знания в незнакомой ситуации. Это натолкнуло меня на поиски новых методов, приемов и технологий. Свое внимание заострила на технологи развития критического мышления . Это интерактивная технология развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.

Формы урока в РКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая. активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть фото активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть картинку активные методы обучения на уроках информатики. Картинка про активные методы обучения на уроках информатики. Фото активные методы обучения на уроках информатикиактивные методы обучения на уроках информатики. Смотреть фото активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть картинку активные методы обучения на уроках информатики. Картинка про активные методы обучения на уроках информатики. Фото активные методы обучения на уроках информатики

В 10 классе при рассмотрении темы «Иерархические структуры и деревья» реализую данную технологию через три этапа:

вызова, осмысления и рефлексии.(Приложение №4.конспект урока).

При составлении контрольных, самостоятельных работ подбираю дифференцированные задания для учащихся с учетом базового и повышенного уровня, стараюсь включать больше творческих заданий, ориентированных на решение жизненных ситуаций.

Также к активным методам можно отнести деловую игру. Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника. Эффект от обучения по методу деловых игр усиливается также за счет перевоплощения участников игры в конкретных действующих лиц. Игра оживляет повседневность учебного процесса, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения или материала.

Рассмотрим пример деловой игры на уроке информатики в 10 классе при изучении темы «Выбор конфигурации компьютера» :

«В городе рабо тают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конк ретного дня протекает следующим обра зом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением крос сворда из тех слов, которые используют ся в работе. Затем поступает заказ: за казчик хочет купить компьютер, но точ но не знает, какой конфигурации дол жен быть этот компьютер и какое до полнительное оборудование к компьюте ру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сбор ке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Урок содержит два основных этапа на каждом из которых выполняется оп ределенное задание.

Задание 1 составление кроссвор да. На этом этапе учащиеся знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных по нятий.

Задание 2 — сборка компьютера (оп ределение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся уз нают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант конфигурации компьютера с обо снованием, почему они предлагают имен но такой вариант.

В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток . Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать диалог (групповую дискуссию), в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток была взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Так определились темы минуток («Что может компьютер», «Дисплей – отважный капитан», «Чудо – принтер», «Знакомимся с дискетой» и т.д.). На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося была книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера (метод проектов). По ходу проведения информационных минуток необходимо показывать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель почерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем. Поощрять участие детей в подготовке и проведении минуток.

В целях активизации использую игровые, соревновательные приёмы , стараюсь создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (создать эффект неожиданности, распределить роли, изменить посадку в классе, разделить на группы и т.п .).

Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности обучаемых разрабатываю сценарии внеклассных мероприятий и провожу предметные игры, например: «О, счастливчик», «Поле чудес», «Брейн-ринг», «Пирамида» и т.д.(Приложение №5: разработка внеклассного мероприятия). активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть фото активные методы обучения на уроках информатики. Смотреть картинку активные методы обучения на уроках информатики. Картинка про активные методы обучения на уроках информатики. Фото активные методы обучения на уроках информатики

Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.

При использовании активных методов обучения в своей работе опиралась на следующие источники информации:

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психоло гическое обучение.’ Л., 1985.

Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989 г.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учеб ном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Зна ние, 1989 г.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

Оганесян Я Т. Методы активного социально- психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003 г.

Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО «Профиздат», 1991 г.

Грук В. Век «Поля чудес» на уроках информатики//Наука и школа. 1997 г., № 1.

Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989 г.

Кочеткова А.И. Сборник методических разработок по проведению семинара «Деловая игра». М.: Профиздат, 2000 г.

Источник

«Применение активных методов на уроках информатики»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Применение активных методов на уроках информатики»

Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.

«За основу понятия компетентный человек берётся способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, обучаться на протяжении всей жизни.»

Для каждого предмета вырабатывается своё понятие информатической компетентности.

Переход от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и мето­дов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к ком­петентностному подходу — использование актив­ных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.

1.Активные методы обучения.

Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в проти­воположность «традиционным под­ходам», где учащийся играет гораздо более пассивную роль.

Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащих­ся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспе­чивает в максимально возможной степени обрат­ную связь между учащимися и преподавателями. При исследовании активных методов обучения отмечено, что если при лекционной подаче материала ус­ваивается не более 20% информации, то в деловой игре — до 90%.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

· метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореа­лизацию личности учащегося, развитие его интеллек­туальныхи физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания но­вых продуктов, обладающих объективной или субъек­тивной новизной, имеющих практическую значимость;

· мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку оп­ределенных рецептов эффективной учебной и про­фессиональной деятельности;

ролевые игры — метод, используемый для усвое­ния новых знаний и отработки определенных на­выков в сфере коммуникации. Ролевая игра пред­полагает участие не менее двух «игроков», каждо­му из которых предлагается провести целевое об­щение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

· баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому пред­лагают выступить в роли экскурсовода по музею компьютерной техники. В материалах для подго­товки он получает всю необходимую информацию
об экспонатах, представленных в зале;

· тренинги — обучение, при котором в ходе про­живания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изме­нить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

· обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

· анализ практических ситуаций (сase study) —метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, гене­рировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся (большинство методов обучения можно использовать в небольших группах).

Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Для выбо­ра конкретного активного метода можно восполь­зоваться приведенной классификацией методов ак­тивного обучения.

2.Применение активных методов обучения.

Активные методы обучения в пер­вую очередь следует применять для повыше­ния учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.

Активные методы обучения следует применять также для:

· активизации познавательной активности уча­щихся;

· развития способности к самостоятельному обу­чению;

· выработки навыков работы в коллективе;

· корректировки самооценки учащихся;

· формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).

Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:

· эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

· развитие навыков активного слушания;

· отработка изучаемого материала;

· развитие навыков принятия решения;

· эффективная проверка знаний, умений и навы­ков по теме.

Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной си­стемы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систе­му проверки и контроля. Результаты использования активных методов обу­чения в принципе невозможно оценить по такой схеме.

Основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают луч­ший результат по сравнению с традиционными пе­дагогическими технологиями.

Педагогика — в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психо­логических наук. Обоснование возможности и це­лесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе нам даёт современная психология.

Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в учебных заведениях, но и приобретается в ходе «естественного освоения», кото­рое получило название научение. Выражения «шко­ла жизни» и «мои университеты», в которых не подразумеваются официальные заведения, — имен­но об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине XVIII века Жан-Жак Рус­со, в XX веке его идеи развил Джон Дьюи.

Информационно-компьютерные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.

Анализируя такие уроки, я отмечаю: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с использованием презентационного материала, электронных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг и становится составной частью современного образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *