активные методы обучения на уроках музыки
Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Активные методы обучения на уроке музыки в общеобразовательной школе.
Во все времена музыкальное искусство, отражая жизнь и выполняя познавательную роль, воздействовало на человека, воспитывая его чувства и формируя вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя. Так выявляется одна из главных задач музыкального воспитания – формирование гармонически развитой личности ребенка с полноценной системой духовно-нравственных ценностей и богатой эмоциональной сферой.
Но стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике привели к снижению интереса к музыкальному искусству, и, как следствие, к падению престижа музыкального образования.
В связи с этим, одной из важных задач учителя музыки в общеобразовательной школе становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся. Становится необходимым применение более эффективных форм организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную деятельность учеников.
Для осуществления этих задач необходимо выделить использование в образовательном процессе активных методов обучения, то есть такой системы методов, которые обеспечат активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Такие методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения.
Игра, как один из основных активных методов, во все времена оставалась и остается одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому игровая деятельность является одним из важных методов работы с детьми. Игра активизирует важнейшие психические процессы ребенка: эмоции, память, интеллект. Естественно включая ученика в процесс познания музыки, игра позволяет моделировать любые изучаемые явления и процессы, позволяет воодушевить детей в процессе занятий, дает возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Большую роль в процессе внедрения активных методов обучения играет информатизация образования. В наши дни, создание информационного пространства в образовательном процессе стало нормой. Это не только повысило мотивацию современного школьника к различным видам учебной деятельности, но и позволило расширить понимание возможностей информационных технологий. А использование мультимедиа-технологий в музыкальном образовании не только повышает интерес учащихся к предмету, но и дает множество возможностей, таких как развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, обучение нотной грамоте, изучение принципов композиции, аранжировки, работы со звуковыми файлами, создание электронных музыкальных энциклопедий, исследовательская деятельность. Развитие информационной среды, телекоммуникационных сетей обеспечивает доступ к огромным объемам информации, позволяющей активизировать познавательную деятельность учеников.
Учитывая, что одним из активных методов обучения является игра, а компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить многие задачи, которые сегодня ставит перед собой учитель музыки в новой школе.
Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития музыки» Кирилла и Мефодия приобщает к мировой музыкальной культуре, развивает музыкальный слух и чувство ритма, учит уверенно говорить о музыке, различать музыкальные жанры, стили и направления, разбираться в системе музыкальных терминов, понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.
Музыкально-интерактивные игры «Волшебная флейта», «Щелкунчик», «Карнавал животных», «Алиса и времена года» сочетают в себе увлекательную интерактивную игру, загадки, викторины, музыкальную энциклопедию, а также задания на тренировку музыкального слуха и памяти. Эти игры можно использовать на всех этапах урока – при изучении новой темы, так как они содержат определенный набор теоретических сведений; в качестве викторины, например, при знакомстве на уроке с определенными произведениями и, соответственно, при оценке полученных знаний.
Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию, повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.
Активные методы обучения на уроках музыки как средство формирования личностных универсальных учебных действий
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углубленным изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла
имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга
Номинация «Учитель года»
Активные методы обучения на уроках музыки
как средство формирования
личностных универсальных учебных действий
Пономаренко Ирина Вячеславовна,
учитель музыки ГБОУ СОШ № 303
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Активные методы обучения на уроках музыки как средство формирования личностных универсальных учебных действий
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей
просачивается в сердце и оживляет его»
Основная задача уроков музыки в школе с соответствии с «Программой развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы» (утв. Минкультуры России 29.12.2014) состоит в пробуждении у воспитанников интереса к музыке, в том, чтобы учить их чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им, эмоционально положительно воспринимать музыку, испытывая потребность в систематическом общении с ней. Необходимо, чтобы дети на любом из этапов их возрастного становления накапливали в своей художественной памяти впечатления от образцов высокого искусства, систематически и последовательно овладевали знаниями о музыке.
Для решения поставленных задач перед системой российского музыкального образования, в том числе перед учителями музыки, требуются новые педагогические технологии, эффективные формы и методы организации образовательного процесса. Использование активных методов обучения является одним из средств в достижении образовательных результатов.
Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, которые выстроены на диалоге, на игровом действии и творческом характере обучения, на практической направленности, интерактивности, групповой форме организации работы, деятельностном подходе к обучению, предполагают свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Сегодня проблема активности личности в обучении одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. И реализуемый в школах федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) нацелен в том числе и на развитие личностных характеристик ученика. В составе универсальных учебных действий (далее – УУД), которые описываются во ФГОС ООО, выделяются личностные универсальные учебные действия. В этот блок УУД входит жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Таким образом, в своей работе я применяю активные методы обучения, которые способствуют формированию положительной учебной мотивации, эффективному усвоению большого объема учебной информации. повышению познавательной активности учащихся, развитию творческих способностей, раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося. При системном использовании активных методов роль учителя меняется. Он становится консультантом, наставником, модератором. Целенаправленное применение активных методов в образовательном процессе, а также использование технологии модерации позволяет обеспечить эффективность образовательного процесса и гарантированное достижение запланированных целей обучения, воспитания и развития.
