актуальность практики в следственном отделе
Производственная практика в следственном отделе ОМВД России города Донской
Следственный департамент МВД как орган МВД задачи которого заключаются в расследовании сложных, носящих международный и региональный характер, уголовных дел, относящихся к подследственности следователей внутренних дел. Субъекты уголовного производства.
Рубрика | Государство и право |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.09.2015 |
Размер файла | 35,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российская правовая академия министерства юстиции Российской Федерации»
(ТФ РПА Минюста России)
О прохождении производственной практики в следственном отделе ОМВД России города Донской
2111-ЮБ группы 2 курса
1. Характеристика деятельности следственного департамента МВД России и его нижестоящих органов (на примере СО ОМВД России по г. Донской)
2. Особенности работы следователя МВД России как субъекта уголовного производства
Я, Крюченков Геннадий Юрьевич, студент 2 курса группы 2111-ЮБ проходил производственную практику в следственном отделе Отдела Министерства внутренних дел России по городу Донской Тульской области с 30 июня по 13 июня 2014 года.
Актуальность выбранной практики заключается в том, что следствие всегда занимало и будет занимать важнейшее место в системе уголовного процесса. Следственные органы организуют работу в рамках досудебной стадии уголовного производства, которая является наиболее важной, потому что в ходе неё собирается вся доказательственная база, которая будет необходима в суде и от которой зависит объективность и точность наказания виновному. В связи с этим роль следователя как субъекта уголовного производства возрастает в разы, что обусловлено не только обязательным наличием у него необходимых теоретических и физических знаний и навыков, но присутствием в его сознании профессиональной этики на основе чести, достоинства и объективности. Ведь наряду с напряжённым и подчас трудным характером работы приходится взаимодействовать с достаточно разными людьми. следственный департамент уголовный
В список задач производственной практики входят:
1. закрепление на практическом уровне полученных теоретических знаний;
2. подготовка к более глубокому изучению материальных и процессуальных отраслей права и связанных с ними юридических наук на старших курсах;
3. формирование практических профессиональных умений и навыков по деятельности следователя;
4. получение определенного представления о работе, структуре, функциях следственного органа ОМВД;
5. приобретение начальных навыков работы с процессуальной и иной документацией следственного органа ОМВД;
6. сбор материала, необходимого для отчета по производственной практике.
1. Характеристика деятельности следственного департамента мвд россии и его нижестоящих органов (на примере со ОМВД России по г. Донской)
Для того чтобы понять цели и задачи, принципы и основные направления деятельности, обязанности и функции должностных лиц, правила делопроизводства следственного отдела ОМВД, необходимо обратиться к его вышестоящему органу, а именно Следственном департаменту МВД России, который является отправной точкой всей следственной деятельности в рамках МВД России.
Следственный департамент МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
Правовую основу деятельности Следственного департамента МВД России и его нижестоящих органов, в том числе и СО ОМВД России по г. Донской составляет:
4. Федеральный закон от 02.05.2006 в ред. от 02.07.2013 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
5. Указ Президента РФ от 23.11.1998 в ред. от 05.05.2014 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 в ред. от 27.06.2014 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»);
7. Приказ МВД РФ от 08.11.2011 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов» и др.
Нижестоящими звеньями после Следственного департамента МВД России можно считать следственное управление (отдел, отделение, группа) при управлении (отделе, отделении) внутренних дел района, города, района в городе, закрытом административно-территориальном образовании, на особо важном и режимном объекте, при линейном управлении (отделе) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, которое организует расследование уголовных дел о преступлениях, отнесенных УПК РФ к подследственности следователей органов внутренних дел.
Деятельность следственного управления (отдела, отделения, группы) осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Личный состав следственного управления (отдела, отделения, группы) включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, и работников.
Надзор за законностью деятельности следственного управления (отдела, отделения, группы) осуществляется соответствующим прокурором в пределах предоставленных ему законом полномочий.
С учетом требований УПК РФ следственное управление (отдел, отделение, группа), выполняя следующие основные функции, обеспечивает:
1. расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел;
2. разработку и реализацию мер по повышению качества и сокращению сроков производства предварительного следствия, соблюдению прав и законных интересов граждан;
3. взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;
4. обобщение и анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, работу следователей по возмещению материального ущерба, восстановлению нарушенных прав и интересов граждан, учреждений и организаций, потерпевших от преступлений;
5. распространение и внедрение передовых методов расследования и использования технических средств;
6. в обязательном порядке учёт:
· поступивших заявлений и сообщений о преступлениях, сроков их разрешения, а также материалов, по которым отказано в возбуждении уголовного дела;
· выездов следователей на места происшествий;
· возбужденных следователями данного органа внутренних дел и поступивших из других органов уголовных дел, а также дел и материалов, выделенных в отдельное производство;
· поручений о производстве следственных действий, поступивших для исполнения;
· лиц, привлеченных к уголовной ответственности, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений;
· результатов расследования и рассмотрения в судах уголовных дел;
· размера причиненного преступлениями материального ущерба и обеспечения его возмещения;
· выявленных в ходе следствия ранее не известных преступлений;
· преступлений, раскрытых по ранее приостановленным делам;
· представлений прокуроров, частных определений судов;
· профилактических мероприятий по материалам следствия, ответов на представления;
· мероприятий воспитательной работы и служебной подготовки с личным составом;
7. учёт и правильное использование следователями криминалистических средств, оргтехники, служебного автотранспорта;
8. рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством РФ писем, жалоб и заявлений граждан, учреждений, организаций и предприятий, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам;
9. составление и представление документов первичного учета преступлений, лиц, их совершивших, уголовных дел и отчетов о результатах работы подчиненных следователей Там же..
2. Особенности работы следователя МВД России как субъекта уголовного производства
Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, первоначальный срок ведения которого определён в процессуальном законодательстве. Следователь определяет ход расследования уголовных дел и принимает в связи с этим соответствующее решение. Решение оформляется в форме постановлений, которые имеют определённые процессуальные последствия и являются обязательными для исполнения, как самим следователем, так и участниками уголовного процесса.
Решения следователя облекаются в форму постановлений, следственные действия фиксируются в протоколах, и содержание этих документов, их форма должны соответствовать обстоятельствам уголовного дела и требованиям УПК РФ. Правом вмешательства в процессуальную деятельность следователя обладают только прокурор и начальник следственного отдела путем дачи ему письменных указаний о производстве следствия.
Если в ходе расследования он придёт к внутреннему убеждению, что в материалах следствия нет состава преступления, то выносится постановление о прекращении уголовного дела. Собрав достаточные доказательства, дающие основание для привлечения лица в качестве обвиняемого, следователь самостоятельно выносит мотивированное постановление и предъявляет обвинение. Проведя расследование в полном объеме, он составляет от своего имени обвинительное заключение и представляет дело прокурору для утверждения обвинительного заключения и направления его в суд.
По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий.
Предварительное следствие заканчивается составлением обвинительного заключения, либо постановлением о направлении дела в суд для pассмотpения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановлением о прекращении дела, либо постановлением о прекращении дела с направлением материалов в суд для применения мер административного взыскания.
1. Полномочия по рассмотрению и разрешению сообщений о преступлениях. Этот вид полномочий установлен в п. 1 ч. 2 ст. 38 и в ст. 146-148 УПК РФ. Полномочия следователей и раскрытие притупления, как правило, могут быть реализованы в пределах подследственности уголовных дел, установленной в ст. 151 УПК РФ. Вместе с тем в случаях, когда немедленная передача сообщения по подследственности может повлечь негативные последствия (например, заинтересованные лица, воспользовавшись тем, что никто не проводит проверку заявления (сообщения) о преступлении, предпринимают меры к уничтожению следов преступления или фальсификации доказательств и т.п.), следователь обязан проверить сообщение о преступлении и при наличии к тому оснований возбудить уголовное дело, произвести неотложные следственные действия, а затем выполнить требование ч. 5 ст. 152 УПК РФ о передаче уголовного дела по подследственности.
3. Полномочия по осуществлению уголовного преследования. Наличие таких полномочий обусловлено тем, что согласно ч. 1 ст. 21 УПК РФ следователь обязан осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частной публичного обвинения. К полномочиям следователя как субъекта уголовного преследования относятся: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица; задержание лица в качестве подозреваемого; привлечение лица в качестве обвиняемого; розыск скрывшегося подозреваемого или обвиняемого; применение к обвиняемому меры пресечения; составление обвинительного заключения и направление уголовного дела прокурору для передачи по подсудности.
4. Полномочия по охране прав и свобод лиц, привлекаемых к участию в производстве по уловному делу. Наличие указанных полномочий вытекает из положений, закреплённых в ст. 11 УПК РФ, согласно которой следователь, во-первых, обязан разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1), во-вторых, принять меры безопасности в отношении потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников или близких лиц при наличии достаточных данных о том, что указанным лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями (ч. 3). Указанные полномочия следователя конкретизируются применительно к отдельным процессуальным правам участников уголовного судопроизводства, установленным в ст. 42, 44, 46, 47, 48, 53 и 54 УПК РФ. При этом следует иметь в виду, что закон специально выделяет полномочия следователя по обеспечению подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 16 УПК РФ) Там же..