Описание опыта работы
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения.
Формирование данных групп учебных действий обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно, не существует. Используя активные методы в своей работе, я руководствуюсь несколькими правилами:
главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
в процессе обучения обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, объединяя в дифференцированные подгруппы обучающихся с одинаковым уровнем знаний;
на воспитание активности не жалею ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества;
часто использую вопрос “почему?”. Понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;
изучаю и учитываю жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития;
развиваю творческое мышление всесторонним анализом проблем;
поощряю исследовательскую работу учеников;
стараюсь учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью;
объясняю ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Итак, активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Опираясь на свой опыт работы, я хочу выделить несколько активных методов обучения:
метод проблемного обучения;
игровые методы обучения;
метод проектного обучения;
Одной из главных понятий проблемного обучения является проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Это ситуация конфликта между знанием как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности.
Нередко использую задания, которые связаны с переведением музыкального образа в другой образ: живописный или танцевальный. Детям предлагаю выразить свои музыкальные впечатления в рисунке, графике, цвете (приём «графическое и цветовое моделирование музыки» ), придумать танец (приём «пластическое интонирование» ), сочинить ритмический аккомпанемент.
Метод проблемного обучения широко применяю в работе при поиске обучающимися ответов на вопросы: «Какую музыку вы слышите, глядя на данную картину?», «Какую живописную картину нарисовала музыка?» в 5 классе, «Тембр каких инструментов подошёл бы для оркестровки данного музыкального произведения», «Как развивается музыкальный образ?», «Почему музыка написана именно в этой музыкальной форме, а не в другой» в 6 классе, «Что значит современность в музыке», «В чём эстетическая и нравственная ценность классических произведений?», «Если б вы были звукорежиссёром, каким музыкальным произведением вы озвучили бы данные стихи, картины, архитектурные сооружения и др.», «Какую музыку мы можем называть серьёзной, а какую – лёгкой?» в 7 классе. Используя метод проблемного обучения, демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования навыков межличностного взаимодействия.
Игровые методы обучения. Игра является одним из наиболее эффективных активных методов обучения. При обращении к данной технологии, я всегда помню, что должна быть четко обозначена цель обучения и соответствующий ей педагогический результат. В своей практике я использую музыкальные дидактические игры на первой ступени обучения для усвоения выразительных средств музыки, которые были разработаны Беллой Соломоновной Рачиной, заслуженным учителем Российской Федерации, Почетным работником профессионального образования Российской Федерации, доцентом кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. Герцена.
Музыкально-пластические игры и упражнения на уроках музыки выполняют не только обучающую функцию, но и функцию релаксации, помогая добиваться музыкальной разрядки, снять умственное напряжение и утомление детей, они выступают в роли здоровьесберегающих технологий. Музыкально-пластическая деятельность воспитывает внимание, ловкость, точность, пластичность, энергичность. На моих уроках она представлена как обучающаяся деятельность с игровыми элементами. Например:
использование приема «свободного дирижирования»;
пластическая и ритмическая импровизация;
имитация игры на музыкальных инструментах (плюс собственно игра на детских музыкальных инструментах);
выполнение пластического этюда, основанного на музыкальном материале слушательской деятельности.
Используя игровые методы на уроках, мы развиваем мотивы музыкально-учебной деятельности и способствуем реализации творческого потенциала в процессе коллективного и индивидуального музицирования. В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.
Метод проектного обучения используется для реализации поставленной задачи формирования личностных универсальных учебных действий. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают у себя исследовательские умения (умения выявить проблему, сбор информации, наблюдения, анализа, обобщения), мышление. Возможные темы учебных проектов разнообразны.
Например, интеграция музыки и литературы дает возможность осуществить творческий проект во 2 классе в рамках темы «Колыбельная». Дети с удовольствием сочиняют колыбельные песни и оформляют их (рис.1)
Технология активных методов обучения как эффективное средство реализации новых образовательных стандартов на уроках музыки
Ирина Муралева
Технология активных методов обучения как эффективное средство реализации новых образовательных стандартов на уроках музыки
Технология активных методов обучения как эффективное средство
реализации новых образовательных стандартов на уроках музыки.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Главная цель введения ФГОС – повышение качества образования, воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. В содержании стандарта нового поколения образовательной области «Искусство» на первый план выходит разнообразный и вариативный опыт творческой деятельности. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.
Задачей музыкального образования является развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего.
“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – эти слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
Для решения этих задач требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса.
Активные методы обучения можно применять на разных этапах урока.