В ходе прохождения производственной практики я присутствовал при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого, допрос несовершеннолетнего подозреваемого. Участвовал в производстве следственных действий: осмотр места происшествия, проверка показании на месте, выемка документов, предъявление обвинения.
Изучал формы и методы практического взаимодействия следователя с различными подразделениями органов МВД (ОУР, дежурной частью и т.д.), контрольно-ревизионными службами других министерств и ведомств, а также с представителями общественности при раскрытии и расследовании преступлений.
Во время прохождения практики ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Макеты некоторых из вышеуказанных процессуальных документов можно изучить в приложениях (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3). Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.
В целом, ознакомился с уголовными делами, находящимися на стадии расследования, а также с архивными уголовными делами. Имел возможность лично присутствовать при допросах обвиняемых и свидетелей по уголовным делам.
Таким образом, следует отметить итоги прохождения производственной практики. Во-первых, изучил деятельность следственных органов и полномочия следователя на практическом уровне. Во-вторых, узнал либо закрепил ранее известные статьи УК РФ, более детально понял теоретические элементы уголовно-правовой науки, а также изучил основы уголовно-процессуального законодательства. В-третьих, освоил нормативно-правовую базу, на которой основывается деятельность следственного органа при МВД. В-четвертых, проверил ранее известные или выявил новые, а также недостающие качества в себе, необходимые работнику правоохранительных органов, в частности, следственного органа МВД. Это такие качества как соответствующий уровень интеллекта, аналитическое мышление, цепкая память, эмоциональная устойчивость, самодисциплина, честность, высокое чувство ответственности и веры в свои силы. Затруднения и негативные явления в ходе практике передо мной не возникали.
Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объёме освоить все направления деятельности следственных органов, однако даёт возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу производственной практики выполнил в полном объёме, получив необходимые практические и закрепив полученные теоретические навыки.
Работа в следственных органах при МВД является сложной и напряженной, для успешного её выполнения от работника следственного органа требуется не только отличная теоретическая подготовка, но и достаточно весомый практический опыт. Производственная практика является важнейшим и результативным этапом подготовки квалифицированного специалиста. Это этап получения необходимых практических знаний и навыков, овладев которыми, студенту в будущем станет значительно проще выбрать профессию. В дальнейшей перспективе есть ярко выраженное желание проходить практику в следственном отделе ОМВД России либо в следственном отделе следственного управления Следственного комитета РФ.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие и сущность подследственности уголовных дел. Изучение теоретической и практической стороны института подследственности уголовных дел. Порядок передачи уголовных дел по подследственности. Территориальный (местный) признак подследственности.
курсовая работа [29,9 K], добавлен 12.02.2011
Характеристика следственного отдела МО МВД России «Змеиногорский». Расследование преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел. Взаимодействие с органами, осуществляющими экспертно-криминалистическую деятельность.
отчет по практике [22,9 K], добавлен 23.05.2014
Функции, присущие органам внутренних дел. Оформление поступивших сообщений о преступлениях и иной информации следственного отделения ОМВД России по ЗАТО Александровск. Задачи, функции, права и обязанности органов дознания. Виды дознания, их особенности.
отчет по практике [30,3 K], добавлен 04.01.2013
История развития уголовного процесса в России. Деятельность суда, прокурора, следователя, органов дознания при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел. Сущность уголовно-процессуальной деятельности. Задачи и процедура уголовного процесса.
реферат [23,6 K], добавлен 12.01.2010
Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь как специальный орган охраны: задачи, функции, организационное построение. Обзор тактических основ несения службы личным составом строевых подразделений милиции Департамента охраны МВД.
реферат [59,4 K], добавлен 05.04.2017
Отчет по практике в Следственном отделе Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 08:12, отчет по практике
Краткое описание
При прохождении практики получены навыки практического применения норм уголовного и уголовно-процессуального права на стадии предварительного расследования уголовных дел, рассмотрения заявлений и жалоб, поданных гражданами или выявленные в ходе проверок, о нарушении прав граждан.
отчет.doc
Производственная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний полученных в процессе теоретического обучения. В ходе производственной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в органах прокуратуры, в следствии.
В ходе прохождения практики я познакомилась с ежедневной работой следователя Следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. В первые дни прохождения практики, мною было осуществлено изучение распределения функциональных обязанностей между работниками следственного отдела, а также я была ознакомлена с приказами и распоряжениями, инструкциями Руководителя Следственного комитета, с приказами и положениями, с локальными нормативными актами СУ СК РФ.
Мною были получены знания в области делопроизводства в органах следственного комитета. Я ознакомилась с работой канцелярии, в частности с уголовными делами.
Немаловажное значение, в ходе производственной практики, было обращено на изучение других приказов Руководителя Следственного отдела.
Во время прохождения практики я ознакомилась с материалами, которые подлежат разрешению в порядке ст. 144, 145 УПК РФ, участвовала в их разрешении и составляла под надзором руководителя постановления, принимала по ним решения.
Помимо этого, у руководителя, имеются необходимые учебно-методические материалы, которых нет в открытой продаже. Изучение методической литературы является немаловажным фактором в формировании грамотного следователя, является необходимым дополнением в пополнении работы следователя.
План прохождения практики в
Следственном отделе СУ СК РФ
— изучение и анализ нормативных правовых и локальных актов, регулирующих деятельность Следственного отдела СУ СК РФ;
— распределением обязанностей между руководителем, его заместителем, и следователями;
Второй этап (применение полученных знаний на практике):
участие в спортивной жизни СУ СК РФ.
С разрешения руководителя практики присутствовала при проведении различных следственных действий. В частности, в ходе расследования уголовного дела в отношении Н. присутствовала при допросе его в качестве подозреваемого, осмотре места происшествия, очной ставке, допросах свидетелей и потерпевших, обысках и выемке орудий преступления. Принимала участие в разработке и составлении плана следственных и оперативно-розыскных действий, готовила проекты отдельных поручений по нескольким уголовным делам, проекты процессуальных документов, в том числе, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, постановления о назначении судебно-медицинской и других экспертиз, обвинительные заключения.
По поручению руководителя практики проводила некоторые следственные действия в присутствии следователя:
5. По поручению следователя присутствовала при проведении СПЭК, СНЭ,
СМЭ.
В процессе прохождения практики по поручению следователя я присутствовала при проведении СМЭ, готовила проекты постановлений о назначении СМЭ, СМО, СХЭ, почерковедческой экспертизы, дактилоскопической экспертизы. Также мною было освоена техника составления и, непосредственно, составление проектов постановлений о возбуждении уголовного дела, протоколов допроса свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, подозреваемого, проекты запросов в медицинские учреждения. В ходе прохождения практики осуществляла составление проекта обвинительного заключения, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, проектов уведомлений о передаче по подследствености, о направлении уголовного дела в суд, о продлении срока следствия.
Однако большую часть производственной практики я занималась изучением тактики и методики расследования отдельных категорий преступлений, стараясь одновременно приобрести практические навыки.
Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) участие в разработке мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле в следственных органах Следственного комитета.
Мне бы хотелось бы предложить следующее, для улучшения следственной работы:
1. Введение специальной курьерской службы следственного комитета, т.к. иногда повестки приходится разносить самим следователям, а это занимает значительную часть рабочего времени.
2. Введение нового дежурного служебного транспорта для работников следственного комитета.
3. Установка более современного технического оборудования.
4. Введения штата помощников следователей.
За время прохождения практики я была ознакомлена с основными разделами и направлениями деятельности следственного комитета: общей организацией работы и основами делопроизводства; организацией работы по борьбе с преступностью и методикой надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование; методикой надзора за исполнением законов и законностью правовых актов; методикой надзора за исполнением законов в местах временного содержания задержанных, организацией работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
По результатам прохождения практики прихожу к следующим выводам.
Производственная практика является одним из основных условий закрепления полученных в академии теоретических знаний, приобретения практических навыков по их применению, а также выявления пробелов в знаниях теории. Безусловно, продолжительность практики не позволяет в полном объеме освоить все направления деятельности Следственного отдела СУ СК РФ, однако дает возможность получить начальную практическую подготовку, оценить свои возможности и окончательно выбрать будущую специальность. Считаю, что программу практики выполнила в полном объеме, получив необходимые практические навыки и закрепив полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.
При прохождении практики, я получила навыки практического применения норм уголовного и уголовно-процессуального права на стадии предварительного расследования уголовных дел, рассмотрения заявлений и жалоб, поданных гражданами или выявленные в ходе проверок, о нарушении прав граждан.
При прохождении практики мною не были замечены недостатки в работе следователей СО СУ СК РФ, не смотря на загруженность при расследовании уголовных дел, они проводят следствие в соответствии с существующим законодательством.
На всем протяжении работы мне оказывалась помощь и внимательное отношение со стороны руководителя, старшего следователя СО СУ СК РФ, и других опытных работников Следственного отдела Следственного управления Следственного комитета РФ.
Недостатков учебного процесса применительно к практике мною не замечено.
В заключение отчета отмечаю, что, во-первых, производственная практика необходима т.к. она позволяет закрепить знания, приобретенные в ходе учебного процесса, а во-вторых, она дает возможность, ознакомиться с ежедневной работой работников Следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации.
В дальнейшем я хотела бы работать в органах следственного комитета.