На этапе инициации я применяю следующие АМО: «Подари улыбку», «Музыкальный урок», «Поздоровайся глазами», музыкальные приветствия для подготовки голосового аппарата к пению. В распевке «Здравствуйте, ребята» обучающиеся начальных классов ведут с учителем музыкальный диалог, одновременно идет работа над дикцией и настройка певческих голосов. На уроке музыки в 4 классе, посвященном празднику Масленицы, дети входят в класс, и, взявшись за руки образуют круг – хоровод. Затем исполняют песенку «Мы теперь – друзья». Дети поют, выполняют движения в соответствии с текстом песенки, активно взаимодействуют друг с другом.
Вхождение в тему (определение целей урока).
На данном этапе обеспечивается мотивация и осмысленность процесса обучения. «Метод ассоциаций» дает возможность в быстром темпе высказать свои мысли. В ходе применения методов «Мозаика», «Иллюстрация» обучающиеся формулируют тему урока. Метод «Звездная цель» заключается в том, что команды получают задание, в соответствии с темой образовательного мероприятия, записать на звездах свои личные цели, к достижению которых они будут стремиться. После этого звезды прикрепляются на доску и участники знакомятся с целями других команд.
На этапе определения ожиданий (опасений) применяю метод «Нотный стан», который служит переходом к следующим фазам образовательного мероприятия. Я предлагаю ребятам взять по две ноты, написать на нотках белого цвета свои ожидания от предстоящего урока, на нотках темного цвета – опасения. Затем дети располагают «нотки» на нотном стане и под музыку знакомятся с ожиданиями и опасениями друг друга. После этого участники объединяют свои нотки в «аккорды», располагая их на нотном стане.
Активные методы обучения – очень гибкие методы, многие из них можно использовать в разных условиях с разными возрастными группами.
На этапе актуализации включаю в урок следующие АМО: «Шаг за шагом», «Жокей и лошадь», «Убери лишнее». Дети должны найти «лишний» инструмент симфонического оркестра в группе инструментов и объяснить, почему исключают данный инструмент. Обучающиеся работают в парах, проверяем правильность выполнения с помощью презентации на интерактивной доске.
На этапе передачи новой информации применяю метод пластического интонирования. Пластическое интонирование – это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. На уроке в 3 классе по теме «Танцевальность»,дети выполняют задания в группах: 1. Балерины (девочки) исполняют «Танец золотых рыбок», анализируют свои ощущения и определяют роль ритма в музыке. Это помогает сосредоточиться на характере движений, выразить легкость, полётность музыки. 2. Музыканты симфонического оркестра (мальчики) играют на воображаемых струнных инструментах «пиццикато». Через активную деятельность дети знакомятся с приемом игры не смычком, а щипком пальцев.
Активные методы обучения заставляют пассивных детей включиться в работу на уроке, они становятся успешнее, и чувствуют себя более уверенно.
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы
Назначение методов, применяемых на этапе эмоциональной разрядки – снятие напряжения и усталости, восстановление энергии. На уроках в начальных классах это разнообразныеАМО с применением ИКТ: «Танцевальная площадка», «Танцуем со смайликами», «Веселая разминка»; «Танцы народов мира». Дети с удовольствием выполняют задания, участвуя в АМО «Звукоряд». Командам нужно найти в классе CD-диски, на которых написаны названия нот, и построиться в определенном порядке. Во время выполнения задания фоном звучит песня о нотах.
Эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока позволяют АМО обучения на этапе рефлексии: «Шкатулка впечатлений», «Птица счастья».
В конце урока дети выбирают себе птичек по цветовой гамме, которая символизирует настроение. Обучающиеся прикрепляют крылья-гармошки птицам и рассказывают о своих впечатлениях после урока.
АМО «Джаз-бэнд» применяю на уроке в 6 классе по теме «Джаз – искусство XX века». Обучающиеся делятся на команды при помощи шаблонов музыкальных инструментов: (труба, тромбон, саксофон, фортепиано, контрабас). После обсуждения вопросов, команда записывает ответы на соответствующий шаблон. Затем музыканты (участники) «исполняют джаз», т. е. подводят итоги урока, опираясь на предложенный учителем перечень вопросов. Во время выполнения заданий в классе звучит джазовая композиция.
Для того, чтобы эффективно управлять учебными группами и оптимально использовать время на уроке, учителю необходимо разработать четкие инструкции для участников и контролировать их поэтапное выполнение.
Применение технологии АМО – эффективное средство повышения мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности. Процесс совместной работы, организованный с помощью активных методов обучения, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений. Каждый ребенок старается внести свой вклад в работу группы, развивая свои творческие способности, проявляя инициативу и самостоятельность. Таким образом, формируется интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Это в полной мере отвечает требованиям образовательного стандарта и является одним из главных факторов достижения задач музыкального воспитания.
Список использованных источников:
1. Генике Е. А. Активные методы обучения: новый подход. – М. :Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015.
2. Затямина Т. А. Современный урок музыки. – М. : Глобус, 2008.
3. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Т. С. Шмагина Музыка. 1-4 классы. – М. : Просвещение, 2010.
4. Ривкин Е. Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии. –Волгоград: Учитель, 2014.